Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественное единство Писания

Поиск

Художественный размах и многообразие Книга на все Священного Писания, безусловно, впечатляют, времена и Создававшееся различными авторами на протя- на все вкусы жении многих веков, оно представляет собой со­брание образцов древней книжности, на что ука­зывает само название — Библия, по-гречески оз­начающее "книги". В предыдущих главах мы по­пытались охарактеризовать жанровую систему Писания. Все многообразные жизненные прояв­ления нашли отражение в этой всеобъемлющей книге. Всеохватность Писания, равно как и раз­нообразие авторских позиций позволяет с ис­ключительной степенью достоверности воссоз­давать перипетии и противоречия человеческого опыта. Все парадоксы человеческого опыта вос­созданы с равной напряженностью и остротой, что говорит об исключительной беспристрастно­сти библейского текста. Мы вряд ли ошибемся, если назовем Библию "книгой на все времена и на все вкусы".

Но, ограничиваясь одной лишь констатацией Художествен-многообразия Писания, мы рискуем создать ное единство ложное впечатление об этой книге. Библия уди- Писания вительным образом "вмещает в себя" бесчислен­ные проявления человеческого опыта во всей их пестроте — и вместе с тем это поразительно цельная книга. В заключительной главе я хотел бы охарактеризовать основные средства дости­жения единства в Писании. В соответствии с ли­тературоведческой направленностью нашего ис­следования речь пойдет, главным образом, о ху­дожественном, а не о богословском единстве.


220 Библия как памятник художественной литературы

БИБЛИЯ КАК ЕДИНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

Повествова- Несомненным признаком художественного

тельное един- единства Писания выступает наличие в нем еди-

ство Библии ного повествовательного сюжета. Перед нами по­
следовательность событий, в которой есть нача­
ло, середина и конец. В этом смысле показатель­
но уже внешнее устроение Библии. Она начина­
ется с картины сотворения всего сущего. После
сюжета о грехопадении действие переносится на
уровень истории падшего мира. И все же, пусть
медленно и трудно, оно движется своим чередом
к завершению истории — окончательной победе
над злом и вечному торжеству блага.
Сквозной Сквозной сюжетный конфликт, скрепляю-

сюжетный щий все библейское повествование, строится во-
конфликт круг глобального духовного и нравственного про­
тивостояния добра и зла. Это противостояние
между Богом и Сатаной, между Творцом и вос­
ставшими против Него творениями, между пра­
ведниками и "замышляющими зло", между глу­
бочайшими движениями человеческой души —
послушанием Богу и противлением Ему. Прохо­
дящий сквозь все Писание сюжетный конфликт
между добром и злом, так или иначе, присутст­
вует практически во всех жанровых формах,
будь то проза, поэзия или притчевое речение.
Любое внешнее действие или помышление геро­
ев указывает на то, что все Божьи творения не­
заметно или, напротив, явственно движутся к
Богу или от него.
Главенство Наличие глобального духовного конфликта

личностного ставит библейских героев перед необходимостью выбора выбора. Каждую сферу человеческого опыта взыскует Бог — и на каждую посягают силы зла. "Нейтральной полосы" здесь не существует. Каждое событие человеческой жизни свидетель­ствует либо о послушании Богу, либо же о про­тивлении Ему. Внимание священнописателя приковано к человеку на перепутье. Для участ­ников библейской "драмы" личностного выбора


Художественное единство Писания



жизнь приобретает исключительную ценность и смысл. Библейское повествование представляет собой цепь сложнейших нравственных и духов­ных дилемм, ситуаций выбора, проявляющих библейское представление о человеке как мо­рально ответственном существе.

В эпизодах, образующих основную сюжет- Ключевая роль ную линию Писания, центральное действие обу- личностного славливается не внешней средой как таковой, а выбора, позицией личности по отношению к событиям, а не внешних происходящим в окружающем ее мире. Трудное- обстоятельств ти, которые переживают герои, не объясняются воздействием внешних обстоятельств, движущей силой сквозного сюжета выступает выбор нрав­ственной и духовной позиции по отношению к ис­тории. Таким образом, в основе сюжета лежит со­пряженное с нравственным (или духовным) вы­бором действие, при этом внешние обстоятельст­ва служат не более чем поводом к совершению жизненно важного (доброго или злого) поступка.

В любом прозаическом произведении обяза- Бог как тельно присутствует главное действующее лицо протагонист (протагонист). В Библии протагонистом выступа­ет Сам Бог. Он — центральное действующее ли­цо Писания, "главный герой", связующий пове­ствование об общечеловеческой истории с бес­численным множеством историй изменчивых че­ловеческих судеб.

"Мы не ошибемся, — пишет Роланд Фрай, — если скажем, что описание свойств Божиих составляет основную художественную за­дачу Библии; ей подчинено все повествованиеот первых до последних страниц, ибо главным героем, центральным действую­щим лицом или протагонистом Писания есть Сам Бог. Ни одно, казалось бы, самое не­значительное событие Писания не может быть понято вне подспудно присутствую­щего в нем указания на Божий свойства. С этим Наивысшим Протагонистом взаимо­действуют все прочие действующие лица



Библия как памятник художественной литературы


Писания; в Его замысел вплетены все ос­
тальные события, так что вся история
становится грандиозной ареной, на кото­
рой развертываются присущие Богу и ука­
зующие на Его сущность деяния"1.
"Повествова- Итак, совершенно очевидно, что развитие об-

ние о Боге" щего сюжета Писания подчинено раскрытию Бо­жьего замысла в истории. Вслед за библеистами мы будем именовать этот величайший замысел избавления человечества от греха и его вневре­менных последствий "историей спасения". Биб­лейское повествование представляет собой лето­пись деяний Бога в истории, в природе и в чело­веческой жизни. Оно всецело определяется Бо­жьим замыслом о мире, поэтому библейский текст можно назвать историей человеческого ро­да, взятой в промыслительной перспективе Бо-жиих деяний искупления от вселенского зла и суда над ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Если отстраниться от библейского текста и

взглянуть на него со стороны, мы увидим, прежде всего, художественное повествование, из множе­ства разрозненных фрагментов которого просту­пает смысл целого. Как и всякая повествователь­ная форма, Библия строится по трехчастной мо­дели "начало — середина — конец"; в ней присут­ствует сквозной сюжетный конфликт между доб­ром и злом; в центре внимания — личность в си­туации выбора, а главным героем выступает Бог.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.240 (0.007 с.)