История исследований и основные 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История исследований и основные



Психология

развития

 

Методические разработки

для студентов ФГО по курсу

«Возрастная психология и психология развития»

 

 

Новосибирск

 

Составитель Я.А. Мазуренко, ассистент

 

 

Рецензент А.А. Измайлова, канд. пед. наук, доцент

 

Работа подготовлена на кафедре педагогики и психологии

 

© Новосибирский государственный

технический университет, 2003

 

 

История исследований и основные

определения развития

Развитие – это процесс направленных, закономерных изменений, необратимо приводящий к возникновению изменений психики и поведения человека. На сегодняшний день в психологии, которая изучает особенности психической жизни и деятельности человека как существа, меняющегося на протяжении всего периода существования, единого понимания термина «психическое развитие» не достигнуто. Тем не менее множество теорий, концепций и моделей давно получили право на существование, хотя бывает, что они не только затрагивают разные аспекты проявления личности человека, но и прямо противоречат друг другу. Проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках научных дисциплин: генетическая психология, сравнительная психология, психогенетика, акмеология, психология развития.

Итак, психология развития изучает возрастные изменения, то есть механизмы психического развития и причины этих изменений.

Основными свойствами развития являются необратимость, направленность и закономерность. Наряду с понятиями развития рассматриваются такие понятия, как созревание и рост.

Созревание – процесс, зависящий от унаследованных особенностей индивидуума.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Формы развития:

Филогенез – процесс становления психики в ходе развития человечества в целом.

Онтогенез – процесс индивидуального развития.

Области развития – это психическое пространство, состоящее из элементов определенного качества. Например, в психологии развития и в возрастной психологии рассматриваются следующие области:

– психофизическая, которая характеризуется изучением сенсорных и перцептивных систем человека;

– психосоциальная, состоящая из элементов, характеризующих человеческую деятельность;

– когнитивная, в зону действия которой входят познавательное развитие и развитие способностей.

Факторы психического развития, наследственность, среда и активность,рассматриваемые в курсе психологии развития – важны не только для понимания особенностей протекания психических процессов, но и для создания социально-психологи-ческих и реабилитационных программ.

Генотип (наследственность) – информация о человеке в свернутом виде: историческое прошлое плюс индивидуальная программа развития.

 


Рис. 1. Факторы психического развития

 

На рис. 1 схематически показано, как взаимодействие двух факторов (наследственность и среда) приводят в действие фактор активности.

Действие фактора среды проявляется в социальных свойствах личности. Действие фактора активности проявляется, когда поведение человека, движущегося к цели, требует преодоления сопротивления среды.

Теории психического развития

Первые известные нам возрастные периодизации были предложены Пифагором, Гиппократом и Аристотелем. Научный подход к изучению психического развития основан на эволюционном учении Ч. Дарвина.

Вопрос о том, что есть развитие, в чем его движущая сила и смысл, остается открытым и сейчас.

Ученые выделяют две основные точки зрения:

1. Эволюция – это проявление уже существующих задатков (Берг Л.С., 1977, Бернштейн Н.А., 1965 г.).

2. Эволюция есть процесс создания совершенно нового, в живой системе существует физическая тенденция усложнять свои функции и структуры (Бергсон А., Тринчер К. С., 1965 г.).

В рамках данного курса будут рассмотрены основные теоретические подходы, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций современного психологического знания.

Биогенетический подход.

Теории рекапитуляции

 

Теории рекапитуляции утверждают, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, который прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных до первобытного человека. Например, С. Холл считал, что если человеческий зародыш проходит путь от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства от первобытной дикости постепенно переходит к современному уровню культуры. Развивая и разрабатывая эту теорию, Гетчинсон выделял пять периодов развития человека от рождения до взрослости (рис. 2).

 

Рис. 2. Периодизация развития по Гетчинсону

 

1. Период дикости. Период длится до 5 лет, максимума достигает в 3 года.

2. Период охоты и захвата добычи (с 4 до 12 лет, максимум в 7 лет).

3. Период пастушества (9-14, максимум в 10 лет).

4. Земледельческий период (12-16, максимум в 14 лет).

5. Промышленно-торговый (с 14 и до взрослости, максимум в 18-20 лет).

 

Психоаналитический подход

Австрийский психолог, психиатр З. Фрейд, основываясь на своей теории психоанализа, процесс развития ребенка делил на четыре стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентный период и генитальную. Он считал, что ребенок рождается с определенным запасом жизненной энергии – «либидо». На каждой стадии развития «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Неудовлетворение потребностей на любой из стадий ведет к формированию определенных типов характера и возможным нарушениям в поведении и психической сфере вплоть до формирования невроза.

Стадии психосексуального развития (по З. Фрейду):

1. Оральная стадия (0–2 лет). Удовлетворение потребностей связано с процессом кормления. При фиксации на данной стадии возможно формирование орально-пассивного или орально-агрес-сивного характера.

2. Анальная стадия (2–4 лет). Удовлетворение потребностей и будущий успешный процесс социализации Фрейд связывал с процессами выделения. В противном случае, полагал он, возможно формирование анально-удерживающего типа характера или анально-агрессивного.

3. Фаллическая стадия (5–6 лет). Внимание ребенка сосредоточено на половых органах, оно способствует формированию идентификации по половому признаку. Фиксация в этом периоде дает фаллический тип характера.

4. Латентный (скрытый) период. Может длиться с 6 до 12 лет, на протяжении которых энергия «либидо» дремлет, ребенок предпочитает контактировать со сверстниками своего пола.

5. Генитальная стадия приходится на подростковый период
(с 12 лет) и всю взрослую жизнь человека. Генитальный характер – символ психического здоровья, гарантия формирования зрелых гетеросексуальных отношений и продуктивной социальной деятельности.

 

Социогенетический подход.

Концепция Э. Эриксона

 

Согласно этой концепции развитие личности обусловлено результатами преодоления кризисных ситуаций (конфликтов), возникающих в определенные периоды жизни. Эриксон делит жизнь на периоды, в течение которых перед человеком ставятся задачи, при успешном решении которых личности обеспечиваются психическое здоровье и формирование положительного самоощущения (табл. 1).

 

Таблица 1

Этапы развития (Концепция Э. Эриксона)

Стадия Ключевая фигура Основная задача Основа формирования положительного самоощущения Нарушения нормального развития
Первая 0–1 год) Мать Сформировать доверие к миру и окружающим людям. Мир открыт и предсказуем В отношениях с родителями формируются: взаимная любовь и признание, удовлетворение потребностей, в том числе в общении   Результатом плохого отношения со стороны матери, пренебрежения, раннего отлучения от груди или эмоциональной изоляции может быть то, что ребенок становится неспособным овладевать новыми видами деятельности

 

Продолжение табл. 1

Стадия Ключевая фигура Основная задача Основа формирования положительного самоощущения Нарушения нормального развития
Вторая (1-3 лет) Родители (отец, мать) Самостоятель- ность (автономия)   Поощрение развивающейся автономии способствует формированию относительной самостоятельности Чрезмерные запреты и негативное отношение вызывают инфантильность, полную зависимость. Развивается гипертрофированное чувство стыда. Плохо развитая речь и двигательные функции
Третья (3–6 лет) Семья (родители, сестры, братья) Инициатива, уверенность в своих возможностях, активность Подкрепление исследовательского поведения ребенка Главная опасность – вызывание чувства вины за свер- шенные действия. Результат: чувство неполноценности, пассивное поведение, слабо развитые трудо-вые навыки
Четвертая (6–12) Соседи, Знакомые, школа Трудолюбие, способность к самовыражению Получение позитивного результата деятельности Избегание сложных заданий, конформность. Неумение структурировать трудовой процесс, неумение получать результат деятельности
Пятая (13–18) Сверстники, друзья. Идентичность (формирование полоролевого поведения) Активный поиск себя в других ролях. Гендерная поляризация. Самоопределение Смешение ролей. Размывание чувства «Я». Излишняя концентрация на себе в ущерб отношений с внешним миром
Шестая (20–40)   Близость – способность адекватно общаться, не боясь потерять собственную идентичность Общение, осознание собственных границ Изоляция, Одиночество

 

Окончание табл. 1

Стадия Ключевая фигура Основная задача Основа формирования положительного самоощущения Нарушения нормального развития
Седьмая (40–60) Генеративность. Целеустремленность, продуктивность Удачное разрешение предыдущих конфликтов. Решение социальных проблем Стагнация, регрессия
Восьмая (60-…..) Цельность Чувство завершенности жизненного пути, осуществление планов и целей. Удовлетворенность жизнью, самореализация Отчаяние, неудовлетворенность прожитой жизнью

 

Когнитивный подход

Согласно когнитивным теориям, развитие представляет собой процесс эволюции психических структур, генетически запрограммированных и зависящих от степени зрелости индивидуума (Крайг Г., 2000 г.). Наиболее разработанной и влиятельной считается теория генетической эпистемологии Ж. Пиаже.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже, основатель женевской школы генетической психологии, особое внимание в своей теории уделял внутренней природе интеллекта и его внешним проявлениям. В центре концепции – положение о равновесии: внешняя среда постоянно меняется, субъект стремится установить с ней равновесие. Развитие схем действий, т. е. познавательное развитие, происходит благодаря тому, что предметные действия постепенно превращаются в умственные операции.

Механизмы приспособления, используемые для установления равновесия:

Ассимиляция – индивид приспосабливает новую информацию (ситуацию, объект) в уже имеющиеся у него схемы действий. При этом происходит совершенствование существующих схем (понятий).

Аккомодация – индивид приспосабливает прежде сформированные реакции к новой информации (ситуации, объекту), т. е. вынужден перестраивать старые схемы, продуцировать новые с целью приспособления к новой информации.

Процесс развития интеллекта делится на три больших периода, в рамках которых происходят зарождение и становление трех основных видов интеллекта.

Первый период (0–2 лет): развитие сенсомоторного интеллекта. Действия с конкретными предметами постепенно интериоризируются, способствуя возникновению мыслительных операций (рис. 2).

 


Рис. 2. Схема интеллектуального развития в течение двух первых лет жизни.

Второй период (2-12 лет): период конкретных операций. На смену предметным действиям приходят операции (становление собственно логического мышления), что позволяет ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, измерять предметы и объекты физического мира.

Третий период (11-15 лет): период формальных операций. Развивается способность оперировать абстрактными понятиями.

 

Персоногенетический подход

 

Наиболее ярко особенности подхода представлены в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Психическое развитие, согласно этим концепциям – результат собственного выбора, сделанного человеком. При этом движущей силой развития является стремление к самоактуализации (А. Маслоу) или стремление к актуализации (К. Роджерс) (рис. 3).

Стремление к самоактуализации – врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Стремление к актуализации – врожденное стремление сохранять и развивать личность, способности, двигаясь к завершенности и целостности. И если Маслоу полагал, что личностью движут потребности и, удовлетворяя наиболее примитивные потребности, человек становится способным на большее, то, согласно Роджерсу, люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознанием.

 

 

Рис. 3. Иерархия потребностей А.Маслоу

(С– потребность в самоактуализации)

 

Младенческий возраст

 

Во взглядах на возрастную периодизацию существуют заметные расхождения. По мнению Крайга (Крайг Г., 2000 г.), точно указать границы стадий развития очень трудно, тем не менее в большом количестве исследований на эту тему под младенчеством понимают время от рождения ребенка до достижения им двух лет.

Ведущей деятельностью ребенка с первых недель жизни до 1 года является непосредственное эмоциональное общение совзрослыми, благодаря этому у него формируется психологическое новообразование – потребность в общении с другими людьми. Основой предметно-манипулятивной деятельности, которая считается ведущей в возрасте от 1 до 3 лет, является хватание.

В рамках возраста рассматривается кризис 1 года, называемый многими исследователями кризисом саморегуляции и характеризующийся постоянно развивающимся восприятием себя как отдельного уникального существа, наделенного самосознанием и познающего мир через общение с другими людьми. Этому процессу способствует развитие речи, которое проходит несколько этапов, а именно:

– период подготовления словесной речи;

– период первоначального овладения языком;

– стадия слов-предложений;

– стадия двух-трехсловных предложений.

 

Среднее детство (6-11 лет)

Когнитивные процессы, обеспечивающие преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания, приобретают особую значимость для психического и социального развития ребенка. Происходит это в связи с тем, что на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность. В процессе этой деятельности ребенок-школьник получает и перерабатывает огромные объемы информации.

Характерное для начальных стадий наглядно-действенное мышление постепенно уступает свое доминирующее место абстрактно-логическому мышлению.

Приблизительно от семи до двенадцати лет дети осваивают различные понятия сохранения и начинают выполнять другие логические манипуляции (концепция Ж. Пиаже). То есть ребенок использует абстрактные термины применительно к тем предметам (конкретным объектам), которые непосредственно доступны его органам чувств. Это становится возможным потому, что происходит прогресс в трех важных областях интеллектуального роста: консервации, классификации и сериации/транзитивности.

Консервация – способность видеть неизменное на фоне кажущихся перемен, ребенок приходит к различению видимости и реальности в окружающем мире и получает более глубокое знание о законах существования объектов.

Классификация – способность ребенка классифицировать группу объектов по какому-то признаку.

Сериацией называется способность располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью. Транзитивность связана со способностью ребенка к сериации.

По мнению Ж. Пиаже, в этом возрасте дети интуитивно постигают два важнейших логических принципа. Первый можно выразить следующей формулой – если А = В и В = С, то А = С. Вторая формула содержит утверждение, что А+В = В+А.

Таким образом, рассматриваемый возрастной период является переломным в интеллектуальном развитии ребенка, и получение ,и переработка информации во многом зависят от степени развития умственных операций.

Итак, ребенок в возрасте 7–11 лет обладает достаточным уровнем развития, позволяющим ему выполнять сложную интеллектуальную функцию, какой является письменная речь. Для того чтобы научиться читать и писать, важен не только определенный уровень мышления, но и хорошо развитое восприятие и представление.

Развитие внимания (направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном) у детей в этом возрасте вызвано не только биологическими причинами, но и той деятельностью, которой занимается ребенок. И если в начальных классах школы у него по-прежнему превалирует непроизвольное внимание, то постепенно ему становится все легче сознательно и активно сосредоточиваться на каком-либо объекте или информации более долгое время. Это говорит о наличии у него произвольного внимания, а также о развитии определенных свойств внимания, таких как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация.

Процесс усвоения новых знаний ребенком предопределяет развитие у него произвольной памяти, процесса, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели, использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.

Аффективная сфера.Новая социальная ситуация, в которую попадает ребенок в школе, новые правила жизни во многом определяют у него чувство личности. Достижения, воспринимаемые как позитивные приобретения, благоприятно влияют на его эмоциональное развитие и на потребность развиваться личностно. Особенно важны в этом возрасте отношения со взрослыми, так как положительный опыт общения помогает развитию адекватной самооценки, чувствам ответственности и самоконтроля, доверия к людям и способности к сопереживанию.

Неблагополучная обстановка, множественные фрустрации, которым ребенок подвергается в этом возрастном периоде или более ранних могут привести к тому, что инструментом для достижения своих желаний и потребностей становится агрессивное поведение.

Под агрессией обычно понимают осознанные действия, которые имеют намерение или причиняют ущерб как живому существу, так и неживому объекту. Среди исследований, которые изучают причины агрессивного поведения, широко известна теория привязанности. Согласно этой теории привязанность в отношениях с матерью в определенном возрасте (в некоторых исследованиях до года) способствует формированию ощущения безопасности, доверию к окружающим. Такой ребенок имеет хорошо развитые социальные навыки и склонен к конструктивному общению. Под привязанностью в этом случае понимается надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. В отдельных ситуациях ребенок может замещать объект агрессии, например, выбирая себя в качестве этого объекта. Внешняя агрессия заменяется аутоагрессией, которая, превратившись в устойчивую личную особенность, в дальнейшем будет проявляться в причинении вреда самому себе.

Итак, ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте становится учебная деятельность. Все большее значение для развития ребенка приобретает его общение в коллективе сверстников, оно способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.

 

Литература для семинаров и практических занятий

1. Альманах психологических тестов. – М.,1996.

2. Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте. – М., 1998.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. – Минск,1997.

5. Диагностика психического состояния детей 6-8 лет / Под. ред. П.М. Шипициной. – М. – СПб., 1993.

6. Общая психодиагностика / Под. ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб., 2000.

7. Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб, 2002.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1999.

9. Снегирева Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции. – М., 1987.

10. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М.,1998.

 

Темы рефератов

 

1. Сравнительный анализ теорий психического развития.

2. Особенности протекания процесса развития интеллекта (концепция Ж. Пиаже).

3. Формирование индивидуального стиля умственной деятельности.

4. Влияние эмоциональной сферы матери на развитие ребенка в перинатальном периоде.

5. Взаимосвязь мышления и речи в период развития ребенка.

6. Причины возникновения отклонений в эмоциональном развитии детей.

7. Значение ролевой игры для ребенка от 2 до 6 лет.

8. Влияние школьной успеваемости на развитие самооценки ребенка.

9. Причины детской агрессии.

10. Гендерные особенности в проявлении детской и подростковой агрессии.

11. Особенности аффективой сферы в подростковом периоде.

12. Причины детских страхов.

13. Любовь и её влияние на развитие личности.

14. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека.

15. Моя жизненная стратегия (Моя система ценностей).

16. Я-концепция и психологический возраст личности.

17. Причины человеческого одиночества.

18. Стресс и дистресс.

19. Половые различия в реакции на стрессовые ситуации.

20. Стратегии воспитания и их влияние на формирование харак-

тера ребенка.

21. Характер и его влияние на выбор профессии.

22. Наши хобби и почему мы их выбираем.

23. Самоактуализация – запрограммированная необходимость или высшая потребность?

24. Каким я буду в 70 лет (Какими мои друзья будут в 70 лет).

 

Вопросы к экзамену по курсу

«Возрастная психология»

1. История исследований развития. Базовые определения и основные свойства развития. Созревание и рост. Отрасли научного знания, в рамках которых разрабатывается проблема развития.

2. Формы развития (филогенез, онтогенез). Области психического развития. Понятие «индивида», «личности», «субъекта деятельности» как носителей свойств различных областей развития.

3. Факторы психического развития. Их взаимодействие и проявления (наследственность, среда, активность). Генотип и фенотип.

4. Теории психического развития. Первые возрастные периодизации (теории Пифагора, Гиппократа, Аристотеля). Современные основные точки зрения на эволюцию. Основные теоретические подходы, объясняющие развитие человека.

5. Теории психического развития. Особенности биогенетического подхода. Теории рекапитуляции. Возрастная периодизация Гетчинсона.

6. Теории психического развития. Особенности биогенетических подходов. Психоаналитическая теория развития. Основные движущие силы, участвующие в развитии. Психосексуальные стадии развития. Причины фиксации и их влияние на формирование различных типов характеров и связанных с ними психологических проблем и нарушений поведения.

7. Теории психического развития. Особенности социогенетических подходов. Концепция Э., Эриксона. Этапы развития, базовые конфликты, основные задачи каждого этапа.

8. Теории психического развития. Особенности когнитивных теорий. Генетическая эпистемология Ж. Пиаже. Механизмы приспособления при взаимодействии с окружающей средой. Особенности протекания процесса развития интеллекта.

9. Теории психического развития. Персоногенетический подход. Концепции А. Маслоу и К. Роджерса. Сходства и отличия.

10. Теории психического развития. Модель экологических систем.

11. Механизм психического развития. Ведущая деятельность. Понятие кризиса развития как переход от одного этапа развития к другому. Конструктивные и негативные аспекты кризиса развития. Основные возрастные кризисы. Психологическое новообразование.

12. Методы изучения психического развития. Диагностика возрастного развития ребенка. Виды диагностики. Основные задачи диагностики.

13. Диагностика готовности к школьному обучению: диагностика познавательных процессов и эмоциональной готовности к обучению.

14. Психодиагностика в школе.

15. Диагностирование самооценки.

16. Диагностика познавательных процессов подросткового и юношеского возраста. Определение типа характера и профессиональной склонности.

17. Младенчество 0-2 лет. Когнитивная сфера. Процессы, ощущения и восприятия. Развитие речи. Мышление, характеристики мышления, этапы развития мышления. Память, внимание.

18. Младенчество 0-2 лет. Особенности эмоциональной сферы, ее влияние на физиологические процессы. Виды эмоций. Эмоциональные нарушения. Мотивационная сфера. Основные потребности и их значение для процесса развития. Развитие
Я-концепции.

19. Младенчество 0-2 лет. Особенности поведения: развитие взаимодействия с физическим миром вещей. Социальное поведение. Индивидуальные особенности развития.

20. Младенчество 0-2 лет. Кризисы развития, ведущая деятельность, Психологические новообразования.

21. Раннее детство 2-6 лет. Когнитивные особенности. Процессы ощущения и восприятия, развитие памяти. Развитие речи, этапы развития речи.

22. Раннее детство 2-6 лет. Мышление, психологические теории развития мышления. Представление, воображение, внимание.

23. Раннее детство 2-6 лет. Развитие эмоций, формирование высших чувств. Причины эмоциональных нарушений. Мотивационная сфера. Гендерные особенности. Ролевая игра, ее роль в психическом развитии.

24. Ранее детство 2-6 лет. Я-концепция, роль речи в ее формировании, половая идентичность. Самооценка и её влияние на социальное поведение ребенка.

25. Раннее детство 2-6 лет. Кризис развития, ведущая деятельность, новообразования.

26. Среднее детство 6-11 лет. Специфика развития познавательных психических процессов. Развитие мышления. Речь. Внимание. Память.

27. Среднее детство 6-11 лет. Развитие эмоциональной сферы в процессе взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми. Социальные эмоции, причины эмоциональных нарушений. Мотивация общения, учебной деятельности.

28. Среднее детство 6-11 лет. Особенности Я-концепции (Я-реальное, Я-перспективное). Психологические теории зависимости между типом личности и его телосложением. Развитие самооценки под влиянием школьного обучения.

29. Среднее детство 6-11 лет. Особенности поведения в семье и в школе. Причины детской агрессии. Теория зависимости.

30. Подростковый и юношеский возраст 11-19 лет. Развитие познавательных психических процессов. Развитие речи. Формирование индивидуального стиля умственной деятельности в зависимости от типа нервной системы.

31. Подростковый и юношеский возраст 11-19 лет. Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Кризис социального отделения (13 лет). Развитие эмоций в юношеском возрасте, формирование общей эмоциональной направленности. Эмоциональные нарушения. Подростковая агрессия.

32. Подростковый и юношеский возраст 11-19 лет. Влияние стратегий воспитания на формирование типов характеров и акцентуаций у подростков. Формирование мотиваций общения и профессиональной ориентации. Особенности социального поведения. Нарушения процесса социальной адаптации и его проявления (отклоняющееся поведение и т. д.). Поведение в семье, реакция эмансипации.

33. Ранняя взрослость 20-40 лет. Когнитивные особенности. Развитие памяти. Эмоциональная сфера. Новообразование возраста. Кризис 30 лет.

34. Ранняя взрослость 20-40 лет. Мотивационные установки. Жизненные стратегии. Я-концепция и психологический возраст личности, феномен консервации возраста. Гендерные особенности. Теория Харли (1992 г.).

35. Средняя взрослость 40-60 лет. Познавательные процессы, развитие сенсорных функций. Динамика развития интеллекта. Аффективная сфера. Влияние стресса на эмоциональную сферу и иммунную систему. Половые различия в реакции на стресс. Особенности протекания кризиса середины жизни.

36. Поздняя взрослость и старость 60…75… лет. Развитие ощущения и восприятия, динамика психофизических функций. Развитие мышления. Мудрость. Причины снижения интеллектуальных функций.

37. Поздняя взрослость и старость 60…75… лет. Взаимосвязь развития эмоций с развитием личности. Основные типы приспособления к старости.

 

Литература по курсу

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.

2. Авдеева Н.Н. и др. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996.

3. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

4. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. – Л.: изд. Лен. ун-та, 1974.

5. Альперович В.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. – М., 1998.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1980.

7. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека константность восприятия. – Л.: ЛГУ, 1968.

8. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. – СПб., 1998.

9. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.

10. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985.

11. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогензе // Вопросы психологии. – 1978. – № 4.

12. Бойко Е.И. Время реакции человека. – М., 1964.

13. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

15. Гроф С. Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. – М., 1996.

16. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

17. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.

18. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.

19. Изард К. Психология эмоций. – СПб., 1999.

20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПБ., 2000.

21. Калиш Р. Пожилые люди и горе. Психология зрелости и старения. – 1997.

22. Калчев П.П. Мотивы учебной деятельности первоклассников 6 и 7 лет: Автореф. дис. … канд. пед. наук, 1986.

23. Карандашев Ю.Н. Психология развития: Учебное пособие. – Минск, 1997.

24. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.

25. Кемпер И. Легко ли не стареть? М., 1996.

26. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

27. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

28. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб., 2000.

29. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.

30. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

31. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.

32. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М., 1999.

33. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Апрель-пресс, ЭКСМО-пресс, 1999.

34. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

35. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.

36. Муди Р. Жизнь после жизни. – Л., 1992.

37. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: Ин-т практической психологии, 1998.

38. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л., 1989.

39. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

40. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: Класс, 2000.

41. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М., 1997.

42.Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности // Вопр. психологии. – 1984. – № 1.

43.Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды. – М., 1994.

44.Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления взрослых. – М.: МГУ, 1980.

45.Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. – Минск: Харвест, 2000.

46.Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Под. Ред. Ананьева и др. – М.: Педагогика, 1972.

47.Райс Ф. Психология детского и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000.

48.Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

49. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.

50. Русина Н. А. Урываев В.А. Психологическая характеристика личности ребенка. Метод. рекомендации. – Ярославль: ЯГМА, 1998.

51. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Учебное пособие. Л.: ЛГУ,1990.

52. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1966.

53. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. Т Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.

54. Степанова Е.И. Психология взрослых людей – основа акмеологии. – СПб., 1995.

55. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. – Л., 1988.

56. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966.

57. Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. – М., 1989.

58. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999.

59. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

60. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.

61. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

62. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1995.

63. Фромм Э. Человек для себя. – М., 1992.

64. Харли У. Законы семейной жизни. – М., 1992.

65. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.

66. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – М.: Томск, 1997.

67. Хомский Н. Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.

68. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М., 1975.

69. Хьелл Л,. Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

70. Цукерман и др. Психология саморазвития. М., 1995.

71. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. – СПб., 1999.

72. Эриксон Эрик. Детство и общество. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000.

73. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 1960.

 

Словарь терминов

Абстрактно-логическое мышление– мыслительный процесс, который заключается в использовании понятий и логических конструкций.

Агрессия– осознанные действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб живым существам или неживым объектам.

Аддиктивное поведение (от англ. аddiction – склонность, пагубная привычка) – поведение, отклоняющееся от общепринятых норм характерными пагубными склонностями, например злоупотребление химическими веществами.

Акмеология – наука, изучающая объективные и субъективные факторы, психолог





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.019 с.)