Загадывание предмета с помощью пары других предметов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Загадывание предмета с помощью пары других предметов



Цель: развитие воображения.

Форма проведения: групповая (?-10 школьников).

Возраст: 9-10 лет.

Ход игры: Называется какой-либо хорошо из­вестный всем предмет (явление, существо), напри­мер змея. Нужно назвать два других предмета, в целом мало похожих на заданный, но таких, со­четание признаков которых по возможности од­нозначно бы его определяло, т. е. как бы замас­кировать, закодировать его другими предметами. В данном случае могут быть названы, например, гор­ная дорога и кожаное портмоне (синтез некоторых их признаков: удлиненности, узости и извилистос­ти дороги и особенностей поверхности портмоне — являются признаками змеи), или ручей и мышь (длинное извивающееся и подвижное, живое, с го­ловой, глазами), или веревка и ветер (удлиненное и извивающееся) и т. д. В течение ограниченного времени (5 или 7 минут) следует найти как мож­но больше вариантов такого загадывания и выбрать наилучший. Предложенные участниками игры от­веты обязательно обсуждаются и обосновываются. По результатам обсуждения определяется победи­тель, а также формулируется наиболее точный и оригинальный ответ, который может быть продук­том коллективного творчества.

Комментарии: Эта игра развивает способность быстро выделять в предмете наиболее характерные для него признаки и находить другие предметы, имеющие как сходные, так и не сходные с ним признаки. Указанные операции составляют основу комбинирования, являющегося одним из основных приемов воображения.

ОТГАДЫВАНИЕ ПРЕДМЕТА ПО ПАРЕ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ

Цель: развитие воображения.

Форма проведения: групповая (6-10 школьников).

Возраст: 9-10 лет.

Ход игры: Руководитель игры (а в дальнейшем и сами игроки) называют пары предметов, кото­рые, по их мнению, однозначно кодируют некото­рый третий, задуманный ими предмет (например, задумав «фонтан», говорят: «дерево» и «ливень»), предлагая участникам игры отгадать задуманное. При этом задачей игроков является записывание как можно большего числа разнообразных предме­тов и явлений, представляющих собой возможные расшифровки заданной пары, т. е. образующих син­тезы различных признаков этих предметов (так, в нашем примере это может быть дельта реки: вода «ветвится» подобно дереву, сыплющиеся на голову древесные опилки и т. д.). Побеждает тот, кто на­ряду с задуманным предметом назовет наибольшее число других, особенно неожиданных предметов и четко обоснует свои ответы.

Комментарии: Эта игра формирует умение быстро и точно оперировать с разнообразными характер­ными признаками предметов: выделять их, сопос­тавлять друг с другом, образовывать всевозможные их сочетания, а также создавать целостные образы и понятия по отдельным, разрозненным их характеристикам.

ПЕРЕХВАТ ЗАКОДИРОВАННЫХ СООБЩЕНИЙ

Цель: развитие воображения.

Форма проведения: групповая (6-10 школьников).

Возраст: 9-10 лет.

Ход игры: Первый передает своему партнеру за­кодированное с помощью пары предметов слово, и партнер должен в течение ограниченного времени (например, за 30 секунд или 1 минуту) дать одно­значную ее расшифровку. Два других игрока (два «противника»), услышав сказанное первым игро­ком, должны в течение, этого же времени запи­сать свой вариант расшифровки. Одна из сторон получает призовой балл только в, том случае, если противная сторона не сумела отгадать задуманное. Если отгадали обе стороны, балл не засчитывается. Если первый игрок неудачно закодировал слово, его сторона получает штрафной балл. Игра организуется так, чтобы каждая сторона по очере­ди называла свои закодированные слова, а внутри каждой стороны эту функцию выполняли бы оба партнера попеременно. Остальные играющие обес­печивают составление слов, подлежащих передаче в зашифрованном виде, и их распределение по жре­бию между четырьмя игроками, а также выполня­ют судейские функции во время игры.

Комментарии: В этой игре развивается способ­ность загадывать предмет так, чтобы при этом со­четались одновременно и хорошая его замаскированность (от противников), и однозначная его расшифровываемость (для партнера), а также уме­ние выделять индивидуальные особенности вообра­жения и мышления других людей и учитывать их при построении собственных действий.

ПЕРЕДАЧА ЗАКОДИРОВАННЫХ СЛОВ

ПО «ИСПОРЧЕННОМУ ТЕЛЕФОНУ»

Цель: развитие воображения.

Форма проведения: групповая (6-10 школьников).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага, карандаши.

Ход игры: Игроки рассаживаются, образуя цепоч­ку. Первый игрок получает от ведущего некоторое слово, например самолет. Его задача — быстро за­кодировать его с помощью пары других предметов (например, синица — летает, с крыльями, хвостом, и напильник — металлический, тяжелый) и пе­редать второму игроку эти два слова. Второй иг­рок по этим двум словам должен синтезировать некоторый целостный предмет, закодированный в них. Например, он может предположить, что это граната (шероховатая, металлическая тяжелая — от напильника; округлая, продолговатая, летает по воздуху — от синицы), и передает это слово тре­тьему игроку. Третий кодирует принятое сообще­ние по-своему (например, «метательный диск» — гранату метают, и «обвал в горах» — грохот и облако пыли) и в таком виде передает его чет­вертому. Четвертый декодирует и т. д. Передача каждого сообщения осуществляется письменно, на узких полосках бумаги. Чтобы интенсифицировать игру и уменьшить простой игроков, уже передав­ших свои сообщения, ведущий, не дожидаясь про­хождения первого слова по всей цепочке, называ­ет первому игроку новое слово, которое он должен закодировать для второго игрока, и т. д. Для под­готовки сообщения вводится ограничение времени, не уложившийся в него штрафуется выходом из середины цепочки и занятием места в самом ее начале, перед первым игроком.

В дальнейшем процесс игры, зафиксированный на бумажных полосках, подробно обсуждается. Иг­рающие обосновывают, почему именно одни отга­дывания и загадывания им кажутся удачными, а другие неудачными, и вместо последних предлага­ют собственные, более удачные, по их мнению, ва­рианты ответа.

ПОИСК АССОЦИАЦИЙ

Цель: развитие ассоциативной функции вообра­жения.

Форма проведения: групповая (6-10 школьников).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага, карандаши.

Ход игры: Берется какое-либо словосочетание или фраза, например: «Самолет взлетает, пристег­ните ремни». Нужно за ограниченное время выпи­сать в столбик как можно больше ассоциаций, ко­торые она вызывает. Ассоциации могут быть как банальными (стюардесса, автомобильные ремни), так и достаточно нестандартными (перед началом лю­бого дела подстрахуйся; а птица в полете ничем не пристегивается и др.), но в любом случае они должны быть тесно связаны по смыслу с исходной фразой (слишком отдаленные и индивидуальные ассоциации, наподобие «у моего соседа бортмеханика Петрова черные усы», не засчитываются). Побежда­ет тот, у кого больше таких ассоциаций, которые не встречаются у других игроков.

Комментарии: В этой игре развивается ассоци­ативный фундамент воображения, улучшаются та­кие качества ассоциативного потока, как его ши­рота, глубина, скорость и управляемость, лежащие в основе многих видов творчества.

ПЕРЕДАЧА АССОЦИАЦИЙ ПО ЦЕПОЧКЕ

Цель: развитие воображения.

Форма проведения: групповая (6-10 школьников).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: заготовленные на полосках бумаги фразы.

Ход игры: Игроки рассаживаются, образуя це­почку. Ведущий дает первому игроку полоску бу­маги с написанной на ней фразой, например: «Во время грозы следует закрывать окно». Первый иг­рок должен на другой полоске быстро записать од­ну из понравившихся ему ассоциаций и передать второму игроку, тот записывает на своей полоске свою ассоциацию и передает третьему и т. д. В ре­зультате может образоваться, например, такая ассо­циативная цепочка: Шаровая молния, влетевшая в комнату. — Сильный пожар в доме. — Ноль один (телефонный номер, который может быть воспринят как футбольный счет). — Спартак (футбольная ко­манда; но может быть воспринят и как руководи­тель восстания рабов) и т. д.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ЦЕПОЧЕК

Цель: развитие воображения.

Форма проведения: групповая (6-10 школьников).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага, ручки.

Ход игры: Каждый игрок самостоятельно состав­ляет цепочку ассоциаций, отталкиваясь от некоторой заданной, общей для всех фразы. Первая ассоци­ация подбирается на заданную фразу, вторая — на первую ассоциацию (но уже не на заданную фразу!), третья — на вторую и т. д. Побеждает тот, кто за ограниченное число ходов (например, пять) последовательно, по цепочке «выведет» исходную фразу на совершенно неожиданную, никак не свя­занную с ней по смыслу область действительности, т. е. «забредет» наиболее далеко. Обязательным условием победы является естественность, понят­ность для всех каждой отдельной ассоциации (но­вой выступает лишь их комбинация).

Комментарии: Эта игра развивает такие качес­тва ассоциативного потока, как его полная раско­ванность и нацеленность на нечто заведомо дале­кое, мало похожее на то, что задано.

 

2.3.3. Игры на развитие памяти40

КОРОБКИ

Цель: развитие памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 2-5 лет.

Материал: небольшие коробки, игрушки, платок или покрывало.

Ход игры: Всоставленные попарно небольшие коробки (их количество со временем увеличивают, к старшему дошкольному возрасту — до 12 штук) на глазах у ребенка прячут игрушку, потом за­крывают коробочки платком или покрывалом, а после минутной паузы предлагают ребенку угадать, в какой же коробочке игрушка.

НАРИСУЙ ФИГУРУ

Цель: развитие памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-6лет.

Материал: бумага, цветные карандаши, 5-6 гео­метрических фигур.

Ход игры: Детям показывают 5-6 геометричес­ких фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант — попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер ицвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее вос­произведет все фигуры.

УЗНАЙ ПРЕДМЕТ

Цель: развитие тактильной памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Материал: 3-10 небольших предметов, повязка на глаза.

Ход игры: Ребенку старшего дошкольного воз­раста завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. Ребенок дол­жен догадаться, что это за вещь. После того, как ряд предметов будет обследован, ему предлагают назвать все предметы, причем в той последователь­ности, в которой они вкладывались в руку. Побе­дит тот, кто сделает меньше ошибок в узнавании и запоминании предметов.

Комментарии: Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным пред­метам. Дети с высокоразвитым тактильным вос­приятием реже испытывают трудности в школь­ном обучении.

__________________________________

40 Зяблицева М. А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. / Ростов н/Д: «Феникс», 2005; Яковлева Н. Я. Пси­хологическая помощь дошкольнику. — СПб.: «Валерии СПД», 2001; И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведе­ний. — М.: Издательский центр «Академия», 1998; Заика Е. В. Комплекс упражнений для развития логической памяти учащихся. // Вопросы психологии, 1991, № 6.

ПОВТОРИ ЗА МНОЙ

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: Дети стоят возле стола ведущего. Ве­дущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Осталь­ные дети, внимательно слушают и оценивают ис­полненные движения: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

ЗАПОМНИ ДВИЖЕНИЕ

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Запомнив очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

ЗАПОМНИ СВОЮ ПОЗУ

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: Дети стоят в кругу или в разных местах комнаты, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда начи­нает звучать музыка, все дети разбегаются, ас ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

ЗАПОМНИ ПОРЯДОК!

Цель: развитие памяти, наблюдательности.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: Дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

КТО ЧТО ДЕЛАЛ?

Цель: развитие памяти, наблюдательности.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под веселую музыку они делают по оче­реди различные движения и повторяют их по че тыре раза. Пятый ребенок должен запомнить» что они делали, и воспроизвести их движения.

В МАГАЗИНЕ ЗЕРКАЛ

Цель: развитие памяти, наблюдательности, Со­вершенствование памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: В магазине стоит много больших; зер­кал. Туда входит человек, на плече у него обезь­янка. Она видит себя в зеркалах, думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают ей тем же. Она грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и все обезьянки в зеркалах топают ногой. Что ни делает обезьянка, отражения в зеркалах точно по­вторяют ее движения (один ребенок — обезьянка, остальные — зеркала).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.048 с.)