Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литературные архетипы в БиблииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Определение Художественная литература — это взаимо- архетипа связанная система, в пределах которой воспроизводятся одни и те же, легко узнаваемые образы, ситуации и символы. Эти повторяющиеся схемы принято именовать архетипами. Условно их можно разделить на три группы: образы (например, свет, горная вершина или темница), поведенческие типы (высокий герой, виллан, ис- Художественное единство Писания 233 ку сите ль и т.п.) и сюжетные мотивы (желание, утрата непорочности, чудесное спасение и т.п.). Архетипы представляют собой "строительный материал" художественного творчества, и при чтении мы постоянно соприкасаемся с ними. Воспроизведение архетипов в художественной литературе объясняется изначальным присутствием архетипических форм в жизненном опыте человечества. Как в жизни, так и в художественной литературе архетипы выявляют фундаментальные, универсально постоянные проявления человеческой натуры. Преобладающее большинство архетипов об- Система разуют систему оппозиций. Содержание ее мож- оппозиций но определить как противопоставление "грез" и "кошмаров", "идеального" и "порочного" ("антиидеального"), добра и зла. В совокупности архе-типические оппозиции дают представление о желательной и отторгаемой картине мира. Ниже приводится перечень диалектических оппозиций, описывающих ключевые архетипические образы и модели Священного Писания. Архетипы идеального опыта Сверхъестественное: Бог, ангелы, небесные силы. Поведенческие типы: высокий герой (героиня); добродетельная жена (муж, мать, отец); невеста, жених; невинное дитя; благоразумный царь (правитель); священник; мудрец; пастырь; паломник. Взаимоотношения между людьми: община, город или племя; образы общения, упорядоченного устройства, единства; дружба, любовь; женитьба или брак; праздник, трапеза, вечеря; живущая в согласии семья; свобода; завет, соглашение или договор. Одежда: любое величественное одеяние, символизирующее законное признание или преуспеяние; праздничные, например, свадебные одежды; красивые одежды как знак гостеприим- 234 Библия как памятник художественной литературы ства; белые или светлые одежды; украшения (например, драгоценности); защитная одежда (например, доспехи всадника). Человеческое тело: образы здоровья, крепости, жизнеспособности, силы, деторождения (включая чрево и семя); подвиги, доказывающие силу и ловкость; образы сна и отдыха; счастливые сновидения; рождение. Пища: повседневная пища (хлеб, вино и мясо); изысканные яства (вино и мед); урожай зерна. Животные: группы одомашненных животных (чаще всего, стада овец или коров); агнец; "малая птица" (чаще всего, горлица); преданное домашнее животное; любое дружелюбное по отношению к человеку животное; поющие птицы; величественные животные или птицы (например, лев, орел); рыба. Пейзаж: сад, роща или дубрава; вершина горы или холма; плодородная, тихая долина; пасторальный пейзаж; угодья; безопасный или проторенный путь. Растения: зеленые травы; роза; виноград; древо жизни; любое плодоносящее дерево; полевые лилии, вечнозеленые растения (символ бессмертия); целебные растения или травы. Строения: город, дворец или твердыня (укрытие); оборонительное сооружение; скиния, храм или церковь; жилище или дом; башня для уединенных размышлений; главный город как символ этноса. Неорганический мир: образы драгоценных и изысканных камней (как правило, сверкающих или раскаленных); огонь и ослепительный свет; очистительный и исцеляющий огонь; камни, служащие укрытием. Вода: река или поток; родник или ключ; изливающийся дождь; роса; течение вод; купальня; вода, используемая для очистительных омовений. Силы природы: дуновение воздуха или ветер; весна или лето; затишье после бури; солнце или мягкий свет луны и звезд; свет; восход Художественное единство Писания 235 солнца; день. Звуки: благозвучная музыка; пение; смех. Направление и движение: образы восхождения, вознесения, подъема (особенно на вершину горы или башни); движение (как противоположность застою). Архетипы "порочного" ("анти-идеального") опыта Сверхъестественное: сатана, демоны или злые духи; злые звероподобные существа или чудовища (см. Откровение Иоанна Богослова); языческие идолы. Поведенческие типы: виллан; искуситель (искусительница); блудница (гетера); мытарь; тиран или угнетатель (обычно чужеземец); скиталец; изгой; изгнанник; предатель; бездельник или ленивец; лжец; лжепророк или идолопоклонник; глупец; пьяница. Взаимоотношения между людьми: тирания или анархия; отверженность; образы казни (крест, позорный столб, плаха, виселица, орудия казни); рабство или зависимость; образы войны, бунта, мятежа, междоусобиц или семейной вражды. Одежда: неподобающие одеяния (зачастую — символ узурпированной или незаконной власти); скорбные одеяния (вретище, разодранные одежды, темное траурное платье); темные одежды; разорванные, грязные или грубые одежды; любая одежда, указывающая на бедность или зависимость; бросающаяся в глаза чрезмерность в одежде. Человеческое тело: образы болезней, уродства, бесплодия, ран или увечий; бессонница или ночные кошмары (часто связанные с муками совести); смерть. Пища: голод, жажда, голодная смерть; каннибализм; яд; упивание вином. Животные: чудовища или хищники; волк (как опасность для овец); тигр; дракон; грифон; филин (ассоциируется с тьмой/неведением) или 236 Библия как памятник художественной литературы сокол; хладнокровные пресмыкающиеся (змеи, "ползучие гады"); любое дикое животное, опасное для человека; козел; нечистые животные ветхозаветных обрядовых установлений. Пейзаж: темный лес; пустыня или безжизненная земля (обычно раскаленная или, наоборот, слишком холодная); темные и таящие в себе опасность долины; подземные пещеры или захоронения ("гробы"); лабиринты; опасные или "злые" пути. Растения: тернии или чертополох; плевелы (сорные травы); мертвые или умирающие растения; неплодные растения; ивы (символ скорби). Строения: темница или тюрьма; город порока, насилия, злодеяний, "развращенный город"; башня как место заточения или символ порочных намерений (Вавилонская башня); капище. Неорганический мир: застывшие формы неорганического мира (пустоши, камни, пустыни); сухая пыль или прах; разрушительный, терзающий (в противоположность очищающему) огонь; ржа и гниение. Вода: море и все, что населяет его ("морские гады" и чудища); стоячие воды (в т.ч., воды Мертвого моря). Силы природы: шторм или буря; осень, зима; закат; тьма; ночь. Звуки: неблагозвучие, какофония; плач, стенания. Направление и движение: образы нисхожде функция вает образный язык Писания. Архетипические мировой которые сюжетные мотивы. По сути, вся мировая литературы, литература образует единый текст, который в Художественное единство Писания науке принято именовать "мономифом" (или "единым текстом мировой литературы"). Мономиф (не путать с мифологией!) цикличен; в нем можно выделить четыре фазы. В этом смысле он воспроизводит основные жизненные циклы — годовой цикл, состоящий из последовательной смены времен года (лето — осень — зима — весна), суточный цикл (восход — полдень — закат — наступление темноты), а также цикл человеческой жизни (рождение — зрелость — старение — смерть). В мономифе также прослеживаются четыре фазы. "Единый текст мировой литературы" можно представить в виде следующей схемы: Идиллия \ (сюжет лета) у Трагедия J _ ^ _ I Комедия (сюжет осени Г J Г " (сюжет весны) \ Анти-идиллия ' (сюжет зимы) В идиллии воссоздается идеальный человеческий опыт — жизнь, какой мы хотели бы ее видеть. Противоположность идиллии, т.е. антиидиллия воспроизводит картину — это картина жизни в страданиях и рабстве. Трагедия повествует о жизненном крахе некогда преуспевающего героя; содержание комедии составляет движение героя из первоначального состояния рабства к счастью и свободе. В совокупности эти четыре типа художественного материала порождают текст мировой литературы. Не трудно увидеть, что описанная нами дуальная система архетипи-ческих образов и поведенческих типов образует верхний и нижний полюса мономифа. Мономиф представляет собой одну из наибо- Архетипические лее общих и универсально-постоянных моделей сюжетные в мировой литературе. Циклическая структура мотивы мономифа может воспроизводиться в различных 1 i,1 I 238 Библия как памятник художественной литературы специфических формах. Назовем некоторые из них. 1. Мотив желания — герой, преодолевая препятствия, стремится к желаемой цели; он добивается желаемого, но прежде, как правило, претерпевает временную неудачу (этот мотив представлен, прежде всего, в сюжетах об Аврааме, горячо желавшем рождения сына, и Руфи, стремившейся "восставить" свой дом). 2. Мотив смерти и воскрешения — герой умирает или претерпевает опасность, но затем возвращается к жизни или оказывается в безопасности (тот мотив присутствует в повествовании об Езекии и о Христе). 3. Инициация — герой изгнан за пределы привычной для него, как правило, идеальной ситуации и проходит сквозь испытания, связанные с первым опытом столкновения с трудностями или со злом (см., например, сюжеты об Иакове и Иосифе). 4. Мотив странствия — герой переходит от одного места к другому; и по мере передвижения он сталкивается с опасностями и приобретает опыт (примером могут служить сюжет об Аврааме и сюжет Исхода). 5. Трагедия или грехопадение (утрата непорочности) как ее разновидность (см., например, сюжеты об Адаме/Еве и Давиде/Вирсавии). 6. Комедия — "синусоидный" сюжет с обязательно счастливым концом, в котором герой низводится от изначального благополучия к полному краху, а затем, по мере преодоления препятствий, "возводится" на прежнюю жизненную высоту (см., например, сюжеты об Есфири и Иове).
7. Мотив преступления и наказания (см., например, сюжеты о Каине и царе Сауле). 8. Мотив искушения — герой оказывается жертвой коварного искусителя или искусительницы (сюжеты об Адаме/Еве и Самсоне/Далиле). 9. Мотив избавления (см., например, сюжеты об Есфири и Елисее в Дофаиме). Художественное единство Писания 10. Мотив страждущего слуги или козла отпущения — герой претерпевает незаслуженные страдания ради блага других (например, этот мотив явственно прочитывается в сюжете об Иосифе, а также в повествовании о Христе). Помимо архетипических сюжетных мотивов, Типические в Библии можно выделить целый ряд типичес- сцены ких (не путать с типовыми и типологическими!) сцен. Типическая сцена — это определенная схема события или ситуация, которая воспроизводится настолько часто, что читатель способен предугадать ее "очертания" и возможный исход. Каждая типическая сцена обладает некоторым количеством устойчивых составляющих, располагающихся в заданном порядке. Навык вычленения подобного рода сцен в значительной степени поможет структурировать восприятие отдельных библейских книг и Писания в целом. Так, в Деяниях Апостолов постоянно воспро- Типические изводится следующий цикл событий: Бог посыла- сцены в Книге ет апостолов на проповедь Евангелия, они творят Деяний "многие и великие дела", вокруг них собираются Апостолов толпы, многие слушатели обращаются, затем начинаются гонения и преследования, но Бог чудесным вмешательством спасает апостолов — и цикл переходит на новый виток13. В числе сквозных типических сцен Деяний Апостолов упомянем также сцены проповеди, обращения, суда и защиты. Подобные типические сцены присутствуют Типические во всех книгах Писания. В частности, Роберт Ал- сцены тер приводит следующие примеры типических в Писании сцен в Ветхом Завете: "возвещение... о рождении героя от неплодной матери; встреча героя с обрученной ему невестой у колодца; явление Бога в открытом пространстве; испытание-посвящение; опасность, подстерегающая героев в пустыне и неожиданное нахождение колодца или дру- 13 См., напр., работу M.D. Goulder, Type and History in Acts (London: S.P.C.K., 1964), в которой вся Книга Деяний Апостолов структурируется по отношению к описанной нами сцене. 240 Библия как памятник художественной литературы гого средства поддержать существование; завещание умирающего героя"14. Действие преобладающей типической сцены Книги Исхода разворачивается в следующей последовательности: испытание —- недовольство и жалобы народа — призвание Моисея — чудесное избавление/попечение — Божье откровение или обличение. В Евангелиях также можно выделить ряд несомненно типических сцен. Это, прежде всего, сцены исцеления, возвещения, проповеди толпе, а также сцены встречи и страстей Господних. Все типические сцены Евангелий обладают рядом обязательных элементов, как правило, располагающихся в определенном порядке. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Было бы неразумно воспринимать Священ- ное Писание как собрание разрозненных фрагментов. Библия — это разветвленная система повторяющихся образов, психологических типов, сюжетных мотивов и типических сцен. Какой бы фрагмент мы ни читали, он будет напоминать нам об одних и тех же, проходящих сквозь весь библейский текст мотивах и темах. Таким образом, Писание запечатлевается в сознании читателя как неделимое целое. ЕДИНСТВО СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ Библия отличается исключительным стилевым многообразием. Однако при всем многообразии в Писании прослеживаются определенные стилистические тенденции, свидетельствующие о несомненном художественном единстве Писания. Бесспорно, многие библейские фрагменты не вписываются в это обобщение, но я хотел бы заметить, что самый факт существования подобных исключений лишь подтверждает гипотезу библеистов о существовании общих стилевых принципов Писания. The Art of Biblical Narrative (New York: Basic Books, 1981), p. 51. Художественное единство Писания Тяготение библейского текста к конкретное- Предпочтение ти представляется совершенно очевидным. При конкретного том что в Библии (в т.ч. и в Псалмах) есть немало абстрактному гениальных абстракций, в целом священнописа-тели, безусловно, предпочитают конкретные реалии отвлеченным формулировкам. Так, Бог предстает в образах света, камня и грома. Богатство видимо и осязаемо. Столь же видимы и осязаемы человеческие переживания. Даже сугубо прозаические фрагменты Писания настолько насыщены предметно-осязаемой образностью, что воспринимаются как поэтический текст. Библия насквозь реалистична. В ней (в отли- Реализм чие от других памятников древних литератур), как правило, действие происходит в обыденной обстановке и действуют, по большей части, ничем не примечательные люди. С таким рассказом, по словам Эриха Ауэрбаха, "рождается новый высокий стиль, который не пренебрегает повседневной действительностью, а, напротив, вбирает в себя все плотски реальное, даже все самое отвратительное, недостойное, физически низменное"15. Все, даже, казалось бы, "образцовые" герои священной истории, выведены в Писании с присущими им чисто человеческими слабостями. Художественный стиль Библии отличается Простота нарочитой простотой. Все образы священнописа-тели черпают из повседневной жизни. Их повествовательная манера лаконична и незамысловата, только в самых необходимых случаях они вводят художественные детали. Если словарь языка Шекспира содержит более 15 тысяч слов, словарь языка Мильтона — примерно 13 тысяч, то во всей Библии короля Иакова (King James Bible) насчитывается всего лишь около 6 тысяч словарных единиц16. Библейская образность строится на простых полярных противопоставлениях, например, "свет — тьма", "добро — зло", "высокий герой — виллан", малый народ — могу- Мимесис. С. 65. Cleland B. McAfee, The Greatest English Classic (New York: Harper and Brothers, 1912), p. 105. 242 Библия как памятник художественной литературы щественные завоеватели. Однако простота Биб ет изначальный человеческий опыт. В ней запечатлены универсальные представления и идеи, истинные для всех без исключения людей и во все времена. Говоря словами Джона Ливингстона Лоуза, "библейский словарь — это свод первоначал всего совокупного человечества, свод его универсальных переживаний и чувственного опыта"18. "В Библии, — пишет один из исследователей, сателю, чем многословные построения. Он изъясняется по преимуществу сжато, относительно законченными фразами. Практически нигде, начиная от Книги Бытия и вплоть до Евангелий, отдельные прозаические фрагменты не содержат пространных описаний. Доблестные, порочные, отважные и т.п. поступки мгновенными вспышками высвечивают героев. Та же неизменная краткость присуща и другим жанрам — лирической поэзии, гимнам, параболам, притчам, пророческим видениям и посланиям. Афористич- 17 The Great Code, p. 211. 18 "The Noblest Monument of English Prose," in Literary Style 19 Jones, "The Bible from a Literary Point of View," pp. 52-53. Художественное единство Писания 243 ность или притчевость Библии только подтверждает тягу священнописателей к краткости и экономности высказывания. Таким образом, Писание вобрало в себя предельно насыщенные моменты встречи Бога с человеком, "экстатические моменты или мгновения озарений"20, говоря словами Нортропа Фрая. Повторы свойственны всей без исключения Повторы художественной литературе, но в Библии, возможно, потому что изначально библейские тексты бытовали в устной передаче, они встречаются чаще, чем где бы то ни было. В библейской поэзии приверженность к повторам воплотилась в параллелизмах и риторических приемах. Однако в равной степени изобилуют повторами прозаические фрагменты Писания, притчи и речения Христа, а также новозаветные послания21. Стиль Библии — это, по преимуществу, стиль Устное слово устной речи. Библейское повествование отличает редкая для древних литератур насыщенность диалогами22. От первой до последней страницы Библия наполнена вопрошающими и отвечающими голосами. Таким образом, вдумчивому читателю Священного Писания предстоит стать слушателем — ив прямом, и в переносном смысле. Священнописатель видит свою задачу в том, Сила чтобы воздействовать на читателя. К чувствам воздействия он взывает не меньше, чем к разуму. Убедитель- Anatomy of Criticism (Princeton: Princeton University Press, 1957), p. 326. Хорошим введением в проблематику повторов в Священном Писании могут служить исследования, приведенные в работе James Muilenburg, "A Study in Hebrew Rhetoric: Repetition and Style," Vetus Testamentum Supplements 1 (1953), pp. 97-111. См. также: Robert С. Tannehill, The Sword of His Mouth (Philadelphia: Fortress, 1975); Jacob Licht, Storytelling in the Bible (Jerusalem: Magnes, 1978), pp. 51-95; Robert Alter, Art of Biblical Narrative, pp. 88-113. См.: Э. Ауэрбах, Мимесис. С. 44-45; а также Alter, Art of the Biblical Narrative, pp. 63-87; Amos N. Wilder, Early Christian Rhetoric (Cambridge: Harvard University Press, 1971), pp. 40-54. l 244 Библия как памятник художественной литературы ность библейского текста объясняется, главным образом, его способностью нас пронять. Характерный для Писания (хотя и не только для него) способ убеждения состоит в постоянном возвращении к одной и той же, главной мысли, дабы читатель мог не только понять, но прочувствовать и пережить истинность утверждения. Читая библейские истории и притчи, мы неизменно сопереживаем событиям и героям, и, пожалуй, мало кто не устоит перед проникновенностью библейской лирики, риторики и посланий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Человечество не устает поражаться мощи и красоте стиля Священного Писания. Его можно спародировать, но нельзя повторить. Среди отличительных свойств этого стиля, благодаря которым Писание способно потрясти как никакая другая книга в мире, — конкретность, реализм, простота, изначальность, краткость, наличие повторов, близость к устной речи и проникновенность, позволяющая воздействовать на читателя. Дополнительная литература Достоинство книги Нортропа Фрая "Великий кодекс" (The Great Code) состоит в том, что она создает у читателя цельное представление о Священном Писании. Наилучшим кратким введением в проблематику художественного единства Библии может служить: Roland M. Frye, "Introduction" to The Bible: Selections from the King James Version for Study as Literature (Boston: Houghton Mifflin, 1965; reprint, Princeton: Princeton University Press, 1977), pp. ix-xxxix. Interpretation, vol. 5 (1951) содержит ряд не утративших актуальности статей, посвященных единству Писания. Неплохой дополнительный материал можно найти также в источниках, упоминавшихся в сносках к настоящей главе. Художественное единство Писания 245 Ряд интересных обобщений о стиле Писания см.: D.G. Kehl, ed., Literary Style of the Old Bible and the New (Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1970). От издателей C.C. Аверинцев. Древнееврейская литература // История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983. Т.1. С. 271-302. Э. Ауэрбах. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М. — СПб., 2000. С. 7-26, 48-68. Словарь библейского богословия. Введение. К, 1999 (или Брюссель, 1990).
Приложение:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.239 (0.013 с.) |