Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадии развития мышления (по Ж. Пиаже)
Американские психологи М. Парлоф, Л. Датта и др. (1986 г.) в своих исследованиях сравнивали личностные свойства нескольких возрастных групп творческих людей друг с другом и с менее творческими. Оказалось, что независимо от возраста они обладали следующими качествами: – развитым чувством индивидуальности; – наличием спонтанных реакций; – стремлением опираться на собственные силы; – эмоциональной подвижностью; – желанием работать самостоятельно;– уверенностью в себе;– уравновешенностью; – напористостью. Развитие речи. Существенные изменения происходят в монологической речи – появляется способность самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь также улучшается от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. Аффективная сфера. Для детей в подростковом возрасте характерны возбудимость, импульсивность, резкая смена настроений и переживаний, во многом это обусловлено половым созреванием и связанными с этим гормональными изменениями. Влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным. Именно в этом возрасте ребенок переживает один из самых острых и бурных кризисов – кризис 13 лет. Многие специалисты называют этот кризис возрастом «второй перерезки пуповины»,символически подразумевая под этим процесс социального отделения от родителей, который может у многих подростков проходить достаточно болезненно, сопровождаясь бурными, в том числе негативными,эмоциями. Подростки могут производить впечатление грубых и бесцеремонных, при этом сами являются неимоверно ранимыми. З. Фрейд, описывая проявления этого кризиса, писал, что настроение в это время колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Другой выдающийся ученый Л.С. Выготский полагал, что подростковый кризис является очень важной фазой развития, так как в это время происходит переход к другой, более взрослой структуре личности и без кризиса период взросления не наступает.
Симптомами кризиса считаются проявления враждебности и негативизма (у 20 процентов детей негативизм проявляется сильно), снижение продуктивности учебной деятельности. Наблюдаются падение способностей, даже в тех сферах, где ребенок достаточно одарен, регрессивное поведение. Вместе с тем внутренний мир ребенка развивается таким образом, что часто в области фантазий решаются проблемы, которые невозможно решить в реальной действительности, и там он находит удовлетворение своих потребностей и желаний. Отголоски духовной жизни в этом возрасте могут проявляться в творчестве совсем не связанном с учебной деятельностью, например в стихах, дневниках. Манифестация подростковых проблем может проявляться в виде различных фобий (школьные фобии, социальные фобии). Базальной потребностью этого возраста является внимание в первую очередь со стороны значимых взрослых, поэтому большое значение приобретают стратегии воспитания, которых придерживаются родители. Эти стратегии оказывают большое влияние на формирующуюся личность подростка, на особенности его характера, отношения с окружающим миром, в том числе с физическим миром вещей, что может впоследствии повлиять на выбор жизненной стратегии и будущей профессии в частности. Огромное значение в этом возрасте имеет общение со сверстниками – это не только источник появления новых интересов, но и становление норм поведения. Интимно-личностное общение со сверстниками – один из важнейших аспектов ведущей деятельности этого возраста.
К новообразованиям относятся: формирующееся чувство взрослости, «МЫ-концепция», которая может проявляться при формировании референтных подростковых групп. Типичной чертой, присущей подросткам-астникам таких групп, является повышенная конформность. Неприятие взрослыми сложного и противоречивого поведения ребенка в пубертатном периоде, а также неправильные стратегии воспитания могут приводить к тому, что в качестве протеста или для удовлетворения потребностей ребенок выберет аддиктивный стиль поведения. Подростковый и юношеский возраст рассматривается как один из наиболее опасных для формирования девиантного и делинквентного поведения, что часто является показателем нарушения процесса социальной адаптации подростка.
Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет) Специфика когнитивной сферы лиц, достигших 20–40 лет, обусловлена не только хронологическим возрастом и изменениями организма, но в большей степени личными, социальными и культурными событиями и факторами. Динамика и направление развития познавательных психических процессов могут быть как положительными, так и отрицательными. Это зависит от следующих факторов. В качестве внутреннего фактора выступает уровень одаренности индивида – характеристика степени выраженности и природных способностей, определяющих успешность индивида в определенном виде деятельности. Известно, что у более одаренных людей интеллектуальный прогресс более длительный. Необходимо учитывать также внешний фактор – это совокупность условий, зависящих от социально-экономических и культурных условий. Таким образом, можно сказать, что развитие когнитивной сферы в возрасте 20-40 лет неразрывно связано с развитием и формированием личности. Отличительным признаком взрослого мышления является гибкость, с которой взрослые могут использовать все те способности, которыми обладают. Приобретенный в детстве и юности интеллектуальный потенциал человек использует для того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Этот период некоторые ученые называют периодом достижения (Шайи, 1986 г.). Успешно справляясь с этим, человек приобретает определенную степень личной независимости и переходит к следующей фазе когнитивной зрелости – периоду социальных обязанностей. Особенности развития эмоций. Наиболее характерно аффективную сферу этого возрастного периода отражает кризис 30 лет или как его часто называют психологи – «ловушка 30 лет». Главные проблемы этого возраста – достижение идентичности (в противоположность смешению ролей) и близости (в противоположность изоляции). Одной из основных потребностей становится поиск близости с любимым человеком и деятельности, в которой человек сможет наиболее эффективно реализовать себя. Нереализованность в этих двух сферах может говорить о наличии возрастного кризиса. Началом кризиса, как правило, является достаточно значимое событие, оно выявляет такие качества личности, как незрелость, желание продлить молодость любой ценой, чаще всего с помощью ухода от принятия жизненно важных решений. Кризис может тянуться годами и заканчивается с изменением структуры личности на более взрослую. В этом случае человеку приходится пересматривать приоритеты и, возможно, позволять себе полностью изменить жизненный сценарий. Система ценностей, присущая человеку в этом возрасте индивидуальна, но существуют и общие тенденции (табл. 3).
Таблица 3
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.006 с.) |