Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскрашивание предметных изображений цветными карандашами.

Поиск

 

1) Раскрасить цифру 6 цветными карандашами.

2) Помоги правильно закрасить математические знаки.

3) Закрасить овощи карандашами соответствующих цветов.

 

 

4) Сколько морковок у зайчика? Сколько 5) Закрась майки у футболистов: с цифрой 2 -

яблок у ёжика? Закрась цифры 2 красным красным карандашом, с цифрой 4 - синим,

каранда­шом. Раскрась морковки и яблоки. с цифрой 1 - жёлтым, с цифрой 6 – зелё-

ным, с цифрой 3 - фиолетовым, с цифрой

5 - оранжевым.

 

 

6) Раскрась цветок:

1 - жёлтым;

2 - красным;

3 - синим;

4 - розовым;

5 - фиолетовым;

6 - голубым;

7 - оранжевым;

8 - коричневым;

9 - чёрным;

10 - зелёным.

7) Раскрась одежду поросенка слева красным

карандашом, в сере­дине - зеленым, справа –

желтым.

Вырезание цветных полосок, геометрических фигур, цифр по контурам и пр. Работа с ножницами.

Составление пазлов, геометрических узоров, мозаик, предметных разрезных картинок и т.д.

 

1) Помоги склеить разрезанные пополам 2)

фотографии животных - проведи

соединительные линии между

соответствующими фрагментами.

Конструирование из кубиков, палочек, мозаики и пр. по образцу, затем по памяти и произвольно.

5) Выполнение графических упражнений:

 

§ дорисовывание предметных изображений (детям предъявляется предметное изображение и варианты незаконченных изображений этого предмета):

 

1) На картинке справа дорисуй солнце в 2) Дорисуй в каждом прямоугольнике

правом верхнем углу, елку справа от геометрические фигуры так, чтобы их

дома, скамейку - слева от дома. количество соответствовало цифре слева.

 

3) Дорисуй геометрические фигуры так, 4) Проведи по точкам сверху вниз линии

чтобы получились предметы. полета листь­ев, а затем дорисуй

самостоятельно, как они опус­тятся на

землю.

 

 

5) Дорисовать линии так, чтобы получилась

цифра 4.

 

6) Дорисуй вторую половину.

 

§ обведение рисунка по контуру:

 

1) Обведите цифру 6 по точкам. 2) Обведите рисунок по контуру.

 

§ выполнение заданий графического диктанта:

1) Нарисовать справа такую же кошку. 2) Дорисовать столько рыбок, чтобы их стало 7.

 

 

§ работа в тетрадях или занимательных прописях для дошкольников:

 

1) Закрась шуточные изображения цифр, а рядом в клеточке напиши их так, как будешь писать в школе.

 

§ рисование предметов (фигур, цифр и пр.) по трафаретам:

 

1) Написать знак «+» в каждой клеточке 2) Написать цифру 1 до конца строчки.

до конца строчки.

 

 

Приложение 18

 

Теоретические сведения о приемах формирования логического мышления

У дошкольников

Логические приемы мышления – это виды умственной деятельности, позволяющие формировать и оперировать понятиями и суждениями, выполнять умозаключения, проводить доказательства.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация и обобщение.

Анализ и синтез (см. приложение 3)

Анализ – логический прием, состоящий в расчленении (практическом или мысленном) предмета на составные части, в выделении признаков, свойств предмета, в выделении группы объектов по определенному признаку.

В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предмета на составные части. Например, при знакомстве детей с растениями им предлагают показать его части (ветки, листья, корни, стебель и т.д.).

Синтез – логический прием, состоящий в соединении (практическом или мысленном) в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Анализ и синтез занимают важное место в образовательном процессе. В психологии анализ и синтез рассматриваются как процессы, взаимодополняющие друг друга (анализ осуществляется через синтез, а синтез – через анализ).

Рассмотрим, как развиваются данные логические приемы по этапам:

1. Практический этап.

Ребенок действует с предметом, выбирает предмет из группы по любому признаку, заданному взрослым:

ü Возьми синий кубик.

ü Принеси синий, но не кубик.

ü Возьми кубик, но не синий.

ü Отложи все кубики.

ü Принеси большой красный кубик (выбор предмета по двум или больше признакам).

Игры вида «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Сложи квадрат», «Сложи узор» и др. также направлены на формирование анализа и синтеза.

2. Зрительный этап. Ребенок только смотрит на сам предмет или на его изображение и называет части предмета и его признаки.

Работа на первых двух этапах продолжается длительное время – начиная с младшего дошкольного возраста и продолжаясь в старшем, однако задания детям предлагаются на разном уровне сложности, если в младшем возрасте дети при выполнении задания выделяют 1-3 признака (цвет, форма, размер), то в старшем возрасте гораздо больше (к этим признакам добавляются материал, вкус, запах (если имеется), способ приготовления, расположение в пространстве и др.). Также в старшем возрасте следует ввести термин «признак». (Признак предмета – это его особенность, то, что присуще данному предмету.) Для этого детям предлагается какой-либо знакомый предмет, например, книга и воспитатель просит рассказать все, что дети знают о ней. При этом педагог руководит беседой, задавая наводящие вопросы: из чего состоит книга, какого цвета обложка (страницы), какой формы, из чего сделана, как используется и др. После этого подводится итог: Вы назвали разные признаки книги. У каждого предмета есть признаки, по которым он отличается от других предметов или похож на них.

На данном этапе вводится алгоритм анализа:

1. Характеристика предмета в целом (Что это? Из чего сделано? Для чего используется?).

2. Выделение частей предмета и их признаков (форма, цвет, размер, материал, расположение в пространстве, количество и др.).

3. Выделение деталей в каждой части и их признаков. При выделении признака части предмета или детали, ребенок должен называть сам признак (круглой формы, зеленого цвета).

В качестве примеров приведем следующие игры:

1. «Магазин игрушек»: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить, но для этого надо выполнить одно условие: не называть ее, а описывать (Она круглая, маленькая, резиновая, умеет прыгать), при этом смотреть на игрушку нельзя».

2. Игра «Отгадай предмет»: Дети загадывают один из предметов, находящихся на столе педагога, и описывают его признаки. Ребенок-отгадчик стоит спиной к столу (он не видит предметы на столе), пытается узнать предмет и назвать его.

3. Игра «Найди клад»: Воспитатель сообщает детям, что спрятала клад над одним из предметов, детям необходимо узнать по описанию под каким и найти клад.

Деятельность, активно формирующая синтез в дошкольном возрасте, связана с конструированием.

3. Этап моделирования анализа и синтеза.

На данном этапе необходимо ввести знаки, обозначающие признаки и их проявление (такие знаки можно найти в программе «Детство», а также в программе М. Фидлер «Математика уже в детском саду»).

Необходимость введения знаков можно обосновать с помощью следующей игровой ситуации: На доске рисунок дома. Воспитатель говорит, что Самоделкин, который живет в другом городе, хочет сложить такой же домик из строительного материала и нужно написать ему письмо, в котором сообщить, какой формы, цвета и размера детали ему потребуются. Но Самоделкин читать не умеет, поэтому письмо нужно написать таким образом, чтобы он все понял. Для этого нужно придумать особые знаки. Сначала мы должны сообщить, какой формы нужны детали. Какой мы придумаем знак для формы? Дети обсуждают, предлагают и приходят к выводу, что форма бывает разная. Воспитатель предлагает нарисовать несколько видов форм - этот знак будет знаком формы. Аналогично вводятся знаки для цвета и размера. После того как введены знаки, дети пишут письмо. Для этого им предлагается заготовка – таблица, в которую они вносят необходимую информацию.

Для закрепления детям предлагаются следующие задания:

1. Кодирование признаков – составление «паспорта» предмета (заполнение таблиц или просто показывание карточек с соответствующими признаками).

2. Декодирование – ребенок по «паспарту» должен узнать предмет (чтение таблицы, игра «Читаем письмо»).

Также детям можно предложить самим придумать различные знаки – обозначение вкуса, запаха, где растет (или обитает), как употребляется в пищу и др.

В качестве примера можно привести игры на загадывание геометрических фигур (блоки Дьенеша), фруктов, овощей и т.п. и оформление загадки в таблицу – одни дети загадывают, другие отгадывают. Игры можно проводить как фронтально (один загадывает, остальные отгадывают), так и парами (один загадывает, другой отгадывает).

Внешнеречевой этап.

На данном этапе дети должны найти определенные предметы по представлению.

1. Например, проводится игра «Узнай по описанию»: Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут отгадывать интересные загадки: Прислала бабушка Насте подарок. Смотрит Настя – лежит в корзиночке что-то круглое, гладкое, с одного бока зеленое, а с другого – красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется» - подумала Настя. Помогите Насте вспомнить, что прислала ей бабушка.

2. Или данная игра в укороченном виде: «Про какой предмет можно сказать: желтая, сладкая, овальная? Про какую фигуру можно сказать: имеет три угла, три стороны, три вершины? Про какое время года говорится: жарко, печет солнце, день длинный, на деревьях зеленая листва, на лугу много цветов, летаю бабочки и пчелы?» и др.

Также на этом этапе детям предлагается отгадать различные загадки, так как в загадках описываются различные признаки, детям можно предложить и самим придумывать загадки или составлять рассказы об отдельных предметах.

Например: Не лает, не кусает, а в дом не пускает (Замок). Ног нет, а хожу. Рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать (Часы).

5. Умственный этап.

На данном этапе дети выполняют действия анализа и синтеза в умственном плане.

Таким образом, если ребёнок умеет выполнять такую логическую операцию как анализ, то он:

- умеет различать целое и части целого;

- умеет увидеть (услышать) непосредственно или опосредованно части предметов, явлений и их признаки, свойства;

- умеет формулировать результаты анализа, то есть называть выделенные части или свойства целого.

Владея способом умственного действия - синтезом, ребёнок умеет:

- устанавливать отношения отдельного предмета как элемента сложного целого;

- узнавать объект (предмет или явление) по его описанию или описанию действий с ним;

- объединять части по-новому, перекомбинировать их, получая новое целое.

Сравнение (см. приложение 1)

Сравнение – логический прием, состоящий в установлении сходства и различия предметов по существенным и несущественным признакам.

Сравнение может ограничиться только фиксацией сходства или различия, т.е. осуществляться на уровне непосредственного восприятия данных объектов. Такое сравнение называется неполным. Сравнение по сходству называют сопоставлением, а по различию – противопоставлением. Если сравнение заканчивается определенными выводами, то его можно назвать полным. Для выполнения полного сравнения нужно ответить на два вопроса: «Чем похожи?» и «Чем отличаются?». Можно отметить, что особенностью приема сравнения у детей является то, что им легче находить различия, чем сходства.

Данный прием имеет сложный операционный состав, поэтому для успешного самостоятельного использования его детьми недостаточно простого показа применения этого приема на каком-либо образце. Необходимо научиться выполнять каждую из операций, входящих в прием, и только после этого применять его для решения различных задач.

В состав приема сравнения входят следующие основные операции:

а) выделение сходных и различных признаков предметов;

б) расчленение признаков на существенные и несущественные;

в) выделение признаков, являющихся основанием сравнения;

г) формулировка вывода из проведенного сравнения.

Раскроем этапы формирования данного логического приема:

Практический этап.

На занятиях по математическому развитию начиная со второй младшей группы детей учат сравнивать с помощью наложения или приложения предметы по высоте, ширине, длине, размеру (площади, объему), количеству.

Также на формирование данного логического приема направлены игры вида «Найди такой же предмет». Можно уточнить, что значит такой же (похожий по форме, цвету, размеру и др. признакам). После того как ребенок нашел такой же предмет, он должен обосновать свой выбор (перечислить схожие признаки предметов). Или игра «Что игрушка рассказывает о себе?».

На данном этапе следует ознакомить детей с алгоритмом сравнения:

1. Назови признак, по которому будешь сравнивать.

2. Покажи или назови, как этот признак проявляется в каждом предмете.

3. Сопоставь предметы по данному признаку известным способом.

4. Сделай вывод: одинаковые или разные предметы по данному признаку.

5. Подведи итог, по каким признакам предметы одинаковые, по каким разные.

2. На зрительном этапе осуществляется сравнение не только конкретных предметов, но и их изображений. Например, детям необходимо сравнить две куклы (при выполнении задания куклы в руки брать нельзя). Или предлагаются две картинки и задание «Найди 5 отличий», или детям предлагается внимательно посмотреть на буквы (цифры) и сказать на что они похожи (Например: Буква О, смотри, дружок, - это маленький кружок) и т.п.

3. Этап моделирования.

На данном этапе детям предлагается сравнить два предмета, сравнение осуществляется по признакам с использованием знаков, результаты фиксируются в таблице с помощью символов = и ≠. Знак = ставится, если предметы одинаковые по какому-либо признаку, если же предметы отличаются по какому-либо признаку, то ставится знак ≠. На первом занятии при введении данной формы записи сравнения работа осуществляется постепенно – сначала дети сравнивают предметы по одному какому-то признаку, например, по цвету. Результат заносят в таблицу и ставят знак сравнения. Затем по второму признаку и т.д. Затем подводится итог: по каким признакам предметы похожи, по каким отличаются.

Для закрепления можно использовать следующие игры:

1. «Одинаковые по цвету»: составить цепочку фигур (предметов), одинаковых по цвету.

2. «Одинаковые по цвету и форме» (задание аналогичное).

3. «Измени цвет (форму, размер)». В качестве дидактического средства для проведения этих игр могут использоваться блоки Дьенеша.

4. Словесное сравнение – Дети сравнивают два известных им предмета по представлению, без наглядности. Например, назовите, чем отличается книга от тетради; ручка от карандаша; осень от весны; дерево от кустарника и т.п.

5. Этап сравнения предметов по существенным признакам.

Таким образом, можно сказать, что ребенок овладел логическим приемом сравнения, если он проводит полное сравнение по существенным признакам и подводит итог.

Сериация (см. приложение 5)

Сериация – логический прием упорядочивания предметов по степени выраженности какого-либо признака.

Сериационные ряды строятся в соответствии с правилами (Следует отметить, что для построения сериационного ряда необходимо взять как минимум 3 предмета.). Правило определяет, который элемент из двух (произвольно взятых) предшествует другому элементу. Основными характеристиками упорядоченного ряда являются неизменность и равномерность направления нарастания (или убывания значения) признака, на основе которого строится ряд.

Дети дошкольного возраста осваивают сериацию в процессе выстраивания по порядку конкретных предметов. Исходным ус­ловием для овладения сериацией является освоенность синтеза, анализа, сравне­ния.

Рассмотрим формирование данного логического приема в соответствии с выделенными нами этапами.

Этап практической сериации.

На занятиях по математическому развитию начиная со 2-ой младшей группы детей учат строить сериационные ряды. Первоначально им предлагается 3 предмета с большой разницей между ними, в подготовительной группе – до 10 предметов и с меньшей разницей.

Детей знакомят со следующим алгоритмомпостроения сериационного ряда:

1) выбери признак (длина, высота, размер, масса и др.), по которому будешь упорядочивать;

2) выбери направление сериации (по увеличению или уменьшению);

3) выбери самую …, сравни ее с остальными, поставь на 1-ое место;

4) выбери из оставшихся самую …, сравни ее с остальными и поставь на 2-ое место и т.д.;

5) подведи итог.

В работе с дошкольниками предлагается следующая система игровых упражнений:

ü построение сериационного ряда по образцу;

ü продолжение начатого ряда;

ü построение сериационных рядов по правилу с заданными крайними элементами;

ü построение рядов по правилу от начальной точки;

ü построение по правилу с самостоятельным определением на­чальной точки ряда;

ü построение ряда от любого элемента;

ü поиск пропущенных элементов ряда.

Усложнение сериационных заданий обеспечивается путем: постепенного увеличения числа объектов, которые необходимо упорядочить; уменьшения величинных различий между соседними элементами ряда; увеличением числа различительных признаков в предметах сериации (что способствует развитию умения абстрагировать свойства не только от самих предметов, но и от других свойств).

Первые упражнения (первый шаг в освоении сериации) долж­ны помочь детям выделить основание сериации, т. е. тот признак, по которому можно упорядочивать, и осознать неизменность на­правления нарастания (или убывания) значения признака предме­тов. Материал для этих упражнений может быть самым разнооб­разным, но при подборе предметов должны соблюдаться следу­ющие условия: предметы сначала различаются только упорядочиваемыми свойствами (высотой, длиной, яркостью цвета, размером и т. д.), затем - дополнительными свойствами (разные по высоте и цвету, по цвету и форме); количество предметов равно трем.

В следующих упражнениях (второй шаг в освоении сериации) число упорядочиваемых предметов увеличивается до пяти. Дети строят ряды как по нарастанию величины, так и по ее убы­ванию. Используются разнообразные упражнения на построение рядов: по образцу, с заданными крайними элементами, от заданной начальной точки (первый предмет ряда находится перед детьми), продолжение начатого ряда, исправление ошибок в построенных рядах.

В дальнейшем дети упорядочивают до 10 и более предметов в ряду (третий шаг в освоении сериации). Строят сериационные ряды из палочек Кюизенера и цветных полосок как по нараста­нию, так и по убыванию значений одного и более признаков. Каж­дый построенный ряд анализируют с целью выявления относи­тельности величины. Для этого взрослый предлагает ребенку вы­брать любой предмет ряда и сравнить его с предметами, расположенными слева и справа.

Усложняются упражнения на исправление неправильных рядов реальных предметов или их изображений на картинках. Теперь в неправильных рядах единичные элементы пропущены в разных местах ряда или отсутствуют 2-3 элемента, непосредственно сле­дующие друг за другом. Дети исправляют ошибки в рядах: находят пропущенные элементы и восстанавливают ряд.

Кроме этого детям предлагаются следующие игровые задания:

1) Матрешки собрались в лес по ягоды, но перепутали корзинки. Подбери каждой Матрешке корзинку.

2) Вспомним сказку «Три медведя». Как зовут персонажей? Помоги каждому медведю сесть на свой стул. Поставь каждому медведю кружку и ложку. Положи каждого медведя на его кроватку.

Родителям также можно предложить поиграть с детьми дома: «Кухонный набор» - подобрать к каждому пластиковому контейнеру подходящую по размеру крышку; составить контейнеры с крышками в виде башни; собрать все контейнеры в один, чтобы весь набор можно было упаковать в коробку и т.п.

Этап зрительной сериации.

Дети должны проводить упорядочивание предметов с помощью глазомера.

Например: «Найди длинный шарфик и поставь рядом с ним карточку с числом 1, затем найди шарфик немного покороче и поставь рядом с ним карточку с числом 2 и т.д.»

3. Этап сериации предметов по представлению.

На данном этапе детям предлагается упорядочивание картинок с изображением объектов, на которых явно не видна степень выраженности признаков.

1) Например, упорядочивание картинок с изображением четырех времен года или частей суток. Задание: выбери картинку, на которой изображено, что было раньше и расставь картинки по порядку.

2) Или детям предлагается следующая ситуация: Торопышка хотел рассказать по порядку о том, как происходит развитие растения, но перепутал картинки. Пронумеруй картинки и помоги Торопышке составить рассказ.

4. Этап моделирования. Детям объясняется, что если некоторые признаки предметов не видно, то их можно смоделировать. Например, полосками можно смоделировать скорость. Детям предлагают предметные картинки с изображением транспорта и спрашивают, какой транспорт движется быстрее, после этого предлагается для каждого вида транспорта нарисовать полоску нужной длины: самую длинную полоску – рядом с самым быстрым видом транспорта, самую короткую – рядом с самым медленным видом транспорта.

5. На этапе мысленной сериации дети решают логические задачи без моделирования.

Итак, ребенок овладел логической операцией сериацией, если он может самостоятельно построить сериационный ряд из 10 предметов и более как по нараста­нию, так и по убыванию значений одного и более признаков; исправить ошибки в построенном ряду из реальных предметов или их изображений на картинках и доказать свою точку зрения.

Классификация (см. приложение 12)

Классификация – логический прием, заключающийся в распределении предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам. При классификации очень важен выбор основания. Под основанием классификации понимается признак, по которому данное множество делится на классы.

Из курса математики также известно, что при разбиении множества на классы необходимо выполнять следующие условия: 1) ни одно из подмножеств не пусто; 2) подмножества попарно не пересекаются; 3) объединение всех подмножеств составляет данное множество.

Данный логический прием по своей структуре является сложным действием и включает ряд отдельных операций: определение основания классификации, т.е. признака по которому она будет проводиться; разделение объектов на классы по выделенному основанию; отнесение того или иного объекта к своему классу; характеристика каждого класса; контроль результатов проведенной классификации.

Рассмотрим этапы формирования логического приема классификации.

1 этап. Классификация по внешним признакам.

Первым шагом в освоении детьми классификации является об­разование групп предметов, т.е. выделение из совокупности пред­метов тех, которые обладают одинаковыми свойствами, и объеди­нение их в группу. Например, из множества геометрических фигур дети выбирают все круглые фигуры (и образуют из них группу), из множества игрушек - все маленькие игрушки и т.д. Вторым шагом в освоении детьми классификации является распределение предметов с разными свойствами в разные группы. В игровых упражнениях и игровых обучающих ситуациях взрос­лый задает основание и указывает общие свойства каждой группы. Следующим (третьим) шагом в освоении классификации яв­ляются упражнения, которые помогают детям самостоятельно об­наруживать общие свойства классов. Задание, которое получают дети, состоит в том, чтобы разделить (разложить) все предметы по указанному признаку (цвету, длине, толщине и т. д.), определить количество полученных групп, назвать общее свойство каждой группы. Четвертый шаг в освоении детьми классификации - упраж­нения, которые помогают ребенку самостоятельно найти осно­вание классификации. Задача, стоящая перед ребенком, заклю­чается в том, чтобы разделить любую совокупность так, чтобы вместе оказались все одинаковые предметы.

Дети на данном этапе знакомят с алгоритмом классификации:

1. Выбери признак, по которому будешь раскладывать предметы на группы.

2. Разложи предметы на группы по этому признаку.

3. Дай название каждой группе.

Данный алгоритм запоминается детьми в процессе выполнения различных заданий на классификацию. Например, «Что где растет?» или «Что сажают в огороде» - детям предлагаются карточки с растениями, необходимо разделить их на группы (например, по месту произрастания); «Не ошибись» - бросать в корзины мячи в соответствии с цветом (красные мячи – в красную корзину и т.п.); «Одень куклу» - имеется одежда разных размеров, разного вида, необходимо разложить ее на группы (например, так, чтобы можно было одеть большую, среднюю и маленькую куклу); «Составь букет» - на прогулке (осенью) рассортировать листья (по цвету, форме и т.п.) и др.

Таким образом, в процессе освоения классификации ребенок движется от умения объединять вместе предметы с одинаковыми свойствами и выделять общие свойства группы к умениям рас­пределять предметы с разными свойствами в разные группы; раз­бивать совокупность на группы по заданному основанию класси­фикации; выделять основание классификации.

2 этап. Классификация по существенным признакам.

В качестве упражнений, используемых на данном этапе можно предложить следующие: «Расставь посуду на полки», «Разложи одежду по назначению». Также сюда можно отнести дидактическую игру «Найди лишнее». Например: Что лишнее: сорока, воробей, голубь, муха? Почему? Назови отличительный признак.

3 этап. Моделирование.

На данном этапе применяются 2 вида моделей классификации:

1) Круги Эйлера (в программе «Детство» для этой цели используются обручи). Предметы могут распределяться по одному признаку (Например, по цвету. Положить в обруч все красные мячи, остальные мячи положить вне обруча. Какие мячи лежат внутри обруча? Все красные. Какие круги лежат вне обруча? Не красные.) Обруч можно образно «опредмечивать», например, он может быть планетой, а предметы внутри – обитателями планеты, может быть морем, а предметы – рыбками, блюдом, а предметы – конфетами и т.п. В соответствии с игровым действием обруч можно заменить другим предметом (например, машинкой, платком и др.).

Затем дети осваивают классификацию по двум признакам (Например, по цвету и форме. Детям предлагается разложить в два пересекающихся обруча фигуры так, чтобы в одном обруче были только красные фигуры, в другом – только круглые. А где будут лежать красные и круглые фигуры? Они будут находиться в пересечении обручей. А где будут лежать синие фигуры? И т.д.)

Как и на предыдущем этапе, здесь возможно образное «опред­мечивание» обручей и блоков, использование вместо обручей дру­гих предметов. Благодаря этому создаются разнообразные игро­вые ситуации, для разрешения которых дети должны выполнить классификацию по двум признакам. Например, разде­лить конфеты между Крокодилом Генной и Чебурашкой так, чтобы Чебурашке достались все желтые конфеты, а Крокодилу - все прямоугольные конфеты и др. В каждом новом игровом упражнении задается новая пара признаков.

2) Таблица игры «Засели домик». Детям предлагается расположить фигуры по цвету и по форме так, чтобы на каждом этаже жили фигуры например, похожие по цвету, но разные по форме. Каждый ребенок должен сначала ре­шить, как он «расселит» фигуры. Условия «расселения»: все фигуры должны попасть в дом; на каждом этаже должны «жить» только одинаковые фигуры; в доме не должно быть пус­тых этажей. Воспитатель может потом спросить у детей: «Если я зайду в первый подъезд на 2-ой этаж – кто там живет? и т.п.».

4 этап. Мысленная классификация по существенным признакам. На данном этапе предлагаются дидактические игры следующего вида «Дополни предложение». Например, дополни предложение - обувь бывает…; одежда бывает…; посуда бывает … и др.

Таким образом, ребенок овладел классификацией, если он самостоятельно может разложить (практически или мысленно) предметы по одному или нескольким признакам на группы и дать название каждой группе, т.е. выделить отличительные признаки каждой группы.

 

Обобщение (см. приложение 2)

Обобщение – логическая операция, заключающаяся в мысленном объединении отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков.

Для формирования данного логического приема можно использовать игры:

1) «Назови одним словом» (Например: Что объединяет все эти предметы: чашка, блюдце, стакан, тарелка? Назови одним словом. Это …);

2) «Продолжи ряд» (Продолжи перечень слов: малина, клубника … Что их объединяет? Как их можно назвать одним словом?)

3) Также можно дополнить игру «Найди лишнее» вопросом: Как одним словом можно охарактеризовать оставшиеся объекты? (Например: сорока, воробей, голубь, муха. Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся объекта?).

Так же для развития обобщения применяются задания, в которых нужно дополнить ряд, т.е. найти недостающую фигуру, выделив закономерности построения ряда.

Выводы:

Для успешного обучения в школе, понимания учебного материала у детей должны быть сформированы три составляющие мышления:

1) элементарные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.;

2) активность, раскованность мышления, проявляющиеся в продуцировании идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;

3) организованность и целенаправленность, проявляющиеся в ориентации на выделении существенного в явлениях, в использовании моделей и схем при решении учебных задач.

Если воспитатель целенаправленно начнет формировать у дошкольников перечисленные выше составляющие мышления, то в школе у детей значительно облегчится процесс усвоения знаний, умений и навыков. Если же перечисленные составляющие мышления не начнут формироваться в дошкольном возрасте, то в школе на каждом из уроков по различным предметам учителям придется давать детям задания на развитие логических приемов мышления, так как без них невозможно полноценное усвоение учебного материала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.123 (0.015 с.)