Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распределение содержания по ступеням обучения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принцип преемственности обучения и поэтапное усложнение задач в процессе преподавания литературы определяют распределение содержания литературного образования на разных ступенях обучения. Литературное образование на ступени основной школы развивает читательские способности адекватно воспринимать «чужие» смыслы самых различных произведений и таким образом воспитывает личность; умение пользоваться литературным языком как инструментом для оформления собственных мыслей и ощущений, образное мышление, потребность в чтении, художественный вкус. Литературное образование на ступени старшей базовой школы продолжает выполнять те же задачи, что и на этапе основной школы; формирует такого читателя, который способен переходить от первоначального целостного, но неопределенного впечатления-переживания, вопросов и догадок о смысле прочитанного через наблюдения над текстом, анализ его строения – к пониманию смысла художественного произведения во всей полноте связей его элементов и соотношений с историко-литературным контекстом и современностью. Литературное образование на ступени старшей профильной школы продолжает выполнять те же задачи, что и на этапе основной школы; одновременно с системным взглядом на отдельное литературно-художественное произведение, формируется так и системный взгляд на культуру в целом (на взаимодействие смысловых и формальных элементов произведения, на творчество автора, на литературную эпоху, на место произведения в национальной и европейской литературе, на понимание взаимодействия произведения с историческими и историко-культурными факторами, формирующими содержание эпохи). Литературное образование в старшей школе с углубленным изучением предметов филологического цикла появляется и дополнительная цель. Это формирование в старшекласснике глубокой профессиональной заинтересованности в предмете и основ профессиональной культуры. Основным критерием формирования профессиональной культуры в учащемся при этом является стремление читателя к максимальной объективизации субъективного восприятия литературно-художественного произведения, к тому, чтобы это восприятие отвечало тексту и адекватно воплощало его художественные смыслы, к адекватному и точному выражению этого восприятия в слове. Цели и возможности общего художественного образования Общее художественное образование – условие присвоения и творческого развития каждым новым поколением художественной культуры человечества. Художественная культура представляет собой неотъемлемую составляющую человеческого способа существования в мире, ответственную в первую очередь за духовную и эмоционально-ценностную сферы жизни. Пренебрежение художественной культурой в жизни и в общем образовании – прямой путь к расчеловечиванию общества. В условиях современного светского образования именно художественный (шире – гуманитарно-художественный) цикл школьных дисциплин способен целенаправленно воспитывать растущего человека как целостную личность; приобщать к непреходящим духовным, эстетическим, нравственным ценностям своего народа и человечества; вводить детей в единый контекст родной культуры (тем самым сохраняя ее целостность) и в то же время делать их способными к диалогу с другими культурами; воспитывать неутилитарное отношение к природе и чуткость к другому человеку; способность видеть и ценить красоту в жизни и в искусстве. Художественное образование идет к этим целям не лобовым и декларативным, заведомо бесплодным путем, а путем пробуждения у детей «родственного внимания» (М.М.Пришвин), сопричастного и ответственного отношения к миру, которое и рождает е художественное творчество и художественная культуру в целом. Главная цель общего художественного образования в современных условиях – воспитывать человека, который относится к художественной культуре как к общечеловеческой духовной ценности; адекватно воспринимает и самостоятельно оценивает художественные произведения и имеет представление об иерархии художественных ценностей: личностно заинтересован в общении с искусством и превращает это общение в способ углубления и совершенствования собственной внутренней жизни и своих отношений к действительности. Важнейшим и незаменимым средством достижения этой цели, в особенности на ранних этапах обучения, является собственный творческий опыт каждого ребенка, создание выразительных художественных образов средствами того или иного искусства. Способность к художественному творчеству – не привилегия немногих особо одаренных людей, а одна из родовых способностей каждого нормально развивающегося человека. Поэтому ее пробуждение и развитие является задачей общего, а не только специального художественного образования и не предполагает отбора детей по способностям. Приобщение всех детей к художественному творчеству необходимо как условие адекватного понимания искусства, присвоения каждым человеком достижений художественной культуры человечества, воспитания полноценного зрителя, читателя, слушателя; как оптимальный и наиболее соответствующий возрасту способ приобретения творческого опыта как такового, необходимого в любой сфере деятельности: опыта порождения и осуществления собственных замыслов, осознания самого себя как потенциального творца (острый дефицит творчества в современной школе становится причиной психологического неблагополучия детей и чреват негативными, а порой и разрушительными социальными последствиями); как оптимальный путь скорейшего выявления тех особо одаренных детей, которые продолжат свое образование в специальных учебных заведениях и, возможно, внесут личный вклад в художественную культуру.
В художественном образовании находит оптимальное решение целый ряд ключевых проблем современной педагогики. Целостный и творческий характер художественного образования делает его априори «личностно ориентированным». Художественное образование оперирует, в первую очередь, не отвлеченными понятиями и условными знаками, а эмоционально значимыми чувственными образами, рассматривает чувственный опыт ребенка как ценность и на него опирается. Поэтому интенсификация художественного образования – лучшее средство уравновесить одностороннюю «левополушарность» современной школы, вызывающую обоснованную тревогу учителей и медицинских работников. Художественное образование обращено не только к интеллекту ребенка, но в первую очередь к его эмоционально-нравственной сфере, к миру его чувств, незатронутому современной школой, и предоставляет практически единственную возможность противостоять имморализму и эмоциональной глухоте растущего человека. Художественное образование максимально природосообразно: для него психологические особенности того или иного возраста – не столько ограничения, которые надо преодолеть, сколько положительная ценность: сумма благоприятных предпосылок, которое оно «берет в будущее» и на основании которых развиваются художественные способности ребенка. Таким образом сохраняется цельность и преемственность развития человека в онтогенезе. Неповторимая индивидуальность ученика также представляет собой не просто то, с чем художественное образование вынуждено считаться, а прежде всего положительную ценность: всякое творческое задание по определению предполагает индивидуальное решение. Поэтому в процессе художественного образования естественным образом решается проблема индивидуализации обучения. Опыт практического воплощения замысла конкретными художественными средствами, на котором строится весь процесс художественного образования, упраздняет разрыв между отвлеченным знанием и готовностью ученика к его результативному применению, а следовательно и злободневную проблему перехода от «знаниевой к «компетентностной» ориентации школьного образования. Художественное образование носит ярко выраженный здоровьесберегающий характер: интенсивные занятия разными видами искусства благоприятно сказываются на психологическом и физическом состоянии детей, создают положительный эмоциональный фон школьной жизни, снимают перегрузки, утомляемость, неврозы, повышают успеваемость по другим дисциплинам. Помимо перечисленных задач целостно-личностного плана, художественное образование решает и ряд других, важных, хотя и более частных. Это: предпрофильная и профильная подготовка ко многим возможным профессиям, прямо или косвенно связанным с художественной культурой; приобретение знаний и навыков, находящих применение во многих профессиях и жизненных ситуациях, не связанных с художественной деятельностью как таковой; стремление и привычка совершенствовать свою lдеятельность, качественно и красиво исполнять любую работу; более многогранное и глубокое понимание материала других школьных дисциплин и других сторон жизни и культуры: языка, истории, наук о природе, проблем этики, религии и т.д. Принципы преподавания художественных дисциплин. Успешность общего художественного образования обусловлена мотивацией учеников, их отношением к искусству как к возможности творческой самореализации, познания себя и прежде неведомых сторон действительности. Пробуждение и поддержка такой мотивации – первая задача педагога художественного цикла. В процессе обучения любому конкретному предмету данного цикла приоритетное значение имеет развитие у ребенка тех качеств и сторон личности, которые являются общими и стержневыми для всех видов художественного творчества. Это: «родственное внимание» к окружающему миру; стремление преобразовать и оформить свои впечатления средствами того или иного искусства; воображение как способность облекать замысел в адекватную ему форму; способность вступать с творцами искусства в заочный диалог, опосредованный произведением, то есть воспринимать произведение как воплощение авторского замысла и вырабатывать собственное отношение к нему, обоснованное «текстом» самого произведения. Все это осуществимо только при освоении необходимых знаний, умений и навыков, языка искусства, которые выступают в качестве необходимых средств, не заслоняя собой цели художественного образования. Поэтому в процессе обучения ведущую роль играют творческие открытые задания по созданию и восприятию художественных образов, а соответствующими знаниями и умениями ученик оснащается по мере их необходимости для решения увлекательной творческой задачи. Постоянным методическим принципом преподавания всех художественных дисциплин является взаимодействие творчества детей и художественного восприятия: в произведениях искусства ребенок встречается с примерами решения задач, аналогичных тем, которые стоят в данный момент перед ним самим. Благодаря этому ученик, с одной стороны, совершенствует свои решения и возможности, а с другой – глубже понимает авторов художественных произведений. Общение педагога и ученика на занятиях художественного цикла принципиально диалогично – уже потому, что творческое задание не имеет готового и единственно правильного ответа и предполагает индивидуальное решение, заранее не известное педагогу. В этих условиях важным средством коррекции ученических решений или интерпретаций становится направляемое педагогом обсуждение, в результате которого дети осознают сильные и слабые стороны своей работы. Программы, учебники и методические пособия по предметам художественного цикла вариативны по содержанию и методикам преподавания, но отвечают требованиям сохранения единого культурного контекста для учеников российской школы и творчески-развивающей направленности обучения в целом. Оценивание успешности творческих работ детей носит экспертный, качественный характер и принципиально не поддается измерительным процедурам. Оно направлено на помощь ребенку в развитии его способности адекватно воплощать собственные замыслы; оценка должна быть содержательна и понятна ученику. Знание объективного материала в данной области допускает количественную оценку (отметку) и квалифицированное тестирование. Оценивание уровня развития восприятия и понимания искусства – основной показатель успешности общего художественного образования – сочетает элементы экспертизы и объективной оценки. Художественное творчество детей должно приводить к созданию социально значимого продукта и требует адекватных, преимущественно коллективных форм презентации за рамками учебной деятельности как таковой. Спектр этих форм достаточно широк и меняется с возрастом: от классных и школьных выставок и литературных журналов, концертов и праздников до районных и городских проектов или посильного участия в работе художников - прикладников, монументалистов, модельеров, театральных постановщиков или профессионалов других видов искусства.
Структура и состав школьного художественного цикла. Наиболее сенситивный период для первичного приобщения к занятиям искусством, когда закладываются основы дальнейшего художественного развития, располагается в примерных возрастных границах от 5 до 8 лет. Поэтому систематическое художественное образование начинается уже в старших и выпускных группах детских садов. Здесь преимущественно в игровой форме развивается художественная наблюдательность ребенка, эмоциональная отзывчивость на образы, чувство материала, приобретаются первые представления о выразительности: пластической, интонационной, цветовой и т. д. Важная роль отводится обогащению опыта ролевой игры как своего рода «предэстетической» деятельности (А.Н.Леонтьев), подлежащей в дальнейшем трансформации в элементарные формы художественного творчества. Школьное обучение открывает период «выравнивания» детей по уровню развития игровой деятельности и пропедевтический курс общего эстетического развития. Этот курс дает переживание и основу понимания единства, общности происхождения всех искусств – разных форм художественного освоения мира. На разнообразном материале и в форме, по возможности близкой к игровой решаются содержательные задачи, общие для всех видов искусства. На следующем этапе обучения происходит дифференциация дисциплин: дети переходят к освоению разных, исторически оформившихся видов искусства, их специфических языков и возможностей при обязательном сохранении единого стержня, понимания общности художественных задач, лежащих глубже различий между отдельными видами искусства. При этом в основной и старшей школе акцент постепенно перемещается с практической художественной деятельности на более глубокое постижение и познание искусства, но и линия собственного творчества сохраняет свое значение до конца обучения. На заключительном этапе отдельные дисциплины снова сходятся в единство благодаря лидирующей роли предмета Мировая художественная культура. Происходит осмысление изначально пережитого единства всех искусств на уровне сознательных обобщений и включение искусства в широкий контекст человеческой истории и культуры. В состав школьного художественного цикла входят традиционные для отечественного образования предметы Изобразительное искусство, Музыка, Мировая художественная культура, а также Экранные искусства и Театр. На всех этапах школьного обучения рекомендуется максимально широкое использование возможностей дополнительного художественного образования по всем возможным направлениям, включая художественные ремесла, музейную педагогику и т.д. Преподавание художественного цикла постоянно координируется с предметом Литература (в начальной школе – Литературное чтение). Литература формально не принадлежит к образовательной области Искусство, но является искусством слова и присущими ей средствами решает те же содержательные и формальные задачи, что и другие искусства. В определенных отношениях литература – важнейшее из искусств, она могла бы стать стержнем всего художественного (гуманитарно-художественного) цикла. Общим задачам художественного образования отвечает преподавание литературы именно как искусства слова, когда освоение мировой литературы опирается на практическое литературно-художественное творчество детей Ближайшим резервом художественного образования являются: информатика, в рамках которой освоение информационных технологий может служить средством создания живописных, графических и музыкальных образов; физкультура, позволяющая решать многие задачи физического развития в формах хореографии, пантомимы, пластического интонирования и других видов художественно выразительного движения. Этапы художественного образования в школе
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.76 (0.012 с.) |