Темы семинаров и практических занятий



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы семинаров и практических занятий



1. Методы изучения психического развития. Диагностика возрастного развития ребенка. Виды диагностики. Основные задачи диагностики.

2. Психодиагностика в школе.

3. Первичная диагностика. Построение гипотезы и выбор дальнейшего диагностического материала.

4. Методы исследования психомоторной организации. Исследование моторной одаренности у детей и подростков от 4 до 16 лет.

5. Методы диагностики когнитивного развития. Изучение памяти, внимания, мышления и т.д. в следующих возрастных периодах: школьный возраст, дошкольный возраст, период взрослости.

6. Методы диагностики интеллекта и креативности.

7. Диагностика познавательных процессов подросткового и юношеского возраста. Определение типа характера и профессиональной склонности.

8. Методы изучения речи.

9. Диагностики исследования эмоциональной сферы в разных возрастных периодах.

10. Диагностика подготовленности ребенка к школе.

11. Изучение мотивации обучения в разных возрастных периодах.

12. Методы изучения социального взаимодействия.

13. Роль диагностики в формировании психолого-социальной коррекции.

14. Роль диагностики в оценке результатов коррекционного процесса.

15. Коррекционные методики, применяемые в работе с детьми и взрослыми.

16. Коррекционная работа по проблемам, связанным с возрастными кризисами.

17. Способы преодоления стресса.

 

Литература для семинаров и практических занятий

1. Альманах психологических тестов. – М.,1996.

2. Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте. – М., 1998.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. – Минск,1997.

5. Диагностика психического состояния детей 6-8 лет / Под. ред. П.М. Шипициной. – М. – СПб., 1993.

6. Общая психодиагностика / Под. ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб., 2000.

7. Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб, 2002.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1999.

9. Снегирева Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции. – М., 1987.

10. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М.,1998.

 

Темы рефератов

 

1. Сравнительный анализ теорий психического развития.

2. Особенности протекания процесса развития интеллекта (концепция Ж. Пиаже).

3. Формирование индивидуального стиля умственной деятельности.

4. Влияние эмоциональной сферы матери на развитие ребенка в перинатальном периоде.

5. Взаимосвязь мышления и речи в период развития ребенка.

6. Причины возникновения отклонений в эмоциональном развитии детей.

7. Значение ролевой игры для ребенка от 2 до 6 лет.

8. Влияние школьной успеваемости на развитие самооценки ребенка.

9. Причины детской агрессии.

10. Гендерные особенности в проявлении детской и подростковой агрессии.

11. Особенности аффективой сферы в подростковом периоде.

12. Причины детских страхов.

13. Любовь и её влияние на развитие личности.

14. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека.

15. Моя жизненная стратегия (Моя система ценностей).

16. Я-концепция и психологический возраст личности.

17. Причины человеческого одиночества.

18. Стресс и дистресс.

19. Половые различия в реакции на стрессовые ситуации.

20. Стратегии воспитания и их влияние на формирование харак-

тера ребенка.

21. Характер и его влияние на выбор профессии.

22. Наши хобби и почему мы их выбираем.

23. Самоактуализация – запрограммированная необходимость или высшая потребность?

24. Каким я буду в 70 лет (Какими мои друзья будут в 70 лет).

 

Вопросы к экзамену по курсу

«Возрастная психология»

1. История исследований развития. Базовые определения и основные свойства развития. Созревание и рост. Отрасли научного знания, в рамках которых разрабатывается проблема развития.

2. Формы развития (филогенез, онтогенез). Области психического развития. Понятие «индивида», «личности», «субъекта деятельности» как носителей свойств различных областей развития.

3. Факторы психического развития. Их взаимодействие и проявления (наследственность, среда, активность). Генотип и фенотип.

4. Теории психического развития. Первые возрастные периодизации (теории Пифагора, Гиппократа, Аристотеля). Современные основные точки зрения на эволюцию. Основные теоретические подходы, объясняющие развитие человека.

5. Теории психического развития. Особенности биогенетического подхода. Теории рекапитуляции. Возрастная периодизация Гетчинсона.

6. Теории психического развития. Особенности биогенетических подходов. Психоаналитическая теория развития. Основные движущие силы, участвующие в развитии. Психосексуальные стадии развития. Причины фиксации и их влияние на формирование различных типов характеров и связанных с ними психологических проблем и нарушений поведения.

7. Теории психического развития. Особенности социогенетических подходов. Концепция Э., Эриксона. Этапы развития, базовые конфликты, основные задачи каждого этапа.

8. Теории психического развития. Особенности когнитивных теорий. Генетическая эпистемология Ж. Пиаже. Механизмы приспособления при взаимодействии с окружающей средой. Особенности протекания процесса развития интеллекта.

9. Теории психического развития. Персоногенетический подход. Концепции А. Маслоу и К. Роджерса. Сходства и отличия.

10. Теории психического развития. Модель экологических систем.

11. Механизм психического развития. Ведущая деятельность. Понятие кризиса развития как переход от одного этапа развития к другому. Конструктивные и негативные аспекты кризиса развития. Основные возрастные кризисы. Психологическое новообразование.

12. Методы изучения психического развития. Диагностика возрастного развития ребенка. Виды диагностики. Основные задачи диагностики.

13. Диагностика готовности к школьному обучению: диагностика познавательных процессов и эмоциональной готовности к обучению.

14. Психодиагностика в школе.

15. Диагностирование самооценки.

16. Диагностика познавательных процессов подросткового и юношеского возраста. Определение типа характера и профессиональной склонности.

17. Младенчество 0-2 лет. Когнитивная сфера. Процессы, ощущения и восприятия. Развитие речи. Мышление, характеристики мышления, этапы развития мышления. Память, внимание.

18. Младенчество 0-2 лет. Особенности эмоциональной сферы, ее влияние на физиологические процессы. Виды эмоций. Эмоциональные нарушения. Мотивационная сфера. Основные потребности и их значение для процесса развития. Развитие
Я-концепции.

19. Младенчество 0-2 лет. Особенности поведения: развитие взаимодействия с физическим миром вещей. Социальное поведение. Индивидуальные особенности развития.

20. Младенчество 0-2 лет. Кризисы развития, ведущая деятельность, Психологические новообразования.

21. Раннее детство 2-6 лет. Когнитивные особенности. Процессы ощущения и восприятия, развитие памяти. Развитие речи, этапы развития речи.

22. Раннее детство 2-6 лет. Мышление, психологические теории развития мышления. Представление, воображение, внимание.

23. Раннее детство 2-6 лет. Развитие эмоций, формирование высших чувств. Причины эмоциональных нарушений. Мотивационная сфера. Гендерные особенности. Ролевая игра, ее роль в психическом развитии.

24. Ранее детство 2-6 лет. Я-концепция, роль речи в ее формировании, половая идентичность. Самооценка и её влияние на социальное поведение ребенка.

25. Раннее детство 2-6 лет. Кризис развития, ведущая деятельность, новообразования.

26. Среднее детство 6-11 лет. Специфика развития познавательных психических процессов. Развитие мышления. Речь. Внимание. Память.

27. Среднее детство 6-11 лет. Развитие эмоциональной сферы в процессе взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми. Социальные эмоции, причины эмоциональных нарушений. Мотивация общения, учебной деятельности.

28. Среднее детство 6-11 лет. Особенности Я-концепции (Я-реальное, Я-перспективное). Психологические теории зависимости между типом личности и его телосложением. Развитие самооценки под влиянием школьного обучения.

29. Среднее детство 6-11 лет. Особенности поведения в семье и в школе. Причины детской агрессии. Теория зависимости.

30. Подростковый и юношеский возраст 11-19 лет. Развитие познавательных психических процессов. Развитие речи. Формирование индивидуального стиля умственной деятельности в зависимости от типа нервной системы.

31. Подростковый и юношеский возраст 11-19 лет. Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Кризис социального отделения (13 лет). Развитие эмоций в юношеском возрасте, формирование общей эмоциональной направленности. Эмоциональные нарушения. Подростковая агрессия.

32. Подростковый и юношеский возраст 11-19 лет. Влияние стратегий воспитания на формирование типов характеров и акцентуаций у подростков. Формирование мотиваций общения и профессиональной ориентации. Особенности социального поведения. Нарушения процесса социальной адаптации и его проявления (отклоняющееся поведение и т. д.). Поведение в семье, реакция эмансипации.

33. Ранняя взрослость 20-40 лет. Когнитивные особенности. Развитие памяти. Эмоциональная сфера. Новообразование возраста. Кризис 30 лет.

34. Ранняя взрослость 20-40 лет. Мотивационные установки. Жизненные стратегии. Я-концепция и психологический возраст личности, феномен консервации возраста. Гендерные особенности. Теория Харли (1992 г.).

35. Средняя взрослость 40-60 лет. Познавательные процессы, развитие сенсорных функций. Динамика развития интеллекта. Аффективная сфера. Влияние стресса на эмоциональную сферу и иммунную систему. Половые различия в реакции на стресс. Особенности протекания кризиса середины жизни.

36. Поздняя взрослость и старость 60…75… лет. Развитие ощущения и восприятия, динамика психофизических функций. Развитие мышления. Мудрость. Причины снижения интеллектуальных функций.

37. Поздняя взрослость и старость 60…75… лет. Взаимосвязь развития эмоций с развитием личности. Основные типы приспособления к старости.

 

Литература по курсу

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.

2. Авдеева Н.Н. и др. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996.

3. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

4. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. – Л.: изд. Лен. ун-та, 1974.

5. Альперович В.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. – М., 1998.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1980.

7. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека константность восприятия. – Л.: ЛГУ, 1968.

8. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. – СПб., 1998.

9. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.

10. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985.

11. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогензе // Вопросы психологии. – 1978. – № 4.

12. Бойко Е.И. Время реакции человека. – М., 1964.

13. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

15. Гроф С. Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. – М., 1996.

16. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

17. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.

18. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.

19. Изард К. Психология эмоций. – СПб., 1999.

20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПБ., 2000.

21. Калиш Р. Пожилые люди и горе. Психология зрелости и старения. – 1997.

22. Калчев П.П. Мотивы учебной деятельности первоклассников 6 и 7 лет: Автореф. дис. … канд. пед. наук, 1986.

23. Карандашев Ю.Н. Психология развития: Учебное пособие. – Минск, 1997.

24. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.

25. Кемпер И. Легко ли не стареть? М., 1996.

26. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

27. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

28. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб., 2000.

29. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.

30. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

31. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.

32. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М., 1999.

33. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Апрель-пресс, ЭКСМО-пресс, 1999.

34. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

35. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.

36. Муди Р. Жизнь после жизни. – Л., 1992.

37. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: Ин-т практической психологии, 1998.

38. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л., 1989.

39. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

40. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: Класс, 2000.

41. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М., 1997.

42.Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности // Вопр. психологии. – 1984. – № 1.

43.Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды. – М., 1994.

44.Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления взрослых. – М.: МГУ, 1980.

45.Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. – Минск: Харвест, 2000.

46.Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Под. Ред. Ананьева и др. – М.: Педагогика, 1972.

47.Райс Ф. Психология детского и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000.

48.Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

49. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.

50. Русина Н. А. Урываев В.А. Психологическая характеристика личности ребенка. Метод. рекомендации. – Ярославль: ЯГМА, 1998.

51. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Учебное пособие. Л.: ЛГУ,1990.

52. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1966.

53. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. Т Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.

54. Степанова Е.И. Психология взрослых людей – основа акмеологии. – СПб., 1995.

55. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. – Л., 1988.

56. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966.

57. Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. – М., 1989.

58. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999.

59. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

60. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.

61. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

62. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1995.

63. Фромм Э. Человек для себя. – М., 1992.

64. Харли У. Законы семейной жизни. – М., 1992.

65. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.

66. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – М.: Томск, 1997.

67. Хомский Н. Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.

68. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М., 1975.

69. Хьелл Л,. Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

70. Цукерман и др. Психология саморазвития. М., 1995.

71. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. – СПб., 1999.

72. Эриксон Эрик. Детство и общество. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000.

73. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 1960.

 

Словарь терминов

Абстрактно-логическое мышление– мыслительный процесс, который заключается в использовании понятий и логических конструкций.

Агрессия– осознанные действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб живым существам или неживым объектам.

Аддиктивное поведение (от англ. аddiction – склонность, пагубная привычка) – поведение, отклоняющееся от общепринятых норм характерными пагубными склонностями, например злоупотребление химическими веществами.

Акмеология – наука, изучающая объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин в своей деятельности.

Активность – деятельное состояние организма, которое проявляется, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, которая представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с аномалиями личности.

Амнезия детства – феномен психики взрослого человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3-4 лет жизни.

Асоциальное поведение – поведение, не соответствующее социальным нормам и требованиям.

Аффективная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Базальная потребность – потребность, удовлетворение которой обеспечивает нормальное развитие в определенном возрастном периоде.

Биологический возраст – соответствие индивида определенному моменту жизни.

Близость – тесные взаимоотношения, предполагающие взаимную эмпатию; устойчивая положительная эмоциональная связь.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

Внутренняя речь – вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляцию поведения.

Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.

Восприятие – целостное отражение объективной реальности, возникающее в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств.

Время реакции – временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала и началом ответа на этот сигнал.

Высшие психические процессы – сложные, формирующиеся при познавании мира психические процессы. К их числу относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и т. д.

Гендерные особенности – особенности, связанные с признаками половой принадлежности.

Генотип – совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Геронтогенез – период старения, который начинается после 60 лет.

Девиантное поведение (синоним асоциальному поведению) – отклоняющееся от общепринятых в обществе правовых или нравственных норм поведение.

Делинквентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, противоправное, преступное поведение.

Депрессия (от лат. depressio – подавленность) – угнетенное, подавленное психическое состояние. Это состояние, обычно характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной, когнитивной сфер, общей пассивностью.

Дистресс – деструктивный, разрушительный стресс.

Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, в основном под влиянием образа жизни родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

Изоляция – обособление, отсутствие или неспособность к эмоциональному контакту с окружающими.

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, носитель индивидуальных, генетически обусловленных черт.

Интеллект – глобальная, интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способностей человека.

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.

Когнитивные процессы – совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

Конмформность – тенденция людей изменять свое поведение таким образом, чтобы это соответствовало поведению и требованиям других людей.

Латентный период – период времени, в течение которого невозможно наблюдение за каким-либо предметом или явлением.

Логическая (словесно-логическая) память – запоминание и воспроизведение мыслей.

Логическое мышление – мыслительный процесс, в котором используются логические конструкции, готовые понятия.

Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитетов.

Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.

Память – процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения прошлого опыта.

Практическое мышление – мыслительный процесс, направленный на преобразование окружающей действительности, восприятие и манипулирование реальными предметами.

Представление – психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

Психологическая устойчивость – устойчивость личности к условиям социальной среды и межличностного взаимодействия.

Психологический возраст – характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем развития.

Пубертат – период полового созревания, характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма.

Ригидность – трудность, неспособность субъекта к изменению намеченной программы поведения при изменяющихся условиях.

Самоактуализация – стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности.

Смысл жизни – движущая сила человеческого поведения, центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего живет человек.

Стресс – интегральный ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку.

Фрустрация – психическое состояние, вызываемое непреодолимыми препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнев, раздражение, тревожность, чувство вины и т. д.

 

 

Содержание

Стр

1. История исследований и основные определения развития

2. Теории психического развития ..........................................

2.1. Биогенетический подход ............................................

2.2. Социогенетический подход ........................................

2.3.Когнитивный подход ..................................................

2.4. Персоногенетический подход ....................................

2.5. Экологическая модель развития ................................

3. Механизм психического развития ребенка ........................

3.1. Младенчество (0-2 лет) ...............................................

3.2. Раннее детство (2-6 лет) ..............................................

3.3 Среднее детство (6-11 лет) ...........................................

3.4.Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)

3.5. Ранняя взрослость (20-40 лет) .....................................

3.6. Средняя взрослость (40-60 лет) ..................................

3.7. Поздняя взрослость и старость (60…75…) ................

Темы семинаров и практических занятий ..............................

Темы рефератов ......................................................................

Вопросы к экзамену ................................................................

Литература по курсу ...............................................................

Словарь



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.023 с.)