Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории психического развития

Поиск

Первые известные нам возрастные периодизации были предложены Пифагором, Гиппократом и Аристотелем. Научный подход к изучению психического развития основан на эволюционном учении Ч. Дарвина.

Вопрос о том, что есть развитие, в чем его движущая сила и смысл, остается открытым и сейчас.

Ученые выделяют две основные точки зрения:

1. Эволюция – это проявление уже существующих задатков (Берг Л.С., 1977, Бернштейн Н.А., 1965 г.).

2. Эволюция есть процесс создания совершенно нового, в живой системе существует физическая тенденция усложнять свои функции и структуры (Бергсон А., Тринчер К. С., 1965 г.).

В рамках данного курса будут рассмотрены основные теоретические подходы, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций современного психологического знания.

Биогенетический подход.

Теории рекапитуляции

 

Теории рекапитуляции утверждают, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, который прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных до первобытного человека. Например, С. Холл считал, что если человеческий зародыш проходит путь от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства от первобытной дикости постепенно переходит к современному уровню культуры. Развивая и разрабатывая эту теорию, Гетчинсон выделял пять периодов развития человека от рождения до взрослости (рис. 2).

 

Рис. 2. Периодизация развития по Гетчинсону

 

1. Период дикости. Период длится до 5 лет, максимума достигает в 3 года.

2. Период охоты и захвата добычи (с 4 до 12 лет, максимум в 7 лет).

3. Период пастушества (9-14, максимум в 10 лет).

4. Земледельческий период (12-16, максимум в 14 лет).

5. Промышленно-торговый (с 14 и до взрослости, максимум в 18-20 лет).

 

Психоаналитический подход

Австрийский психолог, психиатр З. Фрейд, основываясь на своей теории психоанализа, процесс развития ребенка делил на четыре стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентный период и генитальную. Он считал, что ребенок рождается с определенным запасом жизненной энергии – «либидо». На каждой стадии развития «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Неудовлетворение потребностей на любой из стадий ведет к формированию определенных типов характера и возможным нарушениям в поведении и психической сфере вплоть до формирования невроза.

Стадии психосексуального развития (по З. Фрейду):

1. Оральная стадия (0–2 лет). Удовлетворение потребностей связано с процессом кормления. При фиксации на данной стадии возможно формирование орально-пассивного или орально-агрес-сивного характера.

2. Анальная стадия (2–4 лет). Удовлетворение потребностей и будущий успешный процесс социализации Фрейд связывал с процессами выделения. В противном случае, полагал он, возможно формирование анально-удерживающего типа характера или анально-агрессивного.

3. Фаллическая стадия (5–6 лет). Внимание ребенка сосредоточено на половых органах, оно способствует формированию идентификации по половому признаку. Фиксация в этом периоде дает фаллический тип характера.

4. Латентный (скрытый) период. Может длиться с 6 до 12 лет, на протяжении которых энергия «либидо» дремлет, ребенок предпочитает контактировать со сверстниками своего пола.

5. Генитальная стадия приходится на подростковый период
(с 12 лет) и всю взрослую жизнь человека. Генитальный характер – символ психического здоровья, гарантия формирования зрелых гетеросексуальных отношений и продуктивной социальной деятельности.

 

Социогенетический подход.

Концепция Э. Эриксона

 

Согласно этой концепции развитие личности обусловлено результатами преодоления кризисных ситуаций (конфликтов), возникающих в определенные периоды жизни. Эриксон делит жизнь на периоды, в течение которых перед человеком ставятся задачи, при успешном решении которых личности обеспечиваются психическое здоровье и формирование положительного самоощущения (табл. 1).

 

Таблица 1

Этапы развития (Концепция Э. Эриксона)

Стадия Ключевая фигура Основная задача Основа формирования положительного самоощущения Нарушения нормального развития
Первая 0–1 год) Мать Сформировать доверие к миру и окружающим людям. Мир открыт и предсказуем В отношениях с родителями формируются: взаимная любовь и признание, удовлетворение потребностей, в том числе в общении   Результатом плохого отношения со стороны матери, пренебрежения, раннего отлучения от груди или эмоциональной изоляции может быть то, что ребенок становится неспособным овладевать новыми видами деятельности

 

Продолжение табл. 1

Стадия Ключевая фигура Основная задача Основа формирования положительного самоощущения Нарушения нормального развития
Вторая (1-3 лет) Родители (отец, мать) Самостоятель- ность (автономия)   Поощрение развивающейся автономии способствует формированию относительной самостоятельности Чрезмерные запреты и негативное отношение вызывают инфантильность, полную зависимость. Развивается гипертрофированное чувство стыда. Плохо развитая речь и двигательные функции
Третья (3–6 лет) Семья (родители, сестры, братья) Инициатива, уверенность в своих возможностях, активность Подкрепление исследовательского поведения ребенка Главная опасность – вызывание чувства вины за свер- шенные действия. Результат: чувство неполноценности, пассивное поведение, слабо развитые трудо-вые навыки
Четвертая (6–12) Соседи, Знакомые, школа Трудолюбие, способность к самовыражению Получение позитивного результата деятельности Избегание сложных заданий, конформность. Неумение структурировать трудовой процесс, неумение получать результат деятельности
Пятая (13–18) Сверстники, друзья. Идентичность (формирование полоролевого поведения) Активный поиск себя в других ролях. Гендерная поляризация. Самоопределение Смешение ролей. Размывание чувства «Я». Излишняя концентрация на себе в ущерб отношений с внешним миром
Шестая (20–40)   Близость – способность адекватно общаться, не боясь потерять собственную идентичность Общение, осознание собственных границ Изоляция, Одиночество

 

Окончание табл. 1

Стадия Ключевая фигура Основная задача Основа формирования положительного самоощущения Нарушения нормального развития
Седьмая (40–60) Генеративность. Целеустремленность, продуктивность Удачное разрешение предыдущих конфликтов. Решение социальных проблем Стагнация, регрессия
Восьмая (60-…..) Цельность Чувство завершенности жизненного пути, осуществление планов и целей. Удовлетворенность жизнью, самореализация Отчаяние, неудовлетворенность прожитой жизнью

 

Когнитивный подход

Согласно когнитивным теориям, развитие представляет собой процесс эволюции психических структур, генетически запрограммированных и зависящих от степени зрелости индивидуума (Крайг Г., 2000 г.). Наиболее разработанной и влиятельной считается теория генетической эпистемологии Ж. Пиаже.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже, основатель женевской школы генетической психологии, особое внимание в своей теории уделял внутренней природе интеллекта и его внешним проявлениям. В центре концепции – положение о равновесии: внешняя среда постоянно меняется, субъект стремится установить с ней равновесие. Развитие схем действий, т. е. познавательное развитие, происходит благодаря тому, что предметные действия постепенно превращаются в умственные операции.

Механизмы приспособления, используемые для установления равновесия:

Ассимиляция – индивид приспосабливает новую информацию (ситуацию, объект) в уже имеющиеся у него схемы действий. При этом происходит совершенствование существующих схем (понятий).

Аккомодация – индивид приспосабливает прежде сформированные реакции к новой информации (ситуации, объекту), т. е. вынужден перестраивать старые схемы, продуцировать новые с целью приспособления к новой информации.

Процесс развития интеллекта делится на три больших периода, в рамках которых происходят зарождение и становление трех основных видов интеллекта.

Первый период (0–2 лет): развитие сенсомоторного интеллекта. Действия с конкретными предметами постепенно интериоризируются, способствуя возникновению мыслительных операций (рис. 2).

 


Рис. 2. Схема интеллектуального развития в течение двух первых лет жизни.

Второй период (2-12 лет): период конкретных операций. На смену предметным действиям приходят операции (становление собственно логического мышления), что позволяет ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, измерять предметы и объекты физического мира.

Третий период (11-15 лет): период формальных операций. Развивается способность оперировать абстрактными понятиями.

 

Персоногенетический подход

 

Наиболее ярко особенности подхода представлены в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Психическое развитие, согласно этим концепциям – результат собственного выбора, сделанного человеком. При этом движущей силой развития является стремление к самоактуализации (А. Маслоу) или стремление к актуализации (К. Роджерс) (рис. 3).

Стремление к самоактуализации – врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Стремление к актуализации – врожденное стремление сохранять и развивать личность, способности, двигаясь к завершенности и целостности. И если Маслоу полагал, что личностью движут потребности и, удовлетворяя наиболее примитивные потребности, человек становится способным на большее, то, согласно Роджерсу, люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознанием.

 

 

Рис. 3. Иерархия потребностей А.Маслоу

(С– потребность в самоактуализации)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.232 (0.01 с.)