Стадии развития мышления (по Ж. Пиаже) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии развития мышления (по Ж. Пиаже)



Стадия Характеристика
  1. Сенсомоторная (0-2 лет)   Отличает себя от предметов. Осознает себя как носителя действия и начинает действовать произвольно
  2. Дооперационная (2-7 лет)   Учиться пользоваться речью и представлять предметы словами и в образах. Мышление все еще эгоцентрично: с трудом принимает точку зрения других. Классифицирует объекты по одному признаку  
  3. Конкретных операций (7-11 лет)   Может мыслить логически об объектах и событиях. Постигает сохранение количества (6 лет), объема (7 лет) и веса (9 лет) Классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру  
  4. Формальных операций (от 11 лет и далее)   Может мыслить логически об абстрактных высказываниях и систематически проверяет гипотезы. Начинает интересоваться гипотетическими и идеологическими проблемами, будущим  

 

Американские психологи М. Парлоф, Л. Датта и др. (1986 г.) в своих исследованиях сравнивали личностные свойства нескольких возрастных групп творческих людей друг с другом и с менее творческими. Оказалось, что независимо от возраста они обладали следующими качествами: – развитым чувством индивидуальности; – наличием спонтанных реакций; – стремлением опираться на собственные силы; – эмоциональной подвижностью; – желанием работать самостоятельно;– уверенностью в себе;– уравновешенностью; – напористостью.

Развитие речи. Существенные изменения происходят в монологической речи – появляется способность самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь также улучшается от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

Аффективная сфера. Для детей в подростковом возрасте характерны возбудимость, импульсивность, резкая смена настроений и переживаний, во многом это обусловлено половым созреванием и связанными с этим гормональными изменениями. Влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным. Именно в этом возрасте ребенок переживает один из самых острых и бурных кризисов – кризис 13 лет. Многие специалисты называют этот кризис возрастом «второй перерезки пуповины»,символически подразумевая под этим процесс социального отделения от родителей, который может у многих подростков проходить достаточно болезненно, сопровождаясь бурными, в том числе негативными,эмоциями. Подростки могут производить впечатление грубых и бесцеремонных, при этом сами являются неимоверно ранимыми. З. Фрейд, описывая проявления этого кризиса, писал, что настроение в это время колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Другой выдающийся ученый Л.С. Выготский полагал, что подростковый кризис является очень важной фазой развития, так как в это время происходит переход к другой, более взрослой структуре личности и без кризиса период взросления не наступает.

Симптомами кризиса считаются проявления враждебности и негативизма (у 20 процентов детей негативизм проявляется сильно), снижение продуктивности учебной деятельности. Наблюдаются падение способностей, даже в тех сферах, где ребенок достаточно одарен, регрессивное поведение. Вместе с тем внутренний мир ребенка развивается таким образом, что часто в области фантазий решаются проблемы, которые невозможно решить в реальной действительности, и там он находит удовлетворение своих потребностей и желаний. Отголоски духовной жизни в этом возрасте могут проявляться в творчестве совсем не связанном с учебной деятельностью, например в стихах, дневниках.

Манифестация подростковых проблем может проявляться в виде различных фобий (школьные фобии, социальные фобии).

Базальной потребностью этого возраста является внимание в первую очередь со стороны значимых взрослых, поэтому большое значение приобретают стратегии воспитания, которых придерживаются родители. Эти стратегии оказывают большое влияние на формирующуюся личность подростка, на особенности его характера, отношения с окружающим миром, в том числе с физическим миром вещей, что может впоследствии повлиять на выбор жизненной стратегии и будущей профессии в частности.

Огромное значение в этом возрасте имеет общение со сверстниками – это не только источник появления новых интересов, но и становление норм поведения. Интимно-личностное общение со сверстниками – один из важнейших аспектов ведущей деятельности этого возраста.

К новообразованиям относятся: формирующееся чувство взрослости, «МЫ-концепция», которая может проявляться при формировании референтных подростковых групп. Типичной чертой, присущей подросткам-астникам таких групп, является повышенная конформность.

Неприятие взрослыми сложного и противоречивого поведения ребенка в пубертатном периоде, а также неправильные стратегии воспитания могут приводить к тому, что в качестве протеста или для удовлетворения потребностей ребенок выберет аддиктивный стиль поведения. Подростковый и юношеский возраст рассматривается как один из наиболее опасных для формирования девиантного и делинквентного поведения, что часто является показателем нарушения процесса социальной адаптации подростка.

 

Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)

Специфика когнитивной сферы лиц, достигших 20–40 лет, обусловлена не только хронологическим возрастом и изменениями организма, но в большей степени личными, социальными и культурными событиями и факторами.

Динамика и направление развития познавательных психических процессов могут быть как положительными, так и отрицательными. Это зависит от следующих факторов. В качестве внутреннего фактора выступает уровень одаренности индивида – характеристика степени выраженности и природных способностей, определяющих успешность индивида в определенном виде деятельности. Известно, что у более одаренных людей интеллектуальный прогресс более длительный. Необходимо учитывать также внешний фактор – это совокупность условий, зависящих от социально-экономических и культурных условий. Таким образом, можно сказать, что развитие когнитивной сферы в возрасте 20-40 лет неразрывно связано с развитием и формированием личности.

Отличительным признаком взрослого мышления является гибкость, с которой взрослые могут использовать все те способности, которыми обладают. Приобретенный в детстве и юности интеллектуальный потенциал человек использует для того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Этот период некоторые ученые называют периодом достижения (Шайи, 1986 г.). Успешно справляясь с этим, человек приобретает определенную степень личной независимости и переходит к следующей фазе когнитивной зрелости – периоду социальных обязанностей.

Особенности развития эмоций. Наиболее характерно аффективную сферу этого возрастного периода отражает кризис 30 лет или как его часто называют психологи – «ловушка 30 лет».

Главные проблемы этого возраста – достижение идентичности (в противоположность смешению ролей) и близости (в противоположность изоляции). Одной из основных потребностей становится поиск близости с любимым человеком и деятельности, в которой человек сможет наиболее эффективно реализовать себя. Нереализованность в этих двух сферах может говорить о наличии возрастного кризиса. Началом кризиса, как правило, является достаточно значимое событие, оно выявляет такие качества личности, как незрелость, желание продлить молодость любой ценой, чаще всего с помощью ухода от принятия жизненно важных решений. Кризис может тянуться годами и заканчивается с изменением структуры личности на более взрослую. В этом случае человеку приходится пересматривать приоритеты и, возможно, позволять себе полностью изменить жизненный сценарий.

Система ценностей, присущая человеку в этом возрасте индивидуальна, но существуют и общие тенденции (табл. 3).

 

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.006 с.)