Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная школа (5 – 9 классы)

Поиск

Знать/понимать

· роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

· смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

· основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

· особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

· признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

· основные единицы языка, их признаки;

· основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

Уметь

· различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

· объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

Аудирование и чтение

 

· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

· читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

· извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Говорение и письмо

· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

· создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

· владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

· свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

· соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

· соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

· использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Основная полная школа.

Базовый уровень

Знать/понимать

· основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов;

· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

· особенности каждого вида речевой деятельности;

· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь

· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Аудирование и чтение

· использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

· использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

· развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

· совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

· самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

Основная полная школа.

Профильный уровень

Знать/понимать

· функции языка; основные сведения о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; о литературном языке и его признаках;

· системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

· понятие языковой нормы, её функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

· компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельности;

· основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

Уметь

· проводить различные виды анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

· разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

· проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

Аудирование и чтение

· использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

· владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

Говорение и письмо

· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

 

· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

· применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

· углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

· совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, к сотрудничеству;

· увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

· развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

· удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

· самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

Профессиональная дифференциация языкового образования на старшей ступени школы

В основу выделения основных форм обучения русскому языку в системе профильного обучения положены принцип уровневой дифференциации и принцип профилизации. В соответствии с принципом уровневой дифференциации выделяется два уровня усвоении учебного предмета «Русский язык»: базовый и профильный.

Базовый уровень – уровень общеобразовательной полной средней школы. На базовом уровне должны решаться проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В качестве базового учебного предмета русский язык изучается в различных профилях, например: физико-математическом,физико-химическом, химико-биологическом, социально-экономическом;биолого-географическом и др.

Исходной позицией обучения русскому языку на базовом уровне является нацеленность соответствующего курса на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности. В то же время базовый курс должен нацеливать на развитие у выпускника основной (полной) школы потребности речевого самосовершенствования, а также умений и навыков, связанных с нормативным использованием языковых средств (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных норм).

В основу школьного курса для базового уровня положена идея личностно-ориентированного и когнитивно-коммуникативного обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Именно поэтому русский язык должен быть представлен в стандарте перечнем не только понятий, отражающих устройство языка, но и таких понятий, которые обеспечивают речевую деятельность и формирование культуроведческой компетенции, что имеет важнейшее значение для развития личности в целом. Таким образом, процесс обучения русскому языку на базовом уровне должен быть ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, но в первую очередь, на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. В связи с этим на базовом уровне изучения русского языка, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Как известно, в решении этих общих задач среднего (полного) общего образования предмет «Русский язык» имеет первостепенное значение, так как вооружает ученика основным средством общения и средством обучения в школе и в дальнейшем – при обучении в высших учебных заведениях.

В основу содержания стандарта должна быть положена идея единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. Это достигается, прежде всего, усвоением элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, а также направленностью системы обучения на многоаспектный языковой анализ речевого высказывания и отработку всех типов норм современного русского литературного языка (общеязыковых, коммуникативных и этических). Таким образом, предметные цели курса русского языка для базового уровня максимально приближаются к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся.

Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка должно уделяться формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств с целью достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. В связи с этим центральным разделом практически ориентированного курса становится культура речи, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса, таким образом, состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний и стратегий и тактик успешного понимания чужой речи – устной и письменной.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком необходимо углубление знаний о языке и речи и совершенствование на этой основе навыков языкового анализа. Стандарт должен предусматривать повторение и обобщение знаний по основам науки о русском языке, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики, а также совершенствование речевых умений и навыков, связанных с анализом и созданием текстов разных стилей речи. Языковые средства прежде всего рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения, то есть навыкам, которыми необходимо владеть каждому выпускнику школы. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

В связи с этим большое значение должно придаваться развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старше­классников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблени­ем в речи того или иного языкового явления. Выпускники должны научиться пользоваться словарями правильности русской речи, применять орфографические и пунктуационные нормы при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей; использовать лексическую и грамматическую синонимию с целью совершенствования собственного речевого высказывания; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения.

В процессе обучения русскому языку в старших клас­сах последовательно и целенаправленно совершенствуются и развиваются основные виды речевой деятельности: умение воспринимать речь, представленную в устной или письменной форме (умения слушать, читать), и создавать собственное высказывание (умения говорить, писать). При этом основное внимание уделяется формированию навыков содержательной, правильной, вырази­тельной, воздействующей речи в устной и письменной форме. Старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: правильного выбора языковых средств для решения коммуникативных задач в процессе устного или письменного общения и правильного восприятия чужого высказывания в процессе аудирования или чтения. Выпускники должны научиться анализировать и понимать коммуникативные намерения говорящего (пишущего); оценивать уместность употребления языковых средств с учетом замысла говорящего (пишущего); выражать собственное отношение к предмету речи.

Изучение русского языка на базовом уровне должно обеспечить целенаправленное совершенствование таких жизненно важных умений, как умение использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста; извлекать необходимую информацию из различных источников (учебно-научные тексты, справочная литература, СМИ и ресурсы Интернет); владеть основными способами информационной переработки текста; создавать тексты разных стилей и жанров.

Направленность курса на синтез речевого, интеллектуального и духовного развития создает условия и для реализации в процессе обучения общепредметной функции, которую дисциплина выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширить круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения; оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступление (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.

Изучение русского языка на базовом уровне предполагает и определенную профессиональную ориентацию, которая реализуется в отборе текстового материала соответствующего содержания, в представлении учебно-научной терминологии, специальной лексики и т.п.

Профильный уровень – уровень углубленного изучения русского языка. В качестве профильного учебного предмета русский язык представлен в филологическом и социально-гуманитарном профилях.

Филологический профиль

Изучение русского языка в филологическом профиле основной (полной) школы предполагает реализацию целей и содержания базового уровня, и в то же время он должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования. При этом учитывается, что учебный предмет «Русский язык» - основа школьного филологического образования. Он является важнейшим элементом литературного образования, формирует терминологическую базу изучения иностранных языков.

Нацеленность предмета на подготовку выпускников к получению высшего образования в области филологии определяет и специфическое содержание курса для профильного уровня: приоритетным является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся. Другими словами, профильный уровень предполагает актуализацию теоретических аспектов изучения русского языка.

В связи с этим здесь должно быть предусмотрено углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; основных формах существования русского национального языка; функционально-стилистической системе русского языка. В профильных классах русский язык становится объектом научного изучения, поэтому особое внимание должно уделяться русистике, рассмотрению ведущих методов изучения языка, знакомству с основными направлениями развития русистики в наши дни, а также с информацией о виднейших ученых-лингвистах и их научной деятельности.

Особое значение для будущих филологов приобретает исторический аспект курса, который имеет преимущественно ретроспективный характер. Современный русский язык на всех своих уровнях сохраняет ряд древних черт, которые с точки зрения современного состояния объяснены быть не могут и требуют исторического комментария. В этой связи особую значимость приобретают разделы курса, связанные с историческим прошлым русского языка (общеславянская основа, древнерусские корни, старославянские элементы, собственно русские элементы), именами и трудами ученых-лингвистов, внесших вклад в изучение истории русского языка и т.п. В результате рассмотрения языковой системы в исторической ретроспективе у учащихся формируется новый взгляд на родной язык, способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям. Исторический взгляд на язык поможет старшеклассникам понять многие «темные» места в художественных произведениях Х1Х и даже ХХ веков, поэтому и межпредметные связи с русского языка и литературы будут осознаваться ими более ясно.

Важной составляющей курса является лингвистический и филологический анализ художественного текста. И если лингвистический анализ направлен на наблюдение за функционированием единиц языка в тексте, выявление дополнительные смысловых оттенков, которые приобретают слова и грамматические формы в тексте, определение семантики ключевых текстовых единиц и т.п., то филологический анализ предполагает взаимодействие лингвистического и литературоведческого подходов к тексту, когда художественный текст рассматривается и как коммуникативная единица, и как эстетический феномен.

Изучение русского языка на профильном уровне направлено на овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты, допускающих неоднозначную интерпретацию; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы; объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.И наконец, профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

В содержании профильного курса должен быть реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный, когнитивно-коммуникативный подход к обучению, что выражается, прежде всего, в установлении взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Большое значение должно придаваться развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старше­классников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для решения разнообразных учебных и коммуникативных задач.

В филологическом профиле курс русского языка может быть нацелен не только на изучение русской филологии, но и иностранных языков. Поэтому особую значимость здесь приобретает формирование умений выявлять сходство и различия отдельных языковых явлений и фактов русского и изучаемого иностранного языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.7 (0.013 с.)