Развитие методики преподавания естествознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие методики преподавания естествознания.



1) Дореволюционный период. В школах древней Руси преподавания каких-либо предметов о природе не было. Обучали чтению церковных книг, письму и пению в церкви. Преподавание естествознания в русских школах введено в Оконце XVIII века.

Для использования естественных богатств и развития экономики страна нуждалась в грамотных людях, и правительство Екатерины II было вынуждено открыть народные училища (главные 5-летние и малые 2-летние) и учительскую семинарию.

В народных училищах и в учительской семинарии впервые стало преподаваться естествознание.

Для составления учебника по естествознанию, проведения уроков в училище и чтения лекций в учительской семинарии был привлечен академик Василий Федорович Зуев.

В 1786 году им напечатан без указания фамилии учебник в двух книгах Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи.

С этого года, можно считать, началась история русской методики преподавания естествознания.

Автору учебника пришлось впервые решать все основные методические задачи.

В учебнике В. Ф. Зуев устанавливает последовательность изучения естествознания: ископаемое царство, прозябаемое царство, животное царство.

Своим учебником В. Ф. Зуев положил начало естествознанию как учебному предмету.

Им дано описание отдельных растений и животных, их биология, а также использование человеком.

В статье «О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях» А. Н. Бекетов определяет свое отношение к расположению учебного материала, развитию наблюдательности и самостоятельности мышления при проведении занятий. А. Н. Бекетов поставил самые существенные проблемы методики: воспитание самостоятельного мышления, руководство самостоятельными работами, развивающими наблюдательность, своеобразие структуры школьного предмета, синтезирующего морфологию, анатомию и физиологию организма.
Обоснованием значимости «индуктивного метода» Бекетов положил начало методическому поиску, выразившемуся в дальнейшем в «исследовательском методе» и в наше время в проблемном построении уроков.Карл Линней «Системы природы» систематика, описание наружных признаков предмета(раст и жив мир)Роль К.Д. Ушинского, Д.Д. Семенова - в развитии родиноведческих идей. В. В. Половцов и его роль в развитии отечественной методики преподавания естествознания. Д.Н. Кайгородова, Л.С. Севрука, И.И. Полянского, В.В. Вахтерова - совершенствование методики преподавания естествознания как науки.А. Я. Герд был одним из первых последователей учения Ч. Дарвина в России, он перевел его книгу «Прирученные животные и возделанные растения» (1868) и построил школьный курс зоологии на основах дарвинизма..В.В. Половцов, призывал широко использовать в школьном преподавании биологический метод: изучать не только внешние признаки организмов, но и их жизнь, их взаимоотношения с другими организмами, со средой.

Советский период

Основной задачей содержания естествознания стало воспитание диалектико-материалистического и атеистического мировоззрения, обучение в тесной связи с производительным трудом и воспитание самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Проявлялось стремление включить в трудовую деятельность учащихся, в школьное обучение элементы научного исследования. При этом подчеркивалось, что органическое сочетание труда и исследования вызывает мощные этические и эстетические переживания, готовит к новым исканиям и к новой работе.

Крупская Н.К- всестороннее воспитание трудовое и политическое воспитание. Материал: природа- труд- общество.

Ягодовский К,П. – дать детям знания о самых обычных предметах и явлениях природы, пробудить любовь к природе, родине, дать элементы знаний об охране здоровья. Положил начало исследования об учебном предмете как системе взаимосвязанных компонентов.

Половинкин А.А методика преподавания географии.

Современный этап.

ЗавитаевП.А.-формирование природоведческих представлений и понятий

Скаткин М.Н. методист по естествознанию в начальной школе. Уделяет внимание разработке проблемной активизации познавательной деятельности учащихся.

Мельчанов Л.Ф. проблемное воспитание и развитие детей.

Клепинина З.А автор учебников, методических пособий.

ОМ как учебный предмет в начальной школе.

Элементы обусловленности:

- история образования

-социокультурный аспект

-современное экологическое состояние окружающей среды

- пропедевтика систематического естественно-научного познания

Тенденции:

- гуманизация нач обр

-стандартизация образования(обязательный минимум, требования к уровню подготовки)

-гуманитаризация образования (целостное видение ОМ, насыщение культурологического содержания внутри блока)

-психологизация работы (введение тем психологической направленности,ЛО,деятельностный подход, тренинг, дифф-е и индивид. Обучение)

- интеграция

-вариативность(с 90х)

-преемственность (дошк- нач- среднее звено)

-инновационность образования(ведение новых технологий)

-экологизация образования

Стандартизация образования - ориентация на результат образования, функциональное образование.

Способы деятельности- наблюдение,описание,работа с моделями; -речевая деятельность(диалог,монолог, поиск нужной информации)

Характеристика современных программ.

Традиционная:
1)З.А.Клепенина Н.И.Ворожейкина «ОМ»

2) Школа России А.А.Плешаков «ОМ» экологическая направленность

3) Нач школа 21 века Виноградова Н.Ф. «ОМ» исторические справки, репродукции картин.

4) Школа 2100 Вахрушев А.А «ОМ» проблемно-диалогическое обучение для сильного класса.

5) Гармония Поглазова,Ширин 1-2 кл красота мира.

6) Планета знаний Ивченко Потапов

7) Перспективная нач шк Федотова Трофимова

Занков:

1)Дмитриева Мы и Окружающий мир

2)Товпинец И.П

Э-Д:

1)Чудинова,Букварева

Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе. Принципы отбора содержания и построения курса «Окружающий мир».

Содержание курса О.М.

1.Система знаний, 2.система способов деятельности, 3.опыт творческой деятельности, 4.опыт эмоционально-ценностного отношения.

Содержание курса определяется нормативными документами: стандарт, учебный план, учебные стандарты. Стандарт (разделы): Человек и природа, человек и общество, правила безопасной жизнедеятельности.

Содерж. курса ОМ включает в себя: мат-ал естественно-научный, валеологический и историко-обществоведческий. А так же опыт эмоционально-ценностных отношений.

Принципы отбора материала и построение курсов.

Есть 3 группы принципов: 1.Обедидактические (принц. Интеграции, научности, доступности, последовательности, наглядности и т.д., так же практическая направленность и связь теории с практикой) 2. Специфические (краеведческий, п. сезонности,п. экологической направленности, историзма) 3. Авторские принципы (культурологический, педоцентризма). При изучений каждой темы д.б. использованы все группы принципов!

 

Наблюдение как основной метод изучения природы младшими школьниками. Структура метода. Содержание наблюдений и их усложнение от 1 к 4 классу.

Наблюдение (Н) – практический метод изучения ОМ; - целенаправленное восприятие предметов и явлений ОМ.

Восприятие – наглядно-образное отражение действует в данный момент на органы чувств, предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей.

Н проводится с целью формирования полных, правильных представлений.

Содержание Н в начальной школе: природа (ее явления), человек (труд).

Содержание Н носит интегрированный характер и включает в себя наблюдение природы, наблюдение и самонаблюдение за своим организмом, за способностями охраны и сохран. здоровья, за жизнью и трудом людей. Так же в нач школе дети проводят Н за растениями ближайшего окружения (деревья).

Содержание Н определяется программой. Объект Н может быть 1, но цель и содержание в каждом классе разные. Содержание Н усложняется от 1 к 4 классу.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.011 с.)