ДОБРЫЙ - ЗЛОЙ, ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДОБРЫЙ - ЗЛОЙ, ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ



Цель: игра помогает расслабить мышцы лица.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку вспом­нить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, ис­пуганных и т. д.)?» Затем всех названных персо­нажей ребенок рисует на листе бумаги. После это­го взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый де­лает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.

Примечание: Данную игру можно порекомен­довать тревожным детям и их тревожным роди­телям.

ДРАКА

Цель: упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Ход игры: Представьте, что вы с другом поссо­рились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как мож­но сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ла­дони. На несколько секунд затаите дыхание.

Задумайтесь: а может, и не стоит драться? Вы­дохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности поза­ди! Встряхните кистями рук. Почувствовали об­легчение?

Примечание: Это упражнение полезно прово­дить не только с тревожными, но и с агрессивны­ми детьми.

Агрессия и конфликтность

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, ни и родителей. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзывают­ся и пр. Обычно с усвоением правил и норм по­ведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным фор­мам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформи­руясь в устойчивое качество личности. Агрессив­ный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в конкрет­ной ситуации. Рассмотрение тех ситуаций, в кото­рых наиболее часто проявляется агрессивное пове­дение, необходимо для понимания направленности агрессивного поведения, его причин и целей, что может пролить свет на его мотивацию. Среди си­туаций, провоцирующих агрессивность детей, выде­ляются следующие:

• привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасыва­ет игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

• ущемление достоинств другого с целью под­черкнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился и:з-за того, что у него не хватает дета­лей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);

• защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яр­кими вспышками агрессии);

• стремление быть главным (например, после не­удачной попытки занять первое место в строе, маль­чик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

• стремление получить желанный предмет (что­бы обладать нужной игрушкой некоторые дети при­бегали к прямому насилию над сверстниками).

Для того, чтобы результат работы с агрессив­ным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий про­работку каждой характерологической особенности данного ребенка в противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

2.8.2.1. Упражнения, направленные на обучение ребен­ка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивнос­ти, а также на отреагирование негативной ситуации в целом59

 

Для первой стадии отреагирования гнева наибо­лее эффективными и широко используемыми пси­хологами в работе с детьми являются следующие методы и способы:

• комкать и рвать бумагу;

• бить подушку или боксерскую грушу;

___________________________

59 Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.

• топать ногами;

• громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;

• пинать ногой подушку или консервную бан­ку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т. п.);

• написать на бумаге все слова, которые хо­чется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

• втирать пластилин в картонку или бумагу;

• использовать водяной пистолет, надувные ду­бинки, батут (в домашних ситуациях).

Для того чтобы коррекционная работа по отреагированию гнева была эффективной и успешной, недостаточно использовать в своей работе с агрес­сивными детьми только эти методы. Необходимо помочь ребенку отреагировать негативную ситуа­цию в целом и избавиться от целого комплекса травмирующих переживаний.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГНЕВА,

ОТРЕАГИРОВАНИЕ ГНЕВА ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ

Цель: отреагирование гнева.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Возраст: любой.

Ход игры: 1. Попросите детей встать в произ­вольную позу (или сесть). Затем попросите их по­думать о той ситуации (человеке), которая вызыва­ет у них наибольшее чувство гнева.

2. Попросите их сосредоточиться на своих ощу­щениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.

3. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть дети начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно вы­разить свои чувства.

4. Обсудите с детьми:

• легко ли было выполнить упражнение;
• в чем они испытывали затруднение;

• что они чувствовали во время выполнения упражнения;

• изменилось ли их состояние после выполне­ния упражнения.

МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ60

Цель: отреагирование гнева.

Форма игры: групповая.

Возраст: любой.

Ход игры: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых привидений. Нам за­хотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать ру­ками вот такое движение (взрослый приподнимает

___________________

60 Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2004.

согнутые в локтях руки с растопыренными паль­цами) и страшным голосом завывать: «У-у-у!». Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть ти­хо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошу­тить». Дав детям пошуметь, взрослый прекращает игру: «Молодцы! Пошутили — и достаточно. Да­вайте снова станем детьми!»

БОКС

Цель: развитие саморегуляции, высвобождение накопившейся энергии.

Форма игры: индивидуальная.

Возраст:5-7 лет.

Материал: необходимо заранее приготовить экипировку: боксерские перчатки (можно сделать из ста­рых варежек, а из подушки — боксерскую грушу).

Ход игры: Ребенку нужно объяснить, что многие великие олимпийские чемпионы, прежде чем стать победителями, много тренировались, отрабатывая бок­серские удары на специальных тренажерах. Затем дать команду о начале «тренировки». В ней необ­ходимо чередовать периоды напряжения и расслаб­ления. Ребенок в течение 4-5 минут «боксирует», а затем 5 минут отдыхает, расслабляется.

ЩИТ И МЕЧ

Цель: выход агрессии, эмоционального напря­жения.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5-7 лет.

Ход игры: Психолог держит щит, дети бьют об него мечами.

2.8.2.2. Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности

У агрессивных детей отмечается высокий уро­вень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релак­сации. Релаксационные упражнения лучше прово­дить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упраж­нений делает ребенка более спокойным, уравнове­шенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоцио­нальное состояние.

 

СНЕЖНАЯ БАБА

Цель: обучение ребенка управлению своим гне­вом и снижение уровня личностной тревожности.

Форма игры: групповая.

Возраст: 4-8 лет.

Ход игры: Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу вообра­жаемые комья снега. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает.

Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попро­сить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала на­ша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею), потом плечи (ребенок напрягает плечи), потом туловище (ребенок напрягает туловище). А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети сильно напря­гают ноги), и не удалось ветру разрушить снеж­ную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выгляну­ло солнышко, увидело снежную бабу и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наг ша баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети рас­слабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются вперед), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растека­ющуюся по земле».

Затем можно опять слепить снежную бабу по желанию ребенка.

АПЕЛЬСИН (ИЛИ ЛИМОН)

Цель: обучение ребенка управлению своим гне­вом и снижение уровня личностной тревожности.

Форма игры: групповая.

Возраст:4-8 лет.

Ход игры: Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в сторо­ны. Попросите детей представить, что к их пра­вой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некото­рые дети представляют, что они выжали сок), руч­ка теплая.., мягкая.., отдыхает...»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Жела­тельно делать упражнения 2 раза (при этом поме­нять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — до­статочно одного раза (с левой и правой рукой).

СДВИНЬ КАМЕНЬ

Цель:обучение ребенка управлению своим гне­вом и снижение уровня личностной тревожности.

Форма игры: групповая.

Возраст: 4-8 лет.

Ход игры: Дети лежат на спине. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огром­ный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереть­ся правой ногой (ступней) в этот камень и поста­раться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращает­ся в исходное положение; «нога теплая.., мягкая.., отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

 

ЧЕРЕПАХА

Цель: обучение ребенка управлению своим гне­вом и снижение уровня личностной тревожности.

Форма игры: групповая.

Возраст: 4-8 лет.

Ход игры: Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на жел­том песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ре­бенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Че­репашке стало холодно и неуютно, и она спрята­ла ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплы­ми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 секунд).





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.018 с.)