Основные задачи по реализации содержания предметной области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные задачи по реализации содержания предметной области



Ответы на ГОС по естествознанию (окружающий мир)

Теоретические вопросы

№ 1

Основные задачи по реализации содержания предметной области

«Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в соответствии с

ФГОС НОО.

Дидактические и раздаточные материалы

Как уже отмечалось, итоговое оценивание целесообразно проводить в форме накопленной оценки на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях ребенка как в чисто учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), так и междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.

Источниками данных служат заполняемые по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты промежуточных проверочных работ (результаты тестирования) и различные папки работ учащихся – составляющих портфолио.

В ряде случаев возможно и целесообразно проведение индивидуального или даже фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому предмету (если накопленных данных в силу низкой посещаемости оказалось недостаточно), или если уровень подготовки ребенка в ходе всего обучения фиксировался как низкий и очень низкий, граничащий с неуспеваемостью, если класс в целом в силу объективных обстоятельств пропустил значительные моменты в обучении и иных аналогичных случаях.

Вместе с тем целесообразна ситуация и итоговой демонстрации общей полученной подготовки, умения ребенком синтезировать и использовать все полученные за 4 года знания и умения применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым в ходе обучения.

Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, что, как правило, именно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому, учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе

Все предлагаемые итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.

Они строятся на основе несплошного текста (в настоящих примерах – естественнонаучного характера, но это условие не обязательное, возможны работы такого рода и любой направленности), к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.

В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.

Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.

Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.

Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется и окружающий мир.

С помощью этих работ оценивается:

· В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий

٧ тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);

٧ объекты живой и неживой природы;

٧ классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;

٧ распознавание отдельных географических объектов;

сформированность первичных предметных способы учебных действий

٧ навыков измерения и оценки;

٧ навыков работа с картой;

٧ навыков систематизации;

сформированность первичных методологических представлений

٧ этапы исследования и их описание;

٧ различение фактов и суждений;

٧ постановка проблемы и выдвижение гипотез.

Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Комплект итоговых контрольных работ сопровождается детальными рекомендациями по

- проведению работ;

- оцениванию каждого отдельного задания (с приведением списка проверяемых элементов, вариантов полного и частично правильного ответов, с указанием критериев правильности выполнения задания);

- оцениванию работы в целом

- интерпретации результатов каждого задания и работы в целом и по использованию полученных результатов;

- фиксации первичных результатов выполнения работ детьми и результатов их обработки, с приведением примеров используемых форм.

Различных УМК

Характеристика одного из УМК по курсу «Окружающий мир»: состав и

структура УМК, содержание и принципы отбора материала.

УМК А. А. Плешаков Окружающий мир «Школа России»

Цель курса - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Основные идеи курса:

  • Многообразие мира.
  • Экологическая целостность мира.
  • Уважение к миру.

Познание окружающего мира организовано как совместный проект, реализуемый через взаимодействие взрослого и ребенка в семье (совместные наблюдения за растениями, животными, звездами; совместная уборка двора, посадка деревьев; совместные прогулки, экскурсии, поездки).
В курсе реализован проблемно-поисковый подход к обучению (создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений; поиск доказательств; формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном).

Применения при организации процесса обучения предмету «Окружающий мир».

Примерные программы внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности по окружающему миру «Земля-наш дом» 1-4 классы

Особенности программы.

Программа «Земля – наш дом», имеет эколого - биологическую направленность, является учебно - образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1 - й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):

2 - й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)

3 - й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь расте­ний и грибов» (34часа)

4 - й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академиче­скому часу.

Новизна программы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, ут­вержденным Министерством образования в 1998 г., соответст­вует требованиям к содержанию образовательных программ до­полнительного образования детей, построена с учетом преемст­венности экологического образования дошкольников (програм­ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт уча­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13.)

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________

 

Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.

 

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.

Таблица 2. Тематика экскурсий по программе «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой (система развивающего обучения «Гармония»)

Класс Тематика экскурсий
  - Экскурсия по пришкольному участку, в школьный живой уголок, в зоологический музей, в зоопарк, в цирк, в зоомагазин.
  - Экскурсии на природу (к берегу реки, пруда, к холму). - Экскурсия к достопримечательностям города, в исторический или краеведческий музей, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей.
  - Экскурсии в лес (в парк, к водоему) для наблюдения осенних изменений в природе и сбора природного материала для поделок. - Экскурсия в зимний лес (в парк на пришкольный участок) для наблюдения коры разных деревьев, сбора семян разных деревьев, исследования спилов деревьев. - Экскурсия на пришкольный участок (а парк, в лес) для наблюдения цветения трав и опыления деревьев, в зоологический музей.
  - Экскурсия в кабинет биологии (палеонтологический музей), в кабинет географии (в минералогический музей), в зоопарк, в биологический музей, в краеведческий музей.

Источники:

  1. Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 1 класса. Человек и природа. Часть 2 – М.: «Баласс», 2000. – 64с.
  2. Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 1 класса. Человек и природа. Часть 1 – М.: «Баласс», 2000. – 64с.
  3. Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса. Человек и природа. Часть 2 – М.: «Баласс», 2000. – 64с.
  4. Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса. Человек и природа. Часть 1 – М.: «Баласс», 2000. – 64с.
  5. Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 3 класса. Человек и природа. Часть 2 – М.: «Баласс», 2000. – 64с.
  6. Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 4 класса. Человек и природа. Часть 1 – М.: «Баласс», 2000. – 64с.
  7. Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 4 класса. Человек и природа. Часть 2 – М.: «Баласс», 2000. – 64с.
  8. Программы начального обучения 1 – 4 классов. Федеральный учебно- методический центр им. Занкова Л. В. – М., 1998. – 196с.
  9. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, часть 2. / Под ред. Виноградской Л. А. – М.: Просвещение, 2001. – 391с.
  10. Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.
  11. Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония» - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. – 208с.

Возможные темы проектов

"Польза мёда", "Эффективные способы и методы определения качества питьевой воды из источников р-на...,.... округа", "Наш район...", "Государственная символика России в декоративно-прикладном искусстве", "Соль", «Весенние изменения в жизни животных и т.д.

 

Пример проектной работы:

1) "Эффективные способы и методы определения качества питьевой воды из источников р-на Северное Бутово, ЮЗАО округа, г. Москвы"
План:
1. Определить цель (изучить качество воды из источников р-на..), объект (вода из источников р-на...), методы (эксперимент, опрос, беседа с родителями и представителями организаций, изучение литературы, изучение интернет-ресурсов) и задачи (Узнать все источники воды в р-не..., провести опрос одноклассников с целью выяснения предпочитаемой ими воды, выяснить в домашних условиях опытным путём, в каких источниках вода самая чистая). Определить гипотезу (Если мы определим качество питьевой воды в домашних условиях, то сможем в любом месте выбирать качественную воду и тем самым сможем сохранить своё здоровье и сэкономить семейный бюджет)
2. Провести опрос среди одноклассников (узнаем из каких источников получают воду одноклассники)
3. Определить источники воды в р-не Северное Бутово (водопровод, река, пруд, ручей, вода из магазина)
4. Провести эксперимент по определению качества воды из источников р-на Северное Бутово
Опыт 1: Определить на глаз цвета, прозрачности и запаха. Сделать вывод.
Опыт 2: Фильтрование воды. Проверить поверхность фильтра на наличие посторонних предметов.
Опыт 3: Отстаивание воды. Наблюдение за появлением осадков, пленки на поверхности и изменением оттенка воды.
Опыт 4: Опыт с зеркалом. Нанести образец воды на поверхность зеркала, после высыхания проследить за появлением следов.
Опыт 5: Эксперимент с марганцовкой. После добавления марганцовки наблюдать за реакцией и изменением оттенка цвета воды.
Опыт 6: Эксперимент с домашними животными (по возможности). Пронаблюдать за поведением животного в выборе воды из разных источников.
5. Занести итоги экспериментов в таблицу.
6. Направить письмо в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с целью выявления состояния водных объектов в местах водопользования населения. Сделать заключение по предоставленной информации.
7. Сделать вывод по гипотезе.
Предполагаемые трудности:
1. Постановление цели, задачи, гипотезы.
2. Проведение некоторых опытов.
3. Составление письма
4. Подведение итогов.

 

 

2) Пример проектной работы «Красная книга России»

Объект: животные, птицы, нуждающиеся в охране

Предмет: условия, способствующие сохранению исчезающих животных

Гипотеза: я предполагаю внести свой вклад в дело сохранения природы, научиться быть заботливыми, добрыми и ответственными гражданами.

Цель проекта: сохранить исчезающие виды животных, имеющихся на территории нашего села, путем проведения экологических акций и создания Красной книги.

Развитие знаний о природе родного края, об исчезающих видах животных, обитающих на нашей территории.

План:

1) собрать необходимую информацию;

2) посетить библиотеку;

3) провести исследование общественного мнения;

Для начала решил выяснить, что знают учащиеся о Красной книге, предложив ответить на вопросы:

-Что вам известно о Красной книге?

-О чем рассказывает Красная книга?

-Почему книга называется «красной»?

-Какие растения и животные могут попасть в Красную книгу?

-Как устроена Красная книга?

Результат проектной деятельности:

Стенд «Давайте сохраним»

Акция «Они нуждаются в охране» (выпуск агитационных листовок в защиту животных).

Бyклет «Красная книга»

(рисунки, загадки, пословицы и поговорки, легенды, сказания, стихотворения)

Оборудование и материалы:

альбомные листы,цветная бумага,ножницы,карандаши, кисти,ластик,папка для файлов акварельные краски, гуашь.

Практическая значимость: буклет можно использовать на уроках, во внеурочной деятельности.

 

Возможные затруднения:

- Проблематизация.

Данный этап является наиболее сложным для учащихся – необходимо определить проблему проекта и, соответственно, сформулировать его тему. Трудность взаимодействия учителя и ученика на этом этапе обусловлена прежде всего тем, что в этот момент ребенок практически не мотивирован к работе. Самый неэффективный способ – прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю предстоящую работу, обесценить ее как инструмент педагогического воздействия учителя и лишить смысла как творческую работу учащегося. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт, помочь ребенку найти среди его интересов то, что могло бы воплотиться в проекте, и уж потом обдумать, как использовать этот опыт для обучения и воспитания ребенка.

- Целеполагание

- Планирование

- Реализация

-Презентация конечного продукта

 

 

 

Ответы на ГОС по естествознанию (окружающий мир)

Теоретические вопросы

№ 1

Основные задачи по реализации содержания предметной области

«Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в соответствии с

ФГОС НОО.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.061 с.)