Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы проведения словарной работы.

Поиск

1.проведение(учитель выклад.на доске заготовленное изображение,рисунок, слово,знач.слова.) 2.запоминание (чтение и запоминание) 3.поиск(нахождение в тексте)

4.пременение(использование слов при сост.рассказов).

Основные понятия отрабатываются в разных формах: -показ карточек определ-х значение, -на уровне формирования первичных умений работы с материалом по хронологии(даты); -подбор события к дате, в хронологич.последовательности; -важно связывать каждую новую дату с предшествующей, события и даты с временем конкретных лиц.

Историч.материла интегрируется с естествозн.,изо,культурой,литературой.

Приемы литры:выставка книг,устная рекомендация книг, отзыв о книге, живая реклама,творч.работа, игры с портретами и иллюстрациями,вопросы и задания.

Словесные методы обучения: рассказ:

1.сюжетные: завязка-кульминация-развязка,-при изложении крупных событий;

2.описание: не имеет сюжета,раскрытие внешнего проявления развития творческого мышления. (картинное -для воссоздания быта людей,культуры,хоз-й жизни, фото,схемы,док-ты; аналитическое -при опис.орудий труда,оружия,бытовых предметов,памятники,сочет.с рисунками,чертежи,схемы).

Характер-ка раскрывает внутреннюю сущность происх.сюжета, в динамичном развитии:

-образная(дается единичным фактам с их индивид.чертами(памятники),типичными явлениями(ремесленное производство),выделение обществ.деятеля)

-сравнительная

-обобщающая (обобщение изученного материала)

Объяснение -раскрытие внутренней сущности общих явлений с помощью приемов и аргументации.

Беседа- вопрос-ответ (водная и обобщающая).

 

 

26.Цели,задачи, содержание экологического образования младших школьников.

В настоящее время стоит задача установления оптимального отношения к природе, которое способствует сохранению и улучшению природы и развитию человеческого общества.

В России приняты законы об охране окружающей среды, об образовании, постановление об экологическом образовании обучающихся, концепция эколог.образования, стандарт образования.

ФГОС: программа формирования экологической культуры здоровья и безопасности образа жизни.

Экологическое образование (ЭО) – непрерывный процесс обучения, воспитания, развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентиров, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Целью ЭО является становление экологической культуры – системы, которая состоит из взаимосвязанных элементов: экологич.знаний и умений (естественно-научных,гуманистических,практических и т.д.); экологического мышления (осознания глубиности проблем, взаимосвязь); эколог.чувства (эстетические,ответственость,сопереживание); экологически оправданное поведение; экологич.сознание.

Задачи ЭО: -обучающие(формирование знаний об экосистемной организации природы Земли,системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению окр.среды)

-воспитывающие(воспитание потребностей, поведения,деятельности,которая направлена на улучшение состояния окр.среды)

-развивающие(развитие интеллектуальной сферы, способность к анализу, причинному вероятному,развитию эмоций и волевой сферы)

Принципы: гуманизации, научности, прогностичности,систематичности,;взаимосвязь раскрытия глобальных,региональных,локальных аспектов экологии; интреграции, непрерывности.

Научной основой методики ЭО выступает наука экология – взаимоотношение организмов,живой системы с окружающей средой. Содержательной основой ЭО является учение об экосистемах: лес,луг,поле и т.д.

Экосистема – совокупность организмов и неорганических компонентов в которых может осуществляться круговорот веществ.

Уровни организации экосистем: элементарные(лес,луг) и глобальные(биосфера).

В настоящее время разработаны 3 модели ЭО: однопредметная (вводится отдельный предмет – экология );многопредметная (материал с ЭО рассматривается в разных предметах); смешанная (окр.мир, биология).

Цель ЭО в начальной школе – это становление у детей научно-позновательного,эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окр.среде и своему здоровью, на основе единства чувственного и рационального познания,природного и социального окружения человека (Симонова Л.П,)

По мнению Виноградовой (Нач.шк.21век) к концу обучения в начальной школе у младшего школьника м.б. сформирована готовность к взаимодействию с окр.миром.(эмоциональная, деловая,интеллектуальная,коммуникативная).

В содержание ЭО находят отрадение материал из разных разделов экологии: биоэкология: -аутэкология(на уровне организмов:белка),-синэкология(на ур.сообществ).

соц.экология:( взаимодействие общества с природой); экология человека (влияние среды на здоровье,укрпеление здоровья,ОЖ человека); глобальная экология (глобальные экол.проблемы); прикладная экология (экология города, агроэкология).

Содержание ЭО в начальной школе представляет следующие содержательные линии:

- биосфера-глобальная экосистема( знания о планете Земля, условия жизни на планете,организмы,их приспособленность).Умения:по изучению,оценке,улучшению.

- экосистемы элементарные (луг,лес,поле)знания о жизни в сообществе,организмах,их приспособленности,взаоимосвязях,о сообществах естесственых и искуственых.)

- человек и человечество в экосистемах Земли (материал о природопользовании,среда и здоровье человека)

- методы исследования экологического взаимодействия (наблюдение,опыты)

Содержание включает в себя аспекты: научно-похновательный, ценностный, нормативный, практически-деятельностный.

 

7. Практические работы и опыты в курсе «О.м». Методика подготовки и проведения пр.р. и опытов.

Практическая работа - это деятельность учащихся, направленная на изучение предметов и явлений окружающего мира.(свойств, устройств). Источник знаний – объекты природы окружающего мира, приборы(термометр, компас, план, карта, глобус).

Опыт- способ изучения объектов или процессов в специально созданных искусственных условиях и выяснение из многообразного комплекса на объект или процесс лишь одного заранее определенного фактора.

Опыт- это воспроизведение в искусственных условиях того или иного природного явления.

Методика проведения П.р. и опытов.

Подготовка.

П.р.

1. Подготовка объекта изучения и оборудования.

2. Подготовка заданий(плана).

Опыты.

1.Подготовка объекта и оборудования. Проверка качества и количества вещества.

2.Проверка технического состояния оборудования.(провести опыт до урока учителю).план опыта.

Проведение.

П.р. проводится детьми (индив., в парах). Можно под руководством учителя или самостоятельно.

Опыта. проводится и учителем и детьми (демонстрируется). Сами или под руководством с огнем, сложное оборудование, с кислотой (учитель).

Этапы.

1.Постановка цели.

2.Инструктаж.

3.Выполнение работы.

4.Анализ выполненной работы и запись результата.

5.Отчет и подведение итогов.

 

8. Учебник по окружающему миру. Методика работы с учебником в процессе изучения окружающего мира.(Из Клепининой).

Важнейших методов обучения - работа с учебной книгой. Учебник - это книга для ученика, которая учит его учиться.

Учебник разрабатывается в соответствии с программой. Его содержание раскрывает вопросы программы, а структура отражает последовательность тем в изучении материала, предусмотренного программой.

Научный материал излагается с учетом принципов дидактики, например — систематичности, последовательности, наглядности, связях с жизнью, а также принципов, характерных для начального естествознания, например — сезонности; краеведческой, экологической и практической направленностей.

Учебник не только передает информацию, но и помогает ученику ее усвоить, способствует формированию практических умений и навыков.

Каждый учебник естествознания имеет определенную структуру, которая представлена структурными компонентами.

Под структурными компонентами понимается необходимый элемент школьного учебника, обладающий определенной формой, осуществляющий лишь ему присущими средствами активную функциональную нагрузку и находящийся в тесной взаимосвязи с другими элементами данного учебника.

В учебниках выделяют два основных блока структурных компонентов: тексты; внетекстовые компоненты.

Тексты разделяют: Основные тексты передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности.

Дополнительные тексты по своему содержанию близки к основным. Их содержание может иметь конкретизирующий, комментирующий, описательный характер, но может быть и более сложным по сравнение с основным текстом. В качестве дополнительных текстов используется рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, научно-популярная информация. В учебниках дополнительные тексты, даются в виде отдельных сообщений под различными рубриками, например «Это интересно», «Полезно знать», «Для самых любознательных»..

К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведения разного характера, примечания и т. д.

В конце темы (урока) учащимся предлагаются небольшие по объему тексты, цель которых — обобщение материала. В некоторых учебниках они даны под названием «Выводы», в других — выделены цветом, шрифтом и т. д. Содержание этих текстов составляет главная мысль темы, правила, важнейшие понятия

Внетекстовые компоненты тоже разнообразны. Аппарат организации усвоения знаний представлен в учебниках системой вопросов и заданий. Вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, можно распределить в группы:

· вопросы и задания, требующие практического применения полученных знаний;

· вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний, типа «Расскажите». Эта группа необходима, поскольку способствует выявлению и закреплению знаний;

· вопросы и задания, требующие логического осмысления знаний: на сравнение, сопоставление, конкретизацию, установление причинно-следственных связей, обобщение, а также на исследование объектов с помощью наблюдений и опытов.

В некоторых учебниках вопросы и задания объединены в блоки, само название которых показывает, к какой из названных групп они принадлежат. Например, «Проверьте себя» — это, в основном, задания первой группы или «Подумайте» — задания творческого характера и т. д. Учителю необходимо хорошо знать систему вопросов и заданий в учебнике, чтобы грамотно и эффективно использовать их в учебном процессе.

Особое место занимают в учебниках естествознания и природоведения задания для проведения самостоятельных наблюдений в природе. Роль этих заданий велика, так как они способствуют формированию правильных и четких представлений об объектах окружающей природы.

Иллюстративный аппарат в учебниках естествознания имеет очень большое значение. Не все предметы и явления природы ученик может увидеть лично, не всегда в школе есть необходимые наглядные средства. В современных учебниках иллюстрации яркие, красочные, разнообразные.

Рисунки отдельных предметов природы (например, грибов), пейзажей (осень, зима), ландшафтов (тундра, степь) помогают формированию правильных и четких представлений. На этих учебных рисунках подчеркнуты те признаки объектов, которые необходимо усвоить детям.

Рисунки-инструкции играют роль руководства к действию. Пользуясь ими, дети выполняют практическую или лабораторную работу: собирают приборы для опыта, модели и т. д.

Схемы передают основные (главные) признаки предмета, процесса. Поэтому они используются для обобщения, выделения главного в изучаемом материале.

Карты — это знаковые иллюстрации. Они помогают формированию пространственных представлений у детей.

Аппарат ориентировки включает оглавление, сигналы-символы, разные шрифтовые выделения, разнообразные условные знаки (например, полоски, кружки, восклицательные и вопросительные знаки), нумерацию страниц.

С помощью аппарата ориентировки формируется умение работать с учебником. Это умение входит в состав общеучебного умения работы с учебной книгой, в том числе и по естествознанию.

Приемы работы с учебником. В основном, на уроках проводится работа с текстами, чаще — с преобладанием полного чтения, реже используются иллюстрации.

Вопросы и задания, как правило, применяют для организации практической работы на уроке. Большинство вопросов и заданий предлагается использовать при выполнении домашних заданий. Однообразие приемов работы с учебником снижает интерес к нему и учебному предмету. Вместе с тем в методике обучения естествознанию разработано много приемов работы с учебником. Их классифицируют в зависимости от компонента учебника.

Приемы работы с текстом разнообразны. Полное чтение текста дает возможность сформировать у школьников целостное представление об объектах природы, об их взаимосвязях. Выборочное чтение прием, который можно широко применять на уроках. В этом случае необходимо тщательно проработать содержание статьи, отобрать фрагменты для чтения, продумать, каким способом выделить их в тексте и ввести в урок.

Целесообразно использовать приемы работы с текстом: - нахождение ответа на вопросы учебника, - описания к конкретной иллюстрации, - составление плана статьи,- выделение главной мысли, -чтение определения и описания понятий.

В настоящее время в дополнение к учебникам разрабатываются тетради на печатной основе. В комплекте учебник-тетрадь ведущую роль играет учебник, а тетрадь способствует конкретизации, углублению и расширению знаний, излагаемых в учебнике; формированию практических умений и навыков, приемов самостоятельной работы. Работу с тетрадью на уроке проводят при проверке знаний, закреплении их.

Работа с книгой на уроках окружающего мира играет очень важную роль в подготовке учащихся к дальнейшему обучению в средней и старшей школе. Работа с материалами учебника позволяет приобрести навыки общения с другой научной литературой, подготавливает учащихся к самостоятельной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.161 (0.011 с.)