Кафедра физики и методики обучения 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра физики и методики обучения



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

КАФЕДРА ФИЗИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий кафедрой ______________ Галиева Е.В.

Протокол №____от «____________» 2012 г.

ЛЕВИНА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Планы групповых занятий

Занятие № 1 – Семинар.

Тема: «Естествознание как феномен общечеловеческой культуры».

Цель: формирование у студентов представления о цивилизационной значимости естественнонаучной культуры.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика естествознания. Объект, предмет, цель, классификация естественных наук (по объекту, по методам, по вкладу). Характерные черты современного естествознания.

2. Понятие естественнонаучной картины мира. Парадигма в науке, научная революция, ее характерные черты. Закономерности становления естественнонаучной картины мира. Этапы развития естествознания: доклассический, классический, неклассический и постнеклассический.

3. Этапы естественнонаучного познания. Методы познания: эмпирические, теоретические и всеобщие (методы логики).

4. Процесс изучения природы как средство духовного развития человека. Идейный вклад естествознания в развитие духовной культуры человечества.

Литература

1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

2. Гачев Г. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. – М., 2003.

3. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М., 2008.

4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Любое издание.

5. Гриб А.А. Концепции современного естествознания. – М., 2003.

6. Дмитриев Н.С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. – СПб., 1999.

7. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск, 1997.

8. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Любое издание.

9. Козырев Н.А. Избранные труды. – Л., 1991.

10. Кузнецов В.И. Естествознание. – М., 1996.

11. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. - М., 2007.

12. Найдыщ В.М. Концепции современного естествознания. – М., 1999.

13. Энциклопедия «Современное естествознание» в 10-ти томах. Т. 2., 2001.

Занятие № 2 (интерактивное) – «Круглый стол» (4 часа).

Тема: «От целостного естествознания к целостной культуре».

Цель: формирование способности понимать значение культуры как целостной формы человеческого существования.

 

Вопросы для обсуждения:

1. История понятия «культура». Культура духовная и материальная. Отрасли духовной культуры: философия, наука, религия, искусство.

2. Наука, характерные черты научного познания мира. Этапы познания, научный метод.

3. Философия в системе культуры. Основные разделы философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, логика, аксиология. Основные проблемы, исследуемые философией. Понятие и содержание методов философии. Направления в философии. Функции философии. Онтологическая сторона основного вопроса философии. Философия и естествознание.

4. Религия в системе культуры. Религия как форма познания мира. Основные истины религии. Естественнонаучное знание и его Богословское осмысление.

5. Искусство в системе культуры. Сущность искусства. Искусство и естествознание. Интуиция в науке. Художественные образы и научные понятия.

6. Триада «целостность природы – целостность культуры – целостность человеческой личности» как перспектива духовного совершенствования человечества.

Темы докладов:

1. Современная физика и религиозное откровение. Два града: диалог науки и религии.

3. Великий Леонардо да Винчи. Вклад в науку и искусство.

4. Жизнь и творчество ученых: Б. Паскаль, Н. Коперник, Г. Лейбниц, И. Ньютон…

7. Золотое сечение в природе и в искусстве (музыка, поэзия).

Литература

1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1991.

2. Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика, философия и религия. – Кострома, 1996.

3. Гика М.. Эстетика пропорций в природе и искусстве. — М., 1936.

4. Горбачев В.В. Принцип дополнительности Бора в современном естествознании. Вестник РАЕН, 2001. Т.1. № 3.

5. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М., 2008.

6. Горбачев В.В. Место и значение антропного принципа в естествознании. Вестник МГУП. – М., 2005.

7. Гриб А.А. Антропный принцип в космологии и его Богословское значение. «Страницы» 5, вып. 3., 2000.

8. Гриб А.А. Современная физика и религиозное откровение. – М: РАН, институт философии, 2002.

9. Гейзенберг В. Философия и физика. Часть и целое. – М., 1989.

10. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987.

11. Ковалев Ф.В. История золотого сечения. – М., 2008.

12. Леонардо да Винчи. Избранные произведения в 2-х томах. СПб., 1999.

13. Марутаев Н. Гармония как закономерность природы. – М., 1990.

14. Милованов В.П. Синергетика и самоорганизация. – М., 2005.

15. Московский А.В. Христианство и наука. – М., 2001.

16. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. - М., 1993.

17. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы.- М., 1994.

18. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. – М., 1998.

19. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – М., 2006.

20. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания.- М., 1999.

21. Планк М. Единство физической картины мира. - М., 1966.

22. Простые соотношения в природе. – М., 1996.

23. Петухов С.В. Геометрия живой природы и алгоритмы самоорганизации. – М., 1988.

24. Пригожин И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

25. Сноу Ч. Две культуры. – М., 1973.

26. Тарасов Б. Блез Паскаль.- М., 2002.

27. Тарасов Б. Мыслящий тростник.- М., 2004.

28. Философия, наука, цивилизация. – М., 1999.

29. Фок В.А. «Николай Коперник» К 410-летию со дня смерти. – М., 1955.

30. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., Наука, 1992.

31. Шредер Дж. Шесть дней творения и Большой Взрыв. Поиски гармонии между современной наукой и Библией. – М., 2000.

Занятие № 3 – Семинар (4 часа).

Тема: «Особенности описания природы в рамках классического естествознания».

Цель: формирование способности понимать особенности стратегии мышления во времена классического естествознания на основе знания фундаментальных открытий того времени.

Вопросы для обсуждения:

1. История классического естествознания в лицах (Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно, Т. Браге, И. Кеплер, И. Ньютон, М. Фарадей, и др.).

2. Коперниканская научная революция 1543 г.

3. Зарождение науки нового времени. Г. Галилей.

4. Законы планетных движений И. Кеплера.

5. Механика И. Ньютона – каковы ее особенности. Лапласовский детерминизм.

6. Пространство и время в классической физике. Геометрия Евклида. Трехмерность пространства. Возможно ли для классических представлений «путешествие» во времени?

7. Становление представлений об электромагнетизме (статическое электричество, электропроводимость, атмосферное электричество). Изучение природы оптических явлений: свет – поток частиц или волна? Волны как специфический тип движения континуума. Понятие поля. Спектр электромагнитного поля. Принцип близкодействия и дальнодействия.

8. Механистическая картина мира и кризис классического естествознания.

Литература

1. Вавилов В.С. Исаак Ньютон. – М., 1989.

2. Гамов Дж. Моя мировая линия. – М, 1994.

3. Гачев Г. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. – М., 2003.

4. Гейзенберг В. Философия и физика. Часть и целое. - М., 1989.

5. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987.

6. Горелик Г.Е. Почему пространство трехмерно. – М., 1982.

7. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Любое издание.

8. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. - М., 2008.

9. Горбачев В.В. К вопросу о взаимосвязи времени и энергии в современном естествознании. Вестник МГУП, 2006, № 8.

10. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Любое издание.

11. Гриб А.А. Концепции современного естествознания. – М., 2003.

12. Дмитриев Н.С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. – СПб., 1999.

13. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск, 1997.

14. Кузнецов В.И. Естествознание. – М., 1996.

15. Козырев Н.А. Избранные труды. – Л., 1991.

16. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. - М., 2007.

17. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. - М., 2001.

18. Новиков И.Д. Куда течет река времени. – М., 1990.

19. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. – М., 1985.

20. Проблемы пространства и времени в современном естествознании. – М., 1996

21. Рейхенбарх Г. Философия пространства-времени. – М., 1985.

22. Рейхенбарх Г. Направление времени. – М., 2002.

23. Пригожин И.Р. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. – Ижевск, 1999.

24. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М., 1999.

25. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. - М., 2005.

26. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Любое издание.

27. Уинтроу Дж. Естественная философия времени. – М., 2002.

28. Энциклопедия «Современное естествознание» в 10-ти томах. Т. 2., 2001.

Занятие № 4 – Семинар (4 часа).

Текущий контроль

Подготовка реферата.

Примерные темы рефератов.

1. Физическая картина мира.

2. Модель Большого Взрыва.

3. Пространство и время в классической и неклассической физике.

4. Принципы неопределенности и дополнительности в естествознании.

5. Математика и современное естествознание.

6. Симметрия-асимметрия в неживой и живой природе.

7. Самоорганизация в живой и неживой природе.

8. Антропный принцип естествознания.

9. Физика и религия.

10. Фундаментальные константы и картина мира.

11. Античастицы и антивещество.

12. Понятие о физическом вакууме.

13. Фундаментальные взаимодействия в природе.

14. Симметрия и асимметрия в живой природе.

15. Наука и искусство.

16. Роль науки в жизни человечества на различных этапах развития общества (в исторической ретроспективе).

17. Проблема поиска единого первоначала Вселенной: от единой субстанции в античной Греции до кварка в современной физике.

18. Проблема взаимоотношения науки и религии (в исторической ретроспективе).

19. Эволюция представлений человечества о Вселенной.

20. Универсальный эволюционизм в природе и его отражение в науке конца XX – начала XXI вв.

21. Прошлое, настоящее и будущее нашей Вселенной.

22. Развитие нанотехнологий и перспективы человечества.

23. Поиск новых источников энергии и проблема перехода цивилизации к их массовому использованию.

24. Основные направления исследований космического пространства в ХХI веке. Актуальные проблемы астрономии и космонавтики сегодня.

25. Синергетика как новое миропонимание XXI века.

26. Феномен жизни.

27. Структура естественнонаучного познания.

28. Специфика научных революций и научные революции в XX веке.

29. Место и роль науки в жизни современного человека.

30. Успехи генетики и будущее человечества.

31. Генная инженерия – «плюсы» и «минусы».

32. Глобальное потепление: миф или реальность?

33. Причины глобального экологического кризиса – естественные факторы или деятельность человека?

34. Переход человечества к ноосфере – несбыточная мечта ученых или единственный способ выживания цивилизации?

35. Современные проблемы этического характера в развитии науки.

36. Характер общечеловеческих ценностей современной цивилизации как причина глобального экологического кризиса на Земле.

37. Структура организации материи. Элементарные частицы.

38. Строение и эволюция Вселенной.

39. Единство человека и природы.

40. Механическая картина мира.

41. Специальная и общая теория относительности.

42. Электромагнитная картина мира.

43. Рождение и эволюция звезд.

44. Необратимость процессов в природе и стрела времени.

45. Уровни организации живой материи.

46. «Золотое сечение» и гармония процессов в неживой и живой природе.

47. Эволюция биосферы Земли.

48. Молекулярно-генетическая теория наследственности.

49. Самоорганизация в живой природе.

50. Законы сохранения и симметрия.

 

Требования к выполнению реферата.

Реферат – самостоятельно выполненное научное исследование по избранной теме. При работе над рефератом студенты получают навыки аналитической работы с источниками и литературой, более глубокого осмысления материала, изложения его в письменной форме согласно установленным правилам.

Объем реферата должен составлять 18-20 страниц рукописного текста или 13-15 страниц машинописного текста (формат А 4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал). Обязательна нумерация страниц реферата в правом верхнем углу.

Структурными элементами реферата являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение (в случае необходимости).

Титульный лист оформляется в соответствии с образцом, приведенном на стр. 19 данного методического пособия.

Оглавление располагается сразу за титульным листом. Напротив наименования каждого раздела реферата должен быть проставлен номер страницы.

Во введении следует обосновать актуальность темы и задачи исследования, раскрыть степень изученности данной проблемы, очертить круг вопросов, на которые необходимо дать ответ.

В главах реферата студент должен раскрыть основное содержание темы. Каждая глава освещает один из вопросов темы. Материал должен излагаться логично, последовательно. При написании текста реферата недопустимо необозначенное заимствование, т.е. дословная выписка цитат без ссылок на источники. Сноски на источники с указанием страниц обязательны!

В заключении необходимо сделать общие выводы о проделанной работе. В конце реферата прилагается список использованной литературы в алфавитном порядке, в котором приводятся следующие сведения об источнике: ф.и.о. автора или авторов, наименование источника, место издания, название издательства, год издания.

Реферат должен быть подготовлен самостоятельно, в качестве источников материала для его подготовки используются в основном не Интернет-ресурсы, а печатные источники, в том числе изданные за последние пять лет; в тексте реферата присутствуют ссылки на источники информации. В реферате представлено современное видение проблемы; в тексте реферата или в приложениях имеются рисунки, таблицы, диаграммы.

 

Критерии оценки реферата.

4 балла – реферат соответствует заявленной теме, структурирован, присутствует план, введение, заключение и список литературы; реферат оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями, объем реферата составляет не менее 15 страниц формата А4 (шрифт 14, интервал 1). В качестве источников материала для подготовки реферата студент использовал только Интернет-ресурсы.

7 баллов - реферат соответствует заявленной теме, структурирован, присутствует план, введение, заключение и список литературы; реферат оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями, объем реферата составляет не менее 20 страниц формата А4 (шрифт 14, интервал 1). В качестве источников материала для подготовки реферата студент использовал не только Интернет-ресурсы, но и печатные источники, в том числе изданные за последние пять лет; в тексте реферата присутствуют ссылки на источники информации.

10 баллов - реферат соответствует заявленной теме, структурирован, присутствует план, введение, заключение и список литературы; реферат оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями, объем реферата составляет более 20 страниц формата А4 (шрифт 14, интервал 1). Реферат подготовлен самостоятельно, в качестве источников материала для его подготовки студент использовал в основном не Интернет-ресурсы, а печатные источники, в том числе изданные за последние пять лет; в тексте реферата присутствуют ссылки на источники информации. В реферате представлено современное видение проблемы и возможные варианты ее разрешения; в тексте реферата или в приложениях имеются рисунки, таблицы, диаграммы.

2. Ответы на вопросы и сообщения на семинарском занятии.

Критерии оценки ответов:

1 балл – короткие дополнения или замечания по одному-двум вопросам семинарского занятия;

2 балла - содержательный ответ на один из вопросов семинарского занятия;

3 балла – содержательный и глубокий ответ на два-три обсуждаемых вопроса, либо существенные дополнения по всем обсуждаемым проблемам.

Промежуточный контроль

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

КАФЕДРА ФИЗИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий кафедрой ______________ Галиева Е.В.

Протокол №____от «____________» 2012 г.

ЛЕВИНА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.002 с.)