Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двадцатый век. СовременностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Эшелоны» индустриального развития: проблемы критериев. Капиталистические войны конца XIX – начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира и совершенствование колониальной системы. Политика США и неоколониализм как принципиально новый метод экспансии. Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах. «Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций. Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины. Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России. Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности. Иностранные займы, их размеры и влияние на внешнюю и внутреннюю политику российского правительства. Слабость национальной буржуазии как основная стадиальная проблема. Сельское хозяйство Российской империи и общеевропейский аграрный рынок. Экспорт продовольствия как одна из основных статей доходов правящей элиты. Причины неразрешимого кризиса в деревне и провал реформ Столыпина. Российская империя начала ХХ в.: между великой державой и полуколонией. Формационная характеристика, уклады и вопрос о формировании классов. Общество и власть России в нач. ХХ в.: кризис взаимодействия. Первая мировая война 1914-1918 гг. как борьба за передел мира. Социально-политические последствия войны. Крушение монархий в России, Австро-Венгрии и Германии. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Экономика страны в годы Первой мировой войны. Революция 1917 г. и её этапы: крах Российской империи как кризис легитимности. Гражданская война и интервенция. Формирование новой социальной структуры общества в 1918-1920 гг. Социальные последствия «военного коммунизма». Последствия российской революции для Европы и мира. Образование СССР. Мир между двумя войнами. Смена мирового лидера - превращение США в ведущую индустриальную страну мира. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций. Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг. Государственно-монополистический капитализм. Экономические подъемы и кризисы: возрастание амплитуды их циклов. Прогресс в науке и технологии. Усиление взаимозависимости развития экономики разных стран. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и обострение империалистических противоречий. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Великая депрессия и ее преодоление в США.
Возникновение фашизма: Италия, Веймарская республика, фашистская Германия, испанский авторитаризм, милитаристская Япония. Западные демократии и мир. Новые черты партийно-политических систем стран Запада. Эволюция массового сознания и социальной психологии. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм. Основы советской экономической модели. Советская экономика в условиях подготовки мировых лидеров к новому переделу колоний. Состояние экономики СССР после Гражданской войны. Концепция нэпа и результаты. Экономические интересы крестьянства и государсвтенная заготовительная политика. Перемены в социальном строе. Альтернативы развития советского общества в конце 1920-х гг. Причины кризиса и свертывания нэповской социально-экономической модели. Курс на строительство социализма в одной стране. Необходимость завершения индустриальной модернизации. Сталинская схема форсированной модернизации как единственно возможная в межвоенный период. Социалистическая индустриализация: цели, методы, основные этапы, результаты и последствия. Плановая система и централизация руководства экономикой. Коллективизация в СССР: цели, методы, основные этапы, результаты; экономические и социальные последствия. Разрушение крестьянской общины. Советский Союз как тип общества и государства. Создание советской системы управления. Советы как новый тип представительной демократии. Специфика советского права. Формирование однопартийной системы и превращение ВКП(б) в остов государственной машины. Формирование новой социальной психологии «советского человека». Проблемы мирного урегулирования и возникновение новых факторов международной напряженности. Экономические и политические причины неизбежности второй мировой войны. Мир накануне Второй мировой войны.
Вторая мировая война. Великая Отечественная война и победа советского народа над фашистской Германией. СССР и антигитлеровская коалиция. Цена победы. Итоги Второй мировой войны. Новое соотношение сил в мире. Территориальные и политические изменения в Европе и в мире. Итоги Второй мировой и Великой Отечественной войны для СССР, его союзников и противников. Превращение США в господствующую мировую державу. Сравнительный анализ состояния экономики США и СССР после Второй мировой войны. Создание Организации Объединенных Наций. Влияние СССР на ход социально-политических процессов в государствах Центральной и Юго-Восточной Европы. Холодная война. Политика с позиции силы. Глобальное ракетно-ядерное противостояние сверхдержав - новая стратегия достижения баланса сил в мире. Национальные революции в странах Индокитая, Восточной и Юго-Восточной Азии. Создание независимых Индии и Пакистана. Особенности развития ситуации на Ближнем Востоке в послевоенные годы. Новый облик западного мира. Переход от индустриального общества к постиндустриальному. Революционный скачок в области науки, техники, технологий. Курс на широкие либеральные реформы, права человека. Советская экономика и советское общество в 1945-1991 гг. Альтернативы социально-экономического развития после окончания войны. Связь эволюции экономической системы с внешнеполитическим давлением. Демографические и социальные процессы. Усложнение социальной стратификации, снижение вертикальной мобильности и формирование закрытой элиты. Становление общества потребления в государстве с социалистической идеологией. Промышленность. Сельское хозяйство. Научно-технический прогресс и военно-промышленный комплекс. Теневая экономика. Советский Союз как индустриальное общество. «Десталинизация» в СССР. Начало освоения космоса. Попытки реформирования социалистического общества. Противоречия внутри мировой системы социализма. Поиски путей разрядки в международных отношениях. Экономический и социально-политический кризис в СССР. Истоки перестройки: системный кризис советского общества и его причины. Кризис «государственного социализма». Необходимость проведения структурных реформ. Политика гласности и ее влияние на социально-политические процессы в стране. Общественные дискуссии о путях развития и об отношении к историческому прошлому. Обострение межнациональных конфликтов. Распад СССР. Рождение новой демократической России. Конец биполярного мира. Распад мировой системы социализма. Образование новых суверенных государств на территории бывшего Советского Союза. Переход к информационной цивилизации. Глобализация мировых процессов. Локальные конфликты и войны, их роль в глобализирующемся мире. Демократия, гражданское общество, права человека как ценности современного мира. Экологические проблемы. Религиозный кризис и религиозное возрождение. Мораль и политика. Частная жизнь и индивид в различных обществах. Научное знание, культура, литература, искусство, образование в конце XX- начале XXI веков. Молодежь и современный мир. Сущность социально-экономических и политических реформ в современной России (1991-2006). Концепция социально-экономического развития страны в 90-е гг. Промышленность и сельское хозяйство. Наука и образование. Демография и перемены в социальном составе населения. Повседневный быт.
Мир и Россия в начале третьего тысячелетия, прогнозы на будущее. Возможные модели развития.Российская Федерация как новый субъект мировой политики. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Претензии США на доминирование в современном мире. Конец однополярного мира 1990-х гг. Становление КНР как второй сверхдержавы; начало системного противостояния США и КНР в мировой экономике и политике. Европейский Союз: противоречия и проблемы на пути к объединению. Современный облик исламского мира. Страны Латинской Америки: достижения и проблемы развития. Африканские страны: борьба за место в современном мире. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. Обществознание Вводная часть Первоначально необходимо определить, что будет пониматься под терминами «концепция» и «обществознание», а также обосновать необходимость созданий новой концепции. В большинстве научных изданий концепция определяется как система взглядов, понимание явлений и процессов, главная мысль или замысел, представление о целях, задачах, условиях и средствах деятельности. Один из педагогических словарей дает следующее определение концепции в образовании: «Система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ». Обществознание включает в себя школьные основные и факультативные курсы, систему внеклассной и клубной работы, связанные с получением учащимися представлений о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, направленности изменений, месте себя и своей страны в окружающем мире и др. Обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук – политологии, философии, психологии, социологии, юриспруденции, экономики, педагогики и др. – с целью подготовить школьника к жизни в обществе. Таким образом, основная цель обществознания – социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, что закреплено в основах конституционного устройства современной России. Данная цель фактически совпадает с идеей гражданского образования – становления ответственного и активного гражданина России. Достижение поставленной цели будет невозможно без деятельностного подхода, активного включения школьников в общественную жизнь. Обществознание является не только учебным курсом или набором курсов, но и интеграцией работы учебного заведения в области обучения и воспитания. Обществознание на содержательном и структурном уровне обладает уникальным интегрирующим элементом образования в целом.
Необходимость и актуальность разработки новой концепции обусловлена рядом следующих факторов: 1. После распада СССР не было создано новых концептуальных подходов, до сих пор не существует на философском и методологическом уровне обоснования обществознания, целевых установок и ценностных ориентиров в этой области. 2. Современный мир в результате процесса глобализации вступает в новую эпоху, которая характеризуется другими закономерностями и тенденциями. 3. Россия претендует на роль одного из лидеров в многополярной политической системе отношений, что выдвигает новые требования к гражданской ответственности и активности наших соотечественников. 4. Сложившаяся система теоретизации знаний и абсолютизации «классических» подходов не дает возможности самореализации подростков через получение опыта участия в общественной жизни, создает искаженную картину в условиях быстроменяющегося мира, порождает социальный инфантилизм и пассивность. 5. «Человеческий капитал» в новых условиях общественного развития становится важнейшим фактором стабильности и успешности, поэтому необходимо усилить воспитательную направленность преподавания обществознания, бороться с проявлениями экстремизма, расизма, нетерпимости, моральной деградации, алкоголизма и наркомании, получающими опасное распространение в современном российском обществе. 6. На смену позиции пассивного усвоения знаний должен прийти подход открытости, использования разных источников информации (в том числе и электронных), активного включения школьников в образовательный процесс через использование активных и интерактивных стратегий преподавания, обсуждение острых вопросов современной действительности, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения. 7. История России наглядно показывает, что для дальнейшего развития и процветания общества необходимо достижение согласия по концептуальным мировоззренческим вопросам. Открытое обсуждение новой концепции должно создать прецедент общего поиска такого согласия в образовании. А открытое выдвижение целевых установок показывает готовность к обсуждению, конструктивной критике, поиску точек соприкосновения, социальный оптимизм (веру в то, что такое согласие достижимо). Проблема состоит в том, что эффективности социализации молодежи препятствует теоретизация и наукообразие в преподавании обществознания в современной российской школе. Способом решения этой проблемы является подготовка новой концепции преподавания обществознания. Предлагаемая концепция включает: - анализ сложившейся ситуации в области преподавания обществознания; - определение четких целевых установок и ценностных направлений в обществознании,
- выстраивание логической последовательности и структуры преподавания на всех образовательных ступенях школы с учетом преемственности и избегания дублирования, - использование многоуровневого подхода в обществознании (в мышлении, действиях, понимании, коммуникации), - выдвижение ожидаемых результатов преподавания, - требования к современному учебнику обществознания, - перечисление особенностей учебника обществознания для 11 класса. Концепция учитывает позитивный опыт, накопленный в отечественной системе образования. Поэтому в концепции отражены представления о необходимости всестороннего развития личности и выработке широкого научного кругозора, важности воспитательной работы, использовании проектной деятельности учащихся, развитии коммуникативных навыков, поддержке системы дополнительного образования.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.233 (0.011 с.) |