Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Библия как памятник художественной литературыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дополнительная литература Начинающим исследователям евангельских притчей, прежде всего, следует обратить внимание на подборку фрагментов под общим названием "Параболы", представленную в сборнике The New Testament in Literary Criticism, ed. Leland Ryken (New York: Frederick Ungar, 1984). Ценные библиографические указания читатель найдет также в сносках к этой главе. Однако большинство исследований параболы строится на пресловутом принципе буквальной интерпретации и представляет, на мой взгляд, наихудшие примеры буквоедства. От издателей Среди наиболее интересных отечественных работ последних десятилетий назовем статьи С.С. Аверинцева: "Аллегория", "Притча", "Символ" // С.С. Аверинцев. София — Логос. Словарь. Киев, 2001; а также: С.С. Аверинцев. Почему Евангелия — не биографии // Мир Библии, М., 2000. № 8; Ю.А. Шрейдер, Н.К. Мусхелишвили. Парадигматика притчи. М., 1987. Глава 9 НОВОЗАВЕТНЫЕ ПОСЛАНИЯ Большую (по объему) форму Нового Завета Смешанная составляют послания. Они представляют собой форма смешанную жанровую форму, в которой присутствуют элементы как художественного, так и нейтрально-описательного текста. Более того, новозаветные послания представляют собой сочетание частной переписки и публичного обращения. Степень художественности зависит от того, как их авторы используют эпистолярную форму применительно к конкретным обстоятельствам написания текста. Тем не менее, без знания художественных особенностей посланий мы вряд ли сможем до конца понять их смысл. Новозаветные послания строятся по доста- Структура точно устойчивой модели, в которой можно вы- посланий делить пять основных элементов. 1. Введение или приветствие (именование автора послания, адресатов, собственно приветствия). 2. Благодарение (в него, как правило, входят молитва о духовном преуспеянии, воспоминания, связанные с адресатом (адресатами), а также эсхатологически окрашенная кульминация). 3. Основная часть послания (начинается устойчивой вводной формулой и завершается эсхатологическими мотивами; также здесь автор упоминает о своих перемещениях). 4. Увещевание. 5. Окончание (заключительное приветствие и благословение). Формальные составляющие новозаветных посланий соответствуют требованиям к структуре и организации художественного текста, а также свидетельствуют о том, что авторы осознанно 192 Библия как памятник художественной литературы следовали известной им, устоявшейся эписто художествен- художественная проза или поэзия, типа чита жизненных сланий, в них, тем не менее, присутствует непо- посланий определенной ситуацией, не стоит сводить их к более жесткой логической системе, чем та, которая в них уже заложена. "Перед нами, — пишет один из библеистов, — письма, поэтому в них зачастую обсуждаются не столь уж важные предметы. Как правило, в них шла речь о поводах для возможных разногласий. Само собой разумелось, что 1 Совет взят из книги Гордона Д. Фи и Дугласа Стюатра 'Как читать Библию и видеть ее ценность". СПб., 1993. С. 49-50. Новозаветные Послания
церкви-адресаты прекрасно знают основополагающие убеждения автора... Он писал, прежде всего, чтобы исправить ошибки, возникавшие от стремления жить по этим убеждениям, чтобы развеять сомнения... Нередко он отвечает на вопросы пребывающей в недоумении церковной общины, и отвечает лишь потому, что его об этом спросили12. Иными словами, послания — не богословские сочинения, а, скорее, четко структурированные "письма по поводу", появление которых было вызвано определенной ситуацией. Одна из художественных особенностей посланий — присутствие в них различных жанровых форм. Послания изобилуют афористическими изречениями и притчами ("...худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15:33); "Малая закваска заквашивает все тесто" (Гал. 5:9)). В них также встречаются литургические формулы, вероисповедальные определения (Гал. 5:14; Флп. 2:6-11; Кол. 1:15-20; 1 Тим. 3:16). Кроме того, в посланиях присутствуют перечисления пороков и добродетелей (Рим. 1:29-31; Гал. 5:22-23), а также совокупность назиданий (например, Кол. 3). На художественную природу посланий указывает также обилие в них поэтических тропов и фигур речи. Наиболее распространены переносные значения и метафоры: "прилепитесь к добру", "исполняйтесь (варитесь со) Святым Духом", "любовь Христа да пребывает в вас"3, "да будет посредником в ваших сердцах любовь Христа"4. Многочисленные развернутые сравнения (например, "всеоружие" христианина в Еф. 6:10-17) требуют более пристального анализа, Литературные жанры в посланиях Художественный язык Morton Scott Enslin, The Literature of the Christian Movement { New York: Harper and Row, 1938,1956), p. 214. Буквально "устроит в вас дом", "поселится в вас". В Синодальном русском переводе этот смысловой оттенок, к сожалению, не передан. — Прим. ред. Этот перевод взят из книги: Р. С. Sands, Literary Genius of the New Testament (Oxford: Oxford University Press, 1932), p. 153. 194 Библия как памятник художественной литературы тогда как прочие риторические и поэтические конструкции можно отнести также их риторику и стиль. Сила воздействия этих текстов во многом зависит от способности читателя увидеть, насколько искусно вплетены в текст повторы, смысловые противоположения, антитезы и параллельные конструкции. Все эти риторические фигуры можно проследить на примере следующего фрагмента: "Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем". (2 Кор. 4:8-9) Подобные риторические фигуры в намного большем объеме встречаются во многих посланиях, а в 13 главе 1 Послания к Коринфянам искусно выстроенная риторическая конструкция представляет собой блестящий образец художественной словесности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сила воздействия, притягательность и убе- дительность новозаветных посланий во многом объясняются тем, что перед нами — мастерски выстроенная художественная проза. Послания Нового Завета представляют собой жестко закрепленную форму: в эпистолярную ткань искусно вплетаются малые жанры. Использование художественных тропов и стилистических фигур позволяет убедительно донести смысл до читателя. От читателя же, в свою очередь, требуется умение выявить общую структуру текста, следовать за логикой и "мыслить абзацами", ин- Новозаветные Послания 195 тегрировать язык образов и быть чутким к художественным особенностям структуры. Дополнительная литература Образцы литературоведческого анализа Посланий представлены в книге: The New Testament in Literary Criticism, ed. Leland Ryken (New York: Frederick Ungar, 1984), в частности, в разделах "Epistle" и "Paul as Letter Writer". Стилистический анализ риторических фигур см.: Р.С. Sands, Literary Genius of the New Testament (Oxford: Oxford University Press, 1932), pp. 128-184; и Ryken, The Literature of the Bible, pp. 317-331. Среди общих исследований следует назвать работы: Calvin J. Roetzel, The Letters of Paul: Conversations in Context (Atlanta: John Knox, 1975); и William G. Doty, Letters in Primitive Christianity (Philadelphia: Fortress, 1973). От издателей Русскоязычные исследования, посвященные апостольским посланиям: Письма апостола Павла. Москва, 2000 (Новый перевод посланий ап. Павла на современный русский язык). о. Александр Мень. Первые апостолы. М., 1998. С. Н. Булгаков. О первохристианстве // С. Н. Булгаков. Два града. Т. 1. М., 1990. Я. Н. Сирот. Русские пословицы библейского происхождения. Брюссель, 1985.
Глава 10 САТИРА В БИБЛИИ
В Библии сатира встречается чаще, чем это может показаться на первый взгляд. Многие фрагменты Библии становятся более понятными, если увидеть в них сатирический подтекст. Сатира высмеивает и обличает глупость и прочие человеческие пороки. Предметом осмеяния выступает определенное доминирующее свойство. Такое определение не учитывает художественной специфики сатиры, поскольку порок может осмеиваться как в художественных, так и во внехудожественных формах. Сатира становится художественной, когда осмеяние сочетается с определенными литературными приемами: художественным вымыслом, изображением действующих лиц, наличием сюжета, использованием метафор и проч. Сатира может присутствовать в любом жанре: в прозаических, поэтических произведениях, а также в притчах; она может играть как ведущую, так и вспомогательную роль или же определять содержание произведения в целом. Хотя в сатирическом произведении присутствует только один основной объект осмеяния, однако зачастую стрелы сатиры направляются одновременно в разные стороны (особенность, именуемая "волновым эффектом сатиры"). При чтении сатиры читателю необходимо обращать внимание на четыре основных элемента. Во-первых, это объект (объекты) осмеяния. Как правило, это единичное проявление или свойство. Так, в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31) осмеивается алчность и ее порождение — жестокосердие; в Книге пророка Ионы объектом осмеяния выступает иудейский этноцентризм, стремление присвоить себе исключительное право на милость Божию. С другой стороны, в Книге про- Место сатиры в библейской литературе Определение сатиры Объект осмеяния 198 Библия как памятник художественной литературы рока Амоса или в направленной против фарисеев сатирического обращать внимание на средства сатирического изображения изображения. Одним из наиболее распространенных сатирических приемов можно считать прямое повествование (например, сюжет об Ионе или сатирически окрашенные притчи Христа). При отсутствии развернутого повествования сатирическую нагрузку могут нести отдельные фрагменты действия, например, перечисление Амосом "преступлений", в которых повинен Израиль (Ам. 2:6-12) или лаконичное изображение язычников, поклоняющихся изваянному им идолу, в Книге пророка Исайи (Ис. 46:5-7). Не менее часто средством сатирического изображения выступает портрет или краткая характеристика. Пример тому — сатирически утрированный портрет тирского царя в Книге пророка Иезекииля (Иез. 28:1-19) или описание "надменных" дочерей Сиона, которые: "...ходят, подняв шею и обольщая взорами, и Сатирическое описание и создание сатирического портрета можно отнести к числу наиболее совершенных в художественном отношении и утонченных способов осмеяния. В менее формальной части спектра мы находим множество более "лобовых" приемов. Прежде всего, это прямая брань, оскорбление или угроза: "Слушайте Сатира в Библии 199 слово сие, телицы Васанские..." — взывает к богатым израильтянкам пророк Амос (Ам. 4:1). Не менее прямолинейна риторическая формула "Горе вам..." ("Горе вам, книжники и фарисеи..."), постоянно повторяющаяся в обращенной к фарисеям обличительной тираде Христа (Мф. 23). Наконец, сатирический эффект может создаваться исключительно за счет уничижительного эпитета или прозвища (так, Христос в Евангелии от Матфея (Мф. 23:16) именует фарисеев "вождями слепыми"), либо введения негативно окрашенной метафоры или сравнения, например, сопоставление фарисеев с окрашенными гробами, "которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты" (Мф. 23:27). В-третьих, сатирическое произведение все- Сатирическая гда отличает присущая ему характерная интона- интонация ция. В литературоведении принято выделять два основных типа сатирической интонации, названные по именам двух выдающихся римских сатириков. Горациева сатира утонченная, добродушно-насмешливая, изысканная. Глупость или порок она исправляет добродушной насмешкой, исходя из утверждения о том, что зло достаточно высмеять и оно исчезнет. Примерами подобной "увещевающей" сатиры могут служить сюжет о брюзжащем пророке Ионе, шутливое описание действий язычника, который "делает бога" из дерева, а из остатков того же дерева разводит костер (Ис. 44:9-17), а также нарисованный Христом комический портрет фарисеев, оцеживающих комара и поглощающих верблюда (Мф. 23:24). Другая разновидность сатирической интонации — так называемая Ювеналова сатира — горькая, хлесткая, обличительная. Она не высмеивает порок, а изгоняет его бичующим кнутом. В негодующем, презрительном тоне обличает она зло, упадок человеческих нравов и растление общественных институций. Большая часть сатирических текстов в составе Библии относится именно к этому типу, поскольку в них саркасти- 200 Библия как памятник художественной литературы ческая насмешка явно преобладает над добро ная норма" тирическом произведении явно или скрыто все- ность присут- тира? Практически везде. Безусловно, сатириче-ствия сатиры скими можно считать Книгу пророка Амоса и в библейских Книгу пророка Ионы. Но и в-других книгах Писа-текстах ния удельный вес сатиры достаточно велик. Например, в Книге Иова осмеяны правоверные "утешители", объектом пространного сатирического осмеяния в Екклесиасте выступает падкое на деньги и удовольствия материалистичное светское общество, поразительно похожее на наше. Наконец, сатирическими можно назвать многие притчи Христовы (например, притчу о богаче и Лазаре, притчу о мытаре и фарисее). Кроме того, сатирическое начало проявляется в библейском тексте всякий раз, когда повествователь изобличает пороки персонажа (например, алчность Иакова, гордыню Амана, противление фарисеев Христу). Сатирическая тенденция прослеживается также в лирической поэзии, например в вышеупомянутом поэтическом обличении идолопоклонников или в изображении врагов псалмопевца в скорбных псалмах. Осмеивающая Сатира в Библии 201
интонация проступает во многих текстах Книги Притчей: "Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная" (Притч. 11:22), равно как и во многих речениях Христа. Но наиболее полно представлены различные формы и типы сатиры в пророческих книгах. В них можно выделить два основных типа пророческого провозвестия — пророчество о суде и пророчество о спасении. С литературоведческой точки зрения, к сатирическому типу повествования ближе всего первый тип пророчества. В нем всегда отчетливо прослеживается объект осмеяния, положительная норма, выступающая критерием суда, а также можно выделить отдельные средства создания сатирического изображения (упрощенную модель сатирического повествования представляет предсказание о бедствии, сопровождающееся ярким и подробным описанием грядущих метаморфоз). Подобные сатирически окрашенные пророчества о суде можно найти практически во всех пророческих книгах (типичные примеры см. Ис. 5; Иез. 28:1-19; Иез. 34). Итак, значительная часть библейской мудро- ЗАКЛЮЧЕНИЕ сти и богооткровенных истин предстает перед читателем в форме сатиры. Утверждая истину посредством осмеяния глупости или порока, библейская сатира без промаха поражает намеченные ею цели. Осмеяние, как правило, осуществляется посредством определенных литературных приемов. Несмотря на отрицательный пафос "сатирика" (его задача — осмеять и тем самым обличить явление или лицо), в библейской сатире отчетливо выражена утверждающая норма, поскольку в ней всегда присутствует положительный фон, относительно которого изобличается зло. Таким фоном чаще всего выступают те или иные свойства или установления Божий. Сатира — динамичная жанровая форма. Ее цель — пробудить недовольство устоявшимся положением вещей, что позволяет ей занять одно из ве- 202 Библия как памятник художественной литературы дущих мест в системе жанров Писания. При анализе сатирического (или сатирически окрашенного) произведения читателю необходимо совершить четыре последовательных шага: определить объект (объекты) осмеяния, выявить средства создания сатирического эффекта, качество сатирической интонации, а также определить положительную норму, относительно которой оценивается объект осмеяния. Дополнительная литература Leland Ryken, The Literature of the Bible (Grand Rapids: Zondervan, 1974), pp. 261-70; Edwin M. Good, Irony, in the Old Testament (Philadelphia: Westminster, 1965); Harry Boonstra, "Satire in Matthew," Christianity and Literature, 29, no.4 (Summer 1980), pp. 32-45; Elton Trueblood, The Humor of Christ (New York: Harper and Row, 1964), прежде всего, см. гл. 4; Claus Westermann, Basic Forms of Prophetic Speech, trans. Hugh C. White (Philadelphia: Westminster, 1967). Хотя автор последней работы не пользуется понятием "литературная сатира", многие из приведенных в ней примеров вполне могут рассматриваться как сатирические тексты. Глава 11 ВИЗИОНЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Все художественные произведения, в зави- Два типа симости от предмета повествования, можно ус- художест-ловно разбить на две группы. В одних дается венного точный слепок с действительности, и в этом повествования случае принято говорить о реализме изображения. В других же представлен качественно отличный от хорошо знакомого нам образ мира. Предметом изображения в них выступает не эмпирическая реальность, а созданные творческим усилием автора "иные миры". Такой тип художественного повествования принято называть "фэнтэзи". Реалистические тенденции в Священном Писании ни у кого сомнений не вызывают. Ведущими жанровыми формами в нем выступает историческое повествование и биография. Более того, даже вымышленные притчи Христа строятся вокруг событий повседневной жизни. Вместе с тем, в Писании, главным образом, в Определение пророческих книгах и апокалиптиках, широко визионерской представлена другая разновидность повество- литературы вания. Мне показалось целесообразным объединить рассматриваемый здесь довольно разнородный корпус текстов под общим названием "визионерская литература" или "видения". Итак, предмет изображения в визионерской литературе составляют события, характеры и обстоятельства, выходящие за рамки обыденной реальности. Это вовсе не означает, что описанное в видениях не происходило в прошлом или не произойдет в будущем. Речь идет о том, что к моменту создания произведения изображенные в нем события существуют исключительно в творческом сознании автора, а не в эмпирической реальности. 204 Библия как памятник художественной литературы Черты визионерской литературы в пророческих книгах и Апокалипсисе Элемент инаковости Объединяя в рамках данного анализа пророческие и апокалиптические книги, я отнюдь не намерен утверждать, что данные формы библейской словесности ничем не отличаются друг от друга. Кроме того, я не считаю всецело визионерской ни одну из них, тем более, пророческие книги, где преобладает прямая проповедь или предсказание, а пророческое обличение за астую приобретает несомненно сатирические черты. И все же, поскольку визионерское начало в обоих идах текстов достаточно сильно, я хотел бы указать на те риторические приемы и художественные тропы, внимание к которым позволило б i читателю открыть для себя художественную ценность этих текстов. Пророческие и апокалиптические книги, бесспорно, относятся к числу наиболее завершенных в эстетическом отношении фрагментов Писания, но они столь разительно отличаются от привычных жанровых форм, что нередко остаются вне поля зрения литературоведов. Следует оговорить, что, сосредоточившись на визионерской составляющей этих текстов, я неизбежно опускаю очень многое, что следовало бы о них сказать. Хотелось бы также оговорить, что в рассматриваемых нами текстах элементы видения не сводятся к картинам или образам будущего. Как было сказано, жанр видений опознается, прежде всего, по присутствию в нем элемента инаковости. Узнаваемый образ мира или привычное положение вещей трансформируется в видении в картину или ситуацию, к моменту создания текста существующую лишь в творческом сознании автора. Так или иначе, видение вводит читателя в неведомый ему мир, где более не действуют законы "посюсторонней действительности". Визионерская литература
Простейшей формой подобной трансформации можно считать представленную как перспектива будущего перемену судьбы личности, группы или народа в целом. Так, например, в пророческом провозвестии о суде могущественная ныне личность или группа предстает побежденной, т.е. в ситуации, полностью противоположной ее очевидному положению в момент создания текста: "Женщины беспечные! встаньте, послушайте голоса моего; дочери беззаботные! приклоните слух к моим словам. Еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь, беспечные; ибо не будет обирания винограда, и время жатвы не настанет....Ибо чертоги будут оставлены; шумный город будет покинут; Офел и башня навсегда будут служить вместо пещер, убежищем диких ослов и пасущихся стад..." (Ис. 32, 9-10, 14) В пророчествах об искуплении мы встречаемся с обратной моделью. Вместо грядущих бедствий, усугубляющих и без того горестное положение адресата, он удостаивается обетованного благословения, радикально меняющего его последующую судьбу: "Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград — сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут". (Ам. 9:13) Мотивы трансформации и перемены судьбы играют ведущую роль в визионерской литературе, что, в свою очередь, обуславливает первый принцип интерпретации подобных текстов: при чтении видений необходимо быть готовым к тому, что в произведении возможны радикальные трансформации исходной "привычной" реальности. Радикальная перемена или трансформация как основная тема визионерской литературы 206 Библия как памятник художественной литературы Трансцендент- "Инаковость" видений зачастую не сводится к ная реальность упомянутым нами происходящим во времени пе- масштаб ется на место действия, равно как и на действую-действия щих лиц видений. Описываемые события не лока-в видениях лизованы в пространстве; место действия — вся вселенная. Действие ветхозаветного пророчества охватывает целые народы. В апокалиптиках оно простирается "до краев земли", выходит за земные пределы, достигает ада и рая. Так, например, в Откровении Иоанна Богослова точка зрения читателя постоянно перемещается между землей и небом, причем события, происходящие на земле, распространяются на всю вселенную, и, в конце концов, в них оказывается вовлечена вся история
Визионерская литература человечества. Аналогично в ветхозаветных пророчествах. Ричард Моултон пишет: "...развертывающаяся в пророчествах драма не под силу ни одному т,еатру. Сценой здесь служит вся вселенная, время действия «растягивается» до конца мира. Действующие лица — Бог и Его небесное воинство; затем появляется Израиль — Израиль страждущий и Израиль раскаявшийся, грешники Сиона и праведники Сиона, спасенные и осужденные, Запад и Восток — перекликаются здесь друг с другом"1. "Актеры", действующие на этой вселенской Сверхъестест-сцене, также не соответствуют привычным ожи- венные дейст-даниям читателя. Еще можно понять, когда в вующие силы эпизодах, действие которых разворачивается на и диковинные небесах, присутствуют Бог, ангелы и святые во существа всей их славе •— это, бесспорно, главные действующие лица библейских видений. Но куда более странными для "земного взора" кажутся другие существа — огромный красный дракон (Откр. 12:3-4), "исполненные очей" шестикрылые животные (Откр. 4:8), всадник на рыжем коне (Откр. 6:4), "две женщины... и крылья у них — как крылья аиста" (Зах. 5:9), львообразный зверь с орлиными крыльями, который, как только крылья у него вырвали, "поднят был от земли и стал на ноги, как человек" (Дан. 7:4). Подобное смешение привычного и понятного Неодушевлен-с "уму непостижимым", отличающее визионер- ные силы как скую литературу, кажется еще более неожидан- действующие ным, когда в действие вступают неодушевлен- лица ные предметы и силы природы, как это происходит в видении грядущего нашествия "боевого войска" в Книге пророка Исайи: "Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим". (Ис. 13:10) 1 The Modern Reader's Bible (New York: Macmillan, 1895, 1935), p. 1392. 208 Библия как памятник художественной литературы Аналогичное нарушение привычных границ между миром человека и миром природы прослеживается в Откровении Иоанна Богослова: "И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змия... И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей". (Откр. 12:14-16) мость события ком мире визионерской литературы практически любая часть творения способна стать участником бесконечной драмы Божьего суда и искупления. Это мир, в котором река может затопить народ (Ис. 8:5-8), "Отрасль" — создать храм Господень (Зах. 6:12), а небольшой рог — разрастись до звезд и попрать их (Дан. 8:9-10). Постоянными действующими лицами видений выступают море, облака, "сотрясения земли", морские стихии, вихри и разнообразные животные. Перед нами, безусловно, разновидность "фэнтэзи" — но не потому, что символически изображен "Непривычный" художественный мир визионерской литературы диктует соответственное правило чтения подобных текстов: поскольку видения суть разновидность "фантазийной словесности", читатель должен стараться силой воображения воссоздавать в сознании непривычные с обыденной точки зрения сцены и действующих лиц. Иными словами, чтение визионерской литературы требует от читателя, говоря словами поэта Кольриджа, "согласия приглушить голос недоверия". Всем известно, что люди — существа бескрылые и сами по себе они не ле __ Визионерская литература
мы оказываемся перед необходимостью "приглушить голос недоверия" и принять вымысел как достоверную данность — чтобы увидеть сокрытую за вымышленным образом истину о реальном мире. Наилучшим введением в чтение библейских видений может служить знакомство с другой фантазийной словесностью, например, "Хрониками Нарнии" КС. Льюиса. Зачем нужны подобные произведения? Зачем священнописатель прибегает к вымыслу вместо того, чтобы представить реалистические картины действительности? Своей обескураживающей "странностью" видение нарушает наше привычное течение мыслей, устоявшуюся систему представлений и вынуждает увидеть, что мир не таков, каким он кажется на первый взгляд. Таким образом, визионерская литература посягает на закостеневшие глубинные представления, чтобы разубедить читателя в неизменности и "благополучии" нынешнего положения вещей или же, чтобы убедить его в том, что реальность не ограничивается видимым, чувственно постигаемым миром. Это не легкое "задушевное чтение", а, скорее, шоковая терапия. Принцип непредсказуемости распространяется, в том числе, и на структуру видения. Я определил бы такую структуру как "калейдоскопическую". Видение состоит из ряда коротких, непрерывно сменяющих друг друга картин, причем точка зрения повествователя не задерживается подолгу ни на одной из них. Похожий прием нередко встречается в современном кинематографе. Отдельные содержательные единицы не только динамичны, но и многосоставны; они вбирают в себя ряд различных форм, в т.ч. описание увиденного, речения, которые слышит и записывает визионер, диалоги, монологи, краткие повествовательные фрагменты, прямое обращение к читателю, послания, молитвы, гимны, притчи. Более того, отдельные фрагменты видения могут перемежаться реалистическими описаниями событий. "Разрушительное воздействие" визионерской литературы Калейдоскопическая структура Библия как памятник художественной литературы
Структура сновидения "Живые картины" как принцип структурирования Повествовательные элементы Такая фрагментарность действия не только требует особого качества чтения текста, но именно из-за нее видение, по крайней мере, поначалу, не поддается традиционному литературоведческому анализу. Однако читательское (да и литературоведческое) напряжение отчасти поможет снять следующий принцип интерпретации: вместо того, чтобы настраиваться на плавный, непрерывный поток повествования, необходимо быть готовым к восприятию разрозненных, самодостаточных содержательных единиц. По структуре визионерские тексты в Священном Писании напоминают, скорее, сновидение, нежели повествовательную прозу. Как строится сновидение? На мгновение появляющиеся и тут же исчезающие картины, мимолет
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.014 с.) |