Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разновидности библейской прозыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Помимо общих особенностей художественной прозы, о которых шла речь в предыдущей главе, существует целый ряд черт, характеризующих отдельные жанры. Каждая из жанровых единиц, входящих в общее "поле" повествовательной прозы, требует своего порядка и правил интерпретации. Две повествовательные формы — притчевое речение и евангельская притча-парабола — будут отдельно рассмотрены в последующих главах. ГЕРОИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ Среди прозаических жанров в составе Биб- Определение лии, безусловно, преобладает героическое пове- героического ствование. Оно развертывается вокруг жизни и повествования подвигов главного героя. Возникновение подобных сюжетов обусловлено универсальным стремлением художественной литературы воплотить в типичном герое общечеловеческие переживания и поведенческие нормы. Отправной точкой наших рассуждений о ге- Литературные роическом повествовании может служить следу- герои ющее определение литературного героя: "Традиционный... герой несводим к главному действующему лицу или протагонисту. Истинный герой — носитель всеобщих социальных и моральных норм; в своем опыте он воспроизводит породивший его глубокий общественный конфликт. Он наделен притягательными для читателя свойствами, способен действовать — и действовать во благо. Но что важнее всего — повествование 94 Библия как памятник художественной литературы о его опыте убеждает в предельной осмыс изображения обходимо, прежде всего, выявить главного героя, типичный ный представитель. Автор отбирает таких цен-представитель тральных действующих лиц или события, в ка-всего ких, хотя бы до некоторой степени, смогли бы от-человечества разиться универсальные жизненные проявления. Как известно, историк всегда говорит о том, что произошло, писатель — о том, что происходит. Героическое повествование в составе Библии не ограничивается констатацией исторического факта. Оно задает определенную модель или парадигму религиозного опыта всего человечества. В нем содержатся универсальные истины, распространяющиеся и на нас, и на всех людей на все времена. Иосиф, Руфь или Давид не могут оставаться всего лишь книжными образами; по мере того, как мы "возводим мосты" между библейским текстом и нашей жизнью, их опыт все теснее переплетается с нашим. 1 Walter Houghton and G. Robert Stange, ed., Victorian Poetry and Poetics (Boston: Houghton Mifflin, 1968), xxiii. Разновидности библейской прозы 95 Обычно герой — типичный представитель — моплощает определенный идеал, хотя далеко не всегда он предстает перед читателем без "пятна к порока". (Священнописатели вообще не склонны идеализировать своих героев.) Однако, как правило, в художественном произведении изображены люди, чьи качества и поступки мог бы наследовать читатель. Не составляют исключения и библейские тексты. В них развертывается впечатляющая галерея достойных подражания нравственных личностей и подвижников веры. Вместе с тем, положительный идеал может вводиться посредством отрицательного примера. Повествователь может опосредованно утверждать модель достойного поведения путем изображения героя, явно не соответствующего представлениям об идеале. Одно из самых нелепых (из всех, известных мне) заблуждений относительно библейских текстов проистекает из ложной убежденности в том, что библейский герой всегда прав. Священное Писание отличает крайняя противоречивость действующих лиц. Многие библейские герои изображены так, как просил изображать себя Кромвель, т.е. во всей откровенной неприглядности. Несомненно, представляя героическое повествование как источник духовных или нравственных примеров, я рискую свести его к примитивной "истории с моралью для поучения". Это было бы крайне несправедливо по отношению к героическим сюжетам Священного Писания. Достаточно внимательно вчитаться в исследования литературоведов и библеистов, чтобы понять, насколько многозначными, зачастую сложными для интерпретации могут быть эти сюжеты, как правило, таящие в себе некий глубинный подтекст или сокровенный смысл, требующий от читателя огромных мыслительных усилий. Стоит низвести духовное или нравственное содержание переживаний героя до уровня чистой "идеи" — и мы выхолащиваем сюжет и превращаем его в банальную историю. Герой как идеал Отрицательный пример как средство утверждения идеала Героическое повествование несводимо к нравоучительной басне 96 Библия как памятник художественной литературы Принципы Чтобы избежать нарочито прямолинейных изображения толкований, необходимо знать, как "устроено" действи- произведение литературы. Ценности или добро-тельности детели, присутствующие в героическом повествовании, аналогичном сюжетам об Иосифе или Руфи, воплощаются в самой картине жизни центрального действующего лица. В художественном произведении опыт и переживание проецируются на образ героя. Чтобы передать истину, знание или воссоздать картину действительности, повествователю бывает достаточно изобразить определенную сторону человеческого опыта. Если читатель может сказать: "Совсем как в жизни", — значит, повествование правдоподобно. Иными словами, "все повествование несет оп для анализа ного текста воплощает общественные представ-героического ления о действительности, нравственности и повествования ценностях, анализ героического повествования может отталкиваться от следующих вопросов: 1. Представления о людях. Какими они изображены? В чем они находят смысл жизни? Какова подлинная цель или смысл бытия человека? Каковы истоки и предназначение человечества? 2. Представления о религии. Постулируется ли в тексте трансцендентное начало? Какова его природа? Как потусторонний мир связан со "здешним" миром? Как устанавливается живая связь человека с Богом? 2 Flannery O'Connor, Mystery and Manners, ed. Sally and 3 Frank Kermode, "Interpretive Continuities and the New Разновидности библейской прозы 3. Представления об обществе. Какова природа человеческого общества? Какова роль личности в обществе? Какова природа обязанностей человека перед другими членами общества? 4. Представления о ценностях. Что есть наивысшая ценность для автора текста: личность (Бог, "эго", "другой", люди как таковые), установление (государство, церковь, семья), отвлеченная идея (любовь, истина, красота, порядок) или физическая реальность, например, природа? Героическое повествование развертывается вокруг борений и побед главного героя. Центральная фигура повествования выступает как типичный представитель своей среды и, как правило (по крайней мере, в конце повествования), как идеальная фигура. В предназначении героя заложено авторское представление о действительности и жизни как таковой. ЭПОС Жанровой разновидностью героического повествования выступает эпос. Он представляет собой развернутое, широкомасштабное повествование. Отдельный героический сюжет нельзя рассматривать как эпическую форму: ему недостает эпического размаха. Героический эпос — всеобъемлющая энциклопедическая форма. Нортроп Фрай называет его "историей всего сущего"4. Всеохватность эпоса позволяет ему "вмещать" столетия. Исключительность эпоса, по словам одного из исследователей, "состоит в его способности держать в фокусе самоосознание общества в целом"5. '' The Return of Eden: Five Essays on Milton's Epics (Toronto: University of Toronto Press, 1965), p. 3. Hugh M. Richmond, The Christian Revolutionary: Johan Milton (Berkley: University of California Press, 1974), p. 124. 98 Библия как памятник художественной литературы История народа Элемент сверхъестественного Структура эпического сюжета Одно из проявлений эпической "всеохватнос-ти" состоит в том, что эпос служит выражением общенародной идеи. Герой эпического произведения осуществляет не только свое предназначение, он — воплощение судьбы всего народа. Эпос изобилует историческими аллюзиями, автор стремится изобразить наиболее значительные и судьбоносные события истории. "В классическом раннем эпосе предстает культура народа, взятая в переломный момент"6. Как правило, наиболее распространенные эпические мотивы — царствование, завоевание, сражение и владение. Так или иначе, эпос запечатлевает эпохальные события истории народа. Отличительным признаком эпического сюжета всегда было присутствие в нем сверхъестественных бстоятельств, событий и действующих лиц. Местом действия в героическом эпосе становится вс мироздание, не только земной, но и потусторонний мир. В земные события вторгаются сверхъестественные существа — таким образом создается ощущение эпического величия и тайны. Несмотря на всеохватность, эпическое произведение жестко структурировано. Всеми почитаемый литературовед, назвав среди характеристик эпоса "свободу дыхания, размах и способность вместить невместимое", заключает, что "одной лишь пышности слога недостаточно... необходимо уравновесить ее соответствующим объемом содержания"7. То есть в сюжете эпического произведения всегда присутствует объединяющий (связующий, сквозной) герой. Действие строится вокруг главного героического деяния, которое, как правило, завершается победой и установлением царства. Многие эпические произведения построены как движение к цели. Эпическое повествование пространно и широкомасштабно, поэтому его 6 Richmond, р. 124. 7 Речь идет о И.М. Тильярде, английском теоретике Разновидности библейской прозы сюжет может показаться несколько фрагментарным (читатель не в силах запомнить всю последовательность событий, однако обилие деталей всегда подчинено общему замыслу). Книга Исхода — наиболее яркий пример биб- Книга Исхода лейского эпоса. Эстетическая задача обусловли- как эпическое вает деление повествования на несколько фраг- произведение ментов: 1-20 и 32-34 главы Книги Исхода, 10-14, 16-17 и 20-24 главы Книги Чисел, а также 32-34 главы Книги Второзакония, где ретроспективная интерпретационная рамка эпического сюжета задана самим эпическим героем. Книга Исхода содержит целый ряд признаков эпического текста. Во-первых, она отвечает критерию объема повествования. В центре внимания — израильский народ, его возникновение и становление, а также судьбоносные события истории нации. Этот текст, возникший в период формирования национального самосознания, отражает основные религиозные, моральные и политические идеалы Израиля. Книга укоренена в истории; она изобилует историческими аллюзиями. Объединяющим началом выступает, с одной стороны, присутствие нормативного героя, а с другой — стремление к Обетованной Земле. На ход событий постоянно влияет вмешательство сверхъестественных сил. При литературоведческом анализе ветхоза- Исторические ветных хроник, несомненно, плодотворней всего книги Ветхого подходить к ним как к эпическим формам. На- Завета пример, сюжет Книги Иисуса Навина "собирает" мотив завоевания Израилем Ханаана и стремление утвердиться на Обетованной Земле. В Книге Судей также прослеживаются эпические черты, хотя объединяющий герой в ней отсутствует, и она, скорее, представляет собой собрание отдельных героических сюжетов. Примером эпического сюжета, несомненно, может служить повествование о Давиде. Из всех библейских персонажей Давид ближе всего к традиционному герою западноевропейского эпоса. Он — отважный воин, поражающий всех врагов, правитель и ти- 100 Библия как памятник художественной литературы пичный представитель своей культуры. Книга Бытия Книга Бытия также соответствует критери- ям эпического текста. Хотя для эпоса не харак Откровения отнести Откровение Иоанна Богослова, хотя такого рода тексты не характерны для эпоса в целом. Это история великого сражения, в котором задействованы сверхъестественные силы и сверхъестественные методы ведения войны. Место действия — все мироздание. В произведении представлены подвиги центрального Героя, повергающего всех врагов и утверждающего вечное Царство. Несколько раз действие переносится на Небеса; здесь принимаются решения, которые впоследствии осуществляются на земле — очевидная реминисценция на "совет богов" классического (дохристианского) эпоса. Видения будущего также соответствуют "эпической конвенции". Наконец, сам возвышенный стиль книги Откровения ближе к каноническим эпическим формам, чем к повествовательной манере остальных библейских текстов. Откровение изобилует сравнениями, перечислениями, эпитетами, аллюзиями, постоянными словесными формулами, книга отличается пестротой образов и высоким слогом. Разновидности библейской прозы 101 Хотя собственно эпическими формами в Библии могут быть названы только Пятикнижие, Книга Иисуса Навина, повествование о Давиде и Откровение, однако очевидно, что эпическое настроение присуще также Писанию в целом. В нем царит "дух" древней эпической литературы. С эпической словесностью сближает его постоянное присутствие Бога как неизменного Действующего Лица. Национальные доминанты и ориентиры создают "эпический ореол" большинства ветхозаветных книг, включая пророческие. Таким образом, литературоведческий анализ библейской словесности вполне может осуществляться с учетом канонов эпического текста; в традиционных эпических формах можно найти намного больше параллелей к библейским сюжетам, чем в литературе Нового времени. "Эпический ореол" в Библии КОМЕДИЯ Под комедией как типом повествования в литературоведении подразумевается не смешной рассказ, а, скорее, особая разновидность сюжета. Комический сюжет — это повествование со счастливым концом. Сюжет развивается по синусоиде: от описания благополучия к упадку, оборачивающемуся трагедией, в конце снова он восстанавливается в прежнем благополучном виде. Первый элемент сюжета нередко может отсутствовать, однако обязательным остается движение от несчастья к счастью. Основные элементы комического сюжета очевидны. Прежде всего, это движение от трудности к ее разрешению, от уз — к свободе. Весь сюжет состоит из серии испытаний, которые необходимо преодолеть, чтобы придти к счастливому концу. Зачастую на пути героя к счастью встают отдельные персонажи, однако препятствием могут оказаться также внешние обстоятельства или внутренние особенности самого героя. Герой комичес- Комический сюжет Составляющие комического сюжета Библия как памятник художественной литературы
Средства изображения событий и героев в комическом сюжете Комический сюжет как преобладающая форма библейского повествования кого сюжета сливается с окружающим его обществом (в отличие от трагедии, где главное действующее лицо, напротив, по мере развития сюжета все больше отдаляется от своей среды). Как правило, счастливая развязка комедии представлена сценами свадьбы, пира, примирения или победы над врагами. Возможны две противоположных формы завершения комического сюжета: низкий герой раскаивается — либо с позором изгоняется с празднества или торжества. Общее движение комического сюжета от уз к свободе подкрепляется набором известных ситуаций, которые принято называть комическими. Среди них: разоблачение, ошибка узнавания, превращение отрицательных героев в положительных, неожиданность, чудо, провиденциальная помощь положительному герою, неожиданный поворот судьбы, избавление от бедствий, восстановление художественной правды, мотив утраты и последующего обретения, смена устоявшихся ожиданий (например, младшему ребенку отдается предпочтение перед старшим), неожиданное освобождение. Сюжет трагедии сосредоточен на неизбежном, комедия же строится на непредвиденном. Большинство литературоведов полагает, что в Библии и христианской словесности вообще комический сюжет явно преобладает над трагическим8. Библейское повествование начинается с описания совершенного мироздания, затем развертывается история несчастий падшего мира, которая завершается картиной "новой земли", всеобщего счастья и победы над злом. Внутри этой общей структуры можно найти множество Для разбора см.: Frederick Buechner, Telling the Truth: The Gospel as Tragedy, Comedy, and Fairy Tale (New York: Harper and Row, 1977), pp. 49-98; Nelvin Vos, The Drama of Comedy: Victim and Victor (Richmond: John Knox Press, 1966); Paul H. Grawe, Comedy in Space, Time, and the Imagination (Chicago: Nelson-Hall, 1983), pp. 267-299; Northrop Frye, The Greate Code (NewYork: Harcourt Brace Jovanovich, 1982), 169-198. Разновидности библейской прозы ЮЗ малых комических форм, построенных по вышеописанной модели. Не исключено, что прообразом их можно считать сюжеты об Иосифе и Руфи, однако следует заметить, что большинство сюжетов в Библии строится по подобному принципу. Некоторые книги Священного Писания (например, Книгу Иова или Четвероевангелие) принято рассматривать как трагедии, однако, если принять во внимание счастливую развязку, их также можно рассматривать как разновидность комического сюжета. ТРАГЕДИЯ Трагедия занимает особое место в системе литературных жанров. В Библии такого рода тексты встречаются реже, чем во внебиблейской художественной литературе, однако они представляют собой очень важную жанровую разновидность внутри Священного Писания. На уровне сюжета или действия трагедия представляет собой историю крайних бедствий. Сюжет развивается от благополучия к полному краху. Поскольку трагедия повествует о резкой перемене судьбы, трагический сюжет следует четко разграничивать с патетическим, в котором с самого начала присутствует мотив неотвратимого страдания. Ядро трагического сюжета составляет то, чего каждый из нас больше всего боится и хочет избежать — разрушительная сила зла. В центре трагедии — трагический герой; до недавних времен герой трагедии принадлежал только к социальным верхам. Как правило, это был царь или другой правитель; он был "выше" простых смертных, но не выше всеобщего нравственного закона и естественного порядка вещей. Высокий социальный статус героя, которым он наделен в начале повествования, значит намного больше, чем принадлежность к общественной элите; он — типичный представитель человече- История грехопадения Трагический герой 104 Библия как памятник художественной литературы Сюжет трагедии Определение трагедии Трагический сюжет в Библии ства. Как правило, трагический герой обладает свойством, которое принято именовать величием духа. Однако он утрачивает величие из-за ставших роковыми трагических особенностей своего характера. Эти особенности Аристотель назвал amartia — словом, которое в Новом Завете переводится как "грех" и означает промах. Сам Аристотель описывает их как "большую ошибку или недостаток", некий "болезненный и разрушительный изъян". Иными словами, в трагедии изображаются причиненные страдания. Сюжет трагедии строится вокруг проблемы выбора. В основе его — требующая разрешения дилемма, с которой сталкивается герой. Раздираемый противоречиями, он совершает трагический выбор, неизбежно ведущий к краху и страданиям. То есть герой сам ответственен за свои беды (поскольку они — следствие принятого им решения и выбранных поступков). Как правило, трагический герой так или иначе заслуживает страдание, поскольку роковой выбор обусловлен его порочностью (однако в традиционной трагедии возмездие, как правило, несоразмерно больше вины героя). Нередко страдания помогают герою осознать нравственную сторону происходящего. Итак, трагический сюжет развертывается по следующей схеме: дилемма — выбор героя — бедствие — страдания — осознание — смерть. Трагедию можно определить как повествовательную форму, в которой социально значимый, наделенный величием духа герой совершает поступок (или принимает решение) в изначально заданных трагических обстоятельствах, вследствие чего он неизбежно теряет благополучие, испытывает физические и духовные страдания, которые могут привести к прозрению. Прообразом трагического сюжета в Библии можно считать историю грехопадения (Быт. 3). Еще один образец трагического сюжета — история Саула в 1 Книге Царств. Если принять во Разновидности библейской прозы
внимание, что в трагедии фиксируется момент падения героя и начало бедствий привязано к определенным событиям его жизни, трагическим также можно назвать сюжет о Давиде (1 и 2 Цар.), поскольку начало бедствий Давида впрямую связано с его поступком по отношению к Вирсавии и Урии9. Трагедией можно назвать также сюжет о Самсоне (Суд. 13-16). В некоторых притчах Христа также прослеживаются структурные элементы трагедии10. Помимо вышепоименованных несомненно трагических сюжетов, есть два текста, отчасти соответствующих определению трагедии, хотя в целом эти сюжеты, на наш взгляд, скорее, принадлежат к разряду "комических". Поскольку в трагедии речь идет о страданиях, нередко к этому жанру относят Книгу Иова, хотя ее сюжет развивается по логике комического сюжета со счастливым концом. То же касается и Четвероевангелия. Счастливый конец указывает на близость его к комическим сюжетам, хотя все предшествующее действие развивается по закону трагедии11. Примечательно, что в Библии насчитывается лишь несколько трагических сюжетов. Казалось бы, книга, повествующая, главным образом, о грехе и его последствиях, должна быть предельно трагичной. Однако, по словам Нортропа Фрая, "Библия не очень щедра на трагические сюже- Книга Иова и Евангелия Отсутствие трагического в Библии Наилучшим примером разбора библейской трагедии, на мой взгляд, является анализ истории Саула в книге Edwin M. Good, Irony in the Old Testament (Philadelphia: Westminster, 1965), pp. 56-80. См.: Dan Otto Via, Jr., The Parables: Their Literary and Existential Dimension (Philadelphia: Fortress Press, 1967), прежде всего, pp. 110-144. О трагическом в Евангелиях см.: Roger L Cox, "Tragedy and the Gospel Narratives," Yale Review, 57 (1968), pp. 545-570; а также Gilbert G. Bilezikian, The Liberated Gospel: A Comparison of the Gospel of Mark and Greek Tragedy (Grand Rapids: Baker, 1977). 106 Библия как памятник художественной литературы ты"12. Внимание в ней сосредоточено на возможности искупления, заложенной в трагедии человечества. Священнописатели нисколько не умаляют людского зла и страданий, но их взор устремлен к тому, что больше человеческих бед. В результате перед нами — собрание текстов о возможной трагедии — сюжетов, которые современный писатель развил бы в трагедию, но в Библии плохой конец заранее отброшен, потому что всегда есть возможность раскаяния и прощения, дарованного Богом. Дополнительная литература Хотя библеисты и не используют понятие "героическое повествование", однако книги Ветхого Завета чаще всего рассматриваются как героические сюжеты. Такой подход к Ветхому Завету можно найти в работе Images of Man and God: Old Testament Short Stories in Literary Focus, ed. Burke O. Long (Sheffield: Almond, 1981). В моей книге The Literature of the Bible (Grand Rapids: Zondervan, 1974) в главах, рассматривающих героические повествования (С. 45-78), эпос Исхода (С. 81-92) и библейскую трагедию (С. 95-106), предлагается разъяснение отдельных книг Ветхого Завета. The Great Code, p. 181. Глава 4 ПОЭТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В БИБЛИИ Не менее часто, чем прозаические, в Библии Преобладание можно встретить и поэтические тексты. Ряд поэтических книг, входящих в состав Писания - к ним отно- жанров сятся Псалтирь, Песнь Песней, Притчи и Плач в Библии Иеремии — представляют собой, несомненно, поэтические жанры. Поэтическое начало присутствует также в Книге Иова, в Екклесиасте (здесь художественной силой поэтического текста обладают даже прозаические фрагменты), у Исайи, Иосии и многих других пророческих книг. По сути, в Библии нет книг, для восприятия которых не потребовался бы определенный навык анализа стихотворного текста, поскольку во всем библейском корпусе присутствует поэтическая образность. Немало художественных образов и фигур речи (тропов) можно обнаружить даже в изречениях Христа и новозаветных посланиях. Но что такое поэзия? Рассмотрим особен- Псалом 1 ность поэтического текста на примере псалма 1: как пример "2 Блажен муж, который не ходит на совет поэтического нечестивых, и не стоит на пути грешных, текста и не сидит в собрании развратителей; 2 но в законе Господа воля его, и о законе Его 3 И будет он как дерево, посаженное при по 4 Не так — нечестивые; но они — как прах, 5 Потому не устоят нечестивые на суде, и 6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь Библия как памятник художественной литературы Художествен- Этот текст поразительно отличается от про- ный замысел заического даже по внешней организации — и форма нельзя не заметить, что он более структуриро-Псалма 1 ван. Образ благочестивого человека создается с помощью прямых определений и антитез. В начале псалма вводится безусловно положительное определение "блажен", смысл которого затем раскрывается в трех последующих строках путем отрицательных утверждений (антитез), т.е. перечисления того, что такой человек не делает. Далее, в стихе 2 снова появляется положительное утверждение. Стих 3 представляет собой чередование положительных утверждений и антитез, а в стихе 4 отрицательный тезис уравновешивается положительным. В стихе 5 снова находим два отрицания, а в б-м за счет создания равновесия между положительными и отрицательными утверждениями развитие поэтического сюжета достигает наивысшей точки. Параллелизм Жестко структурированы не только текст стихов псалма в целом, но и отдельные его строки. Оче- художествен- этическое высказывание по своей природе об-ных образов разно. Перед читателем проходит ряд осязаемых образов — путь, собрание, дерево, воды, листья, прах; разворачивается картина суда. Поэт никогда не оперирует чистыми абстракциями, хотя зачастую он прибегает к оценочным определениям ("блажен", "нечестивые", "праведник"), позволяющим читателю увидеть, что стоит за образом. Иносказания В целом, рассматриваемый псалом — скорее, иносказание, нежели буквальный текст. Во второй строке говорится о хождении на совет нечес- Поэтические жанры в Библии тивых. Но ведь нечестивые, в буквальном смысле, не ходят на заседания "Совета нечестивых", не регистрируют соответствующих организаций и не проводят одноименных семинаров. Столь же невозможно представить себе людей, объединившихся на платформе "Путь грешных". Любители разврата также не станут заседать под вывеской "Собрание развратителей". Таким образом, первый стих псалма, скорее метафорический, чем иносказательный. В стихотворном тексте, несомненно, можно Поэтические встретить элемент поэтической вольности. Так, вольности например, в стихе 2 упоминается благочестивый, который размышляет о законе Господнем "день и ночь". Этот стих можно интерпретировать по-разному, но только не буквально. Трудно представить человека, который бы сознательно размышлял о законе Господнем 24 часа в сутки. Очевидно, здесь мы имеем дело с гиперболой — преднамеренным преувеличением, цель которого — указать на полную зависимость "праведного" от Божьего закона. Или же как иносказание может быть воспринят глагол "размышляет", который в данном случае означает, скорее, "повинуется закону", а не "сознательно думает" о нем. Наконец, здесь возможно видеть экспрессивное разговорное словосочетание "день и ночь", употребленное в значении "утром и вечером". В псалме 1 прослеживается свойственная по- Сравнение как этическому тексту тенденция к сопоставлению поэтический одних реалий с другими. Поэт мыслит образами, прием это позволяет ему видеть подобия и устанавливать соответствия между различными сферами человеческого опыта. Преуспевающий благочестивый человек подобен дереву, посаженному при потоках вод, нечестивцы — праху, взметаемому ветром, а образом постепенно разворачивающейся во времени человеческой жизни становится "хождение путем".
110 Библия как памятник художественной литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ Что есть поэзия? Анализ псалма 1 дает не- сколько вполне достаточных для начала ответов. Поэзия оперирует языком образов. В ней широко используются сравнения. Поэтический текст — это вымышленный мир; в нем никакое утверждение и никакое сравнение не могут быть восприняты буквально. Кроме того, стихотворный текст более насыщен и структурирован, чем прозаическое высказывание. Иными словами, поэт делает с языком и речевыми структурами невозможное с точки зрения обыденной речи. Поэзия как На основе анализа псалма 1 можно сделать особый язык некоторые обобщения, правомерные для всех поэтических текстов в составе Библии. Поэзия, прежде всего, предполагает особое обращение с языком. Язык каждого поэта неповторим. В образном поэтическом высказывании используются те возможности языка, которые остаются невостребованными (или, по крайней мере, не столь часто и не столь интенсивно востребуются) в обыденной речи. Следует сразу отметить, что параллелизм — мышление тем, что поэт мыслит и говорит образами. Под "образами" я подразумеваю слова, побуждающие читателя к чувственному переживанию. Насколько это возможно, поэт стремится избегать абстрактных понятий. Авторы поэтических текстов в Библии постоянно вводят нас в мир, где растет трава Для более глубокого ознакомления с рассматриваемой здесь темой полезно прочесть сочинение К.С. Льюиса "The Language of Religion," in Christian Reflections (Grand Rapids: Eerdmans, 1967), pp. 129-141. Поэтические жанры в Библии 111 и текут воды, где мирно пасутся овцы и рычат львы, где высятся скалы и проносятся стрелы. Практически любой фрагмент поэтического текста в Писании свидетельствует о том, что поэт стремится изображать осязаемую реальность. Перед нами — еще одно доказательство того, Для чтения что в создании библейских текстов огромную поэзии роль играло воображение (врожденная челове- необходимо ческая способность создавать образы). Подобная "включить" способность видеть поэтические образы во всем воображение. их "правдоподобии" и осязаемости требуется и от читателя. Читатель поэзии сродни поэту: ему тоже необходимо мыслить образами. Стихотворный текст по самой природе своей воздействует на чувства; это происходит не в последнюю очередь благодаря яркости и осязаемости поэтического мира. О чем бы ни писал поэт, он раскрывает перед Постижение читателем те или иные переживания. Если обра- всеобщего зы постоянно "переводятся", сам поэтический в частном текст при таком чтении неизбежно сводится к обычному письменному высказыванию; читатель утрачивает полноту рождающихся из переживаний смыслов. Конечно, содержание псалмов не сводится к траве, лошадям и скалам, однако частное в поэтическом тексте служит средством раскрытия всеобщего. К сожалению, традиционный подход к поэтическим книгам Библии был и остается слишком богословским и "понятийным". Когда я читаю комментарии такого рода, мне зачастую кажется, что речь в них идет не о поэтическом произведении, а о богословском трактате. Итак, первое правило чтения библейских поэтических книг гласит: поэ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.82.221 (0.017 с.) |