Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основные положения методики русского языка в специальной (коррекционной) школе
Введение
Специальная методика преподавания русского языка – одна из важнейших дисциплин в подготовке учителей-логопедов, так как в процессе изучения данного предмета студенты подводятся к пониманию взаимосвязи развития речевых навыков и умений у детей с тяжелыми нарушениями речи, усвоения знаний и становления навыков владения ими грамматическим материалом.
Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе учебно-воспитательной работы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Это обусловлено характером и структурой дефекта этих детей, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость учащихся по всем другим предметам.
Данное учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультета коррекционной педагогики по специальности 031800 «Логопедия» (квалификация – учитель-логопед).
Учебно-методическое пособие включает курс лекций по дисциплине «Методика преподавания русского языка (специальная)», представленный в виде схем и таблиц (с нашей точки зрения, подобное структурирование учебного материала позволяет не только выделить основные положения каждого раздела работы, но и послужить дополнительным материалом для подготовки студентов к таким формам учета и контроля знаний как компьютерное тестирование); примерные конспекты уроков по основным разделам обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи; вопросы для самопроверки; список литературных источников, положенных в основу курса.
Модуль 1.
Основные положения методики русского языка в специальной (коррекционной) школе
Цели изучения модуля: в результате изучения модулястуденты должны знатьосновные положения методики русского языка в специальной (коррекционной) школе; цели, задачи обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи, содержание программы по русскому языку
Уметь анализировать программный материал.
Тема 1. Специальная методика русского языка как наука
План:
1.Предмет, объект исследования специальной методики русского языка как науки.
2. Цели и задачи методики русского языка.
3.Связь специальной методики с другими науками.
Основные принципы коррекции нарушений письменной речи (по Р.И. Лалаевой)
Принцип комплексности
| Механизмы, вызывающие возникновение нарушений письменной речи, одновременно обуславливают нарушения устной речи. В связи с этим при устранений дислексий и дисграфий коррекционное воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо)
| Патогенетический принцип (принцип учета патогенеза, т.е. механизма нарушения)
| Во многих случаях одинаковые по симптоматике нарушения чтения и письма имеют в своей основе различные механизмы. Основной задачей педагогического воздействия является коррекция нарушенного механизма.
| Принцип учета психологической структуры процессов чтения, письма и характера нарушения речевой деятельности
| Процессы чтения и письма представляют собой сложную многоуровневую деятельность. У детей, страдающих нарушениями чтения и письма, обнаруживается различный механизм дезорганизации этой сложной речевой деятельности: а) несформированность одной из операций, б) несформированность нескольких операций процессов чтения и письма, в) недостаточная автоматизированность операций, г) нарушения в организации целостной программы деятельности при относительной сформированности отдельных операций.
| Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы
| В основе этого принципа лежит представление о речи, о речевой деятельности как о сложной функциональной системе, а также учение о сложной структуре психических функций. На ранних этапах онтогенеза функция осуществляется с участием различных анализаторов, на основе полимодальных афферентаций.
| Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции
| Максимальное использование полимодальных афферентаций осуществляется дифференцированно, с опорой на сохранные звенья нарушенной функции.
| Принцип поэтапного формирования умственных действий
| Становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане.
| Принцип учета зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому)
| Процесс коррекции психической функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
| Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала
| Особенности формирования речевых функций у детей с нарушениями письменной речи определяют постепенное включение трудностей в коррекционную работу.
| Принцип системности
| Методика устранения каждого вида дисграфии и дислексии представляет собой систему методов, направленную на преодоление основного дефекта, на создание определенной функциональной системы.
| Принцип учета симптоматики и степени выраженности речевого дефекта
| Нарушения чтения и письма различаются не только по механизмам, но и по степени выраженности. Особенности проявления также зависят и от этапа овладения чтением и письмом.
| Принцип деятельностного подхода
| Процессы чтения и письма представляют собой сложную многоуровневую деятельность. В коррекционной работе следует воздействовать на все этапы этой сложной деятельности.
| Онтогенетический принцип
| В процессе формирования функций, обеспечивающих овладение чтением и письмом, необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе.
|
Модуль 2.
Методика обучения грамоте учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Цели изучения модуля: в результате изучения модулястуденты должны знатьцели, задачи, содержание, методы и приемы обучения грамоте школьников с тяжелыми нарушениями речи
Уметь моделировать и анализировать уроки обучения грамоте
Тема 1. Психолого-педагогические и лингвистические основы методики обучения грамоте первоклассников с тяжелыми нарушениями речи. Значение добукварного периода в подготовке к обучению грамоте
План:
1. Психофизиологическая основа чтения и письма.
2. Лингвистические законы языка.
3. Задачи курса обучения грамоте детей с ТНР.
4. Цели, задачи и содержание работы в добукварный период
5. Структура урока подготовки к обучению грамоте добукварного периода
Модуль 3.
Методика обучения грамматике и правописанию в начальных классах специальной (коррекционной) школы V вида
Цели изучения модуля: в результате изучения модулястуденты должны знатьцели, задачи, содержание, методы и приемы обучения грамматике и правописанию школьников с тяжелыми нарушениями речи
Уметь моделировать и анализировать уроки русского языка с учетом требований к уроку русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида.
Тема 1. Основы методики обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи грамматике
План:
1.Задачи изучения грамматики и правописания в системе начального обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи.
2.Этапы формирования грамматических понятий.
3. Порядок изучения грамматических понятий
Русский язык. 4 класс
Тема: Понятие о местоимении.
Цели: Познакомить учащихся с новой частью речи – местоимением. Познакомить с признаками местоимений, с ролью местоимений в нашей речи.
Развивать речь, мышление, воображение, обогащать словарный запас.
Оборудование: Сигнальные карточки, иллюстрации птиц, опорные таблицы падежных окончаний имен прилагательных.
Ход урока:
Этап урока.
| Деятельность учителя.
| Деятельность учащихся.
| Организационный момент и сообщение темы урока.
| Задание: Внимательно прослушайте стихотворение и ответьте, какая тема урока.
Я и мы, ты и вы,
он, она, оно, они –
Все слова отличные,
Важные и личные,
Это без сомнения,
Все местоимения.
|
Слушают и делают вывод.
| Проверка домашнего задания.
| Определите падеж прилагательных в первом предложении. История России начинается с Киевской Руси – первого русского государства.
|
Показывают сигнальные карточки и обосновывают совой выбор.
| Чистописание.
|
На доске записаны 3 слова с пропущенными буквами. Ш _ фер, в_гон, в_кзал.
Найдите в данных словах общее?
Если вы найдете среди данных слов лишнее и назовете признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания.
Прописываем буквы Аа.
| Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
| Объяснение нового материала.
| Прочитайте текст, проанализируйте,, найдите ошибки и исправьте.
Живет в лесу дятел. Спинка у дятла черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает.
Прочитайте описание дятла и покажите на картинке: туловище, голова, лапы, хвост.
а) Найдите в тексте ошибку.
Замените другими словами.
б) Выявление сходства и различия между существительным и местоимением.
На доске запись: Дятел – он, у дятла – у него.
- Поставьте вопрос к каждому слову в паре.
- Что обозначает имя существительное?
- Что обозначают слова он, у него?
Как можно назвать такие слова?
Прочитайте вывод в учебнике.
|
Показывают птицу на картинке.
Анализируют, заменяют слово дятел, читают текст.
Живет в лесу дятел. Спинка у него черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит он вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу дерево и стал туда шишки таскать. Засунет он шишку в трещину и семена выбирает.
Дети читают вывод в учебнике.
| Физкультминутка.
| На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз! Раз – два, раз – два!
Раз – два! Раз – два1
Хватит – хватит, прибежали, потянулись, подышали!
|
| Закрепление.
| Выборочный диктант.
Саша нашел птенца дятла и принес его домой.
Птенчик ничего не ел и не пил. Он забился в угол под лавку. Дятел не мог выбрать место для ночлега. Мама дала ему старый валенок. Дятел принял его за дупло, забрался в валенок и уснул.
Вывод.
|
Выписывают местоимения.
| Домашнее задание.
| Упражнение №
Прочитайте задание.
Как будете выполнять задание?
|
| Итог урока.
| Что такое местоимение?
| Обобщающие ответы детей.
|
Модуль 4.
План
1.Подготовительный этап формирования читательской самостоятельности школьников: цели, задачи, содержание
2.Начальный этап формирования читательской самостоятельности школьников: цели, задачи, содержание
3.Основной этап формирования читательской самостоятельности школьников: цели, задачи, содержание
Вопросы для самопроверки:
1. Значение и задачи уроков чтения на современном этапе развития начальной специальной (коррекционной) школы V вида.
2. Жанры программных литературных произведений, представленные для изучения детьми с тяжелыми нарушениями речи в начальной школе
3. Требования к навыкам чтения учащихся с ТНР по годам обучения
4. Методика чтения и анализа литературных произведений в начальных классах школы для детей с ТНР: этапы работы над художественным произведением.
5. Подготовительная работа к восприятию художественного произведения. Первоначальное знакомство с содержанием произведения.
6. Некоторые аспекта анализа художественного произведения.
7. План анализа образа персонажа произведения.
8. Виды работы с текстом.
9. Алгоритм составления плана рассказа.
10. Виды пересказа.
11. Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза.
12. Чтение сказок
13. Чтение басен
14. Чтение стихотворений.
15. Типология уроков чтения.
16. Методика внеклассного чтения – система формирования читательской самостоятельности школьников.
Значение и задачи уроков чтения на современном этапе развития начальной специальной (коррекционной) школы V вида
Методика чтения и анализа литературных произведений в начальных классах школы для детей с ТНР
| | | | | | | | | | | | | Подготовительная работа к восприятию художественного произведения
| | | | | | | | | |
Задачи подготовительной работы
| Приемы работы
| 1.Вызвать интерес к теме урока;
2.Настроить учащихся эмоционально соответственно содержанию текста;
3. Уточнять и расширять представления о явлениях и событиях, изображенных в произведении;
4.Ввести школьников в лексический материал произведения;
5.Познакомить с жизнью писателя, вызвать интерес к писателю, его творчеству
| - рассказ учителя о писателе, демонстрация его портрета, рекомендация книг представленного автора;
- беседа с целью выяснения и дополнения представлений и знаний детей по теме произведения;
- свободные высказывания учащихся с целью вызвать активность учащихся и привлечь к изложению фактов, событий из своего личного опыта;
- сообщение учителя о событиях, положенных в основу произведения, об эпохе, в которой происходит действие, знакомство со словами без понимания которых невозможно осознанное восприятие произведения;
- экскурсии (с целью сформировать и уточнить представления об окружающем);
-прослушивание аудиоматериалов, просмотр видеоматериалов,
рассматривание сюжетных и пейзажных картин под руководством учителя
| Самостоятельное чтение учащимися
| | Приемы, способствующие целенаправленному и осознанному первичному восприятию текста
| | Приемы знакомства с текстом произведения
| | Первоначальное знакомство с содержанием произведения
| |
| | | | | | | | | | | Некоторые аспекта анализа художественного произведения
Основная часть урока чтения
| | | | Цель: выяснение идейной направленности произведения
| | | | | | | | | |
§ Беседа
§ Выборочное чтение
§ Соотнесение идеи произведения с пословицей
§ Заключительное слово учителя
§ Творческие работы по следам прочитанного (деятельность детей, которая реализовывает их собственное художественное отношение к прочитанному)
| | § Выразительное чтение с последующим обсуждением вариантов прочтения;
§ Графическое иллюстрирование;
§ Словесное рисование;
§ Творческий пересказ;
§ Чтение по ролям;
§ Драматизация
| | Творческие работы по следам прочитанного
| | Цели: уточнение идеи произведения;
осмысление читательской позиции учащихся
| | Вторичный синтез – этап работы, который предполагает:
· обобщение по произведению;
· его перечитывание;
· выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного
| | Методика работы с художественным произведением
на этапе вторичного синтеза
| |
Чтение сказок
| | | | | | | | Сказка– один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже – в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Чтение басен
| | | | | | Басня– небольшое произведение повествовательного рода в стихах или – реже – в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
| | | | | | | | |
Чтение стихотворений
| | | | Стихотворение – это небольшое лирическое или лирико-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и строфическую структуру
| | | | |
Урок литературы 2 класс
Тема: Описание русской природы в стихах С. А. Есенина.
Цели:
1. Учить видеть сравнения, метафоры в стихах Есенина. Познакомить с творчеством поэта. Отрабатывать навык выразительного чтения.
2. Развивать образное и логическое мышление, воссоздающее и творческое воображение, речь учащихся.
3.. Прививать любовь к поэзии.
Оборудование: книга, портрет С. А. Есенина, фонограмма произведения Свиридова «Метелица»
этапы
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Орг.момент.
Голосовые упражнения (развитие мелодико-интонационной стороны речи)
Подготовка к восприятию нового материала Рассказ учителя.
Первичное чтение «Поет зима – аукает» Словарная работа.
Прослушивание записи.
Итог
Домашнее задание.
|
Произнеси звук А по убывающей, голос от громкого до шепота
Произнеси вверх голосом звук О, вниз – звук У
Продолжаем тему: Зима в произведениях русских поэтов. Познакомимся с произведения ми Сергея Александровича Есенина. Сергей Есенин родился в крестьянской семье. Читать начал с пяти лет под руководством дяди. Стихи писать начал лет с девяти. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами не нравились мальчику, и он их переделывал на свой лад.. Как вспоминал сам поэт: «к стихам расположили песни, которые я слушал кругом себя, а отец мой даже слагал их, дедушка пел мне песни старые, тягучие, заунывные.» Влияние на творчество Есенина имели деревенские частушки. Когда Сергею Есенину исполнилось 12 лет его перевели учиться из сельской школы в земскую. За годы творчества Есенин выпустил 20 книг стихов. В этих книгах - впечатления озорного детства, образа близких людей, деревенских друзей, картины русской природы.
Какие картины природы представляются вам при чтении стихотворения? Стозвоном сосняка - на морозе стволы сосен звенят, потрескивают. Чем баюкает зима мохнатый снег? Прочитайте слова, которые передают настроение облаков? Почему они тоскуют?
Прочитайте, что написал Есенин о воробышках?
Каким словом поэт показывает характер птичек?
А как сейчас выглядят воробышки?
Почему исчезла их игривость?
Как вы представляете себе метель?
Как еще можно назвать это явление природы?
Опиши метель, используя свои наблюдения и впечатления. Употребляй при этом слова: снег, вьюга, мороз.
Работа над выразительностью чтения
| Проверка рабочего места.
Рассматривание портрета.
Стозвоном.
С тоской глубокою…
С родины уплывают в страну далекую?
игривые.
Как детки сиротливые прижались у окна.
А по двору метелица … но больно холодна.
Рассказы детей о своих впечатлениях.
|
Внеклассное чтение
Тема: творчество Л. Н. Толстого.
Цели: продолжить знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, научить анализировать прочитанное, выявлять мотивы и причины поступков героев, развивать речь, внимание, мышление.
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг автора, фонограмма одного из произведений.
Этапы урока.
| Деятельность учителя.
| Деятельность ученика.
| Организационный момент.
|
| Оформление выставки.
| Вступительное слово учителя.
| Рассказ об открытии школы для крестьянских детей.
|
| Беседа о жизни и творчестве писателя.
| - Какими чертами характера обладал Лев Николаевич Толстой?
- Что вы можете о нем рассказать?
- Что узнали из прочитанных книг?
- Каким был писатель? Дайте характеристику?
| Полные развернутые ответы детей.
| Физкультминутка.
| Поиграем в игру «метелица» в эту игру играли дети с Львом Николаевичем Толстым.
| Дети вставали в круг, руками изображали метель и пели:
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки заметет,
Ай, жги, жги, жги, говори,
Скоро все она дорожки заметет.
И т. д.
| Творчество Л. Н. Толстого.
| - какие сказки прочитали?
- какие басни Толстого прочитали?
- какие рассказы вам понравились?
| Дети пересказывают, инсценируют отрывки из произведений Толстого.
| Итог.
| Какую книгу Л.Н.Толстого захотелось прочитать?
|
|
Модуль V
Методика развития речи
Цели изучения модуля: в результате изучения модулястуденты должны знатьособенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи, цели, задачи, содержание, методы и приемы работы по развитию речи на лексическом, грамматическом уровне развития речи, уровне текста.
Уметь моделировать и анализировать уроки развития речи.
Таблица анализа письменных работ
№
| Критерии оценки текста
| Параметры оценки
| Показатели
| Результаты анализа
|
| Цельность текста
| Объем высказывания
| Общее число слов в тексте
| | Общее число предложений высказывания
| Средняя длина фразы
| Достоверность высказывания
| Привнесение фактов
| Пропуск значимых объектов
| Искажение фактов
| Последовательность изложения
| Наличие/отсутствие повторов
| Логичность изложения
|
| Связность высказывания
| Композиционная структура
| Наличие/отсутствие (зачина, основной части, заключения)
| | Лексико-грамматические средства
| IS
|
| Использование языковых средств
| Лексико-морфологический состав текста
| Существительные
| | Прилагательные
| Глаголы
| Местоимения
| Наречия
| Причастия
| Деепричастия
| Категориально-дифференцированное обозначение синтаксических конструкций
| Простые двусоставные нераспространенные
| Простые двусоставные распространенные
| Простые односоставные нераспространенные
| Простые односоставные распространенные
| Сложные сложносочиненные
| Сложные сложноподчиненные
| Сложные бессоюзные
|
| Соответствие нормам грамотной письменной речи
| Дисграфические ошибки
| | | Орфографические ошибки
| | IS – индекс связности (авторами данной формулы являются Ляудис В.Я. и Негурэ И.П., адаптирована Российской Е.Н.).
IS = С 1/С 2,
Где С1 – число адекватно (правильно) выраженных смысловых отношений; С2 – число всех отношений.
Русский язык
Тема урока: сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством И. И. Левитана, учить «читать» картину, воспитывать любовь к природе, развивать умение составлять текст на тему, соблюдать структуру текста, излагать последовательно, устанавливая связь между предложениями и частями текста.
Оборудование: картина И. И. Левитана «Золотая осень».
Этапы урока.
| Деятельность учителя.
| Деятельность учащихся.
| Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
|
Беседа о жизни художника.
| Подготовка рабочего места.
| Сопоставление личных наблюдений детей и описание осени в литературных наблюдениях.
| 1) Проводится экскурсия в лес или парк.
2) Рассматривается картина Левитана «Золотая осень»
| Дети собирают осенние листья и по ним определяют породы деревьев
| Рассматривание картины. Лексическая подготовка
| Беседа по картине.
- какое впечатление производит на вас Левитановская картина?
- Что в ней особенно красиво?
- Почему осень называется золотой?
- Объясните выражение «в багрец и золото одетые леса». Что это значит?
- Когда лес бывает золотым, таким, как он изображен на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
- Все ли деревья одеваются в золотые листья?
- Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.
- Сравните ближние березки с березкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?
- Почему вода в речке у левого берега темная, а дальше становится светло- голубой?
- Что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью засеяно поле? Почему крестьянские дома маленькие?.
|
Дети дают развернутые ответы.
| Физкультминутка.
| Один, два – выше голова!
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть!
Семь, восемь- лень отбросим!
|
| Пальчиковая гимнастика. Минутка чистописания
|
|
| Написание сочинения.
| Сколько частей в сочинении?
План сочинения.
1. Золотая осень.
2. Цвет и настроение картины.
3. Мое отношение к картине.
| Самостоятельная работа.
| Подведение итога.
|
| Дети по желанию читают свои сочинения.
| Русский язык 3 класс
Тема: изложение.
Цели: развивать представление о связи между предложениями, умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану.
Оборудование: текст, иллюстрация птицы королек.
Этапы урока.
| Деятельность учителя.
| Деятельность учеников.
| Организационный момент.
Сообщение темы и целей.
| - сегодня напишем изложение по коллективно составленному плану.
| | Знакомство с текстом.
| Учитель читает текст.
Путешественница.
Осень. В лесу тихо журчал ручей. На воде ручья плыл парад листиков. На одном листке сидела маленькая птичка. Это королек; путешественница доплыла до изгиба ручья. Там она вспорхнула и вернулась назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листик. Королек опустился на листик и поплыл, как на кораблике.
|
Дети внимательно слушают.
| Беседа по содержанию. Лексическая подготовка
| - понравился вам текст?
- Что особенно показалось интересным?
- о ком говорится в тексте?
- как выглядит птичка, опишите.
- что вы знаете об этой птичке?
- почему текст назван «путешественница»?
- каким образом она путешествовала по ручью?
|
Зачитывают ответы из текста.
| Составление плана.
| Можно предложить готовый план.
1) Парад листиков.
2) Путешественница.
3) Первое путешествие.
4) Второе путешествие.
| Зачитывают ответы из текста.
| Орфографическая подготовка.
|
| Учащиеся по цепочке читают по одному слову и называют орфограммы, если в слове не встретилось орфограммы, то его читают по слогам.
| Физкультминутка.
| На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал над кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх
Убегаем мы от всех.
|
| Пересказ текста по плану.
|
| Пересказ по желанию.
| Написание изложения.
|
| Самостоятельная работа учащихся.
| Проверка.
|
| Работа с орфографическим словарем.
| Итог урока.
| Что нового узнали на уроке?
| Обобщение знаний.
|
Модуль VI
Литература
- Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе [Текст]: учебн. для студ. дефектол. фак. педвузов/ А.К. Аксенова. – М.:Владос, 2002. – 320с.
- Алгазина, М.Н. Формирование орфографических навыков [Текст]/М.Н. Алгазина. – М.: Просвещение, 1987.
- Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]/А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1974. - 288с.
- Величко, Л.Н. Работа над текстом на уроках русского языка [Текст]/Л.Н. Величко. – М.:Просвещение, 1985.
- Дорофеева, Т.А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи [Текст]/ Т.А.Дорофеева. // Дефектология.-2002. - №1 - с.14-19.
- Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]/ Л.Н.Ефименкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 336с.
- Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст]/ А.Г.Зикеев. – М.:-«Академия», 2002. – 200 с.
- Зикеев, А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ [Текст] А.Г.Зикеев. – М.: – «Академия», 2002. – 176 с.
- Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]/ М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: «Академия», 2002. – 427 с.
- Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников[Текст]/ Р.И.Лалаева. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2002. – 224с.
- Методика развития речи учащихся на уроках русского языка [Текст] / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 1980.
- Никитина, Н.К. Работа над словом при изучении имени существительного и имени прилагательного в начальных классах// Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах: Сборник статей [Текст] / Сост. П.А. Грушников. - М.: Просвещение, 1973. -с.48-50.
- Пахнова, Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды [Текст]/ Т.М.Пахнова. //Русский язык в школе. - 2000. - №4. – С.3-11.
- Пленкин, Н.А. Изложение с языковым разбором текста [Текст]/ Н.А.Пленкина. – М., 1988.
- Программы специальных (коррекционных) школ V вида: Русский язык. Чтение и развитие речи. Коррекция нарушений речи.
- Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей [Текст]/ Е.Н. Российская. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240с.
- Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие[Текст]/ И.Н.Садовникова. – М.: Владос. – 1997. – 256с.
- Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. [Текст] / Под ред. О.Е.Грибовой. – М., 1992.
- Чернова, Г.Б. Развитие речи учащихся - одна из основных задач начального образования [Текст]/ Г.Б.Чернова.- // Начальная школа.- 2000. - №7. - С.15-26.
Введение
Специальная методика преподавания русского языка – одна из важнейших дисциплин в подготовке учителей-логопедов, так как в процессе изучения данного предмета студенты подводятся к пониманию взаимосвязи развития речевых навыков и умений у детей с тяжелыми нарушениями речи, усвоения знаний и становления навыков владения ими грамматическим материалом.
Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе учебно-воспитательной работы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Это обусловлено характером и структурой дефекта этих детей, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость учащихся по всем другим предметам.
Данное учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультета коррек
|