![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прозаические жанры в составе БиблииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Повествование играет ведущую роль в Библии. Это очень точно подметил Амос Уайлдер: "Повествовательные жанры исключительно важны для христианства"1. Таким образом, чем больше читатель знает о том, как "устроена" художественная проза, тем больше пользы и удовольствия принесет ему чтение библейского текста. Библейские тексты очень разнятся друг от друга по степени подробности входящих в них описаний. Некоторые тексты Писания представляют собой исторические хроники: в них, в соответствии с законами документального жанра, повествуется о том, что произошло, но не описывается, как событие происходило. На противоположном конце шкалы находятся прозаические тексты, которые с полным правом можно назвать художественными, например, жизнеописания Давида или Иова. В них проявляется характерное для художественного произведения стремление изобразить событие, а не только рассказать о нем. Это предельно насыщенное, обстоятельное, изобилующее деталями повествование, позволяющее читателю воссоздавать в воображении описываемые события. Отнюдь не всякая описанная в Библии последовательность событий может быть названа художественной прозой в строго литературоведчес- Ведущая роль повествовательных жанров в Библии Сопоставление историко-доку-ментального и художественного повествования
Библия как памятник художественной литературы
Художественная проза как приглашение к сопереживанию Читатель как зритель и участник Требование читательской активности ком значении этих слов. Если расположить все библейские тексты по степени подробности описания на упомянутой нами шкале — от беспристрастного изложения событий до пространного повествования о том, как событие происходило, — можно увидеть следующую закономерность: чем ближе текст к "пространной" части шкалы, тем более оправданы будут наши попытки применить к нему тот литературоведческий "инструментарий", о котором пойдет речь в данной главе.
Всякий раз, когда автор выходит за рамки документального повествования о событии и берется подробно описывать, как оно произошло, он тем самым приглашает читателя разделить с героем (или героями) его переживания и опыт, иногда охватывающий довольно большой промежуток времени. Особенность восприятия, известная как отождествление себя с действующим лицом, предполагает, что читатель "проживает" событие повествования вместе с одним из героев. Описанное выше свойство художественного повествования требует читательской активности — читатель должен стать зрителем или непосредственным участником повествования. Сила повествования как художественной формы кроется в его способности вовлекать читателя в происходящее событие. Повествователь вводит его в самый центр описываемых событий, помещает в качественно иное пространство и время. Как писал Норман Перрин, "первичная задача повествования состоит в том, чтобы помочь читателю услышать голоса, присоединиться к действию, войти в сюжет"2. Священнописатели хорошо осознавали, что чем ярче и наглядней опишут они события, обстановку и героев, тем вернее завладеют они вниманием читателя. Иными словами, вдумчивое чтение предполагает, что читатель активен — он рисует в воображении описываемые автором картины, пы- The New Testament: An Introduction (NewYork: Harcourt Brace Jovanovich, 1974), p. 165. Прозаические жанры в составе Библии 43 тается представить образы и проникнуть в суть изображенных событий, отождествить себя с тем или иным действующим лицом. Если читатель отстранится от описываемых событий и увидит в них не более, чем перечень фактов, его впечатление от библейского текста будет довольно жалким. Личностная вовлеченность читателя посредством активной работы воображения — это главнейшее условие для восприятия библейского текста. Встреча с Писанием предполагает ответный шаг — воссоздание в воображении описываемых картин и событий, и только при этом условии библейский текст "достигнет" читателя. Таким образом, можно сформулировать первое правило чтения прозаических художественных текстов в составе Писания: в библейской прозе необходимо "услышать" приглашение к живому, личностному сопереживанию действующим лицам.
Любой художественный прозаический текст Основные слагается из трех основных структурных эле- составляющие ментов: фабулы (самого действия), действующих лиц и обстановки, на фоне которой происходят события. При чтении необходимо обращать внимание на каждую из этих составляющих, равно как и на их взаимодействие друг с другом. Можно выделить три основные характерис- Значение тики обстановки действия — пространство, вре- обстановки мя, историко-культурный контекст. Вводя в по- действия вествование описания пространства, автор преследует сразу несколько целей. Прежде всего, описания художественного пространства необходимы для понимания происходящих в нем событий. Безусловно, они создают ту осязаемость и наглядность, благодаря которой читатель вовлекается в повествование. Кроме того, они могут выступать элементом характеристики персонажа (например, кочевник и добрый семьянин Авраам постоянно появляется на фоне шатров и кочевых поселений). 44 Библия как памятник художественной литературы Описания Наконец, благодаря описаниям пространства пространства создается атмосфера или "тональность" повест- создают вования. Атмосфера повествования также созда- атмосферу ется благодаря описанию интерьера. Так, напри-
повествования мер, введенное в 12 главу Деяний Апостолов описание тюрьмы, стражи, цепей и железных ворот передает атмосферу той опасности, от которой был чудесным образом избавлен апостол Петр. Враждебность братьев Иосифа (Быт. 37) подчеркивается введением в повествование характерных пространственных деталей — пустынная местность, рвы, близость торгового пути, по которому следуют караваны. Помимо буквального значения, описание и структурное жит структурному единству повествования. Раз-единство розненные сюжеты, составляющие Книгу Исход, повествования образуют целое не в последнюю очередь благодаря сквозным образам пустыни, огня, воды и скал. В сюжете об Илии такими сквозными образами выступают холмы и горы, в сюжете об Иакове — скалы. В Книге Бытия события объединя- Прозаические жанры в составе Библии
Помимо художественного пространства, воздействие произведения на читателя определяется присутствием в нем художественного времени. Так, для понимания. Книги Есфирь принципиально важно, что ее события происходят во время Вавилонского плена, когда иудеи были особенно беззащитны из-за своей малочисленности. Впечатление от Книги пророка Ионы во многом зависит от того, знает ли читатель, что во время описываемых в ней событий Ниневия была столицей посягавшего на весь мир Ассирийского царства, известного своей жестокостью и воинственностью. Наконец, обстановка действия определяется историко-культурным контекстом — убеждениями действующих лиц, верованиями, принципами взаимоотношений и обычаями описываемой эпохи. Библейское повествование мало что скажет читателю, не знакомому с историей древних культур. Украл ли Иаков первородство у Исава? Формально это была покупка (выгодная сделка, закрепленная клятвой Исава, была "предусмотрительно" заключена у котла с чечевицей), основанная на бытующей в Уре практике передачи первородства за определенную плату. Если читатель не знает об извечной вражде между иудеями и моавитянами, начальные стихи Книги Руфь: "...И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских" — останутся для него нейтральным указанием на предысторию событий. Но если восстановить для себя культурный контекст, сквозь мирные слова прорывается напряжение и тревога — все равно как . Художественное время Историко-культурный контекст
Библия как памятник художественной литературы
Важность обстановки действия Роль персонажа в повествовании Способы изображения действующих лиц: 1. Непосредственное описание если бы современный писатель начал повесть с того, что "В 1946 году иудейская семья переселилась в Германию"3. Читатели нередко оставляют без внимания описания обстановки в библейских текстах — и тем самым значительно теряют в понимании их смысла. Иногда, действительно, обстановка служит не более, чем введением в повествование, например, "и опять начал учить при море" (Мк. 4:1). Однако можно с большой уверенностью предполагать, что введение подробных описаний обстановки действия несет определенную эстетическую нагрузку — они помогают читателю воссоздать в воображении описываемые картины, либо же способствуют раскрытию содержания. По тщательности разработки деталей описания обстановки во многих библейских сюжетах приближаются к сценографическим ремаркам.
Итак, второе правило чтения библейских текстов гласит: при чтении Писания необходимо подмечать, какие детали обстановки священнописатель счел нужным ввести в повествование. В тех случаях, когда описания обстановки занимают значительное место в общем объеме текста, следует проанализировать их роль в раскрытии содержания. Читателя не должны смущать давние споры о том, что важнее — фабула или персонажи повествования. Персонаж производит действие; оно же, в свою очередь, характеризует персонажа. Поэтому при чтении художественного текста очень важно замечать, каким образом фабула и персонажи формируют общее впечатление от произведения. Читателю также полезно знать об основных способах изображения действующих лиц. Один из них — непосредственное описание персонажа. Когда священнописатель говорит: "Иосиф же был красив станом и красив лицем" (Быт. 39:6) или Есфирь "была красива станом и пригожа ли- Пример взят из работы Samuel Sandmel, The Enjoyment of Scripture (London: Oxford University Press, 1972), p. 26. Прозаические жанры в составе Библии 47
Следующий способ изображения персонажа — через восприятие его другими действующими лицами. Так, восприятие образа Христа в Евангелиях, не в последнюю очередь, определяется тем, как относятся к Нему другие: всеми презираемые и униженные люди следуют за Ним, тогда как религиозная элита и светские "правители" Его ненавидят. Отношение персидских царей и сатрапов к Даниилу указывает на его необычайную одаренность и порядочность; об этом же свидетельствует признание личных врагов пророка: "Не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его" (Дан. 6:5). Кроме того, средством характеристики действующего лица могут выступать его слова и поступки. Наблюдение за речевым поведением библейских персонажей позволяет заключить, что Авраам изображен в Писании как добрый семьянин, Иаков — как интриган, Руфь предстает перед читателем любящей и кроткой, Христос — милосердным, но в то же время Он "говорит как власть имеющий". Иногда герой представлен, посредством самохарактеристики. Наилучший пример здесь — высказывания Христа о Себе и Своем служении. Однако в Библии можно найти и другие, не менее примечательные примеры использования данного приема: так, Иов постоянно подчеркивает свою непорочность пред Богом, царь Саул признает, что он менее праведен, чем Давид (1 Цар. 24:18); автобиографические отступления мы находим также в речениях апостола Павла (Деян.).
2. Опосредованное описание Слова и поступки персонажа 4. Самохарактеристика 48 Библия как памятник художественной литературы 5. Поступки как В библейских текстах можно встретить раз- средство ха- личные способы создания завершенного образа рактеристики личности. Тем не менее, чаще всего средством персонажа раскрытия характера героя выступает поступок. Общеизвестно, что библейское повествование отличается предельным лаконизмом. Священно-писатель стремится сообщить только об исключительно важном, поэтому он предпочитает изображать персонажа в действии. Так, исключительно из поступков действующих лиц читатель узнает о метаниях Авраама между верой и благополучием, о мужестве Руфи или о нравственной безупречности Христа. Изображение Всякий раз, когда автор раскрывает характе- действующих ры героев через поступки, он ставит читателя лиц пред- перед необходимостью интерпретации текста. полагает Зачастую действия персонажей интерпретиру- читательскую ются достаточно легко, поскольку они вписыва-интерпретацию ются в контекст библейской этики. Читатель без колебаний осуждает убийство Каином Авеля, прелюбодеяние Давида с Вирсавией или ложь Анании и Сапфиры. Напротив, поступки, свидетельствующие о вере, щедрости Авраама или целомудрии Иосифа, позволяют с уверенностью назвать этих "мужей" образцами добродетели. Однако действия других библейских персонажей не столь однозначны. Правдолюбив ли отрок Иосиф, когда рассказывает отцу о недостойном поведении братьев, или же он бессовестным образом самоутверждается за их счет? Почему тот же Иосиф, прежде чем открыться перед братьями, лукавит с ними? Отреклась ли Есфирь от веры отцов, когда настолько приспособилась к обычаям ассирийского двора, что смогла скрыть свое иудейское происхождение? Подобные вопросы ставят перед читателем многие фрагменты Писания, и единственное, что ему остается — обращаться за помощью к комментариям, чтобы хотя бы отчасти разрешить противоречия, которые неизбежно обнаруживаются в библейских текстах. Поскольку библейский текст таит в себе
Прозаические жанры в составе Библии
столь много недосказанного, в нем, как отмечает в ставшем классическим исследовании художественной прозы Эрих Ауэрбах, "остается загадочный и темный задний план... отсюда такая жгучая потребность в интерпретации"4. Таким образом, из немногочисленных деталей, посредством которых в лаконичном и "скупом" библейском тексте описывается герой, читателю необходимо извлечь как можно больше сведений о нем. Кроме того, зачастую читателю приходится почти наугад выбирать между несколькими, существенно отличающимися друг от друга интерпретациями. "Чрезвычайно лаконичное библейское повествование, — пишет Роберт Альтер, — полно загадочных персонажей, изображенных священнописателями с помощью типичных для их культуры приемов"5. Однако неоднозначные поступки, двусмысленное поведение или побуждения героя в каждой отдельной ситуации, равно как и расхождения в интерпретациях фрагментов почти никогда не влияют на основную идею повествования. Внимание к деталям
Действующие лица составляют важнейший элемент библейского повествования. Таким образом, мы можем сформулировать третье правило: необходимо использовать каждую содержащуюся в произведении деталь, чтобы как можно полнее представить себе героев. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сюжетом называется закономерная и последовательная цепь событий. Это последовательность, в которой можно выделить начало, середину и конец. Иными словами, это целостное или завершенное действие6. 4 Эрих Ауэрбах. Мимесис. Изображение действительнос 5 The Art of Biblical Narrative (New York: Basic Books, 1981), 6 Вернее всего природа сюжета раскрывается в "Поэтике" Определение сюжета
I Конфликт как Сюжет строится вокруг одного или несколь- смысловой ких конфликтов и развивается к их разрешению, та в художест- присутствует в большинстве произведений. По-венном жалуй, все книги Библии насыщены рассказами о произведении: противостоянии героев бедам и опасностям, так 1. Физический что Писание вполне можно назвать энциклопеди-конфликт ей бедствий и чудесных избавлений. Это не удивительно, поскольку борьба со стихиями лежит в основе практически всех ранних сюжетов мировой литературы. Конечно, в Библии борьба за физическое выживание служит исходной точкой для дальнейшего развития действия, которое чаще всего выходит на уровень духовных переживаний. Однако, если мы хотим увидеть в Писании * не только вероучительную книгу, но художественное произведение, нам предстоит научиться переживать описания стихий так же непосредственно, как переживают "страшные истории" дети. Из всех библейских текстов наиболее известны сюжеты, в основе которых лежит физический конфликт. Так, борьба за выживание выступает сквозным мотивом жизнеописаний Авраама, Иакова и Иосифа. Сквозь всю Книгу Исхода проходит тема нехватки воды и пищи. Священнописатели снова и снова обращаются к вечной теме чудесного избавления (она прослеживается в сюжетах об Иакове, Илии, Давиде и Данииле, а также в Евангелиях и Деяниях Апостолов). Иначе говоря, мы не вправе приуменьшать значение физического конфликта в библейском тексте. Это основной элемент повествования, служащий пробуждению читательского интереса и одновременно позволяющий ввести посредством него духовную проблематику (например, именно посредством описания физического конфликта в библейском повествовании зачастую вводится тема Божьего Провидения). Прозаические жанры в составе Библии
Наконец, необходимо упомянуть о нравствен- 3. Нравственном или духовном конфликте. Это по преимуще- ный или духов-ству, конфликт героя с самим собой. Наряду с ный конфликт внешним столкновением между действующими лицами, история Каина и Авеля, безусловно, содержит мотив противостояния добра и зла. То же можно сказать и об истории борьбы за виноградник, разгоревшейся между Иезавелью и Навуфе-ем. "Духовная брань" открывает Иову смысл обрушившихся на него страданий и укрепляет его веру в Бога. Мучительные предсмертные борения переживает Христос в Гефсиманском саду.
Повествовательное произведение строится вокруг сюжетного конфликта. В ходе повествования, по мере приближения к развязке, конфликт нарастает и развязка знаменует скорое окончание произведения. Определение сюжетного конфликта позволит упорядочить как чтение, так и разбор прозаического произведения. Таким образом, четвертое правило чтения художественной прозы гласит: чтобы выявить природу сюжетного конфликта, необходимо проследить его развитие к развязке.
При всем многообразии особенностей художественной прозы, ее качество непосредственно определяется присутствием в ней элемента умолчания. По точному замечанию американского прозаика Э.М. Форстера, "чтобы стать худо- Библия как памятник художественной литературы жественным текстом, рассказу или повести достаточно обладать способностью вызывать интерес у читателя. И наоборот, главнейший недостаток, свидетельствующий об отсутствии художественности, — это неспособность текста заинтересовать читателя тем, что произойдет дальше"7. То же можно сказать и о библейской прозе. Средства Чтобы держать читателя в напряжении, по- пробуждения вествователь должен постоянно побуждать за- читательского думываться над тем, как может развиваться та интереса или иная ситуация. Существует множество способов учился задавать себе два отнюдь не праздных во- пробуждения проса: "Каким образом я смог заинтересоваться читательского тем, о чем читаю?" и "Как меня вовлекли в проис- интереса ходящие события?" Поиск ответа на эти вопросы побуждает задуматься о значении художественных деталей и отдельных составляющих текста. В процессе чтения мы замечаем, что одни сюжеты вызывают у нас желание следить за тем, какие события будут развиваться, в других же исход известен заранее, но читательское внимание приковано к тому, как может развиваться та или иная ситуация. В последнем случае классическим примером может служить сюжет об Иосифе: о том, Aspects of the Novel (1927; reprint, Harmondsworth: Penguin, 1962), p. 35. В книге достаточно полно представлена информация по теории искусства повествования.
что исход этой истории предрешен, и Иосиф восторжествует над братьями, читатель узнает уже в самом начале, но при этом исходная ситуация не содержит даже малейших намеков на то, каким образом станет возможна подобная развязка. Таким образом, мы можем предложить еще одно — дополнительное — правило чтения библейских текстов: при чтении или разборе библейской прозы необходимо выявить основные фигуры умолчания, средства создания интриги и пробуждения читательского интереса. В любом художественном произведении обя- Присутствие зательно присутствует главное действующее ли- протагониста цо. Введение его позволяет более тщательно отбирать художественный материал и необходимые с точки зрения автора акценты. Главное действующее лицо называется положительным героем (протагонистом), а его противники — отрицательными героями (антагонистами). Читатели и интерпретаторы библейских текстов могли бы извлечь из них намного больше, будь они более внимательны к образу протагониста. Все прозаические сюжеты строятся вокруг главного действующего лица. Читатель, внимательно следящий за развитием образа протагониста, сможет глубже понять содержание произведения в целом. Здесь необходимо сделать несколько практи- Проверка ческих замечаний. Было бы целесообразно рас- главного героя сматривать главного героя, как личность, проходящую своего рода испытание. Он "проверяется" всем ходом действия, испытуется, в первую очередь, его мировоззрение и нравственные установки; победа или поражение главного героя выступает критерием их истинности. Так, например, вся жизнь Авраама — риск жить по вере. Его призывает Бог, и, хотя ему не было дано ничего более осязаемого, чем несколько обетовании, Авраам собирает "имение" и следует за Призвавшим. Иногда его охватывали сомнения, его вера ослабевала, но он выдержал испытание. Бог благословил Библия как памятник художественной литературы Авраама, и он умер в мире с собой и ближними. посредством "взвешен на весах и найден легковесным", то ный герой дей- но представление о протагонисте как представи- ведческии под- между литературоведческим и сугубо историче-ход как способ ским подходом к Писанию. Задача историка — обнаружения записать, что произошло, писатель изображает универсально- событие как происходящее. Оба способа переда-сти художест- чи событий могут присутствовать в одном и том венного же произведении, что мы и наблюдаем в Библии, произведения Поэтому библейские тексты следует рассматривать и как художественное произведение, и как исторический документ. При литературоведческом подходе повествование рассматривается как Mystery and Manners, ed. Sally and Robert Fitzgerald (New York: Farrar, Strauss & Giroux, 1957), p. 167.
происходящее в настоящее время. Следует отметить, что такой подход более применим для подготовки проповедей и "массового" чтения Писания, чем для исторического и текстологического изучения библейского текста. Рассуждения о роли протагониста в библейском повествовании позволяют сформулировать следующее крайне важное правило: испытания, которые претерпевает герой, следует рассматривать как проекцию наиболее существенных сторон человеческого бытия или фундаментальных жизненных ценностей. Художественное произведение целостно. В Целостность любой качественной прозе обязательно присутст- повествования вует некая объединяющая рамка, внутри которой "располагаются" в определенном порядке все описываемые события. Главной помехой в анализе библейского повествования чаще всего оказывается неспособность выявить элементы и структуры художественного целого. При отсутствии подобной объединяющей рамки произведение неизбежно распадается на множество разрозненных, не связанных друг с другом элементов. Целостность, последовательность и наличие смысловых акцентов — три основных принципа организации художественного произведения. Однако читатель замечает их в последнюю очередь, поскольку вплоть до развязки они не очевидны. Тем не менее, на них следует в первую очередь обращать внимание при анализе библейского произведения. При анализе художественной прозы необхо- Определение димо, прежде всего, установить рамки происхо- начала и конца дящих событий. Это предполагает определение повествования завязки и развязки библейского сюжета. Иногда место этих элементов может меняться в зависимости от актуальной цели читателя или интерпретатора. Например, историю жертвоприношения Авраама (Быт. 22) можно рассматривать как завершенное произведение. Однако в контексте нсего жизнеописания Авраама данный сюжет воспринимается как отдельный эпизод. 56 Библия как памятник художественной литературы Деление Определение границ текста предполагает не повествования только выявление завязки и развязки, но и деле образа героя ляться по-разному. Аристотель предполагал, что сюжет тельпо присутствием главного героя, принято говорить об эпизодическом сюжете. В таком сюжете события следуют одно за другим, но не образуют причинно-следственных связей, при которых одно событие логически вытекает из другого. В этом случае отдельные фрагменты можно опускать или менять местами без ущерба для целого повествования. Эпизодический сюжет хотя и редко, но все же встречается в библейской прозе. Так, первые шесть глав Книги пророка Даниила представляют собой описание шести самостоятельных испытаний, которые связаны между собой только присутствием в них самого Даниила или его окружения. Более отчетливо признаки эпизодического сюжета прослеживаются в Прозаические жанры в составе Библии 57 повествовании о Давиде. Также Евангелия, несмотря на наличие в них хронологической последовательности в изображении событий и сквозных мотивов, по большей части представляют собой эпизодический сюжет. Тем не менее, как правило, целостность повествования предполагает единство действия. Из множества происходящих с героем событий автор выбирает одно и выстраивает вокруг него повествование. Например, целостность сюжета о Гедеоне обеспечивается не только присутствием главного действующего лица, но и наличием центрального события — победы Гедеона над мадианитянами. Повествование об Иакове разворачивается вокруг мотива его борьбы с собственными пороками и внутрисемейных столкновений. Сюжет об Иосифе объединяется мотивом стремления героя к исполнению обетования, о котором читатель узнает в самом начале истории. Из всех событий жизни Руфи повествователь отбирает только те, в которых раскрывается тема обретения дома в чужой земле. Некоторые библейские сюжеты, достаточно сложные по структуре, можно назвать составными. Но даже в них действие упорядочено и развивается в определенных границах. Каждое отдельное событие может рассматриваться как самостоятельное завершенное повествование (принцип "рассказ в рассказе") со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Наглядным примером может служить история об Аврааме. В ней прослеживаются, по меньшей мере, четыре взаимосвязанные, но самостоятельные сюжетные линии: (1) хронология жизни героя, начиная с семидесяти пяти лет до его смерти; (2) развертывающееся откровение о завете между Богом и Авраамом; (3) обетование о рождении сына, потомстве и земле; (4) конфликт между верой и "удобством". Данный сюжет можно рассматривать как составной, но вместе с тем не эпизодический, поскольку событие не выбивается из общей хронологии и не нарушает единства действия. Единство действия Составной сюжет Библия как памятник художественной литературы Причинно- Единство сюжета обусловлено не только под- следственная бором художественных деталей-составляющих связь между действия, но предполагает наличие причинно- событиями следственных связей между событиями. Целост
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.234.56 (0.021 с.) |