Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности эмоциональной сферы ребенка (0-2 лет).Содержание книги
Поиск на нашем сайте Одной из первых реакций на появление взрослого является комплекс оживления. Проявление позитивных эмоций и улыбка на лице ребенка, по мнению многих психологов, показатель конца кризиса новорожденности, а также проявление первой социальной потребности – в общении. Именно в этом возрасте для гармоничного развития ребенка высока роль позитивных эмоций. Таким образом, кроме физиологических потребностей у ребенка развиваются потребности в общении, в любви со стороны родителей, эмоциональной привязанности. Удовлетворенная потребность в безопасности – это потребность в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса. Она помогает сформировать базальное чувство доверия к миру (Э. Эриксон, 1986), что является главным условием дальнейшего развития здоровой личности.
Раннее детство от 2 до 6 лет В основе теории развития детства в отечественной психологической науке лежат прежде всего концептуальные положения и экспериментальные материалы научной школы Выготского – Леонтьева – Эльконина. Анализ этих положений позволяет вычленить следующие принципы, характеризующие процессы психического развития ребенка: 1) творческий характер развития ребенка, с младенчества проявляющегося как субъект культуры; 2) социокультурный контекст развития и его влияние на формирование образа мира и стиля поведения; 3) особая значимость периодов развития, наиболее чувствительных к осознанию норм, форм, условий человеческой жизнедеятельности (языка, способов общения и т. д.); 4) совместная деятельность взрослых и детей, во время которой происходит передача достижений исторического развития человека; 5) наличие ведущей деятельности в каждом возрастном периоде. 6) принцип единства аффекта и интеллекта – становление сознания в результате совместной деятельности аффективной и личностной составляющих; 7) интериоризация и экстериоризация как важнейшие механизмы развития; 8) неравномерность развития.
Процесс становления человека как личности включает в себя два компонента: развитие на основе изменяющихся физиологических состояний и развитие, проявляющееся в освоении социального пространства. По мнению исследователей, развитие речи ребенка достигает своего первого пика в трехлетнем возрасте. К двум годам словарный запас ребенка составляет около 250-300 слов, при этом свои мысли он может выражать двух - трехсловными предложениями. Приблизительно с двух с половиной до шести лет ребенок проходит период освоения речи, который носит название период развития языка в процессе речевой практики, т. е. в процессе общения с окружающими. Здесь выделяют в свою очередь три этапа. Первый этап развития речи, связан с практическим обобщением языковых фактов, он длится от 2,5 до 4,5 лет и представляет собой построение речи «по образцу», то есть на воспроизведении уже знакомых слов. Малыш активно использует слова, услышанные от взрослых. Второй этап связан с формированием логического мышления, переходом от простых к сложноподчиненным предложениям. Происходит это в возрасте 4 -5 лет. Третий этап – развитие речи в связи с изучением языка начинается в конце дошкольного возраста и проявляется при изучении родного языка в школе. Развитие мышления. Развитие речисамым тесным образом связано с развитием мышления. Эта взаимосвязь прежде всего проявляется в процессе формирования внутренней речи. Внутренняя речь по внешней словесной форме фиксирует результат деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания ребенка на отдельных моментах деятельности и служит средством управления кратковременной и оперативной памятью. Наиболее авторитетными теориями развития мышления на сегодняшний день являются теории Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина. Теория Пиаже получила название «операциональной», так как ученый исходил из утверждения о том, что основные умственные операции имеют деятельностное происхождение. Операция представляет собой внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего предметного действия. В основу теории П. Я. Гальперина положено представление о генетической зависимости между интеллектуальными внутренними операциями и внешними практическими действиями. Причем перевод внешних действий во внутренние происходит поэтапно. На первом этапе происходит ознакомление на практике с составом будущего действия с требованиями, которым действие в конечном итоге будет соответствовать. Второй этап формирования умственного действия связан с практическим освоением (использованием) предмета. На третьем этапе происходит перенесение действия из внешнего во внутренний план. Главная особенность – использование внешней речи (громкой речи). Четвертый этап – внешне речевое выполнение действия целиком переносится во внутреннюю речь («про себя»). На пятом этапе действие выполняется полностью во внутреннем плане. Развитие мышления ребенка обусловливает развитие многих других познавательных психических процессов (представление, воображение и пр.). Эмоциональная сфера. Основные направления в развитии эмоциональной сферы: – усложняется содержание эмоциональной сферы; – формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка. Период от 2 до 6 лет часто называют возрастом аффективности во многом благодаря тому, что эмоции носят бурный, нестойкий характер, эмоциональные состояния быстро меняются, детям свойственна исключительная заражаемость – влияние эмоций, которые переживают окружающие люди. В этом периоде аффективная сфера обогащается за счет новых эмоций. По своим детским законам развивается чувство юмора, моральные чувства. Ребенок начинает проявлять эмпатические переживания – постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека. Возможность почувствовать боль близкого человека, идентифицироваться с тем, кому плохо, помогает развитию многих характеристик, которые в будущем будут определять личность. Наряду с эмпатией происходит становление высших чувств, социальных эмоций. Трудно переоценить важность изучения аффективной сферы ребенка этого возраста. Именно в эмоциональном неблагополучии детей специалисты находят причины эмоциональных нарушений, нарушений поведения. В дошкольном возрасте развитие мотивационной сферы идет в направлении структуризации мотивов и формирования новых потребностей и установок. К четырем годам соподчиненность потребностей и мотивов приобретает устойчивые формы. Зарождение потребности в автономии, признании и уважении проявляется в реакциях негативизма и упрямства и многими исследователями объясняется как проявление кризиса 3 лет. Удовлетворение потребностей, характерных для этого этапа способствует формированию у ребенка глобального чувства самоуважения – одной из фундаментальных потребностей человека. Деятельность в этом возрасте можно разделить на два этапа: до 4-х лет это преимущественно предметная деятельность, целью которой является познание физических свойств предметного мира и совершенствование своей моторики. Затем ведущей деятельностью постепенно становится сюжетно-ролевая игра, в процессе которой дети осваивают основные конвенциональные роли. Ведущими факторами развития являются и общение со взрослыми и сверстниками, и игра как специфический вид деятельности. Среднее детство (6-11 лет) Когнитивные процессы, обеспечивающие преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания, приобретают особую значимость для психического и социального развития ребенка. Происходит это в связи с тем, что на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность. В процессе этой деятельности ребенок-школьник получает и перерабатывает огромные объемы информации. Характерное для начальных стадий наглядно-действенное мышление постепенно уступает свое доминирующее место абстрактно-логическому мышлению. Приблизительно от семи до двенадцати лет дети осваивают различные понятия сохранения и начинают выполнять другие логические манипуляции (концепция Ж. Пиаже). То есть ребенок использует абстрактные термины применительно к тем предметам (конкретным объектам), которые непосредственно доступны его органам чувств. Это становится возможным потому, что происходит прогресс в трех важных областях интеллектуального роста: консервации, классификации и сериации/транзитивности. Консервация – способность видеть неизменное на фоне кажущихся перемен, ребенок приходит к различению видимости и реальности в окружающем мире и получает более глубокое знание о законах существования объектов. Классификация – способность ребенка классифицировать группу объектов по какому-то признаку. Сериацией называется способность располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью. Транзитивность связана со способностью ребенка к сериации. По мнению Ж. Пиаже, в этом возрасте дети интуитивно постигают два важнейших логических принципа. Первый можно выразить следующей формулой – если А = В и В = С, то А = С. Вторая формула содержит утверждение, что А+В = В+А. Таким образом, рассматриваемый возрастной период является переломным в интеллектуальном развитии ребенка, и получение,и переработка информации во многом зависят от степени развития умственных операций. Итак, ребенок в возрасте 7–11 лет обладает достаточным уровнем развития, позволяющим ему выполнять сложную интеллектуальную функцию, какой является письменная речь. Для того чтобы научиться читать и писать, важен не только определенный уровень мышления, но и хорошо развитое восприятие и представление. Развитие внимания (направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном) у детей в этом возрасте вызвано не только биологическими причинами, но и той деятельностью, которой занимается ребенок. И если в начальных классах школы у него по-прежнему превалирует непроизвольное внимание, то постепенно ему становится все легче сознательно и активно сосредоточиваться на каком-либо объекте или информации более долгое время. Это говорит о наличии у него произвольного внимания, а также о развитии определенных свойств внимания, таких как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация. Процесс усвоения новых знаний ребенком предопределяет развитие у него произвольной памяти, процесса, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели, использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий. Аффективная сфера. Новая социальная ситуация, в которую попадает ребенок в школе, новые правила жизни во многом определяют у него чувство личности. Достижения, воспринимаемые как позитивные приобретения, благоприятно влияют на его эмоциональное развитие и на потребность развиваться личностно. Особенно важны в этом возрасте отношения со взрослыми, так как положительный опыт общения помогает развитию адекватной самооценки, чувствам ответственности и самоконтроля, доверия к людям и способности к сопереживанию. Неблагополучная обстановка, множественные фрустрации, которым ребенок подвергается в этом возрастном периоде или более ранних могут привести к тому, что инструментом для достижения своих желаний и потребностей становится агрессивное поведение. Под агрессией обычно понимают осознанные действия, которые имеют намерение или причиняют ущерб как живому существу, так и неживому объекту. Среди исследований, которые изучают причины агрессивного поведения, широко известна теория привязанности. Согласно этой теории привязанность в отношениях с матерью в определенном возрасте (в некоторых исследованиях до года) способствует формированию ощущения безопасности, доверию к окружающим. Такой ребенок имеет хорошо развитые социальные навыки и склонен к конструктивному общению. Под привязанностью в этом случае понимается надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. В отдельных ситуациях ребенок может замещать объект агрессии, например, выбирая себя в качестве этого объекта. Внешняя агрессия заменяется аутоагрессией, которая, превратившись в устойчивую личную особенность, в дальнейшем будет проявляться в причинении вреда самому себе. Итак, ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте становится учебная деятельность. Все большее значение для развития ребенка приобретает его общение в коллективе сверстников, оно способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.161 (0.012 с.) |