Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Натуральные средства обучения

Поиск

Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразнее чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Вспомните «золотое правило» Я.А. Коменского, требующее привлекать к обучению все органы чувств, не только слух, но и зрение, и обоняние и осязание. Еще в ХVII веке великий педагог, обосновывая принцип наглядности как важнейший принцип преподавания, писал: «…Слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами, подобно тому как … дерево – с корой, плод вместе с кожицей» (Коменский Я.А. Избр. пед. соч. – М., 1955. – С. 297).

Впоследствии такие известные ученые методисты, как А.Я. Герд, Л.С. Севрук, В.П. Вахтеров, И. П. Ягодовский, М.Н. Скаткин в своих работах указывали на большое значение наглядных средств обучения при знакомстве детей с природой, окружающим миром.

Важнейшими функциями учебного оборудования являются: 1) обеспечение наглядности обучения; 2) источник знаний; 3) развитие познавательных способностей, мышления, речи, интереса к предмету, а также практических умений и навыков.

При отборе наглядных пособий к уроку учитывается соответствие ее содержанию, методам учебной работы по изучению окружающего мира младшими школьниками, современным достижениям науки и техники.

Наглядные пособия используются в качестве демонстрационного или раздаточного материала. Важным требованием к демонстрационному наглядному пособию является обозреваемость каждой его детали с любого посадочного места в классе. Раздаточный материал включает гербарии растений, образцы почв, полезных ископаемых, промышленного сырья, готовых изделий.

Наглядные пособия могут быть самодельными, в сборе и изготовлении которых принимали участие школьники, а также приобретенными в магазинах, т.е. фабричного изготовления.

Наглядные пособия подразделяются на две большие группы – натуральные и искуственные.

Натуральные пособия помогают формировать наиболее точные представления об изучаемом объекте. Используемые на уроках изучения окружающего мира, они в свою очередь подразделяются на природные объекты (коллекции, гербарии, комнатные растения, животные уголка живой природы), вещи и приборы, созданные человеком.

Объекты природы. При изучении частей расте­ния на урок приносятся как целые травянистые растения, выращенные на пришкольном участке, так и разно­образные плоды, семена. Иногда на уроках присутствуют и представители жи­вотного мира. Чаще всего это животные, содержащиеся в школьном или классном уголке природы.

Используются препарированные натуральные природные объекты - это объекты, специальным образом подготовленные к длительному хранению. К тако­вым относят влажные препараты растений, животных или их органов, зафиксированные в спирте, формалине или других концентрированных растворах. На уроках окружающего мира могут применяться препарированные лягуш­ки, рыбы, ящерицы, моллюски, насекомые; внутренние органы животных, отдельные органы растений.

В начальных классах на урок учитель может принести чучела мелких млекопитающих, птиц. Как правило, они входят в состав оборудования класс­ного или школьного уголка природы. Применение таких наглядных пособий бывает весьма эффективным для по­каза различий у схожих животных, например, различий между вороной и вороном, галкой и грачом.

Гербарии - засушенные на стандартных листах бумаги растения со всеми органами или частями, сгруппированные тематически. В начальных классах ис­пользуются гербарии растений природных сообществ своего края (леса, луга, поля), растения природных зон России, представителей культурных растений, сорняков, лекарственных растений.

Натуральные наглядные пособия и их препараты, сгруппированные по тому или иному признаку, образуют коллекцию. При изучении полезных ископаемых используются коллекции полезных ископаемых, при изу­чении частей растений или их размножения используется коллекция семян. На уроках могут быть использованы также коллекции удобрений, образ­цов металла и т.п.

От коллекций следует отличать наборы натуральных объектов и препаратов, в которых сгруппиро­ваны объекты хоть и связанные тематически, но не од­ного класса. Например, набор «Гранит и его составные части», включающий образцы горной породы - гранита и составляющих его минералов (полевого шпата, слюды, кварца).

В качестве наглядного пособия и объекта изучения на уроках «Окружающего мира» могут присутствовать вещи, которыми человек пользуется в быту, например, телефон, часы, компас, термометр и др. На уроках, связанных с изу­чением местных промышленных, сельскохозяйственных предприятий, используются образцы тканей, металлов, пищевых продуктов и т.п. При изучении исторических вопросов в качестве наглядного пособия учитель может принести предметы старины (посуда, одежда, орудия труда).

Искусственные пособия

Искусственные пособия отра­жают объекты и явления окружающего мира лишь опосредо­ванно, но также широко используютсяна уроках «Окружающего мира». Они подразделяются на объемные и плоскостные.

Объемные пособия – муляжи, модели, макеты.

Муляж - это слепок предмета, в точности передающий размеры и внеш­ний облик натуры. В качестве исход­ного материала для изготовления муляжей чаще всего выступает воск, гипс, пластилин, а сейчас и пластмассы. На уроках используются муляжи плодов, овощей, грибов. Могут быть использованы также муляжи живот­ных - лягушек, ящериц, муляжи внутренних органов жи­вотных или человека и др.

Модель - устройство, воспроизводя­щее строение или действие изучаемого объекта, явления. В отличие от муляжа в модели допускается некоторая условность в передаче оригинала: уменьшение или увеличение размера, условность окраски. В начальной школе применяются модели компаса, термометра, земного шара (глобус).

Используют также модели-разрезы, показывающие внутреннее строение вулкана, строение почвенного раз­реза, залегание подземных вод между водоупорными и водопроницаемыми пластами и т.п.

Особый тип моделей - динамические (действующие), воспроизводящие процессы, явления. К таковым можно отнести модель земного шара - глобус, который используется для демонстрации формы Земли, враще­ния Земли вокруг своей оси и для решения других ди­дактических задач. Для демонстрации обращения Земли вокруг Солнца на уроках окружающего мира используется модель системы «Земля - Солнце» - теллурий.

Макет - трехмерное изображение предмета в отличие от модели с менее точным соблюдением размеров, с допуском больших условностей и схематичности: макеты холма, оврага, вулкана, речной долины, горной страны.

Плоскостные наглядные пособия самая многочисленная группа в системе наглядных пособий по окружающему миру. По способу изображения их можно разделить на образные (учебные картины, таблицы, схемы) и условно-знаковые (географические и исторические карты).

Учебные картины нарисованы художником специально для использования в учебных целях. В начальных классах используются настенные картины, многие из которых специально выпущены для занятий по окружающему миру. Это картины форм рельефа (холм, овраг), отдельных представителей растительного и животного мира, природных зон, сцены исторических событий, портреты выдающихся людей и др.

В школе наряду со специально созданными учебными картинами используют также репродукции произведений мастеров живописи («Грачи прилетели», «Золотая осень», «Утро в лесу» - А. К. Саврасова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина).

Много таковых картин и на историческую тематику. Среди них можно выделить событийные картины, дающие представления о конкретном единичном событии: «Штурм Измаила» (худ. Е.В. Ванюков), «Военный совет в Филях» (худ А.Д. Кившенко). Типологические картины воспроизводят исторические события типичные для изучаемой эпохи. Например, полотна художника В.И. Лебедева «Полюдье», «Продажа крепостных крестьян» и др. Портреты – изображения исторических и политических деятелей, представителей науки и культуры. Во многих учебниках представлены портреты А.В. Суворова, М.В. Ломоносова, Е. Пугачева и др.

Но здесь важно помнить, что художественное произведение рассчитано на эмоциональное восприятие, что невозможен одинаковый подход к работе с учебной картиной и произведением искусства.

Учебные таблицы - это наглядные пособия, в которых с помощью рисунков, текста и цифровых обозначе­ний дана информация о том или ином изучаемом объекте, явлении. В качестве примера таблиц, используемых на уроках «Окружающего мира», можно назвать таблицы «Строение тела человека», «Ориентирование по Солнцу и местным признакам».

Таблицы служат не только иллюстративным материа­лом, но и средством выполнения практических работ. В этом качестве выступает, в частности, классный «Календарь природы и труда», в который дети систематически в соответствующие графы заносят показатели погоды, состояния неживой и живой природы, сезонного труда местного населения.

Схема представляет собой плоскостное изображение наиболее об­щих признаков объекта или явления. Схемы используются в качестве средства обобще­ния полученных ранее представлений при формировании соответствующего понятия. Для этих це­лей в начальном курсе «Окружающий мир» традиционно исполь­зуются схемы холма, родника, круговорота воды в при­роде, схема движения Земли вокруг Солнца и др.

Схемы и схе­матические рисунки, выполняемые учителем на классной доске по ходу объяснения того или иного материала, показывают объект или процесс в ди­намике. Синхронное восприятие учениками слова учите­ля и графического изображения заметно повышает глу­бину восприятия.

Географические и исторические карты относятся к знаковым средствам обучения, так как вся информация на них передается с помощью условных знаков.

При изучении окружающего мира используют сле­дующий картографический материал:

• настенные карты: физическая карта полушарий, физическая карта России, карта природных зон России, карты своей области, республики; исторические карты;

• настольные карты: карты учебников, учебных тетрадей, карты атласов (в настоящее время выпущены несколько вариантов красочных атласов «Наша Родина», «Мир и человек», в которых карты сочетаются с рисунками), контурные карты.

Аудиовизуальные средства обучения включаютэкранно-звуковые средства, звуковые средства, презентации.

В современных школах широко используют ся слайды. Особенностью слайдов является то, что они могут демонстрироваться фрагмен­тарно.

Видеофильмы позволяют по­казать реальные картины окружающего мира в динамике. Более того, видеофильмы представляют возможность сделать наглядны­ми природные процессы, протекающие слишком мед­ленно (например, образование оврага, развитие расте­ния) или очень быстро (например, движение крыльев у пчелы), - их можно показать ускоренными или замед­ленными.

Количество и многообразие учебных фильмов по естествознанию, экологии, истории постоянно растет. Большие перспективы для познания окружающего мира представляет телевидение. В настоящее время это мощнейший неформальный источник информации, который большей частью вполне доступен и для младших школьников.

Воспользовавшись кинокамерой, учитель может и сам подготовить видеофильмы, отражающие работу на экскурсиях, на субботниках, какие-то события для дальнейшего использования их в учебном процессе.

Звуковые средства обучения – это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шума леса, прибоя. Кроме этого на уроках используются записи рассказов ученых, путешественников и др.

Искусственные пособия

Искусственные пособия отра­жают объекты и явления окружающего мира лишь опосредо­ванно, но также широко используютсяна уроках «Окружающего мира». Они подразделяются на объемные и плоскостные.

Объемные пособия – муляжи, модели, макеты.

Муляж - это слепок предмета, в точности передающий размеры и внеш­ний облик натуры. В качестве исход­ного материала для изготовления муляжей чаще всего выступает воск, гипс, пластилин, а сейчас и пластмассы. На уроках используются муляжи плодов, овощей, грибов. Могут быть использованы также муляжи живот­ных - лягушек, ящериц, муляжи внутренних органов жи­вотных или человека и др.

Модель - устройство, воспроизводя­щее строение или действие изучаемого объекта, явления. В отличие от муляжа в модели допускается некоторая условность в передаче оригинала: уменьшение или увеличение размера, условность окраски. В начальной школе применяются модели компаса, термометра, земного шара (глобус).

Используют также модели-разрезы, показывающие внутреннее строение вулкана, строение почвенного раз­реза, залегание подземных вод между водоупорными и водопроницаемыми пластами и т.п.

Особый тип моделей - динамические (действующие), воспроизводящие процессы, явления. К таковым можно отнести модель земного шара - глобус, который используется для демонстрации формы Земли, враще­ния Земли вокруг своей оси и для решения других ди­дактических задач. Для демонстрации обращения Земли вокруг Солнца на уроках окружающего мира используется модель системы «Земля - Солнце» - теллурий.

Макет - трехмерное изображение предмета в отличие от модели с менее точным соблюдением размеров, с допуском больших условностей и схематичности: макеты холма, оврага, вулкана, речной долины, горной страны.

Плоскостные наглядные пособия самая многочисленная группа в системе наглядных пособий по окружающему миру. По способу изображения их можно разделить на образные (учебные картины, таблицы, схемы) и условно-знаковые (географические и исторические карты).

Учебные картины нарисованы художником специально для использования в учебных целях. В начальных классах используются настенные картины, многие из которых специально выпущены для занятий по окружающему миру. Это картины форм рельефа (холм, овраг), отдельных представителей растительного и животного мира, природных зон, сцены исторических событий, портреты выдающихся людей и др.

В школе наряду со специально созданными учебными картинами используют также репродукции произведений мастеров живописи («Грачи прилетели», «Золотая осень», «Утро в лесу» - А. К. Саврасова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина).

Много таковых картин и на историческую тематику. Среди них можно выделить событийные картины, дающие представления о конкретном единичном событии: «Штурм Измаила» (худ. Е.В. Ванюков), «Военный совет в Филях» (худ А.Д. Кившенко). Типологические картины воспроизводят исторические события типичные для изучаемой эпохи. Например, полотна художника В.И. Лебедева «Полюдье», «Продажа крепостных крестьян» и др. Портреты – изображения исторических и политических деятелей, представителей науки и культуры. Во многих учебниках представлены портреты А.В. Суворова, М.В. Ломоносова, Е. Пугачева и др.

Но здесь важно помнить, что художественное произведение рассчитано на эмоциональное восприятие, что невозможен одинаковый подход к работе с учебной картиной и произведением искусства.

Учебные таблицы - это наглядные пособия, в которых с помощью рисунков, текста и цифровых обозначе­ний дана информация о том или ином изучаемом объекте, явлении. В качестве примера таблиц, используемых на уроках «Окружающего мира», можно назвать таблицы «Строение тела человека», «Ориентирование по Солнцу и местным признакам».

Таблицы служат не только иллюстративным материа­лом, но и средством выполнения практических работ. В этом качестве выступает, в частности, классный «Календарь природы и труда», в который дети систематически в соответствующие графы заносят показатели погоды, состояния неживой и живой природы, сезонного труда местного населения.

Схема представляет собой плоскостное изображение наиболее об­щих признаков объекта или явления. Схемы используются в качестве средства обобще­ния полученных ранее представлений при формировании соответствующего понятия. Для этих це­лей в начальном курсе «Окружающий мир» традиционно исполь­зуются схемы холма, родника, круговорота воды в при­роде, схема движения Земли вокруг Солнца и др.

Схемы и схе­матические рисунки, выполняемые учителем на классной доске по ходу объяснения того или иного материала, показывают объект или процесс в ди­намике. Синхронное восприятие учениками слова учите­ля и графического изображения заметно повышает глу­бину восприятия.

Географические и исторические карты относятся к знаковым средствам обучения, так как вся информация на них передается с помощью условных знаков.

При изучении окружающего мира используют сле­дующий картографический материал:

• настенные карты: физическая карта полушарий, физическая карта России, карта природных зон России, карты своей области, республики; исторические карты;

• настольные карты: карты учебников, учебных тетрадей, карты атласов (в настоящее время выпущены несколько вариантов красочных атласов «Наша Родина», «Мир и человек», в которых карты сочетаются с рисунками), контурные карты.

Аудиовизуальные средства обучения включаютэкранно-звуковые средства, звуковые средства, презентации.

В современных школах широко используют ся слайды. Особенностью слайдов является то, что они могут демонстрироваться фрагмен­тарно.

Видеофильмы позволяют по­казать реальные картины окружающего мира в динамике. Более того, видеофильмы представляют возможность сделать наглядны­ми природные процессы, протекающие слишком мед­ленно (например, образование оврага, развитие расте­ния) или очень быстро (например, движение крыльев у пчелы), - их можно показать ускоренными или замед­ленными.

Количество и многообразие учебных фильмов по естествознанию, экологии, истории постоянно растет. Большие перспективы для познания окружающего мира представляет телевидение. В настоящее время это мощнейший неформальный источник информации, который большей частью вполне доступен и для младших школьников.

Воспользовавшись кинокамерой, учитель может и сам подготовить видеофильмы, отражающие работу на экскурсиях, на субботниках, какие-то события для дальнейшего использования их в учебном процессе.

Звуковые средства обучения – это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шума леса, прибоя. Кроме этого на уроках используются записи рассказов ученых, путешественников и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.192 (0.013 с.)