Художественная целостность произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественная целостность произведения



Значение Принцип целостности лежит в основе всех

целостности произведений искусства. Следовательно, лите-произведения ратуроведческий анализ Писания предполагает рассмотрение отдельных художественных форм, структур и элементов в их отношении к тексту как целому. Как сказал один из основоположни­ков литературоведческого подхода к Писанию, Ричард Моултон, "главная цель литературовед­ческого анализа — насколько возможно более от­четливо увидеть художественное произведение как целое"10.

Внимание к целостности и структурированно­сти в корне отличает литературоведческий под­ход от традиционных взглядов на Писание. Собст­венно за отсутствие подобного внимания критику­ет свою науку обладающий редкостной художест­венной интуицией библеист Остин Феррар:

"Критика формы, как ее понимают библеис-ты,название, способное ввести в заблужде­ние, поскольку оно подразумевает попытку описать и оценить формальные особенности


ю


The Modern Reader's Bible (New York: Macmillan, 1895), p. 1719.


Можно ли считать Библию литературным произведением? 35


данной художественной единицы, например, Евангелия от Марка. На самом деле речь идет об исследовании формы отдельных неболь­ших составляющих Евангелия, например, тяготеющих к новелле сюжетов или даже отдельных, самодостаточных предложе­ний... При литературоведческом же подходе в центре внимания оказывается художест­венное целое"11.

Стремление богословов делить текст Писа­ния на отдельные фрагменты со временем при­няло две формы. С одной стороны, либеральные исследователи тяготели к "археологическим рас­копкам" текста, позволяющим выявить различ­ные напластования, возникавшие по мере его развития от исходного к современному варианту. С другой стороны, консервативные богословы стремились представить библейский текст, прежде всего, как систему богословских опреде­лений и рассматривать стихи и фрагменты Пи­сания исключительно как текстуальные под­тверждения соответствующих вероучительных тезисов. В обоих случаях рассмотрение текста свелось к дроблению его на фрагменты (неслу­чайно, главным "продуктом" такого рода библеи-стики стал метод построчного комментария). При литературоведческом подходе, напротив, берет­ся последняя версия библейского текста и рас­сматривается как художественное целое. Таким образом, перед читателем открывается возмож­ность "панорамного видения" поэтического, или прозаического текста, и в этом состоит величай­шее преимущество литературоведческого под­хода к Писанию.


Различия между

традиционным и литературо­ведческим подходами


 


Библейский текст — художественный по своей природе, следовательно, подходить к нему нужно как к произведению литературы. В Биб­лии воссоздается человеческая жизнь во всем ее


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


A Study in St Mark (London: Dacre, 1951), pp. 21 - 22.


Библия как памятник художественной литературы

многообразии. Большая часть библейских текс­тов представляет собой определенные жанровые единицы. Эстетические достоинства библейской словесности обусловлены мастерским использо­ванием художественных возможностей языка. При литературоведческом подходе пристальное внимание уделяется анализу элементов художе­ственной формы, поскольку они выступают ос­новным средством передачи истины в Писании.

Литературоведческий подход к Библии ста­новится все более популярен как среди богосло­вов, так и среди литературоведов. Создается впечатление, будто традиционная библеистика зашла в тупик12.

Принимая во внимание художественную природу Писания, становится понятно, почему при интерпретации библейского текста все чаще обращаются за помощью к литературоведению. "Я надеюсь, — пишет один из исследователей, — что в новых подходах и впредь будет уделяться столь же значительное место литературоведчес­кому анализу, какое уделяется сейчас... Мне бы очень хотелось, чтобы в будущем библейское ли­тературоведение перестало быть "вотчиной" библеистики и органично влилось в светскую ли­тературоведческую науку"13. "Литературоведче­ский анализ — не модная прихоть, — замечает другой богослов. — Его появление знаменует су­щественный сдвиг в представлениях о Библии в целом..."14.

Цель настоящей книги — познакомить с ли-

2 В наши дни трудно найти богословское издание, в
котором не были бы заметны следы подобных
перемен. Наиболее полное представление о
современном состоянии предмета дает сборник
статей Orientation by Disorientation: Studies in Literary
Criticism and Biblical Literary Criticism,
ed. Richard

A. Spencer (Pittsburgh: Pickwick, 1980).

3 William G. Doty, Letters in Primitive Christianity
(Philadelphia: Fortress, 1973), pp. 79, 81.

4 Robert M. Fowler, "Using Literary Criticism on the
Gospels," Christian Century, 26 May 1982, p. 627.


Можно ли считать Библию литературным произведением?

тературоведческим подходом к Писанию всех, кто читает И Изучает библейский текст.

Дополнительная литература

Ниже предлагается список работ, в которых на теоретическом уровне обсуждаются особен­ности анализа Библии как памятника литерату­ры. Однако я должен сделать одну оговорку отно­сительно указанных ниже работ. Отнюдь не все исследования, в которых заявлен литературо­ведческий подход, являются литературоведчес­кими по существу; большую часть из них собст­венно литературоведческими назвать нельзя.

Довольно полно библейское литературоведе­ние представлено в сборниках, вышедших в се­рии: Frederick Urigar, Library of Literary Criti­cism, под ред. Алекса Премингера и Эдварда Л. Гринстейна I— Ветхий Завет и Лиленда Райкена — Новый Завет. Источники, названные в библи­ографическом указателе: J. H. Gottcent, The Bible as Literature: A Selective Bibliography (Boston: G. K. Hall, 1979), довольно неоднородны; скорее, это библиография, посвященная библеистике, чем литературоведческому анализу как таковому.

Среди работ по библеистике, носящих отчет­ливо выраженный литературоведческий харак­тер, следует назвать: William A. Beardslee, Literary Criticism of the New Testament (Philadelphia: Fortress, 1970); Amos N. Wilder, Early Christian Rhetoric: The Language of the Gospel (Cambridge: Harvard University Press, 1971); Jesus' Parables and the War of Myths: Essays on Imagination in the Scripture, ed. James Breech (Philadelphia: Fortress, 1982); Robert С Tannehill, The Sword of His Mouth: Forceful and Imaginative Language in Synoptic Sayings (Philadelphia: Fortress, 1975); James A. Fischer, How to Read the Bible (Englewood.Cliffs: Prentice-Hall, 1981), pp. 30-45; J. P. Fokkelman, Narrative Art and Poetry in the Books of Samuel, vol. 1 (Assen, The


38 Библия как памятник художественной литературы

Netherlands: Van Gorcum, 1981), pp. 1-18; Norman R. Petersen, "Literary Criticism in Biblical Studies", in Orientation by Disorientation, ed. Richard A. Spencer (Pittsburgh: Pickwick, 1980), pp. 25-50.

Среди литературоведческих исследований, посвященных анализу библейского текста, стоит обратить внимание на следующие: Roland M. Frye, "A Literary Perspective for the Criticism of the Gospels," in Jesus and Man's Hope, II, ed. Donald G. Miller and Dikran Y. Hadidian (Pitts­burgh: Pittsburgh Theological Seminary, 1971), pp. 193-221; а также "The Synoptic Problems and Analogies in Other Literatures," in The Relation­ships among the Gospels: An Interdisciplinary Dialogue, ed. William O. Walker, Jr. (San Antonio: Trinity University Press, 1978), pp. 261-302; Leland Ryken, The Literature of the Bible (Grand Rapids: Zondervan, 1974); отдельные статьи в Literary Interpretations of Biblical Narratives, vols 1, 2, ed. Kenneth R. R. Gros Louis (Nashville: Abingdon, 1974 and 1982); Robert Alter, The Art of Biblical Narrative (New York: Basic Books, 1981); Northrop Frye, The Great Code: The Bible and Literature (New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1982).

Наиболее интересной представляется рабо­та: David Rhoads and Donald Michie, Mark as Story (Philadelphia: Fortress, 1982), написанная совместно литературоведом и библеистом и представляющая собой удачное сочетание обоих подходов.

От издателей

Поскольку большинство названных исследо­ваний русскоязычному читателю в настоящее время недоступно, мы сочли необходимым здесь и в последующих главах дополнить приведенные автором списки наиболее интересными, на наш взгляд, работами, посвященными литературо­ведческому анализу Священного Писания. Мы


Можно ли считать Библию литературным произведением? 39

никоим образом не претендуем на исчерпываю­щую библиографию (она могла бы составить от­дельную книгу), но хотели бы, в первую очередь, назвать те работы, которые будут полезны учи­телю в повседневной школьной практике:

С.С. Аверинцев. Древнееврейская литерату­ра // История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983. Т 1.С. 271-302.

Его же. Вслушиваясь в слово: три действия в начальном стихе псалма — три ступени зла // Мир Библии, 1994, 1 [2]. С. 2-5.

Его же. Слово Божие и слово человеческое // С.С. Аверинцев. София-Логос. Киев, 2000. С. 389-399.

Его же. Стилистические проблемы библей­ского перевода // С.С. Аверинцев. София-Логос. Киев, 2000. С. 366-372.

Его же. Два слова о том, до чего же трудно пе­реводить библейскую поэзию // Новый мир, 1998. №1. С. 94-97.

Его же. Почему Евангелия — не биографии // Мир Библии. М., 2001. С. 4-10.

Л. Буйе. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1965 (книга неоднократно переиздавалась).

о. Александр Мень. Как читать Библию.: В 3 т. М., 1999.

Клайв Льюис. Размышления о псалмах // КС. Льюис. Собр. соч.: В 8 т. М. — СПб., 2000. Т. 8. С. 267-337.



1}


■:■


 


 



 


Глава 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.014 с.)