Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактические и методологические принципы преподавания курса литературыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принцип демократического и гуманистического мировоззрения, толерантности, веротерпимости и способности к диалогу Весь процесс обучения нацелен на формирование культуры восприятия и понимания, коммуникативной культуры личности, на воспитание умения почувствовать чужую боль, выслушать другую сторону, понять иную точку зрения, формулировать собственную позицию с учётом чужой; на воспитание толерантности, благожелательности, самокритичности. Чтение произведений художественной литературы обогащает учащегося опытом чужой жизни, расширяет представления о мире и культуре, и, таким образом, способствует расширению кругозора школьника. Изучение лучших образцов художественной литературы развивает эмоциональную сферу и образное мышление личности. Литературно-художественные произведения в образной форме представляют читателю разнообразные художественно-идеологические позиции авторов, их представления о человеке, человеческом обществе, его истории, мире в целом. Чтение художественной литературы с последующим анализом её на уроке позволяет школьнику познакомиться с этими позициями и, благодаря художественной форме, «пережить их изнутри». Таким образом, литературное образование оказывается средством формирования и развития личности школьника, широты его мышления. Принцип личностно-ориентированного обучения, обеспечивающий самоопределение и, на этой основе, развитие и саморазвитие личности учащегося Школьный курс литературы позволяет познакомить учащихся с разнообразными и часто неоднозначными оценками явлений действительности; это формирует критичность мышления, умение выражать, аргументировать и корректировать собственную позицию. Знакомство в школьном курсе литературы с литературно-художественными произведениями разных времён и народов, созданных в различных стилевых и культурных традициях, их обсуждение, анализ и интерпретация создают условия для эстетического самоопределенияшкольников. В процессе обучения каждый школьник учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, что способствует формированию самостоятельности мышления учащихся, их мировоззренческому самоопределению. Принцип личностно-ориентированного обучения реализуется благодаря многоуровневости предметного содержания, с одной стороны, и использованию деятельностного подхода в обучении, с другой. В образовательный процесс внедряются различные методики обучения и воспитания: от разноуровневых заданий до учебно-исследовательской деятельности. Их выбор осуществляется в совместной деятельности учителя и учащегося с учётом склонностей, интересов и образовательных целей школьников. Принцип сочетания традиционных методов обучения с методами педагогики сотрудничества при её ведущей роли Сочетание и взаимодействие этих принципов создаёт возможность качественного изменения результата образовательного процесса: от обученности учащегося к его образованности. От овладения знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими обученность и социальную и профессиональную адаптацию в обществе, учащийся движется к образованности, т. е. к умению использовать полученные умения, знания, навыки, свой читательский опыт при оценке и интерпретации фактов и явлений окружающего мира на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок. В процессе обучения диалог и совместный поиск учеников и учителя превалирует над монологическими образовательными технологиями как в коллективной, так и в индивидуальной работе. Востребованными оказываются те педагогические технологии, которые развивают индивидуальность ученика, создают условия для его саморазвития и самовыражения. Принцип преемственности обучения с основной школой Цели преподавания литературы на разных ступенях школьного обучения в своей основе совпадают; задачи преподавания усложняются постепенно, соответствуя возрастным возможностям и индивидуальным потребностям учщихся. На последней ступени школьного литературного образования используются и обогащаются знания, закрепляются и углубляются умения и навыки (например, читательские и исследовательские), полученные и сложившиеся к старшей школе. Принцип личностно-деятельностного обучения Деятельностный принцип обучения помогает формировать активную читательскую позицию ученика и развитую мотивацию к обучению. Он воплощается не только в глубокой и продуктивной читательской деятельности школьников, но и в их литературно-художественном творчестве. Это означает, что, кроме работ аналитического характера, школьники выполняют и творческие задания, например, учатся работать в жанре рецензии, и таким образом получают возможность свободно оценивать литературное явление, не попадая под власть готовых схем и стереотипов. Параллельно навыкам культурного чтения на уроках литературы последовательно формируется умение школьников пользоваться литературным языком как инструментом для оформления собственных мыслей и ощущений. Одновременно с умением понимать чужие тексты литературное образование воспитывает умение порождать собственные письменные и устные высказывания. При этом в обучении учитываются возрастные и психологические возможности старшеклассников, развивается и реализуется их индивидуальный творческий потенциал. Реализация деятельностного подхода в ходе школьного литературного образования (впрочем, как и школьного образования в целом) будет способствовать развитию сильных и выравниванию слабых сторон личности ребёнка; позволит уже на ранних этапах обучения выявить одарённых учеников, а также развивать одарённость. Принцип учебно-исследовательской деятельности К учебно-исследовательской деятельности по предмету литература учащиеся привлекаются, начиная с этапа основной школы, но наиболее активно в профильных и углубленных классах старшей школы. Это означает, что обучение в каждой учебной теме выходит за пределы изучаемых в школьной программе литературных текстов, явлений и понятий, мотивирует учеников к самостоятельному чтению, размышлению и привлечению (прежде всего, под руководством учителя) внепрограммных материалов. Индивидуальная и коллективная учебно-исследовательская деятельность школьников продолжается во внеурочное время и реализуется в проблемных учебно-исследовательских работах и проектах. Подобный вид учебной деятельности стимулируется и постоянно развивающейся в России системой научно-практических конференций старшеклассников. Внедрение этого принципа в школьную практику ставит перед учителем, преподающим литературу новые задачи. В качестве исследователя по отношению к каждому изучаемому произведению литературы выступает, прежде всего, преподаватель литературы; он должен уметь анализировать произведение в самых неожиданных для себя направлениях прямо в классе, всесторонне привлекая к этому процессу школьников и учитывая самые разнообразные (нередко противоречивые) суждения, вместе с учениками искать ответы на возникающие у них вопросы. Принцип дифференцированного обучения как основы вариативного преподавания литературы в современной школе Поставив перед собой такую серьёзную задачу, как задача понимания неоднозначных художественных смыслов, учитель не может не осознавать, что имеет дело с учениками разного уровня литературного развития и заинтересованности в литературном образовании. Поэтому необходимость реальной дифференциации обучения может быть осуществлена в ходе многоуровневого подхода к преподаванию курса литературы. Виды учебной деятельности - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, - выразительное чтение художественного текста, - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); написание аннотаций, - самостоятельная постановка вопросов к тексту художественного произведения, - ответы на вопросы, раскрывающие знание содержания и понимание смысла произведения, - анализ и интерпретация (элементы) произведения, - составление планов и написание отзывов (рецензий) о произведениях, - написание исследовательских и творческих работ (сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений), - целенаправленный поиск литературоведческой и культурно-исторической информации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.172 (0.01 с.) |