Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественное единство ПисанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Художественный размах и многообразие Книга на все Священного Писания, безусловно, впечатляют, времена и Создававшееся различными авторами на протя- на все вкусы жении многих веков, оно представляет собой собрание образцов древней книжности, на что указывает само название — Библия, по-гречески означающее "книги". В предыдущих главах мы попытались охарактеризовать жанровую систему Писания. Все многообразные жизненные проявления нашли отражение в этой всеобъемлющей книге. Всеохватность Писания, равно как и разнообразие авторских позиций позволяет с исключительной степенью достоверности воссоздавать перипетии и противоречия человеческого опыта. Все парадоксы человеческого опыта воссозданы с равной напряженностью и остротой, что говорит об исключительной беспристрастности библейского текста. Мы вряд ли ошибемся, если назовем Библию "книгой на все времена и на все вкусы". Но, ограничиваясь одной лишь констатацией Художествен-многообразия Писания, мы рискуем создать ное единство ложное впечатление об этой книге. Библия уди- Писания вительным образом "вмещает в себя" бесчисленные проявления человеческого опыта во всей их пестроте — и вместе с тем это поразительно цельная книга. В заключительной главе я хотел бы охарактеризовать основные средства достижения единства в Писании. В соответствии с литературоведческой направленностью нашего исследования речь пойдет, главным образом, о художественном, а не о богословском единстве. 220 Библия как памятник художественной литературы БИБЛИЯ КАК ЕДИНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ Повествова- Несомненным признаком художественного тельное един- единства Писания выступает наличие в нем еди- ство Библии ного повествовательного сюжета. Перед нами по сюжетный щий все библейское повествование, строится во- личностного ставит библейских героев перед необходимостью выбора выбора. Каждую сферу человеческого опыта взыскует Бог — и на каждую посягают силы зла. "Нейтральной полосы" здесь не существует. Каждое событие человеческой жизни свидетельствует либо о послушании Богу, либо же о противлении Ему. Внимание священнописателя приковано к человеку на перепутье. Для участников библейской "драмы" личностного выбора Художественное единство Писания жизнь приобретает исключительную ценность и смысл. Библейское повествование представляет собой цепь сложнейших нравственных и духовных дилемм, ситуаций выбора, проявляющих библейское представление о человеке как морально ответственном существе. В эпизодах, образующих основную сюжет- Ключевая роль ную линию Писания, центральное действие обу- личностного славливается не внешней средой как таковой, а выбора, позицией личности по отношению к событиям, а не внешних происходящим в окружающем ее мире. Трудное- обстоятельств ти, которые переживают герои, не объясняются воздействием внешних обстоятельств, движущей силой сквозного сюжета выступает выбор нравственной и духовной позиции по отношению к истории. Таким образом, в основе сюжета лежит сопряженное с нравственным (или духовным) выбором действие, при этом внешние обстоятельства служат не более чем поводом к совершению жизненно важного (доброго или злого) поступка. В любом прозаическом произведении обяза- Бог как тельно присутствует главное действующее лицо протагонист (протагонист). В Библии протагонистом выступает Сам Бог. Он — центральное действующее лицо Писания, "главный герой", связующий повествование об общечеловеческой истории с бесчисленным множеством историй изменчивых человеческих судеб. "Мы не ошибемся, — пишет Роланд Фрай, — если скажем, что описание свойств Божиих составляет основную художественную задачу Библии; ей подчинено все повествование — от первых до последних страниц, ибо главным героем, центральным действующим лицом или протагонистом Писания есть Сам Бог. Ни одно, казалось бы, самое незначительное событие Писания не может быть понято вне подспудно присутствующего в нем указания на Божий свойства. С этим Наивысшим Протагонистом взаимодействуют все прочие действующие лица Библия как памятник художественной литературы Писания; в Его замысел вплетены все ос ние о Боге" щего сюжета Писания подчинено раскрытию Божьего замысла в истории. Вслед за библеистами мы будем именовать этот величайший замысел избавления человечества от греха и его вневременных последствий "историей спасения". Библейское повествование представляет собой летопись деяний Бога в истории, в природе и в человеческой жизни. Оно всецело определяется Божьим замыслом о мире, поэтому библейский текст можно назвать историей человеческого рода, взятой в промыслительной перспективе Бо-жиих деяний искупления от вселенского зла и суда над ним. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Если отстраниться от библейского текста и взглянуть на него со стороны, мы увидим, прежде всего, художественное повествование, из множества разрозненных фрагментов которого проступает смысл целого. Как и всякая повествовательная форма, Библия строится по трехчастной модели "начало — середина — конец"; в ней присутствует сквозной сюжетный конфликт между добром и злом; в центре внимания — личность в ситуации выбора, а главным героем выступает Бог.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.240 (0.007 с.) |