Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экскурсия: методика организации и проведенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сущность и типы экскурсий Школьная экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью, при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде. Основная дидактическая цель экскурсий – расширение и углубление знаний учащихся об окружающем их мире путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями под непосредственным руководством учителя. Экскурсии выполняют те же функции, что и уроки: обучающую, воспитывающую, развивающую. Вместе с тем экскурсии по сравнению с классными занятиями имеют ряд преимуществ. Они позволяют сблизить методы обучения и методы научного исследования - экскурсию можно рассматривать как аналог научной экспедиции. Неоценима роль экскурсий в экологическом образовании школьников; именно на экскурсиях представляется возможность непосредственно показать школьникам как негативные, так и позитивные последствия антропогенной деятельности, привлечь их к выполнению несложных природоохранных мероприятий, способствовать формированию умений вести себя в природе. Большие возможности представляют экскурсии для формирования патриотических, нравственных, эстетических чувств, развития мышления, наблюдательности. Не случайно многие ученые методисты как прошлого, так и настоящего времени неоднократно подчеркивали важность экскурсий в школьном обучении. В то же время количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно - обычно не более трех-пяти в год. Проведение экскурсии связано с определенными организационными трудностями: может помешать погода; в городских школах при проведении экскурсий часто необходим транспорт; экскурсии, как правило, занимают больше времени, чем время, отводимое на урок, да и сама подготовка к экскурсии часто требует от учителя значительных затрат времени. Для начинающих учителей, студентов-практикантов проведение экскурсии часто связано с трудностями управления классом (поддержания дисциплины). Ученики часто воспринимают экскурсию как прогулку, на которой можно вести себя свободнее, чем на уроках. Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, целесообразно использовать каждую возможность для непосредственного изучения школьниками окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы. В соответствии с основными объектами изучения экскурсии по курсу «Окружающий мир» можно упорядочить следующим образом:
Экскурсии можно подразделить на предметные и комплексные. На предметных экскурсиях основное внимание уделяется изучению какого-то одного компонента мира природы или общества, одного вопроса темы. Например, на экскурсии по теме «Замечательные здания нашего города» изучаются только особенности строений; на экскурсии по теме «Полезные ископаемые» изучаются полезные ископаемые (геологическая экскурсия). На комплексных экскурсиях рассматривается комплекс объектов. По исторической тематике в начальной школе проводят комплексные экскурсии по городу и в музеи. Например, в ходе комплексной экскурсии по теме «Мой родной город» ученики знакомятся как с историческими, так и современными достопримечательностями города. Предметные экскурсии могут быть посвящены ознакомлению с отдельными монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений. Природоведческую экскурсию можно считать и экологической, если на ней наблюдаются не только объекты неживой природы, растения и животные, но и выявляются связи и те единства (сообщества), к которым они принадлежат. На экологических экскурсиях школьники осваивают правила поведения в природе, некоторые приемы ее использования и охраны. Экскурсии подразделяются на программные и внепрограммные. Программные экскурсии проводятся в обязательном порядке, в соответствии с замыслом автора программы, а внепрограммные – по усмотрению учителя, желанию детей, в зависимости от местного окружения. Подготовка и проведение учебной экскурсии Любая экскурсия требует определенной подготовки. Тематика экскурсий включается в календарно-тематический (перспективный) план, где указывается тема экскурсии и определяется ее место в системе других учебных занятий. Например, при составлении годового плана в III классе учитель решает по теме «Природа нашего края» провести две комплексные экскурсии в самом начале осени и одну заключительную экскурсию в конце учебного года. В первом случае экскурсия направлена на накопление непосредственных представлений у учащихся о природе своего края, сбор дидактического материала для последующих классных занятий; во втором – соотнесение полученных на классных занятиях знаний с реальными объектами и явлениями природы, изучение природных связей, вопросов охраны природы территории своего проживания. Далее учитель определяет цель экскурсии. Цель производственной экскурсии ориентирована не только на ознакомление с данным производством, но и на трудовое воспитание, профориентацию учащихся, на раскрытие воздействия человека на природу в процессе трудовой деятельности и использования ее богатств. Учитель прорабатывает соответствующую методическую, научно-популярную и краеведческую литературу, определяет объем и содержание материала. После этого он намечает маршрут экскурсии, который позволил бы охватить объекты по рассматриваемым вопросам. Такими объектами могут быть овраги, почвенные разрезы, обнажения горных пород, водоемы, природные сообщества, архитектурные памятники, этапы производства продукции и изделий. Учитель проходит предварительно намеченный маршрут, определяет примерное время, затрачиваемое на движение и изучение объектов, определяет задание для наблюдений, практических работ. В ходе маршрута могут быть выявлены дополнительные объекты, которые целесообразно пронаблюдать. При подготовке к производственной экскурсии учителю необходимо самому предварительно познакомиться с производством, получить разрешение администрации на проведение экскурсии, условиться о времени посещения, договориться о выделении сопровождающего «экскурсовода», согласовать план осмотра производства. К экскурсии необходимо готовить и учащихся. На предшествующем уроке сообщается о предстоящей экскурсии, ее целях и задачах, перечисляются вопросы, которые будут рассматриваться. Проводится беседа о правилах поведения в общественных местах, в природе, о правилах дорожного движения. Важно внушить детям, что экскурсия не развлекательная прогулка, а особая форма организации учебно-познавательной работы. Если предполагается работа по группам, то формируются группы по 6-8 человек и назначаются старшие, которые отвечают за выполнение заданий в группе, за оборудование, за дисциплину и порядок во время работы. За день до экскурсии учащимся сообщается о форме одежды, о необходимости взять с собой завтрак, если намечается продолжительная экскурсия. Составление конспекта экскурсии – один из важных моментов при ее подготовке. В конспекте указываются тема, цель экскурсии, оборудование, маршрут движения, содержание работы на остановках, примерное время, затрачиваемое на движение и работу, отдых детей. Основными методами, используемыми на экскурсии, являются наблюдения и практические работы. Словесные методы – беседа и рассказ играют роль вспомогательных методов. Используются также стихотворения, загадки, пословицы. В план экскурсии включаются следующие основные структурные элементы: - краткое вступительное слово учителя; - наблюдения и практические работы учащихся под руководством учителя; - обобщающая беседа. Вопросы и задания, которые должны направлять внимание учеников на изучаемый объект или явление, включают приемы сравнение, выявление характерных признаков и причинно-следственных связей. Например: «Как вы думаете, для чего птицы собрались в стаю?», «Как образовался этот овраг, повинен ли в этом человек?», «Как человек способствовал возникновению оврага?». Следует помнить, что в задания включается только тот материал, который можно непосредственно изучать на данной экскурсии. Исключение составляют лишь те случаи, когда нужно установить факт отсутствия в природе каких-то объектов. Например, на экскурсии поздней осенью и зимой учитель обращает внимание детей на отсутствие в природе насекомых. Результат наблюдений и практических работ на местности фиксируются путем зарисовок, фотографирования, записей в дневниках для их последующего использования на уроках. Задания могут быть одинаковыми для всех и различаться для отдельных групп учащихся. Практические работы могут включать инструментальные измерения наблюдаемых объектов: измерение глубины ручья, оврага, высоты снежного покрова, температуры воды и воздуха. К практическим заданиям можно отнести сбор опавших листьев, шишек, веток деревьев и кустарников после обрезки, образцов почв и полезных ископаемых для их последующего изучения на уроках «Окружающего мира» или использования на занятиях по технологии, изобразительного искусства. После экскурсии в классной комнате собранный материал обрабатывается, приводится в порядок. При проведении экскурсии используют дидактические игры и игровые приемы, которые часто носят соревновательный характер. Например, «Кто самый наблюдательный?», «Кто перечислит названия деревьев, кустарников и цветов, мимо которых проходили», «Кто больше соберет опавших листьев разного цвета, с разных деревьев?», «Чей букет из осенних листьев самый красивый?», «Составьте букет из осенних листьев, травы и опавших веток под названием «Грусть», «Золото осени», «Праздник природы». По материалам наблюдений и выполненных работ во время экскурсии учитель проводит обобщающую беседу. Итоговая беседа в конце экскурсии помогает выделить самое важное и существенное. Внепрограммные экскурсии. В отличие от программных, внепрограммные экскурсии проводятся с большей выдумкой и фантазией. Например, «Путешествие по лесным тропинкам» с остановками «Ягодная», «Мухомор», «Иволга» и т.п. Экскурсии можно провести под девизом «На лугу, в лесу и в поле соберем подарок школе», «Около леса жить – голодному не быть». Внепрограммные экскурсии могут иметь уклон полезно-практической деятельности, на которых, после решения познавательных задач, организуется сбор природного материала для украшения классной комнаты, использования на выставках, изготовления поделок, которые можно реализовать на школьных ярмарках. В конце экскурсии можно организовать отдых и развлечения детей Для учителя, в том числе и учителя начальной школы, остаются полезными советы по проведению экскурсий, выработанные на Павловской инструкторской экскурсионной станции еще в 1920 году и оформленные в виде «десяти заповедей экскурсионного дела»: 1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий. 2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь план. 3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами. 4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать. 5. Избегай длинных объяснений. 6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать. 7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут. 8.Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно. 9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать. 10. Закрепи экскурсию последующей проработкой материала. Методические рекомендации к осенней экскурсии «Природа нашего края» Задачи: - формирование у учащихся представления об объектах и явлениях местной природы, ее использовании и охране человеком; - сбор образцов полезных ископаемых и почвы для использования на уроках по теме «Природа нашего края»; - формирование правильного поведения в природе, способности к эстетическому восприятию природы; - развитие наблюдательности, мышления. Оборудование: компас, схема маршрута движения, мерная лента, лопатка, блокноты для записей, карандаши, фотоаппарат. Маршрут: остановка 1 - двор школы; остановка 2 - начало озимого поля у окраины поселка; остановка 3 - лесопосадка; остановка 4 - берег речки, остановка 5 – прилегаемый к речке луг. Ход экскурсии I. Вступительная беседа. Объявление цели экскурсии, порядка проведения, напоминание о технике безопасности и правилах поведения. II. Организация учебно-познавательной работы на экскурсии. Точка 1 - наблюдение за погодой, беседа об осенних изменениях на пришкольном участке. Передвижение к точке 2 осуществляется с использованием компаса и предварительно составленной схемы движения. Точка 2 - наблюдение за озимыми; беседа по агротехнике выращивания озимых культур; если представится возможность, — наблюдения за животным миром (подготовка птиц к отлету, поведение насекомых и др.). Передвижение к точке 3. Точка 3 - наблюдения за растениями и животными лесной полосы (определение видового состава деревьев, кустарников); выявление следов пребывания здесь человека (свалки мусора, кострища и т.п.); беседа по вопросам: для чего человеком посажен лес, какие виды деревьев и кустарников посажены, как нужно вести себя в природе; простейшие мероприятия по охране природы, например сбор и захоронение мусора. Передвижение к точке 4. Отдых на берегу речки, игры. Точка 4 - определение направления течения реки, примерной скорости; наблюдения за растениями и животными водоема, за почвой, горными породами, обнажающимися в береговом обрыве; измерение мощности почвенного слоя, сбор образцов горных пород, зарисовка обнажения; изучение оврага или промоины, измерение глубины. Точка 5 - наблюдение за растениями и животными прилегающего к речке луга, определение трех-четырех видов растительности, поиск насекомых, следов деятельности человека; беседа по результатам наблюдений, правилам поведения в природе; простейшие природоохранительные мероприятия. Дорога в школу. III. Обобщающая беседа по материалам экскурсии. Рекомендации к проведению экскурсии на птицеферму или МТФ В содержание экскурсии включается следующий круг вопросов: 1. Животные, разводимые в данном хозяйстве. 2. Требования, предъявляемые к скотному двору. 3. Устройство стойла (размеры, кормушка, поилка, пол, таблички) 4. Общие сведения об уборке и вентиляции помещения, о кормлении, о поении, доении. 5. Люди, ухаживающие за животными.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.27 (0.009 с.) |