![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знания о природе, человеке, обществе. Умения, формируемые при изучении окружающего мираСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принимая во внимание предмет изучения окружающего мира (систему «человек — окружающая среда), определяются следующие основные содержательные линии данного курса: человек, природа, общество. Эти объекты в том или ином варианте у разных авторов изучаются с первого по четвертый класс. Рассмотрим содержание курса в соответствии с названными объектами изучения. Знания о человеке вводились в содержание естествознания и обществознания с самого начала существования этих предметов школьного обучения. В естествознании человек рассматривался преимущественно как биологический объект в одном ряду с представителями животного мира Авторы большинства современных курсов «Окружающий мир» предлагают эпизодическое обращение к вопросам охраны здоровья в I и II классах и концентрированное рассмотрение этих вопросов в рамках одной темы в III или IV классах. При изучении этой темы рассматриваются вопросы: как устроен организм человека, каковы функции его органов и что нужно для того, чтобы организм был здоровым. Представления о социальной составляющей человека, о человеке как личности младший школьник получал ранее в основном на уроках чтения. В настоящее время эту задачу взял на себя и «Окружающий мир». Человек как социальный объект, как личность рассматривается в таких темах, как «Ты ученик», «Человек - творец», «Ты познаешь мир» и др. Первую группу знаний о природе составляют знания о природных компонентах. Неживая природа представлена такими компонентами, как горные породы (полезные ископаемые), рельеф (поверхность Земли), вода, воздух. Представлены и элементарные знания о Земле как планете Солнечной системы. Компоненты живой природы представлены растениями, грибами, животными. Могут упоминаться и микроорганизмы. Растения в свою очередь подразделяются на деревья, кустарники, травы. Животные традиционно подразделяются на зверей (млекопитающих), птиц, насекомых. В курсе А.А. Плешакова вводились и другие группы - земноводные, пресмыкающиеся. При изучении окружающего мира в III классе по программе «Школа 2100» вводится понятие «членистоногие», которые подразделяются на ракообразных, пауков, насекомых. В курсе «Окружающий мир» школьники получают сведения и о почве, которая обыкновенно рассматривается в рамках неживой природы.
В своем единстве на определенной территории природные компоненты представляют собой природные комплексы - географические и экологические системы. В начальном курсе «Окружающий мир» это вторая группа знаний о природе. В качестве объектов изучения выступают и геосистемы и экосистемы, хотя сами эти термины могут и не использоваться. К геосистемам, изучаемым в начальной школе, относятся природные зоны, где последовательно изучаются поверхность, климат, водоемы, почвы, растения, животные и связи между ними. Однако вместо термина «природные зоны» в курсах разных авторов может использоваться термин «полоса» (лесная полоса), или просто «степь», «пустыня», «тундра», «Крайний Север». К экосистемам изучаемым в начальной школе относятся такие природные единства, как лес, луг, сад, озеро, при изучении которых внимание акцентируется на растениях и животных. И здесь термин «экосистема», чаще всего не используется, в лучшем случае говорится о «сообществе» («Лес как природное сообщество»), или не применяется и этот термин и речь идет просто о растениях и животных того или иного местообитания («Растения и животные леса», «Растения и животные луга» и т.п.). Только в курсе «Мир и человек» (авт. А.А. Вахрушев и др.) изучается специальный раздел под названием «Экологическая система - ячейка живой оболочки Земли», то есть используется непосредственно термин «экосистема». Природные объекты связаны между собой. Знания о природных связях – еще одна группа природоведческих знаний представленных в содержании курса «Окружающий мир». Рассматриваемые в курсе экологические связи различаются по содержанию: связи организма и окружающей среды (береза – солнечный свет и тепло, береза – почва), пищевые связи (растения – животные, животные – животные). Отдельную группу представляют собой знания о природных явления - изменениях, происходящие в природе. Значительное время уделяется изучению сезонных изменений в природе. С этим связаны и многие другие явления - замерзание воды, таяние снега, отлет птиц и т.п. Кроме того в курс включены сведения о круговороте воды в природе, о вращении Земли вокруг своей оси и обращении вокруг Солнца и др.
Социальная составляющая курса «Окружающий мир» представлена общественными (людскими) объединениями и вещами (объектами), созданными человеком. Знания об общественных объединениях даются на разных уровнях: семья, друзья, ученики своего класса, школы, жители своего города, страны, планеты Земля в целом (темы «Моя семья», «Наша школа», «Наш город», «Родная страна», «Страны и народы мира»). Определенное внимание уделяется миру вещей, окружающих школьника: «Вещи, которые тебя окружают», «Мой дом», «Городской транспорт»; профессиям: «На почте», «Строительство в нашем городе» и др. Социальная составляющая окружающего мира может рассматриваться в историческом аспекте. Школьники «путешествуют» в прошлое нашей Родины, знакомятся с историей развития человечества. Современная жизнь общества также является одним из аспектов содержания «Окружающего мира». Природное и социальное окружение не изолированы друг от друга, а представляют определенным образом организованную целостность. Знания о взаимосвязи человека и природы входят в категорию социально-экологических. Практически каждая природоведческая тема включает знания в области: • использования человеком природных ресурсов (воды, растений, животных; особенности хозяйственной деятельности человека в различных регионах страны; закаливание организма человека силами природы); • охраны природы (правила поведения в лесу, у водоема, при сборе грибов, деятельность зеленых и голубых патрулей и т.п.); в некоторых вариантах «Окружающего мира» выделяется особый раздел «Охрана природы»; • улучшения (оптимизации) природной среды (вопросы лесомелиорации, озеленения городов, привлечения птиц и т.п.). Социально-экологические знания о взаимоотношениях человека и природы связываются с правилами личного поведения детей в природе, со способами закаливания своего организма, экономии воды, тепла в своей квартире. Важное место в курсах «Окружающего мира» уделяется вопросам безопасности школьника. Включается информация о безопасном поведении в природе, на улице, дома. Например, в курсе «Мир и человек» (А.А. Вахрушев и др.) содержатся темы «Один дома», «Учимся быть самостоятельными». В содержание знаний курса вошли также сведения о средствах исследования отдельных наук. Из географии и истории в «Окружающий мир» введены географические и исторические карты и планы, на изучение которых отводятся специальные уроки. Здесь они выступают в качестве объектов изучения. Кроме того, карта служит в качестве средства изучения многих других вопросов дисциплины. Дается информация и о таких средствах научного, а сейчас уже и бытового наблюдения за природными явлениями как термометр, флюгер, гномон. Рассматриваются средства ориентирования - компас, глобус, теллурий. В курсе «Окружающий мир» школьники знакомятся и с научными методами изучения природы. Дети получают информацию об организации наблюдений в природе, проведении опытов, практических работ, моделировании. В содержание курсов входят знания об актуальных научных проблемах, требующих научного решения (проблемы освоения космоса человеком, проблема Аральского моря, загрязнения окружающей среды др.), информация о научных открытиях, исследователях природы. Умения, формируемые в курсе «Окружающий мир» у младших школьников, можно подразделить на две большие группы. Первая группа - это умения, необходимые для взаимодействия с окружающей средой, вторая – умения, необходимые для изучения окружающей среды.
Умения взаимодействия с окружающей средой включают умения полезной природоохранительной деятельности – умениясажать цветы, кустарники, деревья; ухаживать за комнатными растениями, ближайшими к школе газонами; подкармливать птиц, заготавливать для них корм; правильно собирать дары леса. В эту группу входят и умения вести себя в природе. Чаще всего это направление содержания отражено в учебниках в виде правил поведения природоохранительного характера: «Не сбивай грибы», «Не разоряй гнезда», «Не убивай змей», «Не подходи близко к гнездам птиц» и т.п. Детей учат оказывать первую помощь пострадавшим при солнечном ударе, порезах, обморожении. Умения вести себя в социальной среде можно разграничить на группы: • умения общаться с другими людьми (выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия; умения слушать собеседника, общаться по телефону, с помощью писем и т.п.); • умения вести себя дома, в школе, на улице, в общественных местах (выполнять несложные работы по дому, делать покупки в магазине, ориентироваться в городе, вести себя в кинотеатре, музее, соблюдать правила поведения в школе, правила дорожного движения и т.п.); • умения пользоваться бытовыми приборами (электролампами, газовой горелкой, телевизором, утюгом и т.п.). В особую группу следует выделить умения ухаживать за собой, соблюдать правила личной гигиены. Сюда входят умения выполнять распорядок дня, аккуратно носить одежду, пользоваться зубной щеткой, правильно чистить зубы и т.п. Целый ряд умений относится к разряду познавательных. Это умения, необходимые для изучения окружающего мира: • проводить самостоятельные наблюдения в природе, в социальном окружении, проводить опыты и практические работы, фиксировать их результаты; o пользоваться метеоприборами (термометром, флюгером, снегомерной линейкой, бытовыми приборами); o различать наиболее распространенные в крае виды растений, животных; • выявлять природные связи, составлять цепочки связей; находить связи между человеком и природой; o ориентироваться во времени и пространстве: определять время по часам, примерное время по Солнцу, определять стороны горизонта с помощью компаса, по Солнцу и звездам, по местным признакам;
o устанавливать длительность и последовательность исторических событий, соотносить события с определенным историческим периодом и др.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.68.255 (0.011 с.) |