Методика преподавания естествознания как педагогическая наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика преподавания естествознания как педагогическая наука.



Методика преподавания естествознания как педагогическая наука.

Предмет - процессы ознакомления младших школьников с окружающим миром, воспитание и развитие личности средствами учебного предмета окружающий мир.

Цель меняется. Из стандарта: цель изучения курса «ОМ» - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми,обществом и природой.

Отражение содержания в стандарте, примерная программа, УМК, учебник, тетрадь, хрестоматии.

Изучается реальная действительность: живая и неживая.

Методы: эмпирические(анализ литры, эксперимент); теоретические(обобщение, анализ, сравнение); математическая статистика.

Средства: натуральные, изображения, вербальные(учебники), вспомогательные (лаб. оборудование)

Диалектика:

- количество переходит в качество(формирование представления, образы в картину мира, связи)

– борьба противоположностей (требования учителя – возможности ученика)

– отрицание отрицания (знания полученные на одном уровне, углубляются и совершенствуются на другом)

- единство теории и практики.

Связь с другими науками: философия (от созерцания к абстрактному мышлению к практике); биология,астрономия,география(содержание,методы); педагогика(общие подходы); история педагогики(опыт); психология(данные о возрастных особенностях)

1)В Доимперской России не было изучения ОМ.

2)Ломоносов поставил вопрос о Естествознании

3) в 1786 введен предмет Естественная история. Зуев Василий Федорович создал 1й учебник «Начертание естественной истории» Определил порядок изучения материала: неживая, растения, животные.

4)К.Д. Ушинский для развития мышления,воображения,речи строение естествознания на конкретных образах, разработал рекомендации по развитию наблюдательности, смотреть со всемх сторон на предмет.

 

Развитие методики преподавания естествознания.

1) Дореволюционный период. В школах древней Руси преподавания каких-либо предметов о природе не было. Обучали чтению церковных книг, письму и пению в церкви. Преподавание естествознания в русских школах введено в Оконце XVIII века.

Для использования естественных богатств и развития экономики страна нуждалась в грамотных людях, и правительство Екатерины II было вынуждено открыть народные училища (главные 5-летние и малые 2-летние) и учительскую семинарию.

В народных училищах и в учительской семинарии впервые стало преподаваться естествознание.

Для составления учебника по естествознанию, проведения уроков в училище и чтения лекций в учительской семинарии был привлечен академик Василий Федорович Зуев.

В 1786 году им напечатан без указания фамилии учебник в двух книгах Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи.

С этого года, можно считать, началась история русской методики преподавания естествознания.

Автору учебника пришлось впервые решать все основные методические задачи.

В учебнике В. Ф. Зуев устанавливает последовательность изучения естествознания: ископаемое царство, прозябаемое царство, животное царство.

Своим учебником В. Ф. Зуев положил начало естествознанию как учебному предмету.

Им дано описание отдельных растений и животных, их биология, а также использование человеком.

В статье «О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях» А. Н. Бекетов определяет свое отношение к расположению учебного материала, развитию наблюдательности и самостоятельности мышления при проведении занятий. А. Н. Бекетов поставил самые существенные проблемы методики: воспитание самостоятельного мышления, руководство самостоятельными работами, развивающими наблюдательность, своеобразие структуры школьного предмета, синтезирующего морфологию, анатомию и физиологию организма.
Обоснованием значимости «индуктивного метода» Бекетов положил начало методическому поиску, выразившемуся в дальнейшем в «исследовательском методе» и в наше время в проблемном построении уроков.Карл Линней «Системы природы» систематика, описание наружных признаков предмета(раст и жив мир)Роль К.Д. Ушинского, Д.Д. Семенова - в развитии родиноведческих идей. В. В. Половцов и его роль в развитии отечественной методики преподавания естествознания. Д.Н. Кайгородова, Л.С. Севрука, И.И. Полянского, В.В. Вахтерова - совершенствование методики преподавания естествознания как науки.А. Я. Герд был одним из первых последователей учения Ч. Дарвина в России, он перевел его книгу «Прирученные животные и возделанные растения» (1868) и построил школьный курс зоологии на основах дарвинизма..В.В. Половцов, призывал широко использовать в школьном преподавании биологический метод: изучать не только внешние признаки организмов, но и их жизнь, их взаимоотношения с другими организмами, со средой.

Советский период

Основной задачей содержания естествознания стало воспитание диалектико-материалистического и атеистического мировоззрения, обучение в тесной связи с производительным трудом и воспитание самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Проявлялось стремление включить в трудовую деятельность учащихся, в школьное обучение элементы научного исследования. При этом подчеркивалось, что органическое сочетание труда и исследования вызывает мощные этические и эстетические переживания, готовит к новым исканиям и к новой работе.

Крупская Н.К- всестороннее воспитание трудовое и политическое воспитание. Материал: природа- труд- общество.

Ягодовский К,П. – дать детям знания о самых обычных предметах и явлениях природы, пробудить любовь к природе, родине, дать элементы знаний об охране здоровья. Положил начало исследования об учебном предмете как системе взаимосвязанных компонентов.

Половинкин А.А методика преподавания географии.

Современный этап.

ЗавитаевП.А.-формирование природоведческих представлений и понятий

Скаткин М.Н. методист по естествознанию в начальной школе. Уделяет внимание разработке проблемной активизации познавательной деятельности учащихся.

Мельчанов Л.Ф. проблемное воспитание и развитие детей.

Клепинина З.А автор учебников, методических пособий.

ОМ как учебный предмет в начальной школе.

Элементы обусловленности:

- история образования

-социокультурный аспект

-современное экологическое состояние окружающей среды

- пропедевтика систематического естественно-научного познания

Тенденции:

- гуманизация нач обр

-стандартизация образования(обязательный минимум, требования к уровню подготовки)

-гуманитаризация образования (целостное видение ОМ, насыщение культурологического содержания внутри блока)

-психологизация работы (введение тем психологической направленности,ЛО,деятельностный подход, тренинг, дифф-е и индивид. Обучение)

- интеграция

-вариативность(с 90х)

-преемственность (дошк- нач- среднее звено)

-инновационность образования(ведение новых технологий)

-экологизация образования

Стандартизация образования - ориентация на результат образования, функциональное образование.

Способы деятельности- наблюдение,описание,работа с моделями; -речевая деятельность(диалог,монолог, поиск нужной информации)

Характеристика современных программ.

Традиционная:
1)З.А.Клепенина Н.И.Ворожейкина «ОМ»

2) Школа России А.А.Плешаков «ОМ» экологическая направленность

3) Нач школа 21 века Виноградова Н.Ф. «ОМ» исторические справки, репродукции картин.

4) Школа 2100 Вахрушев А.А «ОМ» проблемно-диалогическое обучение для сильного класса.

5) Гармония Поглазова,Ширин 1-2 кл красота мира.

6) Планета знаний Ивченко Потапов

7) Перспективная нач шк Федотова Трофимова

Занков:

1)Дмитриева Мы и Окружающий мир

2)Товпинец И.П

Э-Д:

1)Чудинова,Букварева

Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе. Принципы отбора содержания и построения курса «Окружающий мир».

Содержание курса О.М.

1.Система знаний, 2.система способов деятельности, 3.опыт творческой деятельности, 4.опыт эмоционально-ценностного отношения.

Содержание курса определяется нормативными документами: стандарт, учебный план, учебные стандарты. Стандарт (разделы): Человек и природа, человек и общество, правила безопасной жизнедеятельности.

Содерж. курса ОМ включает в себя: мат-ал естественно-научный, валеологический и историко-обществоведческий. А так же опыт эмоционально-ценностных отношений.

Наблюдение как основной метод изучения природы младшими школьниками. Структура метода. Содержание наблюдений и их усложнение от 1 к 4 классу.

Наблюдение (Н) – практический метод изучения ОМ; - целенаправленное восприятие предметов и явлений ОМ.

Восприятие – наглядно-образное отражение действует в данный момент на органы чувств, предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей.

Н проводится с целью формирования полных, правильных представлений.

Содержание Н в начальной школе: природа (ее явления), человек (труд).

Содержание Н носит интегрированный характер и включает в себя наблюдение природы, наблюдение и самонаблюдение за своим организмом, за способностями охраны и сохран. здоровья, за жизнью и трудом людей. Так же в нач школе дети проводят Н за растениями ближайшего окружения (деревья).

Содержание Н определяется программой. Объект Н может быть 1, но цель и содержание в каждом классе разные. Содержание Н усложняется от 1 к 4 классу.

 

 

Подготовка.

П.р.

1. Подготовка объекта изучения и оборудования.

2. Подготовка заданий(плана).

Опыты.

1.Подготовка объекта и оборудования. Проверка качества и количества вещества.

2.Проверка технического состояния оборудования.(провести опыт до урока учителю).план опыта.

Проведение.

П.р. проводится детьми (индив., в парах). Можно под руководством учителя или самостоятельно.

Опыта. проводится и учителем и детьми (демонстрируется). Сами или под руководством с огнем, сложное оборудование, с кислотой (учитель).

Этапы.

1.Постановка цели.

2.Инструктаж.

3.Выполнение работы.

4.Анализ выполненной работы и запись результата.

5.Отчет и подведение итогов.

 

8. Учебник по окружающему миру. Методика работы с учебником в процессе изучения окружающего мира.(Из Клепининой).

Важнейших методов обучения - работа с учебной книгой. Учебник - это книга для ученика, которая учит его учиться.

Учебник разрабатывается в соответствии с программой. Его содержание раскрывает вопросы программы, а структура отражает последовательность тем в изучении материала, предусмотренного программой.

Научный материал излагается с учетом принципов дидактики, например — систематичности, последовательности, наглядности, связях с жизнью, а также принципов, характерных для начального естествознания, например — сезонности; краеведческой, экологической и практической направленностей.

Учебник не только передает информацию, но и помогает ученику ее усвоить, способствует формированию практических умений и навыков.

Каждый учебник естествознания имеет определенную структуру, которая представлена структурными компонентами.

Под структурными компонентами понимается необходимый элемент школьного учебника, обладающий определенной формой, осуществляющий лишь ему присущими средствами активную функциональную нагрузку и находящийся в тесной взаимосвязи с другими элементами данного учебника.

В учебниках выделяют два основных блока структурных компонентов: тексты; внетекстовые компоненты.

Тексты разделяют: Основные тексты передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности.

Дополнительные тексты по своему содержанию близки к основным. Их содержание может иметь конкретизирующий, комментирующий, описательный характер, но может быть и более сложным по сравнение с основным текстом. В качестве дополнительных текстов используется рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, научно-популярная информация. В учебниках дополнительные тексты, даются в виде отдельных сообщений под различными рубриками, например «Это интересно», «Полезно знать», «Для самых любознательных»..

К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведения разного характера, примечания и т. д.

В конце темы (урока) учащимся предлагаются небольшие по объему тексты, цель которых — обобщение материала. В некоторых учебниках они даны под названием «Выводы», в других — выделены цветом, шрифтом и т. д. Содержание этих текстов составляет главная мысль темы, правила, важнейшие понятия

Внетекстовые компоненты тоже разнообразны. Аппарат организации усвоения знаний представлен в учебниках системой вопросов и заданий. Вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, можно распределить в группы:

· вопросы и задания, требующие практического применения полученных знаний;

· вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний, типа «Расскажите». Эта группа необходима, поскольку способствует выявлению и закреплению знаний;

· вопросы и задания, требующие логического осмысления знаний: на сравнение, сопоставление, конкретизацию, установление причинно-следственных связей, обобщение, а также на исследование объектов с помощью наблюдений и опытов.

В некоторых учебниках вопросы и задания объединены в блоки, само название которых показывает, к какой из названных групп они принадлежат. Например, «Проверьте себя» — это, в основном, задания первой группы или «Подумайте» — задания творческого характера и т. д. Учителю необходимо хорошо знать систему вопросов и заданий в учебнике, чтобы грамотно и эффективно использовать их в учебном процессе.

Особое место занимают в учебниках естествознания и природоведения задания для проведения самостоятельных наблюдений в природе. Роль этих заданий велика, так как они способствуют формированию правильных и четких представлений об объектах окружающей природы.

Иллюстративный аппарат в учебниках естествознания имеет очень большое значение. Не все предметы и явления природы ученик может увидеть лично, не всегда в школе есть необходимые наглядные средства. В современных учебниках иллюстрации яркие, красочные, разнообразные.

Рисунки отдельных предметов природы (например, грибов), пейзажей (осень, зима), ландшафтов (тундра, степь) помогают формированию правильных и четких представлений. На этих учебных рисунках подчеркнуты те признаки объектов, которые необходимо усвоить детям.

Рисунки-инструкции играют роль руководства к действию. Пользуясь ими, дети выполняют практическую или лабораторную работу: собирают приборы для опыта, модели и т. д.

Схемы передают основные (главные) признаки предмета, процесса. Поэтому они используются для обобщения, выделения главного в изучаемом материале.

Карты — это знаковые иллюстрации. Они помогают формированию пространственных представлений у детей.

Аппарат ориентировки включает оглавление, сигналы-символы, разные шрифтовые выделения, разнообразные условные знаки (например, полоски, кружки, восклицательные и вопросительные знаки), нумерацию страниц.

С помощью аппарата ориентировки формируется умение работать с учебником. Это умение входит в состав общеучебного умения работы с учебной книгой, в том числе и по естествознанию.

Приемы работы с учебником. В основном, на уроках проводится работа с текстами, чаще — с преобладанием полного чтения, реже используются иллюстрации.

Вопросы и задания, как правило, применяют для организации практической работы на уроке. Большинство вопросов и заданий предлагается использовать при выполнении домашних заданий. Однообразие приемов работы с учебником снижает интерес к нему и учебному предмету. Вместе с тем в методике обучения естествознанию разработано много приемов работы с учебником. Их классифицируют в зависимости от компонента учебника.

Приемы работы с текстом разнообразны. Полное чтение текста дает возможность сформировать у школьников целостное представление об объектах природы, об их взаимосвязях. Выборочное чтение прием, который можно широко применять на уроках. В этом случае необходимо тщательно проработать содержание статьи, отобрать фрагменты для чтения, продумать, каким способом выделить их в тексте и ввести в урок.

Целесообразно использовать приемы работы с текстом: - нахождение ответа на вопросы учебника, - описания к конкретной иллюстрации, - составление плана статьи,- выделение главной мысли, -чтение определения и описания понятий.

В настоящее время в дополнение к учебникам разрабатываются тетради на печатной основе. В комплекте учебник-тетрадь ведущую роль играет учебник, а тетрадь способствует конкретизации, углублению и расширению знаний, излагаемых в учебнике; формированию практических умений и навыков, приемов самостоятельной работы. Работу с тетрадью на уроке проводят при проверке знаний, закреплении их.

Работа с книгой на уроках окружающего мира играет очень важную роль в подготовке учащихся к дальнейшему обучению в средней и старшей школе. Работа с материалами учебника позволяет приобрести навыки общения с другой научной литературой, подготавливает учащихся к самостоятельной деятельности.

 

Методика преподавания естествознания как педагогическая наука.

Предмет - процессы ознакомления младших школьников с окружающим миром, воспитание и развитие личности средствами учебного предмета окружающий мир.

Цель меняется. Из стандарта: цель изучения курса «ОМ» - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми,обществом и природой.

Отражение содержания в стандарте, примерная программа, УМК, учебник, тетрадь, хрестоматии.

Изучается реальная действительность: живая и неживая.

Методы: эмпирические(анализ литры, эксперимент); теоретические(обобщение, анализ, сравнение); математическая статистика.

Средства: натуральные, изображения, вербальные(учебники), вспомогательные (лаб. оборудование)

Диалектика:

- количество переходит в качество(формирование представления, образы в картину мира, связи)

– борьба противоположностей (требования учителя – возможности ученика)

– отрицание отрицания (знания полученные на одном уровне, углубляются и совершенствуются на другом)

- единство теории и практики.

Связь с другими науками: философия (от созерцания к абстрактному мышлению к практике); биология,астрономия,география(содержание,методы); педагогика(общие подходы); история педагогики(опыт); психология(данные о возрастных особенностях)

1)В Доимперской России не было изучения ОМ.

2)Ломоносов поставил вопрос о Естествознании

3) в 1786 введен предмет Естественная история. Зуев Василий Федорович создал 1й учебник «Начертание естественной истории» Определил порядок изучения материала: неживая, растения, животные.

4)К.Д. Ушинский для развития мышления,воображения,речи строение естествознания на конкретных образах, разработал рекомендации по развитию наблюдательности, смотреть со всемх сторон на предмет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.055 с.)