Дидактические и методологические принципы преподавания курса литературы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические и методологические принципы преподавания курса литературы



Принцип демократического и гуманистического мировоззрения, толерантности, веротерпимости и способности к диалогу

Весь процесс обучения нацелен на формирование культуры восприятия и понимания, коммуникативной культуры личности, на воспитание умения почувствовать чужую боль, выслушать другую сторону, понять иную точку зрения, формулировать собственную позицию с учётом чужой; на воспитание толерантности, благожелательности, самокритичности.

Чтение произведений художественной литературы обогащает учащегося опытом чужой жизни, расширяет представления о мире и культуре, и, таким образом, способствует расширению кругозора школьника.

Изучение лучших образцов художественной литературы развивает эмоциональную сферу и образное мышление личности.

Литературно-художественные произведения в образной форме представляют читателю разнообразные художественно-идеологические позиции авторов, их представления о человеке, человеческом обществе, его истории, мире в целом. Чтение художественной литературы с последующим анализом её на уроке позволяет школьнику познакомиться с этими позициями и, благодаря художественной форме, «пережить их изнутри». Таким образом, литературное образование оказывается средством формирования и развития личности школьника, широты его мышления.

Принцип личностно-ориентированного обучения, обеспечивающий самоопределение и, на этой основе, развитие и саморазвитие личности учащегося

Школьный курс литературы позволяет познакомить учащихся с разнообразными и часто неоднозначными оценками явлений действительности; это формирует критичность мышления, умение выражать, аргументировать и корректировать собственную позицию.

Знакомство в школьном курсе литературы с литературно-художественными произведениями разных времён и народов, созданных в различных стилевых и культурных традициях, их обсуждение, анализ и интерпретация создают условия для эстетического самоопределенияшкольников.

В процессе обучения каждый школьник учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, что способствует формированию самостоятельности мышления учащихся, их мировоззренческому самоопределению.

Принцип личностно-ориентированного обучения реализуется благодаря многоуровневости предметного содержания, с одной стороны, и использованию деятельностного подхода в обучении, с другой. В образовательный процесс внедряются различные методики обучения и воспитания: от разноуровневых заданий до учебно-исследовательской деятельности. Их выбор осуществляется в совместной деятельности учителя и учащегося с учётом склонностей, интересов и образовательных целей школьников.

Принцип сочетания традиционных методов обучения с методами педагогики сотрудничества при её ведущей роли

Сочетание и взаимодействие этих принципов создаёт возможность качественного изменения результата образовательного процесса: от обученности учащегося к его образованности. От овладения знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими обученность и социальную и профессиональную адаптацию в обществе, учащийся движется к образованности, т. е. к умению использовать полученные умения, знания, навыки, свой читательский опыт при оценке и интерпретации фактов и явлений окружающего мира на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок.

В процессе обучения диалог и совместный поиск учеников и учителя превалирует над монологическими образовательными технологиями как в коллективной, так и в индивидуальной работе. Востребованными оказываются те педагогические технологии, которые развивают индивидуальность ученика, создают условия для его саморазвития и самовыражения.

Принцип преемственности обучения с основной школой

Цели преподавания литературы на разных ступенях школьного обучения в своей основе совпадают; задачи преподавания усложняются постепенно, соответствуя возрастным возможностям и индивидуальным потребностям учщихся. На последней ступени школьного литературного образования используются и обогащаются знания, закрепляются и углубляются умения и навыки (например, читательские и исследовательские), полученные и сложившиеся к старшей школе.

Принцип личностно-деятельностного обучения

Деятельностный принцип обучения помогает формировать активную читательскую позицию ученика и развитую мотивацию к обучению. Он воплощается не только в глубокой и продуктивной читательской деятельности школьников, но и в их литературно-художественном творчестве. Это означает, что, кроме работ аналитического характера, школьники выполняют и творческие задания, например, учатся работать в жанре рецензии, и таким образом получают возможность свободно оценивать литературное явление, не попадая под власть готовых схем и стереотипов.

Параллельно навыкам культурного чтения на уроках литературы последовательно формируется умение школьников пользоваться литературным языком как инструментом для оформления собственных мыслей и ощущений. Одновременно с умением понимать чужие тексты литературное образование воспитывает умение порождать собственные письменные и устные высказывания.

При этом в обучении учитываются возрастные и психологические возможности старшеклассников, развивается и реализуется их индивидуальный творческий потенциал.

Реализация деятельностного подхода в ходе школьного литературного образования (впрочем, как и школьного образования в целом) будет способствовать развитию сильных и выравниванию слабых сторон личности ребёнка; позволит уже на ранних этапах обучения выявить одарённых учеников, а также развивать одарённость.

Принцип учебно-исследовательской деятельности

К учебно-исследовательской деятельности по предмету литература учащиеся привлекаются, начиная с этапа основной школы, но наиболее активно в профильных и углубленных классах старшей школы. Это означает, что обучение в каждой учебной теме выходит за пределы изучаемых в школьной программе литературных текстов, явлений и понятий, мотивирует учеников к самостоятельному чтению, размышлению и привлечению (прежде всего, под руководством учителя) внепрограммных материалов. Индивидуальная и коллективная учебно-исследовательская деятельность школьников продолжается во внеурочное время и реализуется в проблемных учебно-исследовательских работах и проектах.

Подобный вид учебной деятельности стимулируется и постоянно развивающейся в России системой научно-практических конференций старшеклассников.

Внедрение этого принципа в школьную практику ставит перед учителем, преподающим литературу новые задачи. В качестве исследователя по отношению к каждому изучаемому произведению литературы выступает, прежде всего, преподаватель литературы; он должен уметь анализировать произведение в самых неожиданных для себя направлениях прямо в классе, всесторонне привлекая к этому процессу школьников и учитывая самые разнообразные (нередко противоречивые) суждения, вместе с учениками искать ответы на возникающие у них вопросы.

Принцип дифференцированного обучения как основы вариативного преподавания литературы в современной школе

Поставив перед собой такую серьёзную задачу, как задача понимания неоднозначных художественных смыслов, учитель не может не осознавать, что имеет дело с учениками разного уровня литературного развития и заинтересованности в литературном образовании. Поэтому необходимость реальной дифференциации обучения может быть осуществлена в ходе многоуровневого подхода к преподаванию курса литературы.

Виды учебной деятельности

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,

- выразительное чтение художественного текста,

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); написание аннотаций,

- самостоятельная постановка вопросов к тексту художественного произведения,

- ответы на вопросы, раскрывающие знание содержания и понимание смысла произведения,

- анализ и интерпретация (элементы) произведения,

- составление планов и написание отзывов (рецензий) о произведениях,

- написание исследовательских и творческих работ (сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений),

- целенаправленный поиск литературоведческой и культурно-исторической информации.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.139.112 (0.006 с.)