Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика работы с географическими и историческими картами

Поиск

В современном представлении географическая карта есть уменьшенное, обобщенное знаковое изображение земной поверхности на плоскости, построенное на основе особых математических законов.

Для начальной школы выпускают такие виды географических карт, как физическая карта полушарий, физическая карта страны, карта природных зон страны.

С помощью географических карт ученики:

- получают пространственное представление об изу­чаемой территории (величина и конфигурация матери­ков, океанов, горных стран, рек и т.п.);

- определяют географическое положение изучаемой территории по отношению к другим известным им об­ластям, своему краю, что позволяет им сделать заключение о природе территории (суждения типа «тундра - нахо­дится к северу от нашего края, значит, там должно быть холоднее»);

- ориентируются в маршрутах путешественников-первооткрывателей (такой информацией, в частности, изобилует курс «Окружающего мира» по системе Занкова);

- ориентируются в своем населенном пункте, его ок­рестностях (схемы метрополитена, планы города, тури­стические карты, схемы маршрута экскурсии);

- определяют расстояние между отдельными географи­ческими объектами, размеры изучаемых объектов.

В процессе ознакомления с разнообразием природы нашей Родины вводится карта цветового фона – карта природных зон страны. Школьники знакомятся с условными обозначениями различных зон при помощи разнообразной окраски, учатся определять и описывать их границы, местоположение.

Следует учитывать то, что программы по окружающему миру в начальных классах не предполагают обязательного заучивания младшими школьниками большого числа объектов и расположения их на карте. По данной дисциплине предусмотрено ознакомление учащихся с местоположением на карте своего населенного пункта, административного центра края, столицы нашей Родины – г. Москвы. Ученики должны уметь показывать границы и природные зоны России, океаны и материки, северный и южный полюса, экватор, а также некоторые другие крупные и наиболее значимые географические объекты. В зависимости от уровня подготовленности детей и их увлеченности темой, учитель может увеличить перечень изучаемых географических объектов.

Виды заданий по географической карте

♦ Отгадайте и объясните

Страны без людей, Города без домов, Леса без деревьев, Моря без воды. (Географическая карта) Турист по ней всегда пройдет Корабль в морях она ведет, И на стене, на парте Я все найду на … (карте)

♦ Ознакомьтесь с картами школьного атласа по следующему плану:

1. Определите виды карт, помещенных в атласе.

2. Назовите масштабы этих карт.

3. Изучите условные знаки к каждой из карт.

4. Найдите линии, по которым можно определить стороны горизонта на карте.

♦ Рассмотрите карту полушарий и ответьте на следующие вопросы:

- Чем отличается материк от острова? Что между ними общего?

- Чем различаются острова и полуострова?

- Что это за замечательный материк: следуя вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересекает три океана; здесь север и юг могут мгновенно поменяться местами, а человек не всегда в состоянии отличить море от суши? (Антарктида)

- К какому месту на нашей планете можно добраться только с юга? Ветер, кстати, здесь тоже дует только с юга. (Северный полюс).

Картографический диктант

На доске под порядковыми номерами написаны названия географических объектов. Например:

1. Евразия 4. г. Москва 7. Африка

2. Тихий океан 5. р. Нил 8. Сев. полюс

3. Экватор 6. Индийский океан 9. Южн. полюс

Учитель, не произнося вслух и в другой последовательности, не спеша, показывает их по карте: экватор, р. Нил, г. Москва, Северный полюс, Евразия, Индийский океан, Африка, Южный полюс, Тихий океан.

Ученики в записях на доске находят показываемый объект и записывают в тетрадь цифру, под которой он обозначен. Если ученик не знает, какой географический объект показывает учитель, то вместо соответствующей цифры ставит прочерк.

Ключ для проверки: 3, 5, 4, 8, 1, 6, 7, 9, 2.

Путешествие по карте

Задание: добраться водным путем из Москвы до Астрахани (названия городов могут быть другими). При этом указать направление пути, перечислить все встречающиеся города и реки, по которым проходит путешествие.

Историческая карта — это создаваемое на точной географи­ческой основе уменьшенное условное изображение определенно­го пространства в то или иное историческое время, с указанием отдельных событий данного времени.

Выделяются следующие типы исторических карт:

общие, отражающие положение и основные события одной страны или группы стран в определенный исторический период на достаточно большом промежутке времени, например карта «Российская империя в первой четверти XVIII в.»;

тематические, посвященные отдельным выдающимся событиям или сторо­нам исторического процесса.

В ходе формирования умения читать историческую карту внимание учеников обращается на то, что

• историческая карта отражает в миниатюре территорию в определенный хронологический момент или за определенный период;

• названия городов и стран соответствует тому времени, ко­торое изображено на карте;

• цвета используются для обозначения государства и присоединенных территорий;

• условными знаками показываются перемещения войск (стрел­ки), места сражений (скрещенные мечи), завоеванные террито­рии (штриховка); бывают также изображены кораблики, пушки, солдатики и много других рисунков, которые не встречаются на географической карте. С условными символами учащиеся знакомятся постепен­но в ходе работы с различными картами.

Развивая навык обращения к легенде карты, мы можем выстраивать работу разными путями:

• От карты к легенде. Задается какой-либо вопрос, для раз­решения которого необходимо заглянуть в легенду. Например: «Перед вами карта. В двух местах она имеет красную расцвет­ку. Как узнать, что означает на карте красный цвет?».

• От легенды к карте. Задания в этом случае могут быть следующими:

- Найдите на карте место, где объясняются условные знаки.

- Найдите границы русских княжеств до монголо-татар­ского нашествия. Почему так много разных цветов?

- Пользуясь условными знаками легенды, назовите места важнейших битв и покажите их на карте.

Виды заданий по исторической карте

♦ По ходу рассказа учителя найти на карте называемые в нем исторические объекты: «Новгород расположен в северо-восточной ча­сти Руси, на берегу реки Волхов и озера Ильмень …».

♦ Составить маршрут туристического путешествия по городам и весям Древней Руси. Что интересного можно увидеть и узнать в каждом пункте путешествия?

♦ «Оживить» карту наглядными средствами: прикрепить значки, символы и аппликации силуэтов вои­нов, кораблей, торговых повозок, цветных стрелок и т.д., конкре­тизирующие определенные события; проложить маршрут путешествия по карте.

♦ «Четвертый лишний». Показать по карте 4 объекта, три из которых связаны каким-то историческим событием. Задача школьников — понять, как связаны объекты, и вычленить лишний. Например, сле­дующие города, за исключением выделенного, покорились Батыю в 1237-1238 гг.: Рязань, Москва, Новгород, Козельск.

♦ На обороте карты пишется название исторического собы­тия, затем карта разрезается и ученики получают задание: вос­становить карту и узнать, какое событие произошло в этом мес­те.

Урок как ведущая форма организации обучения в курсе «окружающий мир»

Требования к уроку. Типы урока

Урок – основная форма образовательного процесса в курсе «Окружающий мир», при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки, в течение определенного времени, по государственной программе и твердому расписанию.

Грамотно построенный урок по изучению окружаю­щего мира должен отвечать следующим требованиям:

• Соответствие программе учебного предмета.

• Четкое определение конечных результатов урока.

• Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, принципами обучения, целями урока и с учетом подготовки детей.

• Выбор рациональных методов и прие­мов, способствующих разностороннему развитию обучающихся.

• Систематичность, последовательность, преемственность и логическая завершенность учебных операций. (Четко следуя замыслу урока, учитель, в то же время, должен быть готов перестроить его ход в случае изменения запланированной ситуации.)

• Реализация преемственности в обучении, меж­предметных связей.

• Связь между элементами урока, наличие логических переходов от одного к другому, выводы после каждого относительно законченного элемента урочного блока.

• Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной работы на уроке. Коллективная деятельность развивает коммуникативные качества личности, усиливает деловые взаимосвязи на уроке. Индивидуальная организация работы дает возможность учителю подходить дифференцированно к учащимся в зависимости от их способностей и подготовки.

• Достаточная материальная оснащенность. Вреден как недостаток, так и избыток наглядных пособий на уроке.

Организационные требования к уроку.

• Наличие продуманного плана (конспекта) проведения урока, составленного на основе календарно-тематического плана.

• Своевременное начало и своевременный конец урока, рациональное использование времени, недопустимость отвлечения на поиск оборудования, оптимальный темп ведения урока.

• Активность познавательной деятельности учащихся, осуществляемая на основе самостоятельной умственной и практической деятельности по приобре­тению новых знаний.

• Оптимальный психологический режим на уроке, реализуемый благодаря сотрудничеству учителя и учащихся на основе сочетания высокой требовательности и уважения к личности, характеризующийся сознательной дисциплиной на уроке, атмосферой доброжелательности Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес у учеников.

Каждый урок имеет определенную структуру, то есть состоит из отдельных, связанных между собой частей, несущих различную дидактическую нагрузку. В современном курсе «Окружающий мир» в структуре урока выявляются следующие элементы, которые могут применяться в различных сочетаниях.

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

II. Подготовка учащихся к восприятию нового материа­ла.

III. Организация усвоения знаний по новой теме, формирование и развитие новых представлений и понятий об окружающем мире.

IV. Закрепление изученного.

V. Обобщение и систематизация усвоенного.

VI. Контроль за результатами обучения.

VII. Домашнее задание.

Урок «Окружающего мира» включает одну-две физкультминутки.Логическая структура урока в этом случае не нарушается, если физкультминутка будет свя­зана с темой урока.

Большинство из названных структурных единиц присуща каждому уроку данной дисциплины. Одна­ко в методических разработках по конкретным вариан­там «Окружающего мира» их название, а, следовательно, и содержание, могут различаться. Например, в разработках уроков по курсу А.А. Плешакова (авт. Е.Т. Бровкина и др., 1999) выделяются: 1) проверка знаний, 2) изучение нового материала, 3) закрепление нового материала, 4) домашнее задание. В методике же курса «Мир и человек» (автор А.А. Вахрушев и др.) учителя ори­ентируют на следующую структуру урока: 1) актуализа­ция знаний и постановка проблемной ситуации, 2) со­вместное открытие нового или объяснение нового мате­риала, 3) первичное закрепление (обучение способам са­мостоятельного применения знаний), 4) итог работы.

От дидактической цели и структуры зависит типология урока. В курсе «Окружающий мир» чаще всего проводятся следующие типы уро­ков: вводные, уроки приобретения новых знаний и уме­ний, комбинированные, предметные, обобщающие уроки, уроки проверки знаний и умений.

На современном этапе развития системы школьного образования получили распространение и нетрадицион­ные типы уроков: уроки-экспедиции (путешествия), уроки-инсценировки, интегриро­ванные уроки, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки, проводимые в игровой форме типа КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чу­дес», «Счастливый случай».

Нетрадиционные формы организации уроков яви­лись реакцией учителей на сложившийся шаблон в их про­ведении, вызывающих у детей равнодушие к уче­бе, скуку. В то же время такие уроки не лишены и недостатков. Наиболее очевидный из них: акцентирование внимания на форму, а не на цели и содержание, преобладание репродуктивных технологий, вместо развивающих, перенасыщение урока фактиче­ским материалом.

Рассмотрим кратко особенности организации и проведения отдельных типов урока.

Вводные уроки проводятся, как правило, в начале изучения курса или крупных тем. Основная дидактическая цель этих уроков - подготовка учащихся к изучению курса или темы. При этом ре­шаются следующие задачи:

1) мотивировка учения, возбуждение интереса к но­вой теме или предмету; например, первый урок по гео­графической теме настраивает детей на занимательные путешест­вия, которые дети будут мысленно совершать вместе с первооткрывателями земель;

2) актуализация опорных знаний; учитель с помощью серии вопросов стремится восстано­вить в памяти школьников знания, связанные с изучае­мой темой, привязать их к новому предмету изучения; например, на вводном уроке, по исторической теме учитель спрашивает, что им известно об истории как предмете, приходилось ли им сталкиваться с историческими картами, зачем они нужны;

3) формирование у учащихся первичных представле­ний в изучаемой области; так, на первом уроке «окружающего мира» рассматривается вопрос, что такое окружающий мир и что включает он в себя; в дальнейшем эти пред­ставления будут расширяться и углубляться, постепенно трансформируясь в понятия;

4) ознакомление детей с методами предстоящего изу­чения окружающего мира; например, традиционно второй урок по курсу З.А. Клепининой посвящается изучению термометра для того, чтобы при прохождении последующих тем, связанных с сезонными из­менениями природы, дети могли наблюдать за изменениями темпе­ратуры воздуха, используя данный прибор.

Особенности структуры вводных уроков проявляют­ся в том, что, как правило, в них не уделяется времени на проверку домашнего задания и большая часть урока посвящена решению названных выше задач.

Обобщающие уроки. В конце изучения курса или большой темы, как правило, проводится обобщающий урок. Главная цель таких уроков заключается в обобще­нии (выделение каких-либо свойств, качеств, присущих целой группе предме­тов, и формулирование такого вывода, который будет верен в отношении любого предмета данной группы); выявлении связей между изученными предметами, яв­лениями, приведение знаний в систему. Однако нередко при проведении заключительных уроков по теме учителя всю работу сводят к последовательному повторению пройден­ного фактического материала, то есть превращают обобщающий урок в урок повторения.

Характерными признаками обобщающего урока явля­ются: 1) использование приемов обобщения (обобщающих схем, таблиц, определений, обоб­щающих текстов); 2) использование вопросов, заданий, предполагающих оперирование со всем пройденным ма­териалом, установление взаимосвязей между материалом отдельных уроков.

Обобщающий урок при изучении окружающего мира можно представить еще и как урок-праздник, как прощание с темой, которую изучали долгое время. Ученикам интересно и не терпится поделиться своими знаниями и умениями, показать, что они у них имеются по тому или по другому вопросу. Поэтому рекомендуется проводить его с некоторой торжественностью, значимостью. На этом уроке желательно отметить самых наблюдательных, самых любознательных, самых смышленых учеников.

Комбинированные уроки. В практике преподавания дисциплин «Окружающего мира» наиболее распространены комбинированные уроки. Их структура включает все или почти все из рассмотренных выше компонентов учеб­ного процесса: проверку домашнего зада­ния, актуализацию знаний, изучение нового материала, его закрепление, обобщение и итоги, до­машнее задание. В содержании урока могут присутствовать и элементы подготовки к восприятию но­вого материала (возбуждение интереса к изучению но­вого материала, актуализация знаний), обобщения, фор­мирования умений использования полученных знаний.

Предметный урок - особый тип урока, присущий для дисциплин естественнонаучного цикла. Основная дидактическая задача этих уроков - получение учащимися знаний в ходе непосредственной работы с изучаемым предметом. В работе по его изучению задействуются разные органы чувств: зрения, осязания, вкуса, обоняния.

Уроки этого типа позволяют накопить определенный запас конкретных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, развивать практические умения и навыки исследовательского характера, работы с приборами.

Изучение предметов может быть организовано как фронтально, так в группах или индивидуально. Ведущим видом деятельности при этом является практическая работа или лабораторный опыт. На предметных уроках ученики под руководством учителя наблюдают, сравнивают, описывают, обсуждают наблюдаемые факты и явления, делают обобщения и выводы. Учитель не должен раскрывать сущность явлений и закономерностей, которые будут установлены в результате работы на уроке с предметом изучения. В таком случае исчезнет поисковый характер предметных уроков, ученики получат готовые знания, а не будут «открывать» их для себя.

Структура предметного урока несколько отличается от структуры комбинированного урока. Так как у младших школьников еще слабы навыки практической работы, то на выполнение их требуется много времени. Поэтому на предметном уроке может быть исключен этап повторения пройденного материала. Следовательно, предметный урок может иметь следующую структуру: 1) актуализация знаний учащихся по теме данного урока; 2) вводное слово учителя к предстоящей самостоятельной работе; 3) изучение нового материала (самостоятельная работа учеников); 4) закрепление; 5) домашнее задание.

Подготовка учителя к уроку

В подготовке учителя к уроку можно выделить два этапа: предварительный и непосредственный.

Предварительная подготовка включает постоянную работу учителя по естествоведческому, обществоведческо­му и педагогическому самообразова­нию: изучение специальной и методической литературы (пособий для учителей, статей в педагогических журналах, материалов интернета), ознакомление с различными вариантами про­грамм и учебников по курсу «Окружающий мир».

Предварительная подготовка учителя включает также календарно-тематическое (или перспективное) пла­нирование занятий по дисциплине. Учителю важно заранее и точно представлять место каждого урока в теме и каждой темы в течение года, необходимо всегда иметь в виду весь ход процесса преподавания и вести его в определенной последовательности. В календарно-тематическом плане предусматривается вся система преподавания по предмету, все его формы в динамике и по срокам.

Предваритель­ное планирование позволяет заранее подготовить необ­ходимые средства, поиск и подбор наглядных пособий, необходимого материала и оборудования для опытов и практиче­ских работ, своевременно начать длительные наблюдения, опыты. Например, к уроку по теме «Почва» заранее, до наступления морозов, заготовить почву для опытов; к уроку по теме «Как растения раз­множаются» целесообразно заранее заложить опыт «Развитие фасоли из семени» и т.п. Календарно-тематический план помогает учителю заблаговременно подобрать фильмы, предложить ученикам заранее литературу для чтения по темам, которые будут изучаться в дальнейшем.

Календарно-тематический план дает возможность ориентироваться во времени и корректировать его для проведения практических занятий на местности, экскурсий в природу, которые проводятся в зависимости от состояния погодных условий. В календарно-тематическом (перспективном) плане дается распределение часов по темам и примерные сроки (даты) прохождения тем с уче­том каникул, праздников. По усмотрению учителя количество выделяемых часов на изучение отдельной темы может несколько отличаться от указанных в программе, если это необходимо для лучшего усвоения материала, и при условии выполнения всей программы.

Требования к оформлению календарно-тематического плана могут различаться по разным школам, по регионам, в разных дисциплинах и курсах.

Примерная форма календарно-тематического плана

по курсу «Окружающий мир»

№ урока Тема занятия Сроки проведения Оборудо- вание Основные понятия Опыты и практ. раб. Дом. задания
               

 

Непосредственная подгото вка учителя к уроку включает следующее.

1. Отбор учебного материала. Само собой разумеется, что для раскрытия темы урока от учителя требуются гораздо более обширные знания по сравнению с материалом, изложенным в школьных учебниках. Источниками его могут быть – научно-популярная литература, центральные и местные газеты и журналы, энциклопедии, справочники, словари, художественная литература. Отобрав нужный материал, учитель приступает к педагогической ее переработке с учетом общепедагогических и специфических принципов обучения (научности, доступности, системности, последовательности и логичности, краеведческого, экологической направленности). Продумывает логику изложения, оптимальный объем. Не следует перегружать урок фактическим, второстепенным материалом.

2. Подготовка наглядных пособий. Заранее, за день учитель подбирает наглядные пособия к уроку. Просматривает их состояние, проверяет пригодность к использованию. При необходимости подправляет, ремонтирует.

3. Составление плана (или конспекта) урока.

План урока необходим каждому учителю. Начинаю­щему же учителю рекомендуется составлять конспект - полное письменное изложение содержания и методики урока. В конспекте урока отражаются такие эле­менты как тема, цель, задачи урока, оборудо­вание, основное содержание, методы и методические приемы изучаемого и повторяемого материала, домашнее задание.

Тема урока формулируется в соответствии с темой в календарно-тематическом плане. Формулировка одной и той же программной темы может быть различной. При этом характер ее определения может нести существенную дидактическую нагрузку. Например, тема «Растения и животные леса» позво­ляет и учителю и учащимся ограничиться изучением от­дельных растений и животных леса, в то время как ана­логичная тема - «Лес - природное сообщество» заставляет акцентировать внимание на изучение связей между рас­тениями и животными леса, то есть делает эту тему эко­логической. Возможен вариант определения темы урока в форме проблемного вопроса, например, «С чего начинается Родина?» вместо повествовательного ва­рианта «Моя родина - Россия». Тема обобщающего урока «Вода в природе» начинает нести причинно-следственную и определенную эмоциональную нагрузку в формулировке «Реки, ручей­ки, моря на Земле текут не зря!».

Определение конечного результата урока заставляет учителя заду­маться, что же он хочет добиться этим уроком, а также проконтроли­ровать затем эффективность проведенного урока. Целеполагание урока влияет на мотивационную сферу детей, побуждает их к действию. Главным во­просом при анализе урока является вопрос: достигнута ли цель урока, решены ли поставленные задачи. Цель урока определяется общей целью образования – формирование всесторонне развитой личности средствами данной дисциплины.

Оборудование. В этой части конспекта дается перечень необходимого для проведения урока оборудования. На­пример, по теме «Жизнь зверей осенью» перечень обору­дования может включать картину «Поздняя осень», кар­тинки с изображением зверей, карточки для составления схемы взаимосвязи неживой и живой природы, записи произведений П.И. Чайковского «Времена года», справочный материал по теме.

В этой же части конспекта может быть отражено и оформление доски, которое рекомендуется сделать до начала урока. Например, к уроку по названной теме на доске может быть записан план характеристики осенних изменений в природе: состояние неба, высота солнце над горизонтом, осадки, температура воздуха.

Структура (план проведения) урока включает основные этапы урока и время, выделяемое на каждый этап.

Ход урока. Далее, в конспекте урока подробно излагается непосредственно его содержание. Здесь фиксируется каждый этап урока, методы и приемы работы, задания, все вопросы учителя, предполагаемые ответы учеников, а также содержание рассказа учителя и т.п. Рекомендуется записывать использованную литературу, страницы нужного текста. Эта запись может пригодиться на следующий год.

Организационный момент как этап урока, как прави­ло, включает проверку го­товности учеников к уроку (наличие учебников, атласов, тетра­дей), настрой их на работу. Организационный момент включает также готовность учителя к уроку (наличие конспекта или плана урока, наглядных пособий, состояния классной доски, порядок, чистота и свежий воздух в кабинете).

Второй этап - подготовка учащихся к восприятию нового материа­ла может включать проверку степени усвоения учебного материала прошлого урока, проверку выполнения домашнего задания, подготовку к изучению нового материала. Желательно разнообразие методов и приемов.

Переход к изучению нового материала – «мостик», соединяющий две крупные части урока – повторение известного и изучение нового. В это момент создается необходимый психологический настрой на усвоение новых знаний. На этом этапе учитель сообщает тему урока, подчеркивает ее связь с предшествующей, ставит познавательную задачу или проблемные вопросы и задания.

На третьем этапе - организация усвоения знаний по новой теме - является одним из основных этапов урока, поэтому на него обычно отводится до 20 – 25 минут времени. Наиболее важную трудную часть учебного содержания учитель объясняет, осуществляя опору на имеющиеся у учеников сведения по данному вопросу. Важное место в современном уроке отводится активной познавательной деятельности самих учеников, по заданию учителя выполняющих самостоятельную работу по приобретению новых знаний.

Младшие школьники, в силу своих возрастных особенностей, не могут долго заниматься однообразной деятельностью. Поэтому необходимо применение разнообразных методов и приемов, предполагающих разные виды деятельности учеников на уроке.

Четвертый этап - закрепление пройденного материала - представляет собой воспроизведение и осмысление полученных знаний, использование их для решения практических и творческих задач. Повторяются имена, даты, географические названия, исторические события; используются беседа, тренировочные упражнения, практические работы, картографические и хронологические задачи.

Пятый этап - обобщение и систематизация усвоенного – предполагает установ­ление закономерностей, связей, выделение наиболее главного и важного в изученном материале.

Домашнее задание (шестой этап урока) записывается на доске постоянно в одном и том же месте. При необходимости комментируется. Оно должно быть конкретным, посильным

Чем тщательнее и полнее разработан конспект урока, тем более организованнее будет проходить занятие. Начинающему учителю желательно прочитать его дома несколько раз, отрепетировать.

Обычно подготовленным конспектом на уроке почти не пользуются. Он отражен в сознании учителя как четкая модель урока. По конспекту можно прочитать цитату, стихотворение или отрывок из художественного произведения. После урока проводится его анализ. Отмечаются педагогические находки, неудачи, их причины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.107 (0.014 с.)