Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знания о природе, человеке, обществе. Умения, формируемые при изучении окружающего мира

Поиск

Принимая во внимание предмет изучения окружающего мира (систему «человек — ок­ружающая среда), определяются следующие основные содержательные линии данного курса: человек, природа, общест­во. Эти объекты в том или ином варианте у разных авторов изучаются с первого по четвертый класс. Рассмотрим содержание курса в соответствии с названными объектами изучения.

Знания о человеке вводились в содержание естествознания и обществознания с самого начала существования этих предметов школьного обучения. В естествознании человек рассматривался преиму­щественно как биологический объект в одном ряду с представителями животного мира

Авторы большинства современных курсов «Окружающий мир» предлагают эпизодическое обращение к вопросам охраны здо­ровья в I и II классах и концентрированное рассмотрение этих вопросов в рамках одной темы в III или IV клас­сах. При изучении этой темы рассматриваются вопросы: как устроен организм человека, каковы функции его органов и что нужно для того, чтобы организм был здоровым.

Представления о социальной составляющей челове­ка, о человеке как личности младший школьник получал ранее в основном на уроках чтения. В настоящее время эту за­дачу взял на себя и «Окружающий мир». Человек как социальный объект, как личность рассматривается в та­ких темах, как «Ты ученик», «Человек - творец», «Ты по­знаешь мир» и др.

Первую группу знаний о природе составляют знания о природных компонентах. Неживая природа представлена такими компонентами, как гор­ные породы (полезные ископаемые), рельеф (по­верхность Земли), вода, воздух. Представлены и элемен­тарные знания о Земле как планете Солнечной системы.

Компоненты живой природы представлены растениями, грибами, животны­ми. Могут упо­минаться и микроорганизмы. Растения в свою очередь подразделяются на деревья, кустарники, травы. Живот­ные традиционно подразделяются на зверей (млекопи­тающих), птиц, насекомых. В курсе А.А. Плешакова вводились и другие группы - земновод­ные, пресмыкающиеся. При изучении окружающего мира в III классе по программе «Школа 2100» вводится понятие «чле­нистоногие», которые подразделяются на ракообразных, пауков, насекомых.

В курсе «Окружающий мир» школьники получают сведения и о почве, которая обыкновенно рассматрива­ется в рамках неживой природы.

В своем единстве на определенной территории природные компоненты представля­ют собой природные комплексы - географические и экологические системы. В начальном курсе «Окружающий мир» это вторая группа знаний о природе. В качестве объектов изучения выступают и геосистемы и экосистемы, хотя сами эти термины могут и не использоваться.

К геосистемам, изучаемым в начальной школе, относятся природные зоны, где последовательно изучаются поверхность, кли­мат, водоемы, почвы, растения, животные и связи между ними. Однако вместо термина «природные зоны» в курсах разных авторов может использоваться термин «полоса» (лесная полоса), или просто «степь», «пустыня», «тундра», «Крайний Север».

К экосистемам изучаемым в начальной школе относятся такие природные единст­ва, как лес, луг, сад, озеро, при изучении которых вни­мание акцентируется на растениях и животных. И здесь термин «экосистема», чаще всего не используется, в лучшем случае говорится о «сообществе» («Лес как природ­ное сообщество»), или не применяется и этот термин и речь идет просто о растениях и животных того или иного местообитания («Растения и животные леса», «Растения и животные луга» и т.п.). Только в курсе «Мир и чело­век» (авт. А.А. Вахрушев и др.) изучается специальный раздел под названием «Экологическая система - ячейка живой оболочки Зем­ли», то есть используется непосредственно термин «экосистема».

Природные объекты связаны между собой. Знания о природных связях – еще одна группа природоведческих зна­ний представленных в содержании курса «Окружающий мир».

Рассматриваемые в курсе экологические связи различаются по содержанию: связи организма и окружающей среды (береза – солнечный свет и тепло, береза – почва), пищевые связи (растения – животные, животные – животные).

Отдельную группу представляют собой знания о природных явления - изменениях, происходящие в природе. Значительное время уделяется изучению сезонных изменений в природе. С этим связаны и многие другие явления - замерзание воды, таяние снега, отлет птиц и т.п. Кроме того в курс включены сведения о круговороте воды в при­роде, о вращении Земли вокруг своей оси и обращении вокруг Солнца и др.

Социальная составляющая курса «Окружающий мир» представлена общественными (людскими) объединениями и вещами (объектами), созданными челове­ком.

Знания об общественных объедине­ниях даются на разных уровнях: семья, друзья, ученики своего класса, школы, жители своего города, страны, планеты Земля в целом (темы «Моя семья», «Наша школа», «Наш город», «Родная страна», «Страны и народы мира»).

Определенное внимание уделяется миру вещей, ок­ружающих школьника: «Вещи, которые тебя окружают», «Мой дом», «Городской транспорт»; профессиям: «На почте», «Строительство в нашем городе» и др.

Соци­альная составляющая окружающего мира может рассмат­риваться в историческом аспекте. Школьни­ки «путешествуют» в прошлое нашей Родины, знакомят­ся с историей развития человечества. Современная жизнь общества также является одним из аспектов содержания «Окружающего мира».

Природное и социальное окружение не изолированы друг от друга, а представляют определенным образом ор­ганизованную целостность. Знания о взаимосвязи человека и природы входят в категорию со­циально-экологических. Практически каждая природо­ведческая тема включает знания в области:

• использования человеком природных ресурсов (воды, растений, животных; особенности хозяйственной деятельности человека в различных регионах страны; за­каливание организма человека силами природы);

• охраны природы (правила поведения в лесу, у водо­ема, при сборе грибов, деятельность зеленых и голубых патрулей и т.п.); в некоторых вариантах «Окружающего мира» выделяется особый раздел «Охрана природы»;

• улучшения (оптимизации) природной среды (вопросы лесомелиорации, озеленения городов, привлечения птиц и т.п.).

Социально-экологические зна­ния о взаимоотношениях человека и природы связыва­ются с правилами личного поведения детей в природе, со способами закаливания своего организма, экономии воды, тепла в своей квартире.

Важное место в курсах «Окружающего мира» уделяется вопросам безопасности школьника. Включается информация о безопасном поведении в природе, на улице, дома. Например, в курсе «Мир и человек» (А.А. Вахрушев и др.) содержатся темы «Один дома», «Учимся быть самостоятельными».

В содержание знаний курса вошли также сведения о средст­вах исследования отдельных наук. Из географии и истории в «Окружающий мир» введены географические и исторические карты и планы, на изучение которых отводятся специ­альные уроки. Здесь они выступают в качестве объектов изучения. Кроме того, карта служит в качестве средства изучения многих других вопросов дисциплины. Дается информация и о таких средствах научного, а сейчас уже и бытового наблюдения за природными явлениями как термометр, флюгер, гномон. Рассматриваются средства ориентирования - компас, глобус, теллурий.

В курсе «Окружающий мир» школьники знако­мятся и с научными методами изучения природы. Дети получают информацию об организации наблюдений в природе, проведении опытов, практических работ, моделировании. В содержание курсов входят знания об актуальных научных проблемах, требующих научного ре­шения (проблемы освоения космоса человеком, пробле­ма Аральского моря, загрязнения окружающей среды др.), информация о научных открытиях, иссле­дователях природы.

Умения, формируемые в курсе «Окружающий мир» у младших школьников, можно подразделить на две большие группы. Первая группа - это умения, необходимые для взаимодействия с окружающей средой, вторая – умения, необходимые для изучения окружающей среды.

Умения взаимодействия с окружающей средой включают умения полезной природоохранительной деятельности – умениясажать цветы, кустарники, деревья; ухаживать за комнатными растениями, ближайшими к школе газонами; подкармливать птиц, заготавливать для них корм; правильно собирать дары леса.

В эту группу входят и умения вести себя в природе. Чаще всего это направление содержания отражено в учебниках в виде правил поведения природоохранительного харак­тера: «Не сбивай грибы», «Не разоряй гнезда», «Не уби­вай змей», «Не подходи близко к гнездам птиц» и т.п. Детей учат оказывать пер­вую помощь пострадавшим при солнечном ударе, поре­зах, обморожении.

Умения вести себя в социальной среде можно разграничить на группы:

• умения общаться с другими людь­ми (выражение приветствия и прощания, благодарности, прось­бы, извинения, отказа, несогласия; умения слушать собе­седника, общаться по телефону, с помощью писем и т.п.);

• умения вести себя дома, в школе, на улице, в обще­ственных местах (выполнять несложные работы по дому, делать покупки в магазине, ориентироваться в городе, вести себя в кинотеатре, музее, соблюдать правила пове­дения в школе, правила дорожного движения и т.п.);

• умения пользоваться бытовыми приборами (электро­лампами, газовой горелкой, телевизором, утюгом и т.п.).

В особую группу следует выделить умения ухаживать за собой, со­блюдать правила личной гигиены. Сюда входят умения вы­полнять распорядок дня, аккуратно носить одежду, поль­зоваться зубной щеткой, правильно чистить зубы и т.п.

Целый ряд умений относится к раз­ряду познавательных. Это умения, необходимые для изучения окружающего мира:

• проводить самостоятельные наблю­дения в природе, в социальном ок­ружении, проводить опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

o пользоваться метеоприборами (термометром, флю­гером, снегомерной линейкой, бытовыми приборами);

o различать наиболее распространенные в крае виды растений, животных;

• выявлять природные связи, составлять цепочки связей; находить связи между человеком и природой;

o ориентироваться во времени и пространстве: ­определять время по часам, примерное время по Солнцу, оп­ределять стороны горизонта с помощью компаса, по Солнцу и звездам, по местным признакам;

o устанавливать длительность и последовательность исторических событий, соотносить события с определен­ным историческим периодом и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.214 (0.008 с.)