Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знания о природе, человеке, обществе. Умения, формируемые при изучении окружающего мираСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принимая во внимание предмет изучения окружающего мира (систему «человек — окружающая среда), определяются следующие основные содержательные линии данного курса: человек, природа, общество. Эти объекты в том или ином варианте у разных авторов изучаются с первого по четвертый класс. Рассмотрим содержание курса в соответствии с названными объектами изучения. Знания о человеке вводились в содержание естествознания и обществознания с самого начала существования этих предметов школьного обучения. В естествознании человек рассматривался преимущественно как биологический объект в одном ряду с представителями животного мира Авторы большинства современных курсов «Окружающий мир» предлагают эпизодическое обращение к вопросам охраны здоровья в I и II классах и концентрированное рассмотрение этих вопросов в рамках одной темы в III или IV классах. При изучении этой темы рассматриваются вопросы: как устроен организм человека, каковы функции его органов и что нужно для того, чтобы организм был здоровым. Представления о социальной составляющей человека, о человеке как личности младший школьник получал ранее в основном на уроках чтения. В настоящее время эту задачу взял на себя и «Окружающий мир». Человек как социальный объект, как личность рассматривается в таких темах, как «Ты ученик», «Человек - творец», «Ты познаешь мир» и др. Первую группу знаний о природе составляют знания о природных компонентах. Неживая природа представлена такими компонентами, как горные породы (полезные ископаемые), рельеф (поверхность Земли), вода, воздух. Представлены и элементарные знания о Земле как планете Солнечной системы. Компоненты живой природы представлены растениями, грибами, животными. Могут упоминаться и микроорганизмы. Растения в свою очередь подразделяются на деревья, кустарники, травы. Животные традиционно подразделяются на зверей (млекопитающих), птиц, насекомых. В курсе А.А. Плешакова вводились и другие группы - земноводные, пресмыкающиеся. При изучении окружающего мира в III классе по программе «Школа 2100» вводится понятие «членистоногие», которые подразделяются на ракообразных, пауков, насекомых. В курсе «Окружающий мир» школьники получают сведения и о почве, которая обыкновенно рассматривается в рамках неживой природы. В своем единстве на определенной территории природные компоненты представляют собой природные комплексы - географические и экологические системы. В начальном курсе «Окружающий мир» это вторая группа знаний о природе. В качестве объектов изучения выступают и геосистемы и экосистемы, хотя сами эти термины могут и не использоваться. К геосистемам, изучаемым в начальной школе, относятся природные зоны, где последовательно изучаются поверхность, климат, водоемы, почвы, растения, животные и связи между ними. Однако вместо термина «природные зоны» в курсах разных авторов может использоваться термин «полоса» (лесная полоса), или просто «степь», «пустыня», «тундра», «Крайний Север». К экосистемам изучаемым в начальной школе относятся такие природные единства, как лес, луг, сад, озеро, при изучении которых внимание акцентируется на растениях и животных. И здесь термин «экосистема», чаще всего не используется, в лучшем случае говорится о «сообществе» («Лес как природное сообщество»), или не применяется и этот термин и речь идет просто о растениях и животных того или иного местообитания («Растения и животные леса», «Растения и животные луга» и т.п.). Только в курсе «Мир и человек» (авт. А.А. Вахрушев и др.) изучается специальный раздел под названием «Экологическая система - ячейка живой оболочки Земли», то есть используется непосредственно термин «экосистема». Природные объекты связаны между собой. Знания о природных связях – еще одна группа природоведческих знаний представленных в содержании курса «Окружающий мир». Рассматриваемые в курсе экологические связи различаются по содержанию: связи организма и окружающей среды (береза – солнечный свет и тепло, береза – почва), пищевые связи (растения – животные, животные – животные). Отдельную группу представляют собой знания о природных явления - изменениях, происходящие в природе. Значительное время уделяется изучению сезонных изменений в природе. С этим связаны и многие другие явления - замерзание воды, таяние снега, отлет птиц и т.п. Кроме того в курс включены сведения о круговороте воды в природе, о вращении Земли вокруг своей оси и обращении вокруг Солнца и др. Социальная составляющая курса «Окружающий мир» представлена общественными (людскими) объединениями и вещами (объектами), созданными человеком. Знания об общественных объединениях даются на разных уровнях: семья, друзья, ученики своего класса, школы, жители своего города, страны, планеты Земля в целом (темы «Моя семья», «Наша школа», «Наш город», «Родная страна», «Страны и народы мира»). Определенное внимание уделяется миру вещей, окружающих школьника: «Вещи, которые тебя окружают», «Мой дом», «Городской транспорт»; профессиям: «На почте», «Строительство в нашем городе» и др. Социальная составляющая окружающего мира может рассматриваться в историческом аспекте. Школьники «путешествуют» в прошлое нашей Родины, знакомятся с историей развития человечества. Современная жизнь общества также является одним из аспектов содержания «Окружающего мира». Природное и социальное окружение не изолированы друг от друга, а представляют определенным образом организованную целостность. Знания о взаимосвязи человека и природы входят в категорию социально-экологических. Практически каждая природоведческая тема включает знания в области: • использования человеком природных ресурсов (воды, растений, животных; особенности хозяйственной деятельности человека в различных регионах страны; закаливание организма человека силами природы); • охраны природы (правила поведения в лесу, у водоема, при сборе грибов, деятельность зеленых и голубых патрулей и т.п.); в некоторых вариантах «Окружающего мира» выделяется особый раздел «Охрана природы»; • улучшения (оптимизации) природной среды (вопросы лесомелиорации, озеленения городов, привлечения птиц и т.п.). Социально-экологические знания о взаимоотношениях человека и природы связываются с правилами личного поведения детей в природе, со способами закаливания своего организма, экономии воды, тепла в своей квартире. Важное место в курсах «Окружающего мира» уделяется вопросам безопасности школьника. Включается информация о безопасном поведении в природе, на улице, дома. Например, в курсе «Мир и человек» (А.А. Вахрушев и др.) содержатся темы «Один дома», «Учимся быть самостоятельными». В содержание знаний курса вошли также сведения о средствах исследования отдельных наук. Из географии и истории в «Окружающий мир» введены географические и исторические карты и планы, на изучение которых отводятся специальные уроки. Здесь они выступают в качестве объектов изучения. Кроме того, карта служит в качестве средства изучения многих других вопросов дисциплины. Дается информация и о таких средствах научного, а сейчас уже и бытового наблюдения за природными явлениями как термометр, флюгер, гномон. Рассматриваются средства ориентирования - компас, глобус, теллурий. В курсе «Окружающий мир» школьники знакомятся и с научными методами изучения природы. Дети получают информацию об организации наблюдений в природе, проведении опытов, практических работ, моделировании. В содержание курсов входят знания об актуальных научных проблемах, требующих научного решения (проблемы освоения космоса человеком, проблема Аральского моря, загрязнения окружающей среды др.), информация о научных открытиях, исследователях природы. Умения, формируемые в курсе «Окружающий мир» у младших школьников, можно подразделить на две большие группы. Первая группа - это умения, необходимые для взаимодействия с окружающей средой, вторая – умения, необходимые для изучения окружающей среды. Умения взаимодействия с окружающей средой включают умения полезной природоохранительной деятельности – умениясажать цветы, кустарники, деревья; ухаживать за комнатными растениями, ближайшими к школе газонами; подкармливать птиц, заготавливать для них корм; правильно собирать дары леса. В эту группу входят и умения вести себя в природе. Чаще всего это направление содержания отражено в учебниках в виде правил поведения природоохранительного характера: «Не сбивай грибы», «Не разоряй гнезда», «Не убивай змей», «Не подходи близко к гнездам птиц» и т.п. Детей учат оказывать первую помощь пострадавшим при солнечном ударе, порезах, обморожении. Умения вести себя в социальной среде можно разграничить на группы: • умения общаться с другими людьми (выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия; умения слушать собеседника, общаться по телефону, с помощью писем и т.п.); • умения вести себя дома, в школе, на улице, в общественных местах (выполнять несложные работы по дому, делать покупки в магазине, ориентироваться в городе, вести себя в кинотеатре, музее, соблюдать правила поведения в школе, правила дорожного движения и т.п.); • умения пользоваться бытовыми приборами (электролампами, газовой горелкой, телевизором, утюгом и т.п.). В особую группу следует выделить умения ухаживать за собой, соблюдать правила личной гигиены. Сюда входят умения выполнять распорядок дня, аккуратно носить одежду, пользоваться зубной щеткой, правильно чистить зубы и т.п. Целый ряд умений относится к разряду познавательных. Это умения, необходимые для изучения окружающего мира: • проводить самостоятельные наблюдения в природе, в социальном окружении, проводить опыты и практические работы, фиксировать их результаты; o пользоваться метеоприборами (термометром, флюгером, снегомерной линейкой, бытовыми приборами); o различать наиболее распространенные в крае виды растений, животных; • выявлять природные связи, составлять цепочки связей; находить связи между человеком и природой; o ориентироваться во времени и пространстве: определять время по часам, примерное время по Солнцу, определять стороны горизонта с помощью компаса, по Солнцу и звездам, по местным признакам; o устанавливать длительность и последовательность исторических событий, соотносить события с определенным историческим периодом и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.214 (0.008 с.) |