Специфика содержания по ступеням обучения (на выходе) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика содержания по ступеням обучения (на выходе)



Содержание стандарта по русскому (родному) языку построено в соответствии с основными закономерностями и этапами речевого развития школьника.

Период обучения в 5 – 11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. В связи с этим приоритетной задачей обучения в основной школе (5- 9 классы) является развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании. Именно поэтому содержание обучения на этом этапе составляет освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета. Именно на этом этапе происходит интенсивное обогащение словарного запаса школьников и расширение круга используемых ими грамматических средств.

В основной школе (5 – 9 классы)значительно расширяются (по сравнению с начальной школой) знания по основным разделам курса, формируется представление о языке как системе взаимосвязанных единиц, об особенностях их функционирования в речи; расширяются сведения о стилистических ресурсах и изобразительно-выразительных средствах русского языка, совершенствуются коммуникативные навыки, формируется понятие о культуре речи, литературной норме; совершенствуется речевая деятельность, навыки создания собственного речевого произведения.

На данной ступени обучения основной инвариант содержания обучения русскому языку дополняется вариативными модулями, изучение которых не является обязательным для всех учащихся, например: «Русская словесность», «Лексика и фразеология», «Риторика», «Речевой этикет» и др.

На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим задачей обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. На профильном уровне, помимо указанного, происходит углубление лингвистических знаний, а также совершенствование речевых умений в профессионально ориентированной сфере общения.

В 10 – 11 классах предполагается формирование целостного представления о языке как национально-культурном феномене, как многофункциональной, исторически развивающейся системе, ее устройстве и функционировании; совершенствование умения анализировать и оценивать языковые явления и факты с прагматической и эстетической точек зрения; проводить лингвистический и филологический анализ текста. На этом этапе обучения развиваются навыков речевой деятельности, обеспечивающие успешное овладение учебной деятельностью и будущей профессией.

Профилированное обучение в старшей школе осуществляется через систему курсов по выбору в их содержательной согласованности и преемственности. Эта система, помимо курсов по русскому языку, включает и курсы по родному языку, и междисциплинарные курсы.

Так, например, для гуманитарного профиля могут быть рекомендованы:

1) спецкурсы и факультативы по разным уровням языковой системы: «Лексика и фразеология», «Морфемика и словообразование», «Синтаксис», «Русская грамматика в зеркале родного языка», «Язык перевода», «Русское правописание» и др.;

2) спецкурсы и факультативы, совершенствующие коммуникативные умения и навыки: «Риторика», “Русский речевой этикет”, “Культура межнационального общения”, “Культура русской речи” и др.;

3) междисциплинарные курсы “Русский язык и русская культура”, «Русская словесность», «Культура русского народа в зеркале русского языка», «Русская лексика в зеркале языков народов России «и др.

Таким образом, на каждом этапе процесс обучения русскому языку направлен на достижение специфических ц е л е й, а именно:

Основная школа (5 – 9 классы)

· воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

· развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

· освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах; основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Основная полная школа.

Базовый уровень

· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

· развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

· освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основная полная школа.

Профильный уровень

· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

· развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

· углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

· овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Общие требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.99.209 (0.011 с.)