Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметный урок как форма обучения в курсе «Окружающий мир».

Поиск

Особенности предметных уроков в курсе «Окружающий мир», их значение, требования к организации и проведению (деятельность учителя и деятельность учащихся). Обоснование выбора методов и приемов работы учителя и учащихся на предметном уроке. Сравнительный анализ места предметных уроков в двух УМК, определение автором значения предметных уроков в процессе обучения. Анализ проведенного студентом предметного урока.

Наблюдение как способ исследовательской деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир».

Сущность наблюдения как ведущего способа исследовательской деятельности учащихся в курсе «Окружающий мир». Значение данного способа действий учащихся. Роль и место наблюдений в УМК З.А.Клепининой и А.А.Плешакова. Оценка и обоснование своего мнения. Многообразие заданий на наблюдение, использованных на конкретном, проведенном уроке. Перечень рекомендованных автором одного из УМК наблюдений (УМК и тема урока по выбору студента).

Реализация краеведческого принципа в изучении младшими школьниками окружающего мира.

Сущность и значение краеведческого принципа в изучении «Окружающего мира» и в развитии метапредметных и личностных характеристик учащихся. Сравнение реализации краеведческого принципа в двух УМК (по выбору студента). Способы раскрытия в них компонентов природы и истории края, доказательная оценка подходов авторов.

Методика изучения сезонных изменений в природе.

Методические подходы к изучению сезонных изменений в природе, их доказательная оценка. Необходимость и обусловленность изучения в начальной школе данного материала. Сравнение содержания и методики изучения сезонных изменений в двух УМК (по выбору).

 

Проблемы начального образования

По технологии

И изобразительному искусству

Современные учебно-методические комплекты по изобразительному искусству как средство обучения в начальной школе.

Сравнительный анализ современных учебно-методических комплектов по изобразительному искусству для начальной школы (Б.М. Неменский, В.С. Кузин, Т.Я. Шпикалова). Анализ методических приемов организации работы с учебником по изобразительному искусству в начальной школе. Возможности учебно-методических комплектов по изобразительному искусству для решения задач эстетического воспитания младших школьников.

2. Совершенствование у младших школьников умения планировать практические действия на уроках технологии.

Значение работы по обучению младших школьников планированию практических действий и объективной оценке её результатов. Психофизиологические основы методики формирования у учащихся младших классов умения и желания работать по плану, объективно оценивать полученные результаты.

Вопросы обучения планированию трудовой деятельности младших школьников в методической науке и практике современной начальной школы, методы и приемы обучения планированию практических действий, оценке результатов.

Современный учебно-методический комплект по технологии как средство обучения в начальной школе.

Краткий исторический обзор «дидактических материалов по труду для 1-3 классов» как предвестников современных учебников и рабочих тетрадей по технологии для младших школьников. Сравнительный анализ современных учебников технологии, их соответствие требованиям ФГСНО РФ. Анализ методических приемов организации работы с учебником технологии на уроках-практикумах. Особенности использования рабочих тетрадей для развития самостоятельности при выполнении творческих заданий.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Примерный перечень проблем может быть уточнен и дополнен.

2. Вынесенные на междисциплинарный комплексный экзамен проблемы в экзаменационных билетах могут быть сформулированы по-разному: в форме эвристических вопросов, в форме ситуационных задач, тестов и т. п. Предполагается, что при ответе на вопрос, поставленный в экзаменационном билете (особенно при ответе на вопросы технологического плана и ситуационные задачи), выпускник сможет продемонстрировать свои знания в области целой совокупности учебных дисциплин, что позволит вынести заключение о его подготовленности к самостоятельной практической деятельности.

4. Рекомендации по самостоятельной подготовке к государственному

междисциплинарному комплексному экзамену

 

Самостоятельная подготовка к государственному междисциплинарному комплексному экзамену включает в себя как повторение на более высоком уровне изученных в процессе профессиональной подготовки блоков и разделов государственной образовательной программы, вынесенных на экзамен, так и углубление, закрепление и самопроверку приобретенных и имеющихся знаний.

Целесообразно начать подготовку со структурирования каждой из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос.

Изучение проблемы целесообразно начать с изучения базовой литературы по учебной дисциплине, к которой отнесена данная проблема. Как правило, базовые учебники (учебные пособия), имеющие гриф Министерства образования или рекомендацию УМО вузов России по образованию в области социальной работы, могут дать общее представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточным для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого феномена, глубже изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный опыт. Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к экзамену следует реализовать интегративно-комплексный подход в изучении различных феноменов, а значит, уметь анализировать и оценивать его психолого-педагогические, методические аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Значительное место в структуре подготовки к экзамену занимает изучение нормативно-правовых актов и периодической литературы, которые, с одной стороны, ограничивают правовое поле данного феномена и, с другой стороны, дают представление о традиционности и инновационности в практической работе с ним. Оценочные суждения выпускника в отношении приведенных в периодических изданиях примеров конкретной деятельности специалистов могут стать доказательством его профессиональной компетентности.

 

V. Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ

 

Студенту предоставляется право выбора темы дипломного исследования. Научный руководитель (консультант) определяется кафедрой в зависимости от выбранной студентом темы дипломного исследования и с учетом пожеланий выпускника. По представлению кафедры, по которой студент решил писать дипломную работу, тема дипломной работы и научный руководитель дипломника утверждаются приказом ректора вуза. Руководителем может быть выдано задание на выпускную квалификационную работу установленного вузом образца. В этом задании обозначается тема и ее цель и задачи, перечень подлежащих разработке вопросов (план работы), указывается календарный план поэтапного выполнения дипломной работы, возможные консультанты по различным разделам работы, срок сдачи студентом законченной работы, дата выдачи задания. Задание подписывается студентом и его научным руководителем. Контроль за ходом дипломного исследования осуществляют научный руководитель, выпускающая кафедра.

1. Психолого-педагогические основы начального образования

1. Особенности личностно-ориентированного подхода к воспитанию младших школьников.

2. Возможности развивающего обучения для развития личности младших школьников.

3. Особенности личностно-ориентированного урока в начальной школе.

4. Психолого-педагогическая профилактика вредных привычек младших школьников.

5. Работа с детьми из неблагополучных семей.

6. Методы и формы работы социального педагога с неполной семьёй.

7. Особенности общения педагога с младшими школьниками.

8. Формирование толерантности у учащихся младших классов во внеурочной деятельности.

9. Формирование культуры межнационального общения учащихся младших классов.

10. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях групповой работы.

11. Мастерская знаний как форма воспитания ценностных ориентаций младших школьников.

12. Особенности общения педагога с младшими школьниками во внеурочной деятельности.

13. Театрально-исполнительская деятельность как средство развития творческих умений младших школьников.

14. Педагогические условия развития творческого воображения младших школьников в учебной деятельности.

15. Театрально-творческая деятельность как средство формирования самооценки младших школьников.

16. Пути и способы педагогической работы с неуспевающими младшими школьниками.

17. Формирование культуры общения младших школьников во внеучебной деятельности.

18. Театрально-творческая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков младших школьников.

19. Учет особенностей характера младших школьников как условие реализации в учебном процессе индивидуально-психологического подхода.

20. Логикоструктурные схемы как средство интенсификации обучения младших школьников.

21. Формирование здорового образа жизни у младших школьников в процессе обучения.

22. Особенности формирования гендерных представлений у младших школьников.

23. Гендерные особенности устойчивости внимания младших школьников.

24. Различие в мышлении между девочками и мальчиками второго класса.

25. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.

26. Взаимосвязь развития мышления и речи младших школьников.

27. Влияние образной памяти на изучение младшими школьниками лексики иностранного языка.

28. Развитие мыслительных операций у детей младшего школьного возраста.

29. Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста средствами дидактической игры.

30. Развитие памяти младших школьников в процессе обучения.

31. Психологическая готовность ребёнка к школе.

32. Формирование готовности к школьному обучению.

33. Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.

34. Формирование мотивации достижения у младших школьников.

35. Развитие творческих способностей учащихся начальных классов.

36. Влияние эмоций на процесс усвоения учебного материала в младшем школьном возрасте.

37. Психолого-педагогическая коррекция акцентуаций характера у младших школьников.

38. Профилактическая и коррекционная работа с первоклассниками на этапе адаптации к школьному обучению.

39. Развитие воображения младших школьников в творческой деятельности.

40. Возрастные и индивидуальные особенности внимания младших школьников.

41. Специфика агрессивных проявлений у младших школьников из неблагополучных семей: диагностика и коррекция.

42. Развитие умственных способностей младших школьников.

43. Возрастная динамика свойств внимания учащихся 2 - 4 классов.

2. Проблемы начального филологического образования

1. Развитие мышления младших школьников при изучении сложносочиненных предложений.

2. Речевое и эстетическое развитие младших школьников с помощью слов категории «музыка».

3. Формирование языковой компетенции младших школьника в работе над пунктуацией (на материале текста-рассуждения).

4. Обучение речевому этикету как средство социализации младших школьников.

5. Работа над орфоэпическими ошибками как средство повышения грамотности младших школьников.

6. Дифференцированный подход к обучению младших школьников русскому языку в условиях коррекционно-развивающего обучения (на материале лексике).

7. Воспитательные возможности работы над сказкой на уроках чтения в начальной школе.

8. Обучение младших школьников решению орфографических задач при изучении морфемики.

9. Дидактический аспект работы над крупнообъемным литературным произведением на уроках чтения в 3 классе.

10. формирование культуры речи младшего школьника при изучении грамматических тем во 2 классе.

11. Развитие познавательного т читательского интересов младших школьников при работе с крупнообъемными произведениями.

12. Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках чтения.

13. Формирование у младших школьников временных представлений при чтении научно-художественной литературы.

14. Подготовительная работа к восприятию лирических произведений на уроках чтения в начальной школе.

15. Формирование у младших школьников читательского кругозора на начальном этапе обучения чтению.

16. Системный подход к обучению младших школьников ведению дискуссии.

17. речевое развитие младших школьников при изучении имени прилагательного.

18. Изучение пословиц как условие нравственного воспитания младших школьников.

19. Использование активных методов обучения как условие формирования пунктуационных умений младших школьников (на материале темы «Сложносочиненное предложение»).

20. Формирование у младших школьников навыка чтения в период обучения грамоте.

21. Изучение фразеологии на уроках русского языка как средство усвоения младшими школьниками норм поведения.

22. Формирование интонационной выразительности речи младших школьников.

23. Обучение младших школьников предложению как единице речи.

24. Проблемно-познавательные задачи как средство формирования у младших школьников понятия «предложение».

25. Использование алгоритма как средство формирования у младших школьников умений орфографического самоконтроля.

26. Формирование у младших школьников навыков правописания.

27. Познавательные задачи как средство обучения младших школьников пунктуации.

28. Познавательные задачи как средство обучения младших школьников морфемике.

29. Дифференцированный подход к учащимся при формировании навыка чтения в период обучения грамоте.

30. Формирование у младших школьников понятия «лексическое значение слова».

31. Использование периодической печати в экологическом воспитании младших школьников.

32. Групповая работа как средство развития словаря младших школьников при изучении темы «Глагол».

33. Формирование орфографической зоркости младших школьников.

3.Проблемы начального математического образования

1. Развитие самоконтроля в процессе обучения младших школьников алгоритму письменного деления по учебникам М. И. Моро и ее соавторов.

2. Дидактические игры на развитие свойств внимания у младших школьников в процессе усвоения таблицы умножения.

3. Организация проблемных ситуаций при изучении темы «Умножение» по учебникам М. И. Моро и ее соавторов как способ активизации учения младших школьников.

4. Использование комбинаторных задач при изучении темы «Миллион» как способ развития у младших школьников аналитико-синтетических способностей.

5. Задачи на распознавание как способ усвоения младшими школьниками понятия «уравнение».

6. Драматизация как прием превращения младших школьников в активных субъектов изучения пропорциональной зависимости между скоростью, временем и расстоянием.

7. Использование «сказочных цифр» как способа побуждения младших школьников к теоретическому обобщению при изучении натурального ряда чисел.

8. Приемы организации мотивационного этапа учебной деятельности младших школьников, направленной на изучение устных приемов деления.

9. Обучение первоклассников решению сюжетных задач по учебникам Н. Б. Истоминой как способ формирования умения анализировать.

10. Дифференцированные задания при обучении учащихся 3 класса решению устных вычислительных задач на деление с остатком.

11. Использование материалов учебника Н. Б. Истоминой для организации общения младших школьников в форме диалога при решении устных вычислительных задач на умножение.

12. Использование материалов учебника В. В. Давыдова и его соавторов для организации теоретического обобщения при изучении свойств умножения.

13. Роль знания о различных позиционных системах счисления для усвоения младшими школьниками десятичной системы.

14. Записи с пропусками как прием побуждения младших школьников к дедуктивным умозаключениям в процессе изучения алгоритма письменного деления.

15. Организация индуктивного метода познания младшими школьниками свойств умножения.

16. Прием противопоставления различных мнений как способ реализации побудительной функции общения первоклассников при решении задач на табличное сложение и вычитание.

17. Организация учебной деятельности младших школьников в группах при изучении алгоритма письменного умножения.

18. Частично-поисковые задания как способ организации самостоятельного составления младшими школьниками правила деления двухзначного числа на однозначное число.

19. Формирование у младших школьников коммуникативных умений путем организации «взаимопроверок» при изучении случая письменного деления, когда трудно определить цифру частного.

20. Постановка учебных задач в процессе обучения младших школьников построению вспомогательных моделей сюжетных задач на нахождение числа по двум разностям.

21. Стимулирование развития алгоритмического мышления младших школьников с помощью заданий на составление правил в процессе формирования вычислительных навыков.

22. Использование компьютера при изучении младшими школьниками геометрических фигур.

4. Проблемы начального образования по естествознанию

1. Интеграция как способ формирования у младших школьников целостной картины мира.

2. Пути реализации краеведческого принципа при изучении окружающего мира (программа выбирается студентом).

3. Преемственность в изучении природы детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Межпредметные связи при изучении окружающего мира.

5. Методика формирования понятий в курсе «Окружающий мир» (программа выбирается студентом).

6. Формирование представлений и понятий о взаимосвязях в природе (программа, класс выбирается студентом).

7. Методика формирования понятия «Природа родного края» («Родная страна»).

8. Экологическое образование младших школьников.

9. Развитие у младших школьников знаний и умений сохранения и укрепления своего здоровья.

10. Развитие поисковых способностей младших школьников в процессе их ознакомления с окружающим миром.

11. Развитие познавательного интереса к природе у младших школьников.

12. Пути и средства формирования наблюдательности у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.

13. Развитие творческих способностей детей на уроках по предмету «Окружающий мир».

14. Методические особенности изучения предмета «Окружающий мир» в системе Л.В.Занкова (программа и класс выбираются студентом).

15. Формирование исследовательских умений у младших школьников при изучении природы.

16. Формирование эстетических чувств к природе.

17. Формирование и развитие патриотических чувств при изучении окружающего мира.

18. Пути формирования познавательной активности на уроках предмета «Окружающий мир».

19. Развитие умения наблюдать при изучении природы.

20. Методические возможности учебника для развития логического мышления младших школьников при изучении темы…

21. Детская книга как средство формирования познавательного интереса к природе.

22. Детская книга как средство формирования экологической грамотности.

23. Опыт как способ формирования исследовательских умений младших школьников.

24. Обучение приёмам обобщения (квалификации, сравнения,…) на уроках предмета «Окружающий мир».

25. Элементы проблемного обучения в процессе ознакомления детей с окружающим миром.

26. Возможности учебно-методического комплекта А.А.Плешакова для формирования экологической грамотности младшего школьника.

27. Информационные технологии как средство формирования экологических представлений.

28. Экскурсии в природу как средство формирования основ экологической культуры (познавательного интереса к природе исследовательских умений)

29. Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе (обществе) у младших школьников.

30. Игры на уроках окружающего мира и их развивающая функция.

31. Проекты как одна из технологий познания окружающего мира.

32. Информационные технологии как средство формирования знаний об окружающем мире.

33. Методические возможности различных форм внеклассной работы (устный журнал, праздники, утренники, КВН и др.) с детьми младшего возраста.

 

VI. Рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите выпускных квалификационных работ

Согласно требованиям стандарта по специальности «Педагогика и методика начального языкового образования», выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста по начальному общему образованию представляет собой законченную разработку, в которой анализируются актуальные проблемы начального образования и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях. При этом дипломная работа должна включать в себя признаки проектирования (замысел, предположения, рекомендации, варианты решений, расчеты и т. п.). Любая выпускная квалификационная работа по проблемам начального образования должна быть и своего рода педагогическим проектом.

Надо учесть, что хотя в государственном образовательном стандарте и записано, что «оформление квалификационной (дипломной) работы должно соответствовать принятым стандартам оформления научных исследований», выпускная квалификационная работа не тождественна исследованиям, за которые присуждают научную квалификацию. В отдельных выпускных квалификационных работах (в зависимости от способностей автора) могут содержаться новые научные моменты или даже положения (что должно быть отражено в оценке за выпускную квалификационную работу), но главное предназначение работы состоит в демонстрации автором степени своей профессиональной подготовленности, способности к инновационному педагогическому, методическому мышлению, проектированию и т. д.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа должна иметь четкую структуру и включать в себя введение, 2-3 главы (раздела), заключение, список использованной литературы и при необходимости - приложения. Во введении автор должен обосновать актуальность своей темы, степень ее научной разработанности, объект и предмет исследования, его цели и задачи, а также гипотезу. В главах работы (разделах) автор раскрывает и анализирует наиболее значимые аспекты исследуемой проблемы и способы ее решения. В заключении кратко подводятся итоги исследования и выдвигаются конкретные предложения. Выпускная квалификационная работа оформляется в соответствии с требованиями к оформлению научных и учебных работ.

 

VIII. Список литературы для подготовки к государственному междисциплинарному комплексному экзамену

Психология

1. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и комм. Шуаре М.О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.

3. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М., 2007.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. – М., 2005.

5. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. Проблемы развития психики – М.: Педагогика, 1983.

6. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003. 7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 1997. 8. Климов Е.А. Психология: обучение, воспитание. - М., 2000.

9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005.

10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. М.:Сфера, 2005.

11. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

12. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

13. Першина Л.А. Возрастная психология. - М.: Академический проект, 2005.

14. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.

15. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.,1998.

16. Хрестоматия по педагогической психологии. Учеб. пос. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

 

Педагогика

1. Закон РФ об образовании. – М.: Новая школа, 1992.

2. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1984.

3. История педагогики /Пискунов А.И., Кларин В.М., Джуринский А.Н. и др. Учебное пособие для педагогических университетов. Ч.1. – М.: Книга-журнал. Изд-во «Школа», 1995.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – 2-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2007.

5. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник. – М.: Гардарики, 2007.

6. Личностно-ориентированное обучение: Хрестоматия: Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений / Составители Иванова Е.О., Осмоловская И.М. – М.: СГУ, 2005.

7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ под редакцией П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2006.

8. Педагогика: Учебное пособие для студентов. В 2-х частях. /Под ред. проф. Абдулиной О.А. – М.: Издательство Прометей МПГУ имени В.И.Ленина, 1994.

9. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). / Отв. редактор Аносов В.В. – М., 1992.

10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Т.1.А – М. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Т.2. М - Я. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

3. Проблемы начального филологического образования

1. Буквари, учебники русского языка для начальных классов разных авторов и методические рекомендации к ним.

2. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. - М., 1992.

3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1985 и послед.

4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М., 1990.

5. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987.

6. Методика грамматики и орфографии в начальных классах./ Под ред. Н.С. Рождественского. - М.,1979.

7. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. - М.,1984.

8. Речь. Речь. Речь./ Под ред. Т.А. Ладыженской.

9. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения./ Под ред. М.С. Соловейчик. - М.,1993 и послед. Издания.

10. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. - М., 1995 и послед.

11. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. - М., 1987.

12. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение.- М.: Издательский центр "Академия", 1999.

13. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика.- М.: Издательский центр "Академия", 2001.

14. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников/ Теоретико-экспериментальное исследование.- М.: Педагогика, 1980.

15. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования правильной читательской деятельности. - М.: Магистр, 1993.

16. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1991.

17. Встречи с писателями: Пособие для учителя /Составители: Светловская Н.Н., Джежелей О.В., Дружинина Н.М. - М.: Просвещение, 1987.

18. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для педагогических институтов/ Соствители: Львов М.Р.,Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. - Просвещение, 1987.

19. Детские книги, Буквари, учебники по чтению для начальных классов разных авторов и методические рекомендации к ним.

4.Проблемы начального математического образования

1. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе. М., 2005.

2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов начальных классов и педучилищ. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Обучение младших школьников решению текстовых задач: Сборник статей. / Сост. Н. Б. Истомина, Г. Г. Шмырева. Смоленск, 2005.

4. Овчинникова В.С. Методика обучения решению задач в начальной школе: Пособие для студентов факультетов начальных классов вузов. – М.: ИПЦ «Жизнь и мысль», 2003.

5. Овчинникова В.С. Методика преподавания математики. Рекомендации к изучению курса для студентов очно-заочного и заочного отделений /Отв. ред. Л.П. Стойлова. – М.: МГПУ, 2007.

6. Овчинникова В.С. Методика преподавания математики. Курсовые и дипломные работы: Методические рекомендации для студентов факультета начальных классов / Отв. ред. Стойлова Л.П. – М.: МГПУ, 2008.

7. Стойлова Л. П. Математика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр«Академия», 2007.

8. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах: Пособие для студентов-заочников факультетов начальных классов// под ред. Н.Б.Истоминой. – М.: Институт практической психологии, 1996.

9. Учебники и программы по математике, распространенные в практике обучения младших школьников, и методические рекомендации к ним.

10. Статьи из журнала «Начальная школа» и других периодических изданий по проблемам обучения математике в начальных классах.

5. Проблемы начального образования по естествознанию

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Владос, 2001.

2. Виноградова Н.Ф. "Окружающий мир" в начальной школе. Беседы с будущими учителями. – М.: Академия, 1998.

3. Клепинина З.А. Природа и люди I-IV. Рекомендации для учителя

4. Пакулова В.М., Кузнецова В.И., Методика преподавания природоведения в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.

5. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений./ Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян.- М.: «Академия», 2004.- 496 с.

6. Петросова Р.Л. и др. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М.: Академия, 1999.

7. Симонова Л.П. Экологическое образование младших школьников. – М.: Академия, 1997.

8. Средства обучения и методика их использования в начальных классах /Под ред. Суворовой Г.Ф. – М.: Просвещение, 1990.

9. Статьи по методике обучения природоведению из журнала «Начальная школа» и других методических изданий.

10. Учебники по природоведению, естествознанию, окружающему миру для начальной школы. Методические рекомендации к ним.

 


Критерии оценивания междисциплинарного государственного экзамена выпускника по специальности «Педагогика и методика начального образования»

 

При оценке ответов учитываются:

- глубина понимания вопроса (демонстрация системы знаний);

- полнота его освещения;

- демонстрация уровня предметно-методических и психолого-педагогических знаний, который соответствует такому этапу усвоения, как этап их применения в практике обучения младших школьников.

Уровень подготовки выпускников оценивается в баллах. Отметка «отлично» ставится, если выпускник:

- умеет структурировать ответ на поставленный вопрос;

- способен актуализировать и применять нужные знания; найти источники интересующего материала и воспользоваться найденным материалом при ответе на вопрос билета;

- умеет выбирать и применять те языковые средства (в том числе и специальные), которые наилучшим образом отражают освещаемый аспект проблемы;

- умеет кратко изложить суть вопроса при готовности «развернуть» (пояснить, аргументировать, детализировать, конкретизировать, дополнить подробностями и т. п.) любую высказанную мысль, если этого потребуют экзаменаторы;

- владеет содержанием курса русского языка (чтения, математики, естествознания), изучаемого в начальной школе;

- умеет решать любые учебные задачи, нашедшие отражение в любом из существующих учебников для начальных классов по русскому языку (чтению, математике, естествознанию);

- ясно видит учебный и развивающий потенциал выделенного материала учебника;

- способен выполнить практическую разработку сценария урока (внеклассного занятия) или его фрагмента.

Отметка «хорошо» ставится, если выпускник:

- демонстрирует способности, названные выше, с некоторыми погрешностями;

- выполняет задание с незначительной помощью экзаменатора (напоминание, констатация ошибки с требованием исправить ее, задание дополнительных ориентиров и т. п.);

- в ответе отсутствует один или два элемента по причине нехватки соответствующего знания.

Отметка «удовлетворительно» ставится, если выпускник:

- обнаруживает при ответе значительные недостатки: неполное раскрытие содержания вопроса, ошибочные утверждения;

выполняет действия при такой помощи экзаменатора, которая позволяет обнаружить более низкие уровни усвоения студентом учебного материала, т.е. уровни, соответствующие этапу узнавания или припоминания, понимания, воспроизведения.

Отметка «неудовлетворительно» ставится, если выпускник:

- не владеет знанием современных методических и психолого-педагогических подходов для раскрытия вопроса билета;

- не выполняет задание даже при такой помощи экзаменатора, которая позволяет обнаружить такой уровень усвоения учебного материала, как припоминание и понимание.

 


Критерии оценивания дипломной работы выпускника по специальности «Педагогика и методика начального образования»

Оценка Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Что оценивается
         
Актуальность темы. Цели и задачи исследования   Тема связана с решением актуальной проблемы образования младших школьников. Актуальность ее убедительно аргументирована. Четко определены цели и задачи исследования. Гипотеза отражает реальный способ достижения цели. Обоснован выбор методов исследования. Тема связана с решением актуальной проблемы образования младших школьников. Актуальность ее всесторонне аргументирована. Четко определены цели и задачи исследования. Гипотеза отражает реальный способ достижения цели. Обоснован выбор методов исследования. Тема связана с решением актуальной проблемы образования младших школьников. Актуальность темы обоснована недостаточно полно, либо цели и задачи определены недостаточно конкретно   Тема связана с решением актуальной проблемы образования младших школьников, но актуальность темы аргументирована слабо, Цели и задачи исследования определены недостаточно конкретно
Содержание исследования. Умение применять теоретические знания к решению задач практики   Полно, с необходимыми ссылками на источники, изложены теоретические основы исследуемой проблемы, описана экспериментальная (опытная) работа. Грамотно и обоснованно используются различные


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.012 с.)