Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. Изучение краеведения во внеурочной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОУ имеют право выбирать направления внеурочной деятельности, исходя из своих образовательных потребностей, и таковым может быть краеведение. При этом следует рассматривать краеведение как системообразующий компонент организации внеурочной деятельности, через который будут осуществлены спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления, общественно полезная и проектная деятельность и др. Рассматривая краеведение как направление внеурочной деятельности необходимо уделить внимание её конкретным формам исходя из следующих видов деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) туристско-краеведческая деятельность. VI. Краеведение в содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования При формировании всех разделов основной образовательной программы начального общего образования, прежде всего, необходимо ориентироваться на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В документе определено, что одной из ступеней развития гражданина России является «осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики». Таким образом при разработке содержания программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования целесообразно наряду с другими использовать и краеведческий принцип. Применение краеведческого принципа расширяет возможность активизации и разнообразия форм, методов учебной и внеурочной работы со школьниками, способствует осуществлению межпредметных связей, взаимосвязи учебной, внеурочной деятельности и социальной практики. В основе данного принципа лежит специфика восприятия пространства человеком. В центре его действий всегда оказывается собственное «Я». Центр имеет наибольшую ценность, а объекты более отдаленные (периферийные) – убывающую. Качественные характеристики краеведения позволяют определить его одним из оснований в формировании нравственной культуры младшего школьника. Краеведение обеспечивает ценностно-смысловой насыщенностью содержание воспитательной работы за счет включения в нее важных для личности ребенка нравственно-социальных проблем, вызывающих эмоциональное переживание. Краеведение, рассматривая пространственно-временные стороны взаимодействия природы-общества-собственного «Я», позволяет ребенку конструировать мир для себя на основе отождествления себя со значимым другим, стремления быть похожим на него. Источники: 1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). 2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. – 23 с. – (Стандарты второго поколения). 3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения). 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения). 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения) №5. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Применение наглядных методов в преподавании было шагом вперед по сравнению с чисто словесным. Но при применении наглядных методов ребенок остается в значительной степени пассивным, в то время как для него свойственна активная деятельность. Поэтому необходимы такие методы, которые бы превратили учащихся в деятелей, исследователей, творцов, работников. Так возникли практические методы. Практические методы преподавания имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе: развивают интерес к учению, формируют творческие способности детей, активизируют теоретическую и практическую познавательную деятельность учащихся, развивая мышление, практические умения и навыки. Проект как одна из форм организации исследоват. деятельности. Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляется в определенных формах. Как и применительно к методам обучения, в трактовке понятия «форма обучения » нет единого подхода. По определению Ю. К. Бабанского, «формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме». Исследовательская деятельность -это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности. Одной из форм организации исллед. де-ти является проектн. дея-ть учащ-ся – совместная учеб.-познават., тв. дея-ть учащ., имеющая общую цель, способы деятельности, направление на достижения общего результата дея-ти. МЕТОД ПРОЕКТОВ — система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Возник во второй половине XIX в. в США. (Дж. Дьюи, Килпатрик). Проектная деятельность предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Осн. этапы проектной дея-ти: 1. Выделение и поставновка проблемы (стадия целеполагания: помощь учителя в определении наиболее актуальной, личностно-значимой для детей задачи, выбор темы исследования) 2. Планирование (выдвижение гипотиз, разработка плана де-ти для достижения цели, определение источников, установка критериев оценки результата). 3. Апробация проекта на практике = коррекция проекта, т.е. сбор материала, фиксация его, обобщение полученных данных, подготовка проекта к форме, соответствующей содержанию (сообщение, научный отчет, макет со словесным описанием, написанная книга, спектакль, презентация видеофильма, газеты, проведение экскурсии и т.д.) 4. Защита проекта =презентация, коллективное обсуждение=отчет в устной или письменной форме. Возможности формирования УУД мл. шк. при изучении материала курса «ОМ». Предмет «ОМ» имеет ярко выраженный интегрир. х-р. Он помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность. При изучении курса «Окружающий мир» развиваются следующие УУД: Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Начинать форм-ть исслед. У необх. еще в нач. шк., т.к. именно в этом возрасте закладываются многие качества личности, от кот. зависит успешность человека в будущем. Исслед. дея-ть мл. шк-ков – это творч. познават. дея-ть, направ. на постижение мира, «открытие детьми новых для них Знаний». Она обеспечивает условия для продуктив. развития их тв. потенциала, форм-ия у них интереса к изуч. мат-лу, позволяет расширить рамки изучаемого. В совр. школе авторы программ по курсу «ОМ» считают исслед. дея-ть основной: Прог-ма “Школа 2100 ”(А.А.Вахрушев) предполагает исслед. дея-ть на уроках ОМ. Эти работы так и называются «Мои маленькие исследования». Первые 3 года обучения работы носят коллектив. х-р, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе. В последний год обучения в НШ многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исслед-ния. «Нач. школа XXI века» курс «ОМ», автор Н.Ф. Виноградовой. В методике обуч. преобладают поисковая и тв. дея-ть: дети поставлены в условия, когда могут сам-но добывать Знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать ОМ»). Методика организации и проведения занятий с использованием эксперимента. Эксперимент – способ изучения объектов и явлений природы с целью док-ва определенного предположения. Проведение любого эксперимента требует следующих этапов работы: 1. Подготовительный этап состоит из 2-ух частей: для учителя- проверка оборудования, определение состояния вещества, для детей- ставится проблемная ситуация, проводится инструктаж, план проведения и оформления рез-ов, выдвигается предположение. 2. Проведение опыта 3. Анализ полученных результатов (фиксацию рез-ов лучше проводить с помощью заранее подготовленных схем, таблиц или с индивид листками с опорными фразами. Пр- Почва состоит из ____. Брось комочек сухой почвы в стакан с водой. Ты увидишь, что из почвы ___.) Цепочка требований к проведению таких занятий: а) четко поставленная цель б) ясная инструкция по технике выполнения в) проверка усвоения детьми хода предстоящей работы г) раздача оборудования д)выполнение работы е)отчет детей о рез-ах в виде связного рассказа. Формирование экспериментальных умений младших школьников. Каковы же навыки и умения, необходимые в решении исследовательских задач. К ним мы относим умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи. КАК ИХ ФОРМИРОВАТЬ: Умение видеть проблемы – свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Некоторые из упражнений: «Посмотрите на мир другими глазами»; «Составьте рассказ от имени другого человека»; «Метод шести думательных шляп»; игра «Волшебные превращения» и др. С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: «Парные картинки, содержащие различия»; «Найди два одинаковых квадрата» и др. Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут быть и такие: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.)». Но может быть иная, особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса». В развитии умения выдвигать гипотезу помогут упражнения на обстоятельства. Отмечу, что при обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если… Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др. Важным средством мышления является вывод или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки. Умение выделить главную мысль. Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать, - использование простых графических схем. Схема - «дом с колоннами». Главную идею обозначим большим треугольником, а колонны – это факты, ее подтверждающие. Заключительную фразу обозначим прямоугольником, лежащим в основании. Как видим, даже такая простая схема – хороший помощник для того, чтобы выявить логическую структуру текста. Можно также использовать схемы «Паучок» и «Дерево». Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально, но и в парах, тройках, группах. Что очень полезно в плане творческого развития младших школьников. Сущность наблюдения как ведущего способа познания объектов окр мира. Наиболее широко применяемым практическим методом в процессе изучения природоведения является метод наблюдений. Наблюдение — это целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира, в проц. кот. уточняются отличит. признаки, изменения, происходящие в природных объектах; Оно нацелено на расширение у детей представлений о мире, выработку системы ценностей и установок по отношению к природе, на развитие воображения и эстетического восприятия окружающего. Т.Е. это целенаправленно организованное отражение внешнего мира, доставляющее материал для научного поиска, исследования. *Дети наблюдают как самостоятельно, так и под руководством учителя. Учитель определяет конкретное содержание наблюдений. Важным требованием из тех, которые предъявляются к наблюдениям, являются их конкретность и систематичность. Наблюдения — важнейший источник знаний об окружающем мире. Наблюдения призваны развивать в детях важное качество личности — наблюдательность. Это важнейшая познавательная способность, необходимая не только для успешного учения. Достигается это в процессе кропотливой работы учителя и учащихся путем многократных повторений и упражнений. Любые наблюдения начинаются с постановки цепи, определения объекта и сообщения задания. Важным условием успешности ведения наблюдений является разумный отбор объектов. Отобранные объекты должны быть доступны для наблюдений детьми в любое время года, в любую погоду. Их можно увидеть издали, вблизи, к ним можно подойти и потрогать. Число отобранных объектов может быть достаточно ограниченным. Классификации наблюдений по основаниям: 1) организацион. форма – инд., групп., фронтал.; 2) продолжительность – кратковрем. или краткосроч. (на уроке, в ходе экскурсий); долгосроч. или длительные (во внеур. время – в процессе изучения динамики в природе на примере развития живых организмов); 3) х-р наблюдения – комплексные или сплошные (сезонные) и локальные или выборочные (за конкретным природным / социальным объектом – растением, животным, отношениями в семье); 4) характер предварительной работы – непосредственные (фиксирование природных и социальных предметов и явлений, попавших в поле зрения), опосредованные (предварительная подготовка специального оборудование, выслеживание необходимого объекта). Источники: 1) Словарь Коджаспировой 2) Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля 3) Козина Е.Ф, Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания
Практические вопросы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.224 (0.009 с.) |