Оценки эффективности проведенной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценки эффективности проведенной



Психокоррекционной работы

Оценка эффективности проведенной работы с де­тьми может быть разной, в зависимости от того, кто производит эту оценку: ребенок, то есть не­посредственно тот, на кого была направлена ра­бота; родитель или другое заинтересованное лицо (родственники, педагоги, администрация детского учреждения), кто обратился с запросом о помощи к психологу; сам психолог.

С точки зрения ребенка работа будет успешной и эффективной, если он во время занятий полу­чит эмоциональное удовлетворение и в целом, как в ходе работы, так и

_____________________________

19 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и. подростков/ Г. В. Бурменская, Е. И, Захарова, О. А. Карабанова и др. —М.: «Академия», 2002.

20Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2004.

по окончании ее, будет пе­реживать положительные эмоции по поводу свое­го участия в групповых занятиях. Для родителей проведенная работа эффективна, если в результате ее удовлетворен запрос. Для психолога критериемрезультативности проведенной работы и эффектив­ности коррекционной программы является степень достижения цели коррекции и решения поставлен­ных в программе задач. О. А. Карабанова21 отме­чает, что степень достижения целей может быть проанализирована на следующих уровнях:

• на уровне общеразвивающего долгосрочного эффекта коррекционной программы как повышение жизнестойкости ребенка, повышение его устойчивос­ти к воздействию факторов риска в развитии;

• на уровне разрешения реальных трудностей развития;

• на уровне постановки целей и задач коррек­ционной программы.

Таким образом, программа может не претендо­вать на полное разрешение трудностей в развитии и вообще иметь профилактический или общеразвивающий характер.

Оценка результативности произведенного воздей­ствия осуществляется психологом, как правило, по­вторной диагностикой тех сторон психики и лич­ности детей, которые явились предметом коррекции. Для оценки устойчивости полученного эффекта не­обходимо произвести ретестирование.

__________________________

21 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.

 


ГЛАВА 2. Психологический практикум

I. Ранний возраст (1-3 года)

1.1. Основные тенденции развития в раннем детстве22

В соответствии с периодизацией, принятой в оте­чественной психологии, раннее детство приходится на период с 1-го года до 3-х лет. Элементы груп­повой психокоррекции возможны уже в этом воз­расте, особенно если ребенок посещает ясельную группу дошкольного детского учреждения. Конечно, в силу возраста, ребенку особенно требуется инди­видуальный подход в коррекции возникших труд­ностей23, однако в профилактических и общеразвивающих целях вполне возможна групповая работа с малышами ясельной группы.

В этом возрасте происходят важнейшие изме­нения в психическом развитии детей — форми­руется мышление, активно развивается двигатель­ная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Ведущей деятельностью является предметная де­ятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их обще­ния с окружающими. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младен­цев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам — напри­мер, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.

В раннем детстве обнаруживается связанность ребенка с конкретной ситуацией: поведение ребен­ка целиком определяется ситуацией, он не при­вносит в нее знаний о других возможных вещах и явлениях. Это связано со своеобразным един­ством между сенсорными и моторными функция­ми, тесной связанностью восприятия и эмоциональ­ного отношения. Важной характеристикой этого возрастного этапа является лабильность эмоцио­нальной сферы ребенка. Его эмоции и формирую­щиеся в это время чувства, отражающие отноше­ния к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации. Восприятие является ведущей психической функ­цией этого периода, что обусловливает специфику других психических функций: память проявляет себя в узнавании, мышление — как его наглядно-действенная форма и т. д.

Общение со взрослым принимает в раннем дет­стве сначала форму ситуативно-делового, а к концу возраста — внеситуативно-познавательного общения. Однако общение со взрослым имеет большое зна­чение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Окружающим надо помнить, что представ­ление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризованной оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнори­рование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех в осуществляемой деятельности.

____________________________

22 Изложено по: Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000.; Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М., Издательство «Аспект Пресс», 2001.

23Для работы с детьми данного возраста мы предлагаем как групповые, так и индивидуальные игры.

Центральным новообразованием возраста являет­ся возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». К трем годам обнаруживается осознание себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющегося, имеюще­го свои чувства, желания и возможности. Все это проявляется в знаменитом кризисе 3 лет.

Основные симптомы кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие (своенравие), протестное поведение, обесценивание требований взрос­лых, ревность, деспотизм. Конструктивное содержа­ние кризиса связано с нарастающей эмансипацией ребенка от взрослого. Кризис 3 лет — это пере­стройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей — он пы­тается установить новые, более высокие формы от­ношения с окружающими.

На основании изложенных тенденций развития ребенка раннего возраста можно выделить следу­ющие направления психокоррекционной и разви­вающей работы:

• развитие моторики;

• развитие предметных действий;

• развитие речи;

• общеразвивающие игры.

Развитие моторики

Развитие моторики в раннем возрасте являет­ся важной задачей для развития ребенка в целом. Любой малыш, ограниченный в передвижении в пространстве, отстает в развитии познавательной деятельности. Его исследования окружающего мира в этом случае исчерпываются очень небольшим пространством, расположенным вблизи него. Все де­ти хотят двигаться, исследовать окружающий мир, взаимодействовать с людьми и игрушками. Ока­зание ребенку продуманной поддержки дает ему возможность делать то, что он хочет, но не может без посторонней помощи из-за своих физических проблем. Если ребенок не получает поддержку в развитии, то это ведет к отставанию детей в мо­торном развитии24. Несформированность крупной (грубой) моторики (движения руками, ногами, ту­ловищем и т. д.) проявляется в виде плохой ко­ординации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости (неуклюжести), в выраженных затруднениях при вы­полнении физических упражнений по показу или словесной инструкции.

Учеными замечено, что если ребенок поставлен в условия хронической гипокинезии (ограничение произвольных движений, малая подвижность), то у него развиваются своеобразные компенсаторные дви­гательные действия: раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и др. Превра­щаясь в автоматические, эти действия в какой-то мере удовлетворяют необходимую потребность ребен­ка в движениях. Такие компенсаторные действия, превращаясь во вредные привычки, препятствуют развитию у ребенка необходимых двигательных актов и могут быть устранены лишь длительными систематическими занятиями.

______________________

24 Психология человека от рождения до смерти//Под ред. А. А. Реана — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2002.

Недостатки в развитии лицевой и речевой мо­торики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произ­ношения некоторых согласных звуков, в общей не­четкости, невнятности, смазанности речи25.

Чем раньше начата с ребенком работа по фор­мированию у него двигательной сферы, тем мень­ше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется вли­яние двигательных функций на его психофизичес­кое развитие.

Навыки крупной моторики — это фундамент, ба­за для формирования тонких движений рук.

Развитие головного мозга у ребенка напря­мую связано с развитием мелкой моторики руки. О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладуш­ки-ладушки», «Сорока- белобока» и другие пальчи­ковые игры.

Мелкая моторика рук взаимодействует с таки­ми высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (ко­ординация), воображение, наблюдательность, зритель­ная и двигательная память, речь. Развитие навы­ков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использова­ния точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчи­ковая гимнастика), воздействуя тем самым на ак­тивные точки, связанные с корой головного мозга, делать массаж кистей рук, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы — пуго­вицы, бусины, крупы. Не нужно забывать и о раз­витии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Хорошим помощником в разви­тии мелкой моторики станут различные развиваю­щие игрушки и игры (пазлы, картинки-вкладыши и т. д.), а также рисование и лепка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.01 с.)