Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозная ориентация ПисанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Художественное единство Библии поддерживается также ее религиозной ориентацией. Эта книга буквально пронизана осознанием бытия Бога. Человеческий опыт постоянно рассмат- 1 Introduction to The Bible: Selections from the King James Version for Study as Literature (Boston: Houghton Mifflin, 1965), xvi. Художественное единство Писания 223 ривается в ней в религиозно-этическом свете. При всех эстетических достоинствах и увлекательности библейских сюжетов священнописа-тели ставили перед собой, прежде всего, дидактические цели. Они стремились открыть истину, чтобы человечество могло "настраивать" по ней свою жизнь. В подтверждение этого тезиса приведем известные высказывания КС. Льюиса и Э. Ауэрбаха: "Это... не просто священная книга, а книга, настолько взыскующе, настолько непреложно священная, что она не только «не поощряет», но отторгает и исключает чисто эстетический подход"2. "Притязания Библии на истину не просто более настоятельны [чем гомеровские], это настоящая тирания, потому что все претензии на нее заведомо исключаются. Мир Священного Писания не только претендует на историческое бытие, — Писание заявляет, что его мир — единственно истинный, единственно призванный господствовать над всем сущим"3. Религиозная ориентация Библии во многом Тема обусловлена убежденностью священнописателей двух миров в существовании двух пластов реальности. Далее я буду именовать это "темой двух миров". Для библейского писателя несомненно, что мироздание двупланово — есть чувственно постигаемый физический мир и "недоступный очам" мир духовный. Оба в равной степени подлинны, но если видимый, посюсторонний мир может быть познан опытным путем, духовный мир постигается только верой. Священыописатели настойчиво призывают человечество выправить жизнь в соответствии с незримыми императивами духовного мира, даже если это чаще всего противоречит земным или чисто по-человечески понятым нормам. 2 С. S. Lewis, The Literary Impact of the Authorized Version 3 Э. Ауэрбах. Мимесис. Изображение действительности в 224 Библия как памятник художественной литературы Чувство Трансцендентная ориентация определяет запредельного две наиболее устойчивые и характерные особен естественного венного вызывает у читателя библейского текста внимание темы "двух миров" не означает, что священнопи-к истории сатель не считается с исторической реальностью. Напротив, Библия историчней, чем любое другое произведение мировой литературы. Все глубоко и прочно укоренено в истории. Она не просто притязает на "историческое бытие", но ее историчность многократно подтверждается данными Художественное единство Писания современной археологии. Священноппсатель в отличие от современного беллетриста, охотно вводит в произведение исторические реалии. В библейскую поэзию и прозу постоянно вплетаются "нити" исторических хроник, бытописания и родословий. Вместе с тем, совершенно очевидно, что история в Библии — это не фактография в чистом виде. Смысл любого исторического события раскрывается только в широком контексте взаимоотношений Бога с человеческим родом. Религиозная ориентация Писания сказыва- Отчетливое ется также и в том, что в нем присутствует очень осознание четкая ценностная "вертикаль". Некоторые ценностей представления о добре и зле присутствуют практически в любом произведении художественной литературы, однако лишь в Библии они утверждаются столь прямо и непреложно. Для священ-нописателя, по сути, все сводится к проблеме добра и зла. Он вновь и вновь настойчиво повторяет: "Жить должно так, а не иначе". Не менее последовательно в Писании проводится идея экзистенциальной неравноценности различных сторон и проявлений жизни. Вместе с тем, ничто в этой системе не обладает безусловной Ценностью само по себе, вне взаимоотношений с Богом; любое человеческое начинание обретает абсолютную ценность только если оно согласно с Божьей волей. Добро и зло выступают в Писании ведущими этическими категориями и одними из наиболее важных критериев человеческого бытия. Художественное единство Священного Писа- ЗАКЛЮЧЕНИЕ ния поддерживается во многом благодаря единству мироощущения. Преобладающее в Библии отношение к жизни, представление о ней точнее всего будет определить как религиозное. О нем свидетельствует, прежде всего, отличающая библейский текст твердая уверенность в существовании сверхъестественной реальности и Божественной тайны, убежденность в безусловной ценности личности в истории, а также наличие чет- 226 Библия как памятник художественной литературы кой ценностной шкалы. Этим отношением, как воздухом, пропитана, "живет и дышит" Библия. СКВОЗНЫЕ ТЕМЫ Тематическое Единство любого корпуса текстов обеспечи- единство вается единством тематики или предмета. Если в Божьи свойств Божьих. Вопрос "каков Бог" так или человечества свойствам Божьим уравновешивается столь же неусыпным вниманием к человечеству. Это неудивительно, поскольку многообразный человеческий опыт составляет основной предмет художественной литературы. Многие библейские тексты содержат скрытые утверждения о природе и предназначении человека. В числе "постоянных тем" Священного Писания — тема ценности человека, его взаимоотношений с Богом и ближними, а также темы "целокупного" — физического, этического и духовного — возрастания личности, нравственной ответственности и нрав- Художественное единство Писания 227 ственного (духовного) выбора. Таким образом, при разборе библейской поэзии, прозы, афористики и видений в равной степени правомерно поставить следующие вопросы: какими в данном тексте предстают люди? Чего они ищут и чего боятся? Что (например, семья, здоровье, природа, Бог) обладает для них наивысшей ценностью? В чем человек находит счастье и смысл жизни? Как правило, в библейском тексте темы Бога и человека существуют в нераздельном единстве, что позволяет говорить о теме Бого-человече-ских отношений как смысловом центре Писания. ''Ключевой темой Писания, — пишет Роланд Фрай, — есть тема взаимодействия между личностями, сообществами и Богом, при этом одна из ключевых задач Библии состоит в том, чтобы вывести из этих отношений свойства каждого из их участников"4. Присутствие темы Бого-человеческих отношений указывает на то, что в Писании воплощен опыт глубинного осмысления необратимого движения человека к Богу, с одной стороны, и "ревности" Бога о человеке — с другой. Наиболее полным выражением этих отношений в Библии выступает идея Завета.
Вместе с тем, священнописателей ни на миг не покидает горестное сознание надлома в отношениях между человеком и Богом. По словам одного из исследователей, "в количественном отношении в Библии четко выделяются три основных предмета повествования... Все они — «ревность» Бога о человеке, гнев Божий и испорченность или, вернее сказать, порочность человека — вы- ступают составляющими триединой темы утверждение созвучно идее Т.Р. Хенна о том, что "обобщающим началом" в Писании выступает Отношения между Богом и человеком Человеческое зло и страдание Roland Frye, Introduction, xvi. Howard Mumford Jones, "The Bible from a Literary Point of View," in Five Essays on the Bible (NewYork: American Council of Learned Societies, 1960), p. 52. 228 Библия как памятник художественной литературы "постоянно, во множестве разнообразных ситуа определить как "история деяний Божьих" — ис человека практически всегда сопутствует описание реальных или желательных действий человека. Человеческие поступки постоянно притягивают внимание священнописателей. Чаще всего они описываются дуальной моделью "добродетельное" — "греховное" поведение. Можно сказать, что точка зрения повествователя непрерывно "мигрирует" между полюсами противления и добродетели. Вместе с тем, использование принципа "двойников", т.е. изображение порока, которого следует избегать, в непосредственном соседстве с достойной подражания добродетелью, проявляет внутреннее единство нравственных установок Библии. Оно прослеживается как в документальных, так и в собственно художественных фрагментах, причем в последних "проводни- ке Bible as Literature (New York: Oxford University Press, 1970), p. 257. См.: God Who Acts: Biblical Theology as Recital (Chicago: Henry Regnery, 1952). Художественное единство Пис^. ия 229
ком" его выступает личность, будь то действу ^ щее лицо как таковое или лирический герой, х^О
внутренние переживания и душевные 6ypi>[ библейском контексте они также приобретав этический смысл) запечатлены в поэтичес^0 фрагменте. Единство нравственных устано^ Священного Писания обуславливает правом^ *ь ность постановки следующих вопросов: ка^^ типичные (характерные) поступки совершав
герои данного фрагмента? Как им следовало § поступить? Изображение человеческих посту^* ков в Библии неизменно подкрепляется пристр^ стной оценкой с тем, чтобы пробудить у читат^^ чувство нравственного долженствования — ^ ступать должно так, а не иначе". Однако нрав^-венное долженствование в Писании не имеет ^. чего общего с моральным совершенством как Cq моцелью; оно состоит в подчинении Божьим у тановлениям или в наследовании свойств Бога. Единство Библии позволяет увидеть ипос^. день актуальную интерпретацию ее содержа*^ в категориях "закона" и "благой вести" ("бла^а дати", gospel), предложенную Лютером и бо^0 словами эпохи Реформации. В основе этого п0^ хода лежит представление о том, что люб0й. фрагмент Писания содержит либо "закон", Лщ "благую весть", либо и то и другое. В область "за кона" входит все, что указует на разрушите^ ные последствия греха в человеческой жизц^. тогда как понятие "благая весть" относится & текстам о восставлении человека по вере в егь сительность Божьей благодати. Говоря слова^. Меланхтона, "закон указует на болезнь, блар0 дать — на исцеление". При определенной гиб^0 сти рассмотрение Писания сквозь призму че^0 веческой греховности и Божьей благодати мо^е оказаться весьма продуктивным. Таким образ0. к большинству библейских текстов мы мо^е ' поставить следующий вопрос: что данный те^с говорит о греховности человека и (или) благ0 дати Бога? Закон и благодать 230 Библия как памятник художественной литературы Обетование Среди сквозных тем Писания, безусловно, и исполнение важное место занимает тема Божьего обетова Завета осуществление ветхозаветных чаяний и пред-к Новому знаменования. Иными словами, весь Новый Завет зиждется на Ветхом. В своем описании универсальной модели "обетование — искупление" Нортроп Фрай отмечает: "В Новом Завете содержится множество ссылок на Ветхий; они прослеживаются в каждой книге, если не в каждом фрагменте Нового Завета. /.../ Общий принцип интерпретации традиционно задается формулой «Новый Завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий открывается в Новом»10. События Ветхого Завета суть «первообраз», «тип» (type) или предзнаменования новозаветных событий, вследствие чего, мы имеем дело со своего рода «типологией»"11. Итак, ни одна часть Священного Писания не 8 Henn, Bible as Literature, p. 21. О том же см.: Walter С. 9 The Unity of the Bible (Philadelphia: Westminster, 1953), p. 99. 10 Эта формула принадлежит Августину Аврелию (S. Augus- 11 The Great Code: The Bible and Literature (New York: Художественное единство Писания 231 может рассматриваться как самодостаточная, замкнутая система, напротив, библейские тексты беспрерывно "перекликаются" друг с другом. Многообразная система взаимосвязанных ссылок и аллюзий не сводится к раскрытию ветхозаветных "прообразов" в Новом завете. Свя-щеннописатели придерживаются общей системы ссылок, т.е. ссылаются на одни и те же события истории спасения. Эти события, на которых держится весь сюжет Писания, можно представить в виде последовательности: сотворение — грехопадение — завет (обетование Аврааму и народу Израилеву) — исход (включая Синайское откровение и вхождение в землю Ханаанскую) — эпоха царей Израилевых — плен и возвраще Аналогично, Нортроп Фрай выделяет в библейском сюжете семь так называемых "фаз откровения": сотворение — противление — закон — премудрость — пророки — Благая весть — Хотя приведенная нами последовательность уже сама по себе указывает на динамичное, "открытое" единство Писания, еще более выразительно тесная связь между его частями проявляется в том, насколько последовательно выстраивается текст по отношению к основной сюжетной линии Писания и следующим из нее веро-определениям. Разветвленная система взаимных отсылок, отличающая эту уникальную книгу, в современных изданиях Библии представлена в виде перекрестных сносок на полях. Наконец, органическая целостность Писания достигается за счет единства веры. Безусловно, Библия — не богословский труд в чистом виде, тем не менее, содержащиеся в ней идеи образу- Единство ссылок Единство веры <2 The Great Code, pp. 105-138. Библия как памятник художественной литературы ют последовательную систему вероопределений. Эта "вероучительная рамка" определяет единый контекст прочтения различных фрагментов Писания. На протяжении всей Библии остаются неизменными заданные представления о Боге и народе. Невозможно вообразить, чтобы в одних библейских книгах материальный мир считался благом, а в других — злом. Столь же трудно представить, чтобы заявленная тема полностью исчерпывалась каким-то одним, отдельно взятым фрагментом. Все части Писания взаимосвязаны. Их сочетание образует последовательную систему вероучительных положений, ядро которой составляют устойчивые представления о Боге, сущности человечества, тварном (природном, материальном) мире, Провидении, Божьем откровении как источнике истины, добре и зле, спасении и последних судьбах мира. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Читая Библию, нельзя не заметить ее темати- ческого разнообразия. Среди ключевых тем Писания — свойства и деяния Бога, отличительные черты и деятельность человечества, тема морального блага и зла, закон и благодать, обетование и исполнение. Различные библейские писатели нередко отсылают читателя к одним и тем же событиям священной истории. При всех расхождениях между священнописателями их отличает несомненное единство религиозных убеждений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.222.5 (0.014 с.) |