Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие методики преподавания естествознания и обществознания в 20 веке и на современном этапеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1917-1950-ые годы. После Октябрьской революции первые два года не было общих, обязательных для всех школ страны программ; местные органы просвещения работали по своему усмотрению. В первых учебных планах, разработанных Наркомпросом РСФСР в 1920 году, естествознание и география выделялись в отдельные предметы. Ввиду отсутствия новых учебников по географии и естествознанию в школах использовались учебники дореволюционных авторов. Название предмета история было заменено обществоведением, представлявшим собой синтез политэкономии, права и социологии. Сделано это было в целях повышения внимания к современности. В 1924году были введены новые учебные программы, известные как программы ГУСа (Государственного Ученого совета). В первой ступени школы (I—IV классы) изучение отдельных предметов заменялось так называемыми комплексными темами, включавшими естествоведческие, географические и обществоведческие вопросы. Одной из главных задач того времени являлась подготовка учащихся к трудовой деятельности. Весь учебный материал должен быть синтезирован по трем разделам (колонкам): природа – труд – общество. Стержнем программы был труд. В области обществоведческого образования был осуществлен переход на позиции воинствующего атеизма. По такому комплексному методу обучения учебный материал русского языка, арифметики, естествознания, географии, обществоведения группировался вокруг определенных тем: «Река, «Лес», «Весенний сев» и т.д. Изучение того или иного комплекса рекомендовалось строить на основе двух подходов – трудового и экскурсионного. Трудовой подход заключался в том, что тема начиналась с подлинной работы, например, с участия в сортировке зерна. Во время работы изучаются действия соответствующих машин, в школе затем изучаются взятые образцы семян, их строение, прорастание и т.п. Так как в большинстве случаев трудовой подход сопряжен с выходом из школы, то его можно назвать и трудовой экскурсией. Одной их характерных разновидностей активно-трудовой деятельности являлся метод проектов, который состоял в том, что учащийся, а чаще группа, берет на себя осуществление какой-либо конкретной работы: вывести и вырастить цыплят, получить рассаду и т.п. Положительным моментом обучения в 20-х годах прошлого столетия является связь школы с жизнью, усиление краеведения и экскурсионной работы. Однако отсутствие системы в обучении, твердой научной основы, распыление природоведческого, географического, исторического материала по отдельным темам сказалось на научном уровне образования. В то же время начавшаяся индустриализация страны потребовала новых высокограмотных работников, соответствующих научных кадров. Поэтому в 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) был положен конец «методическому прожектерству» и предложено Наркомпросу немедленно создать программы, обеспечивающие точно очерченный круг систематизированных знаний. Основной формой организации учебной деятельности был вновь признан урок. Естествознание, география и история как самостоятельные предметы возвращаются в начальную школу в III и IV классы, в I и II классах знания о природе должны были давать на уроках чтения и развития речи, а также на экскурсиях в природу и путем организации внеклассных наблюдений в природе, в живом уголке и на пришкольном участке. Историю продолжают изучать в IV классе. В ее преподавании вновь возвращается принцип историко-хронологической последовательности. Значительный вклад в развитие методики преподавания начального естествознания этого периода внес Константин Павлович Ягодовский (1877—1943). Соглашаясь с А.Я. Гердом о необходимости выделения естествознания в начальной школе в особый учебный предмет, Ягодовский, однако, был против расчленения курса естествознания на неорганическую природу, ботанику, зоологию. Он считал, что дети должны овладеть обширными знаниями о природе в целом. Большое значение для развития методики биологии, естествознания имели труды Б.Е. Райкова. В определении начальной географии и методики ее преподавания важную роль сыграли А. А. Половинкин, К. А. Сонгайло. Они последовательно излагали требования к изучению детьми плана и карты, проведению практических работ, экскурсий, ознакомлению школьников с окружающей природой и жизнью населения. В это же время начал свою деятельность как методист начального обучения естествознанию известный специалист дидактики Михаил Николаевич Скаткин (1900—1992). Широко известна его книга «Методика преподавания естествознания в начальной школе», в течение нескольких десятилетий миллионы младших школьников учились по его учебнику «Природоведение». Что касается формирования отношений детей к окружающему миру, то первые десятилетия советского периода характеризуются активной работой по преодолению «созерцательного» отношения к природе в сторону «подчинения сил природы», «переделывания ее в интересах общества», «овладения стихиями», «преобразования природы». Воспитывался жесткий прагматизм. Однако этот прагматизм предполагал и охрану природы. В 1923 году на Центральной биостанции юных натуралистов был впервые отмечен День леса, а весной 1927 года – День птиц. Эти юннатские праздники становятся традиционными и местами проводятся до настоящего времени. В школьных учебниках естествознания становятся обычными вопросы охраны природы. С 1958 г. вводится обязательное восьмилетнее образование. В учебные планы школ в 4 класс был введен новый интегрированный предмет – природоведение, вместо изучавшихся ранее естествознания и географии. Большое внимание в методике преподавания предмета уделялось связи с жизнью. Программа по природоведению предусматривала изучение системы представлений и элементарных понятий о неживой и живой природе, труде людей, ряда географических представлений. В I, II, III классах природоведческий материал продолжал даваться на уроках объяснительного чтения. В IV классе изучался эпизодический курс истории СССР. 60-80-е годы ХХ века. Учитывая важность изучения природы для развития познавательных способностей школьников и как фундамента к системе естественных дисциплин в средней школе в конце 60-х годов природоведение как самостоятельная дисциплина изучается во II и III классах. Сложившаяся структура курса (II класс - «Сезонные изменения в природе и жизни людей»; III класс - «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и карте», «Разнообразие природы нашей Родины», «Организм человека и охрана здоровья») в основном сохранилась до конца 80-х годов. Авторами учебников, по которым учились многие поколения младших школьников, были З. А. Клепинина (II класс) и Л.Ф. Мельчаков (3 класс). К началу 60-х годов с обострением экологической ситуации резко возрастает внимание к вопросам охраны природы. Стремление победить природу постепенно уступает место осознанию необходимости беречь природу, рационально использовать ее богатства. В 60-е годы во всех союзных республиках принимают законы об охране природы, которые обязывают министерства просвещения включать в ряд учебных предметов вопросы охраны природы. В 1968 году в Париже была созвана Межправительственная конференция ЮНЕСКО, принявшая обширную программу действий «Человек и биосфера». В этой программе впервые была отмечена необходимость глобального, общечеловеческого характера образования в области окружающей среды. Развитию исследований в области природоохранительного воспитания способствовало создание в 1969 году в Научно-исследовательском институте содержания и методов обучения АПН СССР лаборатории природоохранительного (позднее экологического) образования. Заметный вклад в разработку теоретических вопросов природоохранительного образования в это время внесли академик И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Л.П. Салеева-Симонова. С 1984 года в соответствии с «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы» в ряде школ вводится четырехлетнее начальное обучение. Для этих классов создаются новые программы, учебники. Определяется следующая структура природоведческих дисциплин в четырехлетней школе: I—II классы - «Ознакомление с окружающим миром», III—IV - «Природоведение». Авторами программы и учебников «Ознакомление с окружающим миром» и рабочих тетрадей к ним стали А.А. Плешаков и О.Н. Сороцкая. В школах с трехлетним сроком начального обучения природоведение остается традиционное (II кл. – авт. З.А. Клепинина, III кл. – М.Н Мельчаков). Специальных обществоведческих дисциплин учебные планы начальной школы в этот период не включают. Соответствующие знания вводятся в курсе «Ознакомление с окружающим миром» и продолжают изучаться на уроках чтения. Ознакомление младших школьников с окружающим миром на современном этапе. В 90-е годы происходят коренные преобразования в общественной жизни страны. Демократизация системы образования привела к вариативности начального образования, появлению различных учебных дисциплин природоведческой, географической и обществоведческой направленности. В содержании образования рассматриваемого направления в этот период прослеживаются следующие тенденции. 1. Экологизация природоведческих дисциплин, в том числе и в начальной школе. Четко выраженную экологическую направленность имели учебники и пособия А.А. Плешакова. В некоторых школах изучаются факультативные курсы экологии. 2. Интеграция и дифференциация образования. В единый курс объединяются не только природоведческие знания (естествознание и география), но и знания о социальном окружении школьника. Интегрированный курс «Окружающий мир» разрабатывается и вводится разными авторами. 3. Повышение внимания к региональному компоненту образования. В регионах появляются программы природоведения, экологии, истории и учебные пособия к ним, ориентированные на свою область, республику, край. 4. Направленность на развитие школьников в процессе изучения дисциплин «Окружающего мира». Установка на разностороннее развитие в наиболее явном виде нашла отражение в курсах окружающего мира в дидактической системе Л. В. Занкова (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) и системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (авт. Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева). Специфика современного курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших Согласно ФГОС НОО второго поколения предметные результаты освоения основной образовательной программы курса "Окружающий мир" отражают: 1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует культурно-ценностные ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры. 3. Цель, образовательные задачи, принципы и содержание предмета "Окружающий мир"
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 5088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.74.231 (0.007 с.) |