Распределение содержания по ступеням обучения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение содержания по ступеням обучения



Принцип преемственности обучения и поэтапное усложнение задач в процессе преподавания литературы определяют распределение содержания литературного образования на разных ступенях обучения.

Литературное образование на ступени основной школы развивает

читательские способности адекватно воспринимать «чужие» смыслы самых различных произведений и таким образом воспитывает личность; умение пользоваться литературным языком как инструментом для оформления собственных мыслей и ощущений, образное мышление, потребность в чтении, художественный вкус.

Литературное образование на ступени старшей базовой школы продолжает выполнять те же задачи, что и на этапе основной школы; формирует такого читателя, который способен переходить от первоначального целостного, но неопределенного впечатления-переживания, вопросов и догадок о смысле прочитанного через наблюдения над текстом, анализ его строения – к пониманию смысла художественного произведения во всей полноте связей его элементов и соотношений с историко-литературным контекстом и современностью.

Литературное образование на ступени старшей профильной школы продолжает выполнять те же задачи, что и на этапе основной школы; одновременно с системным взглядом на отдельное литературно-художественное произведение, формируется так и системный взгляд на культуру в целом (на взаимодействие смысловых и формальных элементов произведения, на творчество автора, на литературную эпоху, на место произведения в национальной и европейской литературе, на понимание взаимодействия произведения с историческими и историко-культурными факторами, формирующими содержание эпохи).

Литературное образование в старшей школе с углубленным изучением предметов филологического цикла появляется и дополнительная цель. Это формирование в старшекласснике глубокой профессиональной заинтересованности в предмете и основ профессиональной культуры.

Основным критерием формирования профессиональной культуры в учащемся при этом является стремление читателя к максимальной объективизации субъективного восприятия литературно-художественного произведения, к тому, чтобы это восприятие отвечало тексту и адекватно воплощало его художественные смыслы, к адекватному и точному выражению этого восприятия в слове.

Цели и возможности общего художественного образования

Общее художественное образование – условие присвоения и творческого развития каждым новым поколением художественной культуры человечества. Художественная культура представляет собой неотъемлемую составляющую человеческого способа существования в мире, ответственную в первую очередь за духовную и эмоционально-ценностную сферы жизни. Пренебрежение художественной культурой в жизни и в общем образовании – прямой путь к расчеловечиванию общества.

В условиях современного светского образования именно художественный (шире – гуманитарно-художественный) цикл школьных дисциплин способен целенаправленно воспитывать растущего человека как целостную личность; приобщать к непреходящим духовным, эстетическим, нравственным ценностям своего народа и человечества; вводить детей в единый контекст родной культуры (тем самым сохраняя ее целостность) и в то же время делать их способными к диалогу с другими культурами; воспитывать неутилитарное отношение к природе и чуткость к другому человеку; способность видеть и ценить красоту в жизни и в искусстве.

Художественное образование идет к этим целям не лобовым и декларативным, заведомо бесплодным путем, а путем пробуждения у детей «родственного внимания» (М.М.Пришвин), сопричастного и ответственного отношения к миру, которое и рождает е художественное творчество и художественная культуру в целом.

Главная цель общего художественного образования в современных условиях – воспитывать человека, который

относится к художественной культуре как к общечеловеческой духовной ценности;

адекватно воспринимает и самостоятельно оценивает художественные произведения и имеет представление об иерархии художественных ценностей:

личностно заинтересован в общении с искусством и превращает это общение в способ углубления и совершенствования собственной внутренней жизни и своих отношений к действительности.

Важнейшим и незаменимым средством достижения этой цели, в особенности на ранних этапах обучения, является собственный творческий опыт каждого ребенка, создание выразительных художественных образов средствами того или иного искусства.

Способность к художественному творчеству – не привилегия немногих особо одаренных людей, а одна из родовых способностей каждого нормально развивающегося человека. Поэтому ее пробуждение и развитие является задачей общего, а не только специального художественного образования и не предполагает отбора детей по способностям.

Приобщение всех детей к художественному творчеству необходимо

как условие адекватного понимания искусства, присвоения каждым человеком достижений художественной культуры человечества, воспитания полноценного зрителя, читателя, слушателя;

как оптимальный и наиболее соответствующий возрасту способ приобретения творческого опыта как такового, необходимого в любой сфере деятельности: опыта порождения и осуществления собственных замыслов, осознания самого себя как потенциального творца (острый дефицит творчества в современной школе становится причиной психологического неблагополучия детей и чреват негативными, а порой и разрушительными социальными последствиями);

как оптимальный путь скорейшего выявления тех особо одаренных детей, которые продолжат свое образование в специальных учебных заведениях и, возможно, внесут личный вклад в художественную культуру.

 

В художественном образовании находит оптимальное решение целый ряд ключевых проблем современной педагогики.

Целостный и творческий характер художественного образования делает его априори «личностно ориентированным».

Художественное образование оперирует, в первую очередь, не отвлеченными понятиями и условными знаками, а эмоционально значимыми чувственными образами, рассматривает чувственный опыт ребенка как ценность и на него опирается. Поэтому интенсификация художественного образования – лучшее средство уравновесить одностороннюю «левополушарность» современной школы, вызывающую обоснованную тревогу учителей и медицинских работников.

Художественное образование обращено не только к интеллекту ребенка, но в первую очередь к его эмоционально-нравственной сфере, к миру его чувств, незатронутому современной школой, и предоставляет практически единственную возможность противостоять имморализму и эмоциональной глухоте растущего человека.

Художественное образование максимально природосообразно: для него психологические особенности того или иного возраста – не столько ограничения, которые надо преодолеть, сколько положительная ценность: сумма благоприятных предпосылок, которое оно «берет в будущее» и на основании которых развиваются художественные способности ребенка.

Таким образом сохраняется цельность и преемственность развития человека в онтогенезе.

Неповторимая индивидуальность ученика также представляет собой не просто то, с чем художественное образование вынуждено считаться, а прежде всего положительную ценность: всякое творческое задание по определению предполагает индивидуальное решение. Поэтому в процессе художественного образования естественным образом решается проблема индивидуализации обучения.

Опыт практического воплощения замысла конкретными художественными средствами, на котором строится весь процесс художественного образования, упраздняет разрыв между отвлеченным знанием и готовностью ученика к его результативному применению, а следовательно и злободневную проблему перехода от «знаниевой к «компетентностной» ориентации школьного образования.

Художественное образование носит ярко выраженный здоровьесберегающий характер: интенсивные занятия разными видами искусства благоприятно сказываются на психологическом и физическом состоянии детей, создают положительный эмоциональный фон школьной жизни, снимают перегрузки, утомляемость, неврозы, повышают успеваемость по другим дисциплинам.

Помимо перечисленных задач целостно-личностного плана, художественное образование решает и ряд других, важных, хотя и более частных. Это:

предпрофильная и профильная подготовка ко многим возможным профессиям, прямо или косвенно связанным с художественной культурой;

приобретение знаний и навыков, находящих применение во многих профессиях и жизненных ситуациях, не связанных с художественной деятельностью как таковой;

стремление и привычка совершенствовать свою lдеятельность, качественно и красиво исполнять любую работу;

более многогранное и глубокое понимание материала других школьных дисциплин и других сторон жизни и культуры: языка, истории, наук о природе, проблем этики, религии и т.д.

Принципы преподавания художественных дисциплин.

Успешность общего художественного образования обусловлена мотивацией учеников, их отношением к искусству как к возможности творческой самореализации, познания себя и прежде неведомых сторон действительности. Пробуждение и поддержка такой мотивации – первая задача педагога художественного цикла.

В процессе обучения любому конкретному предмету данного цикла приоритетное значение имеет развитие у ребенка тех качеств и сторон личности, которые являются общими и стержневыми для всех видов художественного творчества. Это:

«родственное внимание» к окружающему миру ;

стремление преобразовать и оформить свои впечатления средствами того или иного искусства;

воображение как способность облекать замысел в адекватную ему форму;

способность вступать с творцами искусства в заочный диалог, опосредованный произведением, то есть воспринимать произведение как воплощение авторского замысла и вырабатывать собственное отношение к нему, обоснованное «текстом» самого произведения.

Все это осуществимо только при освоении необходимых знаний, умений и навыков, языка искусства, которые выступают в качестве необходимых средств, не заслоняя собой цели художественного образования.

Поэтому в процессе обучения ведущую роль играют творческие открытые задания по созданию и восприятию художественных образов, а соответствующими знаниями и умениями ученик оснащается по мере их необходимости для решения увлекательной творческой задачи.

Постоянным методическим принципом преподавания всех художественных дисциплин является взаимодействие творчества детей и художественного восприятия: в произведениях искусства ребенок встречается с примерами решения задач, аналогичных тем, которые стоят в данный момент перед ним самим. Благодаря этому ученик, с одной стороны, совершенствует свои решения и возможности, а с другой – глубже понимает авторов художественных произведений.

Общение педагога и ученика на занятиях художественного цикла принципиально диалогично – уже потому, что творческое задание не имеет готового и единственно правильного ответа и предполагает индивидуальное решение, заранее не известное педагогу. В этих условиях важным средством коррекции ученических решений или интерпретаций становится направляемое педагогом обсуждение, в результате которого дети осознают сильные и слабые стороны своей работы.

Программы, учебники и методические пособия по предметам художественного цикла вариативны по содержанию и методикам преподавания, но отвечают требованиям сохранения единого культурного контекста для учеников российской школы и творчески-развивающей направленности обучения в целом.

Оценивание успешности творческих работ детей носит экспертный, качественный характер и принципиально не поддается измерительным процедурам. Оно направлено на помощь ребенку в развитии его способности адекватно воплощать собственные замыслы; оценка должна быть содержательна и понятна ученику.

Знание объективного материала в данной области допускает количественную оценку (отметку) и квалифицированное тестирование.

Оценивание уровня развития восприятия и понимания искусства – основной показатель успешности общего художественного образования – сочетает элементы экспертизы и объективной оценки.

Художественное творчество детей должно приводить к созданию социально значимого продукта и требует адекватных, преимущественно коллективных форм презентации за рамками учебной деятельности как таковой. Спектр этих форм достаточно широк и меняется с возрастом: от классных и школьных выставок и литературных журналов, концертов и праздников до районных и городских проектов или посильного участия в работе художников - прикладников, монументалистов, модельеров, театральных постановщиков или профессионалов других видов искусства.

 

Структура и состав школьного художественного цикла.

Наиболее сенситивный период для первичного приобщения к занятиям искусством, когда закладываются основы дальнейшего художественного развития, располагается в примерных возрастных границах от 5 до 8 лет. Поэтому систематическое художественное образование начинается уже в старших и выпускных группах детских садов. Здесь преимущественно в игровой форме развивается художественная наблюдательность ребенка, эмоциональная отзывчивость на образы, чувство материала, приобретаются первые представления о выразительности: пластической, интонационной, цветовой и т. д. Важная роль отводится обогащению опыта ролевой игры как своего рода «предэстетической» деятельности (А.Н.Леонтьев), подлежащей в дальнейшем трансформации в элементарные формы художественного творчества.

Школьное обучение открывает период «выравнивания» детей по уровню развития игровой деятельности и пропедевтический курс общего эстетического развития. Этот курс дает переживание и основу понимания единства, общности происхождения всех искусств – разных форм художественного освоения мира.

На разнообразном материале и в форме, по возможности близкой к игровой решаются содержательные задачи, общие для всех видов искусства.

На следующем этапе обучения происходит дифференциация дисциплин: дети переходят к освоению разных, исторически оформившихся видов искусства, их специфических языков и возможностей при обязательном сохранении единого стержня, понимания общности художественных задач, лежащих глубже различий между отдельными видами искусства.

При этом в основной и старшей школе акцент постепенно перемещается с практической художественной деятельности на более глубокое постижение и познание искусства, но и линия собственного творчества сохраняет свое значение до конца обучения.

На заключительном этапе отдельные дисциплины снова сходятся в единство благодаря лидирующей роли предмета Мировая художественная культура. Происходит осмысление изначально пережитого единства всех искусств на уровне сознательных обобщений и включение искусства в широкий контекст человеческой истории и культуры.

В состав школьного художественного цикла входят традиционные для отечественного образования предметы Изобразительное искусство, Музыка, Мировая художественная культура, а также Экранные искусства и Театр.

На всех этапах школьного обучения рекомендуется максимально широкое использование возможностей дополнительного художественного образования по всем возможным направлениям, включая художественные ремесла, музейную педагогику и т.д.

Преподавание художественного цикла постоянно координируется с предметом Литература (в начальной школе – Литературное чтение). Литература формально не принадлежит к образовательной области Искусство, но является искусством слова и присущими ей средствами решает те же содержательные и формальные задачи, что и другие искусства. В определенных отношениях литература – важнейшее из искусств, она могла бы стать стержнем всего художественного (гуманитарно-художественного) цикла.

Общим задачам художественного образования отвечает преподавание литературы именно как искусства слова, когда освоение мировой литературы опирается на практическое литературно-художественное творчество детей

Ближайшим резервом художественного образования являются:

информатика, в рамках которой освоение информационных технологий может служить средством создания живописных, графических и музыкальных образов;

физкультура, позволяющая решать многие задачи физического развития в формах хореографии, пантомимы, пластического интонирования и других видов художественно выразительного движения.

Этапы художественного образования в школе



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.009 с.)