Понятие внеурочной деятельности школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие внеурочной деятельности школьников



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (1-9-Х КЛАССОВ)

 

ПОНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности, осуществляемой в рамках урока), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Как соотносятся виды и направления внеучебной деятельности?

Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическая, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеурочной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности.

В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть в полной мере опредмечено в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность, а также частично – и в других видах внеурочной деятельности.

В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеурочной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеурочной деятельности.

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ И ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждому уровню результата внеурочнойдеятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, т.е. ряд структурно и содержательно близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности (это показано в разделе 4 и обосновано на примерах – в разделе 5).

Например, в такой форме проблемно-ценностного общения как этическая беседа вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, «себе подобным» ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности). Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка, подростка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное социальное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей). Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание чревато разоблачением и критикой (особенно, если в дискуссии участвуют внешние эксперты, незаинтересованные в подыгрывании детским мнениям). Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следует «и я готов это сделать».

Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не способствует повышению качества и эффективности деятельности. Педагог, надёжно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

Обнаружение взаимосвязи результатов и форм внеурочнойдеятельности позволяет:

во-первых, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

во-вторых, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

В стоимостном выражении могут быть оценены как сами образовательные программы внеурочной деятельности (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый, второй и третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников). Это закладывает основу для построения стимулируюшей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.

 

Таблица 1.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (ПО ВИДАМ)

ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программвнеурочной деятельности:

- комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

- тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, ОП патриотического воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.)

- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый, второй и третий уровень результатов);

- образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (например, ОП туристско-краеведческой деятельности, ОП деятельности школьного театра и т.п.);

- образовательные программы, ориентированные на учащихся определенной возрастной группы (например, ОП для младших школьниковт.п.ьнтьсти школьного театраельности), ОП для подростков).

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ

ОБРАЗЕЦ ПРОГРАММЫ

Основные модули программы

Название модуля Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных активных занятий
  Познавательная деятельность: работа научного общества учащихся      
1.1 Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность      
1.2 Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем (18 часов).      
1.3 Конференция научного общества учащихся      
  Познавательная деятельность: занятия в школьном интеллектуальном клубе "Что? Где? Когда?"      
2.1 Введение в игру      
2.2 Техника мозгового штурма      
2.3 Составление вопросов к играм      
2.4 Игры и турниры      
  Познавательная деятельность: практикум «Эстетика повседневности»      
3.1 Вводное занятие. Знакомство      
3.2 Эстетика встреч      
3.3 Эстетика на каждый день      
  Художественная деятельность: занятия в школьной театральной студии      
4.1 Вводные театральные занятия      
4.2 Капустники      
4.3 Выбор спектакля      
4.4 Подготовка спектакля      
4.5 Показ      
  Художественная деятельность: выпуск общешкольной газеты      
5.1 Как делается газета      
5.2 Пробы      
5.3 Выпуск классной газеты      
  Проблемно-ценностное общение: школьный коммунарский сбор      
6.1 Подготовка сбора      
6.2 Самоподготовка отрядов      
6.3 Проведение сбора. День № 0      
6.4 Проведение сбора. День № 1      
6.5 Проведение сбора. День № 2      
6.6 Проведение сбора. День № 3      
6.7 Анализ сбора      
6.8 Подготовка и организация школьниками однодневного сбора для младших подростков      
  Проблемно-ценностное общение: просмотр и обсуждение кинофильмов в школьном киноклубе      
7.1 Вводное занятие      
7.2 Просмотр и обсуждение кинофильмов      
  Досугово-развлекательная деятельность: подготовка и проведение общешкольных праздников      
8.1 Общий сбор группы. Введение в КТД      
8.2 Подготовка и проведение осенних праздников      
8.3 Подготовка и проведение зимних праздников      
8.4 Подготовка и проведение весенних праздников      
  Социальное творчество: строительство снежного городка для малышей      
9.1 Подготовка социального проекта      
9.2 Реализация проекта      
  Социальное творчество: участие в экологических акциях «Марша парков»      
10.1 Планирование акции      
10.2 Подготовка акции      
10.3 Проведение акции      
10.4 Подведение итогов      
  Туристско-краеведческая деятельность      
11.1 Изучение правил техники безопасности и этических норм туриста      
11.2 Элементарные туристские навыки      
11.3 Карты и ориентирование на местности      
11.4 Техника пешеходного туризма      
11.5 Походы, экспедиции, слеты      
  Спортивно-оздоровительная деятельность: спортивные игры на свежем воздухе      
12.1 Футбол      
12.2 Хоккей      
  Спортивно-оздоровительная деятельность: спортивные игры в зале      
13.1 Минифутбол      
13.2 Баскетбол      
13.3 Волейбол      
13.4 Гандбол      
  Спортивно-оздоровительная деятельность: народные игры      
14.1 Лапта      
14.2 Казаки-разбойники      
14.3 Взятие снежного городка      
14.4 Городки      
  Всего:      

Примерное содержание занятий

Модуль 1. Познавательная деятельность:

работа научного общества учащихся (34 часа)

1.1. Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность (8 часов). Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы.

1.2. Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем (18 часов). Гуманитарная секция: актуальные темы гуманитарных исследований, выбор тем для самостоятельного изучения, обсуждение плана работы, дискуссии по актуальным гуманитарным проблемам современности, консультации по индивидуальным темам. Естественнонаучная секция: актуальные направления естественнонаучных исследований, выбор тем для самостоятельного изучения, обсуждение плана работы, посещение лектория Политехнического музея, консультации по индивидуальным исследовательским темам.

1.3. Конференция научного общества учащихся (8 часов). Разработка программы конференции. Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам. Проведение конференции с приглашением студентов и профессоров вузов. Беседа членов НОУ со студентами и профессорами о научной работе.

Модуль 2. Познавательная деятельность:

Предполагаемые

ОБРАЗЕЦ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Основные разделы программы

Название раздела Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных активных занятий
  Туристско-краеведческая деятельность      
1.1 Изучение правил техники безопасности и этических норм туриста      
1.2 Элементарные туристские навыки      
1.3 Карты и ориентирование на местности      
1.4 Техника пешеходного туризма      
1.5 Походы, экспедиции, слеты      
  Познавательная деятельность: организация и функционирование в классе интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?"      
2.1 Введение в игру      
2.2 Техника мозгового штурма      
2.3 Составление вопросов к играм      
2.4 Игры и турниры      
  Художественное творчество: организация и функционирование классного театра, выпуск классной газеты      
3.1 Вводные театральные занятия      
3.2 Капустники      
3.3 Выбор спектакля      
3.4 Подготовка спектакля      
3.5 Показ      
3.6 Как делается газета      
3.7 Пробы      
3.8 Выпуск классной газеты      
  Всего:      

Примерное содержание занятий

Раздел 1. Туристско-краеведческая деятельность (204 часа)

1.1. Изучение правил техники безопасности и этических норм туриста (2 часа). Техника безопасности: правила поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнем; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписанные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и "за столом", отношение к памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе.

1.2. Элементарные туристские навыки (12 часов). Укладка рюкзака. Установка палатки. Разбивка бивуака. Разведение костра. Приготовление пищи. Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок.

1.3. Карты и ориентирование на местности (30 часов). Карты. Масштаб. Легенда карты.Чтение спортивных и топографических карт. Обращение с компасом. Азимутальный ход. Топографическая съемка местности. Спортивное ориентирование: обучение, тренировки, соревнования.

1.4. Техника пешеходного туризма (30 часов). Спортивное туристское снаряжение и его назначение.Страховки. Переправы через препятствия: траверс склона, спортивный спуск, горизонтальный и вертикальный маятник, параллели, навесная переправа. Туристские узлы. Тренировочные занятия по технике пешеходного туризма в спортивном зале и на свежем воздухе. Участие в городских соревнованиях по технике пешеходного туризма.

1.5. Походы, экспедиции, слеты (130 часов). Тренировочные походы выходного дня: подготовка, проведение, анализ. Сезонные экологические экспедиции в лес для изучения местной флоры и фауны: подготовка, проведение, анализ. Экологические рейды на берег реки и очистка побережья от бытового мусора: подготовка, проведение, анализ. Подготовка и проведение многодневного похода по местам боев советской армии в ВОВ: изучение исторических событий на местности, встречи с местными старожилами, посещение школьных и сельских музеев боевой славы, благоустройство братских могил. Подведение итогов похода, подготовка фотоотчета, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с итогами похода учащихся школы. Подготовка и участие в городском туристском слете школьников. Анализ участия в слете.

Раздел 2. Познавательная деятельность:

организация и функционирование в классе интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?"(34 часа)

2.1. Введение в игру (2 часа). Особенности игры "Что? Где? Когда?". Поведение в команде. Роль и действия капитана. Нестандартное мышление, внимание к деталям, умение слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость и чувство юмора как компоненты успешной игры.

2.2. Техника мозгового штурма (4 часа). Правила мозгового штурма. Проведение и анализ мозгового штурма – практические занятия.

2.3. Составление вопросов к играм (8 часов). Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование для составления вопросов научно-популярных журналов, художественной литературы и кино.

2.4. Игры и турниры (20 часов). Тренировочные игры "Брейн-ринг". Другие интеллектуальные викторины. Турнир "Что? Где? Когда?" в классе. Организация и проведение силами школьников школьного турнира "Брейн-ринг". Организация и проведение турниров "Брейн-ринг" с внешкольными командами.

Раздел 3. Художественное творчество:

Предполагаемые

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (1-9-Х КЛАССОВ)

 

ПОНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности, осуществляемой в рамках урока), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.057 с.)