Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель, задачи и принципы отбора содержанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебная деятельность, как и всякая другая деятельность, направляется и регулируется целью. Цель – одна из ключевых основ любого вида деятельности и представляет собой идеальное, мысленное предвосхищение ее результата. Поставленная цель выступает в качестве внутреннего побудителя к действию. Так или иначе, формулируя цели авторы-разработчики данной дисциплины, во главу угла ставятся цели развития учащихся в процессе взаимодействия с окружающим миром.Таким образом, общую цельобразовательного компонента «Окружающий мир» в начальной школе можно определить как всестороннее интеллектуальное, духовное и физическое развитие личности, оптимально взаимодействующей с окружающей средой. Сложная, многокомпонентная структура окружающего мира предоставляет неограниченные возможности в плане разностороннего развития школьника. По пути достижения данной цели будут решаться задачи: 1. Формирование знаний, характеризующих систему «человек - окружающий мир», а также умений и навыков оптимального взаимодействия с миром природы и миром людей. 2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру: патриотических, нравственных, эстетических чувств, трудолюбия, экологического сознания, основ санитарно-гигиенической культуры. 3. Подготовка школьников к последующему (в средних и старших классах) образованию в области окружающей среды в рамках специальных естествоведческих и обществоведческих дисциплин. 4. Знакомство с элементами научного познания; обучение младшего школьника умению учиться самостоятельно, умениям самообразования. Образование в области окружающей среды не ограничивается только школьными уроками и теми знаниями, которые здесь приобретаются. Окружающий мир - это огромный объем информации, которую школьник усваивает самостоятельно. Помочь ему в этом должен школьный курс окружающего мира. В основе преподавания любого школьного предмета лежат как общедидактические, так и специфические принципы. Принцип – происходит от латинского слова principum – начало, основа и обозначает основание, из которого надо исходить и которым нужно руководствоваться. Все традиционно разрабатываемые педагогикой принципы действенны и при изучении курса «Окружающий мир». Это - научность и доступность, систематичность и последовательность изучаемого материала, связь обучения с жизнью, наглядность, сознательность и активность учащихся в обучении. В то же время в методике преподавания естествознания, географии, истории сложились и специфические принципы отбора содержания. Принцип сезонности. Одним из, первых, кто построил природоведение для российских школ по этому принципу, был Д.Н. Кайгородов (1902 г.), предлагавший изучение леса, сада, поля по сезонам. Это направление прослеживается и в комплексных программах ГУСа, и в последующих курсах естествознания, природоведения. Изучение сезонных изменений в природе данной местности, изменений в живой и неживой природе в разное время года дает убедительный материал о взаимосвязях, взаимозависимости явлений в природе и, главное, доступно младшим школьникам. Однако к традиционному изучению сезонных изменений на протяжении всего учебного года, отношение учителей было неоднозначным. Дело в том, что ознакомление с изменениями природы по временам года начинается еще в детском саду, затем по принципу сезонности рассматриваются природоведческие темы на уроках чтения. В этих условиях трудно избежать дублирования материала. Видимо, в связи с этим некоторые авторы исключили специальное изучение сезонных изменений на третьем и четвертом году обучения, оставив их в качестве отдельных элементов в I и II классах. Принцип актуальности предусматривает включение в урок «окружающего мира» материала, который связан с реальными событиями, происходящими в городе, стране, в мире ежедневно, что позволяет учителю и ученику идти в ногу со временем. Принцип практической направленности. Теоретической основой его служат разработанные в дидактике положения о целесообразности деятельного подхода в обучении. Изучение окружающего мира младшими школьниками предусматривается большей частью в ходе непосредственной практической деятельности – наблюдений, практических работ, опытов, моделирования, во время экскурсий и т.п. Приучение школьников к самостоятельному добыванию знаний в процессе непосредственной практической деятельности – одно из важнейших требований современности. Другой аспект принципа практической направленности – применение и проверка полученных знаний на практике, стимулирование школьников применять полученные знания в решении практических задач. Принцип экологической направленности. Любая современная отрасль деятельности человека требует наличия экологических знаний, экологической культуры поведения. В связи с этим предусматривается построение содержания курса «Окружающий мир» с учетом взаимосвязей существующих в природе, между природой и человеком, природой и обществом, с учетом необходимости прогнозировать последствия хозяйственной деятельности человека в природе, формировать природоохранительные навыки в любой области деятельности. Краеведческий принцип является одним из важнейших при изучении окружающего мира.Рассмотрим его подробнее. Под школьным краеведением в преподавании понимается всестороннее изучение учащимися своего края. Свой край – небольшая, но примечательная для каждого частичка окружающего пространства. Познавая его, младшие школьники делают первые шаги знакомства со своей отчизной. Еще К.Д. Ушинский, да и другие прогрессивные педагоги прошлого, призывали изучать географию, естествознание, начиная со своей местности. Краеведение может быть историческим, географическим, литературоведческим, природоведческим, экологическим. Учебными планами начальной школы предусматривается познание учащимися особенностей региона своего проживания (республики, административного края, автономного округа, области). Для обозначения его применяется термин «свой край». В то же время продолжается познание близлежащей территории, доступной для непосредственного исследования учащимися. Это – окрестности своего населенного пункта (города или села) - «своя местность». В школьном краеведении выделяют два его аспекта. 1. Непосредственное изучение особенностей своего края в течение времени, выделенного учебной программой окружающего мира. Изучение природы своего края в этом случае предполагается осуществлять по общепринятому типовому плану с учетом возрастных особенностей младших школьников: географическое положение территории края, погода, особенности сезонов года, водоемы, почва, природные сообщества, растения, животные края, их приспособленность к окружающей среде, взаимосвязи друг с другом, охрана и рациональное природопользование на территории края, заповедные места. Современные курсы, составляющие «Окружающий мир», не являются чисто краеведческими. Однако многие из них включают краеведческие темы. Так, в курсах разработанных З.А. Клепининой, А.А. Плешаковым целые разделы посвящаются краеведению. В содержании их представлены задания по изучению особенностей своего края и тексты, отражающие характер природы средней полосы России. Многие учителя, привыкшие следовать за учебником, посвящают большую часть выделенного времени на изучение именно этих общих сведений, а не природе своего края, что является грубой ошибкой. Выход из сложившейся ситуации заключается в использовании краеведческих пособий по естествознанию, истории, экологии. В случае отсутствия таковых учитель собирает собственную педагогическую копилку, включающую журнальные и газетные вырезки местных сми, рисунки, фотографии, краеведческую литературу. 2. Второй, не менее важный аспект краеведения - использование краеведческих знаний в учебном процессе, установление связей их с изучаемым материалом. Реализуется данный аспект через использование учителем краеведческого материала при формировании общих понятий в курсе окружающий мир, на уроках русского языка, математики, изо. Изучение своего края будет наиболее эффективно при организации активной познавательной деятельности учащихся, так как учебное содержание краеведения включает доступный непосредственному их восприятию и исследованию окружающий мир. Ученик ставится в позицию первооткрывателя, исследователя близлежащего мира. При этом используются такие методы обучения, какнаблюдение, эксперимент, работа с географической и исторической картой своего края, с краеведческими энциклопедиями и справочниками, изучение краеведческой литературы, беседа со старшими, проектная деятельность, моделирование. Обязательными являются экскурсии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.219 (0.008 с.) |