Методические приемы обучения математике в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические приемы обучения математике в



Практическое занятие 3

Методические приемы обучения математике в

детском саду

Цели:

1) Ознакомиться с методическими приемами обучения математике в детском саду и их ролью в развитии дошкольников.

2) Провести классификацию этих приемов.

3) Изучить структуру и содержание математических заданий для дошкольников, иллюстрирующих методику реализации основных приемов обучения математике в детском саду.

4) Научиться самостоятельно разрабатывать задания с использованием данных приемов, определять их цели, структуру и содержание.

 

Основные вопросы

 

1. Общая характеристика методических приемов обучения математике в ДОУ [6, с. 122-124], [2, с. 86-92].

 

2. Примерная классификация методических приемов обучения математике в детском саду:

2.1. Приемы формирования умственных действий дошкольников:

1) Сравнение (нахождение отличий или сходства между признаками предметов) и построение причинно-следственных выводов на основе сравнения [прил. 1].

2) Обобщение как результат процесса сравнения (установление закономерности в наборе и чередовании признаков в результате сравнительного анализа предметных или геометрических изображений) [прил. 2].

3) Анализ и синтез. Конструирование как результат синтеза [прил. 3].

4) Моделирование (изготовление или использование уже готовых моделей при воспроизведении существенных свойств предмета (оригинала)) [прил. 4].

5) Сериация (построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку) [прил. 5].

6) Установление закономерности [прил. 6].

7) Репродуктивный прием (выполнение действий по образцу) [прил. 7].

8) Нахождение и устранение соответствия между предметами нескольких множеств [прил. 8].

9) Обратимость мыслительных процессов (переход от прямого к обратному движению мысли: прямой и обратный счет, сложение и вычитание и пр.) [прил. 9].

10) Свертывание математических рассуждений и соответствующих им математических действий (переход от практических действий с предметами к действиям в уме) [прил. 10].

11) Построение умозаключений (получение нового суждения, вывода или заключения из одного или нескольких суждений) [прил. 11].

12) Классификация (разделение предметов множества на группы по определенному признаку – основанию классификации) [прил. 12].

13) Аналогия (использование старых решений (уже известных способов действий) в новых задачах или ситуациях, т.е. решение подобных задач подобными методами) [прил. 13].

14) Абстрагирование (мысленное выделение одних признаков предмета (объекта) и отвлечение от других признаков ИЛИ отвлечение признака конкретных предметов/явлений от самих этих конкретных предметов/явлений) [прил. 14].

2.2. Приемы формирования памяти у дошкольников [прил. 15]:

1) Запоминание незнакомых названий (фигур, цифр и т.д.).

2) Запоминание с последующим воспроизведением предметов.

3) Разделение предметов на смысловые группы (классификация).

4) Использование упражнений (задач) в стихотворной форме.

5) Соотнесение предметного образа и словесного материала (соотнесение слов с картинками).

6) Прием последовательных ассоциаций.

2.3. Приемы формирования внимания у дошкольников [прил. 16]:

1) Сравнение и его разновидности:

§ нахождение отличий или сходства предметов при формировании произвольного внимания;

§ избирательность при нахождении одинаковых признаков предметов в процессе формирования зрительного внимания.

2) Концентрация зрительного внимания.

2.4. Приемы формирования мелкой моторики у дошкольников [прил. 17]:

1) Раскрашивание предметных изображений цветными карандашами.

2) Вырезание цветных полосок, геометрических фигур, цифр по контурам и пр. Работа с ножницами.

3) Составление пазлов, геометрических узоров, мозаик, предметных разрезных картинок и т.д.

4) Конструирование из кубиков, палочек, мозаики и пр. по образцу, затем по памяти и произвольно.

5) Выполнение графических упражнений:

§ дорисовывание предметных изображений (детям предъявляется предметное изображение и варианты незаконченных изображений этого предмета);

§ обведение рисунка по контуру;

§ выполнение заданий графического диктанта;

§ работа в тетрадях или занимательных прописях для дошкольников;

§ рисование предметов (фигур, цифр и пр.) по трафаретам.

 

2.5. Приемы формирования логического мышления у дошкольников

[прил. 18]:

1) Анализ и синтез [прил. 3].

2) Сравнение [прил. 1].

3) Сериация [прил. 5].

4) Классификация [прил. 12].

5) Обобщение [прил. 2].

Задания для самостоятельной работы

 

1. Ознакомьтесь с основными вопросами данного практического занятия, раскрывающими структуру и содержание математических заданий для дошкольников, иллюстрирующих методику реализации основных приемов обучения математике в детском саду.

2. Изучите основные приемы формирования умственных действий у дошкольников (п. 2.1) и методику их реализации в детском саду на примере конкретных математических заданий, в которых используются эти приемы (см. прил. 1-14). Заполните таблицу 1.

Таблица 1

Приемы формирования умственных действий у дошкольников Определение (суть) данного приема Примерные математические задания для дошкольников, в которых используется данный прием. Методика работы с ними
  Классификация Разделение предметов множества на группы по определенному признаку - основанию классификации. 1)Приведите пример одного математического задания для дошкольников, в котором используется прием классификации (примерные образцы см. в прил. 12). Образец: Перед тобой ряд геометрических фигур. Если бы их необходимо было разделить на группы, то как это можно сделать? Ответ объясни.   2) Укажите цели задания. Образец: 1. Учить детей выделять различные признаки предметов (форму, цвет, размер и т.д.). 2. Формировать умение группировать предметы по различным признакам (разбивать их на классы) и давать название каждой группе. 3. Развивать коммуникативные способности дошкольников. 3)Опишите методику работы с предложенным вами заданием на формирование у дошкольников приема классификации. Образец: Перед детьми на столе разложены геометрические фигуры разного цвета и размера (см. рис.), которые нужно разделить на две группы. Сделать это можно по-разному: по цвету, форме, размеру. Дети сидят парами, но каждый работает самостоятельно. Затем они объясняют друг другу, по какому признаку были разделены фигуры. 4) Выпишите требования к выполнению предложенного вами задания. Образец: 1. Выделите специальное место и время для выполнения данного упражнения. 2. Прекратите занятие, если почувствовали, что ребенок устал. 3. Выполняйте задание последовательно. 4. На протяжении всего занятия сохраняйте доброжелательный тон, с уважением относитесь к ребенку, даже если у него что-то не получается. 5. Занимайтесь только тогда, когда вы и ребенок находитесь в хорошем настроении. 5)Укажите, какие математические представления (по ФГОС ДО) формируются у ребенка при выполнении предложенного вами задания. Образец: 1. Формирование основных понятий математики: форма, цвет, размер, геометрические фигуры. 2. Знакомство детей с геометрическими моделями, с помощью которых они учатся решать простейшие логические задачи. 3. Формирование словесно-логического мышления детей. Внимание! При выполнении этого задания используйте материалы практического занятия № 1 по ФГОС ДО.
  Обобщение ………………… ………………………………………………………..
…………………… ………………… ………………………………………………………..
  …………………… ………………… ………………………………………………………..

 

3. Изучите основные приемы формирования памяти у дошкольников (п. 2.2) и методику их реализации в детском саду на примере конкретных математических заданий, в которых используются эти приемы (см. прил. 15). Заполните таблицу 2 по образцу, предложенному в таблице 1.

Таблица 2

Приемы формирования памяти у дошкольников Определение (суть) данного приема Примерные математические задания для дошкольников, в которых используется данный прием. Методика работы с ними
  Запоминание незнакомых названий (фигур, цифр и т.д.) ………………… ………………………………………………………..
  Запоминание с последующим воспроизведением предметов ………………… ………………………………………………………..
…………………… ………………… ………………………………………………………..
  …………………… ………………… ………………………………………………………..

 

4. Изучите основные приемы формирования внимания у дошкольников (п. 2.3) и методику их реализации в детском саду на примере конкретных математических заданий, в которых используются эти приемы (см. прил. 16). Заполните таблицу 3 по образцу, предложенному в таблице 1.

Таблица 3

Приемы формирования внимания у дошкольников Определение (суть) данного приема Примерные математические задания для дошкольников, в которых используется данный прием. Методика работы с ними
  Сравнение и его разновидности ……………… ………………………………………………………..
  Концентрация зрительного внимания ……………… ………………………………………………………..

 

5. Изучите основные приемы формирования мелкой моторики у дошкольников (п. 2.4) и методику их реализации в детском саду на примере конкретных математических заданий, в которых используются эти приемы (см. прил. 17). Заполните таблицу 4 по образцу, предложенному в таблице 1.

Таблица 4

Приемы формирования памяти у дошкольников Определение (суть) данного приема Примерные математические задания для дошкольников, в которых используется данный прием. Методика работы с ними
  Раскрашивание предметных изображений цветными карандашами ………………… ………………………………………………………..
  Вырезание предметов (цифр, геометрических фигур и пр.) по контурам. Работа с ножницами ………………… ………………………………………………………..
…………………… ………………… ………………………………………………………..
  …………………… ………………… ………………………………………………………..

 

6. Изучите основные приемы формирования логического мышления у дошкольников (п. 2.5) и методику их реализации в детском саду, используя теоретический материал в прил. 18. Заполните таблицу 5 по образцу, предложенному в таблице 1.

Указание! При описании методики по формированию у детей приемов логического мышления (задание № 3 в последней колонке таблицы 5) раскройте содержание деятельности воспитателя и дошкольника на каждом этапе данного процесса (этапы подробно описаны в прил. 18).

Таблица 5

Приемы формирования памяти у дошкольников Определение (суть) данного приема Примерные математические задания для дошкольников, в которых используется данный прием. Методика работы с ними
  Анализ и синтез ………………… ………………………………………………………..
  Сравнение ………………… ………………………………………………………..
…………………… ………………… ………………………………………………………..
  …………………… ………………… ………………………………………………………..

 

Основная Литература

1. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст]: Книга для воспитателя дет. сада / Т. И.Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. М.: Просвещение, 1992. – 191 с. – ISBN 5-09-004060-5.

2. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст]: Учеб. пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений / Е. И.Щербакова. – 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с. – ISBN 5-7695-0522-2.

3. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с. // http://www.pedlib.ru/Books/6/0226/6_0226-1.shtml.

4. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с. // http://www.pedlib.ru/Books/5/0311/5_0311-1.shtml.

5. Сай, М. К. Математика в детском саду [Текст] / М. К. Сай, Е. И. Удальцова. – 2-е изд., доп. и перераб. Минск: Нар. асвета, 1990. – 96 с. – ISBN 5-341-00173-7.

6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др.; под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1988. – 303 с. – ISBN 5-09-000248-7.

Дополнительная Литература

7. Чернова, Л. Ю. Задания по математике для дошкольников / Л. Ю. Чернова // Начальная школа + До и После. – 2006. – № 7. – С. 1-4.

8. Память и внимание [Текст]:Рабочая тетрадь дошкольника (для совместных занятий детей и родителей)/ Автор-составитель Е. Семакина. М.: филиал «Тверской полиграфический комбинат детской литературы» ОАО Издательство «Высшая школа», 2013. – 32 с.

9. Математика. Подготовка к школе [Текст]:Рабочая тетрадь дошкольника (для совместных занятий детей и родителей)/ Автор-составитель Е. Семакина. – М.: филиал «Тверской полиграфический комбинат детской литературы» ОАО Издательство «Высшая школа», 2013. – 32 с.

10. Бортникова, Е. Ф. Развиваем математически способности (для детей 4-5 лет) [Текст]: Тетрадь / Е. Ф. Бортникова. Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2014. – 32 с. – ISBN 978-5-9780-0188-4.

11. Бортникова, Е. Ф. Развиваем математически способности (для детей 5-6 лет) [Текст]: Тетрадь. Часть 1 / Е. Ф. Бортникова. Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2013. – 32 с. – ISBN 978-5-9780-0056-6.

12. Бортникова, Е. Ф. Развиваем внимание и логическое мышление (для детей 3-4 лет) [Текст]: Тетрадь / Е. Ф. Бортникова. Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2013. – 32 с. – ISBN 978-5-9780-0102-0.

13. Бортникова, Е. Ф. Развиваем внимание и логическое мышление (для детей 4-5 лет) [Текст]: Тетрадь / Е. Ф. Бортникова. Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2013. – 32 с. – ISBN 978-5-9780-0186-0.

14. Бортникова, Е. Ф. Готовимся к школе. Тетрадь 4. Развитие внимания и логического мышления (для детей 4-6 лет) [Текст]: Тетрадь / Е. Ф. Бортникова. Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2013. – 40 с. – ISBN 978-5-9780-0471-7.

15. Бортникова, Е. Ф. Знакомимся с цифрами (для детей 3-4 лет) [Текст]: Тетрадь / Е. Ф. Бортникова. Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2014. – 32 с. – ISBN 978-5-9780-0189-1.

16. Колесникова, Е. В. Математические прописи для детей 4-5 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. –М.: ТЦ Сфера, 2014. – 32 с. (Математические ступеньки). – ISBN 978-5-9949-0125-0.

17. Колесникова, Е. В. Геометрические фигуры [Текст]: Тетрадь для детей 5-7 лет / Е. В. Колесникова. – 5-е изд., доп. и перераб. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с. (Математические ступеньки). – ISBN 978-5-9949-0382-7.

18. Колесникова, Е. В. Я составляю числа [Текст]: Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет / Е. В. Колесникова. – 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 48 с. – ISBN 978-5-89144-861-2.

19. Колесникова, Е. В. Форма и цвет: Математика с линейками-трафаретками для детей 4-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. – 3-е изд., испр. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с. (Математические ступеньки). – ISBN 978-5-9949-0513-5.

20. Колесникова, Е. В. Математические прописи для детей 5-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. М.: ТЦ Сфера, 2015. – 32 с. (Математические ступеньки). – ISBN 978-5-9949-0133-5.

21. Колесникова, Е. В. Я считаю до пяти. Математика для детей 4-5 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. 3-е изд., перераб. и дополн. М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Математические ступеньки). – ISBN 978-5-9949-1027-6.

22. Колесникова, Е. В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. 3-е изд., перераб. и дополн. М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Математические ступеньки). – ISBN 978-5-9949-1028-3.

23. Колесникова, Е. В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. – 2-е изд., испр. М.: ТЦ Сфера, 2014. – 32 с. – ISBN 978-5-9949-0515-9.

24. Колесникова, Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Тетрадь для детей 5-7 лет / Е. В. Колесникова. – 2-е изд., испр. М.: ТЦ Сфера, 2014. – 48 с. – ISBN 978-5-9949-0537-1.

25. Колесникова, Е. В. Я запоминаю цифры [Текст]: Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет / Е. В. Колесникова. М.: ТЦ Сфера, 2014. – 48 с. (Математические ступеньки). – ISBN 978-5-9949-0486-2.

26. Петерсон, Л. Г. Раз – ступенька, два – ступенька... Математика для детей 5-6 лет. Часть 1 [Текст] / Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. – изд. 3-е, перераб. М.: Ювента, 2013. – 64 с. – ISBN 978-5-85429-273-3 (36-й завод).

27. Архив журнала «Начальная школа + До и После» //

http://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/

Приложение 1

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используется прием «сравнение»

Нахождение лишнего предмета

 

1) В каждом прямоугольнике закрась лишнюю 2) Обведи лишнюю веточку.

цифру. Какую циф­ру закрасил и почему?

3) Закрась лишнюю геометрическую фигуру.

4) Какой домик лишний? Почему? Раскрась его.

Приложение 2

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используется прием «обобщение»

 

Поиск недостающей фигуры

 

1) Дорисуй в пустых квадратах 2) Дорисуй в пустых квадратах

недостающую ёлочку. недостающую птичку.

 

3) Дорисуй в пустых квадратах 4) Дорисуй в пустых квадратах

недостающее дерево. недостающего человечка.

 

5) Найди части и целое. Нарисуй недостающие фигуры.

Количество и счет

1) Соедини прямоугольники с одинаковым 2) Обведи птичек, которых больше всего.

количеством предметов. Скажи, какие Каких птичек ты обвел? Почему?

прямоугольники ты соединил?

3) Закрась только математические знаки. 4) Нарисуй на каждой веточке столько

Назови знаки, которые ты закрасил. листочков, сколько кружков слева.

Сколько листочков нарисовали на

верхней веточке? Почему? На средней?

Почему? На нижней веточке? Почему?

5) Напиши в квадратах цифры от 0 до 9 6) Закрась только цифры. Назови

по порядку. цифры, которые ты закрасил.

Геометрические фигуры

1) Закрась только геометрические фигуры. 2) Закрась геометрические фигуры, у

Назови геометрические фигуры, которых нет углов. Назови

которые ты закрасил. геометрические фигуры, которые

ты закрасил.

Величина

1) Обведи дома одинаковой высоты. 2) Соедини деревья, у которых стволы

Сколько домов ты обвел и почему? одинаковой толщины. Какие деревья

ты соединил и почему?

Ориентировка во времени

1)Раскрась картинки, на которых 2) Соедини большие картинки с маленькими

нарисовано утро. Сколько картинок так, чтобы они относились к одному

ты раскрасил и почему? времени года. Какую картинку с какой

ты соединил и почему?

3) Соедини часы, которые показывают 4) Нарисуй стрелки на часах так, чтобы

одинаковое время. Какое время показывают они показывали время, которое написано

часы, которые ты соединил? в квадратах под ними. Какое время

показывают первые часы? Вторые?

Третьи? Четвертые?

Приложение 3

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используются приемы «анализ и синтез»

 

1) Напиши, сколько геометрических фигур 2) Закрась только тот предмет, который

в нарисованном жирафе. состоит из геометрических фигур

справа. Объясни свой выбор.

3) Закрась справа только те геометрические 4) Нарисуй в квадратах столько

фигуры, из которых нарисована собачка. геометрических фигур, сколько этих

Назови их. фигур в коляске.

Приложение 4

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используется прием «моделирование»

 

Приложение 5

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используется прием «сериация»

 

1) Дорисуй рыбок и миски в пустых 2) Соедини каждого снеговика с ведром,

прямоугольниках так, чтобы о них которое ему подходит по размеру.

можно было сказать: «побольше»,

«самая большая».

 

3) Покажи стрелкой, кто на каком стуле 4) Простейший пример сериации - сбор

будет сидеть. ребенком обычной пирамидки.

5) Соедини картинки стрелочками в порядке 6) Соедини картинки стрелочками в порядке

увеличения количества снежинок. уменьшения количества звездочек.

Приложение 6

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используется прием «установление закономерности»

 

1) Нарисуй треугольники в последнем 2) Раздели четвертый квадрат, используя

квадрате, используя соответствующую соответствующую закономерность.

закономерность.

3) Нарисуй четвертую геометрическую 4) Продолжи ряды, используя порядок

фигуру, используя соответствующую расположения геометрических фигур.

закономерность. Раскрась круги красным карандашом,

квадраты - синим.

 

5) Какая фигура будет последней?

6) Выяви закономерность в каждом ряду и про­должи ряд.

Приложение 7

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используется репродуктивный прием (по образцу)

Приложение 8

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используется прием «нахождение и устранение соответствия»

Приложение 9

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используется прием «обратимость мыслительных процессов»

 

 

Количество и счет

1) Под каждым квадратом напиши цифру, 2) Напиши в кружках знаки «больше» («>»)

соответственно количеству кружков в них. или «меньше» («<»). Прочитай записи.

Назови цифры в первом ряду, во втором.

 

3) Соедини каждую карточку с примером, к которому она подходит. Скажи, какую

карточку с каким примером ты соединил.

Геометрические фигуры

1) Раздели квадраты на 5, 4, 3, 2 треугольника. 2) Закрась рыбку, которая состоит из

Закрась треугольники так, чтобы они все геометрических фигур, нарисованных

были разного цвета. справа. Почему ты закрасил эту рыбку?

 

Величина

1) Напиши в квадратах цифры от 1 до 6, 2) Напиши в квадратах цифры от 1 до 6,

начиная от самой большой матрешки. начиная от самого маленького шарика.

Ориентировка в пространстве

1) Закрась предметы слева от мишки и обведи предметы, которые справа от него. Какие предметы ты обвел? Какие раскрасил?

Приложение 10

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используется прием «свертывание математических рассуждений»

 

Количество и счет

1) Покажи стрелочкой, на каком этаже живет 2) В пустые квадраты напиши цифры так,

каждый веселый человечек. Чтобы узнать чтобы при их сложении (вычитании)

это, нужно решить пример, который он получился ответ, который написан

держит в руке. наверху.

 

 

3) Подарил утятам ежик 4) Пять ворон на крышу сели,

Восемь кожаных сапожек. Две еще к ним прилетели.

Кто ответит из ребят, Отвечайте быстро, смело,

Сколько было всех утят? Сколько всех их прилетело?

5) Послушай и выполни задание от Незнайки. 6) Напиши в пустые квадраты такую

Из разных цифр я сделал бусы, цифру, чтобы ответ был правильным.

А в тех кружках, где цифр нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ.

 

7) Напиши в кружок цифру, обозначающую 8) Напиши в пустых квадратах знаки

число, которое загадал зайка. А он загадал «больше» или «меньше».

Число, которое на один меньше семи, но

на один больше пяти.

Вопросы к дошкольникам

 

1) Сколько ушей у двух мышей?

2) Сколько лап у двух медвежат?

3) Сколько дней в неделе?

4) Сколько частей в сутках?

5) Сколько месяцев в году?

6) Кто больше: маленький бегемот или большой заяц?

7) Кто длиннее: змея или гусеница?

8) Может ли после зимы сразу наступить лето?

9) Как называется пятый день недели?

10) У какой геометрической фигуры меньше всего углов?

11) Восемь на один меньше...

12) Семь на один больше...

13) У квадрата четыре угла, а у треугольника...

14) Слон большой, а мышка...

15) У дуба ствол толстый, а у рябины...

16) Ручей узкий, а река...

17) Завтракаем мы утром, а ужинаем...

Приложение 11

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используется прием «построение умозаключений»

 

1) Обведи елочку, за которой спрятался мальчик, 2) Закрась шарик, который купит Незнайка,

если это не самая высокая и не низкая елочка. если это не самый маленький и не шарик

овальной формы.

 

3) Проведи стрелочку от зайчика к примеру, 4) Проведи дорожку от лисы к вагончику,

который он решал, если у белочки в котором она поедет, если волк поедет

получился ответ 9, а у мишки ответ 8. в третьем вагоне, а ежик в первом.

5) Закрась дорожку, по которой Иван-царевич 6) Раскрась торт, форма которого не круг и не

пойдет и найдет Сивку-Бурку. Сивка-Бурка квадрат.

находится в конюшне не справа и не

посередине.

7) Посчитай и напиши, сколько лет Диме, 8) Закрась предмет, который нарисовал

если он на один год старше восьмилетнего зайчик, если это не цветок и не

Кости и на один год младше десятилетнего портфель.

Андрея.

 

9) Покажи стрелочкой, в какое время года 10) Покажи стрелочкой, когда мишка

у Наташи день рождения, если он: ни когда играл в футбол, если утром он был

тает снег, ни когда с деревьев опадают в школе, вечером читал книжку, а

листья, ни когда вся земля покрыта снегом. ночью спал.

 

11) Обозначь цифрами порядок расположения 12) Что было до этой встречи? Что позже?

картинок, чтобы по ним можно было

составить рассказ.

Приложение 12

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используется прием «классификация»

 

1) Раздели геометрические фигуры 2) Объедини предметы в группы. Сколько

на группы. Какие фигуры попали в групп получи­лось? Каждой группе

каждую группу? Раскрась только предметов дай общее название.

четырехугольники. Назови фигуры,

которые закрасил.

3) Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?

Приложение 13

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используется прием «аналогия»

 

1) Нарисуй в правом прямоугольнике 2) Какие карточки соединены между собой?

геометрические фигуры точно так же, (4 кружка, цифра 4, 4 кубика).

(по аналогии) как они нарисованы в левом. Остальные соедини по аналогии.

Расскажи, где нарисованы фигуры.

3) Покажи стрелками увеличение Покажи стрелками уменьшение

(по аналогии с первой картинкой). (по аналогии с первой картинкой).

 

Приложение 14

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используется прием «абстрагирование»

Пример: Детям показывают различные геометрические фигуры и говорят: «Это треугольник. У него есть три стороны и три угла. Это большой треугольник. Другой - поменьше. Третий – красный и т.д. А вот это - четырехугольник. У него четыре стороны и четыре угла. Это круг. У него вообще нет углов и т.д. Все это вместе можно отнести к группе "геометрические фигуры"».

Таким образом, воспитатель абстрагировался от их конкретных свойств и признаков. А дети постепенно начинают мыслить отдельно от конкретных видов фигур. Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями. Абстрагирование - это процесс рождения (создания) абстракции, т.е. более абстрактного понятия из группы более конкретных понятий. В данном примере «родилось» новое абстрактное понятие «геометрическая фигура» из более конкретных понятий: «треугольники», «четырехугольники», «круги» и пр.

 

Приложение 15

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используются приемы формирования памяти

 

Приложение 16

Примерные математические задания для дошкольников, в которых

используются приемы формирования внимания

 

1) Сравнение и его разновидности:

§ нахождение отличий или сходства предметов при формировании произвольного внимания;

 

1) Дорисуй снеговиков так, чтобы они 2) Внимательно рассмотри картинку. Объедини

стали одинако­выми. в пары одинаковых бабочек – проведи

соединительные ли­нии. Обведи бабочку,

у которой нет пары.

 

 

3) Внимательно рассматривай каждую из картинок в течение одной минуты (рис. 1). Постарайся запомнить все детали. Затем рассмотри картинки на рис. 2. Чего на них не хватает?

 

Рис. 1 Рис. 2

4) Внимательно рассмотри предметы на рис. 1. Запомни их. Что изменилось в порядке расположения предметов на рис. 2? Какого предмета не хватает?

Рис. 1 Рис. 2

§ избирательность при нахождении одинаковых признаков предметов в процессе формирования зрительного внимания.

 

1) Раскрась два одинаковых ведра. 2) Раскрась две одинаковые матрешки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.329 с.)