Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экскурсии по изучению природы

Поиск

Экскурсия — это форма организации учебно-воспитательно­го процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а так­же непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных усло­виях.

Предусмотренные учебными программами экскурсии явля­ются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение природоведения. Их содержание непо­средственно связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные в ходе экскурсии представления, по­нятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих уроках темы.

Экскурсии по природоведению имеют большое познава­тельное и воспитательное значение. Они конкретизируют, уг­лубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях уча­щиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

Наблюдение объектов и явлений природы на экскурсиях создает прочную научную основу для формирования диалек-тико-материалистического мировоззрения у младших школь­ников, их атеистического воспитания.

Экскурсии по природоведению убеждают учащихся в кра­соте, многообразии и богатстве природы нашей Родины, что способствует формированию у них патриотических чувств.

Экскурсия — это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на мест­ности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обу­чения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.

Экскурсии по природоведению бывают вводными (по- курсу или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы).

На вводных экскурсиях учащиеся получают общее пред­ставление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия в III классе по теме «Весенние изменения в природе».

Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретны­ми объектами или явлениями в самой природе. Примером те­кущей экскурсии может быть экскурсия на тему «Ознакомле-


ние с особенностями местного водоема, его использованием и

охраной».

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким обра­зом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома, и ответили на по­ставленные учителем вопросы. Примером обобщающей экскур­сии может быть экскурсия в IV классе на тему «Формы зем­ной поверхности».

Эффективность экскурсий зависит от подготовки к ним.

Подготовка к экскурсии. Каждую экскурсию учитель гото­вит тщательно и заранее: он определяет тему экскурсии, пред­ставления и основные понятия, которые на экскурсии будут отрабатываться; выбирает место экскурсии; разрабатывает экскурсионный маршрут; непременно посещает место экскурсии для знакомства с ним, отбора наиболее интересных и типич­ных объектов для демонстрации и самостоятельного наблюде­ния учащихся; определяет места остановок для отдыха. Эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии.

В плане экскурсии должны быть отражены следующие эле­менты: образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения на экскурсии, объекты наблюдения, ход экс­курсии. Планируя ход экскурсии, учитель должен предусмот­реть такие структурные элементы:

— краткое вступительное слово учителя или вводная бесе­
да с учащимися, в которой необходимо отразить время года,
состояние окружающей неживой и живой природы;

— самостоятельная работа учащихся;

— форма отчетности школьников;

— проверка выполнения самостоятельной работы;

— обобщающая беседа.

Учащиеся также должны быть готовы к экскурсии- Учитель заранее знакомит их с темой экскурсии и ее задачами, с воп­росами, на которые учащиеся должны найти ответ, распреде­ляет учащихся на звенья-группы для лучшего управления ими в ходе экскурсии, назначает среди группы старшего, выдает экскурсионное снаряжение: папки для гербария, баночки, сач­ки, лупу и т. п. в зависимости от содержания и задач экскур­сии, распределяет между группами задания для самостоятель­ной работы, сбора природного материала.

Проведение экскурсии. Любую экскурсию в природу лучше всего начать с описания природного ландшафта. Учитель об­ращает внимание детей на время года, на состояние неживой и живой природы в данном сезоне, дает характеристику мест­ности или проводит беседу с учащимися на основании их непо­средственного наблюдения.

Далее учитель конкретизирует тему и задачи экскурсии,


характеризует основные понятия материала и предлагает школьникам выполнять задания по самостоятельному наблю­дению. Задания должны быть краткими и конкретными, на­правляющими внимание детей на изучаемый объект или явле­ние. В заданиях необходимо предусмотреть сравнение наблю­даемых предметов и явлений, выявление их признаков сходст­ва и различия.

После выполнения учащимися заданий проводится их про­верка и итоговая беседа, заканчивающаяся выводами.

Учитель должен помнить, что природный материал нужно собирать- в ограниченном количестве и только тот, который действительно понадобится в учебном процессе на последую­щих уроках. Собранный материал надо доставить в школу и бережно хранить для дальнейшего использования.

В качестве примера приводим вариант экскурсии в III клас­се по теме «Растения и животные леса».

Экскурсия начинается краткой вступительной беседой. Воп­росы для беседы могут быть такие: какое сейчас время года? Какая сегодня погода? Какое небо? Как греет солнце? Как по вашим наблюдениям изменилась погода в данной7 местности по сравнению с летом? Изменился ли по сравнению с летом внешний вид леса (сквера, парка)?

• После беседы учитель обращает внимание детей на то, как изменения в погоде влияют на жизнь растений и животных.

Далее учитель закрепляет умения учащихся различать по внешним признакам лиственные и хвойные растения. С этой целью учащимся предлагается ряд упражнений. Учитель ука­зывает на растение и предлагает определить, к какой из на­званных групп оно относится.

.;: Затем на основании наблюдений проводится беседа по сле­дующим вопросам и заданиям: посмотрите вокруг внимательно. Какие вас окружают деревья —лиственные или хвойные? Как можно назвать лес, в котором растут только лиственные де­ревья? Как можно назвать лес, в котором растут только хвой­ные деревья? Как можно назвать лес, в котором растут лист­венные и хвойные деревья? В каком лесу мы сейчас находимся?

После беседы учитель называет самые распространенные породы деревьев и кустарников данной местности, показывает их, называет и показывает некоторые травянистые растения.

Далее он предлагает внимательно посмотреть вокруг и по­стараться увидеть и услышать птиц, разглядеть насекомых (если позволит время года). Учитель называет животных, жи­вущих в лесу, рассказывает и показывает, чем они питаются.

В конце экскурсии делается вывод: жизнь растений и жи­вотных в лесу тесно взаимосвязана.

Вопросы охраны природы на экскурсиях. Экскурсии обла­дают широкими возможностями для воспитания у школьников бережного отношения к природе. Дети не только должны

'152


знать, что природу надо беречь, но и понимать, почему необ­ходимо бережно относиться к ней. При подготовке, к. экскур­сиям в ходе их проведения учитель должен объяснить детям, что нельзя ломать ветки деревьев и •кустарников, вырывать с корнями цветущие растения, обрывать с растений цветы, пор­тить кору деревьев, сбивать, ногами грибы, даже если они не­съедобны, так как многими из них питаются животные. Уча­щиеся должны также понимать, почему нельзя разгонять стаи птиц, опустившихся на землю в поисках пищи, почему нельзя шуметь в лесу в период их гнездования.

Учитель может рассказать школьникам, как помочь зимую­щим птицам в период морозов и зимней бескормицы, а также обратить внимание на поведение детей по отношению к насе­комым и объяснить, почему нельзя разорять муравейники, ло­вить муравьев, божьих коровок.

Во время экскурсий не только закрепляются экологические знания школьников, но и формируются умения правильно вес­ти себя в природе.

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА

Внеурочная работа — форма организации учащихся для вы­полнения после уроков обязательных, связанных с изучением курса практических работ по, индивидуальным и групповым заданиям учителя.

Внеурочные работы по природоведению выполняются непо­средственно в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, на географической площадке, в краеведческом уголке.

Необходимость организации внеурочных работ вызвана тем, что многие наблюдения за природой и ее объектами, постанов­ка с ними опытов, необходимых для усвоения программных понятий, не укладываются в рамки учебного расписания. Уча­щиеся работают по заданиям, которые получают на уроках. Эта работа учителем контролируется и проверяется, а резуль­таты ее используются на уроках.

Внеурочная работа имеет большое значение в учебном про­цессе по природоведению. Она способствует расширению зна­ний, полученных на уроках, их конкретизации, формирует уме­ния и навыки практического характера, вызывает интерес к изучаемому материалу, развивает самостоятельное мышление младших школьников, вооружает их приемами самообразова­ния.

Внеурочная работа в природе. К ней относится работа с «Дневником наблюдений» над природой и трудовой деятель­ностью человека и выполнение летних заданий.

Работа с «Дневником наблюдений» начинается с 1 класса, затем продолжается во II, ГП и IV классах.


• Учащиеся I класса задания для наблюдений в природе осенью получают от учителя. Дети сравнивают изображения на рисунках «Дневника наблюдений» с теми явлениями при­роды, которые они наблюдали. Например, школьники наблю­дают за состоянием луж осенью и в соответствующих квадра­тах «Дневника наблюдений» отмечают те месяцы, когда лужи были незамерзшими, и тот месяц, когда лужи покрылись льдом. Дети наблюдают за изменениями окраски листьев, состоянием деревьев, травы, наличием бабочек, муравьев, жуков, лягушек, ящериц, птиц в разные осенние месяцы, за разнообразными видами труда людей осенью и делают соответствующие отмет­ки в «Дневнике наблюдений».

После того как дети научатся читать, они самостоятельно, пользуясь заданиями «Дневника наблюдений», ведут наблю­дения в природе. Состояние погоды за каждый день месяца учащиеся отмечают в специальных календарях погоды «Днев­ника наблюдений», используя при этом условные знаки.

Во II классе, в связи с тем что объем наблюдений в при­роде по сравнению с I классом увеличился, в таблицах для записи погоды сделаны дополнительные графы.

Второклассники не только наблюдают, но и под руководст­вом учителя обобщают свои наблюдения. Для этих целей в «Дневнике наблюдений» специально помещены таблицы-свод­ки для записи обобщенных результатов наблюдений за пого­дой и даются обобщающие вопросы по наблюдениям за пред­метами живой природы и видами труда в разное время года.

В III классе задания для работы усложняются, а наблюде­ния становятся глубже и разностороннее. Если з I—11 классах учащиеся в основном констатировали природные факты и яв­ления, то в III классе больше внимания уделяется выявлению взаимосвязей между ними и выяснению на этой основе про­стейших закономерностей. Проводимые внеурочные наблюде­ния подкрепляются знаниями, полученными на уроке. Так, на­блюдение сезонных изменений в природе подкрепляется зна­ниями о смене времен года, а изменение температурного режи­ма объясняется высотой стояния солнца.

Во время наблюдений школьников за растениями и живот­ными чаще используются сравнительные приемы, прослежива­ется динамика жизнедеятельности этих организмов в соответ­ствии с изменениями неживой природы.

Работа с «Дневником наблюдений» в III классе носит более самостоятельный характер.

Итоги индивидуальных внеурочных наблюдений в природе подводятся в общеклассном календаре природы и труда, в ко­тором должна быть таблица для записи ежедневных наблю­дений за погодой, сводная таблица по наблюдению за погодой по месяцам, выделено место для наблюдений за изменениями в жизни растений, животных и трудом людей.


Форма классного календаря может быть различной; важно, чтобы он был аккуратно оформлен, иллюстративный материал его отражал времена года и работа с ним проводилась еже­дневно, а материал наблюдений можно было бы использовать: в учебном процессе-

В III классе на последнем уроке учащиеся получают летние задания, которые предполагают дальнейшие наблюдения уча­щихся за погодой, изменениями в жизни растений (цветение, плодоношение, созревание ягодных растений, появление гри­бов) и животных (кормление птицами птенцов; изменение по­ведения птиц в зависимости от погоды; появление И: поведение пчел, бабочек, муравьев, других насекомых), трудом людей (виды летнего труда в поле, на огороде, в саду, парке, на лу­гу; начало и конец сенокоса; сбор ягод, овощей и др.). Учащие­ся.получают задания по закаливанию организма,> знакомятся с правилами загорания и купания. Кроме этого, школьники должны будут собирать шишки, орехи, семена, плоды растений и делать гербарии. Весь собранный материал может использо­ваться в учебном процессе для изготовления необходимых на­глядных пособий, для подкормки птиц зимой.

При распределении на уроке летних заданий учитель дол­жен познакомить школьников с правилами их выполнения.

Необходимо объяснить учащимся, что сбор объектов дол­жен производиться целенаправленно, с конкретным указанием предметов и их количества. Учащихся следует предупредить, что очень важно качественное выполнение задания. Например, нужно приготовить гербарий только одного растения. Для этого травянистое растение должно быть взято целиком, т. е. со всеми органами. Если готовится гербарий древесного или кустарникового растения, то берется веточка длиной 10—20 см. На гербарном листе с веточкой дерева или кустарника хорошо поместить рисунок или фотографию всего растения.

Важно указать учащимся место сбора растений: например,
его можно вырастить на учебно-опытном участке. Веточки де­
ревьев и кустарников можно взять после обрезки или со слу­
чайно сломанных веток, спиленных растений.':

При ознакомлении школьников с правилами гербаризации необходимо также показать ее приемы.

Все летние задания учащиеся выполняют там, где проводят лето. Кроме того, школьники, живущие поблизости друг от друга, могут получить групповое задание по охране участка парка, сквера, насаждений на улице. Это приучит детей к бе­режному и заботливому отношению к зеленым насаждениям.

Работа в уголке живой природы. Значительное место во внеурочной работе занимают наблюдения в уголке живой при­роды. Здесь работа может проходить с растениями или живот­ными по классам и группам в зависимости от интересов детей.

Работа в уголке живой природы строится по плану, при


его составлении: используется сезонный принцип построения материала. В плане должно быть отражено ведение календа­ря природы и труда, работа с природным материалом: семе> нами, ветками, устройство кормушек для птиц.

Содержание работы в уголке живой природы во многом зависит от местных условий.

В плане необходимо наметить цель, тему, раскрыть содер­жание работы, ее формы, отметить, какие практические навы­ки учащиеся должны получить. План можно составить по фор­ме. Примерная форма плана работы:

Таблица 9

№ п/п тема содержание работы форма работы формируемые практические навыки ответственный за работу

Выполнение плана фиксируется учителем в специальном журнале, а учащиеся ведут «Дневник наблюдений». Результа­ты наблюдений фиксируются текстом или же заполняются в таблицу. Ниже приводим примерную форму записи в таблице:;

Таблица 10

месяц и число наблюдения какая проводилась работа какие отмечены изменения в наблюдаемых объектах фамилия ученика, выполнившего работу

 

В основе содержания работы в уголке живой природы должна быть тесная связь обучения с жизнью.: Основными педагогическими требованиями, которыми. дол­жен руководствоваться учитель в организации внеурочной ра­боты в уголке живой природы, являются:

а) доступность материала учащимся;

б) краеведческий подход в подборе материала;

в) принцип сезонности в работе;

г) общественно полезная направленность.

Исходя из требований программы по природоведению, со­держание работы в уголке живой природы по годам обучения может быть следующим:

I— II классы. Уход за 2—3 комнатными растениями, выра­ботка умений поливать растения, обмывать и обрезать листья, удалять пыль и т. п. Ведение календаря природы и труда. Участие в кормлении птиц. Наблюдение за рыбами в аква­риуме.


III класс. Уход за 6—7 комнатными растениями. Наблюде­ние за распусканием почек на побегах наиболее распростра­ненных в данной местности деревьев и кустарников, выращи­вание овощных растений из семян, декоративных растений для школьного двора. Наблюдение за жизнью наиболее распрост­раненных в данной местности насекомых (1—2 вида), за жизнью птиц в клетках, за аквариумными рыбками, животны­ми (лягушкой, жабой, белкой, ежом, белой мышью, морскими свинками, черепахами и т. п.).

•IV класс. Уход за комнатными растениями, пересадка их, вегетативное размножение (черенками), выращивание расса­ды. Постановка опытов, выясняющих влияние погодных усло­вий на распускание почек деревьев и кустарников. Наблюдение за аквариумными рыбками, кормление, уход и наблюдение за всеми обитателями уголка живой природы.

Темы для работы в уголке живой природы могут быть сле­дующими:

Огород на окне. Содержание работы: знакомство с внеш­
ним видом овощных растений (горох, бобы, лук, свекла, ка­
пуста, морковь, помидоры и т. п.). Выращивание в ящиках из
семян гороха и бобов. Выращивание лука на перо. Выращива­
ние капусты на семена из: кочерыги. ; •'-

Лес на окне. Содержание работы: выращивание в ящиках или горшках ели, сосны из семян, высадка сеянцев в грунт. Наблюдение- за распускающимися почками местных древесных и кустарниковых растений.

Кролики. Содержание работы: устройство помещения й'ля кроликов. Содержание кроликов в неволе (кормление, уход, воспитание молодняка).

Комнатные растения. Содержание работы: ознакомление учащихся с наиболее распространенными комнатными расте­ниями, изучение их внешнего вида, составление паспорта, вы­яснение влияния различных условий (освещение, полив теплой и холодной водой, подкормка минеральными и органическими удобрениями, рыхление почвы) на рост и развитие растений.1

Работа на географической площадке. Внеурочные работы на географической площадке организуются с целью научить школьников III —IV классов практическим умениям в работе с простейшими приборами.

По годам обучения работа на географической площадке распределяется следующим образом:

В III классе дети учатся измерять длину тени от гномона, температуру воздуха, определять силу, ветра по местным при­знакам, измерять высоту снежного покрова.

В IV классе учащиеся закрепляют и развивают умения из­мерять длину тени от гномона, температуру воздуха, опреде­лять силу ветра по местным признакам, измерять высоту


снежного покрова, определять направление ветра с помощью компаса.

В теплое время года школьники могут на географической площадке выполнять задания по моделированию форм релье­фа из песка, создавать модели островов и полуостровов, поло­гого и обрывистого берегов реки и др.

В процессе выполнения работ на географической площадке школьники должны научиться понимать некоторые взаимосвя­зи и закономерности природных явлений, которые изучаются на уроках.

Организация работы на географической площадке может быть следующей. Дежурные по классу должны ежедневно про­водить измерение температуры воздуха, определять силу и на­правление ветра, длину тени от гномона и другие измерения и заносить их результаты в календарь природы и труда. В тече­ние месяца каждый ученик дежурит 1—2 раза, поэтому у него будет возможность 1—2 раза в месяц проводить эту работу на географической площадке. Учитель должен эту работу контролировать и следить, чтобы она проводилась система­тически.

Особое место во внеурочной работе занимает домашняя работа по природоведению.

Домашняя работа — форма организации учащихся для са­мостоятельного выполнения заданий учителя дома: практиче­ских и по учебнику (а также по другим книгам), связанных с уроками.

В отличие от всех других видов внеурочной работы по при­родоведению домашняя работа выполняется по заданиям к каждому последующему уроку природоведения, в то время как выполнение остальных видов внеурочных заданий может но­сить более длительный характер.

Домашняя работа дополняет деятельность школьников на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства со стороны учителя. В ходе ее выполнения учащиеся, непосредственно общаясь с природой, овладевают новыми знаниями, умениями и навыками.

Наблюдение в природе, установление причинных связей между природными явлениями способствуют развитию диалек-тико-материалистического мировоззрения, формируют у уча­щихся эстетические чувства, бережное отношение к природе, развивают наблюдательность, любознательность, конкретное и обобщенное мышление.

Домашняя учебная работа школьников осуществляется по заданиям, данным учителем на уроках. По природоведению они разнообразны: наблюдения в природе, работа с «Дневни­ком наблюдений» и учебником, практические работы, поста­новка простейших опытов, схематические зарисовки и др.


В зависимости от содержания изучаемого материала в III классе выделяются следующие группы домашних заданий:

1. Домашние задания по формированию общих природо­
ведческих понятий (природа, неживая природа, живая приро­
да). Задание по уроку «Что мы будем изучать на уроках при­
родоведения в III классе»: назовите предметы и явления нежи­
вой природы, которые вы будете наблюдать в течение дня.

2. Домашние задания, связанные с формированием умений,
навыков. Задание по уроку «Термометр»: измерьте термомет­
ром температуру воздуха в своей комнате — у окна, бата­
реи или печки. Измерьте температуру воды в ближайшем во­
доеме.

3. Домашние задания по наблюдению предметов и явлений
неживой природы. Задание по уроку «Итоги наблюдений за
природой и трудом людей зимой»: измерьте высоту снежного
покрова в лесу и на открытом месте.

4. Домашние задания, связанные с изучением растений и
их, охраной. Задание по уроку «Растения и животные леса»:
определите, какие лиственные деревья и кустарники растут
в лесу вашей местности.

5. Домашние задания, связанные с изучением групп живот­
ных: зарисуйте в «Дневник наблюдений» насекомых, которых
увидите в течение этой недели. Аналогичны задания о птицах,
зверях и других животных.

6. Домашние задания, связанные с наблюдениями за тру­
дом людей в различное время года: наблюдайте за трудом лю­
дей осенью. С людьми каких профессий вы познакомились?

7. Домашние задания, связанные с охраной здоровья людей
в разное время года: как изменилась одежда людей зимой
по сравнению с одеждой осенью? Объясните причину этого
явления.

В зависимости от общих дидактических целей урока, темы программы по природоведению, домашние задания могут быть направлены на закрепление знаний: повторите формы земной поверхности; на систематизацию и обобщение приобретенных знаний: подсчитайте результаты наблюдений за погодой и со­ставьте характеристику погоды в декабре; на подготовку уча­щихся к восприятию материала следующего урока (опережаю­щие задания).

Например, задания к уроку «Полезные ископаемые твоей местности»: узнайте какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Как их добывают? Где их используют?

По методам изучения выделяются:

1) задания-наблюдения (любые наблюдения за природой и
трудом населения);

2) задания — практические работы: определите время и ме­
сто восхода и захода солнца. Подсчитайте продолжительность
дня 22 декабря.


 

По уровню обобщения выделяются:

1) задания, направленные на усвоение конкретных знаний
(например, понятий «хвойные растения», «лиственные расте­
ния»);

2) задания, направленные на овладение учащимися обоб­
щенных знаний (понятий и закономерностей). Например: на
основе наблюдений объясни, что является причиной осенних,
зимних, весенних и летних изменений в природе.

Выполнение домашних заданий требует от школьников раз­личной практической и умственной деятельности. В зависимос­ти от характера деятельности одни задания направлены на вос­произведение знаний, усвоенных на уроке. Например: какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали сегодня? Другие задания связаны с репродуктивной деятельностью ре­бенка. Например, изучение материала на уроке носило анало­гичный характер, но в домашнем задании меняются объекты и условия его выполнения. Еще одна группа заданий носит твор­ческий характер, для выполнения которых недостаточно зна­ний, усвоенных на уроке. Ученик должен самостоятельно ре­шить проблемную задачу. Задания подобного плана требуют от учащихся глубокой мыслительной работы по анализу фак­тического материала. Примером является определение причин более раннего или позднего прилета грачей в этом году по сравнению с прошлым. Для выполнения задания учащимся надо проанализировать весь комплекс условий жизни неживой и живой природы в нынешнем году. '• '••'•••

Среди домашних заданий для учащихся IV класса, кроме отмеченных выше, важное место занимают задания по работе с учебником, научно-популярной и справочной литературой для детей, материалом журнала «Юный натуралист».

Домашние задания по природоведению могут быть заданы ученикам класса по группам или индивидуально. Групповые задания даются в зависимости от подготовленности, успевае­мости и склонностей детей. Индивидуальные задания получают, как правило, дети, увлеченные природоведением, или, наобо­рот, дети, по какой-либо причине отрицательно относящиеся к этому предмету.

Правильно организованная домашняя работа значительно облегчает проведелие учебных занятий в школе.

Работа в краеведческом уголке. Большую помощь в орга­низации и проведении разнообразных видов внеурочной работы и других организационных форм обучения может оказать крае­ведческий уголок. Располагается он в кабинете природоведе­ния или же в определенном месте учебного класса. Краеведче­ский уголок позволяет учащимся лучше изучить свою мест­ность, свой край, область, для чего необходимо постоянно по­полнять его краеведческим материалом. Эту работу выполняют школьники, собирая материал на экскурсиях, прогулках.


В краеведческом уголке содержатся сведения о школе, ее местоположении, истории, природе края (области), полезных ископаемых, водных ресурсах, погодных условиях, раститель­ном и животном мире, хозяйстве. Этот материал помогает про­вести уроки природоведения по таким темам программы, как «Природа родного края», «Растительный и животный мир вес­ной, зимой, осенью» (III класс), «Использование и охрана природы человеком» (IV класс).

Учащиеся III—IV классов могут выполнять задания по изу­чению материалов уголка, подготовить небольшие сообщения по конкретным темам, выступить с ними на уроках, темати­ческих сборах, классных часах, занятиях кружка и т. д.

В краеведческом уголке могут проходить уроки по приро­доведению, занятия кружка, собрания октябрятских и пионер­ских звеньев по краеведческой и природоохранительной тема­тике. Здесь можно организовать встречи учащихся с передови­ками производства своей местности, с людьми разных профес­сий. Работа в краеведческом уголке позволит учащимся лучше изучить свою местность, принять активное участие в охране природы своего края.

§ 5. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

Внеклассная работа — форма, разнообразной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности.

Внеклассная работа по природоведению открывает большие возможности для познавательной деятельности младших школьников. Она позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у школьни­ков трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отно­шение к природе, чувство ответственности за порученное дело. Внеклассное изучение природы способствует выявлению про­стейших закономерностей ее жизнедеятельности, что способст­вует формированию диалектико-материалистического мировоз­зрения учащихся. Внеклассная работа по природоведению включает в себя ряд мероприятий по охране природы. Школь­ники принимают активное участие в общественно полезной ра­боте (подкормка птиц зимой, изготовление и развешивание скворечников, уборка территории школьного участка и его озе­ленение, борьба с вредителями растений, сбор лекарственных растений и т. д.).

Внеклассная работа по природоведению позволяет удовлет­ворять разнообразные интересы и запросы учащихся при изу­чении природы; проходить она должна под непосредственным руководством учителя. Лишь в этом случае она превращается в целенаправленную и позволяет решать комплекс учебно-вос-

 

11 Заказ 5300


питательных задач, стоящих перед школьным курсом природо­ведения.

По своему содержанию, форме организации и методам про­ведения внеклассная работа по природоведению очень разно­образна. Выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы.

Индивидуальная внеклассная работа по природоведению включает в себя конкретные задания отдельным учащимся, проявляющим особый интерес к природе. Это могут быть за­дания по уходу за растениями в классе или на учебно-опыт­ном участке, животными в уголке живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений вне школьной про­граммы; постановка простейших опытов дома,

Задания могут иметь практическую направленность: соб­рать разнообразные культурные или сорные растения, загерба-ризировать их.

С большим увлечением школьники собирают марки, открыт­ки с изображениями растений и животных. Этот материал можно использовать в природоведческой работе. Например, на его основе оформить тематические альбомы или стенды, выпус­тить газету.

Важным видом индивидуальной внеклассной работы явля­ется чтение дома книг о природе. Задача учителя — приучить школьников к самостоятельному чтению такой литературы.

Книги В. Бианки, Н. Плзвилыцикова, М. Зверева, М. Приш­вина, И. Акимушкина и многих других писателей раскроют пе­ред учащимися увлекательный мир живой природы, будут спо­собствовать воспитанию бережного отношения и любви к рас­тениям и животным.

На уроках природоведения учитель может посоветовать школьникам прочитать ту или иную книгу, более полно рас­крывающую особенности изучаемого предмета или явления. Для популяризации внеклассного чтения книг о природе мож­но использовать такие мероприятия, как утренники, посвящен­ные творчеству писателя, устные журналы по страницам про­изведений о природе, тематические сборы, классные часы и т.д. Важно, чтобы учитель руководил детским чтением, оказывал помощь учащимся в выборе книг с учетом индивидуальных ин­тересов каждого, помогал разобраться в прочитанном.

Таким образом, в индивидуальной внеклассной работе по природоведению необходимо учитывать интересы школьников, объединять их в соответствии с интересами в группы, а затем организовывать групповые и массовые виды внеклассной ра­боты.

Групповая внеклассная работа по природоведению объеди­няет в себя учащихся со сходными интересами и склонностями. Самым распространенным видом групповой внеклассной работы

М


по природоведению является организация кружков юных лю­бителей природы (юных цатуралистов),

Желательно, чтобы кружки юннатов были организованы по параллелям классов: отдельно для учащихся II—III классов. Количество членов кружка не должно превышать 15—20 чело­век, в противном случае ими трудно управлять.

Кружок юннатов должен работать по плану, в котором не­обходимо предусмотреть как общие темы по календарным сро­кам, так и вытекающие из них групповые и индивидуальные задания членам кружка. Таким образом, в организации работы кружка должны быть учтены индивидуальные возможности и склонности учащихся. Учитель должен предусмотреть форму отчетности по общей теме, индивидуальным и групповым за­даниям.

Занятия кружка организуются один раз в неделю.

Кружок юннатов для III класса может работать в течение года по общей теме «Времена года», но при этом изучаемый материал не дублирует школьной программы, а дополняет и расширяет ее. Главная задача — расширить и углубить полу­ченные учащимися на уроках знания о взаимосвязи предметов и явлений природы, влиянии неживой природы на жизнь рас­тений и животных, уделить существенное внимание проведению самостоятельных наблюдений в природе.

Исходя из общей темы занятий кружка можно сформиро­вать следующие подтемы: «Растения осенью», «Подготовка растений и животных к зиме», «Куда улетают птицы», «Жизнь под снегом», «Пробуждение жизни» и т. п.

Учитель может организовать внеклассное чтение соответст­
вующей литературы по подтемам, проведение наблюдений в
природе и ведение фенологических дневников, экскурсии, кон­
курс детского рисунка, весенние посадки растений на террито­
рии школы, охрану определенных природных участков, выпуск
радиогазет и др. Заключительная тема работы кружка «Охра*-
на природы», на занятиях которого школьники знакомятся с
целым рядом мероприятий по охране природы в нашей стране,
а также подводят итоги всей природоохранительной деятель­
ности за год. \

Основной темой работы кружка юных натуралистов в IV классе может быть тема «Люблю тебя, мой край родной, хочу узнать тебя поближе», где основное внимание будет уделяться изучению природы родного края по следующим подтемам: «Растения нашего края», «Звери и птицы нашей местности» и т. п. Все эти подтемы могут иметь природоохранительную на­правленность, поэтому в плане работы кружка необходимо пре­дусмотреть практические дела юннатов по охране природы.

В работе кружков можно использовать различные формы и методы наблюдения, опыты, беседы, тематические просмотры кинофильмов, экскурсии, практические работы, обсуждение

11"

прочитанных ;книг и др. Собранный, в ходе работы материал
должен быть соответственно оформлен и использоваться в
учебном-процессе., • •,' - •, ••.-.,' ',,

Члены кружка могут быть организаторами и активными участниками массовых внеклассных мероприятий, т

Массовая внеклассная работа по природоведению позволяет привлечь к участию, в работе практически всех учащихся на­чальных классов. К массовой внеклассной работе относятся:

— тематические просмотры научно-популярных и художест­
венных фильмов о природе и их обсуждение;.

— читательские конференции;

— обзоры книг о природе;

— проведение вечеров, праздников и т. п. по самой разнооб­
<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.121.234 (0.013 с.)