![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие методики преподавания естествознания и обществознания в 20 веке и на современном этапеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1917-1950-ые годы. После Октябрьской революции первые два года не было общих, обязательных для всех школ страны программ; местные органы просвещения работали по своему усмотрению. В первых учебных планах, разработанных Наркомпросом РСФСР в 1920 году, естествознание и география выделялись в отдельные предметы. Ввиду отсутствия новых учебников по географии и естествознанию в школах использовались учебники дореволюционных авторов. Название предмета история было заменено обществоведением, представлявшим собой синтез политэкономии, права и социологии. Сделано это было в целях повышения внимания к современности. В 1924году были введены новые учебные программы, известные как программы ГУСа (Государственного Ученого совета). В первой ступени школы (I—IV классы) изучение отдельных предметов заменялось так называемыми комплексными темами, включавшими естествоведческие, географические и обществоведческие вопросы. Одной из главных задач того времени являлась подготовка учащихся к трудовой деятельности. Весь учебный материал должен быть синтезирован по трем разделам (колонкам): природа – труд – общество. Стержнем программы был труд. В области обществоведческого образования был осуществлен переход на позиции воинствующего атеизма. По такому комплексному методу обучения учебный материал русского языка, арифметики, естествознания, географии, обществоведения группировался вокруг определенных тем: «Река, «Лес», «Весенний сев» и т.д. Изучение того или иного комплекса рекомендовалось строить на основе двух подходов – трудового и экскурсионного. Трудовой подход заключался в том, что тема начиналась с подлинной работы, например, с участия в сортировке зерна. Во время работы изучаются действия соответствующих машин, в школе затем изучаются взятые образцы семян, их строение, прорастание и т.п. Так как в большинстве случаев трудовой подход сопряжен с выходом из школы, то его можно назвать и трудовой экскурсией. Одной их характерных разновидностей активно-трудовой деятельности являлся метод проектов, который состоял в том, что учащийся, а чаще группа, берет на себя осуществление какой-либо конкретной работы: вывести и вырастить цыплят, получить рассаду и т.п.
Положительным моментом обучения в 20-х годах прошлого столетия является связь школы с жизнью, усиление краеведения и экскурсионной работы. Однако отсутствие системы в обучении, твердой научной основы, распыление природоведческого, географического, исторического материала по отдельным темам сказалось на научном уровне образования. В то же время начавшаяся индустриализация страны потребовала новых высокограмотных работников, соответствующих научных кадров. Поэтому в 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) был положен конец «методическому прожектерству» и предложено Наркомпросу немедленно создать программы, обеспечивающие точно очерченный круг систематизированных знаний. Основной формой организации учебной деятельности был вновь признан урок. Естествознание, география и история как самостоятельные предметы возвращаются в начальную школу в III и IV классы, в I и II классах знания о природе должны были давать на уроках чтения и развития речи, а также на экскурсиях в природу и путем организации внеклассных наблюдений в природе, в живом уголке и на пришкольном участке. Историю продолжают изучать в IV классе. В ее преподавании вновь возвращается принцип историко-хронологической последовательности. Значительный вклад в развитие методики преподавания начального естествознания этого периода внес Константин Павлович Ягодовский (1877—1943). Соглашаясь с А.Я. Гердом о необходимости выделения естествознания в начальной школе в особый учебный предмет, Ягодовский, однако, был против расчленения курса естествознания на неорганическую природу, ботанику, зоологию. Он считал, что дети должны овладеть обширными знаниями о природе в целом. Большое значение для развития методики биологии, естествознания имели труды Б.Е. Райкова. В определении начальной географии и методики ее преподавания важную роль сыграли А. А. Половинкин, К. А. Сонгайло. Они последовательно излагали требования к изучению детьми плана и карты, проведению практических работ, экскурсий, ознакомлению школьников с окружающей природой и жизнью населения. В это же время начал свою деятельность как методист начального обучения естествознанию известный специалист дидактики Михаил Николаевич Скаткин (1900—1992). Широко известна его книга «Методика преподавания естествознания в начальной школе», в течение нескольких десятилетий миллионы младших школьников учились по его учебнику «Природоведение».
Что касается формирования отношений детей к окружающему миру, то первые десятилетия советского периода характеризуются активной работой по преодолению «созерцательного» отношения к природе в сторону «подчинения сил природы», «переделывания ее в интересах общества», «овладения стихиями», «преобразования природы». Воспитывался жесткий прагматизм. Однако этот прагматизм предполагал и охрану природы. В 1923 году на Центральной биостанции юных натуралистов был впервые отмечен День леса, а весной 1927 года – День птиц. Эти юннатские праздники становятся традиционными и местами проводятся до настоящего времени. В школьных учебниках естествознания становятся обычными вопросы охраны природы. С 1958 г. вводится обязательное восьмилетнее образование. В учебные планы школ в 4 класс был введен новый интегрированный предмет – природоведение, вместо изучавшихся ранее естествознания и географии. Большое внимание в методике преподавания предмета уделялось связи с жизнью. Программа по природоведению предусматривала изучение системы представлений и элементарных понятий о неживой и живой природе, труде людей, ряда географических представлений. В I, II, III классах природоведческий материал продолжал даваться на уроках объяснительного чтения. В IV классе изучался эпизодический курс истории СССР. 60-80-е годы ХХ века. Учитывая важность изучения природы для развития познавательных способностей школьников и как фундамента к системе естественных дисциплин в средней школе в конце 60-х годов природоведение как самостоятельная дисциплина изучается во II и III классах. Сложившаяся структура курса (II класс - «Сезонные изменения в природе и жизни людей»; III класс - «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и карте», «Разнообразие природы нашей Родины», «Организм человека и охрана здоровья») в основном сохранилась до конца 80-х годов. Авторами учебников, по которым учились многие поколения младших школьников, были З. А. Клепинина (II класс) и Л.Ф. Мельчаков (3 класс). К началу 60-х годов с обострением экологической ситуации резко возрастает внимание к вопросам охраны природы. Стремление победить природу постепенно уступает место осознанию необходимости беречь природу, рационально использовать ее богатства. В 60-е годы во всех союзных республиках принимают законы об охране природы, которые обязывают министерства просвещения включать в ряд учебных предметов вопросы охраны природы. В 1968 году в Париже была созвана Межправительственная конференция ЮНЕСКО, принявшая обширную программу действий «Человек и биосфера». В этой программе впервые была отмечена необходимость глобального, общечеловеческого характера образования в области окружающей среды. Развитию исследований в области природоохранительного воспитания способствовало создание в 1969 году в Научно-исследовательском институте содержания и методов обучения АПН СССР лаборатории природоохранительного (позднее экологического) образования. Заметный вклад в разработку теоретических вопросов природоохранительного образования в это время внесли академик И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Л.П. Салеева-Симонова.
С 1984 года в соответствии с «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы» в ряде школ вводится четырехлетнее начальное обучение. Для этих классов создаются новые программы, учебники. Определяется следующая структура природоведческих дисциплин в четырехлетней школе: I—II классы - «Ознакомление с окружающим миром», III—IV - «Природоведение». Авторами программы и учебников «Ознакомление с окружающим миром» и рабочих тетрадей к ним стали А.А. Плешаков и О.Н. Сороцкая. В школах с трехлетним сроком начального обучения природоведение остается традиционное (II кл. – авт. З.А. Клепинина, III кл. – М.Н Мельчаков). Специальных обществоведческих дисциплин учебные планы начальной школы в этот период не включают. Соответствующие знания вводятся в курсе «Ознакомление с окружающим миром» и продолжают изучаться на уроках чтения. Ознакомление младших школьников с окружающим миром на современном этапе. В 90-е годы происходят коренные преобразования в общественной жизни страны. Демократизация системы образования привела к вариативности начального образования, появлению различных учебных дисциплин природоведческой, географической и обществоведческой направленности. В содержании образования рассматриваемого направления в этот период прослеживаются следующие тенденции. 1. Экологизация природоведческих дисциплин, в том числе и в начальной школе. Четко выраженную экологическую направленность имели учебники и пособия А.А. Плешакова. В некоторых школах изучаются факультативные курсы экологии. 2. Интеграция и дифференциация образования. В единый курс объединяются не только природоведческие знания (естествознание и география), но и знания о социальном окружении школьника. Интегрированный курс «Окружающий мир» разрабатывается и вводится разными авторами. 3. Повышение внимания к региональному компоненту образования. В регионах появляются программы природоведения, экологии, истории и учебные пособия к ним, ориентированные на свою область, республику, край. 4. Направленность на развитие школьников в процессе изучения дисциплин «Окружающего мира». Установка на разностороннее развитие в наиболее явном виде нашла отражение в курсах окружающего мира в дидактической системе Л. В. Занкова (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) и системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (авт. Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева).
Специфика современного курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших Согласно ФГОС НОО второго поколения предметные результаты освоения основной образовательной программы курса "Окружающий мир" отражают: 1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует культурно-ценностные ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры. 3. Цель, образовательные задачи, принципы и содержание предмета "Окружающий мир"
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 5150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.29.183 (0.014 с.) |