Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контрольное мероприятие - экзамен↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.1. Примерные вопросы / задания 1. Общая характеристика естествознания. 2. Понятие науки. Классификация, характерные черты. 3. Уровни научного познания. 4. Понятие естественнонаучной картины мира. 5. Понятие культуры. Место естествознания в системе культуры. 6. Классический этап развития естествознания. 7. Пространство и время в классической физике. 8. Сравнительная характеристика механической, электромагнитной и квантово-полевой картин мира. 9. Концепции пространства, времени и движения: концепция пространства и законы механики И. Ньютона; теория относительности А. Эйнштейна (специальная и общая): сущность, основные положения и выводы. Что изменила теория относительности в научных представлениях о пространстве и времени? 10. Квантовая механика: причины ее возникновения, предмет изучения и основные принципы: принцип неопределенности В. Гейзенберга, принцип дополнительности Н. Бора и др. 11. Структурные уровни организации материи на микроуровне. Развитие концепции строения атома (модель «изюминки в тесте», планетарная модель, постулаты Н. Бора и кантовая модель атома). Классификация элементарных частиц. Современные представления о мельчайших неделимых частицах мироздания (кварки). 12. Характерные черты механической картины мира. 13. Электромагнитная картина мира 14. Кризис классического естествознания. 15. Сущность и выводы специальной теории относительности. 16. Сущность и выводы общей теории относительности. 17. Пространство и время в неклассическом и постнеклассическом естествознании. 18. Модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной. 19. Механизм образования и эволюции звезд. 20. Концепции организации материи на уровне микромира. 21. Двойственность природы на уровне микромира. 22. Понятие квантовой механики. Принципы квантовой механики. 23. Учение В.И. Вернадского о биосфере. 24. Эволюция биосферы. 25. 19. Физические взаимодействия в природе. 26. Понятие симметрии в природе. 27. Геологическая эволюция. 28. Особенности биологического уровня организации материи. 29. Развитие представлений о формах материи в природе. 30. Развитие представлений о взаимодействии в природе. 31. Динамические и статистические закономерности в природе. 32. Антропный принцип. 33. «Золотое сечение» в природе. 34. Синергетическая картина мира. Характерные черты природных систем. 35. Фрактальность в природе. 1.2. Критерии оценки ответа на вопросы экзамена. 5 баллов – дан неполный ответ на два вопроса билета, но основная суть изученного на аудиторных занятиях материала, касающегося вопросов билета, отражена. 10 баллов - дан полный, развернутый ответ на два вопроса билета. Ответ полностью отражает изученный на аудиторных занятиях материал, касающийся вопросов билета. 15 баллов – дан полный, развернутый, структурированный ответ на два вопроса билета; ответ содержит не только материал, изученный на аудиторных занятиях, но и дополнительную информацию, почерпнутую студентом из различных источников в процессе самостоятельной работы. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература: 1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., 1965 2. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. - М., 1989 3. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М., 2008. 4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Любое издание. 5. Гриб А.А. Концепции современного естествознания. – М., 2003. 6. Добротина Н.А. Биология человека, экология и здоровье. - Н. Новгород, ННГУ, 1999. 7. Дэвис П. Случайная Вселенная. - М., 1985. 8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. – М., 1994. 9. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990. 10. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 1999. 11. Новиков И. Д. Эволюция вселенной. – М., 1991. 12. Планк М. Единство физической картины мира. - М.,1966. 13. Шарден П. Феномен человека. - М., 1987. 14. Энциклопедия «Современное естествознание» в 10-ти томах. Т. 2., 2001. б) дополнительная литература: 1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994. 2. Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. - М., 1980. 3. Гладышев Г., Курячая М. Какая сила движет эволюцией? //Знание-сила. - 1994. - № 3. - С. 39-45. 4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск, 1997. 5. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. - М., 1989. 6. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. - М., 1994. 7. Денбиг К. К вопросу об энтропии, беспорядке и организации. //Знание-сила. - 1995. - № 9. - С. 35-40. 8. Зигель Ю.А. Астрономическая мозаика. - М.: Наука, 1987. 9. Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы. - М., 1988. 10. Левитан Е.П. Физика Вселенной. - М., 1976. 11. Маров М.Я. Планеты Солнечной системы. - М., 1986. 12. Мякишев Г.Я. Элементарные частицы. М., 1979. 13. Новиков И.Д. Черные дыры и Вселенная. - М., 1985. 14. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1986. 15. Пригожин И. От существующего к возникающему. - М., 1985. 16. Шкловский И.С. Звезды: их рождение, смерть. - М., 1984. 17. Шкловский И.С. Вселенная, Жизнь, Разум. - М., 1980.
в) программное обеспечение: - программа АСТ-тест для проведения электронного тестирования в ходе контрольных мероприятий; - электронное учебно-методическое пособие (ЭУМП) по дисциплине ЕНКМ для самостоятельной работы студентов; - коллекция презентаций по дисциплине ЕНКМ. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: - аннотированный каталог Интернет-ресурсов по темам дисциплины ЕНКМ. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: 1. Научно-популярные фильмы «Космос», «Золотое сечение», «Фрактальность в природе» на DVD. 2. Учебный фильм «Астрономия» на DVD. 3. Научно-популярный фильм «Home, свидание с планетой». 4. Компьютерный класс для проведения электронного тестирования в ходе контрольных мероприятий
9. Методические рекомендации для студентов и преподавателей по организации изучения дисциплины
Настоящая программа составлена в соответствии с “Требованиями (Федеральный Государственный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу “Общие математические и естественнонаучные дисциплины”, утвержденными Минобразования и науки. Учебная дисциплина “Естественнонаучная картина мира ” (ЕНКМ) является обязательным компонентом в подготовке бакалавров по гуманитарным направлениям. Это принципиально новая общеобразовательная дисциплина из цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин. Основное назначение ЕНКМ – повышение общекультурного статуса через ознакомление с естественнонаучной культурой и уровня эрудиции в области современного естествознания, достижение высокого и устойчивого уровня профессионализма через фундаментализацию естественнонаучного образования. Исходя из этого, в содержании данной дисциплины нежелателен крен в сторону исторических и философско-методологических аспектов естественнонаучного знания. Вместе с тем значимость этих вопросов может быть отражена в некоторых дисциплинах по выбору, которые входят в вариативный компонент или в блок дисциплин по выбору студентов, предусмотренный Требованиями. Общий замысел программы состоит в том, чтобы представить естествознание как феномен мировой культуры. Эта цель подразумевает изложение классической, неклассической и постнеклассической стратегии мышления. Эти стратегии исторически формировались благодаря изучению природы, но сейчас их следует рассматривать как достояние единой мировой культуры. Оно состоит в том, что благодаря становлению стратегий естественнонаучного мышления человечество обрело дар понимания природы и одновременного осознания значимости мысленной позиции исследователя для получения того или иного знания. Данная программа составлена с трансдисциплинарных позиций, позволяющих установить единство естественных наук в целях построения концептуального каркаса целостной картины мира. Структура программы подчинена изложению некоторых ведущих естественнонаучных идей, в которых отражается квинтэссенция современных представлений о природе. Концепция формирования содержания данной программы дисциплины сводится к следующему: 1. Естествознание рассматривается как самостоятельная наука со своим предметом и методами исследования. 2. В естествознании существуют сквозные специфически- естественнонаучные идеи и принципы, отличные от общеметодологических и частнодисциплинарных. 3. Естествознание является одним из центров роста и объединения мировой культуры. Основной массив содержания программы подразделяется на классическую, неклассическую и постнеклассическую версии естественнонаучной картины мира. В каждую из них включены ведущие частнодисциплинарные концептуальные представления отдельных естественных наук, упорядоченные в соответствии с общепринятой иерархией уровней фундаментальности данных наук. При этом по возможности прослеживается генезис данных концепций, т.е. обращается внимание на их происхождение из одной или нескольких исходных трансдисциплинарных идей. Наиболее разработанной в этом плане является физика, поэтому соответствующий материал представлен достаточно детально. В силу незавершенности в настоящее время построения теоретической биологии и ее трансдисциплинарного анализа, в данной программе биологические концепции рассматриваются менее подробно. Определенным препятствием к реализации трансдисциплинарного подхода к построению данной программы является концептуальная и терминологическая несогласованность между естественными науками. Вместе с тем, не ставя целью систематически излагать содержание естественнонаучных представлений и теорий, его можно преодолеть, если целый ряд вопросов химии и биологии, имеющих бесспорную самостоятельную значимость в этих науках, рассматривать в качестве примеров, иллюстрирующих междисциплинарные отношения между естественными науками. На этом основании особое внимание в содержании программы уделено тем проблемам, в интерпретации которых явно прослеживается влияние фундаментальных концепций физики, сформулированных в настоящее время наиболее определенно. По усмотрению лектора перечень подобных проблем может быть дополнен. В отдельный раздел выделено современное эволюционное естествознание (синергетическая картина мира), в котором заметно снижен уровень концептуальности изложения, что вызвано целым рядом причин. Прежде всего, к ним относится отсутствие сегодня общепризнанной универсальной теории эволюции и трудности в последовательном сопряжении моделей эволюции отдельных природных объектов с фундаментальными представлениями теории открытых систем и диссипативных структур. Все они находятся в стадии бурного роста и разрешение подобных проблем, а тем более их включение в образование станет возможно после оформления синергетики в самостоятельную науку. К необходимым элементам курса ЕНКМ помимо изучения теоретического материала при любой форме получения образования (очной, дистантной и т.д.) относятся семинарские занятия. Их целью является не только активизация материала, но и стимулирование самостоятельных размышлений о происходящем в природе. Она также может учитывать специфику будущей профессиональной деятельности студентов, поэтому целесообразно, чтобы ее формировал лектор с учетом всех конкретных обстоятельств. В процессе проведения семинарских занятий рекомендуется использовать вопросы, активизирующие мыслительную деятельность студентов, например: - вопросы, в которых сталкиваются противоречия. Необходимость преодолеть противоречие – один из самых сильных двигателей ищущей мысли. Примеров таких противоречий достаточно много. Прежде всего, противоречие между старыми и новыми знаниями (принцип близкодействия и электромагнитная картина мира) и т. д.; - вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обсуждать (например, объекты микро- и мега- мира); - одна из наиболее глубоких и серьезных форм умственного поиска – это установление причинно-следственных связей. «Открытие» каждой причины служит шагом к более глубокому пониманию явления. Чем менее явно выражены причинно-следственные отношения, тем интереснее их устанавливать (например, неевклидовая геометрия и теория относительности); - задания, требующие выбрать из багажа знаний те единственные, которые необходимы в данной ситуации (например, фундаментальные константы); - вопросы, направляющие мысль на «открытие» не только новых знаний и закономерностей, но и новых способов действия (например, поиск наиболее эффективных методических приемов изложения изучаемых вопросов школьникам); - задания, требующие исправления чьих-либо логических, фактических и других ошибок. Текущий и промежуточный контроль успеваемости осуществляется на основе балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения. Система текущего контроля включает: 1) контроль посещения и работы на лекциях и семинарских/практических занятиях; 2) контроль выполнения студентами заданий для самостоятельной работы; 3) контроль знаний, умений, навыков усвоенных в данном курсе в форме письменной контрольной работы. Работа на семинарских занятиях оценивается преподавателем по итогам подготовки и выполнения студентами практических заданий, по степени активности работы в группе. Пропуск семинарских занятий предполагает отработку пропущенных тем. Форма отработки определяется преподавателем, ведущим семинар (письменное эссе, написание реферата по теме пропущенного семинарского занятия, письменный отчет о выполнении практического задания, конспект статьи, проведение промежуточного тестирования знаний и др.). Контрольное мероприятие (тестирование) рекомендуется проводить в интерактивной форме с использованием электронного банка тестовых заданий (компьютерная программа АСТ-тест). Место проведения – специализированный компьютерный класс. Рекомендуемое число заданий в тестовом варианте (индивидуальном комплекте) - не менее 60 заданий (по 10 на каждый из разделов курса). Продолжительность сеанса тестирования - 60 минут. Итоговая контрольная работа проводится на последнем лекционном или семинарском занятии и предназначена для определения качества сформированных компетенций как динамического набора знаний, умений, навыков и личностных качеств, приобретенных студентом в процессе теоретических и практических занятий курса. Если совокупное количество баллов, набранное студентом в ходе текущего контроля и контрольных мероприятий, превышает 56, то студент автоматически получает зачет по дисциплине. Если количество баллов < 56, то студент проходит промежуточную аттестацию. Полнота естественнонаучного цикла в соответствии с Требованиями обеспечивается введением дисциплин по выбору студента. В качестве примерного перечня элективных курсов, дополняющих основную дисциплину ЕНКМ, рекомендуются следующие: 1. Природа и человек. Природа человека. 2. Информационный подход к описанию сложных природных систем. 3. История естествознания. 4. Очерки естественнонаучных исследований, удостоенных Нобелевской премии. 5. Фундаментальные идеи современной физики. 6. Биология сегодня: успехи и поиски. 7. Естествознание и экология. 8. Вклад естествознания в развитие цивилизации 9. Естествознание как феномен мировой культуры
Разработчики: к.п.н., доцент С.В. Левина
к.и.н., доцент Е. Д. Макеева Эксперты:
ФГБОУ ВПО «СГАУ» д.п.н., профессор кафедры физики В.А. Гусев
ФГБОУ ВПО «ПГСГА» к.п.н., доцент, декан факультета математики, физики, информатики В.Н. Аниськин
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.009 с.) |