Роль наглядных методов в изучении окружающего мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль наглядных методов в изучении окружающего мира.



Источником получения знаний в процессе использования этих методов является наглядность. Они выполняют функцию метода тогда, когда в процессе рассмотрения, наблюдения и восприятия предметов и процессов, обучающиеся получают при помощи органов чувств определенную информацию, осмыслив её. Цель использования нагл. методов: - формирование знаний на уровне представлений, понятий; - активизация эмоций ребенка; - формирование умений (анализ, сравнение, оценка ситуаций). Существуют различные классификации методов: 1) по природе пособий (Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко): - демонстрационные (демонстрация эксперимента и натуральных объектов – живых растений и животных, гербариев, коллекций); - иллюстративные (использование искусственных или изобразительных пособий – рисунков, фотографий, схем, репродукций, макетов, моделей и т.п.). Подласый выделяет еще видеометоды (учебные видеофильмы, медиасредства). 2) по характеру работы: - демонстрация учителем опытов (демонстрационных); - работа с наглядными пособиями (таблицами, картографическим материалом, натуральными объектами). В целом использование наглядных методов обучения соответствует возрастным особенностям ребенка и предоставляет возможности для развития поисковых способностей при получении информации из иллюстративного ряда как первоисточника.

 

12. Средства обучения в курсе «Окружающий мир». Комплексное использование СО в курсе «ОМ». При изучении естествознания учащиеся знакомятся с разнообразными природными объектами и процессами, многие из которых школьники не могут наблюдать в окружающей природе. Для формирования полных и правильных представлений и понятий об этих объектах необходимо использовать различные СО. Наличие разнообразных СО требует их классификации: вербальные – учебники, учебные пособия для уч-хся. Натуральные – коллекции, гербарии, живые объекты. Изображения предметов и явлений природы: плоскостные – таблицы, картины, карты; объемные – модели, муляжи. Аудиовизуальные – диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кино и видеофильмы, звукозаписи. Вспомогательные – приборы, лабораторное и экскурсионное оборудование, ТСО. Все средства представляют единую систему, звенья которой взаимосвязаны. Эти связи определяются содержанием, методикой преподавания, особенностями усвоения предмета, а также функциональными свойствами отдельных СО. Вербальные СО. Учебник, по определению С.Г. Шаповаленко, - это ср-во для усвоения основ наук, предназначенное для ученика. Учебник разрабатывается в соответствии с программой. Его содержание раскрывает вопросы программы, а структура отражает последовательность тем при изучении материала, предусмотренного программой. В учебниках выделяют 2основных блока структурных компонентов: тексты, внетекстовые компоненты. Тексты разделяют на основные(передают главную информацию), дополнительные (комментирование, описание чего-либо) и пояснительные (словарики, примечания). Внетекстовые компоненты тоже разнообразны. Аппарат усвоения знаний представлен в учебниках системой вопросов и заданий. Иллюстративный аппарат в учебниках естествознания имеет очень большое значение. Они помогают создать правильное представление об изучаемых явлениях. К ним относятся: фотографии, рисунки, рисунки-инструкции, карты. Аппарат ориентировки включает оглавление, сигналы-символы, шрифтовые выделения, условные знаки. Приемы работы: полное и выборочное чтение, нахождение ответа на вопрос, описания иллюстраций, выделение главной мысли. Натуральные СО. Коллекции ( полезные ископаемые, почвы, насекомые ). Гербарии ( культурные и дикорастущие растения нашей страны ). Живые объекты природы ( комнатные растения, которые подбираются также с учетом программы и требований растений к условиям жизни; коллекции плодов и семян; животные, которых можно содержать в уголках живой природы). Приемы работы: практическая деят-сть детей; демонстрация крупных образцов; как раздаточный материал; наблюдение; сравнение с изображениями в учебнике. Изображения предметов и явлений природы. Таблицы. Они бывают: предметные (береза, белки), ландшафтные (тундра, степь). Для всех природоведческих таблиц характерно изображение предметов и явлений в обобщенном виде. Приемы работы: с опорой на изображение уч-ся раскрывают пройденный материал; составление плана ответа на вопрос; сравнение изображенного на таблице со своими наблюдениями. Картины. Они наряду с изображением типичных природных объектов и их особенностей, передают и эмоциональный настрой, отношение художника к природе. В большей степени используются на обобщающих уроках для создания общих представлений о предметах и явлениях природы. Карты – относятся к знаковым СО, т.к. вся информация на них передается с помощью условных знаков и расцветок. Карта служит объектом изучения, средством наглядности и источником знаний об изучаемых географических явлений. Учителю необходимо научить детей понимать карту, читать её и использовать для получения новых знаний. Модель – это объемное изображение предмета в уменьшенном виде. Они бывают: статичные, динамичные (теллурий), разборные. Приемы: показ учителем, самостоятельная работа уч-хся с моделями, выполнение моделей чего-л. самими детьми. Муляжи – трехмерные пособия,точно передающие форму, цвет, величину объектов природы (овощи и фрукты). Их используют при знакомстве в качестве иллюстрации к рассказу учителя, как источник информации, составление рассказов, проведение дидактических игр («Чудесный мешочек»). Аудиовизуальные СО. Диапозитивы – цветные или ч/б фотографии на пленке. Использовать можно на любом этапе урока – при изучении нового материала, при закреплении, обобщении, при проверке знаний. Диафильмы – это тоже диапозитивы, но расположенные в определенной последовательности на кинопленке, объединенные общей темой. Транспаранты для графпроектора – схематический рисунок, показывающий структуру объекта и стадии развития процесса, явления. За счет постепенного наложения одного транспаранта на другой создается иллюзия движения, развития. Учебные фильмы – позволяют познакомить школьников с такими явлениями и процессами, которые трудно или невозможно увидеть в природе (распускание почек на ветках деревьев, замерзание реки и т.п.). Кинофрагмент – более эффективен, т.к. вся информация передается в краткой, сжатой форме. Видеофидьмы. Перед их показом проводится беседа, затем учитель ставит 2-3 узловых вопроса, на которые дети должны ответить после показа фильма. Вопросы записываются на доске. Звуковые СО - это грамзаписи голосов птиц, млекопитающих, шума леса, прибоя, рассказов путешественников, ученых и т.п. Вспомогательные СО. Лабораторное оборудование необходимо для выполнения опытов на уроках (пробирки, штатив, стаканы, гвоздик, подставка для демонстрации горения, воронки, фильтры, колбы и т.д.). Экскурсионное оборудование для проведения экскурсий (коробки для образцов почв и полезных ископаемых, совок для выкапывания растений, ведерко, рейки для измерения снежного покрова). Технические СО – телевизоры, видеомагнитофоны и т.д. При том разнообразии СО, которые созданы для изучения окр. мира, перед учителем стоит задача – отобрать к уроку наиболее эффективные из них для данного учебного материала. Необходимо иметь ввиду, что ни одно из СО, взятое в отдельности, не может обеспечить успех обучения, и только их правильное сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса, познавательной задаче и особенностям познавательной деятельности учащихся дает возможность достигнуть оптимальных результатов. Необходимость комплексного использования СО объясняется и тем, что полнота представлений зависит от того, сколько органов чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке. В первую очередь необходимо провести тщательный анализ учебного материала, выделить понятия, которые следует формировать, затем определить СО, учитывая их возможности, которые помогут формированию понятий, место этих средств на уроке, методы и приемы работы с ними.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.004 с.)