Целевые установки, ценностные ориентиры и задачи обществознания на современном этапе общественного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целевые установки, ценностные ориентиры и задачи обществознания на современном этапе общественного развития



Преподавание обществознания не может отказаться от определенных ценностных ориентиров и формирования жизненных принципов. Следовательно, оно включает определенные идеологические установки, как и многие другие школьные предметы. В виду усиления негативного влияния на мировоззрение подрастающего поколения со стороны криминальных групп и средств массовой информации, размытость ценностных ориентиров создает серьезную угрозу для будущего единства российского общества. Вместе с тем, определение целей, принципов, ценностей и ориентиров не должно быть орудием идеологического диктата и контроля, морализаторства и навязывания обществу установок отдельных групп. Следует рассматривать их как необходимый элемент консолидации общества, поиска согласия по ключевым вопросам дальнейшего развития.

Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:

- социализация, то есть подготовка к жизни в обществе в 21 веке,

- воспитание патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины,

- самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни,

- коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата,

- уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия,

- умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам,

- конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма.

Схематично все перечисленное можно представить следующим образом:

Эти установки соотносятся с рядом ценностных ориентиров. Из перечисленных ниже ценностных ориентиров первые три пункта соотносятся в первую очередь с уровнем личностного развития, вторые три пункта относятся к уровню социального взаимодействия, а три последних пункта обращены к формальным структурам реализации власти (в первую очередь к государственному механизму). При этом каждый из названных уровней не является изолированным, а соотносится с другими в общей системе взаимной зависимости.

Самореализация

В широком смысле под самореализацией понимается свобода в своих действиях (с учетом того, что личная свобода не должна нарушать свободу других людей, то есть с разумным ограничением этой свободы для общего блага) и успешность (измеряемая не только уровнем материального достатка, но и профессионализмом, интересом к жизни, соотнесением личного успеха с общими целями).

Через развитие активности в процессе образования, создание возможностей получения опыта в выполнении различных социальных ролей, дифференцированного подхода, создание системы разнообразных клубов по интересам, оживления общественной активности школы в местном сообществе реально преодолеть пассивность молодежи, социальное иждивенчество, ощущение своей ненужности, личностную деградацию.

Здоровье

Забота о собственном физическом и психическом здоровье сегодня выходит на одно из первых мест в мировоззренческой позиции в связи с ростом числа опасных заболеваний и ухудшением уровня здоровья молодого поколения в целом. В более широком понимании следует говорить о здоровье не только собственном, но и окружающих людей, всего общества в целом. Молодые граждане должны понимать ответственность, как за собственное здоровье, так и за здоровье окружающих. Пропаганда здорового образа жизни выдвигается в качестве одного из приоритетов.

Неразрывно связана с формированием здоровья и забота об окружающей среде – выработка экологической культуры поведения подростков также является важным ориентиром. Работа в этом направлении в современном глобальном мире становится в ряд национальных приоритетов, так как природные запасы Земли небезграничны и угроза глобальной экологической катастрофы вполне реальна.

Смена форм учебной деятельности и включение двигательной активности в образовательный процесс будет способствовать укреплению здоровья. Также необходимо значительно внимание уделять эффективной пропаганде здорового образа жизни и умеренности без морализаторства и психологического давления, создавать возможности реализации интересов учащихся в здоровой среде, рассматривать последствия употребления табака, алкоголя и наркотиков, информировать о социальной политике в области защиты здоровья и имеющихся возможностях диагностики. Следует также обратить внимание и на умеренное использование компьютерной техники в школе.

Гражданская ответственность

Осознание подростками себя как граждан России, формирование патриотических чувств, принятие ценностей демократии, правового государства и гражданского общества актуально с учетом распространения среди молодежи гражданского инфантилизма (нежелания решать общие проблемы в надежде, что кто-то за них это будет делать), нигилизма (отрицание и критика любых общественных изменений при отсутствии собственного видения путей общественного развития) и социальной безответственности (непонимание и нежелание понимать всех возможных последствий собственных действий и решений, пассивность в общественной и политической жизни).

Включение в образовательный процесс социального проектирования школьников в его различных формах (от оказания помощи ветеранам и других общественно полезных дел до разработки собственных предложений по усилению эффективности работы органов власти), практикоориентированный подход в преподавании (обсуждение реальных ситуаций, а не заучивание теоретических конструкций), позитивный взгляд на историю своей страны и происходящие в обществе процессы будут способствовать росту гражданской ответственности и активности молодежи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.022 с.)