Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика преподавания естествознания как педагогическая наука.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методика преподавания естествознания как педагогическая наука. Предмет - процессы ознакомления младших школьников с окружающим миром, воспитание и развитие личности средствами учебного предмета окружающий мир. Цель меняется. Из стандарта: цель изучения курса «ОМ» - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми,обществом и природой. Отражение содержания в стандарте, примерная программа, УМК, учебник, тетрадь, хрестоматии. Изучается реальная действительность: живая и неживая. Методы: эмпирические(анализ литры, эксперимент); теоретические(обобщение, анализ, сравнение); математическая статистика. Средства: натуральные, изображения, вербальные(учебники), вспомогательные (лаб. оборудование) Диалектика: - количество переходит в качество(формирование представления, образы в картину мира, связи) – борьба противоположностей (требования учителя – возможности ученика) – отрицание отрицания (знания полученные на одном уровне, углубляются и совершенствуются на другом) - единство теории и практики. Связь с другими науками: философия (от созерцания к абстрактному мышлению к практике); биология,астрономия,география(содержание,методы); педагогика(общие подходы); история педагогики(опыт); психология(данные о возрастных особенностях) 1)В Доимперской России не было изучения ОМ. 2)Ломоносов поставил вопрос о Естествознании 3) в 1786 введен предмет Естественная история. Зуев Василий Федорович создал 1й учебник «Начертание естественной истории» Определил порядок изучения материала: неживая, растения, животные. 4)К.Д. Ушинский для развития мышления,воображения,речи строение естествознания на конкретных образах, разработал рекомендации по развитию наблюдательности, смотреть со всемх сторон на предмет.
Развитие методики преподавания естествознания. 1) Дореволюционный период. В школах древней Руси преподавания каких-либо предметов о природе не было. Обучали чтению церковных книг, письму и пению в церкви. Преподавание естествознания в русских школах введено в Оконце XVIII века. Для использования естественных богатств и развития экономики страна нуждалась в грамотных людях, и правительство Екатерины II было вынуждено открыть народные училища (главные 5-летние и малые 2-летние) и учительскую семинарию. В народных училищах и в учительской семинарии впервые стало преподаваться естествознание. Для составления учебника по естествознанию, проведения уроков в училище и чтения лекций в учительской семинарии был привлечен академик Василий Федорович Зуев. В 1786 году им напечатан без указания фамилии учебник в двух книгах Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи. С этого года, можно считать, началась история русской методики преподавания естествознания. Автору учебника пришлось впервые решать все основные методические задачи. В учебнике В. Ф. Зуев устанавливает последовательность изучения естествознания: ископаемое царство, прозябаемое царство, животное царство. Своим учебником В. Ф. Зуев положил начало естествознанию как учебному предмету. Им дано описание отдельных растений и животных, их биология, а также использование человеком. В статье «О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях» А. Н. Бекетов определяет свое отношение к расположению учебного материала, развитию наблюдательности и самостоятельности мышления при проведении занятий. А. Н. Бекетов поставил самые существенные проблемы методики: воспитание самостоятельного мышления, руководство самостоятельными работами, развивающими наблюдательность, своеобразие структуры школьного предмета, синтезирующего морфологию, анатомию и физиологию организма. Советский период Основной задачей содержания естествознания стало воспитание диалектико-материалистического и атеистического мировоззрения, обучение в тесной связи с производительным трудом и воспитание самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Проявлялось стремление включить в трудовую деятельность учащихся, в школьное обучение элементы научного исследования. При этом подчеркивалось, что органическое сочетание труда и исследования вызывает мощные этические и эстетические переживания, готовит к новым исканиям и к новой работе. Крупская Н.К- всестороннее воспитание трудовое и политическое воспитание. Материал: природа- труд- общество. Ягодовский К,П. – дать детям знания о самых обычных предметах и явлениях природы, пробудить любовь к природе, родине, дать элементы знаний об охране здоровья. Положил начало исследования об учебном предмете как системе взаимосвязанных компонентов. Половинкин А.А методика преподавания географии. Современный этап. ЗавитаевП.А.-формирование природоведческих представлений и понятий Скаткин М.Н. методист по естествознанию в начальной школе. Уделяет внимание разработке проблемной активизации познавательной деятельности учащихся. Мельчанов Л.Ф. проблемное воспитание и развитие детей. Клепинина З.А автор учебников, методических пособий. ОМ как учебный предмет в начальной школе. Элементы обусловленности: - история образования -социокультурный аспект -современное экологическое состояние окружающей среды - пропедевтика систематического естественно-научного познания Тенденции: - гуманизация нач обр -стандартизация образования(обязательный минимум, требования к уровню подготовки) -гуманитаризация образования (целостное видение ОМ, насыщение культурологического содержания внутри блока) -психологизация работы (введение тем психологической направленности,ЛО,деятельностный подход, тренинг, дифф-е и индивид. Обучение) - интеграция -вариативность(с 90х) -преемственность (дошк- нач- среднее звено) -инновационность образования(ведение новых технологий) -экологизация образования Стандартизация образования - ориентация на результат образования, функциональное образование. Способы деятельности- наблюдение,описание,работа с моделями; -речевая деятельность(диалог,монолог, поиск нужной информации) Характеристика современных программ. Традиционная: 2) Школа России А.А.Плешаков «ОМ» экологическая направленность 3) Нач школа 21 века Виноградова Н.Ф. «ОМ» исторические справки, репродукции картин. 4) Школа 2100 Вахрушев А.А «ОМ» проблемно-диалогическое обучение для сильного класса. 5) Гармония Поглазова,Ширин 1-2 кл красота мира. 6) Планета знаний Ивченко Потапов 7) Перспективная нач шк Федотова Трофимова Занков: 1)Дмитриева Мы и Окружающий мир 2)Товпинец И.П Э-Д: 1)Чудинова,Букварева Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе. Принципы отбора содержания и построения курса «Окружающий мир». Содержание курса О.М. 1.Система знаний, 2.система способов деятельности, 3.опыт творческой деятельности, 4.опыт эмоционально-ценностного отношения. Содержание курса определяется нормативными документами: стандарт, учебный план, учебные стандарты. Стандарт (разделы): Человек и природа, человек и общество, правила безопасной жизнедеятельности. Содерж. курса ОМ включает в себя: мат-ал естественно-научный, валеологический и историко-обществоведческий. А так же опыт эмоционально-ценностных отношений. Наблюдение как основной метод изучения природы младшими школьниками. Структура метода. Содержание наблюдений и их усложнение от 1 к 4 классу. Наблюдение (Н) – практический метод изучения ОМ; - целенаправленное восприятие предметов и явлений ОМ. Восприятие – наглядно-образное отражение действует в данный момент на органы чувств, предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей. Н проводится с целью формирования полных, правильных представлений. Содержание Н в начальной школе: природа (ее явления), человек (труд). Содержание Н носит интегрированный характер и включает в себя наблюдение природы, наблюдение и самонаблюдение за своим организмом, за способностями охраны и сохран. здоровья, за жизнью и трудом людей. Так же в нач школе дети проводят Н за растениями ближайшего окружения (деревья). Содержание Н определяется программой. Объект Н может быть 1, но цель и содержание в каждом классе разные. Содержание Н усложняется от 1 к 4 классу.
Подготовка. П.р. 1. Подготовка объекта изучения и оборудования. 2. Подготовка заданий(плана). Опыты. 1.Подготовка объекта и оборудования. Проверка качества и количества вещества. 2.Проверка технического состояния оборудования.(провести опыт до урока учителю).план опыта. Проведение. П.р. проводится детьми (индив., в парах). Можно под руководством учителя или самостоятельно. Опыта. проводится и учителем и детьми (демонстрируется). Сами или под руководством с огнем, сложное оборудование, с кислотой (учитель). Этапы. 1.Постановка цели. 2.Инструктаж. 3.Выполнение работы. 4.Анализ выполненной работы и запись результата. 5.Отчет и подведение итогов.
8. Учебник по окружающему миру. Методика работы с учебником в процессе изучения окружающего мира.(Из Клепининой). Важнейших методов обучения - работа с учебной книгой. Учебник - это книга для ученика, которая учит его учиться. Учебник разрабатывается в соответствии с программой. Его содержание раскрывает вопросы программы, а структура отражает последовательность тем в изучении материала, предусмотренного программой. Научный материал излагается с учетом принципов дидактики, например — систематичности, последовательности, наглядности, связях с жизнью, а также принципов, характерных для начального естествознания, например — сезонности; краеведческой, экологической и практической направленностей. Учебник не только передает информацию, но и помогает ученику ее усвоить, способствует формированию практических умений и навыков. Каждый учебник естествознания имеет определенную структуру, которая представлена структурными компонентами. Под структурными компонентами понимается необходимый элемент школьного учебника, обладающий определенной формой, осуществляющий лишь ему присущими средствами активную функциональную нагрузку и находящийся в тесной взаимосвязи с другими элементами данного учебника. В учебниках выделяют два основных блока структурных компонентов: тексты; внетекстовые компоненты. Тексты разделяют: Основные тексты передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности. Дополнительные тексты по своему содержанию близки к основным. Их содержание может иметь конкретизирующий, комментирующий, описательный характер, но может быть и более сложным по сравнение с основным текстом. В качестве дополнительных текстов используется рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, научно-популярная информация. В учебниках дополнительные тексты, даются в виде отдельных сообщений под различными рубриками, например «Это интересно», «Полезно знать», «Для самых любознательных».. К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведения разного характера, примечания и т. д. В конце темы (урока) учащимся предлагаются небольшие по объему тексты, цель которых — обобщение материала. В некоторых учебниках они даны под названием «Выводы», в других — выделены цветом, шрифтом и т. д. Содержание этих текстов составляет главная мысль темы, правила, важнейшие понятия Внетекстовые компоненты тоже разнообразны. Аппарат организации усвоения знаний представлен в учебниках системой вопросов и заданий. Вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, можно распределить в группы: · вопросы и задания, требующие практического применения полученных знаний; · вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний, типа «Расскажите». Эта группа необходима, поскольку способствует выявлению и закреплению знаний; · вопросы и задания, требующие логического осмысления знаний: на сравнение, сопоставление, конкретизацию, установление причинно-следственных связей, обобщение, а также на исследование объектов с помощью наблюдений и опытов. В некоторых учебниках вопросы и задания объединены в блоки, само название которых показывает, к какой из названных групп они принадлежат. Например, «Проверьте себя» — это, в основном, задания первой группы или «Подумайте» — задания творческого характера и т. д. Учителю необходимо хорошо знать систему вопросов и заданий в учебнике, чтобы грамотно и эффективно использовать их в учебном процессе. Особое место занимают в учебниках естествознания и природоведения задания для проведения самостоятельных наблюдений в природе. Роль этих заданий велика, так как они способствуют формированию правильных и четких представлений об объектах окружающей природы. Иллюстративный аппарат в учебниках естествознания имеет очень большое значение. Не все предметы и явления природы ученик может увидеть лично, не всегда в школе есть необходимые наглядные средства. В современных учебниках иллюстрации яркие, красочные, разнообразные. Рисунки отдельных предметов природы (например, грибов), пейзажей (осень, зима), ландшафтов (тундра, степь) помогают формированию правильных и четких представлений. На этих учебных рисунках подчеркнуты те признаки объектов, которые необходимо усвоить детям. Рисунки-инструкции играют роль руководства к действию. Пользуясь ими, дети выполняют практическую или лабораторную работу: собирают приборы для опыта, модели и т. д. Схемы передают основные (главные) признаки предмета, процесса. Поэтому они используются для обобщения, выделения главного в изучаемом материале. Карты — это знаковые иллюстрации. Они помогают формированию пространственных представлений у детей. Аппарат ориентировки включает оглавление, сигналы-символы, разные шрифтовые выделения, разнообразные условные знаки (например, полоски, кружки, восклицательные и вопросительные знаки), нумерацию страниц. С помощью аппарата ориентировки формируется умение работать с учебником. Это умение входит в состав общеучебного умения работы с учебной книгой, в том числе и по естествознанию. Приемы работы с учебником. В основном, на уроках проводится работа с текстами, чаще — с преобладанием полного чтения, реже используются иллюстрации. Вопросы и задания, как правило, применяют для организации практической работы на уроке. Большинство вопросов и заданий предлагается использовать при выполнении домашних заданий. Однообразие приемов работы с учебником снижает интерес к нему и учебному предмету. Вместе с тем в методике обучения естествознанию разработано много приемов работы с учебником. Их классифицируют в зависимости от компонента учебника. Приемы работы с текстом разнообразны. Полное чтение текста дает возможность сформировать у школьников целостное представление об объектах природы, об их взаимосвязях. Выборочное чтение — прием, который можно широко применять на уроках. В этом случае необходимо тщательно проработать содержание статьи, отобрать фрагменты для чтения, продумать, каким способом выделить их в тексте и ввести в урок. Целесообразно использовать приемы работы с текстом: - нахождение ответа на вопросы учебника, - описания к конкретной иллюстрации, - составление плана статьи,- выделение главной мысли, -чтение определения и описания понятий. В настоящее время в дополнение к учебникам разрабатываются тетради на печатной основе. В комплекте учебник-тетрадь ведущую роль играет учебник, а тетрадь способствует конкретизации, углублению и расширению знаний, излагаемых в учебнике; формированию практических умений и навыков, приемов самостоятельной работы. Работу с тетрадью на уроке проводят при проверке знаний, закреплении их. Работа с книгой на уроках окружающего мира играет очень важную роль в подготовке учащихся к дальнейшему обучению в средней и старшей школе. Работа с материалами учебника позволяет приобрести навыки общения с другой научной литературой, подготавливает учащихся к самостоятельной деятельности.
Методика преподавания естествознания как педагогическая наука. Предмет - процессы ознакомления младших школьников с окружающим миром, воспитание и развитие личности средствами учебного предмета окружающий мир. Цель меняется. Из стандарта: цель изучения курса «ОМ» - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми,обществом и природой. Отражение содержания в стандарте, примерная программа, УМК, учебник, тетрадь, хрестоматии. Изучается реальная действительность: живая и неживая. Методы: эмпирические(анализ литры, эксперимент); теоретические(обобщение, анализ, сравнение); математическая статистика. Средства: натуральные, изображения, вербальные(учебники), вспомогательные (лаб. оборудование) Диалектика: - количество переходит в качество(формирование представления, образы в картину мира, связи) – борьба противоположностей (требования учителя – возможности ученика) – отрицание отрицания (знания полученные на одном уровне, углубляются и совершенствуются на другом) - единство теории и практики. Связь с другими науками: философия (от созерцания к абстрактному мышлению к практике); биология,астрономия,география(содержание,методы); педагогика(общие подходы); история педагогики(опыт); психология(данные о возрастных особенностях) 1)В Доимперской России не было изучения ОМ. 2)Ломоносов поставил вопрос о Естествознании 3) в 1786 введен предмет Естественная история. Зуев Василий Федорович создал 1й учебник «Начертание естественной истории» Определил порядок изучения материала: неживая, растения, животные. 4)К.Д. Ушинский для развития мышления,воображения,речи строение естествознания на конкретных образах, разработал рекомендации по развитию наблюдательности, смотреть со всемх сторон на предмет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.10.207 (0.01 с.) |