Методы исследования методики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования методики



Глава I.

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ,

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

Задание. В курсе педагогики найдите ответы на следующие вопросы: какие науки входят в систему педагогических наук? Что является предметом исследования дидактики? Каковы ос­новные категории дидактики? Вспомните основные задачи со­ветской дидактики.

Глава II.

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

Задание. В курсе истории педагогики найдите ответы на сле­дующие вопросы: какие реформы по народному образованию были проведены в России в XVIII веке? Как развивалось в Рос­сии общественно-педагогическое движение во второй половине

XIX века? Каковы философские и естественнонаучные основы
педагогической теории К. Д. Ушинского? Как развивалась на­
чальная школа в России 60—70-х годов XIX века на основе
«Положения о начальных народных училищах»? Каковы важ­
нейшие педагогические проблемы в начале XX века в России,
как они решались? Какие преобразования в области народного
просвещения произошли после Великой Октябрьской социалис­
тической революции? Как осуществлялось развитие школы на
основе постановлений ЦК ВКП(б) о школе от 25 августа 1931 г.
и от 25 августа 1932 г.? В чем заключается реорганизация на­
чальной ступени обучения и каково ее значение в 70-х годах

XX века для дальнейшего совершенствования деятельности
школы в условиях перехода ко всеобщему среднему образо­
ванию? Какое отражение нашли вопросы развития народного
образования и школы в документах партии и правительства
в период с 1981 г. по настоящее время?

Глава III.

СОДЕРЖАНИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Задание. Пользуясь знаниями из курса педагогики, объясните,
в чем заключается взаимосвязь содержания образования и вос­
питания учащихся? Как следует понимать комплексное воспи­
тание учащихся в, процессе обучения? Какая-.система критери­
ев разработана учеными для отбора содержания основ наук в
школьный предмет?

§ 1. ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕСС^ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

Природоведение как учебный предмет имеет1 большие воз­можности для образования и воспитания школьников. Образо­вательные задачи определены содержанием новой программы по природоведению в свете требований школьной реформы. Учащиеся начальных классов получают элементарные сведения о неживой и живой природе, знакомятся с некоторыми произ­водствами и трудом людей своей области (края), района, го­рода, селаУВ содержание природоведческого образования и воспитания входит непосредственное изучение детьми объектов природы путем проведения наблюдений, постановки опытов с растениями и животными, ознакомления школьников с трудо­вой деятельностью человека, а также практическое участие школьников в труде.

Природоведческий материал изучается учащимися уже на­чиная с I класса. При ознакомлении школьников с окружающим миром накапливаются и формируются знания о многообразии предметов неживой и живой природы, их изменениях. Во II классе природоведческие знания расширяются, объекты приро­ды изучаются в связи с сезонными изменениями, поэтому со многими явлениями в природе учащиеся знакомятся по време­нам года. Например, изучают растения в разные времена года. Особое место здесь уделяется наблюдению за изменениями в жизни растений осенью, зимой, весной.

Программа по природоведению в III —IV классах является прямым продолжением и развитием ранее полученных знаний, которые являются основой для усвоения естественнонаучных дисциплин в последующих классах. Поэтому содержание курса природоведения включает в себя элементы различных наук о растениях, животных, человеке, знания о поверхности Земли, ее недрах, почве, погоде, климате и др.


Природоведческие знания учащиеся получают из самых разнообразных источников (природа, учебники, научно-попу* лярная литература, сообщения учителя, родителей, периодичес­кая печать, кино, радио, телевидение и т. д.). Такой широкий диапазон получения информации позволяет наиболее успешно


решать учебно-воспитательные задачи. Образовательные и вос­питательные задачи в процессе обучения решаются комплекс­но. В единстве с обучением осуществляется всестороннее воспитание; оно включает в себя формирование у школьников научного мировоззрения; научно-атеистическое и идейно-поли­тическое, патриотическое и интернациональное, экологическое и эстетическое, санитарно-гигиеническое, физическое и трудо­вое воспитание. Задачи всестороннего воспитания: привить школьникам навыки культуры труда и любви к людям труда, познакомить с различными профессиями и на этой основе про­водить профориентационную работу.

^ Одной из задач воспитания является формирование науч­ного мировоззрения. В содержании курса школьного при­родоведения заложены большие возможности для ее решения. Формированию научного мировоззрения способствует содер­жание программы и учебника по природоведению, в основе которых лежит сезонный принцип изучения объектов при­роды.

Сообщая детям, элементарные сведения о неживой и живой природе, о труде людей, учитель показывает, как взаимосвяза­ны объекты природы, какое влияние на природу оказывает тру­довая деятельность человека.

Уже в I классе при изучении темы «Наша школа» проводит­ся урок на пришкольном участке, где учащиеся знакомятся с изменениями в жизни, растений осенью, а позднее убеждаются, что с наступлением холодов желтеют и опадают листья на де­ревьях, исчезают насекомые, многие птицы улетают на юг. В процессе дальнейшего общения с природой, наблюдений за объектами природы и т. д. у детей накапливаются знания о том, что с наступлением тепла появляются новые листья, зеле­неет и растет трава.

Во II классе наблюдения за объектами живой природы про­должаются. На основе материалов экскурсий, кратких записей В «Дневнике наблюдений» устанавливаются взаимосвязи в не­живой и живой природе.

На конкретных примерах выясняется, какие сезонные изме­нения характерны для растений и животных в определенное иремя года.

Знания об изменениях в природе учащиеся лучше усваивают
II процессе проведения непосредственных наблюдений за рас­
тениями и животными. При этом очень важно учить детей са­
мостоятельно выражать свои мысли, объяснять наблюдаемое
пиление. <

Понимание взаимосвязей в живой и неживой природе накап-лшшется постепенно. В III классе при изучении природоведения учащиеся используют уже имеющиеся знания, полученные в процессе наблюдения объектов природы. Например, в теме • Летние и осенние изменения в природе» на конкретных пред-


метах изучаются внешние признаки растений, учащиеся знако» мятся со строением растения, его частями, продолжают наблю­дать за ростом и развитием. Школьники усваивают зависи­мость живых объектов природы от погодных условий (начало листопада, созревание плодов и семян, наличие насекомых, по­ведение птиц и других животных) и на этой основе устанавли­вают многосторонние взаимосвязи живой и неживой природы. Знания о взаимосвязях в природе позволяют учащимся само­стоятельно делать выводы об изменениях в живой природе в зависимости от времени года.

На уроках природоведения в IV классе имеются большие возможности для формирования у учащихся научного миропо­нимания при изучении неживой и живой природы. Так напри­мер, в теме «Природа нашего края» на основе имеющихся пер­вичных знаний и обобщений учащиеся получают новые сведе­ния о приспособленности различных групп живых организ­мов к определенным условиям среды, о растительном и живот­ном мире лугов, водоемов, лесов, полей и др. На конкретных примерах показывается взаимосвязь не отдельных, а целых экологических групп, например луга, леса, водоема, поля. В IV классе учащиеся должны-уметь объяснить, в чем прояв­ляется единство живой природы и условий среды.

Последовательное развитие знаний о природе, постоянное ведение «Дневников наблюдений» способствуют формированию у школьников убеждения в том, что в мире ничего нет сверхъес­тественного и развитие живой природы является закономер­ным явлением и вполне объяснимо.

В начальных классах детям непосредственно не объясняют­ся диалектические законы, не рекомедуется также при объясне­нии давать философские определения и терминологию, которую они не могут сознательно усвоить и осмыслить. Необходимо просто систематически в процессе проведения наблюдений и опытов обращать внимание школьников на закономерности и взаимосвязи в природе. Содержание природоведческого материа­ла позволяет не только раскрыть перед учащимися основные закономерности изменений в природе, но и объяснить причинно-следственные связи и на этой основе придать каждому факту, процессу или явлению наилучшее истолкование и обоснование. Особое значение имеет отбор объектов, на которых можно в до­ступной форме показать любые явления природы и научить де­тей правильно понимать их.

Формирование научного мировоззрения тесно связано с осу­ществлением научно-атеистического воспитания учащихся, глав­ная задача которого — научить детей правильно понимать и объяснять явления природы.

В практике работы учителей бытует мнение, что в настоя­щее время нет необходимости акцентировать внимание детей на религиозных воззрениях, обрядах и культах. Проведение


экспериментальных исследований и наблюдений в школах по*-
зволило установить, что проблема атеистического воспитания
учащихся является актуальной и в настоящее время. Наиболее
остро она стоит в начальных классах, так как дети этого воз­
раста наиболее впечатлительны, восприимчивы к любой инфор­
мации, а знаний для объяснения у них недостаточно. Поэтому
в процессе обучения природоведению учитель должен ' доби­
ваться не только усвоения школьниками минимума элементар­
ных научных знаний, но и превращения этих знаний в убежде­
ния. На конкретных примерах следует доказывать антинауч­
ность религиозных представлений; подробно объяснять детям
такие явления природы, как дождь, снег, гроза, ветер, засуха,
буря; рассказывать, чем питаются растения, животные; подчер­
кивать взаимосвязь человека и природы.,.: С

Работу по научно-атеистическому воспитанию следует про­водить на уроках, внеклассных занятиях по природоведению, в процессе общения учителя с родителями, индивидуально с уча­щимися, используя при этом разнообразные формы, методы и средства обучения, приобщая учащихся к самостоятельному осмыслению изученных явлений природы;

У Идейно-политическое воспитание предполагает усиление идеологической направленности учебно-воспитательной работы, систематическое ознакомление школьников с основными поли­тическими и экономическими задачами, стоящими перед нашей страной на современном этапе.

Содержание школьного курса природоведения включает ознакомление школьников с материалами съездов, постановлен ниями Пленумов ЦК КПСС, с государственными планами стра­ны, своей области (края), района, с важнейшими вопросами, связанными с развитием энергетических ресурсов, медицины, сельского хозяйства, охраной природы. С учетом возрастных особенностей и информированности учащихся необходимо зна­комить их с конкретными материалами по основным направле­ниям экономического развития страны.

Идейно-политическая направленность обучения природове* дению позволяет школьникам правильно понять значение зна­ний для практического их применения, для развития сельско­хозяйственного производства. К каждому уроку учитель гото­вит цифровой или текстовой материал, характеризующий достиг жения в сельском хозяйстве, медицине или промышленности своей местности.

Особая роль в идейно-политическом воспитании принадле­
жит такой форме работы, как встречи с передовиками произ-
иодства, учеными, рабочими и колхозниками..

v/ На современном этапе -большое внимание уделяется эстети­ческому воспитанию учащихся.

Главной задачей эстетического воспитания является форми­рование у детей чувства прекрасного. Наилучшим воспитате-



Кудшинка белая

лем этих чувств является природа. В процессе изучения приро­доведения раскрываются красота и многообразие природы.

К. Д. Ушинский писал, что день, проведенный ребенком по­среди рощ, полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье. Природа — наилучший и наиболее богатый источник эстетических чувств для ребенка. Общение с природой научит школьника слушать музыку леса: шелест листвы, пение птиц, шум деревьев, журчание воды, чувствовать многообразие за­пахов цветов, видеть красоту и разнообразие красок—все это вызывает эстетические переживания, не оставляет детскую ду­шу равнодушной.

«А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности город­ка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая вес­на и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?» (Ушинский К. Д. Собр. соч. — М., 1952.— Т. П. —С. 52). ^"Эстетическое воспитание тесно связано с познанием приро­ды «Эстетическое любование красивыми объектами природы

дает повод и толчок к их изучению___ Прекрасное в искусстве

имеет своим источником прекрасное в природе и есть подража­ние ему и идеализация; прекрасное в природе первоначальнее прекрасного в искусстве. Поэтому чрезвычайно важно пробу­дить в детях эстетическую впечатлительность по отношению к природе, способность наслаждаться, по-видимому, самыми прос­тыми и незатейливыми предметами» (Райков Б. Е. Общая ме­тодика естествознания. — М.; Л., 1947. — С. 30—31).

Пути эстетического восприятия природы разнообразны. Главный среди них — это постоянное, педагогически направлен­ное общение детей с природой.

В начальных классах необходимо в первую очередь обра­щать внимание детей на красоту формы, внешний вид растения или животного, особенности окраски, эстетические признаки и на этой основе формировать у школьников конкретные знания и представления о явлениях природы.

Эстетическое воспитание лучше осуществлять при непосред­ственном общении детей с природой. Это значит, что каждая экскурсия в природу вместе с ее познавательными задачами включает в себя программу по эстетическому воспитанию. На­пример, в III классе проводится экскурсия в лес или парк с целью наблюдения за весенними изменениями в жизни рас­тений и животных. В самом начале экскурсии учитель обращает внимание детей на то, как преобразился парк весной: листья деревьев окрашены в ярко-зеленый цвет, на березах появились сережки (цветки) и т. д. Учитель предлагает школьникам оста­новиться и послушать шелест листьев, а затем объяснить, есть ли что общее в шелесте листьев с тихой музыкой. Затем он мо­жет предложить учащимся прочитать стихи о природе или сде­лает это сам.

В своей книге «Рождение гражданина» В. А. Сухомлинский


Растения Красной книги СССР

указывал, что «красота природы как средство эмоционального и морального воспитания звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность. Она для подростка яв­ляется прежде всего школой культуры эстетического восприя­тия» (Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. — М., 1971. —С. 289).

Для эстетического воспитания учащихся немаловажное зна-


4J

I


ченяе имеют культура учебного труда, чистота рабочего места, создание соответствующих условий для работы с объектами природы. Аккуратно выполненная и красиво оформленная ^кол­лекция насекомых или растений помогает детям видеть не толь­ко результаты своего труда, но и получать от него эстетическое наслаждение. Успех эстетического воспитания во Многом зави­сит от того, насколько требователен учитель к выполнению за­дания и как.учитываются индивидуальные особенности и склон­ности ребенка. Элементы эстетического воспитания присутству­ют во всех видах учебной деятельности школьников.

\/ Задачи экологического воспитания — формирование у школь­ников бережного и ответственного отношения к природной сре­де. Важнейшей частью экологического воспитания школьников является природоохранительная работа. Она включает в себя ознакомление младших школьников с растениями и животны­ми Красной книги,, воспитание у детей правил и норм поведе­ния в природе, выполнение разнообразной посильной общест­венно полезной работы, по охране природы своей местности.

В настоящее время охрана природной среды является объек­тивно обусловленной необходимостью. Поэтому в политике на­шей партии и государства появилось новое направление — эко­логическое. Оно возникло не случайно. Основы его были зало­жены еще В. И. Лениным. Ленинские декреты об охране приро­ды оказали большое, влияние на формирование бережного от­ношения к окружающей природной среде.

Задача учителя: простым доступным языком объяснить и показать детям на конкретных примерах, что человек — это часть природы, без которой его жизнь невозможна. Следова­тельно, бережное отношение к природе, рациональное использо­вание ее богатств— наше общенародное дело. Экологическое воспитание можно осуществлять на многих уроках природове­дения. Например, в процессе изучения в IV классе темы «При­рода нашего края. Важнейшие полезные ископаемые». В нача­ле урока' учитель сообщает о добыче полезных ископаемых в цифрах по стране и своей местности и подводит учащихся к выводу о значении полезных ископаемых в жизни человека, затем обращается внимание детей на необходимость охраны по­лезных ископаемых. Полезные ископаемые — это составная часть всего комплекса природы и охрана их — общенародное дело. После изучения темы учащиеся должны усвоить, что до­быча полезных ископаемых связана с изменением и нарушени­ем природного комплекса (лучше всего это показать на приме­ре местных карьеров во время экскурсий или при просмотре учебного фильма); поэтому добыча полезных ископаемых про­водится планово, с учетом всех особенностей данной местнос­ти. На таких примерах формируются понятия об экологичес­ком равновесии и причинах его нарушения.

Знания, сформированные, в процессе изучения природоведе-.

44'


 

Аполлон

Журцдль • красабкп

Животные Красной книги СССР

 

пия, являются базой для воспитания у школьников любви к природе, ответственного отношения к ее охране.

Экологическое воспитание в начальных классах в определен­ной степени связано с выполнением конкретной природоохран­ной работы. Формы такой работы разнообразны: изучение ох­раняемых объектов своей местности, общественно полезная ра-


бота до выращиванию растений, уход за животными, изготовле­ние и развешивание кормушек для птиц, уход за молодыми по­садками в лесничествах, изучение научно-популярной литерату­ры, просмотр передач по природоохранной тематике и т. д. Важное место уделяется экскурсиям в природу, в процессе ко­торых учитель обращает внимание детей на объекты природы, Которые подлежат охране, на конкретных примерах показыва­ет, что происходит с природой, если не соблюдаются обязатель­ные правила поведения, к чему приводит массовый сбор цвету­щих растений, обламывание веток, загрязнение водоемов, раз­жигание костров в неположенном месте и т. д.

Следовательно, необходимо воспитывать у школьников пра­вила и нормы поведения в природе, систематически и последо­вательно добиваться, чтобы эти правила стали привычкой и убеждением. Во всей учебно-воспитательной экологической ра­боте важно подчеркивать, что запасы природы небеспредельны, что всякое грубое вмешательство ведет к загрязнению воды и '•.воздуха, сокращению и исчезновению растений и животных. Охрана природы — общенародное дело, об этом записано в Конституции СССР (статья 67): «Граждане СССР обязаны бе­речь природу, охранять ее богатства».

v Санитарно-гигиеническое воспитание предусматривает после­довательное расширение у учащихся гигиенических знаний в процессе учебно-воспитательной работы, развитие физической культуры, выполнение режима питания, проведение профилак­тических мероприятий, предупреждающих заболевания и трав­мы. В задачи санитарно-гигиенического воспитания входит соз­дание наиболее благоприятных условий для нормального раз­вития физических и духовных сил школьника.

Санитарно-гигиеническое воспитание в школе следует начи­нать с I класса. На занятиях по теме «Наш дом» учитель зна-fKOMHT школьников с распорядком дня, правилами личной гигие-/ны, режимом питания, говорит о необходимости соблюдать / чистоту и порядок в учебных комнатах и игровых уголках и т. д. Задача учителя — научить детей следить за собой, пра-I вильно мыть руки, чистить зубы, причесываться. Знание правил '[ личной гигиены необходимо детям не только в школе, но и до­ма, в общественных местах: в столовой, на транспорте, во вре-мя прогулок, экскурсий, работы на учебно-опытном участке. На уроках во II классе развиваются и конкретизируются зна­ния о режиме дня и личной гигиене. Учащиеся знакомятся с Содержанием и значением трудовой деятельности, видами от­дыха, оптимальной продолжительностью времени подготовки к занятиям, чередованием умственного труда и физического, про-

.' - должительностью сна и др.

 

Почти в каждой теме по природоведению в III—IV классах представляется возможность для осуществления санитарно-гигиенического воспитания учащихся. Так, например, при изуче-


нии в III классе темы «Зимние изменения в природе» школь» ники знакомятся с охраной здоровья человека зимой. Особое внимание уделяется профилактике предупреждения обмороже­ния кожи. Здесь учащиеся изучают строение кожи, узнают, что кожа — живая ткань и выполняет важнейшие функции, такие, как дыхание, защита от холода зимой и перегрева летом, что при обмораживании отдельных ее участков теряется эластич­ность кожи и снижается ее защитная функция. Учащиеся долж­ны знать, что для предохранения кожи от мороза и сильного ветра необходимо соблюдать гигиенические правила — главны­ми из них являются чистота и закалка организма. Например, на занятиях физкультурой при катании на коньках и лыжах нужно одеваться умеренно, чтобы не было перегревания, а за­тем переохлаждения. Особое значение должно уделяться уходу за кожей лица и рук, потому что на грязной коже находится большое количество микробов. Уже в начальных классах школь­ники должны знать, что микробы через поврежденную кожу мо­гут проникнуть в кровь и вызвать различные заболевания и что важными гигиеническими мероприятиями являются массаж кожи, растирание кожи полотенцем, воздушные и солнечный

ванны.

Так, при изучении в IV классе темы «Организм человека, охрана его здоровья» школьники знакомятся с основными ме­роприятиями по предупреждению заболеваний органов дыха" ния. При этом важно подчеркнуть, что человек может прожить без пищи несколько недель, без воды — несколько дней, а без воздуха — несколько минут! Дети должны знать, чем вызваны заболевания органов дыхания, что одной из таких причин яв­ляется грязный воздух.

Важнейшая воспитательная проблема школы — борьба с курением. Работа по борьбе с курением должна вестись систе­матически. Для ее убедительности и наглядности можно, на­пример, подготовить плакат, где сосредоточить информацию о преде курения. На плакате можно привести следующие све­дения:

— 50°/о никотина при курении с дымом распространяется во

внешнюю среду;

— 25% никотина разрушается при сгорании табака;

— 5% никотина остается в окурке;.

— 20°/о никотина остается в организме..,,,
Никотин проникает в слизистую оболочку дыхательных пу­
тей, в альвеолы легких, их защитные функции слабеют, и в ко­
нечном счете они не противостоят заболеваниям. Продолжитель­
ное курение приводит к затруднению дыхания, развивается
одышка, постоянный кашель и хрип в горле. Каждая выкурен­
ная сигарета разрушает в организме 2,5 мг витаминов. У детей
ослабевает память, они отшгают в росте и развитии, потому что


по кровеносным сосудам поступает недостаточное количество кислорода для питания головного мозга.

На уроке «Органы пищеварения, гигиена питания» одной из главных воспитательных задач является ознакомление школь­ников с санитарными требованиями к пищевым продуктам и мерам по предупреждению пищевых отравлений. Важно также подчеркнуть, что сохранение здоровья во многом зависит от соблюдения правил и режима питания. Каждый ребенок дол­жен знать, что как недоедание, так и переедание вредны для здоровья, что состав пищи и количество калорий в ней должны строго соответствовать возрастным особенностям организма. Следует обратить внимание школьников на необходимость упо­требления в пищу белков, таких, как молоко, мясо, рыба и угле­водов — овощей и фруктов. Употреблять в пищу следует только чистые овощи и фрукты, и все продукты должны быть свежи­ми!

На уроке «Гигиена нервной системы и органов чувств» важ­но, чтобы дети запомнили, каким должно быть освещение в по­мещении, на каком расстоянии нужно держать книгу при чте­нии, почему не рекомендуется читать лежа и в движущемся транспорте, почему нельзя включать громко радио, телевизор, какие мероприятия проводятся на производстве по борьбе с шумом. Во внеурочное время следует отрабатывать с детьми навыки манеры разговора, негромкой беседы, общения друг с другом и т. д.

Санитарно-гигиеническое воспитание включает в себя посто­янный контроль за выполнением детьми санитарно-гигиеничес­ких норм и правил поведения дома и в общественных местах, проведение санитарно-гигиенических мероприятий по воспита­нию родителей, организацию санпостов, сандружин и т. д.

В Конституции СССР указывается, что бережное отношение к своему здоровью и здоровью других членов общества являет­ся обязанностью каждого гражданина нашей страны.

^Трудовое воспитание обеспечивает единство теоретической и трудовой подготовки школьников и является главным направ­лением развития современной советской школы.

Содержание новой программы требует не только совершен­ствования обучения, но и коре.нной перестройки трудового вос­питания, профессиональной ориентации школьников. С первых дней пребывания детей в школе необходимо воспитывать их так, чтобы выработать положительное отношение к труду, что­бы труд для них был первой потребностью и необходимостью.

Значение соединения обучения с трудом было обосновано еще классиками марксизма-ленинизма. В. И. Ленин писал: «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать, настоящими коммунистами. И надо, чтобы все увидели, что вся­кий, входящий в Союз молодежи, является грамотным, а вместе с тем умеет и трудиться» (Ленин В. И. Поли. собр. соч.—


Т. 41. — С. 317). Позднее Н. К. Крупская по вопросу развития трудовой и политехнической школы писала, i что «совместную работу детей надо особенно ценить — это зачатки коллектив­ного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка» (Крупская Н. К. Пед. соч. — М., 1959.— Т. 4.— С. 175).

Большое внимание уделяется трудовому воспитанию в учеб­ном процессе. Поэтому обучение должно строится так, чтобы е первого урока воспитывать у школьников трудолюбие. Трудо­любие — это нравственная черта личности., Основным услови­ем формирования и развития учебного трудолюбия является во­влечение школьников в различный учебный труд. Программой по природоведению определен перечень умений и навыков, ко­торыми должны овладеть школьники в процессе обучения.

Главный труд детей — это учебный труд. Почти на всех уро­ках по природоведению можно сочетать обучение с трудом. Од­ним из видов учебного труда является самостоятельная работа с учебником. Поэтому необходимо выработать у школьников умение работать с текстом, рисунками, заданиями, умение вы­делять из текста главное, разделять текст на отдельные смыс­ловые части, готовить ответы на вопросы, составлять рассказ или план рассказа по рисунку и т. д. При организации учебно­го труда учителю необходимо учитывать индивидуальные осо­бенности школьников, для этого следует готовить дифферен­цированные задания. Воспитательное значение таких заданий велико. До сих пор актуальны и современны высказывания К. Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно вну­шить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный, серьез­ный труд всегда тяжел» (У ш и н с к и й К. Д. Избр. пед. пр. — М., 1968.— С. 301).

Трудовое воспитание позволяет обеспечить взаимосвязь умст­венного и физического труда. На основе такой взаимосвязи и последовательном чередовании умственного и физического труда учитель не только развивает знания, но и воспитывает личност­ные качества школьников: их трудолюбие, добросовестное от­ношение к учебе, общественной работе, общественно полезному труду.

«Труд нельзя представлять упрощенно как практическое за­крепление, проверку на практике знаний, приобретенных на уроке. Эта связь должна развиваться в более глубокую и тон­кую проблему: умственное развитие — труд,: ум — труд... Най­ти такую работу, которая развивала бы умственные силы и спо­собности, вводила человека в мир творчества, — одна из глав­ных задач умственного и трудового воспитания, и успеха тут можно достичь лишь тогда, когда их решают в единстве» (Су-хомлинский В. А. Рождение гражданина. — М., 1971. — С. 319). Возможности курса природоведения для развития У

 

4 Заказ 530С


детей таких черт характера, как самостоятельность и инициа­тива, велики: проведение наблюдений, постановка и проведение опытов, работа в уголке живой природы, на учебно-опытном участке, географической площадке и др.

Учебный труд должен быть четко организован, облечен ду­ховными и эмоциональными рамками и педагогически обосно­ван. Только при этих условиях развиваются у школьников ин­терес и творческое отношение к труду.

Большое место в процессе обучения природоведению зани­мает выработка практических умений и навыков. Процесс этот длительный и требует систематической и целенаправленной ра­боты. Например, при изучении устройства и работы термомет­ра у учащихся формируются умения определять различную температуру воды, фиксировать результаты работы в «Дневнике наблюдений». На этом же уроке используются имеющиеся зна­ния и умения наблюдать за погодой. Учащиеся «читают» записи из «Дневника наблюдений», и это позволяет отрабатывать уме­ния определять температуру «плюс» и «минус», объяснять, что значит, например, десять градусов тепла и десять градусов мо­роза и т. д.

В IV классе по природоведению предусмотрены практические занятия, на которых учащиеся проводят опыты и наблюдения. Так, на уроке при изучении темы «Почва, ее состав. Виды почв» учащиеся выполняют опыты по определению состава почвы. В процессе проведенных опытов отрабатываются следующие уме­ния: подготовить воду и взболтать в воде почву, вести наблю­дение за оседанием ее частиц, обнаружить оседание песка и глины и на основе наблюдений сделать вывод о том, что входит в состав почвы. Кроме того, проанализировать опыты, прове­денные учителем, и доказать, что в состав почвы входят воздух, вода и перегной (органические вещества). Учащиеся получают сведения о том, что от состава почвы зависит урожайность и что для получения высоких урожаев необходимы знания о сос­таве и свойствах почвы. На этом же уроке можно познакомить школьников с мероприятиями, проводимыми в нашей стране по охране почв.

На основе природоведческих знаний школьники овладевают практическими умениями и. навыками: проводить фенологиче­ские наблюдения и результаты их записывать в «Дневник наб­людений», делать выводы и обобщения, вести наблюдения за погодой, работать с компасом, пользоваться снегомерной линей­кой и др. На экскурсиях и практических занятиях школьники учатся ориентироваться на местности, читать карту, наносить на нее природные объекты, самостоятельно изготавливать не­сложные пособия: схематические рисунки, гербарии, коллекции, выполнять практическую работу на географической площадке и учебно-опытном участке.

Важное место в трудовом воспитании школьников занимает


работа на учебно-опытном участке и участие в посильном сель­скохозяйственном труде. На этой основе уроки природоведения, ознакомления с окружающим миром обогащаются конкретным содержанием, а сельскохозяйственный труд осмысливается с позиции знаний о природе, о растениях как ее живых компо­нентах.

Систематически осуществляемое трудовое воспитание в про­цессе обучения природоведению, вовлечение школьников в по­сильный общественно полезный труд являются важнейшими ус­ловиями формирования сознательного отношения к учебе, раз­вития нравственных, интеллектуальных и физических черт лич­ности.

§ 2. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИИ

Природоведение как учебный предмет в начальной школе изу­чается в III, IV классах. В I—II классах ври знакомстве с ок­ружающим миром у детей формируются отдельные представле­ния о таких объектах живой природы, как комнатные растения, животные уголка живой природы. Непосредственно в природе учащиеся приобретают первоначальные умения по наблюдению за сезонными изменениями в жизни растений. Таким.образом, у детей накапливаются факты о состоянии погоды, растений, жи­вотных, в разное время года, и они подготавливаются к изуче­нию самостоятельного предмета природоведения. Само назва­ние предмета говорит о том, что в нем отражена система зна­ний о неживой и живой природе, раскрываются основные зако­номерности, взаимосвязи между ними. Природоведение изучает природу как единое целое, рассматривает ее в -развитии, во вре­мени и пространстве.

Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии объективно существующих связей между неживой и живой природой, в объяснении влияния всех компонентов при­роды на трудовую деятельность человека. А. Я. Герд, разраба­тывая содержание предмета о природе для учащихся младших классов, обращал внимание на установление связей и взаимо­связей природных явлений, на логику построения предмета. «...Отдельным естественным наукам, зоологии, ботанике, мине­ралогии, физике и др. в начальной школе нет места. Здесь мес­то, только одной нераздельной науке об окружающем неоргани­ческом и органическом мире» (Герд А. Я. Избранные педаго­гические труды. — М., 1953. — С. 84).

Курс естествознания, созданный А. Я- Гердом для начальной школы, включал сведения о земле, воздухе и воде, о строении, жизни человеческого организма, его связи с окружающей при­родой, а также об органах растения, их основных функциях,

 

4*.'.


разнообразии форм животного мира: Почему именно такой ма­териал был отобран для курса «Неживая природа»? А. Я. Герд выдвигает следующие причины: наблюдения над неживой при­родой легче, проще наблюдений над растениями и животными, так как изучение последних связано с использованием микро­скопа и других сложных приборов. Знакомство с неживой при­родой дает детям сведения, необходимые для наблюдений за растениями и животными, т. е. подготавливает ту базу знаний, которая необходима для изучения в последующем ботаники и зоологии.

Содержание курса естествознания послужило основой для создания современного предмета природоведения с учетом из­менившихся политических и социально-экономических условий нашего общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.076 с.)