Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, цель и задачи методики преподавания предмета «Окружающий мир»↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как педагогическая наука Предмет, цель и задачи методики преподавания предмета «Окружающий мир» В последние десятилетия произошло активное обновление начального образования, вызванное происходящими в нашем обществе изменениями. Появилась возможность альтернативного обучения, трансформировались общие цели начального образования (в частности, внимание стало акцентироваться не на знаниях, умениях, а на проблеме общего развития школьников), повышенное внимание стало уделяться экологическому образованию. Все более важной становится необходимость формирования у детей младшего школьного возраста целостной картины мира. В связи с этим в базисном учебном плане, введенном в действие в 1998/99 учебном году, две образовательные области - естествознание и обществоведение - на уровне начального звена были объединены в один образовательный компонент — «Окружающий мир». До этого времени не выделялось специально образовательного компонента «Окружающий мир», а в структуре учебных дисциплин - такого учебного предмета. Ближе всего к «Окружающему миру» стояло школьное «Природоведение». Предметом его изучения былаприрода и использование ее человеком. В «Окружающем мире» предметом изучения является все окружение человека - как природное, так и социальное. В философии под понятием «окружающий мир» подразумевается совокупность двух взаимосвязанных систем – природной и общественной (социальной) системы. Таким образом, в системе методической подготовки учителя начальных классов появляется дисциплина «Методика преподавания предмета «Окружающий мир». Она относится к системе педагогических наук, так как базируется на основных достижениях и закономерностях педагогической науки. В педагогике методика той или иной отдельной дисциплинырассматривается как «частная» дидактика. Если общая дидактика как наука о преподавании и учении охватывает процесс обучения по всем предметам, то методика касается основ преподавания конкретных дисциплин. Методика как учебная дисциплина, в свою очередь, так же, как и дидактика, может быть общей и частной. Предметом общей методики является общий школьный курс данной дисциплины (например, методика преподавания предмета «Окружающий мир»), частная же методика ориентирована на тот или иной раздел общего курса (например, методика изучения темы «Организм человека и охрана его здоровья»), или конкретных учебных дисциплин, входящих в этот образовательный компонент (методика изучения окружающего мира А.А. Плешакова, методика изучения курса «Мир и человек» А.А. Вахрушева и т.п.). Предметом изучения общей методики преподавания предмета «Окружающий мир» является процесс ознакомления младших школьников с окружающим миром, рассматривающий его цель, задачи, принципы, содержание, методы, формы и средства образования. Целью «Методики преподавания предмета «Окружающий мир» является подготовка будущего учителя к преподаванию учебных дисциплин в рамках образовательного компонента «Окружающий мир» в начальной школе. Общепедагогические задачи курса: а) зачем изучать окружающий мир (данная задача решает проблему целей изучения младшими школьниками окружающего мира); б) чему учить (задача решает проблему содержания курса «Окружающий мир» в начальной школе); в) как учить, воспитывать и развивать учащихся в процессе ознакомления с окружающим миром (о проблеме методов, приемов, форм, технологий изучения окружающего мира); г) с помощью чего изучать природное и социальное окружение человека (о средствах изучения окружающего мира младшими школьниками). Кроме того при изучении курса решаются такие частные задачи, как • ознакомление с историей становления и развития методик преподавания предметов, элементы которых интегрированы в настоящий курс (начального естествознания, географии, обществознания, экологии); • формирование знаний и умений проведения уроков, экскурсий, внеурочных и внеклассных занятий по изучению окружающего мира младшими школьниками; • формирование представлений о возможностях и путях экологического образования в начальной школе; • формирование представлений о вариативных учебных дисциплинах образовательного компонента «Окружающий мир»; • ознакомление с методами и структурой научных исследований в области методики ознакомления с окружающим миром.
Связь методики преподавания предмета «Окружающий мир» с другими науками Методика преподавания предмета «Окружающий мир» является педагогической наукой, поэтому теснейшим образом связана с дидактикой (теорией обучения) и педагогикой (теорией воспитания). Эта связь двусторонняя. С одной стороны курс опирается на общие закономерности, принципы процесса обучения, разрабатываемые дидактикой и педагогикой. С другой стороны – предоставляет им конкретный материал для обобщений. Методика преподавания «Окружающего мира» тесно связана с психологией. Психологическая наука, исследуя закономерности памяти, мышления, внимания младших школьников, помогает выявить посильное для усвоения содержание учебных дисциплин, наиболее эффективные методы и средства обучения. При организации наблюдений в природе, использовании средств наглядности, определении продолжительности деятельности младших школьников и т.п. необходимо учитывать их возрастные особенности. Методика преподавания «Окружающего мира» связана с «Возрастной физиологией и школьной гигиеной». Учитывать данные этой науки необходимо для сохранения здоровья детей при изучении ими окружающего мира (например, для решения вопросов о допустимых физических нагрузках во время школьных экскурсий в природу, проведения природоохранительных работ). Методика преподавания «Окружающего мира» является интегрированной учебной дисциплиной, вбирающей в себя элементы методик преподавания естествознания, обществоведения, географии и методику экологического образования. Поэтому имеет тесные связи с соответствующими науками: естественными - биологией, физической географией, геологией, климатологией, почвоведением, астрономией, физикой, химией; обществоведческими - историей, социологией, экономической географией.Эти связи проявляются по линии содержания. Содержание школьного курса «Окружающий мир» включает в себя элементы знаний каждой из перечисленных наук. Связь с этими науками проявляется и в методах изучения. Если в биологических науках основными методами является наблюдение и эксперимент, то и в «Окружающем мире» эти методы используются при изучении биологических объектов. Картографический метод научной географии перешел в школьную географию, используется он и в «Окружающем мире» при изучении тех или иных географических вопросов (ориентирования, природных зон и др.). Сущность и классификация средств обучения по предмету «Окружающий мир» Искусственные пособия Искусственные пособия отражают объекты и явления окружающего мира лишь опосредованно, но также широко используютсяна уроках «Окружающего мира». Они подразделяются на объемные и плоскостные. Объемные пособия – муляжи, модели, макеты. Муляж - это слепок предмета, в точности передающий размеры и внешний облик натуры. В качестве исходного материала для изготовления муляжей чаще всего выступает воск, гипс, пластилин, а сейчас и пластмассы. На уроках используются муляжи плодов, овощей, грибов. Могут быть использованы также муляжи животных - лягушек, ящериц, муляжи внутренних органов животных или человека и др. Модель - устройство, воспроизводящее строение или действие изучаемого объекта, явления. В отличие от муляжа в модели допускается некоторая условность в передаче оригинала: уменьшение или увеличение размера, условность окраски. В начальной школе применяются модели компаса, термометра, земного шара (глобус). Используют также модели-разрезы, показывающие внутреннее строение вулкана, строение почвенного разреза, залегание подземных вод между водоупорными и водопроницаемыми пластами и т.п. Особый тип моделей - динамические (действующие), воспроизводящие процессы, явления. К таковым можно отнести модель земного шара - глобус, который используется для демонстрации формы Земли, вращения Земли вокруг своей оси и для решения других дидактических задач. Для демонстрации обращения Земли вокруг Солнца на уроках окружающего мира используется модель системы «Земля - Солнце» - теллурий. Макет - трехмерное изображение предмета в отличие от модели с менее точным соблюдением размеров, с допуском больших условностей и схематичности: макеты холма, оврага, вулкана, речной долины, горной страны. Плоскостные наглядные пособия самая многочисленная группа в системе наглядных пособий по окружающему миру. По способу изображения их можно разделить на образные (учебные картины, таблицы, схемы) и условно-знаковые (географические и исторические карты). Учебные картины нарисованы художником специально для использования в учебных целях. В начальных классах используются настенные картины, многие из которых специально выпущены для занятий по окружающему миру. Это картины форм рельефа (холм, овраг), отдельных представителей растительного и животного мира, природных зон, сцены исторических событий, портреты выдающихся людей и др. В школе наряду со специально созданными учебными картинами используют также репродукции произведений мастеров живописи («Грачи прилетели», «Золотая осень», «Утро в лесу» - А. К. Саврасова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина). Много таковых картин и на историческую тематику. Среди них можно выделить событийные картины, дающие представления о конкретном единичном событии: «Штурм Измаила» (худ. Е.В. Ванюков), «Военный совет в Филях» (худ А.Д. Кившенко). Типологические картины воспроизводят исторические события типичные для изучаемой эпохи. Например, полотна художника В.И. Лебедева «Полюдье», «Продажа крепостных крестьян» и др. Портреты – изображения исторических и политических деятелей, представителей науки и культуры. Во многих учебниках представлены портреты А.В. Суворова, М.В. Ломоносова, Е. Пугачева и др. Но здесь важно помнить, что художественное произведение рассчитано на эмоциональное восприятие, что невозможен одинаковый подход к работе с учебной картиной и произведением искусства. Учебные таблицы - это наглядные пособия, в которых с помощью рисунков, текста и цифровых обозначений дана информация о том или ином изучаемом объекте, явлении. В качестве примера таблиц, используемых на уроках «Окружающего мира», можно назвать таблицы «Строение тела человека», «Ориентирование по Солнцу и местным признакам». Таблицы служат не только иллюстративным материалом, но и средством выполнения практических работ. В этом качестве выступает, в частности, классный «Календарь природы и труда», в который дети систематически в соответствующие графы заносят показатели погоды, состояния неживой и живой природы, сезонного труда местного населения. Схема представляет собой плоскостное изображение наиболее общих признаков объекта или явления. Схемы используются в качестве средства обобщения полученных ранее представлений при формировании соответствующего понятия. Для этих целей в начальном курсе «Окружающий мир» традиционно используются схемы холма, родника, круговорота воды в природе, схема движения Земли вокруг Солнца и др. Схемы и схематические рисунки, выполняемые учителем на классной доске по ходу объяснения того или иного материала, показывают объект или процесс в динамике. Синхронное восприятие учениками слова учителя и графического изображения заметно повышает глубину восприятия. Географические и исторические карты относятся к знаковым средствам обучения, так как вся информация на них передается с помощью условных знаков. При изучении окружающего мира используют следующий картографический материал: • настенные карты: физическая карта полушарий, физическая карта России, карта природных зон России, карты своей области, республики; исторические карты; • настольные карты: карты учебников, учебных тетрадей, карты атласов (в настоящее время выпущены несколько вариантов красочных атласов «Наша Родина», «Мир и человек», в которых карты сочетаются с рисунками), контурные карты. Аудиовизуальные средства обучения включаютэкранно-звуковые средства, звуковые средства, презентации. В современных школах широко используют ся слайды. Особенностью слайдов является то, что они могут демонстрироваться фрагментарно. Видеофильмы позволяют показать реальные картины окружающего мира в динамике. Более того, видеофильмы представляют возможность сделать наглядными природные процессы, протекающие слишком медленно (например, образование оврага, развитие растения) или очень быстро (например, движение крыльев у пчелы), - их можно показать ускоренными или замедленными. Количество и многообразие учебных фильмов по естествознанию, экологии, истории постоянно растет. Большие перспективы для познания окружающего мира представляет телевидение. В настоящее время это мощнейший неформальный источник информации, который большей частью вполне доступен и для младших школьников. Воспользовавшись кинокамерой, учитель может и сам подготовить видеофильмы, отражающие работу на экскурсиях, на субботниках, какие-то события для дальнейшего использования их в учебном процессе. Звуковые средства обучения – это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шума леса, прибоя. Кроме этого на уроках используются записи рассказов ученых, путешественников и др. Искусственные пособия Искусственные пособия отражают объекты и явления окружающего мира лишь опосредованно, но также широко используютсяна уроках «Окружающего мира». Они подразделяются на объемные и плоскостные. Объемные пособия – муляжи, модели, макеты. Муляж - это слепок предмета, в точности передающий размеры и внешний облик натуры. В качестве исходного материала для изготовления муляжей чаще всего выступает воск, гипс, пластилин, а сейчас и пластмассы. На уроках используются муляжи плодов, овощей, грибов. Могут быть использованы также муляжи животных - лягушек, ящериц, муляжи внутренних органов животных или человека и др. Модель - устройство, воспроизводящее строение или действие изучаемого объекта, явления. В отличие от муляжа в модели допускается некоторая условность в передаче оригинала: уменьшение или увеличение размера, условность окраски. В начальной школе применяются модели компаса, термометра, земного шара (глобус). Используют также модели-разрезы, показывающие внутреннее строение вулкана, строение почвенного разреза, залегание подземных вод между водоупорными и водопроницаемыми пластами и т.п. Особый тип моделей - динамические (действующие), воспроизводящие процессы, явления. К таковым можно отнести модель земного шара - глобус, который используется для демонстрации формы Земли, вращения Земли вокруг своей оси и для решения других дидактических задач. Для демонстрации обращения Земли вокруг Солнца на уроках окружающего мира используется модель системы «Земля - Солнце» - теллурий. Макет - трехмерное изображение предмета в отличие от модели с менее точным соблюдением размеров, с допуском больших условностей и схематичности: макеты холма, оврага, вулкана, речной долины, горной страны. Плоскостные наглядные пособия самая многочисленная группа в системе наглядных пособий по окружающему миру. По способу изображения их можно разделить на образные (учебные картины, таблицы, схемы) и условно-знаковые (географические и исторические карты). Учебные картины нарисованы художником специально для использования в учебных целях. В начальных классах используются настенные картины, многие из которых специально выпущены для занятий по окружающему миру. Это картины форм рельефа (холм, овраг), отдельных представителей растительного и животного мира, природных зон, сцены исторических событий, портреты выдающихся людей и др. В школе наряду со специально созданными учебными картинами используют также репродукции произведений мастеров живописи («Грачи прилетели», «Золотая осень», «Утро в лесу» - А. К. Саврасова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина). Много таковых картин и на историческую тематику. Среди них можно выделить событийные картины, дающие представления о конкретном единичном событии: «Штурм Измаила» (худ. Е.В. Ванюков), «Военный совет в Филях» (худ А.Д. Кившенко). Типологические картины воспроизводят исторические события типичные для изучаемой эпохи. Например, полотна художника В.И. Лебедева «Полюдье», «Продажа крепостных крестьян» и др. Портреты – изображения исторических и политических деятелей, представителей науки и культуры. Во многих учебниках представлены портреты А.В. Суворова, М.В. Ломоносова, Е. Пугачева и др. Но здесь важно помнить, что художественное произведение рассчитано на эмоциональное восприятие, что невозможен одинаковый подход к работе с учебной картиной и произведением искусства. Учебные таблицы - это наглядные пособия, в которых с помощью рисунков, текста и цифровых обозначений дана информация о том или ином изучаемом объекте, явлении. В качестве примера таблиц, используемых на уроках «Окружающего мира», можно назвать таблицы «Строение тела человека», «Ориентирование по Солнцу и местным признакам». Таблицы служат не только иллюстративным материалом, но и средством выполнения практических работ. В этом качестве выступает, в частности, классный «Календарь природы и труда», в который дети систематически в соответствующие графы заносят показатели погоды, состояния неживой и живой природы, сезонного труда местного населения. Схема представляет собой плоскостное изображение наиболее общих признаков объекта или явления. Схемы используются в качестве средства обобщения полученных ранее представлений при формировании соответствующего понятия. Для этих целей в начальном курсе «Окружающий мир» традиционно используются схемы холма, родника, круговорота воды в природе, схема движения Земли вокруг Солнца и др. Схемы и схематические рисунки, выполняемые учителем на классной доске по ходу объяснения того или иного материала, показывают объект или процесс в динамике. Синхронное восприятие учениками слова учителя и графического изображения заметно повышает глубину восприятия. Географические и исторические карты относятся к знаковым средствам обучения, так как вся информация на них передается с помощью условных знаков. При изучении окружающего мира используют следующий картографический материал: • настенные карты: физическая карта полушарий, физическая карта России, карта природных зон России, карты своей области, республики; исторические карты; • настольные карты: карты учебников, учебных тетрадей, карты атласов (в настоящее время выпущены несколько вариантов красочных атласов «Наша Родина», «Мир и человек», в которых карты сочетаются с рисунками), контурные карты. Аудиовизуальные средства обучения включаютэкранно-звуковые средства, звуковые средства, презентации. В современных школах широко используют ся слайды. Особенностью слайдов является то, что они могут демонстрироваться фрагментарно. Видеофильмы позволяют показать реальные картины окружающего мира в динамике. Более того, видеофильмы представляют возможность сделать наглядными природные процессы, протекающие слишком медленно (например, образование оврага, развитие растения) или очень быстро (например, движение крыльев у пчелы), - их можно показать ускоренными или замедленными. Количество и многообразие учебных фильмов по естествознанию, экологии, истории постоянно растет. Большие перспективы для познания окружающего мира представляет телевидение. В настоящее время это мощнейший неформальный источник информации, который большей частью вполне доступен и для младших школьников. Воспользовавшись кинокамерой, учитель может и сам подготовить видеофильмы, отражающие работу на экскурсиях, на субботниках, какие-то события для дальнейшего использования их в учебном процессе. Звуковые средства обучения – это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шума леса, прибоя. Кроме этого на уроках используются записи рассказов ученых, путешественников и др.
Наблюдения Источником знаний при применении практических методов являются непосредственные действия учеников. Педагогически организованное непосредственное ознакомление учащихся с окружающим миром является важным условием их образования. В роли учителя выступает еще одно «лицо» - окружающий его мир. К практическим методам относятся наблюдения, лабораторные опыты, практические работы, моделирование, упражнения. Практические методы дают возможность реализовать важнейшие направления современного обучения – деятельностный подход, гуманизация процесса обучения. Велика роль практических методов в развитии мышления – дают основу для мыслительных операций. Ученики вникают в сущность исследуемого объекта, устанавливают причинно-следственные связи, выявляют важнейшие его признаки, учатся делать самостоятельные выводы. В ходе использования практических методов ученики приобретают исследовательские умения и навыки. Практические методы помогают преодолеть вербальный характер изучения окружающего мира. Наблюдение представляет собой планомерное, целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира с целью его познания. Для младших школьников наблюдение, при правильной организации со стороны учителя, является одним из эффективных и доступных способов познания мира. Действительно у ребенка данного возраста конкретно-образное мышление продолжает доминировать над абстрактным; знания, полученные на основе использования разнообразных органов чувств конкретны и убедительны. В зависимости от места организации наблюдения подразделяют на урочные) и внеурочные (на экскурсиях, прогулках, при выполнении домашних заданий.) Наблюдения могут быть: систематическими или эпизодическими; массовыми, групповыми или индивидуальными. В зависимости от степени самостоятельности наблюдения подразделяются на проводимые непосредственно под руководством учителя (на экскурсиях, во время проведения опытов и практических работ) и самостоятельные наблюдения учащихся, при которых роль учителя также значительна, поскольку он помогает формулировать цель наблюдения, дает задания, инструктирует по ходу работы. По содержанию наблюдения в начальной школе делятся на: • наблюдения за сезонными изменениями в природе и трудом людей; • наблюдения за отдельным объектом окружающего мира (водоемом, растением, животным, за работой продавца, почтальона, общением между людьми и т.д.). Наблюдения за сезонными изменениями в природе являются традиционными. В течение нескольких десятилетий, вплоть до середины 90-х годов программой курса природоведения предусматривалось обязательное ведений наблюдений учащихся за сезонными изменениями в природе. Несмотря на некоторые их различия от класса к классу, данная работа, проводимая ежедневно в течение 3-4 лет, теряла в глазах ребят интерес, превращалась в скучную обузу. Поэтому авторы современных программ по естествознанию, предусматривая этот вид наблюдений, предлагают организовывать его эпизодически. В некоторых рабочих тетрадях для этого отводятся специальные страницы. Полностью исключить, игнорировать данный вид работы было бы неразумно, так как сезонные наблюдения наиболее доступны для учащихся и имеют большое значение, как в познавательном плане, так и в развивающем и воспитывающем. Итак, сезонные наблюдения обычно осуществляются в следующем порядке: наблюдения за состоянием неба (облачность, осадки, температурный режим, ветер), за состоянием водоемов, почвы, растений, животных, наблюдения за трудом людей, связанным с природой. Наблюдения за погодой осуществляется в одно и то же время по указанию учителя; наблюдения за растениями и животными проводятся по мере наступления тех или иных изменения, происходящих с ними. Сезонные наблюдения желательно осуществлять за одними и теми же объектами в разное время года. Это дает ученикам возможность проследить характерные их изменения в сравнении. Сезонные наблюдения начинаются под руководством учителя, постепенно затем переводя их в разряд самостоятельных. Предлагая задания для самостоятельных наблюдений, учитель указывает объект наблюдения, план наблюдения; постоянно контролирует ход работы. Результаты наблюдений за сезонными изменениями в природе фиксируются в рабочих тетрадях, в классном календаре природы, в которых школьники делают краткие записи, зарисовки, составляют числовые таблицы. Классный календарь природы и труда можно вести со второго класса. В нем указываются текущий месяц и время года. Содержание календаря включает рубрики наблюдений за погодой (в виде таблицы), почвой, водоемами, растениями, животными, сезонным трудом людей (в виде кармашков, в которые вставляются листочки с записями результатов наблюдений за этими объектами). Приводится табличка с условными знаками погоды. По желанию учеников вводятся дополнительные рубрики типа «Прочти, это интересно», «Угадай», «Самый наблюдательный в нашем классе». При оформлении календаря природы и труда соблюдаются краеведческий принцип, предполагающий использование иллюстраций, отражающих особенности своего края. В соответствии с принципом сезонности, при оформлении календаря отражаются все времена года (если он изготовлен на год) или признаки одного времени года (если календарь оформлен на сезон). Задания по наблюдению даются учителем по ходу прохождения того или иного программного вопроса, некоторые из таких заданий есть в учебниках. Эти задания корректируются в зависимости от местных особенностей. Они могут быть общими для всего класса: например, выяснить, в каких местах появились первые проталины. Они могут быть индивидуальными: школьнику, дом которого находится рядом с грачевником, поручается проследить за появлением там первых птиц и их поведением; школьнику, который живет рядом с речкой, - пронаблюдать с взрослыми за уровнем воды в период весеннего снеготаяния и т.п. Фиксирование результатов наблюдений в календаре природы и труда осуществляется дежурными, хотя наблюдать сезонные изменения в природе должны все ученики класса. Их результаты также заносятся в календарь. Время дежурства не должно ограничиваться одним днем. Эффективнее, если оно будет осуществляться в течение одной или двух недель. Удобнее поручать эту работу группе учеников из 2-3 человек на случай, если кто-то из дежурных не придет в школу по какой-то причине. Наблюдения за отдельным объектом окружающего мира. Объекты для наблюдения учитель отбирает, во-первых, исходя из поставленных дидактических задач, а во-вторых, учитывая их безопасность, соответствие гигиеническим требованиям и возрастным особенностям учащихся. Читает соответствующую литературу, при необходимости на занятиях формирует у учащихся простейшие представления об объекте предстоящего наблюдения. Наблюдение, как метод познавательной деятельности учащихся, начинается с целеполагания. Например, выявить свойства изучаемого объекта, определить особенности поведения животного, изучить изменения объекта по временам года, установить взаимосвязи между изучаемым объектом и окружающей средой, установить причины наблюдаемого явления и т.п. Учитель знакомит учеников с объектом наблюдения, оказывает помощь по составлению плана наблюдений, объясняет, как надо наблюдать и фиксировать полученные данные. В процессе организации непосредственных наблюдений соблюдаются следующие этапы: рассматривание объекта в целом, чтобы у ребенка сложилось целостное представление о нем, изучение отдельных его частей, обобщение результатов наблюдений. Примерный план наблюдения за животными а) название животного; б) где его можно встретить; в) величина животного; г) его цвет; д) каковы его голова, хвост, туловище, клюв, перья и т.д.; е) чем питается, как передвигается; ж) какие особые повадки животного заметил; з) какое значение имеет в природе и в жизни человека.
Примерный план наблюдения за растениями а) название растения; б) где произрастает; в) дерево, кустарник или трава; г) каковы стебель, листья, цветы, плоды, семена; д) какую пользу приносит человеку.
Для того, чтобы образ наблюдаемого объекта был четким и запомнился можно использовать такие приемы: организация повторного наблюдения, сравнение с другими аналогичными объектами, имитация движения или звуков наблюдаемого объекта (летящих птиц, падающих листьев, звуки ветра и разных животных), закрыв глаза мысленное представление объекта после окончания наблюдения за ним. Выполняя наблюдения, учащиеся могут прийти к ошибочным выводам. В этом случае учитель не указывает ошибку, а организует дополнительные наблюдения. Например, желая выявить характерные признаки деревьев и кустарников, ученики по заданию учителя сравнивают эти два растения и выявляют их отличия. Одним из первых отличительных признаков учащиеся могут ошибочно назвать размеры: «Дерево большое, а кустарник маленький». Учитель предлагает детям рассмотреть только что посаженное дерево (например, липу) – оно невысокое. Дети знают, что липа – дерево, значит не все деревья выше кустарников. Сравнивая далее дерево и кустарник, ученики могут выдвинуть следующее предположение: «У дерева толстый ствол, а у кустарника - тонкий». Учитель вновь обращает внимание на молодую липку, похожую еще пока на тоненькую веточку. И наконец, кто-то из учеников выдвинет предположение о том, что главный отличительный признак – у деревьев один ствол, а у кустарников главного ствола нет. С целью активизации наблюдений следует поощрять детей, которым удалось понаблюдать какое-то редкое явление природы или первым увидеть изменения, происходящие в ней. Интерес к наблюдениям повысится, если материалы наблюдений использовать на уроках русского языка, математики, технологии, изо; на их основе выполнять разнообразные творческие работы. Опыты, практические работы, моделирование Опыт (или эксперимент) – это метод изучения объектов или явлений окружающего мира в специально созданных искусственных условиях или искусственное воспроизведение какого-либо явления или процесса (когда его невозможно или трудно пронаблюдать в естественных условиях) с целью установления или иллюстрации определенного теоретического положения. В науке для обозначения данного метода обычно используется термин «эксперимент», в начальной школе вместо него вводится термин «опыт». По степени непосредственного участия детей опыты делятся на демонстрационные и лабораторные. Демонстрационные опыты можно отнести к группе наглядных методов, но методика их проведения в основном сходна с методикой организации и проведения лабораторных опытов. Поэтому они рассматриваются в данной главе. Опыт проводится демонстрационно самим учителем в тех случаях, когда он связан с опасными для здоровья учащихся приборами и веществами или с использованием громоздкого оборудования (с кислотой при определении свойств известняка, с огнем при изучении состава почвы). В процессе демонстрационного опыта оборудование размещается так, чтобы оно было видно каждому ученику (на демонстрационном столике, подставке). Лабораторные опыты проводятся непосредственно учениками по заданию и под руководством учителя. Они могут быть фронтальными, групповыми, индивидуальными. Групповые и индивидуальные лабораторные опыты могут выполняться учащимися в домашних условиях. По продолжительности опыты подразделяются на длительные и кратковременные. Большое значение для успешного проведения опыта имеет его предварительная подготовка, включающая следующее: • Проверку наличия оборудования. В начальных классах оно не сложное. Каждая школа должна его иметь, а если нет специально изготовленного фабричного комплекта, то учитель подбирает необходимое оборудование к опытам самостоятельно. • Проверку технического состояния оборудования для опыта, количество (меру) и качество необходимого вещества. • Предварительное проведение опыта учителем, каким бы простым он не казался. Это позволит избежать промахов в организации работы с учениками. Например, при определении водопроницаемости песка и глины, в одну воронку насыпают песок, а в другую глину. Если глина недостаточно истолчена, получится противоположный результат: из воронки с глиной вода бежит быстрее, чем из той, где песок. При проведении опыта выделяют три этапа: 1) вводный, 2) непосредственное проведение опыта, 3) анализ полученных результатов и выводы. 1. На вводном этапе актуализируются необходимые знания по теме, формулируется цель проведения опыт. Для учащихся цель опыта — найти ответ на поставленный учителем или самими детьми вопрос, который может иметь проблемный характер. Например, при проведении опыта по выявлению свойств гранита можно предложить ученикам следующий проблемный вопрос: «Почему гранит используют для постройки зданий, сооружения памятников?» В конце работе после выявления свойств гранита делается вывод: гранит тяжелый, прочный и красивый камень. Все эти свойства ценятся в строительстве. Цель проведения опыта может отражать и жизненную ситуацию, например: «Туристы рассыпали на песчаном берегу соль. Как отделить соль от песка?» «После дождя в одних местах вода просачивается в почву быстро, в других – длительное время задерживается на поверхности, где образуются лужи, грязь. Почему так происходит? Определите в процессе опыта, какая почва лучше пропускает воду». На вводном этапе перечисляется оборудование и используемые вещества, поясняется, как составляется прибор, проводится беседа о технике безопасности и о гигиене рабочего места. Перед лабораторным опытом необходимое к нему оборудование и вещества раздают дежурные. 2. При проведении опыта учитель комментирует каждое свое действие, если опыт демонстрационный, или руководит каждым действие учеников, если опыт лабораторный. Работа организовывается так, чтобы отдельные ее этапы выполнялись учениками одновременно. В качестве инструкции по технике выполнения лабораторного опыта может быть устное руководство действиями учеников по ходу работы, описание опыта в учебнике, карточки-инструкции с заданиями. Для активизации внимания учащихся предлагаются вопросы: Что вы видите? Что наблюдаете? Что происходит?С целью активизации мышления учащихся задаются вопросы типа: В чем причина происходящего? С чем это связано? О каком свойстве изучаемого объекта свидетельствуют данные результаты? 3. Подведение итогов проделанной работы осуществляется в форме отчета учеников в виде беседы или связного рассказа, в которых ученики вспоминают цель проведенного опыта, перечисляют оборудование и вещества, рассказывают, что наблюдали и какие получили результаты. Практические работы. Целью проведения практических работ становится не только формирование знаний, как при проведении опытов, но и умений пользования приобретенными знаниями. Практическим работам и упражнениям всегда предшествуют усвоение учащимися теоретического материала и четкая инструкция учителя. Инструктируя учеников перед
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 12584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.211.173 (0.012 с.) |