Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественная целостность произведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Значение Принцип целостности лежит в основе всех целостности произведений искусства. Следовательно, лите-произведения ратуроведческий анализ Писания предполагает рассмотрение отдельных художественных форм, структур и элементов в их отношении к тексту как целому. Как сказал один из основоположников литературоведческого подхода к Писанию, Ричард Моултон, "главная цель литературоведческого анализа — насколько возможно более отчетливо увидеть художественное произведение как целое"10. Внимание к целостности и структурированности в корне отличает литературоведческий подход от традиционных взглядов на Писание. Собственно за отсутствие подобного внимания критикует свою науку обладающий редкостной художественной интуицией библеист Остин Феррар: "Критика формы, как ее понимают библеис-ты, — название, способное ввести в заблуждение, поскольку оно подразумевает попытку описать и оценить формальные особенности ю The Modern Reader's Bible (New York: Macmillan, 1895), p. 1719. Можно ли считать Библию литературным произведением? 35 данной художественной единицы, например, Евангелия от Марка. На самом деле речь идет об исследовании формы отдельных небольших составляющих Евангелия, например, тяготеющих к новелле сюжетов или даже отдельных, самодостаточных предложений... При литературоведческом же подходе в центре внимания оказывается художественное целое"11. Стремление богословов делить текст Писания на отдельные фрагменты со временем приняло две формы. С одной стороны, либеральные исследователи тяготели к "археологическим раскопкам" текста, позволяющим выявить различные напластования, возникавшие по мере его развития от исходного к современному варианту. С другой стороны, консервативные богословы стремились представить библейский текст, прежде всего, как систему богословских определений и рассматривать стихи и фрагменты Писания исключительно как текстуальные подтверждения соответствующих вероучительных тезисов. В обоих случаях рассмотрение текста свелось к дроблению его на фрагменты (неслучайно, главным "продуктом" такого рода библеи-стики стал метод построчного комментария). При литературоведческом подходе, напротив, берется последняя версия библейского текста и рассматривается как художественное целое. Таким образом, перед читателем открывается возможность "панорамного видения" поэтического, или прозаического текста, и в этом состоит величайшее преимущество литературоведческого подхода к Писанию. Различия между традиционным и литературоведческим подходами
Библейский текст — художественный по своей природе, следовательно, подходить к нему нужно как к произведению литературы. В Библии воссоздается человеческая жизнь во всем ее ЗАКЛЮЧЕНИЕ A Study in St Mark (London: Dacre, 1951), pp. 21 - 22. Библия как памятник художественной литературы многообразии. Большая часть библейских текстов представляет собой определенные жанровые единицы. Эстетические достоинства библейской словесности обусловлены мастерским использованием художественных возможностей языка. При литературоведческом подходе пристальное внимание уделяется анализу элементов художественной формы, поскольку они выступают основным средством передачи истины в Писании. Литературоведческий подход к Библии становится все более популярен как среди богословов, так и среди литературоведов. Создается впечатление, будто традиционная библеистика зашла в тупик12. Принимая во внимание художественную природу Писания, становится понятно, почему при интерпретации библейского текста все чаще обращаются за помощью к литературоведению. "Я надеюсь, — пишет один из исследователей, — что в новых подходах и впредь будет уделяться столь же значительное место литературоведческому анализу, какое уделяется сейчас... Мне бы очень хотелось, чтобы в будущем библейское литературоведение перестало быть "вотчиной" библеистики и органично влилось в светскую литературоведческую науку"13. "Литературоведческий анализ — не модная прихоть, — замечает другой богослов. — Его появление знаменует существенный сдвиг в представлениях о Библии в целом..."14. Цель настоящей книги — познакомить с ли- 2 В наши дни трудно найти богословское издание, в A. Spencer (Pittsburgh: Pickwick, 1980). 3 William G. Doty, Letters in Primitive Christianity 4 Robert M. Fowler, "Using Literary Criticism on the Можно ли считать Библию литературным произведением? тературоведческим подходом к Писанию всех, кто читает И Изучает библейский текст. Дополнительная литература Ниже предлагается список работ, в которых на теоретическом уровне обсуждаются особенности анализа Библии как памятника литературы. Однако я должен сделать одну оговорку относительно указанных ниже работ. Отнюдь не все исследования, в которых заявлен литературоведческий подход, являются литературоведческими по существу; большую часть из них собственно литературоведческими назвать нельзя. Довольно полно библейское литературоведение представлено в сборниках, вышедших в серии: Frederick Urigar, Library of Literary Criticism, под ред. Алекса Премингера и Эдварда Л. Гринстейна I— Ветхий Завет и Лиленда Райкена — Новый Завет. Источники, названные в библиографическом указателе: J. H. Gottcent, The Bible as Literature: A Selective Bibliography (Boston: G. K. Hall, 1979), довольно неоднородны; скорее, это библиография, посвященная библеистике, чем литературоведческому анализу как таковому. Среди работ по библеистике, носящих отчетливо выраженный литературоведческий характер, следует назвать: William A. Beardslee, Literary Criticism of the New Testament (Philadelphia: Fortress, 1970); Amos N. Wilder, Early Christian Rhetoric: The Language of the Gospel (Cambridge: Harvard University Press, 1971); Jesus' Parables and the War of Myths: Essays on Imagination in the Scripture, ed. James Breech (Philadelphia: Fortress, 1982); Robert С Tannehill, The Sword of His Mouth: Forceful and Imaginative Language in Synoptic Sayings (Philadelphia: Fortress, 1975); James A. Fischer, How to Read the Bible (Englewood.Cliffs: Prentice-Hall, 1981), pp. 30-45; J. P. Fokkelman, Narrative Art and Poetry in the Books of Samuel, vol. 1 (Assen, The 38 Библия как памятник художественной литературы Netherlands: Van Gorcum, 1981), pp. 1-18; Norman R. Petersen, "Literary Criticism in Biblical Studies", in Orientation by Disorientation, ed. Richard A. Spencer (Pittsburgh: Pickwick, 1980), pp. 25-50. Среди литературоведческих исследований, посвященных анализу библейского текста, стоит обратить внимание на следующие: Roland M. Frye, "A Literary Perspective for the Criticism of the Gospels," in Jesus and Man's Hope, II, ed. Donald G. Miller and Dikran Y. Hadidian (Pittsburgh: Pittsburgh Theological Seminary, 1971), pp. 193-221; а также "The Synoptic Problems and Analogies in Other Literatures," in The Relationships among the Gospels: An Interdisciplinary Dialogue, ed. William O. Walker, Jr. (San Antonio: Trinity University Press, 1978), pp. 261-302; Leland Ryken, The Literature of the Bible (Grand Rapids: Zondervan, 1974); отдельные статьи в Literary Interpretations of Biblical Narratives, vols 1, 2, ed. Kenneth R. R. Gros Louis (Nashville: Abingdon, 1974 and 1982); Robert Alter, The Art of Biblical Narrative (New York: Basic Books, 1981); Northrop Frye, The Great Code: The Bible and Literature (New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1982). Наиболее интересной представляется работа: David Rhoads and Donald Michie, Mark as Story (Philadelphia: Fortress, 1982), написанная совместно литературоведом и библеистом и представляющая собой удачное сочетание обоих подходов. От издателей Поскольку большинство названных исследований русскоязычному читателю в настоящее время недоступно, мы сочли необходимым здесь и в последующих главах дополнить приведенные автором списки наиболее интересными, на наш взгляд, работами, посвященными литературоведческому анализу Священного Писания. Мы Можно ли считать Библию литературным произведением? 39 никоим образом не претендуем на исчерпывающую библиографию (она могла бы составить отдельную книгу), но хотели бы, в первую очередь, назвать те работы, которые будут полезны учителю в повседневной школьной практике: С.С. Аверинцев. Древнееврейская литература // История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983. Т 1.С. 271-302. Его же. Вслушиваясь в слово: три действия в начальном стихе псалма — три ступени зла // Мир Библии, 1994, 1 [2]. С. 2-5. Его же. Слово Божие и слово человеческое // С.С. Аверинцев. София-Логос. Киев, 2000. С. 389-399. Его же. Стилистические проблемы библейского перевода // С.С. Аверинцев. София-Логос. Киев, 2000. С. 366-372. Его же. Два слова о том, до чего же трудно переводить библейскую поэзию // Новый мир, 1998. №1. С. 94-97. Его же. Почему Евангелия — не биографии // Мир Библии. М., 2001. С. 4-10. Л. Буйе. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1965 (книга неоднократно переиздавалась). о. Александр Мень. Как читать Библию.: В 3 т. М., 1999. Клайв Льюис. Размышления о псалмах // КС. Льюис. Собр. соч.: В 8 т. М. — СПб., 2000. Т. 8. С. 267-337. • 1} ■:■
■
Глава 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.108 (0.006 с.) |