Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прозаические жанры в составе БиблииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
"Всевышний сотворил людей, потому что Ему нравятся истории из жизни", — гласит раввини-стическое предание, а основатель журнала "Time" Генри Люс однажды остроумно заметил, что "ценность рассказа о человеке первым открыл не "Time", а Библия". Повествование играет ведущую роль в Библии. Это очень точно подметил Амос Уайлдер: "Повествовательные жанры исключительно важны для христианства"1. Таким образом, чем больше читатель знает о том, как "устроена" художественная проза, тем больше пользы и удовольствия принесет ему чтение библейского текста. Библейские тексты очень разнятся друг от друга по степени подробности входящих в них описаний. Некоторые тексты Писания представляют собой исторические хроники: в них, в соответствии с законами документального жанра, повествуется о том, что произошло, но не описывается, как событие происходило. На противоположном конце шкалы находятся прозаические тексты, которые с полным правом можно назвать художественными, например, жизнеописания Давида или Иова. В них проявляется характерное для художественного произведения стремление изобразить событие, а не только рассказать о нем. Это предельно насыщенное, обстоятельное, изобилующее деталями повествование, позволяющее читателю воссоздавать в воображении описываемые события. Отнюдь не всякая описанная в Библии последовательность событий может быть названа художественной прозой в строго литературоведчес- Ведущая роль повествовательных жанров в Библии Сопоставление историко-доку-ментального и художественного повествования Early Christian Rhetoric: The Language of the Gospel (Cambridge: Harvard University Press, 1971), p. 56. Библия как памятник художественной литературы
Художественная проза как приглашение к сопереживанию Читатель как зритель и участник Требование читательской активности ком значении этих слов. Если расположить все библейские тексты по степени подробности описания на упомянутой нами шкале — от беспристрастного изложения событий до пространного повествования о том, как событие происходило, — можно увидеть следующую закономерность: чем ближе текст к "пространной" части шкалы, тем более оправданы будут наши попытки применить к нему тот литературоведческий "инструментарий", о котором пойдет речь в данной главе. Всякий раз, когда автор выходит за рамки документального повествования о событии и берется подробно описывать, как оно произошло, он тем самым приглашает читателя разделить с героем (или героями) его переживания и опыт, иногда охватывающий довольно большой промежуток времени. Особенность восприятия, известная как отождествление себя с действующим лицом, предполагает, что читатель "проживает" событие повествования вместе с одним из героев. Описанное выше свойство художественного повествования требует читательской активности — читатель должен стать зрителем или непосредственным участником повествования. Сила повествования как художественной формы кроется в его способности вовлекать читателя в происходящее событие. Повествователь вводит его в самый центр описываемых событий, помещает в качественно иное пространство и время. Как писал Норман Перрин, "первичная задача повествования состоит в том, чтобы помочь читателю услышать голоса, присоединиться к действию, войти в сюжет"2. Священнописатели хорошо осознавали, что чем ярче и наглядней опишут они события, обстановку и героев, тем вернее завладеют они вниманием читателя. Иными словами, вдумчивое чтение предполагает, что читатель активен — он рисует в воображении описываемые автором картины, пы- The New Testament: An Introduction (NewYork: Harcourt Brace Jovanovich, 1974), p. 165. Прозаические жанры в составе Библии 43 тается представить образы и проникнуть в суть изображенных событий, отождествить себя с тем или иным действующим лицом. Если читатель отстранится от описываемых событий и увидит в них не более, чем перечень фактов, его впечатление от библейского текста будет довольно жалким. Личностная вовлеченность читателя посредством активной работы воображения — это главнейшее условие для восприятия библейского текста. Встреча с Писанием предполагает ответный шаг — воссоздание в воображении описываемых картин и событий, и только при этом условии библейский текст "достигнет" читателя. Таким образом, можно сформулировать первое правило чтения прозаических художественных текстов в составе Писания: в библейской прозе необходимо "услышать" приглашение к живому, личностному сопереживанию действующим лицам. Любой художественный прозаический текст Основные слагается из трех основных структурных эле- составляющие ментов: фабулы (самого действия), действующих лиц и обстановки, на фоне которой происходят события. При чтении необходимо обращать внимание на каждую из этих составляющих, равно как и на их взаимодействие друг с другом. Можно выделить три основные характерис- Значение тики обстановки действия — пространство, вре- обстановки мя, историко-культурный контекст. Вводя в по- действия вествование описания пространства, автор преследует сразу несколько целей. Прежде всего, описания художественного пространства необходимы для понимания происходящих в нем событий. Безусловно, они создают ту осязаемость и наглядность, благодаря которой читатель вовлекается в повествование. Кроме того, они могут выступать элементом характеристики персонажа (например, кочевник и добрый семьянин Авраам постоянно появляется на фоне шатров и кочевых поселений). 44 Библия как памятник художественной литературы Описания Наконец, благодаря описаниям пространства пространства создается атмосфера или "тональность" повест- создают вования. Атмосфера повествования также созда- атмосферу ется благодаря описанию интерьера. Так, напри-
повествования мер, введенное в 12 главу Деяний Апостолов описание тюрьмы, стражи, цепей и железных ворот передает атмосферу той опасности, от которой был чудесным образом избавлен апостол Петр. Враждебность братьев Иосифа (Быт. 37) подчеркивается введением в повествование характерных пространственных деталей — пустынная местность, рвы, близость торгового пути, по которому следуют караваны. Помимо буквального значения, описание и структурное жит структурному единству повествования. Раз-единство розненные сюжеты, составляющие Книгу Исход, повествования образуют целое не в последнюю очередь благодаря сквозным образам пустыни, огня, воды и скал. В сюжете об Илии такими сквозными образами выступают холмы и горы, в сюжете об Иакове — скалы. В Книге Бытия события объединя- Прозаические жанры в составе Библии
ются общим пасторальным пространством, а в книгах Есфири и Даниила — описаниями придворного быта. В синоптических Евангелиях важным структурным принципом выступает движение из Галилеи в Иерусалим, так же как в Деяниях Апостолов движение из Иерусалима в Рим определяет не только развитие сюжета, но и богословие всей книги. Помимо художественного пространства, воздействие произведения на читателя определяется присутствием в нем художественного времени. Так, для понимания. Книги Есфирь принципиально важно, что ее события происходят во время Вавилонского плена, когда иудеи были особенно беззащитны из-за своей малочисленности. Впечатление от Книги пророка Ионы во многом зависит от того, знает ли читатель, что во время описываемых в ней событий Ниневия была столицей посягавшего на весь мир Ассирийского царства, известного своей жестокостью и воинственностью. Наконец, обстановка действия определяется историко-культурным контекстом — убеждениями действующих лиц, верованиями, принципами взаимоотношений и обычаями описываемой эпохи. Библейское повествование мало что скажет читателю, не знакомому с историей древних культур. Украл ли Иаков первородство у Исава? Формально это была покупка (выгодная сделка, закрепленная клятвой Исава, была "предусмотрительно" заключена у котла с чечевицей), основанная на бытующей в Уре практике передачи первородства за определенную плату. Если читатель не знает об извечной вражде между иудеями и моавитянами, начальные стихи Книги Руфь: "...И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских" — останутся для него нейтральным указанием на предысторию событий. Но если восстановить для себя культурный контекст, сквозь мирные слова прорывается напряжение и тревога — все равно как . Художественное время Историко-культурный контекст
Библия как памятник художественной литературы
Важность обстановки действия Роль персонажа в повествовании Способы изображения действующих лиц: 1. Непосредственное описание если бы современный писатель начал повесть с того, что "В 1946 году иудейская семья переселилась в Германию"3. Читатели нередко оставляют без внимания описания обстановки в библейских текстах — и тем самым значительно теряют в понимании их смысла. Иногда, действительно, обстановка служит не более, чем введением в повествование, например, "и опять начал учить при море" (Мк. 4:1). Однако можно с большой уверенностью предполагать, что введение подробных описаний обстановки действия несет определенную эстетическую нагрузку — они помогают читателю воссоздать в воображении описываемые картины, либо же способствуют раскрытию содержания. По тщательности разработки деталей описания обстановки во многих библейских сюжетах приближаются к сценографическим ремаркам. Итак, второе правило чтения библейских текстов гласит: при чтении Писания необходимо подмечать, какие детали обстановки священнописатель счел нужным ввести в повествование. В тех случаях, когда описания обстановки занимают значительное место в общем объеме текста, следует проанализировать их роль в раскрытии содержания. Читателя не должны смущать давние споры о том, что важнее — фабула или персонажи повествования. Персонаж производит действие; оно же, в свою очередь, характеризует персонажа. Поэтому при чтении художественного текста очень важно замечать, каким образом фабула и персонажи формируют общее впечатление от произведения. Читателю также полезно знать об основных способах изображения действующих лиц. Один из них — непосредственное описание персонажа. Когда священнописатель говорит: "Иосиф же был красив станом и красив лицем" (Быт. 39:6) или Есфирь "была красива станом и пригожа ли- Пример взят из работы Samuel Sandmel, The Enjoyment of Scripture (London: Oxford University Press, 1972), p. 26. Прозаические жанры в составе Библии 47 цем" (Есф. 2:7), читателю остается принять его слова как данность. Никакой интерпретации в этом случает от нас не требуется. Однако существенно отметить, что такой способ изображения персонажей встречается в Библии довольно редко. Даже в Евангелиях священнописатели только в исключительных случаях впрямую объясняют действия Христа (например, подчеркивают, что Он был движим состраданием или гневом). Следующий способ изображения персонажа — через восприятие его другими действующими лицами. Так, восприятие образа Христа в Евангелиях, не в последнюю очередь, определяется тем, как относятся к Нему другие: всеми презираемые и униженные люди следуют за Ним, тогда как религиозная элита и светские "правители" Его ненавидят. Отношение персидских царей и сатрапов к Даниилу указывает на его необычайную одаренность и порядочность; об этом же свидетельствует признание личных врагов пророка: "Не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его" (Дан. 6:5). Кроме того, средством характеристики действующего лица могут выступать его слова и поступки. Наблюдение за речевым поведением библейских персонажей позволяет заключить, что Авраам изображен в Писании как добрый семьянин, Иаков — как интриган, Руфь предстает перед читателем любящей и кроткой, Христос — милосердным, но в то же время Он "говорит как власть имеющий". Иногда герой представлен, посредством самохарактеристики. Наилучший пример здесь — высказывания Христа о Себе и Своем служении. Однако в Библии можно найти и другие, не менее примечательные примеры использования данного приема: так, Иов постоянно подчеркивает свою непорочность пред Богом, царь Саул признает, что он менее праведен, чем Давид (1 Цар. 24:18); автобиографические отступления мы находим также в речениях апостола Павла (Деян.). 2. Опосредованное описание Слова и поступки персонажа 4. Самохарактеристика 48 Библия как памятник художественной литературы 5. Поступки как В библейских текстах можно встретить раз- средство ха- личные способы создания завершенного образа рактеристики личности. Тем не менее, чаще всего средством персонажа раскрытия характера героя выступает поступок. Общеизвестно, что библейское повествование отличается предельным лаконизмом. Священно-писатель стремится сообщить только об исключительно важном, поэтому он предпочитает изображать персонажа в действии. Так, исключительно из поступков действующих лиц читатель узнает о метаниях Авраама между верой и благополучием, о мужестве Руфи или о нравственной безупречности Христа. Изображение Всякий раз, когда автор раскрывает характе- действующих ры героев через поступки, он ставит читателя лиц пред- перед необходимостью интерпретации текста. полагает Зачастую действия персонажей интерпретиру- читательскую ются достаточно легко, поскольку они вписыва-интерпретацию ются в контекст библейской этики. Читатель без колебаний осуждает убийство Каином Авеля, прелюбодеяние Давида с Вирсавией или ложь Анании и Сапфиры. Напротив, поступки, свидетельствующие о вере, щедрости Авраама или целомудрии Иосифа, позволяют с уверенностью назвать этих "мужей" образцами добродетели. Однако действия других библейских персонажей не столь однозначны. Правдолюбив ли отрок Иосиф, когда рассказывает отцу о недостойном поведении братьев, или же он бессовестным образом самоутверждается за их счет? Почему тот же Иосиф, прежде чем открыться перед братьями, лукавит с ними? Отреклась ли Есфирь от веры отцов, когда настолько приспособилась к обычаям ассирийского двора, что смогла скрыть свое иудейское происхождение? Подобные вопросы ставят перед читателем многие фрагменты Писания, и единственное, что ему остается — обращаться за помощью к комментариям, чтобы хотя бы отчасти разрешить противоречия, которые неизбежно обнаруживаются в библейских текстах. Поскольку библейский текст таит в себе
Прозаические жанры в составе Библии
столь много недосказанного, в нем, как отмечает в ставшем классическим исследовании художественной прозы Эрих Ауэрбах, "остается загадочный и темный задний план... отсюда такая жгучая потребность в интерпретации"4. Таким образом, из немногочисленных деталей, посредством которых в лаконичном и "скупом" библейском тексте описывается герой, читателю необходимо извлечь как можно больше сведений о нем. Кроме того, зачастую читателю приходится почти наугад выбирать между несколькими, существенно отличающимися друг от друга интерпретациями. "Чрезвычайно лаконичное библейское повествование, — пишет Роберт Альтер, — полно загадочных персонажей, изображенных священнописателями с помощью типичных для их культуры приемов"5. Однако неоднозначные поступки, двусмысленное поведение или побуждения героя в каждой отдельной ситуации, равно как и расхождения в интерпретациях фрагментов почти никогда не влияют на основную идею повествования. Внимание к деталям
Действующие лица составляют важнейший элемент библейского повествования. Таким образом, мы можем сформулировать третье правило: необходимо использовать каждую содержащуюся в произведении деталь, чтобы как можно полнее представить себе героев. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сюжетом называется закономерная и последовательная цепь событий. Это последовательность, в которой можно выделить начало, середину и конец. Иными словами, это целостное или завершенное действие6. 4 Эрих Ауэрбах. Мимесис. Изображение действительнос 5 The Art of Biblical Narrative (New York: Basic Books, 1981), 6 Вернее всего природа сюжета раскрывается в "Поэтике" Определение сюжета
50 Библия как памятник художественной литературы I Конфликт как Сюжет строится вокруг одного или несколь- смысловой ких конфликтов и развивается к их разрешению, та в художест- присутствует в большинстве произведений. По-венном жалуй, все книги Библии насыщены рассказами о произведении: противостоянии героев бедам и опасностям, так 1. Физический что Писание вполне можно назвать энциклопеди-конфликт ей бедствий и чудесных избавлений. Это не удивительно, поскольку борьба со стихиями лежит в основе практически всех ранних сюжетов мировой литературы. Конечно, в Библии борьба за физическое выживание служит исходной точкой для дальнейшего развития действия, которое чаще всего выходит на уровень духовных переживаний. Однако, если мы хотим увидеть в Писании * не только вероучительную книгу, но художественное произведение, нам предстоит научиться переживать описания стихий так же непосредственно, как переживают "страшные истории" дети. Из всех библейских текстов наиболее известны сюжеты, в основе которых лежит физический конфликт. Так, борьба за выживание выступает сквозным мотивом жизнеописаний Авраама, Иакова и Иосифа. Сквозь всю Книгу Исхода проходит тема нехватки воды и пищи. Священнописатели снова и снова обращаются к вечной теме чудесного избавления (она прослеживается в сюжетах об Иакове, Илии, Давиде и Данииле, а также в Евангелиях и Деяниях Апостолов). Иначе говоря, мы не вправе приуменьшать значение физического конфликта в библейском тексте. Это основной элемент повествования, служащий пробуждению читательского интереса и одновременно позволяющий ввести посредством него духовную проблематику (например, именно посредством описания физического конфликта в библейском повествовании зачастую вводится тема Божьего Провидения). Прозаические жанры в составе Библии Кроме того, конфликт возможен между дей- 2. Конфликт ствующими лицами. Так, многие известные биб- между действу-лейские сюжеты строятся вокруг противоборст- ющими лицами ва между центральными героями (например, столкновение Каина с Авелем, Иакова с Исавом, Иосифа с его братьями, израильтян с угнетателями, спор Ионы с Богом, противостояние Илии и Иезавели, Иисуса и первосвященников, Павла и иудеев). При разборе этих сюжетов целесообразней всего сосредоточиться на развитии конфликта между действующими лицами. Наконец, необходимо упомянуть о нравствен- 3. Нравственном или духовном конфликте. Это по преимуще- ный или духов-ству, конфликт героя с самим собой. Наряду с ный конфликт внешним столкновением между действующими лицами, история Каина и Авеля, безусловно, содержит мотив противостояния добра и зла. То же можно сказать и об истории борьбы за виноградник, разгоревшейся между Иезавелью и Навуфе-ем. "Духовная брань" открывает Иову смысл обрушившихся на него страданий и укрепляет его веру в Бога. Мучительные предсмертные борения переживает Христос в Гефсиманском саду.
Повествовательное произведение строится вокруг сюжетного конфликта. В ходе повествования, по мере приближения к развязке, конфликт нарастает и развязка знаменует скорое окончание произведения. Определение сюжетного конфликта позволит упорядочить как чтение, так и разбор прозаического произведения. Таким образом, четвертое правило чтения художественной прозы гласит: чтобы выявить природу сюжетного конфликта, необходимо проследить его развитие к развязке.
При всем многообразии особенностей художественной прозы, ее качество непосредственно определяется присутствием в ней элемента умолчания. По точному замечанию американского прозаика Э.М. Форстера, "чтобы стать худо- Библия как памятник художественной литературы жественным текстом, рассказу или повести достаточно обладать способностью вызывать интерес у читателя. И наоборот, главнейший недостаток, свидетельствующий об отсутствии художественности, — это неспособность текста заинтересовать читателя тем, что произойдет дальше"7. То же можно сказать и о библейской прозе. Средства Чтобы держать читателя в напряжении, по- пробуждения вествователь должен постоянно побуждать за- читательского думываться над тем, как может развиваться та интереса или иная ситуация. Существует множество способов учился задавать себе два отнюдь не праздных во- пробуждения проса: "Каким образом я смог заинтересоваться читательского тем, о чем читаю?" и "Как меня вовлекли в проис- интереса ходящие события?" Поиск ответа на эти вопросы побуждает задуматься о значении художественных деталей и отдельных составляющих текста. В процессе чтения мы замечаем, что одни сюжеты вызывают у нас желание следить за тем, какие события будут развиваться, в других же исход известен заранее, но читательское внимание приковано к тому, как может развиваться та или иная ситуация. В последнем случае классическим примером может служить сюжет об Иосифе: о том, Aspects of the Novel (1927; reprint, Harmondsworth: Penguin, 1962), p. 35. В книге достаточно полно представлена информация по теории искусства повествования. Прозаические жанры в составе Библии 53 что исход этой истории предрешен, и Иосиф восторжествует над братьями, читатель узнает уже в самом начале, но при этом исходная ситуация не содержит даже малейших намеков на то, каким образом станет возможна подобная развязка. Таким образом, мы можем предложить еще одно — дополнительное — правило чтения библейских текстов: при чтении или разборе библейской прозы необходимо выявить основные фигуры умолчания, средства создания интриги и пробуждения читательского интереса. В любом художественном произведении обя- Присутствие зательно присутствует главное действующее ли- протагониста цо. Введение его позволяет более тщательно отбирать художественный материал и необходимые с точки зрения автора акценты. Главное действующее лицо называется положительным героем (протагонистом), а его противники — отрицательными героями (антагонистами). Читатели и интерпретаторы библейских текстов могли бы извлечь из них намного больше, будь они более внимательны к образу протагониста. Все прозаические сюжеты строятся вокруг главного действующего лица. Читатель, внимательно следящий за развитием образа протагониста, сможет глубже понять содержание произведения в целом. Здесь необходимо сделать несколько практи- Проверка ческих замечаний. Было бы целесообразно рас- главного героя сматривать главного героя, как личность, проходящую своего рода испытание. Он "проверяется" всем ходом действия, испытуется, в первую очередь, его мировоззрение и нравственные установки; победа или поражение главного героя выступает критерием их истинности. Так, например, вся жизнь Авраама — риск жить по вере. Его призывает Бог, и, хотя ему не было дано ничего более осязаемого, чем несколько обетовании, Авраам собирает "имение" и следует за Призвавшим. Иногда его охватывали сомнения, его вера ослабевала, но он выдержал испытание. Бог благословил Библия как памятник художественной литературы Авраама, и он умер в мире с собой и ближними. посредством "взвешен на весах и найден легковесным", то ный герой дей- но представление о протагонисте как представи- ведческии под- между литературоведческим и сугубо историче-ход как способ ским подходом к Писанию. Задача историка — обнаружения записать, что произошло, писатель изображает универсально- событие как происходящее. Оба способа переда-сти художест- чи событий могут присутствовать в одном и том венного же произведении, что мы и наблюдаем в Библии, произведения Поэтому библейские тексты следует рассматривать и как художественное произведение, и как исторический документ. При литературоведческом подходе повествование рассматривается как Mystery and Manners, ed. Sally and Robert Fitzgerald (New York: Farrar, Strauss & Giroux, 1957), p. 167. Прозаические жанры в составе Библии 55 происходящее в настоящее время. Следует отметить, что такой подход более применим для подготовки проповедей и "массового" чтения Писания, чем для исторического и текстологического изучения библейского текста. Рассуждения о роли протагониста в библейском повествовании позволяют сформулировать следующее крайне важное правило: испытания, которые претерпевает герой, следует рассматривать как проекцию наиболее существенных сторон человеческого бытия или фундаментальных жизненных ценностей. Художественное произведение целостно. В Целостность любой качественной прозе обязательно присутст- повествования вует некая объединяющая рамка, внутри которой "располагаются" в определенном порядке все описываемые события. Главной помехой в анализе библейского повествования чаще всего оказывается неспособность выявить элементы и структуры художественного целого. При отсутствии подобной объединяющей рамки произведение неизбежно распадается на множество разрозненных, не связанных друг с другом элементов. Целостность, последовательность и наличие смысловых акцентов — три основных принципа организации художественного произведения. Однако читатель замечает их в последнюю очередь, поскольку вплоть до развязки они не очевидны. Тем не менее, на них следует в первую очередь обращать внимание при анализе библейского произведения. При анализе художественной прозы необхо- Определение димо, прежде всего, установить рамки происхо- начала и конца дящих событий. Это предполагает определение повествования завязки и развязки библейского сюжета. Иногда место этих элементов может меняться в зависимости от актуальной цели читателя или интерпретатора. Например, историю жертвоприношения Авраама (Быт. 22) можно рассматривать как завершенное произведение. Однако в контексте нсего жизнеописания Авраама данный сюжет воспринимается как отдельный эпизод. 56 Библия как памятник художественной литературы Деление Определение границ текста предполагает не повествования только выявление завязки и развязки, но и деле образа героя ляться по-разному. Аристотель предполагал, что сюжет тельпо присутствием главного героя, принято говорить об эпизодическом сюжете. В таком сюжете события следуют одно за другим, но не образуют причинно-следственных связей, при которых одно событие логически вытекает из другого. В этом случае отдельные фрагменты можно опускать или менять местами без ущерба для целого повествования. Эпизодический сюжет хотя и редко, но все же встречается в библейской прозе. Так, первые шесть глав Книги пророка Даниила представляют собой описание шести самостоятельных испытаний, которые связаны между собой только присутствием в них самого Даниила или его окружения. Более отчетливо признаки эпизодического сюжета прослеживаются в Прозаические жанры в составе Библии 57 повествовании о Давиде. Также Евангелия, несмотря на наличие в них хронологической последовательности в изображении событий и сквозных мотивов, по большей части представляют собой эпизодический сюжет. Тем не менее, как правило, целостность повествования предполагает единство действия. Из множества происходящих с героем событий автор выбирает одно и выстраивает вокруг него повествование. Например, целостность сюжета о Гедеоне обеспечивается не только присутствием главного действующего лица, но и наличием центрального события — победы Гедеона над мадианитянами. Повествование об Иакове разворачивается вокруг мотива его борьбы с собственными пороками и внутрисемейных столкновений. Сюжет об Иосифе объединяется мотивом стремления героя к исполнению обетования, о котором читатель узнает в самом начале истории. Из всех событий жизни Руфи повествователь отбирает только те, в которых раскрывается тема обретения дома в чужой земле. Некоторые библейские сюжеты, достаточно сложные по структуре, можно назвать составными. Но даже в них действие упорядочено и развивается в определенных границах. Каждое отдельное событие может рассматриваться как самостоятельное завершенное повествование (принцип "рассказ в рассказе") со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Наглядным примером может служить история об Аврааме. В ней прослеживаются, по меньшей мере, четыре взаимосвязанные, но самостоятельные сюжетные линии: (1) хронология жизни героя, начиная с семидесяти пяти лет до его смерти; (2) развертывающееся откровение о завете между Богом и Авраамом; (3) обетование о рождении сына, потомстве и земле; (4) конфликт между верой и "удобством". Данный сюжет можно рассматривать как составной, но вместе с тем не эпизодический, поскольку событие не выбивается из общей хронологии и не нарушает единства действия. Единство действия Составной сюжет Библия как памятник художественной литературы Причинно- Единство сюжета обусловлено не только под- следственная бором художественных деталей-составляющих связь между действия, но предполагает наличие причинно- событиями следственных связей между событиями. Целост
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.016 с.) |