ТОП 10:

МОДУЛЬ 2. «Основные проблемы социологии религии».



Тема 1. Теория секуляризации и теории рационального выбора религии.

Тема 2. Типология религиозных организаций.

Тема 3. Церковь как социальный институт.

Тема 4. Классификация религий.

 

Согласно плану, по каждому вопросу практических занятий студенты готовят научные доклады, сообщения. В научном докладе по вопросу должны быть освещены идейно-теоретические истоки обсуждаемой проблемы, раскрыто ее теоретико-методологическое и практическое содержание, представлена научная критика обсуждаемого вопроса, собственные оценки студента. По каждому вопросу предусмотрено выступление двух студентов. Первый выступающий представляет научный доклад по обсуждаемому вопросу, второй выступающий играет роль научного оппонента, задача которого состоит в критике интерпретации вопроса, представленной в научном докладе первого выступающего.

Доклад, сообщения оцениваются, исходя из нижеприведенных критериев:

 

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Презентация научного сообщения / доклада по вопросу практического занятия Качество эмпирической (источниковой) базы (начисляется 1 балл) В ходе подготовки доклада должны быть использованы следующие материалы: не менее 2 монографических работ, не менее 3 учебно-методических изданий, не менее 2 периодических изданий
Логика изложения, ораторское мастерство (начисляется 1 балл) В докладе должны быть освещены идейно-теоретические истоки обсуждаемой проблемы, раскрыто ее теоретико-методологическое и практическое содержание, представлена научная критика обсуждаемого вопроса, собственные оценки студента
Качество раскрытия темы доклада (начисляется 1-2 балла) Доклад должен освещать содержание обсуждаемого вопроса, соответствовать целям, задачам, теме занятия, учебного модуля, дисциплины
Аргументация позиции докладчика (начисляется 1 балл) Наличие собственной позиции докладчика по обсуждаемому вопросу, теоретическая и методологическая проработанность позиции
Использование средств визуализации (начисляется 1 балл) Демонстрация мультимедийной презентации, фото- и видеоматериалов, архивных документов, их копий, предоставление раздаточного материала

Формы рубежного контроля.

Освоение учебного модуля завершается рубежным контролем, проходящим в форме письменной контрольной работы.

 

Примерные вопросы, задания, включенные в контрольную работу:

1. Проблема определения «религии»?

2. К вопросу определения «социологии религии»

3. Предмет и основные проблемы социологии религии как науки

4. Социально-религиозное в повседневной жизни человека.

5. Религия и этнос.

6. Идейные истоки социологии религии.

7. О.Конт о месте и роли религии в обществе.

8. Г.Спенсер о социальной роли религии.

9. К.Маркс о социальной сущности религии

10. К.Маркс о взаимовлиянии религии и других социальных институтов

11. Э.Дюркгейм. Основные идеи по социологии религии

12. М.Вебер о месте и роли религии в становлении капитализма

13. М.Вебер о типологии религии и религиозных общностей

14. Э.Трельч о типологии религиозных общностей

15. Г.Беккер о священных и светских обществах, деноминациях и культах.

16. Теоретическая социология Г.Зиммеля

17. И.Вах о методе социологии религии

18. Функциональная школа социологии религии.

19. Р.Белла о классификации религиозных систем.

20. Особенности социально-религиозной деятельности

21. Особенности социально-религиозных общностей

22. Религия как социальный институт.

23. особенности и основные типы религиозных личностей.

24. Религия и семья.

25. Религия и политика

26. Религия и право

27. Религия и образование

28. Религия и наука

29. Религия и социальная работа

30. Секуляризация как социальное явление

31. Особенности прикладного социологического исследования

32. Религиозность как объект социологического исследования

33. Религиозная ситуация

 

Контрольная работа включает в себя 4 вопроса из примерного перечня.

Максимальная оценка, которая может быть выставлена в рамках рубежного контроля, составляет 25 баллов.

5 баллов начисляется за соблюдение системной последовательности, логики и аргументации в описании содержания 4 вопросов контрольной работы.

От 1 до 5 баллов начисляется за корректный систематичный ответ на каждый вопрос контрольной работы. Полный ответ на вопрос должен включать описание идейно-теоретических истоков обсуждаемой проблемы, раскрывать ее основное содержание, содержать интерпретацию данной проблемы в контексте современного научного дискурса, собственную оценку студента данной проблемы.

При подготовке к контрольной работе следует просмотреть конспекты лекционных и практических занятий. Если некоторые вопросы не были разобраны на занятиях, следует обратиться к учебной литературе, рекомендованной преподавателем в качестве источника сведений.

 

5. Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы.

 

6. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

Приступая к освоению дисциплины, студент обязан ознакомиться с ее основным содержанием и требованиями к освоению данного содержания, представленными в настоящем учебно-методическом комплексе. Существенным элементом в освоении содержания дисциплины является работа в рамках практических занятий, проходящая как в аудиторном, так и во внеаудиторном форматах.

Внеаудиторная подготовка предполагает самостоятельную проработку студентом вопросов, вынесенных для рассмотрения на семинарском занятии. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо ознакомиться с предложенными к обсуждению темами, согласовать с преподавателем тему выбранного доклада, сообщения. Подготовка доклада предполагает знакомство с требованиями, предъявляемыми к данному виду работы. При подготовке доклада необходимо пользоваться актуальной научной, учебной и учебно-методической литературой, официальной статистикой, аналитическими материалами, Интернет-ресурсами.

Необходимые материалы, источники информации (книги, публикации) представлены в электронном образовательном пространстве университета – Цифровом кампусе ЮФУ, а также в университетских библиотечных фондах.

Доклад, представляемый в устной форме, должен иметь печатную версию, которая помимо основного текста доклада снабжается стандартным титульным листом с указанием названия факультета, ФИО студента, темы доклада, а также библиографическим перечнем литературы.

Студенты, не участвующие в подготовке докладов к конкретному практическому занятию, также должны принимать в нем активное участие, в т.ч. в формате участия в коллективном обсуждении той или иной научной проблемы, формулирования вопросов для основных докладчиков.

В случае возникновения методических затруднений в ходе подготовки научных докладов, студенту необходимо обратиться за консультационной поддержкой к преподавателю, ведущему дисциплину. Сделать это можно, используя соответствующие интерактивные сервисы Цифрового кампуса ЮФУ (сервис онлайн-консультаций, обмена текстовыми сообщениями).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ.

Используемые образовательные технологии по темам дисциплины «Социальный успех: молодежные стратегии на рынке труда»:

 

- «Лекция-диалог» (применение техники активного слушания, преподаватель не просто доносит до студентов основное содержание курса, но и задает вопросы, активизирует аудиторию на вдумчивое восприятие информации);

- интерактивно-иллюстративный метод (студенты получают знания на лекции из учебной или учебно-методической литературы, через экранное пособие. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления);

- метод проблемного изложения (постановка проблемы, формулирование познавательной задачи, раскрытие системы доказательств, сравнение точек зрения, различных подходов и пр.);

- самостоятельное изучение некоторых тем модуля (самостоятельный поиск и изучение рекомендованной научной, учебной и учебно-методической литературы по определенным темам модуля).

- Метод проблемного изложения (постановка проблемы, формулирование познавательной задачи, раскрытие системы доказательств, сравнение точек зрения, различных подходов и пр.);

- групповые дискуссии, мозговой штурм;

- самостоятельное изучение некоторых тем модуля (самостоятельный поиск и изучение рекомендованной научной, учебной и учебно-методической литературы по определенным темам модуля).

- «Лекция-диалог» (применение техники активного слушания, преподаватель не просто доносит до студентов основное содержание курса, но и задает вопросы, активизирует аудиторию на вдумчивое восприятие информации);

- интерактивно-иллюстративный метод (студенты получают знания на лекции из учебной или учебно-методической литературы, через экранное пособие. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления);

- метод проблемного изложения (постановка проблемы, формулирование познавательной задачи, раскрытие системы доказательств, сравнение точек зрения, различных подходов и пр.);

- самостоятельное изучение некоторых тем модуля (самостоятельный поиск и изучение рекомендованной научной, учебной и учебно-методической литературы по определенным темам модуля).

- Метод проблемного изложения (постановка проблемы, формулирование познавательной задачи, раскрытие системы доказательств, сравнение точек зрения, различных подходов и пр.);

- групповые дискуссии, мозговой штурм;

- самостоятельное изучение некоторых тем модуля (самостоятельный поиск и изучение рекомендованной научной, учебной и учебно-методической литературы по определенным темам модуля);

- метод case study («разбор конкретных ситуаций»);

- метод проектов (развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления);

- работа в малых учебных группах (team work), в ходе которой студенты выполняют практикующие упражнения, разбирают конкретные ситуации, готовят групповые проекты и участвуют в деловых играх; такая работа помогает студентам осваивать ролевое поведение, учиться эффективному общению и обмену опытом, вырабатывать лидерские качества).

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.140 (0.01 с.)