Экскурсия как основной способ ознакомления с природой родного края. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экскурсия как основной способ ознакомления с природой родного края.



Школьная экскурсия это – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

К специфическим признакам экскурсии относятся (Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма);

а) быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве (вид активно-моторной проработки знаний);

б) экскурсионность объекта;

в) способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;

г) способ предметного изучения;

д) эмоциональность.

Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта; сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.

Школьные экскурсии имеют два вида:

- урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Основное назначение производственных экскурсий — знакомство с характером местного производства, а на его основе с экономикой и организацией производства, с принципами и закономерностями его размещения.

В процессе проведения производственных экскурсий у учащихся воспитываются элементы общетрудовой и технической культуры, любовь и уважение к профессиям людей, занятых в сфере материального производства.

Объектами производственных экскурсий могут быть промышленные предприятия - фабрики, заводы; транспортные - железнодорожные станции, пристани; энергетические - электростанции; сельскохозяйственные - колхозы, совхозы, подсобные хозяйства и другие предприятия. Производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии. Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк. По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

между органами животных и растений и их функциями

между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни

между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования

между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов.

Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Пятый вид - комплексные экскурсии, которые охватывают сразу несколько предметов.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения и каково место экскурсии в учебном процессе. С этой точки зрения выделяются три вида экскурсий: предварительные, сопровождающие и заключительные.

Предварительные экскурсии имеют целью накопления учащимися знаний, необходимых перед объяснением новой темы. Это стимулирует интерес и облегчает восприятие новой темы.

Сопровождающие экскурсии проводятся с целью частичной проверки знаний теоретического материала; проведение наблюдений по данной теме; сообщения новых знаний, то есть соответствует комбинированным урокам.

Заключительные экскурсии завершают работу по теме или разделу курса, имеют цель закрепить и углубить знания проработанного в классе материала.

Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также сопровождениями безопасности и охраны здоровья учащихся.

- внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д (Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе).

Экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличие от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

Все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.

Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Экскурсия как вид деятельности представляет собой активность человека, которая направлена на достижения поставленной цели. Цель экскурсии – это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. п.

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.

Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п.

Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме.

Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации – более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная – более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний (Скобельцына, А.С. Технологии и организация экскурсионных услуг: Учебное пособие)

Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.

Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии – уважение к обычаям и традициям разных народов.

Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью; прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений и т. д.

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции.(Козина е. Ф, Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания)

Источники:

1. Козина Е.Ф, Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания.- М.: Академия, 2008. – 496с.

2. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма: Учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 400 с.

3. Скобельцына, А.С. Технологии и организация экскурсионных услуг: Учебное пособие / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин. – М.: Академия, 2010. – 192 с.

4. Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 2000. – 412с.

 

Краеведение: сущность и значение реализации краеведческого принципа в достижении личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, которое предоставляет возможность каждому человеку посмотреть на себя из своего общественно-исторического прошлого, помогает составить общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества и природы.

Особенностью краеведческого знания является его комплексность: оно охватывает своеобразие и богатство культуры, истории, географии региона, характеризует уклад жизни, традиции, быт, социальные нормы поведения, духовно-нравственные устои населения родного края. Краеведение – это своеобразный метод познания от частного к общему, от простого к сложному, выявления особенного в общем.

Краеведческая деятельность позволяет структурировать социально-нравственный опыт, как отдельных индивидов, так и общества в целом. Становление элементом исторического опыта человечества через распредмечивание другими людьми и выдвижение новых проблем, определяет социальную значимость краеведения. В результате происходит формирование системы ценностных ориентиров, содержащей такие категории как самореализация, самопознание, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка, а также те образования, в основе которых лежат нормы отношений к другому человеку с нравственным содержанием.

II. Цели и содержание краеведческого образования

Включая в учебный план учебные предметы, курсы и внеурочные занятия на основе краеведения, необходимо иметь четкое представление о целях и содержании краеведческого образования с позиции Стандарта.

Краеведение обладает потенциалом, способным поддержать и усилить проявление у школьника на всех ступенях образования стремление к преобразованию знания и опыта в схему ориентации жизни, открытие для себя мира, в котором у человека есть свое место. Важными целями краеведческого образования являются:

- представление у воспитанников о пространственно-временном взаимодействии природы – общества – собственного «Я»;

- умение решать в социальной среде типичные и нестандартные жизненные задачи;

Обозначенные цели служат общим ориентиром для конструирования содержания краеведения.

Содержание краеведческого образования является существенным элементом системы общего образования, которое обладает уникальными возможностями в воздействии на личность школьника. Оно способствует формированию системы знаний о культурных ценностях, потенциале среды жизнедеятельности, умений применять их на практике, что в конечном итоге помогает подрастающему поколению учиться полно жить в настоящем, ценить его, выявлять в окружающей действительности светлые и добрые начала.

Сохраняя общие черты, характерные для всех учебных предметов, краеведение имеет свои специфические особенности влияния на процесс формирования ценностно-смысловых отношений личности школьника к окружающей действительности. Одной из них является ценностный потенциал содержания краеведения, где приоритетной ценностью выступает понятие «родной край».

Понятие «родной край» есть ценность, отражающая географические, культурно-исторические, экономические, национальные особенности региона, в котором происходит жизнедеятельность субъекта. При изучении краеведения происходит осознание родного края в качестве дома, что способствует выработке стратегии поведения, направленной на сохранение среды обитания и в ней себя самого.

Существенным обстоятельством при изучении родного края выступает реализация в виде личностных смыслов школьника такого ценностного объекта как природа. Современный этап развития общества характеризуется новым состоянием всех сфер общественной жизни, где глубокому переосмыслению в социальном сознании подвергается вся система ценностей. Статус самостоятельной ценности получает природа в силу своей уникальности, единственности и неповторимости. При этом природа выступает не только объектом изучения, но и источником развития нравственных чувств, оказывающая на человека, оставшегося с ней наедине, облагораживающее воздействие. Природоведческие вопросы в содержании краеведческого образования – это основа для формирования у подрастающего поколения современного экологического сознания.

Содержание краеведения как элемента культуры представлено устойчивыми характеристиками взаимоотношений человека с миром и самим собой, отражающих его представления об истине. В соответствии с этим в содержание краеведческого образования включены вопросы об особенностях менталитета людей, проживающих на территории родного края, о жизненных проблемах человека, о проблемах социокультурного развития региона. Эти знания необходимы школьнику для обретения себя, для выстраивания собственного мира ценностей, для овладения творческими способами решения проблем, для открытия рефлексивного мира собственного «Я». Важной составляющей содержания являются источники субъектного опыта школьника, которые представлены собственной биографией (влияние семьи, национальной, социокультурной принадлежности), результатами повседневной жизни, реальным взаимоотношением с миром вещей и людей. При изучении краеведения необходимо рассматривать вопросы о семейных традициях, династиях, о судьбе семьи в судьбе родного края.

Художественно-эстетические, этнографические вопросы в содержании краеведческого образования способствуют формированию чувственного опыта у воспитанников, через переживание, перевоплощение, перевоссоздание различных моделей культуры. Поэтому декоративно-прикладное искусство и фольклор края (основные обряды, местные диалекты, художественные промыслы) являются неотъемлемой частью содержания многих программ по краеведению.

Существенное место в изучении родного края занимают исторические вопросы. Школьникам необходимо иметь четкое представление об исторической линии развития своего региона с древних времен, о причинах кризисов и успехов в разных сферах трудовой и политической жизни. Во всем многообразии и полноте отразить общественно-исторические вопросы помогает материал, который включает в себя сведения о древних и современных гербах городов региона, их происхождении.

 

 

III. Краеведение в учебном плане основной образовательной программы начального общего образования

Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов (для конкретных классов).

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время:

на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов;

на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе краеведческие;

на внеурочную деятельность.

В учебном плане ОУ краеведение может быть представлено в компоненте, который формируется участниками образовательного процесса, в виде учебного предмета, краеведческого курса или краеведческого модуля.

Включение краеведения в образовательный процесс начальной школы может осуществляться следующим образом:

· в 1 классе – краеведческим модулем в содержание обязательных учебных предметов, направлением во внеурочной деятельности школьников;

· во 2-4 классах - отдельным учебным предметом, учебным курсом, обеспечивающим определенные интересы школьников, направлением во внеурочной деятельности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями в 1 классе реализация краеведческого образования на уровне отдельного учебного предмета, учебного курса недопустима.

 

Внедрение краеведческого компонента на начальной ступени школьного образования ориентирует педагогический процесс на формирование у ребенка социокультурной картины окружающего мира, приобретение знаний и умений социальных отношений в ближайшем окружении. Одной из важнейших специфических характеристик краеведения является его интегративная сущность. Краеведение включает в себя сведения по родному языку и литературе, истории, географии, биологии и другим областям знаний. Так как в младшем школьном возрасте важным для социализации компонентом содержания школьного образования является родной язык и литература, то реализацию социально-педагогической функции краеведения на начальной ступени школьного образования целесообразно осуществлять через преподавание краеведческого курса на основе изучения родного языка и литературы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.186.30 (0.037 с.)