Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль наглядных методов в изучении окружающего мира.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Источником получения знаний в процессе использования этих методов является наглядность. Они выполняют функцию метода тогда, когда в процессе рассмотрения, наблюдения и восприятия предметов и процессов, обучающиеся получают при помощи органов чувств определенную информацию, осмыслив её. Цель использования нагл. методов: - формирование знаний на уровне представлений, понятий; - активизация эмоций ребенка; - формирование умений (анализ, сравнение, оценка ситуаций). Существуют различные классификации методов: 1) по природе пособий (Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко): - демонстрационные (демонстрация эксперимента и натуральных объектов – живых растений и животных, гербариев, коллекций); - иллюстративные (использование искусственных или изобразительных пособий – рисунков, фотографий, схем, репродукций, макетов, моделей и т.п.). Подласый выделяет еще видеометоды (учебные видеофильмы, медиасредства). 2) по характеру работы: - демонстрация учителем опытов (демонстрационных); - работа с наглядными пособиями (таблицами, картографическим материалом, натуральными объектами). В целом использование наглядных методов обучения соответствует возрастным особенностям ребенка и предоставляет возможности для развития поисковых способностей при получении информации из иллюстративного ряда как первоисточника.
12. Средства обучения в курсе «Окружающий мир». Комплексное использование СО в курсе «ОМ». При изучении естествознания учащиеся знакомятся с разнообразными природными объектами и процессами, многие из которых школьники не могут наблюдать в окружающей природе. Для формирования полных и правильных представлений и понятий об этих объектах необходимо использовать различные СО. Наличие разнообразных СО требует их классификации: вербальные – учебники, учебные пособия для уч-хся. Натуральные – коллекции, гербарии, живые объекты. Изображения предметов и явлений природы: плоскостные – таблицы, картины, карты; объемные – модели, муляжи. Аудиовизуальные – диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кино и видеофильмы, звукозаписи. Вспомогательные – приборы, лабораторное и экскурсионное оборудование, ТСО. Все средства представляют единую систему, звенья которой взаимосвязаны. Эти связи определяются содержанием, методикой преподавания, особенностями усвоения предмета, а также функциональными свойствами отдельных СО. Вербальные СО. Учебник, по определению С.Г. Шаповаленко, - это ср-во для усвоения основ наук, предназначенное для ученика. Учебник разрабатывается в соответствии с программой. Его содержание раскрывает вопросы программы, а структура отражает последовательность тем при изучении материала, предусмотренного программой. В учебниках выделяют 2основных блока структурных компонентов: тексты, внетекстовые компоненты. Тексты разделяют на основные(передают главную информацию), дополнительные (комментирование, описание чего-либо) и пояснительные (словарики, примечания). Внетекстовые компоненты тоже разнообразны. Аппарат усвоения знаний представлен в учебниках системой вопросов и заданий. Иллюстративный аппарат в учебниках естествознания имеет очень большое значение. Они помогают создать правильное представление об изучаемых явлениях. К ним относятся: фотографии, рисунки, рисунки-инструкции, карты. Аппарат ориентировки включает оглавление, сигналы-символы, шрифтовые выделения, условные знаки. Приемы работы: полное и выборочное чтение, нахождение ответа на вопрос, описания иллюстраций, выделение главной мысли. Натуральные СО. Коллекции ( полезные ископаемые, почвы, насекомые ). Гербарии ( культурные и дикорастущие растения нашей страны ). Живые объекты природы ( комнатные растения, которые подбираются также с учетом программы и требований растений к условиям жизни; коллекции плодов и семян; животные, которых можно содержать в уголках живой природы). Приемы работы: практическая деят-сть детей; демонстрация крупных образцов; как раздаточный материал; наблюдение; сравнение с изображениями в учебнике. Изображения предметов и явлений природы. Таблицы. Они бывают: предметные (береза, белки), ландшафтные (тундра, степь). Для всех природоведческих таблиц характерно изображение предметов и явлений в обобщенном виде. Приемы работы: с опорой на изображение уч-ся раскрывают пройденный материал; составление плана ответа на вопрос; сравнение изображенного на таблице со своими наблюдениями. Картины. Они наряду с изображением типичных природных объектов и их особенностей, передают и эмоциональный настрой, отношение художника к природе. В большей степени используются на обобщающих уроках для создания общих представлений о предметах и явлениях природы. Карты – относятся к знаковым СО, т.к. вся информация на них передается с помощью условных знаков и расцветок. Карта служит объектом изучения, средством наглядности и источником знаний об изучаемых географических явлений. Учителю необходимо научить детей понимать карту, читать её и использовать для получения новых знаний. Модель – это объемное изображение предмета в уменьшенном виде. Они бывают: статичные, динамичные (теллурий), разборные. Приемы: показ учителем, самостоятельная работа уч-хся с моделями, выполнение моделей чего-л. самими детьми. Муляжи – трехмерные пособия,точно передающие форму, цвет, величину объектов природы (овощи и фрукты). Их используют при знакомстве в качестве иллюстрации к рассказу учителя, как источник информации, составление рассказов, проведение дидактических игр («Чудесный мешочек»). Аудиовизуальные СО. Диапозитивы – цветные или ч/б фотографии на пленке. Использовать можно на любом этапе урока – при изучении нового материала, при закреплении, обобщении, при проверке знаний. Диафильмы – это тоже диапозитивы, но расположенные в определенной последовательности на кинопленке, объединенные общей темой. Транспаранты для графпроектора – схематический рисунок, показывающий структуру объекта и стадии развития процесса, явления. За счет постепенного наложения одного транспаранта на другой создается иллюзия движения, развития. Учебные фильмы – позволяют познакомить школьников с такими явлениями и процессами, которые трудно или невозможно увидеть в природе (распускание почек на ветках деревьев, замерзание реки и т.п.). Кинофрагмент – более эффективен, т.к. вся информация передается в краткой, сжатой форме. Видеофидьмы. Перед их показом проводится беседа, затем учитель ставит 2-3 узловых вопроса, на которые дети должны ответить после показа фильма. Вопросы записываются на доске. Звуковые СО - это грамзаписи голосов птиц, млекопитающих, шума леса, прибоя, рассказов путешественников, ученых и т.п. Вспомогательные СО. Лабораторное оборудование необходимо для выполнения опытов на уроках (пробирки, штатив, стаканы, гвоздик, подставка для демонстрации горения, воронки, фильтры, колбы и т.д.). Экскурсионное оборудование для проведения экскурсий (коробки для образцов почв и полезных ископаемых, совок для выкапывания растений, ведерко, рейки для измерения снежного покрова). Технические СО – телевизоры, видеомагнитофоны и т.д. При том разнообразии СО, которые созданы для изучения окр. мира, перед учителем стоит задача – отобрать к уроку наиболее эффективные из них для данного учебного материала. Необходимо иметь ввиду, что ни одно из СО, взятое в отдельности, не может обеспечить успех обучения, и только их правильное сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса, познавательной задаче и особенностям познавательной деятельности учащихся дает возможность достигнуть оптимальных результатов. Необходимость комплексного использования СО объясняется и тем, что полнота представлений зависит от того, сколько органов чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке. В первую очередь необходимо провести тщательный анализ учебного материала, выделить понятия, которые следует формировать, затем определить СО, учитывая их возможности, которые помогут формированию понятий, место этих средств на уроке, методы и приемы работы с ними.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.108 (0.006 с.) |