Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необходимость интерпретации произведений художественной литературы↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На основании вышесказанного становится понятным, почему художественная литература значительно требовательнее к читателю, чем обычные тексты. Литературное произведение нуждается в интерпретации, так как мысль в нем Необходимость интерпретации i Библия как памятник художественной литературы выражается опосредованно. Нет необходимости дополнительно разъяснять вполне однозначное утверждение о том, что "ближний — это всякий, кто нуждается в нашей помощи". Тогда как рассказанная Христом притча побуждает задуматься над смыслом отдельных деталей повествования. Интерпритация Чем многогранней и детальнее повествова- прозы ние, тем более открыто оно для интерпретаций. Наглядный пример тому — ветхозаветная история Давида5. Что этот текст говорит о Боге, людях и обществе? Конечно, однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так же как не всегда легко объяснить, чему именно учит каждый отдельный эпизод жизни Давида. Поэтому не удивительно, что у этого сюжета столько различных толкований. Интерпритация Библейская поэзия также требует интерпре- поэзии тации. Рассмотрим, например, наиболее распро преимущества ственного текста, равно как и неизбежные раз-литературо- личия в них, сопряжены с определенным риском, ведческого тем не менее, литература, как средство передачи подхода мысли, обладает рядом неоспоримых преимуществ. Художественный текст легко запечатлевается в памяти, завладевает вниманием читателя, воздействует на него и, кроме того, достоверно передает всю сложность и многогранность человеческой жизни. 5 Обзор работ на эту тему см.: The David Myth in Western Literature, ed. Raymond-Jean Frontain and Jan Wojcik (West Lafayette: Purdue University Press, 1980). Можно ли считать Библию литературным произведением? 27 ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ В художественной литературе воссоздаются человеческие переживания. Но это отнюдь не все, что можно о ней сказать. Словесность также — вид искусства, отличающийся изяществом слога и мастерством в использовании художественных приемов. В произведении литературы важно не только, что сказано, но и как выражено. Для всех родов литературы (равно как и для Элементы ху-всех видов искусства вообще) характерно при- дожественнои сутствие определенной схемы или замысла, те- формы мы или центральной идеи, органического единства (называемого также единством в многообразии или единством темы и всех элементов сюжета). Кроме того, художественное произведение отличает последовательность изложения, соразмерность частей, наличие контрастов, симметрии, повторов или "возвратных ходов", а также поступательность в развитии темы. В дальнейшем мы покажем, что в прозаических и поэтических произведениях эти характеристики проявляются по-разному. Но независимо от родовой (или жанровой) принадлежности той или иной книги Библии, обилие тропов и художественность формы, которая отличает многие фрагменты Писания, делает его одним из величайших — и по богословской глубине, и по художественным достоинствам — произведений мировой литературы. Очень точной характеристикой манеры написания большинства библейских книг может быть сказанное о своем труде автором Екклесиаста: "старался... приискивать изящные изречения" (Екк. 12:10). Какие задачи позволяет решать художест- Задачи художе -венность? Почему так важно увидеть эстетичее- ственности кое измерение библейского текста? Художественная форма позволяет усилить воздействие сказанного, но, кроме того, она доставляет наслаждение сама по себе. Искусство восполняет Библия как памятник художественной литературы потребность человека в прекрасном и утончен переживание венном отношении текст предъявляет к читате-Библии лю? Прежде всего, читатель должен быть готов распознать и по достоинству оценить элементы художественной формы. Литературоведческий подход отличает особое внимание к эстетическим достоинствам Писания, к мастерству свя-щеннописателей, стремление увидеть в библейской поэзии и прозе шедевр словесного искусства. Библия, безусловно, представляет собой в высшей степени художественный текст: в ней присутствуют все элементы художественной формы и свойства прекрасного, о которых шла речь выше. Вопрос лишь в том, сумеем ли мы, читатели, по достоинству оценить эстетическое совершенство этой книги. Художественное совершенство составляет несомненное достоинство Писания и никоим образом не является чем-то "внешним" по отношению к основной цели библейских текстов. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ Литературные Чаще всего произведения литературы клас- и внелитера- сифицируют по роду и жанру. Прозаические, по- турные жанры этические, драматические жанры принято считать художественными по самой их природе. Другие тексты, например, исторические хрони- H.L Mencken, Treatise on the Gods, 2nd ed. (New York: Knopf, 1946), p. 286.
Можно ли считать Библию литературным произведением? 29 ки, богословские и генеалогические сочинения, традиционно относят к внехудожественным. Однако принадлежность к той или иной категории определяется авторской задачей и особенностями организации текста. Так, например, если послания или проповеди включают в себя элементы художественного текста, о которых шла речь в предыдущих разделах, их, безусловно, можно считать произведениями художественной литературы. Каждый литературный жанр подчиняется Значение определенному "правилу" или канону, который, жанров в свою очередь, обусловливает наше восприятие произведения. Читатель должен знать, какие ожидания следует предъявлять к тому или иному тексту. Только в этом случае он сможет избежать поверхностного, зачастую ошибочного восприятия. Если читатель знает, что сюжет развивается от центрального конфликта к развязке, ему будет проще проследовать за автором "вглубь текста". Иными словами, литературный жанр, это ни что иное, как "свод правил, по которым читатель взаимодействует с текстом"7. Соотнесение текста с определенным жанром "задает" восприятие произведения, помогает "узнать" его и увидеть систему в расположении и соотношении деталей. Кроме того, знание жанровых особенностей позволяет избежать ложных интерпретаций. Например, в историческом сочинении преувеличение есть искажение истины, тогда как в поэзии эмоциональное преувеличение — гипербола — одно из наиболее распространенных средств передачи переживаний. Достоверность исторического документа определяется тем, насколько скрупулезно автор отобразил в нем все существенные подробности события; при интерпретации художественной прозы обнаруживается, что она более избирательна и многозначна, отбор и расположение материала полно- 7 Jonathan Culler, Structuralist Poetics (Ithaca: Cornell University Press, 1975), p. 136. 30 Библия как памятник художественной литературы стью подчинены авторской задаче изображения 4 того или иного события или действующего лица. Насколько необходимо для восприятия художественной литературы вообще и Библии, в частности, знать, как устроена жанровая система? Вот что отвечают на этот вопрос библеисты, авторы одной из работ по библейской интерпретации: "...основная цель нашей книги — рассмотреть литературные формы (жанры), составляющие Библию. Хотя нам предстоит говорить и о другом, жанровый подход книги будет определять все найми дальнейшие рассуждения"8. Предлагаемый нами литературоведческий жанры внехудожественные и смешанные жанры. Ос- в Библии новную часть библейской художественной словесности составляют повествование (рассказ), поэзия, по преимуществу — лирическая, притчи и видения (включая пророчества и Апокалипсис). Исторические книги Библии по конкретности и образности описаний, по наличию сюжетной линии и художественного замысла близки к повествовательной прозе. Новозаветные послания также представляют собой художественные произведения, поскольку содержат элементы поэзии, художественной прозы или того и другого; кроме того, художественные приемы активно используются в библейской сатире. Наконец в Библии представлены уникальные или смешанные жанры, однако при всем своеобразии этих жанровых форм, содержание их также раскрывается с помощью литературоведческого инструментария. Так, например, для полно- 8 См.: Гордон Д. Фи, Дуглас Стюарт; Как читать Библию и видеть ее ценность. СПб., 1993. С. 3.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.007 с.) |