Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словарь литературоведческих понятий↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Аллегория (греч. AUriyopfa — иносказание) — один из видов тропов, иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Черты и признаки этого образа, соответствуя основным жизненным чертам иносказательно изображенного понятия или явления, вызывают то представление о нем, которое хотел создать писатель. Это — "условная форма высказывания, при которой наглядный образ означает нечто «иное», чем есть он сам, его содержание остается для него внешним и оно однозначно закреплено за ним культурной традицией. Понятие аллегория близко к понятию символа... Различие состоит в том, что символ более многозначен и органичен, в то время как смысл аллегории существует в виде некоей рассудочной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем в акте дешифровки извлечь из образа. С этим же связано то, что о символе чаще говорится применительно к простому образу и мотиву, а об аллегории — применительно к цепи образов, объединенных в сюжет: например, если путешествие — символ духовного пути, то путешествие героя романа Дж. Беньяна «Путь паломника», который идет через «ярмарку Суеты», «холм Затруднения» и «долину Унижения» к «Небесному граду» — бесспорная аллегория" (С.С. Аверинцев. Аллегория // С.С. Аверинцев. София-Логос. Словарь. Киев. 2001. С. 28). Аллюзия — в художественной литературе, ораторской и разговорной речи: намек на реальный факт, который предполагается общеизвестным. Алогизм — непредсказуемое совмещение понятий; сознательное нарушение логических связей в художественном произведении. Аналогия — сходство образов, сюжетов, характеров, композиции и других приемов в литературном произведении. Можно выделить два типа аналогии: 1) внутритекстовая А., необходимая автору для сопоставления героев, сюжетных ситуация и т.п.; 2) А. с чужим текстом, сознательно вводимая авторами (см. употребление библейских текстов в древнерусской литературе). Нередко автор, углубляя образ своего героя, проводит аналогию между ним и его литературными "прототипами". Анафора (греч. Avcupopa — "единоначатие) — оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов или одинаковых синтаксических построений в начале стихотворных строк и строф или отдельных фраз в прозаическом художественном произведении. Антитеза (греч. AvnOecdq — "противоположение") — одна из стилистических фигур. Оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. В современном литературоведении — обозначение всякого содержательно значимого контраста, хотя в отличие от него антитеза (как стилистическая фигура) всегда демонстрируется открыто, хотя контраст может быть и неявным (намеренно скрытым). Апострофа (греч. аяюстгросра — "отклонение") — одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному или к отсутствующему лицу как присутствующему. Басня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с пря- 258 Библия как памятник художественной литературы мо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Внутренний монолог — обращенные к самому себе слова героя, непосредственно отражающие его внутреннее, психологическое состояние. Вольность поэтическая — так называли в старинных учебниках отступления в стихотворениях от требований грамматики, неправильные ударения в словах, которые допускал поэт, чтобы сохранить размер стихотворной строки, звучание рифмы и т.д. Напр., музыка вместо музыка и т.п. В прошлом такие "поэтические вольности" в стихотворениях считались допустимыми даже у признанных стихотворцев и не допускали осуждения читателя. Вольность поэтическая в поэтике классицизма — использование в стихе ("для ритма и рифмы") языковых дублетных форм, избегаемых в прозе: напр., судьбой/судьбою, счастье/счастие, восток/веток, зреть/зре-ти, между/меж, Зефир/Зефир, из пламени/из пламя (...) К вольностям причислялись также инверсии и пр. Вместе с тем, от поэтических вольностей отличались дублеты типа берег/брег, отбиравшиеся по стилистическим соображениям и допустимые также и в прозе. Вымысел художественный — деятельность воображения писателя, которая выступает как формообразующая сила и приводит к созданию сюжетов и образов, не имеющих прямых соответствий в предшествующем искусстве и реальности. Обнаруживая творческую энергию автора, вымысел составляет (наряду с использованием прототипов и мифологических, исторических, литературных источников) важнейший способ художественного обобщения... Вместе с тем, вымысел не является произвольным фантазированием: он имеет определенные границы. Вымысел часто предстает в литературе либо как домысливание (часто неприметное) мифологических или исто- рических источников или жизненных прототипов (биографические повести Лескова), либо в виде активной трансформации жизненного материала и демонстрирования полета воображения с помощью условных форм ("Божественная комедия" Данте, Свифт и т.п.). Сфера применения вымысла — отдельные компоненты формы произведения (стечение обстоятельств, составляющие сюжет; неповторимо-индивидуальные черты персонажей и их поведения, бытовые детали и их сочетания), но не общие принципы формообразования. Последние определяются внеху-дожественной реальностью и, прежде всего, формами культуры (в широком смысле), выступающими в качестве жизненных аналогов художественной образности (карнавализа-ция, напр. — средневековая культура). Вымысел не входит и в сферу художественного содержания, которое предопределено внутренним миром писателя и внехудожественной реальностью (преимущественно идейной жизнью и психологией общества); эмоциональный тон произведения и герой в существенных чертах его мироотношения вымышлены быть не могут (см.: М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества, 1979. С. 173). Герой — действующее и (или) рефлектирующее лицо в произведении, влияющее на ход художественного действия и (или) повествования. Герой — это образ, наделенный сознанием. Это личность, действующая в художественном мире даже тогда, когда физически она "бездействует". Гипербола (греч. ушгеррсАл. — "преувеличение") — стилистическая фигура или художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Гипербола относится к разряду художественных условностей; она вводится в,текст для большей выразительности. Градация (усугубление) — стилистическая фигура, состоящая в группировке определений с усиливающимся или уменьшающимся значением. Словарь литературоведческих понятий 259 Гротеск — тип художественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры... Гротеск создает особый гротескный мир — мир аномальный, неестественный, странный, и именно таким представляет его автор, — в отличие от фантастики, основанной на допущении ("конвенции", временном соглашении с читателем) доверия к созданному художником миру, и сатиры, нередко включающей алогизм гротеска в естественный и нормальный — по видимости — порядок вещей. Эстетика гротеска как бы не нуждается в логически-объективированной мотивировке: ему свойственно резкое смещение "форм самой жизни", захватывающей не отдельные слои, а все художественное пространство произведения. Деталь художественная — выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. К художественным деталям относят преимущественно предметные подробности в широком понимании: подробности пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи (ср. речевая характеристика). Первоначально деталь — гарантия жизненной достоверности и художественной правды. Эстетическая природа детали заключает в себе противоречие между частным положением ее в системе многочисленных компонентов произведения и устремлением сказать больше, чем она — как реальная — представляет собой. Неявной претензией на обобщение, на целостный захват предмета (образа). В зависимости от предназначения деталь может быть уточняющей, проясняющей и обнажающей замысел писателя, но может быть и смысловым фокусом... (Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 90). Жанр литературный (от франц. genre — "род, вид") — исторически складывающий- ся и развивающийся тип художественного произведения. Литературные произведения делятся на жанры на основе целого ряда принципов. Во-первых, различаются жанры, принадлежащие к разным родам поэзии: эпические (героическая или комическая поэма), драматические (трагедия, комедия), лирические (ода, элегия, сатира). В рамках родов жанры разделяются по их ведущему эстетическому качеству (комический, лирический, элегический, сатирический, идиллический и т.п.). Кроме того, в делении на жанры большую роль играет объем и общая структура произведения, а также тематика (напр., роман бытовой, авантюрный, утопический, социально-психологический и т.п.), свойства образности и тип композиции. Инверсия — стилистическая фигура, оборот поэтической речи, "нарушение естественного порядка слов". Два основных вида инверсии — перестановка смежных слов (анастрофа) или разъединение их (гипербатон) для выделения их во фразе: "И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости" (А.С. Пушкин). Интрига (франц. intrigue, от лат. intrico — "запутываю") — сложное и напряженное сплетение действий и персонажей, преследующих свои цели посредством изощренных уловок и сокрытия намерений. Интрига, которой неизменно сопутствуют перипетии, придает произведению занимательность. Ирония (греч. eipoveia — букв, "притворство", когда человек притворяется глупее, чем он есть) — 1) в стилистике — выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретает в контексте речи значение, противоположное его буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение. Ирония есть поношение или противоречие под маской одобрения или согласия; явлению умышленно приписываются свойства, которых в нем заведомо быть не может, или же оно отсутствует, хотя по логике авторской речи его еле- Библия как памятник художественной литературы
довало бы ожидать. Намек на притворство, "ключ" к иронии содержится, как правило, не в самом выражении, а в контексте или интонации; иногда (особенно в прозе) — в самой ситуации высказывания. Когда ироническая насмешка становится едкой издевкой, ее называют сарказмом. 2) в эстетике ирония — вид комического, форма эмоциональной оценки, элементарной моделью или прообразом которого служит экспрессивный принцип стилистической иронии. Для иронии характерно "несовпадение точки зрения говорения и оценки" (Б.А. Успенский); автор отходит от изображаемого на ироническую дистанцию, выражением которой может служить насмешка, превосходство, скептицизм или снисхождение. Такая дистанция может быть неявной, но она определяет стиль произведения или организацию его образной системы. Ироническое "остранение" и скрытность насмешки отличают иронию от юмора и сатиры. Ироническая позиция может быть выражена посредством гротеска, парадокса, остроумия, гиперболы, контраста, пародии, смешения речевых стилей и т.п. Одной из разновидностей иронии как тропа выступает астеизм — похвала самому себе в форме порицания. Коллизия (лат. collisio — "столкновение") — противоречие, столкновение, борьба действующих лиц, лежащая в основе действия художественного произведения. Термин "коллизия" был введен Гегелем; употребляется синонимично понятию "конфликт"; но подразумевает исторический масштаб, глобальность изображаемых противоречий; реже — он может определять противоречие как момент внутренней структуры, а не предмет художественного изображения. Комедия (греч. коцобнх от греч. коцах; — веселая ватага ряженых на дионисийских празднествах в Древней Греции + о8т) — "песня") — вид действия, в котором характеры, ситуации, а также само действие представлены в смешных формах. Вплоть до классицизма под "комедией" подразумевалось произве- дение о героях низкого сословия с обязательным счастливым концом. В поэтике классицизма, равно как и в последующих поэтиках, понятие комедии расширяется, но неизменным остается представление об эстетической задаче комедии как осмеянии безобразного ("недолжного"). Герой комедии внутренне несостоятелен,.несообразен, не соответствует своему положению и потому должен быть "излечен" смехом, который в комедии присутствует в своей изначальной, "очищающей и возрождающей" (М.М. Бахтин) роли. Характеры в комедии выписаны крупно, рельефно, зачастую с гротескно заостренными осмеиваемыми чертами. "Счастливым концом" комедии (хотя он присутствует далеко не во всех произведениях этого жанра) можно считать развенчание смехом и происходящее или подразумеваемое исправление объекта осмеяния. Конфликт художественный (лат. conflictus — "столкновение") — противоположность, противоречие как принцип взаимоотношения между образами художественного произведения. Будучи основой и движущей силой действия, конфликт определяет основные стадии развития сюжета: зарождение конфликта — завязка, наивысшее обострение — кульминация, разрешение (не всегда обязательное) — развязка. Обычно конфликт выступает в виде коллизии, т.е. прямого столкновения или противоборства между.изображаемыми в произведении действующими лицами, характерами, обстоятельствами или разными сторонами одного и того же характера... Как бы ни проявлялся конфликт — в событийной коллизии или смысловой оппозиции, в образах реальных противоречий или в концептуально значимом противопоставлении самих образов — он составляет, как правило, ядро художественной проблематики и способ и направленность его разрешения — ядро художественной идеи. Лейтмотив — (нем. Leitmotiv — "ведущий мотив") — преобладающее настроение, тема, основной ведущий мотив произведе- Словарь литературоведческих понятий 261 ния, творчества, направления. В более узком смысле — образ или оборот художественной речи, повторяющийся как момент постоянной характеристики героя, переживания или ситуации. Лирика (греч. Ал>ра — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого пели стихи, песни и т.п.) — род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором главное действующее лицо — сам автор, а место действия — его внутренний мир. Таким образом, лирическое высказывание возникает тогда, когда автор (исполнитель) выражает личное, индивидуальное отношение к миру. Лирика — особый способ мышления и освоения жизни. Ее можно определить как выражение сокровенных переживаний как в искусстве, так и в повседневности. Однако чтобы это выражение приобрело черты художественности, оно должно быть эстетически оформлено в ритме, лексике, стихотворном метре, смысловых повторах, паузах, интонации. Вместе с тем, лирическое мироощущение проявляется не только в стихотворных формах (хотя в них по преимуществу), но может присутствовать и в прозе, и в драме. В таких случаях, признаком его выступает особым образом оформленная лирическая интонация "самовысказысказы-вания" героя, зачастую перебивающая основную интонацию повествования (ср. "Пусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо, дорог иной человек..." // Ф.М. Достоевский, "Братья Карамазовы"). Литота — образное выражение, состоящее, в противоположность гиперболе, в преуменьшении величины, силы значения изображаемого явления. Метафора (греч. цетскршра — "перенесение") — перенос значения по принципу сходства ("утро года", "жечь глаголом" и др.). Метонимия (греч. цетссуоцш — "переименование") — перенос значения по смежности (бумага как материал — важная "бумага" как документ, написанный на бумаге). Олицетворение (персонификация) — особый вид метафоры, перенесение черт живого существа (человеческих черт) на неодушевленный предметы и явления. Олицетворение близко по своей роли психологическому параллелизму: жизнь природы, привлеченная к соучастию в душевной жизни героя, наделяется признаками человекопо-добия. Парабола (греч. napapofo] — "сравнение, сопоставление") — жанровая разновидность притчи. В параболе создается иносказательный образ, тяготеющий к символу; характерная особенность параболы — многозначность иносказания (в отличие от однозначной аллегории). Иногда параболу называют "символической притчей". Парадокс (греч. napa8o%a>q — "неожиданный, странный") — изречение или суждение, резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением или (иногда только внешне) — здравым смыслом. Он выглядит как отрицание мнения, кажущегося безусловно правильным. Парадокс нередко облекается в остроумную форму и как разновидность остроты принадлежит сфере комического. Поэтика парадокса строится на "выворачивании наизнанку" банальных или ходовых сентенций (ср.: "Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра", О. Уайльд), она может включать разоблачительную иронию, снижение патетически окрашенных понятий, сочетание несочетаемого и т.п. Парадоксальны многие пословицы (ср.: "Благими намерениями дорога в ад вымощена"), на принципе парадокса могут быть построены сюжеты и целые произведения. Параллелизм (от греч. napaXkr\hoq — "рядом идущий") — употребление одинаковых или сходных элементов, сопоставляемых по их близости или контрасту: звуков (звуковой параллелизм), значений (тематический па- 262 Библия как памятник художественной литературы раллелизм), ритма сюжетных линий. Чаще всего параллелизм рассматривается как фигура поэтической речи, один из видов повтора. Для уподобления явлений создаются однотипные высказывания о них — синтаксически однородные (синтаксический параллелизм), лексически или ритмически сближенные или противопоставленные. Обычно параллелизм строится на сопоставлении действий, и уже на этой основе — лиц и обстоятельств. Сходство между двумя явлениями не столько внешнее, сколько внутреннее; они сближены по тому общему впечатлению, которое вызывают сопоставляемые образы. Известный русский литературовед А.Н. Веселовский определил такой параллелизм как "психологический". Большинство параллельных конструкций в Священном Писании ближе всего к психологическому параллелизму. Пафос — то, что переживается в произведении; основное чувство, которое вызывается произведением, чтобы захватить читателя или зрителя и вознести на высоту эстетического созерцания; "живая страсть", по определению В.Г. Белинского. Повествование — в эпическом литературном произведении — речь автора, персонифицированного рассказчика, сказителя, т.е. весь текст, за исключением прямой речи персонажей. Повествование, которое представляет собой описание действий и событий во времени, рассуждение, несобственно-прямую речь — главный способ построения эпического произведения, требующего объективно-событийного воспроизведения действительности. Характер повествования зависит от позиции ("точки зрения") того, кто повествует, т.е. повествователя; от соотношения автора и повествователя (один из наиболее типичных примеров расхождения между ними — "Повести Белкина" А.С. Пушкина), объективной (не присутствующей в тексте) или субъективной (прямо высказанной) авторской оценки событий. Как правило, в художественном повествовании представлено несколько точек зрения и они не совпадают друг с другом, чем достигается "объемность" создаваемой в произведении картины мира. Последовательность развертывания точек зрения формирует композицию произведения. Повтор — повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание автора. Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли. Поэзия — особая, насыщенная смыслом и специфически оформленная речь, реализующая поэтическую функцию языка, его внутреннюю упорядоченность, ритмическую природу, тяготение к выразительности, способность к многозначности и созданию новых, контекстуальных и метатекстуальных смыслов (ср.: "Поэзия всегда больше, чем слова, ее составляющие"). Как правило, поэзия бытует в форме стиха (не обязательно рифмованного). Предметный мир — изображенные писателем мыслимые материальные реалии, из которых состоит мир художественного произведения и которые располагаются в художественном пространстве и живут в художественном времени. Притча — "дидактико-аллегорический жанр, в основных чертах близкий басне. В отличие от нее форма притчи 1) неспособна к обособленному бытованию и возникает лишь в некотором контексте, в связи с чем она 2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может быть сведена к простому сравнению, сохраняющему, однако, особую символическую наполненность; 3) с содержательной стороны притча отличается тяготением к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка... Действующие лица притчи, как правило, не имеют не только внешних черт, но и «характера» в смысле замкнутой комбинации душевных свойств: они предстают перед нами не как объекты художественного Словарь литературоведческих понятий 2<;.ч
наблюдения, но как субъекты этического выбора..." (С.С. Аверинцев. Притча // С.С. Аверинцев. София-Логос. Словарь. Киев. 2001. С. 146). Речь художественная — языковая форма выражения образного содержания произведений словесности. Род литературный — ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект или сам акт художественного высказывания: слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения. Традиционно выделяют три рода литературы, каждый из которых соответствует определенной функции слова... и разрабатывает ее этическую специфику: 1) эпос, охватывающий бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной осязаемости; 2) лирика, запечатлевающая внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций, медитаций, рефлексий...; 3) драма, фиксирующая речевые акты в их эмоционально-волевой устремленности и социально-психологической характерности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности. Сатира — вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние; специфический способ воспроизведения действительности, раскрытие ее превратности, несообразности, внутренней несостоятельности. Объект осмеяния создается гротескным (см. гротеск) — искажением реальных очертаний изображаемого явления или абсурди-зацией его. Средством создания сатирического образа может выступать снижающая или уничтожающая ирония. Символ художественный (греч. оицроЯоу — "знак, опознавательная примета") — "универсальная категория эстетики, лучше всего поддающаяся раскрытию через сопоставление со смежными категориями pjgpu-за (здесь и далее выделено автором. — Прим. ред.), с одной стороны, и знака — с другой... Всякий символ есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, символ), но если категория образа предполагает тождество предмета самому себе, то категория символа делает акцент на другой стороне той же сути — на выхождении образа за собственные пределы, на присутствии некоего смысла, интимно слитого с образом, но ему не тождественного. Предметный образ и глубинный смысл выступают в символе как два полюса, немыслимые один без другого /.../, но разведенные между собой и порождающие между собой напряжение, в котором и состоит сущность символа. Переходя в символ, образ становится «прозрачным»; смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глуби -Ш, смысловая перспектива, требующая нелегкого вхождения в себя. Смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо вжиться. Именно в этом состоит принципиальное отличие символа от аллегории: символ не существует в качестве рациональной формулы, которую можно «вложить» и затем извлечь из образа. /.../ Символ тем содержательней, чем более он многозначен: в конечном же счете содержание подлинного символа через опосредующие смысловые сцепления всякий раз соотнесено с «самым главным» —... с полнотой космического и человеческого «универсума». «Образ мира, в слове явленный» — эти слова Б. Пастернака можно отнести к символике каждого большего поэта..." (С.С. Аверинцев. Символ // С.С. Аверинцев. София-Логос. Словарь. Киев. 2001). Синекдоха — разновидность метонимии; прием, состоящий в назывании целого через часть (ср.: "...Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова..."), части через целое (ср.: "Когда вышел Израиль из Египта..."), замены единственного множественным ("Мы все глядим в Наполеоны") 264 Библия как памятник художественной литературы или множественного единственным ("... пасти народ свой, Иакова..."). Сплетение (симплока) — разновидность повтора (на уровне повтора синтаксической конструкции). Сравнение — один из тропов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один при помощи другого. Сравнение может строиться при помощи сравнительных союзов "как", "словно", "будто" и др.; сравнительной степени прилагательного (М.Ю. Лермонтов: "обнявшись крепче двух друзей..."); творительного падежа (Н.А. Заболоцкий: "красота уходящего лета обнимала их сотнями рук..."), слов "похожий", "подобно" и др. Особая разновидность тропа — отрицательное сравнение, которое широко используется в фольклоре и литературных стилизациях фольклорных текстов: "Не тростник высок колышется //. Не дубровушки шумят // Молодецкий посвист слышится // Под ногой сучки трещат" (Н.А. Некрасов). Сравнение выступает также способом образно-композиционного построения текста (см., напр., сравнение доброй и злой жены как принцип построения одной из частей Екклесиаста). Кроме того, оно лежит в основе других тропов, в частности, олицетворения: "В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмонией, незримо разгуливал по колонии, касаясь то одного, то другого своими ледяными пальцами" (О. Генри). Стиль художественный (лат. stilus — "палочка для письма, манера письма") — устойчивая общность образной системы,"средств художественной выразительности, отличающая творчество того или иного писателя, отдельное произведение, литературное направление или эпоху развития литературы в целом. Стиль в широком смысле — это сквозной принцип построения художественной формы, сообщающий произведению ощутимую целостность, единый тон и колорит. В литературоведении принято выделять "большие стили" или "стили эпохи" (Д.С. Лихачев), например, характеризующийся общностью эстетических установок, художественных ориентиров, приемов стиль ренес-сансной литературы, стиль барокко, классицистический стиль и т.п., и индивидуальный авторский стиль, свидетельствующий о художественных предпочтениях и эстетических установках того или иного писателя. Стих (греч. стхос; — "ряд, строка") — художественная речь, фонетически расчлененная на относительно короткие отрезки (каждый их них также называется "стих"); которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые. Противоположность стиху — проза: она также членится на отрезки, но в прозе членение текста определяется только достаточно произвольно определяемыми синтаксическими паузами, тогда как в поэзии паузы жестко закреплены, при этом синтаксические паузы могут не совпадать со смысловыми. Членение на стихи обычно отмечается графическим оформлением (располагаются в виде отдельных строк, а не сплошным текстом) и нередко подчеркивается рифмой. Средством подчеркнуть сопоставимость и соизмеримость отрезков выступает метр — чередование внутри стиха ударных и безударных ("сильных" и "слабых") слогов, однако в свободном стихе — верлибре — метр может отсутствовать. Сюжет (франц. sujet — "предмет") — связь событий, воспринимаемых как единство; некая история ("случай", "анекдот"), взятая из жизни или вымышленная. "Сюжет литературного произведения — это всегда рассказ о том, как некто совершает нечто" (Нортроп Фрай. Анатомия критики.// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX — XX веков. М., 1987. С. 232). Трагическое — эстетическая категория, характеризующая неразрешимый художественный конфликт, коллизия которого развертывается в процессе свободного действования героя и разрешается гибелью героя или крахом его жизненных цен- Словарь литературоведческих понятий 265 ностей. При этом катастрофичность трагедии вызывается не гибельной прихотью случая, но определяется внутренней природой жертвы и ее несогласуемостью с наличным миропорядком. Трагедия предполагает свободное самоопределение действующего лица. Ее противоречие заключается в том, что именно в свободном действии человека осуществляется губящая его неотвратимая (или непредвиденная) необходимость. Ужас и страдание, присущие трагедии, обретают особый смысл как последствие свободного акта человеческой личности. В отличие от "трогающей" мелодрамы, в трагедии человек не может выступать лишь как пассивный объект претерпеваемой им судьбы (рока) и потому трагический герой вызывает у читателя не столько чувство жалости, сколько чувство "возвышенного ужаса и сострадания", благодаря которому становится возможен "катарсис", т.е. очищение посредством страдания. Троп художественный — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном их смысле, значении. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу какими-то сторонами или признаками. Фабула — связь событий, воспринимаемая как последовательность. "Фабула — цепь действий, перемен, представленная в произведении, но мыслимая как нечто внешнее, что могло совершаться в действительности, за пределами произведения. Сюжет — это та же цепь действий и перемен, но взятая в авторском освещении, в развитии авторского взгляда от начала к концу произведения" // Л.С. Левитан, Л.М. Цилевич. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990. С. 108). Фабулой также называют хронологическую последовательность происходящих в произведении событий. Форма художественная (от лат. forma — "внешность, устройство") — вся совокуп- ность средств воплощения и раскрытия содержания (стиль, жанр, композиция, художественная речь, ритм). Художественность — завершенность и адекватная воплощенность творческого замысла, того "артистизма", который является залогом воздействия произведения на читателя (зрителя или слушателя). "Художественность, например, хотя бы в романисте, есть способность до того ясно выразить в образах и романах свою мысль, что читатель, прочтя роман, совершенно также понимает мысль писателя, как сам писатель понимал ее, создавая свое произведение..." (Ф.М. Достоевский. Об искусстве. М., 1973. С. 68-69). С художественностью связаны представления об органичности, цельности, непреднамеренности, творческой свободе, оригинальности, вкусе, чувстве меры и проч. Следовательно, художественность подразумевает становление произведения в соответствии с идеальными нормами ("космосом") и требованиями искусства как такового, как органического единства формы и содержания. Критерии художественности — истинность, нравственность и красота. Таким образом, мера художественности произведения определяется степенью воплощения в нем триединства истины, добра и красоты. Целостность — способность художественного произведения быть воплощением целого мира, даже если предметом изображения выступает отдельная его часть. Целостность как первоединство проявляется в замысле произведения, возникает "прежде частей", подобно "зерну", "семени", предопределяя целесообразность творческих усилий автора. Целостность как саморазвитие проявляется в органическом осуществлении целого, во взаимосвязи и взаимообусловленности всех его частей. Целостность как неделимость проявляется в сущностной идентичности всех частей целого. "Литературное произведение не просто расчленяется на отдельные взаимосвязан- 266 Библия как памятник художественной литературы ные части, слои или уровни, но в нем каждый — и макро- и микроэлемент несет в себе отпечаток того неповторимого художественного мира, частицей которого он является.... Являясь частицами, они получают право представлять весь целостный художественный мир в его структурном и содержательном своеобразии..." (М.М. Гиршман). Целостность произведения есть абсолютное единство всех его проявлений, воссоздание бытийного (онтологического) единства "жизни", "искусства" и "науки". Энкомий |
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.013 с.)