Значение, классификация и характеристика методов повторения и контроля знаний и умений учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение, классификация и характеристика методов повторения и контроля знаний и умений учащихся



Эффективность обучения в значительной степени обеспечивается систематическим повторением пройденного материала и разумной ее организацией. Повторение и контроль способствуют:

- выявлению состояния знаний, умений, отношения учащихся к окружающему миру для дальнейшего продвижения в освоении программного материала;

- закреплению учащимися полученных знаний в процессе подготовки, а затем и прослушивания ответа товарищаи возможных дополнительных объяснений учителя;

- определению степени эффективности работы учителя, а также выявлению более рациональных путей продвижения вперед;

- выработке у учащихся волевых усилий, внимания, памяти, мышления, привычки к систематической работе.

Существуют разнообразные подходы к классификации повторения пройденного материалапри изучении окружающего мира. В зависимости от особенностей организации выделяют повторение, проводимое в устной форме, письменной (фиксированной) форме и как самостоятельная практическая работа. В зависимости от количественного состава учащихся различают индивидуальные, групповые и фронтальные формы повторения. По дидактическим целям – текущее, итоговое, обобщающее повторение.

Организация повторения при изучении окружающего мира учащимися должна отвечать следующим требованиям: доступность и посильность вопросов и заданий, индивидуальный подход к учащимся при их распределении, активизация деятельности каждого ученика, связь повторяемого материала с ранее изученным, разнообразие методов повторения, систематичность и регулярность организации данной работы. Важно предусмотреть постепенное усложнение заданий. При повторении, проверке и контроле знаний используются наглядные пособия - картины, таблицы, карты, фильмы.

При организации повторения и контроля пройденного материала современная дидактика и частные методики рекомендуют подбирать вопросы и задания для проверки не только знаний фактического материала, то есть сведений, которые требуется запомнить и воспроизвести (репродуктивный уровень). Ценятся задания на выявление понимания школьниками причинно-следственных связей в природе и обществе, умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы и обобщения, то есть задания требующие раздумий, напряжения мысли. Например: «Назовите причины загрязнения водоема», «Покажите зависимость растений от света, тепла и влаги», «Докажите, что животные живые существа», «Поясните связь между состоянием неба и наличием осадков, между видом осадков и температурой», «Докажите, что Новгород был крупным торговым центром Руси», «Что общего можно найти в разных религиях мира (на уроке по теме «Кто во что верит»).

Подбор методов повторения учебного материала учащихся не менее важен, чем подбор методов изучения нового материала.

Наиболее распространенными методами повторения и контроля являются методы устного опроса – фронтальная беседа, рассказ ученика, сообщения учащихся. Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы.

При фронтальном устном опросе (беседе) высока активность класса, большее количество учеников могут быть оценены; однако при этом учителю трудно выявить глубину знаний отдельных учащихся, не формируются навыки связного рассказа.

Вопрос ставится всему классу. Затем называется фамилия ученика. Если он испытывает затруднения при ответе, учитель задает вспомогательные вопросы или просит помочь других учащихся.

Устный рассказ ученика как раз приучает его к связному логическому изложению материала, учитель имеет возможность определить глубину знаний опрашиваемого. К минусам данного метода повторения можно отнести невысокую активность класса, недостаточное еще умение учащихся выслушивать рассказы своих товарищей, малую накопляемость оценок.

При этом виде повторения и контроля знаний учащихся повторяемый материал разбивается на несколько более или менее завершенных частей. По каждой из них ответ дается в связной форме одним учеником. Содержание его рассказа будет особенно цениться, если привлекаются собственные наблюдения, высказываются собственные мнения, делаются выводы.

Письменное (фиксированное) повторение знаний учащихся также как и устное может быть индивидуальным и фронтальным. Ученики фиксируют свои ответы в тетради, на специально заготовленных карточках, на доске. Важнейшим требованием при использовании данной формы повторения является подбор таких вопросов и заданий, которые не должны требовать от учащихся развернутого (объемного) письменного ответа. Объясняется это тем, что у младших школьников не выработаны умения стилистически и орфографически грамотного изложения материала, недостаточна скорость письма, мышления.

Задания для фиксированного опроса при повторении могут быть следующего вида: перечисли …, подчеркни…, закончи предложение…, вставь пропущенные слова…, соедини стрелками…, заполни таблицу (на доске или в тетради), реши кроссворд, подпиши названия географических объектов на контурной карте, частей объекта на схеме (растений, человека, холма и т.п.). Подобные задания имеются в рабочих тетрадях на печатной основе.

Примеры:

• Вычеркни лишнее - Ермак Тимофеевич, Богдан Хмельницкий, Иван Федоров, Степан Разин, Емельян Пугачев.

• Подчеркни одной чертой названия предметов, относящихся к неживой природе, двумя – к живой природе: с олнце, туча, заяц, клен, камень, человек, морковь, парта.

• Закончи предложение: «Перед приемом пищи надо ….».

• Заполни пропуски: Русь находилась в центральной части …. Люди освоили эти земли … лет назад. Жили они в …. На полях выращивали …, …, …, …. Славяне научились приручать животных …, …, …, …, …, ….

• Каким цветом обозначаются на физической карте

а) низменности _____________;

б) возвышенности ____________;

в) горы ____________;

• Стрелками соедини соответствующие слова из правого и левого столбиков

Степан Разин император

Петр 1 Великий князь

Иван Грозный казак

Ярослав Мудрый царь

• Заполни пропуски в схемах развития животных:

яйца - ……………. - …………… - ………….. … - бабочка

……………….. – головастик - ……………лягушка

• Составь схему на доске из готовых рисунков («заселение» водоема растениями, животными путем прикрепления на контуре реки или озера соответствующих рисунков; составление цепочек связей с использованием карточек с изображением природных объектов).

Несколько заданий или вопросов, изложенных на отдельных карточках, могут использоваться для индивидуального фиксированного опроса. Разработка их требует от учителя дополнительных затрат времени, но они окупаются, так как способствуют повышению эффективности контроля, а значит и эффективности обучения.

Карточки индивидуального опроса, изготовленные в виде перфокарт, применяются многократно. На подложенный под перфокарту чистый лист бумаги через прорези ученики фиксируют свои ответы. После проверки выполненной работы лист с ответом детей убирается, а перфокарта остается пригодной для повторного использования.

Если по карточкам отвечают самостоятельно несколько учеников, то с остальными проводится устный индивидуальный или фронтальный опрос. При наличии времени индивидуальные письменные ответы обсуждаются на уроке.

Распространенным видом повторения и контроля знаний в современном обучении являются тесты, представляющие собой вопросы и прилагаемые к ним несколько возможных ответов. Ученик выбирает один из верных, на его взгляд, вариантов.

Приведем пример тестовых заданий для письменной проверки знаний по теме «Лес – природное сообщество».

1. Выбери правильное высказывание:

Мы называем лес природным сообществом потому, что

а) там есть растения, грибы, животные;

б) все царства живой природы в нем связаны между собой и с неживой природой.

2. Подчеркни названия растений верхнего яруса лиственного леса:

а) малина, черемуха, шиповник;

б) осина, береза, ольха;

в) кислица, ландыш, седмичник.

3. Выбери названия животных, обитающих в верхнем ярусе:

а) ястреб, сова, белка;

б) глухарь, жужелица, муравей (и т.д.).

Практическая направленность курса «Окружающий мир» указывает на важность проверки умений применять знания на практике. Например, по теме «Термометр» - выявляются умения учеников пользоваться данным прибором при определении температуры воды, воздуха. При изучении темы «Ориентирование по компасу» проверяются, умения учеников обращаться с компасом, определять стороны горизонта по местным признакам. К заданиям практического характера можно отнести работу с гербариями растений:

1. Определите, какой стебель у растения: прямостоячий или вьющийся.

2. Какой формы листья: линейной или округлой?

3. Какой корень: собранный в пучок или имеет один главный корень, от которого отходят тонкие боковые?

4. Какое значение имеет данное растение в природе и в жизни человека?

Разновидностью повторения является работа с использованием средств обратной связи, которые находятся у каждого ученика и обеспечивают быстроту, одновременность и достоверность результатов проверяемого. Карточки обратной связи (или сигнальные карточки) бывают разного вида. Карточка, одна половина которой отличается от другой цветом, используется, например, в работе, когда дети выражают свое согласие (сигнализируют зеленым цветом) или не согласие (красным цветом) с высказыванием учителя или своего товарища.

Другим видом средства обратной связи может быть набор карточек с изображением цифр (предположим от 1 до 5). Покажем возможности их использования при изучении природных зон.

На доске учитель заранее под цифрами в столбик записывает названия природных зон:

1) Крайний Север;

2) тундра;

3) лесная зона;

4) степь;

5) пустыня.

Задание ученикам: определить, в какой природной зоне произрастает названное или показываемое на рисунке растение (обитает животное). Свой ответ ученики демонстрируют при помощи карточки с соответствующей цифрой.

Эффективны сигнальные карточки, представляющих собой комплект карточек с условными знаками плана местности, полезных ископаемых, или погоды у каждого ученика. Учитель, к примеру, предлагает им показать условный знак плана местности, обозначающий деревянный мост через реку.

На уро­ке может быть запланировано подведение итогов наблюдений за сезонными изменениями в природе. Этот этап урока можно назвать «Минуткой календаря». Здесь проверяется правильность заполнения календаря природы, обсуждаются изменения в природе и жизни человека произошедшие за этот период. Чаще всего такая работа проводится в самом нача­ле урока.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.013 с.)