Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основная школа (5 – 9 классы)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Знать/понимать · роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; · смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; · основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; · особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; · признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); · основные единицы языка, их признаки; · основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета. Уметь · различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; · определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; · опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; · объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; Аудирование и чтение
· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); · читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); · извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; Говорение и письмо · воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); · создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление); · осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; · владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); · свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; · соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; · соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; · соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; · осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; · развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; · удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; · увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; · использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. Основная полная школа. Базовый уровень Знать/понимать · основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов; · смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; · основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; · особенности каждого вида речевой деятельности; · орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Уметь · осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; · анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; · проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; Аудирование и чтение · использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; · извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо · создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; · применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; · соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; · соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; · использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; · развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; · увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; · совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; · самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Основная полная школа. Профильный уровень Знать/понимать · функции языка; основные сведения о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; о литературном языке и его признаках; · системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц; · понятие языковой нормы, её функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка; · компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельности; · основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения; Уметь · проводить различные виды анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; · разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы; · проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; · оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; · объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов; Аудирование и чтение · использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; · извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; · владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста; Говорение и письмо · создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка; · применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; · соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; · углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования; · совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, к сотрудничеству; · увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; · развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; · удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук; · самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Профессиональная дифференциация языкового образования на старшей ступени школы В основу выделения основных форм обучения русскому языку в системе профильного обучения положены принцип уровневой дифференциации и принцип профилизации. В соответствии с принципом уровневой дифференциации выделяется два уровня усвоении учебного предмета «Русский язык»: базовый и профильный. Базовый уровень – уровень общеобразовательной полной средней школы. На базовом уровне должны решаться проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. В качестве базового учебного предмета русский язык изучается в различных профилях, например: физико-математическом,физико-химическом, химико-биологическом, социально-экономическом;биолого-географическом и др. Исходной позицией обучения русскому языку на базовом уровне является нацеленность соответствующего курса на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности. В то же время базовый курс должен нацеливать на развитие у выпускника основной (полной) школы потребности речевого самосовершенствования, а также умений и навыков, связанных с нормативным использованием языковых средств (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных норм). В основу школьного курса для базового уровня положена идея личностно-ориентированного и когнитивно-коммуникативного обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Именно поэтому русский язык должен быть представлен в стандарте перечнем не только понятий, отражающих устройство языка, но и таких понятий, которые обеспечивают речевую деятельность и формирование культуроведческой компетенции, что имеет важнейшее значение для развития личности в целом. Таким образом, процесс обучения русскому языку на базовом уровне должен быть ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, но в первую очередь, на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. В связи с этим на базовом уровне изучения русского языка, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Как известно, в решении этих общих задач среднего (полного) общего образования предмет «Русский язык» имеет первостепенное значение, так как вооружает ученика основным средством общения и средством обучения в школе и в дальнейшем – при обучении в высших учебных заведениях. В основу содержания стандарта должна быть положена идея единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. Это достигается, прежде всего, усвоением элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, а также направленностью системы обучения на многоаспектный языковой анализ речевого высказывания и отработку всех типов норм современного русского литературного языка (общеязыковых, коммуникативных и этических). Таким образом, предметные цели курса русского языка для базового уровня максимально приближаются к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся. Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка должно уделяться формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств с целью достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. В связи с этим центральным разделом практически ориентированного курса становится культура речи, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса, таким образом, состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний и стратегий и тактик успешного понимания чужой речи – устной и письменной. Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком необходимо углубление знаний о языке и речи и совершенствование на этой основе навыков языкового анализа. Стандарт должен предусматривать повторение и обобщение знаний по основам науки о русском языке, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики, а также совершенствование речевых умений и навыков, связанных с анализом и созданием текстов разных стилей речи. Языковые средства прежде всего рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения, то есть навыкам, которыми необходимо владеть каждому выпускнику школы. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм. В связи с этим большое значение должно придаваться развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Выпускники должны научиться пользоваться словарями правильности русской речи, применять орфографические и пунктуационные нормы при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей; использовать лексическую и грамматическую синонимию с целью совершенствования собственного речевого высказывания; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения. В процессе обучения русскому языку в старших классах последовательно и целенаправленно совершенствуются и развиваются основные виды речевой деятельности: умение воспринимать речь, представленную в устной или письменной форме (умения слушать, читать), и создавать собственное высказывание (умения говорить, писать). При этом основное внимание уделяется формированию навыков содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме. Старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: правильного выбора языковых средств для решения коммуникативных задач в процессе устного или письменного общения и правильного восприятия чужого высказывания в процессе аудирования или чтения. Выпускники должны научиться анализировать и понимать коммуникативные намерения говорящего (пишущего); оценивать уместность употребления языковых средств с учетом замысла говорящего (пишущего); выражать собственное отношение к предмету речи. Изучение русского языка на базовом уровне должно обеспечить целенаправленное совершенствование таких жизненно важных умений, как умение использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста; извлекать необходимую информацию из различных источников (учебно-научные тексты, справочная литература, СМИ и ресурсы Интернет); владеть основными способами информационной переработки текста; создавать тексты разных стилей и жанров. Направленность курса на синтез речевого, интеллектуального и духовного развития создает условия и для реализации в процессе обучения общепредметной функции, которую дисциплина выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширить круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения; оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступление (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п. Изучение русского языка на базовом уровне предполагает и определенную профессиональную ориентацию, которая реализуется в отборе текстового материала соответствующего содержания, в представлении учебно-научной терминологии, специальной лексики и т.п. Профильный уровень – уровень углубленного изучения русского языка. В качестве профильного учебного предмета русский язык представлен в филологическом и социально-гуманитарном профилях. Филологический профиль Изучение русского языка в филологическом профиле основной (полной) школы предполагает реализацию целей и содержания базового уровня, и в то же время он должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования. При этом учитывается, что учебный предмет «Русский язык» - основа школьного филологического образования. Он является важнейшим элементом литературного образования, формирует терминологическую базу изучения иностранных языков. Нацеленность предмета на подготовку выпускников к получению высшего образования в области филологии определяет и специфическое содержание курса для профильного уровня: приоритетным является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся. Другими словами, профильный уровень предполагает актуализацию теоретических аспектов изучения русского языка. В связи с этим здесь должно быть предусмотрено углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; основных формах существования русского национального языка; функционально-стилистической системе русского языка. В профильных классах русский язык становится объектом научного изучения, поэтому особое внимание должно уделяться русистике, рассмотрению ведущих методов изучения языка, знакомству с основными направлениями развития русистики в наши дни, а также с информацией о виднейших ученых-лингвистах и их научной деятельности. Особое значение для будущих филологов приобретает исторический аспект курса, который имеет преимущественно ретроспективный характер. Современный русский язык на всех своих уровнях сохраняет ряд древних черт, которые с точки зрения современного состояния объяснены быть не могут и требуют исторического комментария. В этой связи особую значимость приобретают разделы курса, связанные с историческим прошлым русского языка (общеславянская основа, древнерусские корни, старославянские элементы, собственно русские элементы), именами и трудами ученых-лингвистов, внесших вклад в изучение истории русского языка и т.п. В результате рассмотрения языковой системы в исторической ретроспективе у учащихся формируется новый взгляд на родной язык, способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям. Исторический взгляд на язык поможет старшеклассникам понять многие «темные» места в художественных произведениях Х1Х и даже ХХ веков, поэтому и межпредметные связи с русского языка и литературы будут осознаваться ими более ясно. Важной составляющей курса является лингвистический и филологический анализ художественного текста. И если лингвистический анализ направлен на наблюдение за функционированием единиц языка в тексте, выявление дополнительные смысловых оттенков, которые приобретают слова и грамматические формы в тексте, определение семантики ключевых текстовых единиц и т.п., то филологический анализ предполагает взаимодействие лингвистического и литературоведческого подходов к тексту, когда художественный текст рассматривается и как коммуникативная единица, и как эстетический феномен. Изучение русского языка на профильном уровне направлено на овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты, допускающих неоднозначную интерпретацию; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы; объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.И наконец, профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. В содержании профильного курса должен быть реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный, когнитивно-коммуникативный подход к обучению, что выражается, прежде всего, в установлении взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения. Большое значение должно придаваться развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для решения разнообразных учебных и коммуникативных задач. В филологическом профиле курс русского языка может быть нацелен не только на изучение русской филологии, но и иностранных языков. Поэтому особую значимость здесь приобретает формирование умений выявлять сходство и различия отдельных языковых явлений и фактов русского и изучаемого иностранного языка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.7 (0.013 с.) |