Развитие методики преподавания естествознания и обществознания в 20 веке и на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие методики преподавания естествознания и обществознания в 20 веке и на современном этапе



1917-1950-ые годы. После Октябрьской революции пер­вые два года не было общих, обяза­тельных для всех школ страны про­грамм; местные органы просвещения работали по своему усмотрению. В первых учебных пла­нах, разработанных Наркомпросом РСФСР в 1920 году, естествознание и география выделялись в отдельные предметы. Ввиду отсутствия новых учебни­ков по географии и естествознанию в школах использо­вались учебники дореволюционных авторов. Название предмета история было заменено общест­воведением, представлявшим собой синтез политэконо­мии, права и социологии. Сделано это было в целях по­вышения внимания к современности.

В 1924году были введены новые учебные програм­мы, известные как программы ГУСа (Государственного Ученого совета). В первой ступени школы (I—IV классы) изучение отдельных предметов заменялось так называе­мыми комплексными темами, включавшими естествоведческие, географические и обществоведческие вопро­сы. Одной из главных задач того времени являлась подготовка учащихся к трудовой деятельности. Весь учебный материал должен быть синтезирован по трем разделам (колонкам): природа – труд – общество. Стержнем программы был труд. В об­ласти обществоведческого образования был осуществлен переход на позиции воинствующего атеизма.

По такому комплексному методу обучения учебный материал русского языка, арифметики, естествознания, географии, обществоведения группировался вокруг опре­деленных тем: «Река, «Лес», «Весенний сев» и т.д. Изуче­ние того или иного комплекса рекомендовалось строить на основе двух подходов – трудового и экскурсионного. Трудовой подход заключался в том, что тема начиналась с подлинной работы, например, с участия в сортировке зерна. Во время работы изучаются действия соответст­вующих машин, в школе затем изучаются взятые образ­цы семян, их строение, прорастание и т.п. Так как в большинстве слу­чаев трудовой подход сопряжен с выходом из школы, то его можно назвать и трудовой экскурсией. Одной их характерных разновидностей активно-трудовой деятельности являлся метод проектов, который состоял в том, что учащийся, а чаще группа, берет на себя осуществление какой-либо конкретной работы: вывести и вырастить цыплят, полу­чить рассаду и т.п.

Положительным моментом обучения в 20-х годах прошлого столетия является связь школы с жизнью, усиление краеведе­ния и экскурсионной работы. Однако отсутствие системы в обучении, твердой научной основы, распыление природоведческого, гео­графического, исторического мате­риала по отдельным темам сказалось на научном уровне образования. В то же время начавшаяся индустриализация страны потребо­вала новых высокограмотных работников, соответствую­щих научных кадров. Поэтому в 1931 году Постановле­нием ЦК ВКП (б) был положен конец «методическому прожектерству» и предложено Наркомпросу немедленно создать программы, обеспечи­вающие точно очерченный круг систематизированных знаний. Основной формой организации учебной дея­тельности был вновь признан урок. Естествознание, география и история как самостоятельные предметы воз­вращаются в начальную школу в III и IV классы, в I и II классах знания о природе должны были давать на уроках чтения и развития речи, а также на экскурсиях в природу и путем организации внеклассных наблюдений в природе, в жи­вом уголке и на пришкольном участке. Историю про­должают изучать в IV классе. В ее преподавании вновь возвращается прин­цип историко-хронологической последовательности.

Значительный вклад в развитие методики преподавания начального естество­знания этого периода внес Константин Павлович Ягодовский (1877—1943). Соглашаясь с А.Я. Гердом о необходимости выделения естествозна­ния в начальной школе в особый учебный предмет, Яго­довский, однако, был против расчленения курса естест­вознания на неорганическую природу, ботанику, зооло­гию. Он считал, что дети должны овладеть обширными знаниями о природе в целом.

Большое значение для развития методики биологии, естествознания имели труды Б.Е. Райкова. В определении начальной географии и методики ее преподавания важную роль сыграли А. А. Половинкин, К. А. Сонгайло. Они последовательно излагали требования к изучению детьми плана и карты, проведению практиче­ских работ, экскурсий, ознакомлению школьников с ок­ружающей природой и жизнью населения.

В это же время начал свою деятельность как мето­дист начального обучения естествознанию известный специалист дидактики Михаил Николаевич Скаткин (1900—1992). Широко известна его книга «Методика преподавания естествознания в начальной школе», в течение нескольких десятилетий мил­лионы младших школьников учились по его учебнику «Природоведение».

Что касается формирования отношений детей к ок­ружающему миру, то первые десятилетия советского пе­риода характеризуются активной работой по преодоле­нию «созерцательного» отношения к природе в сторону «подчинения сил природы», «переделывания ее в инте­ресах общества», «овладения стихиями», «преобра­зования природы». Вос­питывался жесткий прагматизм. Однако этот прагматизм предполагал и охрану природы. В 1923 году на Цен­тральной биостанции юных натуралистов был впервые отмечен День леса, а весной 1927 года – День птиц. Эти юннатские праздники становятся традиционными и мес­тами проводятся до настоящего времени. В школьных учебниках естествознания становятся обычными вопросы охраны природы.

С 1958 г. вводится обязательное восьмилетнее обра­зование. В учебные планы школ в 4 класс был введен новый интегрированный пред­мет – природоведение, вместо изучавшихся ранее естествознания и географии. Большое внимание в методике преподавания предмета уделялось связи с жизнью. Программа по при­родоведению предусматривала изучение системы пред­ставлений и элементарных понятий о неживой и живой природе, труде людей, ряда географических представле­ний. В I, II, III классах природоведческий материал про­должал даваться на уроках объяснительного чтения. В IV классе изучался эпизодический курс истории СССР.

60-80-е годы ХХ века. Учитывая важность изучения приро­ды для развития познавательных спо­собностей школьников и как фундамента к систе­ме естественных дисциплин в сред­ней школе в конце 60-х годов природоведение как самостоятельная дисциплина изучается во II и III классах. Сложившаяся структура курса (II класс - «Сезонные изменения в природе и жизни людей»; III класс - «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и карте», «Разнообразие природы нашей Роди­ны», «Организм человека и охрана здоровья») в основ­ном сохранилась до конца 80-х годов.

Авторами учебников, по которым учились многие поколения младших школьников, были З. А. Клепинина (II класс) и Л.Ф. Мельчаков (3 класс).

К началу 60-х годов с обострением экологической ситуации резко возрастает внимание к вопросам охраны природы. Стремление победить природу постепенно ус­тупает место осознанию необходимости беречь природу, рационально использовать ее богатства. В 60-е годы во всех союзных республиках принимают законы об охране природы, которые обязы­вают министерства просвещения включать в ряд учебных предметов вопросы охраны природы. В 1968 году в Париже была со­звана Межправительственная конференция ЮНЕСКО, принявшая обширную программу действий «Человек и биосфера». В этой программе впервые была отмечена необходимость глобального, общечеловеческого характера образо­вания в области окружающей среды.

Развитию исследований в области природоохрани­тельного воспитания способствовало создание в 1969 го­ду в Научно-исследовательском институте содержания и методов обучения АПН СССР лаборатории природоохранительного (позднее экологического) образования. Заметный вклад в разработку теоретических вопросов природоохранительного образования в это время внесли академик И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Л.П. Салеева-Симонова.

С 1984 года в соответствии с «Основными направле­ниями реформы общеобразовательной и профессиональ­ной школы» в ряде школ вводится четырехлетнее на­чальное обучение. Для этих классов создаются новые программы, учебники. Определяется следующая структу­ра природоведческих дисциплин в четырехлетней школе: I—II классы - «Ознакомление с окружающим миром», III—IV - «Природоведение». Авторами программы и учебников «Оз­накомление с окружающим миром» и рабочих тетрадей к ним стали А.А. Плешаков и О.Н. Сороцкая. В школах с трехлетним сроком начального обучения при­родоведение остается традиционное (II кл. – авт. З.А. Клепинина, III кл. – М.Н Мельчаков). Специальных обществоведческих дисциплин учебные планы начальной школы в этот пе­риод не включают. Соответствующие знания вводятся в курсе «Ознакомление с окружающим миром» и продолжают изучаться на уроках чтения.

Ознакомление младших школьников с окружающим миром на современном этапе. В 90-е годы происходят коренные преобразования в общественной жизни страны. Демократизация системы образования привела к вариативности начального обра­зования, появлению различных учебных дисциплин при­родоведческой, географической и обще­ствоведческой направленности. В содержании образования рассматриваемого направления в этот период прослеживаются следующие тенденции.

1. Экологизация природоведческих дисциплин, в том числе и в начальной школе. Четко вы­раженную экологическую направленность имели учебники и пособия А.А. Плешакова. В некоторых школах изучаются факультативные курсы экологии.

2. Интеграция и дифференциация образования. В единый курс объединяются не толь­ко природоведческие знания (естествознание и география), но и знания о социальном окружении школьника. Интегрированный курс «Окружающий мир» разрабатывается и вводится разными авторами.

3. Повышение внимания к региональному компоненту образования. В ре­гионах появляются программы природоведения, эколо­гии, истории и учебные пособия к ним, ориентированные на свою область, республику, край.

4. Направленность на развитие школьников в процессе изучения дисциплин «Окружающего мира». Установка на разностороннее разви­тие в наиболее явном виде нашла отражение в курсах окружающего мира в дидактической системе Л. В. Занкова (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) и системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (авт. Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева).

Специфика современного курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших

Согласно ФГОС НОО второго поколения предметные результаты освоения основной образовательной программы курса "Окружающий мир" отражают:

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы.

Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует культурно-ценностные ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

3. Цель, образовательные задачи, принципы и содержание предмета "Окружающий мир"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 4928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.013 с.)