Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость интерпретации произведений художественной литературы

Поиск

На основании вышесказанного становится понятным, почему художественная литература значительно требовательнее к читателю, чем обычные тексты. Литературное произведение нуждается в интерпретации, так как мысль в нем


Необходимость интерпретации


i



Библия как памятник художественной литературы


выражается опосредованно. Нет необходимости дополнительно разъяснять вполне однозначное утверждение о том, что "ближний — это всякий, кто нуждается в нашей помощи". Тогда как рас­сказанная Христом притча побуждает задумать­ся над смыслом отдельных деталей повествова­ния.

Интерпритация Чем многогранней и детальнее повествова-

прозы ние, тем более открыто оно для интерпретаций. Наглядный пример тому — ветхозаветная исто­рия Давида5. Что этот текст говорит о Боге, лю­дях и обществе? Конечно, однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так же как не всегда легко объяснить, чему именно учит каждый от­дельный эпизод жизни Давида. Поэтому не уди­вительно, что у этого сюжета столько различных толкований.

Интерпритация Библейская поэзия также требует интерпре-

поэзии тации. Рассмотрим, например, наиболее распро­
страненные художественные тропы ■— уподоб­
ления и метафоры. Они строятся на сопоставле­
нии одного предмета или явления с другим: "...он
как дерево, посаженное при потоках вод" (Пс.
1:3). Но что означает "как дерево" применитель­
но
к праведнику? Как разумно истолковать дан­
ное сравнение? Этот вопрос будет постоянно воз­
никать у читателя при интерпретации уподобле­
ний и метафор.
Некоторые Хотя необходимость интерпретаций художе-

преимущества ственного текста, равно как и неизбежные раз-литературо- личия в них, сопряжены с определенным риском, ведческого тем не менее, литература, как средство передачи подхода мысли, обладает рядом неоспоримых преиму­ществ. Художественный текст легко запечатле­вается в памяти, завладевает вниманием читате­ля, воздействует на него и, кроме того, достовер­но передает всю сложность и многогранность че­ловеческой жизни.

5 Обзор работ на эту тему см.: The David Myth in Western Literature, ed. Raymond-Jean Frontain and Jan Wojcik (West Lafayette: Purdue University Press, 1980).


Можно ли считать Библию литературным произведением? 27

ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ

В художественной литературе воссоздаются человеческие переживания. Но это отнюдь не все, что можно о ней сказать. Словесность также — вид искусства, отличающийся изяществом слога и мастерством в использовании художественных приемов. В произведении литературы важно не только, что сказано, но и как выражено.

Для всех родов литературы (равно как и для Элементы ху-всех видов искусства вообще) характерно при- дожественнои сутствие определенной схемы или замысла, те- формы мы или центральной идеи, органического единст­ва (называемого также единством в многообра­зии или единством темы и всех элементов сюже­та). Кроме того, художественное произведение отличает последовательность изложения, сораз­мерность частей, наличие контрастов, симмет­рии, повторов или "возвратных ходов", а также поступательность в развитии темы. В дальней­шем мы покажем, что в прозаических и поэтиче­ских произведениях эти характеристики прояв­ляются по-разному. Но независимо от родовой (или жанровой) принадлежности той или иной книги Библии, обилие тропов и художествен­ность формы, которая отличает многие фрагмен­ты Писания, делает его одним из величайших — и по богословской глубине, и по художественным достоинствам — произведений мировой литера­туры. Очень точной характеристикой манеры на­писания большинства библейских книг может быть сказанное о своем труде автором Екклесиа­ста: "старался... приискивать изящные изрече­ния" (Екк. 12:10).

Какие задачи позволяет решать художест- Задачи художе -венность? Почему так важно увидеть эстетичее- ственности кое измерение библейского текста? Художест­венная форма позволяет усилить воздействие сказанного, но, кроме того, она доставляет на­слаждение сама по себе. Искусство восполняет



Библия как памятник художественной литературы


потребность человека в прекрасном и утончен­
ном. Если некто решит ежедневно посвящать
время чтению священных книг, почти наверняка
можно сказать, какая из них покажется ему са­
мой увлекательной. Литературоведческий ана­
лиз позволяет увидеть, что Библия — не скуч­
ная, а, напротив, завораживающая книга. Неда­
ром известный ниспровергатель библейского
вероучения назвал ее "самой восхитительной
книгой в мире"6.
Эстетическое Какие ожидания совершенный в художест-

переживание венном отношении текст предъявляет к читате-Библии лю? Прежде всего, читатель должен быть готов распознать и по достоинству оценить элементы художественной формы. Литературоведческий подход отличает особое внимание к эстетичес­ким достоинствам Писания, к мастерству свя-щеннописателей, стремление увидеть в библей­ской поэзии и прозе шедевр словесного искусст­ва. Библия, безусловно, представляет собой в высшей степени художественный текст: в ней присутствуют все элементы художественной формы и свойства прекрасного, о которых шла речь выше. Вопрос лишь в том, сумеем ли мы, чи­татели, по достоинству оценить эстетическое со­вершенство этой книги. Художественное совер­шенство составляет несомненное достоинство Писания и никоим образом не является чем-то "внешним" по отношению к основной цели биб­лейских текстов.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ

Литературные Чаще всего произведения литературы клас-

и внелитера- сифицируют по роду и жанру. Прозаические, по-

турные жанры этические, драматические жанры принято счи­тать художественными по самой их природе. Другие тексты, например, исторические хрони-

H.L Mencken, Treatise on the Gods, 2nd ed. (New York: Knopf, 1946), p. 286.

 


Можно ли считать Библию литературным произведением? 29

ки, богословские и генеалогические сочинения, традиционно относят к внехудожественным. Од­нако принадлежность к той или иной категории определяется авторской задачей и особенностя­ми организации текста. Так, например, если по­слания или проповеди включают в себя элемен­ты художественного текста, о которых шла речь в предыдущих разделах, их, безусловно, можно считать произведениями художественной лите­ратуры.

Каждый литературный жанр подчиняется Значение определенному "правилу" или канону, который, жанров в свою очередь, обусловливает наше восприятие произведения. Читатель должен знать, какие ожидания следует предъявлять к тому или ино­му тексту. Только в этом случае он сможет избе­жать поверхностного, зачастую ошибочного вос­приятия. Если читатель знает, что сюжет разви­вается от центрального конфликта к развязке, ему будет проще проследовать за автором "вглубь текста". Иными словами, литературный жанр, это ни что иное, как "свод правил, по кото­рым читатель взаимодействует с текстом"7. Со­отнесение текста с определенным жанром "зада­ет" восприятие произведения, помогает "узнать" его и увидеть систему в расположении и соотно­шении деталей. Кроме того, знание жанровых особенностей позволяет избежать ложных ин­терпретаций. Например, в историческом сочине­нии преувеличение есть искажение истины, тог­да как в поэзии эмоциональное преувеличение — гипербола — одно из наиболее распространен­ных средств передачи переживаний. Достовер­ность исторического документа определяется тем, насколько скрупулезно автор отобразил в нем все существенные подробности события; при интерпретации художественной прозы обнару­живается, что она более избирательна и много­значна, отбор и расположение материала полно-

7 Jonathan Culler, Structuralist Poetics (Ithaca: Cornell University Press, 1975), p. 136.


30 Библия как памятник художественной литературы

стью подчинены авторской задаче изображения 4 того или иного события или действующего лица. Насколько необходимо для восприятия худо­жественной литературы вообще и Библии, в ча­стности, знать, как устроена жанровая система? Вот что отвечают на этот вопрос библеисты, авто­ры одной из работ по библейской интерпретации: "...основная цель нашей книги — рассмот­реть литературные формы (жанры), со­ставляющие Библию. Хотя нам предстоит говорить и о другом, жанровый подход кни­ги будет определять все найми дальнейшие рассуждения"8.

Предлагаемый нами литературоведческий
подход к изучению Библии вполне согласуется с
жанровым принципом интерпретации Библии.
Замечу лишь, что предложенная в вышеупомя­
нутой работе классификация, а также определе­
ние жанров, на мой взгляд, не вполне точны.
Литературные В Библии представлены художественные,

жанры внехудожественные и смешанные жанры. Ос- в Библии новную часть библейской художественной сло­весности составляют повествование (рассказ), поэзия, по преимуществу — лирическая, притчи и видения (включая пророчества и Апокалип­сис). Исторические книги Библии по конкретнос­ти и образности описаний, по наличию сюжетной линии и художественного замысла близки к по­вествовательной прозе. Новозаветные послания также представляют собой художественные произведения, поскольку содержат элементы поэзии, художественной прозы или того и друго­го; кроме того, художественные приемы активно используются в библейской сатире.

Наконец в Библии представлены уникальные или смешанные жанры, однако при всем своеоб­разии этих жанровых форм, содержание их так­же раскрывается с помощью литературоведчес­кого инструментария. Так, например, для полно-

8 См.: Гордон Д. Фи, Дуглас Стюарт; Как читать Библию и видеть ее ценность. СПб., 1993. С. 3.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.007 с.)