Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Натуральные средства обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразнее чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Вспомните «золотое правило» Я.А. Коменского, требующее привлекать к обучению все органы чувств, не только слух, но и зрение, и обоняние и осязание. Еще в ХVII веке великий педагог, обосновывая принцип наглядности как важнейший принцип преподавания, писал: «…Слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами, подобно тому как … дерево – с корой, плод вместе с кожицей» (Коменский Я.А. Избр. пед. соч. – М., 1955. – С. 297). Впоследствии такие известные ученые методисты, как А.Я. Герд, Л.С. Севрук, В.П. Вахтеров, И. П. Ягодовский, М.Н. Скаткин в своих работах указывали на большое значение наглядных средств обучения при знакомстве детей с природой, окружающим миром. Важнейшими функциями учебного оборудования являются: 1) обеспечение наглядности обучения; 2) источник знаний; 3) развитие познавательных способностей, мышления, речи, интереса к предмету, а также практических умений и навыков. При отборе наглядных пособий к уроку учитывается соответствие ее содержанию, методам учебной работы по изучению окружающего мира младшими школьниками, современным достижениям науки и техники. Наглядные пособия используются в качестве демонстрационного или раздаточного материала. Важным требованием к демонстрационному наглядному пособию является обозреваемость каждой его детали с любого посадочного места в классе. Раздаточный материал включает гербарии растений, образцы почв, полезных ископаемых, промышленного сырья, готовых изделий. Наглядные пособия могут быть самодельными, в сборе и изготовлении которых принимали участие школьники, а также приобретенными в магазинах, т.е. фабричного изготовления. Наглядные пособия подразделяются на две большие группы – натуральные и искуственные. Натуральные пособия помогают формировать наиболее точные представления об изучаемом объекте. Используемые на уроках изучения окружающего мира, они в свою очередь подразделяются на природные объекты (коллекции, гербарии, комнатные растения, животные уголка живой природы), вещи и приборы, созданные человеком. Объекты природы. При изучении частей растения на урок приносятся как целые травянистые растения, выращенные на пришкольном участке, так и разнообразные плоды, семена. Иногда на уроках присутствуют и представители животного мира. Чаще всего это животные, содержащиеся в школьном или классном уголке природы. Используются препарированные натуральные природные объекты - это объекты, специальным образом подготовленные к длительному хранению. К таковым относят влажные препараты растений, животных или их органов, зафиксированные в спирте, формалине или других концентрированных растворах. На уроках окружающего мира могут применяться препарированные лягушки, рыбы, ящерицы, моллюски, насекомые; внутренние органы животных, отдельные органы растений. В начальных классах на урок учитель может принести чучела мелких млекопитающих, птиц. Как правило, они входят в состав оборудования классного или школьного уголка природы. Применение таких наглядных пособий бывает весьма эффективным для показа различий у схожих животных, например, различий между вороной и вороном, галкой и грачом. Гербарии - засушенные на стандартных листах бумаги растения со всеми органами или частями, сгруппированные тематически. В начальных классах используются гербарии растений природных сообществ своего края (леса, луга, поля), растения природных зон России, представителей культурных растений, сорняков, лекарственных растений. Натуральные наглядные пособия и их препараты, сгруппированные по тому или иному признаку, образуют коллекцию. При изучении полезных ископаемых используются коллекции полезных ископаемых, при изучении частей растений или их размножения используется коллекция семян. На уроках могут быть использованы также коллекции удобрений, образцов металла и т.п. От коллекций следует отличать наборы натуральных объектов и препаратов, в которых сгруппированы объекты хоть и связанные тематически, но не одного класса. Например, набор «Гранит и его составные части», включающий образцы горной породы - гранита и составляющих его минералов (полевого шпата, слюды, кварца). В качестве наглядного пособия и объекта изучения на уроках «Окружающего мира» могут присутствовать вещи, которыми человек пользуется в быту, например, телефон, часы, компас, термометр и др. На уроках, связанных с изучением местных промышленных, сельскохозяйственных предприятий, используются образцы тканей, металлов, пищевых продуктов и т.п. При изучении исторических вопросов в качестве наглядного пособия учитель может принести предметы старины (посуда, одежда, орудия труда). Искусственные пособия Искусственные пособия отражают объекты и явления окружающего мира лишь опосредованно, но также широко используютсяна уроках «Окружающего мира». Они подразделяются на объемные и плоскостные. Объемные пособия – муляжи, модели, макеты. Муляж - это слепок предмета, в точности передающий размеры и внешний облик натуры. В качестве исходного материала для изготовления муляжей чаще всего выступает воск, гипс, пластилин, а сейчас и пластмассы. На уроках используются муляжи плодов, овощей, грибов. Могут быть использованы также муляжи животных - лягушек, ящериц, муляжи внутренних органов животных или человека и др. Модель - устройство, воспроизводящее строение или действие изучаемого объекта, явления. В отличие от муляжа в модели допускается некоторая условность в передаче оригинала: уменьшение или увеличение размера, условность окраски. В начальной школе применяются модели компаса, термометра, земного шара (глобус). Используют также модели-разрезы, показывающие внутреннее строение вулкана, строение почвенного разреза, залегание подземных вод между водоупорными и водопроницаемыми пластами и т.п. Особый тип моделей - динамические (действующие), воспроизводящие процессы, явления. К таковым можно отнести модель земного шара - глобус, который используется для демонстрации формы Земли, вращения Земли вокруг своей оси и для решения других дидактических задач. Для демонстрации обращения Земли вокруг Солнца на уроках окружающего мира используется модель системы «Земля - Солнце» - теллурий. Макет - трехмерное изображение предмета в отличие от модели с менее точным соблюдением размеров, с допуском больших условностей и схематичности: макеты холма, оврага, вулкана, речной долины, горной страны. Плоскостные наглядные пособия самая многочисленная группа в системе наглядных пособий по окружающему миру. По способу изображения их можно разделить на образные (учебные картины, таблицы, схемы) и условно-знаковые (географические и исторические карты). Учебные картины нарисованы художником специально для использования в учебных целях. В начальных классах используются настенные картины, многие из которых специально выпущены для занятий по окружающему миру. Это картины форм рельефа (холм, овраг), отдельных представителей растительного и животного мира, природных зон, сцены исторических событий, портреты выдающихся людей и др. В школе наряду со специально созданными учебными картинами используют также репродукции произведений мастеров живописи («Грачи прилетели», «Золотая осень», «Утро в лесу» - А. К. Саврасова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина). Много таковых картин и на историческую тематику. Среди них можно выделить событийные картины, дающие представления о конкретном единичном событии: «Штурм Измаила» (худ. Е.В. Ванюков), «Военный совет в Филях» (худ А.Д. Кившенко). Типологические картины воспроизводят исторические события типичные для изучаемой эпохи. Например, полотна художника В.И. Лебедева «Полюдье», «Продажа крепостных крестьян» и др. Портреты – изображения исторических и политических деятелей, представителей науки и культуры. Во многих учебниках представлены портреты А.В. Суворова, М.В. Ломоносова, Е. Пугачева и др. Но здесь важно помнить, что художественное произведение рассчитано на эмоциональное восприятие, что невозможен одинаковый подход к работе с учебной картиной и произведением искусства. Учебные таблицы - это наглядные пособия, в которых с помощью рисунков, текста и цифровых обозначений дана информация о том или ином изучаемом объекте, явлении. В качестве примера таблиц, используемых на уроках «Окружающего мира», можно назвать таблицы «Строение тела человека», «Ориентирование по Солнцу и местным признакам». Таблицы служат не только иллюстративным материалом, но и средством выполнения практических работ. В этом качестве выступает, в частности, классный «Календарь природы и труда», в который дети систематически в соответствующие графы заносят показатели погоды, состояния неживой и живой природы, сезонного труда местного населения. Схема представляет собой плоскостное изображение наиболее общих признаков объекта или явления. Схемы используются в качестве средства обобщения полученных ранее представлений при формировании соответствующего понятия. Для этих целей в начальном курсе «Окружающий мир» традиционно используются схемы холма, родника, круговорота воды в природе, схема движения Земли вокруг Солнца и др. Схемы и схематические рисунки, выполняемые учителем на классной доске по ходу объяснения того или иного материала, показывают объект или процесс в динамике. Синхронное восприятие учениками слова учителя и графического изображения заметно повышает глубину восприятия. Географические и исторические карты относятся к знаковым средствам обучения, так как вся информация на них передается с помощью условных знаков. При изучении окружающего мира используют следующий картографический материал: • настенные карты: физическая карта полушарий, физическая карта России, карта природных зон России, карты своей области, республики; исторические карты; • настольные карты: карты учебников, учебных тетрадей, карты атласов (в настоящее время выпущены несколько вариантов красочных атласов «Наша Родина», «Мир и человек», в которых карты сочетаются с рисунками), контурные карты. Аудиовизуальные средства обучения включаютэкранно-звуковые средства, звуковые средства, презентации. В современных школах широко используют ся слайды. Особенностью слайдов является то, что они могут демонстрироваться фрагментарно. Видеофильмы позволяют показать реальные картины окружающего мира в динамике. Более того, видеофильмы представляют возможность сделать наглядными природные процессы, протекающие слишком медленно (например, образование оврага, развитие растения) или очень быстро (например, движение крыльев у пчелы), - их можно показать ускоренными или замедленными. Количество и многообразие учебных фильмов по естествознанию, экологии, истории постоянно растет. Большие перспективы для познания окружающего мира представляет телевидение. В настоящее время это мощнейший неформальный источник информации, который большей частью вполне доступен и для младших школьников. Воспользовавшись кинокамерой, учитель может и сам подготовить видеофильмы, отражающие работу на экскурсиях, на субботниках, какие-то события для дальнейшего использования их в учебном процессе. Звуковые средства обучения – это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шума леса, прибоя. Кроме этого на уроках используются записи рассказов ученых, путешественников и др. Искусственные пособия Искусственные пособия отражают объекты и явления окружающего мира лишь опосредованно, но также широко используютсяна уроках «Окружающего мира». Они подразделяются на объемные и плоскостные. Объемные пособия – муляжи, модели, макеты. Муляж - это слепок предмета, в точности передающий размеры и внешний облик натуры. В качестве исходного материала для изготовления муляжей чаще всего выступает воск, гипс, пластилин, а сейчас и пластмассы. На уроках используются муляжи плодов, овощей, грибов. Могут быть использованы также муляжи животных - лягушек, ящериц, муляжи внутренних органов животных или человека и др. Модель - устройство, воспроизводящее строение или действие изучаемого объекта, явления. В отличие от муляжа в модели допускается некоторая условность в передаче оригинала: уменьшение или увеличение размера, условность окраски. В начальной школе применяются модели компаса, термометра, земного шара (глобус). Используют также модели-разрезы, показывающие внутреннее строение вулкана, строение почвенного разреза, залегание подземных вод между водоупорными и водопроницаемыми пластами и т.п. Особый тип моделей - динамические (действующие), воспроизводящие процессы, явления. К таковым можно отнести модель земного шара - глобус, который используется для демонстрации формы Земли, вращения Земли вокруг своей оси и для решения других дидактических задач. Для демонстрации обращения Земли вокруг Солнца на уроках окружающего мира используется модель системы «Земля - Солнце» - теллурий. Макет - трехмерное изображение предмета в отличие от модели с менее точным соблюдением размеров, с допуском больших условностей и схематичности: макеты холма, оврага, вулкана, речной долины, горной страны. Плоскостные наглядные пособия самая многочисленная группа в системе наглядных пособий по окружающему миру. По способу изображения их можно разделить на образные (учебные картины, таблицы, схемы) и условно-знаковые (географические и исторические карты). Учебные картины нарисованы художником специально для использования в учебных целях. В начальных классах используются настенные картины, многие из которых специально выпущены для занятий по окружающему миру. Это картины форм рельефа (холм, овраг), отдельных представителей растительного и животного мира, природных зон, сцены исторических событий, портреты выдающихся людей и др. В школе наряду со специально созданными учебными картинами используют также репродукции произведений мастеров живописи («Грачи прилетели», «Золотая осень», «Утро в лесу» - А. К. Саврасова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина). Много таковых картин и на историческую тематику. Среди них можно выделить событийные картины, дающие представления о конкретном единичном событии: «Штурм Измаила» (худ. Е.В. Ванюков), «Военный совет в Филях» (худ А.Д. Кившенко). Типологические картины воспроизводят исторические события типичные для изучаемой эпохи. Например, полотна художника В.И. Лебедева «Полюдье», «Продажа крепостных крестьян» и др. Портреты – изображения исторических и политических деятелей, представителей науки и культуры. Во многих учебниках представлены портреты А.В. Суворова, М.В. Ломоносова, Е. Пугачева и др. Но здесь важно помнить, что художественное произведение рассчитано на эмоциональное восприятие, что невозможен одинаковый подход к работе с учебной картиной и произведением искусства. Учебные таблицы - это наглядные пособия, в которых с помощью рисунков, текста и цифровых обозначений дана информация о том или ином изучаемом объекте, явлении. В качестве примера таблиц, используемых на уроках «Окружающего мира», можно назвать таблицы «Строение тела человека», «Ориентирование по Солнцу и местным признакам». Таблицы служат не только иллюстративным материалом, но и средством выполнения практических работ. В этом качестве выступает, в частности, классный «Календарь природы и труда», в который дети систематически в соответствующие графы заносят показатели погоды, состояния неживой и живой природы, сезонного труда местного населения. Схема представляет собой плоскостное изображение наиболее общих признаков объекта или явления. Схемы используются в качестве средства обобщения полученных ранее представлений при формировании соответствующего понятия. Для этих целей в начальном курсе «Окружающий мир» традиционно используются схемы холма, родника, круговорота воды в природе, схема движения Земли вокруг Солнца и др. Схемы и схематические рисунки, выполняемые учителем на классной доске по ходу объяснения того или иного материала, показывают объект или процесс в динамике. Синхронное восприятие учениками слова учителя и графического изображения заметно повышает глубину восприятия. Географические и исторические карты относятся к знаковым средствам обучения, так как вся информация на них передается с помощью условных знаков. При изучении окружающего мира используют следующий картографический материал: • настенные карты: физическая карта полушарий, физическая карта России, карта природных зон России, карты своей области, республики; исторические карты; • настольные карты: карты учебников, учебных тетрадей, карты атласов (в настоящее время выпущены несколько вариантов красочных атласов «Наша Родина», «Мир и человек», в которых карты сочетаются с рисунками), контурные карты. Аудиовизуальные средства обучения включаютэкранно-звуковые средства, звуковые средства, презентации. В современных школах широко используют ся слайды. Особенностью слайдов является то, что они могут демонстрироваться фрагментарно. Видеофильмы позволяют показать реальные картины окружающего мира в динамике. Более того, видеофильмы представляют возможность сделать наглядными природные процессы, протекающие слишком медленно (например, образование оврага, развитие растения) или очень быстро (например, движение крыльев у пчелы), - их можно показать ускоренными или замедленными. Количество и многообразие учебных фильмов по естествознанию, экологии, истории постоянно растет. Большие перспективы для познания окружающего мира представляет телевидение. В настоящее время это мощнейший неформальный источник информации, который большей частью вполне доступен и для младших школьников. Воспользовавшись кинокамерой, учитель может и сам подготовить видеофильмы, отражающие работу на экскурсиях, на субботниках, какие-то события для дальнейшего использования их в учебном процессе. Звуковые средства обучения – это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шума леса, прибоя. Кроме этого на уроках используются записи рассказов ученых, путешественников и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.192 (0.013 с.) |