Коррекция и развитие эмоциональной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекция и развитие эмоциональной сферы



В дошкольном возрасте ребенок овладевает но­выми и разнообразными видами деятельности, из­меняется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими пережива­ниями ребенка. Он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливая его. Мно­гое усваивается дошкольником через эмоциональ­ную сферу. Истоки нравственных форм поведения ребенка лежат в положительных переживаниях одобрения такого поведения взрослым. Пережива­ние успеха в деятельности приводит к тому, что дошкольник стремится продолжить, усложнить эту деятельность, будь то игра, рисование, конструирова­ние или дежурство по уголку природы. Роль эмоций и чувств в развитии дошкольника трудно переоце­нить. Нельзя забывать и тот непреложный факт, что дошкольный возраст является сензитивным для формирования эмоциональной сферы. Чувства не развиваются сами по себе. Ведущее влияние на их становление оказывают условия жизни и вос­питания ребенка.

Выделяются основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника. Прежде всего усложняется ее содержание, импрессивная сторона эмоций и чувств, формируется общий эмоциональ­ный фон психической жизни ребенка.

Ребенок будет успешно развиваться только тогда, когда у него будет создано бодрое, жизнерадостное настроение. Ласка и внимание — вот главные ис­точники, питающие, поддерживающие детскую ра­дость. Заботливое отношение к ребенку помогает развитию у него оптимизма, уверенности в своих силах, активности.

В период, дошкольного детства у ребенка форми­руются многие высшие чувства. Уже в первые три года жизни появляются такие чувства, как любовь и привязанность к близким, сопереживание, чувство любознательности, гордости, стыда. В дошкольном возрасте становятся более глубокими чувства гор­дости и самоуважения. Эти чувства являются од­ним из эмоциональных компонентов самооценки ребенка, становятся мотивами его поведения. Бы­вает, однако, и так, что эти чувства заслоняют от ребенка другого человека. Тогда появляется себя­любие, эгоизм, т. е. стремление сохранять за собой право быть уважаемым всеми, не имея при этом обязанностей по отношению к другим.

Г. М. Бреслав48 к эмоциональным нарушени­ям в дошкольном возрасте относит: 1) отсут­ствие эмоциональной децентрации — ребенок не способен переживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений; 2) отсутствие эмоциональной синтонии — ребенок не способен откликаться на эмоциональное состо­яние другого человека, прежде всего близкого или симпатичного; 3) отсутствие специфического фено­мена эмоциональной саморегуляции — ребенок не испытывает вины, связанной с новым этапом са­мосознания («Это я сделал») и способностью эмо­ционально возвращаться в прошлое.

К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие не­благоприятные характеристики ребенка носят ла­тентный, скрытый характер.

Ю. М. Миланич49 детей с эмоциональными на­рушениями разделяет на три группы. В первую входят дети с выраженными внутриличностными конфликтами. Родителями и педагогами у этих де­тей отмечаются тревожность, необоснованные стра­хи, частые колебания настроения. Вторую группу составляют дети с межличностными конфликтами. Эти дети отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, раздражительностью, агрессивностью. Третью группу составляют дети как с внутрилич­ностными, так и с межличностными конфликтами. Для них характерны эмоциональная неустойчивость, раздражительность, агрессивность, с одной стороны, и обидчивость, тревожность, мнительность и страхи — с другой стороны. В первой группе преобладают де­вочки, во второй и третьей — мальчики. С возрас­том (от 4,5 до 6-7 лет) количество детей в 1 и 3 группах, повышается, а во 2 группе —уменьшает­ся. Из всего массива обнаруженных эмоциональных нарушений Ю. М. Миланич выделяет три группы:

1) острые эмоциональные реакции, окрашиваю­щие конкретные эмоциональные конфликтные для ребенка ситуации: агрессивные, истерические, протестные реакции, а так же реакции страха и чрез­мерной обиды;

2) напряженные эмоциональные состояния - более стабильные во времени надситуативные негативные переживания: мрачность, тревожность, по­давленное настроение, боязливость и робость;

3) нарушение динамики эмоциональных состо­яний: аффективная взрывчатость и лабильность (быстрые переходы от положительных эмоций к отрицательным и

_______________________________

48 Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005.

49 Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001.

наоборот). Классификация авто­ра условная. В картине эмоционального неблагопо­лучия дошкольника, выделенные нарушения могут сочетаться и взаимообусловливать друг с друга.

Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержа­ния деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Характеристикам детей это­го возраста присущ отрицательно эмоциональный фон. Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется50:

1) легкой отзывчивостью на происходящие собы­тия и окрашенностью восприятия, воображения, ум­ственной и физической деятельности, эмоциями;

2) непосредственность и открытостью своих пе­реживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту страха, в процессе учебной деятельности ребенок переживает страх как предчувствие неприятностей, неудач, неуверен­ности в своих силах, невозможности справиться с заданием, школьник ощущает угрозу своему стату­су в школе и дома;

4) большой эмоциональной неустойчивостью, час­той сменой настроений, склонностью к кратковре­менным бурным аффектам;

5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осо­знаются и понимаются: мимика других часто вос­принимается неверно, так же как и истолкование чувств окружающих, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исклю­чение составляют базовые эмоции, чувства радости и страха, в отношении которых у детей уже име­ются четкие представления, которые они могут вы­разить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.

Коррекция эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников должна включать в себя организацию совместных форм игровой и продук­тивной деятельности ребенка со взрослым, ориен­тацию ребенка на адекватные способы и средства коммуникации и организацию их усвоения.

Специальные проблемы коррекции составляют такие личностные особенности, как тревожность и неуверенность в своих силах, отражающие повышен­ную эмоциональную напряженность ребенка, а так­же конформизм, пассивность, безынициативность.

Повышенная эмоциональная напряженность при­водит к снижению активности и устойчивости по­ведения ребенка в фрустрирующих ситуациях, де­структивному поведению в форме агрессивности или торможения. Для снятия эмоционального напряже­ния у ребенка, снижения чувства страха, снятия отрицательных эмоций, развитие эмпатийных спо­собностей, коммуникативных навыков и -т;- д. ис­пользуются специальные подвижные игры.

______________________________

50 Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001.

2.6.1. Игры на разбитие способности выражать и понимать эмоции других51

ТИШЕ!

Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адек­ватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка.

Возраст: 3-4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Два мышонка должны перейти доро­гу, на которой спит котенок. Они то идут на но­сочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Этюд выполняется под музы­ку Б. Берлина «Спящий котенок».

Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ РЕБЕНОК

Цель: обучение элементам техники выразитель­ных движений.

Возраст: 4-6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Ребенка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показы­вая рукой на различные предметы и указывая на­правления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

СОБАКА ПРИНЮХИВАЕТСЯ

Цель: обучение элементам техники выразитель­ных движений: эмоции внимания, интереса. Раз­витие выразительной моторики, способности пони­мать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое. Коррекция эмо­циональной сферы.

Возраст: 4-6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Охотничья собака, увидев дичь, мо­ментально застывает в напряженной позе. Морда у нее вытягивается вперед, уши навостряются, гла­за неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.

ЛИСИЧКА ПОДСЛУШИВАЕТ

Цель: обучение элементам техники выразитель­ных движений: эмоции внимания, интереса. Раз­витие выразительной моторики, способности пони­мать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое. Коррекция эмо­циональной сферы.

Возраст: 4-6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

________________________________

51 Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М, И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Яковлева Н. Я. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: «Валерии ПД», 2001.

Выразительная поза: голова наклонена в сторо­ну (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.

ИДИ КО МНЕ

Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адек­ватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка.

Возраст: 3-4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Мальчик манит к себе малышку, ко­торая учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения: присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

ДО СВИДАНИЯ!

Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адек­ватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка.

Возраст: 3-4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: От пристани отходит огромный бе­лый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»

СПЯЩИЙ КОТЕНОК

Цель: обучение приемам саморасслабления де­тей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерические реакции, изби­рательный мутизм, заикание и др.

Возраст: 3-4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Ребенок исполняет роль котенка, ко­торый ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.

Сопровождается музыкой Р. Паулса «День рас­тает, ночь настанет» (колыбельная).

НОВАЯ КУКЛА

Цель: развитие способности понимать эмоци­ональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое, коррекция эмоциональ­ной сферы ребенка.

Возраст: 3-4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

В зале звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».

Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная вэтюде ситуация — это лишь основа для создания множества вариан­тов на заданную тему, с учетом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ре­бенка или группы.

ЛИСЕНОК БОИТСЯ

Цель: развитие способности понимать эмоци­ональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое, коррекция эмоциональ­ной сферы ребенка.

Возраст: 3-4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в во­ду. Вода такая холодная, да и глубоко.

Выразительные движения: поставить ногу впе­ред на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Собака лает и хватает за пятки (для детей 3-4 лет). Ребенок гуляет. Мимо на поводке идет соба­ка. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног.

Во время этюда звучит музыка Г. Фрида «По­явление большой собаки».

Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация — это лишь основа для создания множества вариан­тов на заданную тему, с учетом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ре­бенка или группы.

УЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ

Цель: развитие способности понимать эмоцио­нальное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррек­ция поведения.

Возраст: 4-10 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Каждый ребенок по очереди задумы­вает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.

Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального со­стояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда...», «Я злюсь, когда...», «Я огорчаюсь, когда...» и т. д.).

Дети вспоминают что-нибудь веселое и стараются выразить это мимикой, жестами, пластикой — всем телом. Наблюдают, как это делают другие.

Дети вспоминают что-нибудь печальное.

Дети вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.

ИНТЕРВЬЮ

Цель: расширить круг понимаемых эмоций; раз­вивать способность определять эмоции по графи­ческим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразитель­ных движений (мимики и пантомимики); выяс­нить, с какими цветами у ребенка ассоциируются различные эмоции.

Возраст: 5-10 лет.

Форма игры: групповая.

Ход игры: Взрослый говорит: «Представьте, что каждый из вас стал известным, знаменитым чело­веком. Все интересуются вашим мнением. Журна­лист пытается взять у вас интервью и задает вам различные вопросы».

Взрослый берет микрофон и, поочередно подходя к каждому ребенку, предлагает ответить на вопрос или закончить предложение.

Примерные вопросы и незаконченные предло­жения:

Когда люди смеются?

Что вы чувствуете, когда другие смеются?

Почему?

Что вы делаете, когда рядом кто-нибудь плачет?

Почему?

Люди сердятся, когда...

Люди обижаются, если...

Люди удивляются, когда...

Люди радуются, если...

Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».

Бывают чувства разные:

Прекрасные, опасные,

Сердечные, забавные,

Сердитые и славные,

Веселые, печальные,

Игральные, молчальные.

Попробуй улыбнуться,

Как клоун на манеже,

И робко потянуться,

Как маленький подснежник.

Попробуй рассердиться,

Как злющая оса.

Попробуй удивиться,

Взглянув на небеса.

Попробуй шею важно,

Как лебедь, выгибать

Все скажут:

«Он отважный!»

И будут уважать.

 

ОЖИВЛЯЛКИ

Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально.

Возраст: 5-6лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: рисунки детей.

Ход игры: Дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, ос­тальные дети должны угадать, какую картину он показывает.

Интересно, если вариантов будет несколько. Тог­да детям можно наглядно объяснить, что одно ито же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на свое мнение.

2.6.2. Игры на коррекцию негативных эмоциональ­ных переживаний, снятие эмоционального напря­жения52

ДИНОЗАВРИКИ

Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Возраст: 3-4года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко под­прыгивая, бегают по залу и издают душераздира­ющие крики.

Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появля­ется возможность делать то, что хочется.

ЛОВИ-ЛОВИ!

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 4-5лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: палочка длиной 0,5 м с прикреплен­ным к ней легким мячиком на яркой ленте.

Ход игры: Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со сло­вами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.

Игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активизи­ровать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.

ОБЗЫВАЛКИ

Цель: снятие отрицательных эмоций, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Форма проведения: групповая.

Материал: мячик.

Ход игры: Детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными сло­вами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — мор­ковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это иг­ра. Завершать игру обязательно хорошими слова­ми: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антош­ка — солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

_______________________

52 Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психоло­га — Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ГНЕВА

Цель: отреагирование негативных эмоций.

Возраст: любой.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: мягкий стул или куча подушек.

Ход игры: Подушки, на которые будет выме­щаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто рас­слабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

При ударе из подушки обычно летит пыль, поэ­тому лучше делать это на улице, а ребенку объяс­нить, что, выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребенок выплеснет свой гнев на по­душках, чем на окружающих.

Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.

ЖУЖА

Цель: отреагирование отрицательных эмоций.

Возраст: 5-6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: полотенце.

Ход игры: Выбирается ведущий — «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут его. Когда «Жуже» это надоест, он вска­кивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спине.

Нужно настроить детей на то, что дразнилки не должны быть обидными. А «Жужа» должен тер­петь как можно дольше.

Следующим «Жужей» становится первый из обидчиков, до которого он дотронется.

ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ

Цель: снятие напряжения.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Здравствуйте, дети! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем еще раз: болтаем рука­ми, ногами, вертим головой.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.

Ведущий: Смеемся! Еще лучше смеемся. Болта­ем руками, ногами, вертим головой. Болтаем ру­ками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похло­пали ладошками, потрясли руками. Похлопали ла­дошками. Молодцы!

ИГРА С ПЕСКОМ

Цель: снятие напряжения.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Сядьте удобно. Обопритесь на спин­ку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий.

Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уро­нить обессиленно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

Упражнение повторить 2-3 раза.

ИГРА С МУРАВЬЕМ

Цель: снятие напряжения.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На паль­цы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, пря­мые (вдох).

Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбро­сить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.

Упражнение повторить 2-3 раза.

ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ

Цель: снятие напряженности, невротических со­стояний, страхов.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга, а также чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполнили все желающие.

Развитие самосознания

В старшем дошкольном возрасте начинают, а в младшем школьном продолжают формироваться основы первоначального становления личности, са­мосознания и индивидуальности ребенка.

Родителям, так же как педагогам и психологам, необходимо знать, что готовность ребенка к шко­ле и дальнейшее его обучение в начальных клас­сах зависят не только от овладения определенным набором навыков и знаний, физического состоя­ния, психологической готовности, но и от развития структуры самосознания, которую образуют следу­ющие компоненты53:

• собственное имя;

• самооценка;

• притязание на признание;

• образ себя как представителя определенного пола (половая идентификация);

• представление себя во времени (в прошлом, настоящем, будущем);

• оценка себя в отношении прав и обязанностей.
Важной чертой личности ребенка, которая начи­нает складываться в этом возрасте, является мотив
достижения успеха. Он связан с двумя противопо­ложно направленными тенденциями: достижением успеха и избеганием неудач, которые формируются у дошкольников в игре, а у младших школьников — в учении. На мотивацию достижения успеха боль­шое влияние оказывают самооценка и уровень при­тязаний.

Появление самооценки — не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.

В дошкольном возрасте внутренняя позиция ре­бенка по отношению к самому себе в основном положительная. Самооценка ребенка непосредствен­но зависит от тех оценок, которые дают ребенку и его успехам значимые для него взрослые. И ес­ли в дошкольном возрасте самооценка еще неус­тойчива и находится в стадии формирования, то у младших школьников уже встречаются самооцен­ки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Адекватная самооценка — реальное отношение к собственным способностям и возможностям, внут­ренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т. е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей. Ребе­нок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помога­ет обрести уверенность в своих силах. Людям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм.

Ребенок с низкой самооценкой не уверен в сво­их способностях, возможностях. Даже имея пред­ставление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценнос­ти, который мешает ему. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую не­гативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т. е. рассогласование того, каков я и мое поведение,

_______________________

53 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия».

с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто от­казываются от участия в играх из-за боязни ока­заться хуже других или вступают в игру, но не проявляют инициативу, довольствуясь подчиненны­ми ролями.

Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности идосто­инства и обычно не обращает внимания на недо­статки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, иреальным поведением, а также оценкой окружа­ющими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей.

Для формирования адекватной самооценки не­обходимо научить ребенка анализировать свое со­стояние: какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недо­вольство собой.

Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выпол­нить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем про­стого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности. Следователь­но, необходимо научить детей концентрировать свое внимание на успехах и достижениях, это поможет выработать привычку к успеху и уверенность в себе. Надо помнить, что фантазии и мечты имеют такое же значение, как и реальные достижения. Предлагаемые психологические упражнения и иг­ры помогут детям:

• понять, что они могут контролировать, а что неподвластно этому контролю;

• научиться определять доступные им конк­ретные цели и активно стремиться к их дости­жению;

• понять, что допустимо проявление любых
чувств, но не любое поведение;

• искренне выражать свои чувства и при этом уважительно относиться к другим (научиться вы­ражать свои чувства без агрессии и насилия);

• понять, что каждый человек является непо­вторимой личностью, имеющей сильные и слабые стороны;

• гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее;

• жить в мире реальности;

• справляться со своими страхами и стрессами; развить сильные стороны своего характера54.

 

УГАДАЙТЕ, КТО ЭТО55

Цель: оценить психоэмоциональное состояние; прояснить самооценку ребенка; формировать пози­тивное отношение к себе.

Ход игры: Взрослый предлагает детям догадать­ся, о ком он будет говорить. Затем, давая описание внешности каждого ребенка, подчеркивает позитив­ные черты. Например: «У этой девочки светлые волосы, аккуратная прическа, красивые голубые глаза, привлекательная родинка на щеке, милая улыбка» и т. д.

________________________________

54 Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. — М.: Прометей; Книголюб, 2003.

55 Все игры данного раздела проводятся в групповой форме для детей 6-10 лет.

ЗНАКОМСТВО

Цель: помочь детям в невербальной и вербаль­ной формах выразить чувства, связанные с соб­ственным именем; выявить самоотношение, пред­почтения детей; формировать позитивное отноше­ние к своему имени.

Ход игры: Взрослый объясняет детям способ за­поминания новых имен: «Нужно представить, что имя напечатано у человека на лбу, и одновремен­но сказать: «Привет (доброе утро, добрый день),...[имя]!»

Дети встают в круг, поочередно называют свои имена и стараются запомнить имена других участ­ников группы, затем приветствуют друг друга.

Взрослый предлагает детям представить и обсу­дить (разыграть сценку), что могло бы произойти, если бы всех людей стали звать одинаково.

РОБОТ

Цель: повышение эмоциональности детей.

Ход игры: С целью уменьшения эмоциональной окраски поведения или снижения воздействия от­рицательных эмоций просят детей описать эмоци­ональное состояние замедленным «механическим» голосом, т. е. так, как это сделал бы робот.

УГАДАЙ ЭМОЦИЮ

Цель: учить осознавать свои эмоции и распо­знавать эмоциональные реакции других людей; диа­гностировать эмоциональное самочувствие детей; выявить причины отрицательных эмоций.

Ход игры: Ведущий показывает мимикой, позой какую-нибудь эмоцию. Участники игры должны угадать эмоцию и постараться объяснить, чем может быть вызвано такое эмоциональное состояние. Сначала в роли ведущего выступает взрослый.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель: учить осознавать свои эмоции и распо­знавать эмоциональные реакции других людей; диа­гностировать эмоциональное самочувствие детей; выявить причины отрицательных эмоций.

Форма игры: групповая.

Ход игры: Взрослый предлагает детям закон­чить следующие предложения:

Когда ребенок плачет, мама чувствует...

Когда дети играют, они чувствуют...

Когда человек говорит неправду, он чувствует...

Когда ребенок болеет, мама чувствует...

Когда человек остается один, он чувствует...

ЧТО С ТОБОЙ?

Цель: помочь детям понять и научиться адекват­но выражать негативные эмоций (обиду, раздраже­ние, злость); развивать умение снимать эмоциональ­ное напряжение; диагностировать эмоциональное самочувствие детей; выявить причины отрицатель­ных эмоций.

Ход игры: Взрослый читает стихотворение «Что с тобой?»

Что с тобой?

Ты надутый весь такой,

Словно шарик надувной.

У тебя сердитый вид,

Он о многом говорит:

Тебя кто-то обижал?

Тебе кто-то угрожал?

Ты не получил конфет?

Или настроенья нет?

Что с тобой?

Что с тобой?

Ты как шарик надувной!

ТЕМПЕРАМЕНТ

Цель: в игровой ситуации познакомить детей с типами темперамента; помочь увидеть своеобразие окружающих людей; понять и принять качества своего темперамента; учить адекватно взаимодей­ствовать с другими, учитывая их особенности и принимая такими, какие они есть.

Ход игры: Взрослый читает начало сказки «Аль­пинисты»:

— Жили-были четыре смешных маленьких чело­вечка. И имена у них тоже были смешные. Звали их: Хол, Сан, Мед, Флег.

Детям предлагается рассмотреть изображения Хо­да, Сана, Мела, Флега и простым карандашом на­писать под каждым портретом качества характера, которые, по их мнению, свойственны человечку.

Взрослый продолжает:

— Все они были хорошие, добрые, вместе играли, умели дружить. Но если принимались за какое-ни­будь трудное дело, то вели себя по-разному.

Однажды они отправились в путешествие. По­ка их дорога проходила через красивый луг, по­крытый цветами, они дружно шли все вместе, де­ржась за руки.

Но вот дорогу им преградила высокая гора. И это препятствие показало, какие они разные:

Мел сказал тихим голосом:

«Я на гору не пойду,

Вдруг с горы я упаду?»

А Сан бодро заявил:

«Я вершины не боюсь,

До нее я доберусь!»

Флег задумался и сказал:

«Что мне делать — я не знаю,

Гору вижу и зеваю...»

Но тут вперед вырвался бесстрашный Хол и громко затараторил:

«Вам меня не удержать!

Буду гору покорять!

Ой! Бегом! Вперед! Скорей!

Обгоню я всех друзей!»

— Давайте придумаем, что произошло с друзь­ями дальше.

Дети предлагают свои варианты окончания сказ­ки, затем коллективно выбирают наиболее удач­ный финал.

Взрослый просит детей еще раз просмотреть за­писи под портретами и если нужно, изменить их или дополнить.

Примечание: При возникновении затруднений можно прочитать или написать на доске следую­щие прилагательные: осторожный, смелый, задумчи­вый, спокойный, грустный, решительный, энергичный, добрый, умный, медлительный, веселый, нерешитель­ный, торопливый, бодрый и т. п.

По окончании выполнения задания взрослый рассказывает детям о положительных чертах каж­дого персонажа.

Во время рассказа некоторые дети постараются вновь изменить записи под портретами. Взрослый делит детей на команды, состоящие из четырех участников, и предлагает каждой команде распреде­лить роли и разыграть сценку по сюжету сказки. Затем просит поменяться ролями (следит за тем, чтобы нерешительным детям достались роли Сана и Хола) и еще раз «разыграть спектакль».

ЧЕТЫРЕ ХАРАКТЕРА

Цель: развивать умение детей определять свои личностные черты и свойства характера других людей; получить диагностическую информацию о самопредставлении, потребностях, ценностях и зна­чимых переживаниях детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.191 с.)