Тема: «Актуальные проблемы современного естествознания». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Актуальные проблемы современного естествознания».



Цель: формирование у студентов представлений об актуальных проблемах современного естествознания и особенностях стратегий естественнонаучного мышления на постнеклассическом этапе развития науки.

Темы проектов:

1. Поиски единой теории Вселенной.

2. Синергетика, проявление ее законов в природе и обществе.

3. Эволюция представлений о пространстве и времени.

4.Актуальные вопросы в исследовании микромира сегодня.

5. Проблема взаимоотношения науки и религии (в исторической ретроспективе).

6. Развитие нанотехнологий и перспективы человечества.

Литература

1. Азроянц Э.А. Горбачев В.В. Проблема. Соотношение целого и части в контексте современной естественнонаучной парадигмы. – М., 2001.

2. Баранцев Р.Г. Синергетика и современное естествознание. – М., 2003.

3. Белянин В., Романова Е. Жизнь, молекула воды и золотая пропорция// Наука и жизнь, 2004, № 10.

4. Браже Р.А. Синергетика и творчество. – Ульяновск, 2002.

5. Буданов В.Г. О методологии синергетики. – М., 2006.

6. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: пространство и время в живой и неживой природе. – М., 1975.

7. Галимов Э.М. Феномен жизни. Между равновесием и нелинейностью.

8. Горбачев В.В. Синергетика эволюции живого. Вестник РАЕН, 2003 Т.№.

9. Горбачев В.В. Роль воды в природе. Вестник РАЕН, 2003 Т.№.

10. Горбачев В.В. Гармонизация процессов в рамках модели статистической симметрии// Политнозис, 1998, № 3.

11. Горбачев В.В. Феномен проблемы целого и части в рамках синергетической картины мира. В сб. «Физика и механика на пороге XXI века – М., 1998.

12. Девис П. Случайная Вселенная. – М., 1989.

13. Дубровский В.Н. Концепции пространства-времени. – М., 1991.

14. Кальоти Д. От восприятия к мысли. О динамике неоднозначного и нарушениях симметрии в науке и искусстве. – М., 1998.

15. Карери Д. Порядок – беспорядок в структуре материи. – М., 1980.

16. Клайн М. Математика. Поиск истины. – М., 1988.

17. Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. – М., 1994.

18. Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Синергетика и принципы эволюции сложных систем. Вестник РАЕН, 2002. Т. 2.

19. Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Основания синергетики. – М., 2006. и принципы эволюции сложных систем. Вестник РАЕН, 2002. Т. 2.

20. Коробко Г.И. Основы структурной гармонии природных и искусственных систем. – Ставрополь, 1995.

21. Климонтович Н.Ю. Без формул о синергетике. - Минск, 1986.

22. Кузнецов В.И. Естествознание.- М., 1996.

23. Лисичкин В.А. Закат цивилизации или движение к ноосфере. – М., 1997.

24. Лефевр В.А. Формула человека.- М., 1991.

25. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. – М., 2002.

26. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. –М., 2004.

27. Новиков И.Д. Куда течет река времени.- М., 1990.

28. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного мира. – М, 1990.

29. Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. – Ижевск, 1999.

30. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 2000.

31. Рахманин Ю.А. Вода – космическое явление. – М., 2002.

32. Сороко Э.М. Структурная гармония систем. – М., 1984.

33. Хакен Г. Синергетика. – М., 1980.

34. Шелепин Л.А. Вдали от равновесия. – М., 1987.

35. Энциклопедия «Современное естествознание» в 10-ти томах. Т. 2., 2001.

 

5.4. Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины.

Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам:

п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности
1. Все темы дисциплины   Подготовка реферата Реферат
2. 1. Естествознание как феномен общечеловеческой культуры. Цивилизационная значимость естественнонаучной культуры. 2. Понятие культуры. Место естествознания в системе культуры. От целостного естествознания к целостной культуре. 3. Понятие естественнонаучной картины мира. 4. Становление классического естествознания. Механистическая картина мира. 5. Становление неклассического естествознания. Эволюционная картина мира. 6. Постнеклассический этап развития естествознания. Синергетическая картина мира. Подготовка конспектов к семинарским занятиям Конспекты по темам семинарских занятий
3. От целостного естествознания к целостной культуре. Подготовка к круглому столу     Доклад
4. Актуальные проблемы современного естествознания. Выполнение проекта и подготовка к участию в учебно-теоретической конференции Продукт проектной деятельности (электронная презентация)

Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности
1. Одна из тем дисциплины. Поиск (подбор) и обзор электронных источников информации по проблеме .   Аннотированный каталог Интернет-ресурсов по темам дисциплины
  Одна из тем дисциплины. Подготовка презентации по заданной теме с использованием программы MS Power Point.   Презентация по одной из тем дисциплины

Система оценки качества сформированных компетенций

Текущий контроль

Подготовка реферата.

Примерные темы рефератов.

1. Физическая картина мира.

2. Модель Большого Взрыва.

3. Пространство и время в классической и неклассической физике.

4. Принципы неопределенности и дополнительности в естествознании.

5. Математика и современное естествознание.

6. Симметрия-асимметрия в неживой и живой природе.

7. Самоорганизация в живой и неживой природе.

8. Антропный принцип естествознания.

9. Физика и религия.

10. Фундаментальные константы и картина мира.

11. Античастицы и антивещество.

12. Понятие о физическом вакууме.

13. Фундаментальные взаимодействия в природе.

14. Симметрия и асимметрия в живой природе.

15. Наука и искусство.

16. Роль науки в жизни человечества на различных этапах развития общества (в исторической ретроспективе).

17. Проблема поиска единого первоначала Вселенной: от единой субстанции в античной Греции до кварка в современной физике.

18. Проблема взаимоотношения науки и религии (в исторической ретроспективе).

19. Эволюция представлений человечества о Вселенной.

20. Универсальный эволюционизм в природе и его отражение в науке конца XX – начала XXI вв.

21. Прошлое, настоящее и будущее нашей Вселенной.

22. Развитие нанотехнологий и перспективы человечества.

23. Поиск новых источников энергии и проблема перехода цивилизации к их массовому использованию.

24. Основные направления исследований космического пространства в ХХI веке. Актуальные проблемы астрономии и космонавтики сегодня.

25. Синергетика как новое миропонимание XXI века.

26. Феномен жизни.

27. Структура естественнонаучного познания.

28. Специфика научных революций и научные революции в XX веке.

29. Место и роль науки в жизни современного человека.

30. Успехи генетики и будущее человечества.

31. Генная инженерия – «плюсы» и «минусы».

32. Глобальное потепление: миф или реальность?

33. Причины глобального экологического кризиса – естественные факторы или деятельность человека?

34. Переход человечества к ноосфере – несбыточная мечта ученых или единственный способ выживания цивилизации?

35. Современные проблемы этического характера в развитии науки.

36. Характер общечеловеческих ценностей современной цивилизации как причина глобального экологического кризиса на Земле.

37. Структура организации материи. Элементарные частицы.

38. Строение и эволюция Вселенной.

39. Единство человека и природы.

40. Механическая картина мира.

41. Специальная и общая теория относительности.

42. Электромагнитная картина мира.

43. Рождение и эволюция звезд.

44. Необратимость процессов в природе и стрела времени.

45. Уровни организации живой материи.

46. «Золотое сечение» и гармония процессов в неживой и живой природе.

47. Эволюция биосферы Земли.

48. Молекулярно-генетическая теория наследственности.

49. Самоорганизация в живой природе.

50. Законы сохранения и симметрия.

 

Требования к выполнению реферата.

Реферат – самостоятельно выполненное научное исследование по избранной теме. При работе над рефератом студенты получают навыки аналитической работы с источниками и литературой, более глубокого осмысления материала, изложения его в письменной форме согласно установленным правилам.

Объем реферата должен составлять 18-20 страниц рукописного текста или 13-15 страниц машинописного текста (формат А 4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал). Обязательна нумерация страниц реферата в правом верхнем углу.

Структурными элементами реферата являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение (в случае необходимости).

Титульный лист оформляется в соответствии с образцом, приведенном на стр. 19 данного методического пособия.

Оглавление располагается сразу за титульным листом. Напротив наименования каждого раздела реферата должен быть проставлен номер страницы.

Во введении следует обосновать актуальность темы и задачи исследования, раскрыть степень изученности данной проблемы, очертить круг вопросов, на которые необходимо дать ответ.

В главах реферата студент должен раскрыть основное содержание темы. Каждая глава освещает один из вопросов темы. Материал должен излагаться логично, последовательно. При написании текста реферата недопустимо необозначенное заимствование, т.е. дословная выписка цитат без ссылок на источники. Сноски на источники с указанием страниц обязательны!

В заключении необходимо сделать общие выводы о проделанной работе. В конце реферата прилагается список использованной литературы в алфавитном порядке, в котором приводятся следующие сведения об источнике: ф.и.о. автора или авторов, наименование источника, место издания, название издательства, год издания.

Реферат должен быть подготовлен самостоятельно, в качестве источников материала для его подготовки используются в основном не Интернет-ресурсы, а печатные источники, в том числе изданные за последние пять лет; в тексте реферата присутствуют ссылки на источники информации. В реферате представлено современное видение проблемы; в тексте реферата или в приложениях имеются рисунки, таблицы, диаграммы.

 

Критерии оценки реферата.

4 балла – реферат соответствует заявленной теме, структурирован, присутствует план, введение, заключение и список литературы; реферат оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями, объем реферата составляет не менее 15 страниц формата А4 (шрифт 14, интервал 1). В качестве источников материала для подготовки реферата студент использовал только Интернет-ресурсы.

7 баллов - реферат соответствует заявленной теме, структурирован, присутствует план, введение, заключение и список литературы; реферат оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями, объем реферата составляет не менее 20 страниц формата А4 (шрифт 14, интервал 1). В качестве источников материала для подготовки реферата студент использовал не только Интернет-ресурсы, но и печатные источники, в том числе изданные за последние пять лет; в тексте реферата присутствуют ссылки на источники информации.

10 баллов - реферат соответствует заявленной теме, структурирован, присутствует план, введение, заключение и список литературы; реферат оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями, объем реферата составляет более 20 страниц формата А4 (шрифт 14, интервал 1). Реферат подготовлен самостоятельно, в качестве источников материала для его подготовки студент использовал в основном не Интернет-ресурсы, а печатные источники, в том числе изданные за последние пять лет; в тексте реферата присутствуют ссылки на источники информации. В реферате представлено современное видение проблемы и возможные варианты ее разрешения; в тексте реферата или в приложениях имеются рисунки, таблицы, диаграммы.

2. Ответы на вопросы и сообщения на семинарском занятии.

Критерии оценки ответов:

1 балл – короткие дополнения или замечания по одному-двум вопросам семинарского занятия;

2 балла - содержательный ответ на один из вопросов семинарского занятия;

3 балла – содержательный и глубокий ответ на два-три обсуждаемых вопроса, либо существенные дополнения по всем обсуждаемым проблемам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.046 с.)