![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двадцатый век. Современность
«Эшелоны» индустриального развития: проблемы критериев. Капиталистические войны конца XIX – начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира и совершенствование колониальной системы. Политика США и неоколониализм как принципиально новый метод экспансии. Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах. «Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций. Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины. Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России. Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности. Иностранные займы, их размеры и влияние на внешнюю и внутреннюю политику российского правительства. Слабость национальной буржуазии как основная стадиальная проблема. Сельское хозяйство Российской империи и общеевропейский аграрный рынок. Экспорт продовольствия как одна из основных статей доходов правящей элиты. Причины неразрешимого кризиса в деревне и провал реформ Столыпина. Российская империя начала ХХ в.: между великой державой и полуколонией. Формационная характеристика, уклады и вопрос о формировании классов. Общество и власть России в нач. ХХ в.: кризис взаимодействия. Первая мировая война 1914-1918 гг. как борьба за передел мира. Социально-политические последствия войны. Крушение монархий в России, Австро-Венгрии и Германии. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Экономика страны в годы Первой мировой войны. Революция 1917 г. и её этапы: крах Российской империи как кризис легитимности. Гражданская война и интервенция. Формирование новой социальной структуры общества в 1918-1920 гг. Социальные последствия «военного коммунизма». Последствия российской революции для Европы и мира. Образование СССР. Мир между двумя войнами. Смена мирового лидера - превращение США в ведущую индустриальную страну мира. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций. Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг. Государственно-монополистический капитализм. Экономические подъемы и кризисы: возрастание амплитуды их циклов. Прогресс в науке и технологии. Усиление взаимозависимости развития экономики разных стран. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и обострение империалистических противоречий. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Великая депрессия и ее преодоление в США.
Возникновение фашизма: Италия, Веймарская республика, фашистская Германия, испанский авторитаризм, милитаристская Япония. Западные демократии и мир. Новые черты партийно-политических систем стран Запада. Эволюция массового сознания и социальной психологии. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм. Основы советской экономической модели. Советская экономика в условиях подготовки мировых лидеров к новому переделу колоний. Состояние экономики СССР после Гражданской войны. Концепция нэпа и результаты. Экономические интересы крестьянства и государсвтенная заготовительная политика. Перемены в социальном строе. Альтернативы развития советского общества в конце 1920-х гг. Причины кризиса и свертывания нэповской социально-экономической модели. Курс на строительство социализма в одной стране. Необходимость завершения индустриальной модернизации. Сталинская схема форсированной модернизации как единственно возможная в межвоенный период. Социалистическая индустриализация: цели, методы, основные этапы, результаты и последствия. Плановая система и централизация руководства экономикой. Коллективизация в СССР: цели, методы, основные этапы, результаты; экономические и социальные последствия. Разрушение крестьянской общины. Советский Союз как тип общества и государства. Создание советской системы управления. Советы как новый тип представительной демократии. Специфика советского права. Формирование однопартийной системы и превращение ВКП(б) в остов государственной машины. Формирование новой социальной психологии «советского человека». Проблемы мирного урегулирования и возникновение новых факторов международной напряженности. Экономические и политические причины неизбежности второй мировой войны. Мир накануне Второй мировой войны.
Вторая мировая война. Великая Отечественная война и победа советского народа над фашистской Германией. СССР и антигитлеровская коалиция. Цена победы. Итоги Второй мировой войны. Новое соотношение сил в мире. Территориальные и политические изменения в Европе и в мире. Итоги Второй мировой и Великой Отечественной войны для СССР, его союзников и противников. Превращение США в господствующую мировую державу. Сравнительный анализ состояния экономики США и СССР после Второй мировой войны. Создание Организации Объединенных Наций. Влияние СССР на ход социально-политических процессов в государствах Центральной и Юго-Восточной Европы. Холодная война. Политика с позиции силы. Глобальное ракетно-ядерное противостояние сверхдержав - новая стратегия достижения баланса сил в мире. Национальные революции в странах Индокитая, Восточной и Юго-Восточной Азии. Создание независимых Индии и Пакистана. Особенности развития ситуации на Ближнем Востоке в послевоенные годы. Новый облик западного мира. Переход от индустриального общества к постиндустриальному. Революционный скачок в области науки, техники, технологий. Курс на широкие либеральные реформы, права человека. Советская экономика и советское общество в 1945-1991 гг. Альтернативы социально-экономического развития после окончания войны. Связь эволюции экономической системы с внешнеполитическим давлением. Демографические и социальные процессы. Усложнение социальной стратификации, снижение вертикальной мобильности и формирование закрытой элиты. Становление общества потребления в государстве с социалистической идеологией. Промышленность. Сельское хозяйство. Научно-технический прогресс и военно-промышленный комплекс. Теневая экономика. Советский Союз как индустриальное общество. «Десталинизация» в СССР. Начало освоения космоса. Попытки реформирования социалистического общества. Противоречия внутри мировой системы социализма. Поиски путей разрядки в международных отношениях. Экономический и социально-политический кризис в СССР. Истоки перестройки: системный кризис советского общества и его причины. Кризис «государственного социализма». Необходимость проведения структурных реформ. Политика гласности и ее влияние на социально-политические процессы в стране. Общественные дискуссии о путях развития и об отношении к историческому прошлому. Обострение межнациональных конфликтов. Распад СССР. Рождение новой демократической России. Конец биполярного мира. Распад мировой системы социализма. Образование новых суверенных государств на территории бывшего Советского Союза. Переход к информационной цивилизации. Глобализация мировых процессов. Локальные конфликты и войны, их роль в глобализирующемся мире. Демократия, гражданское общество, права человека как ценности современного мира. Экологические проблемы. Религиозный кризис и религиозное возрождение. Мораль и политика. Частная жизнь и индивид в различных обществах. Научное знание, культура, литература, искусство, образование в конце XX- начале XXI веков. Молодежь и современный мир. Сущность социально-экономических и политических реформ в современной России (1991-2006). Концепция социально-экономического развития страны в 90-е гг. Промышленность и сельское хозяйство. Наука и образование. Демография и перемены в социальном составе населения. Повседневный быт.
Мир и Россия в начале третьего тысячелетия, прогнозы на будущее. Возможные модели развития.Российская Федерация как новый субъект мировой политики. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Претензии США на доминирование в современном мире. Конец однополярного мира 1990-х гг. Становление КНР как второй сверхдержавы; начало системного противостояния США и КНР в мировой экономике и политике. Европейский Союз: противоречия и проблемы на пути к объединению. Современный облик исламского мира. Страны Латинской Америки: достижения и проблемы развития. Африканские страны: борьба за место в современном мире. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. Обществознание Вводная часть Первоначально необходимо определить, что будет пониматься под терминами «концепция» и «обществознание», а также обосновать необходимость созданий новой концепции. В большинстве научных изданий концепция определяется как система взглядов, понимание явлений и процессов, главная мысль или замысел, представление о целях, задачах, условиях и средствах деятельности. Один из педагогических словарей дает следующее определение концепции в образовании: «Система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ». Обществознание включает в себя школьные основные и факультативные курсы, систему внеклассной и клубной работы, связанные с получением учащимися представлений о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, направленности изменений, месте себя и своей страны в окружающем мире и др. Обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук – политологии, философии, психологии, социологии, юриспруденции, экономики, педагогики и др. – с целью подготовить школьника к жизни в обществе. Таким образом, основная цель обществознания – социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, что закреплено в основах конституционного устройства современной России. Данная цель фактически совпадает с идеей гражданского образования – становления ответственного и активного гражданина России.
Достижение поставленной цели будет невозможно без деятельностного подхода, активного включения школьников в общественную жизнь. Обществознание является не только учебным курсом или набором курсов, но и интеграцией работы учебного заведения в области обучения и воспитания. Обществознание на содержательном и структурном уровне обладает уникальным интегрирующим элементом образования в целом. Необходимость и актуальность разработки новой концепции обусловлена рядом следующих факторов: 1. После распада СССР не было создано новых концептуальных подходов, до сих пор не существует на философском и методологическом уровне обоснования обществознания, целевых установок и ценностных ориентиров в этой области. 2. Современный мир в результате процесса глобализации вступает в новую эпоху, которая характеризуется другими закономерностями и тенденциями. 3. Россия претендует на роль одного из лидеров в многополярной политической системе отношений, что выдвигает новые требования к гражданской ответственности и активности наших соотечественников. 4. Сложившаяся система теоретизации знаний и абсолютизации «классических» подходов не дает возможности самореализации подростков через получение опыта участия в общественной жизни, создает искаженную картину в условиях быстроменяющегося мира, порождает социальный инфантилизм и пассивность. 5. «Человеческий капитал» в новых условиях общественного развития становится важнейшим фактором стабильности и успешности, поэтому необходимо усилить воспитательную направленность преподавания обществознания, бороться с проявлениями экстремизма, расизма, нетерпимости, моральной деградации, алкоголизма и наркомании, получающими опасное распространение в современном российском обществе. 6. На смену позиции пассивного усвоения знаний должен прийти подход открытости, использования разных источников информации (в том числе и электронных), активного включения школьников в образовательный процесс через использование активных и интерактивных стратегий преподавания, обсуждение острых вопросов современной действительности, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения. 7. История России наглядно показывает, что для дальнейшего развития и процветания общества необходимо достижение согласия по концептуальным мировоззренческим вопросам. Открытое обсуждение новой концепции должно создать прецедент общего поиска такого согласия в образовании. А открытое выдвижение целевых установок показывает готовность к обсуждению, конструктивной критике, поиску точек соприкосновения, социальный оптимизм (веру в то, что такое согласие достижимо). Проблема состоит в том, что эффективности социализации молодежи препятствует теоретизация и наукообразие в преподавании обществознания в современной российской школе. Способом решения этой проблемы является подготовка новой концепции преподавания обществознания.
Предлагаемая концепция включает: - анализ сложившейся ситуации в области преподавания обществознания; - определение четких целевых установок и ценностных направлений в обществознании, - выстраивание логической последовательности и структуры преподавания на всех образовательных ступенях школы с учетом преемственности и избегания дублирования, - использование многоуровневого подхода в обществознании (в мышлении, действиях, понимании, коммуникации), - выдвижение ожидаемых результатов преподавания, - требования к современному учебнику обществознания, - перечисление особенностей учебника обществознания для 11 класса. Концепция учитывает позитивный опыт, накопленный в отечественной системе образования. Поэтому в концепции отражены представления о необходимости всестороннего развития личности и выработке широкого научного кругозора, важности воспитательной работы, использовании проектной деятельности учащихся, развитии коммуникативных навыков, поддержке системы дополнительного образования.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.100.38 (0.028 с.) |